Что делает государственная жилищная инспекция

Выявление и пресечение нарушения требований энергетической эффективности. Установка общедомовых приборов учета. Ответственность за содержание и ремонт общедомовых приборов учета

Государственная жилищная инспекция Российской Федерации: проблемы толкования компетенции органа исполнительной власти

Одним из сегментов административно-правового регулирования жилищной сферы является контроль над жилищным фондом РФ. Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1086 (далее – Постановление) для осуществления контрольных функций за использованием и сохранностью жилищного фонда была создана государственная жилищная инспекция, действующая на двух уровнях власти – федеральном и субъекта России (далее – ГЖИ). Данным нормативным актов было утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации (далее — Положение).

Государственная жилищная инспекция и проблема выселения граждан из жилых помещений

В Положении, регламентирующем правовой статус ГЖИ, отсутствуют нормативные предписания, наделяющие ГЖИ правомочием на выселение граждан из жилых помещений.

Однако правоприменитель в лице высшей судебной инстанции России – Верховного Суда РФ дал расширенное толкование понятия части 1 статьи 91 ЖК РФ, содержащей перечень субъектов, уполномоченных обращаться в судебные инстанции с иском о выселении граждан из жилых помещений. Так, в обзоре судебной практики за 4 квартал 2005 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2006 г. изложено толкование понятия «другие заинтересованные лица», содержащееся в части 1 статьи 91 ЖК РФ, которые имеют право обращаться в суд с иском выселении нанимателей и членов их семей.

Положения указанной статьи предусматривают выселение в судебном порядке по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи без предоставления другого жилого помещения в трех случаях. Во-первых, если они используют жилое помещение не по назначению. Во-вторых, систематически нарушают права и законные интересы соседей. В-третьих, бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение.

По мнению суда, к заинтересованным лицам относятся лица, чьи права нарушаются неправомерными действиями нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи. Так, в первом случае при систематическом нарушении прав и законных интересов соседей обратиться с иском в суд о выселении граждан, которые своим поведением делают невозможным для других проживание с ними в одном доме, может любой житель дома, чьи права нарушаются неправомерными действиями другого жильца этого же дома. Верховный Суд РФ, ссылаясь на компетенцию органов жилищной инспекции об осуществлении контроля за использованием жилищного фонда; за соблюдением правил пользования жилыми помещениями делает вывод о том, что органы государственной жилищной инспекции также вправе обратиться в суд с иском о выселении нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи при нарушении ими правил пользования жилым помещением, ведущем к разрушению такого жилого помещения.

Позиция Верховного Суда РФ о том, что ГЖИ может обратиться в суд и иском о выселении нанимателя и (или) членов его семьи без предоставления другого жилого помещения в случаях, если они используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение, была подтверждена в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации».

Проблемы взаимоотношений государственной жилищной инспекции и межведомственных комиссий.

Вступление в силу в 2005 г. нового Жилищного кодекса РФ стало импульсом для интенсивного развития жилищных правоотношений. Наряду с ГЖИ стали возникать новые органы исполнительной власти (например, межведомтсвенные комиссии), компетенция которых распространялась и на сферу осуществления контроля за сохранностью и использованием жилищного фонда. Это обстоятельство обусловило возникновение проблемы взаимодействия ГЖИ со вновь создаваемыми органами исполнительной власти и обращение в судебные инстанции.

Так, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30 августа 2011 г. № КАС11-455 было отказано в удовлетворении кассационной жалобы и оставлено без изменения решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 июля 2011 г.

Из обстоятельств дела, рассмотренного судебными инстанциями, следовало, что истец обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (далее — Положение) в части определения субъектного состава межведомственной комиссии, которая уполномочена признавать жилые помещения пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 7 рассматриваемого положения Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта и орган местного самоуправления имеют право создавать в установленном ими порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители указанных властных органов, а их председателями назначаются должностные лица соответствующих органов власти.

Читайте также:  Жилищная инспекция осуществляет контроль

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях — квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

По мнению истца, пункт 7 Положения следует признать недействительным в части не предусматривающей включение в состав межведомственной комиссии представителя государственной жилищной инспекции, осуществляющей государственный контроль за соблюдением порядка и правил признания жилого дома и жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В обоснование заявленного требования указал, что в связи с отсутствием в оспариваемом им пункте 7 Положения такой нормы, государственная жилищная инспекция , в противоречие с требованиями пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», статей 1, 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, не осуществляет государственный контроль за порядком признания межведомственной комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и не принимает мер по недопущению нарушения прав граждан со стороны органов государственной власти, при которых создаются комиссии, вследствие чего нарушаются его права собственника жилого помещения в многоквартирном доме.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ, исследовав материалы дела, не нашла оснований для отмены решений суда, который, по её мнению пришел к правильному выводу о том, что отсутствие в оспариваемом пункте 7 Положения нормы, предписывающей включать представителя государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации в состав межведомственной комиссии для решения вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, о чем просит заявитель, не может служить основанием для удовлетворения его заявления, поскольку нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которым была бы установлена такая обязанность, не имеется.

В судебном решении, по мнению кассационной инстанции, обоснованно указано, что пункты 5 и 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1086 (в редакции от 6 февраля 2006 г.), которыми государственная жилищная инспекция Российской Федерации наделена функциями государственного контроля, в том числе за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые, и правом выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания, не предусматривают участие органов государственной жилищной инспекции в работе межведомственной комиссии и не наделяют их правом принимать решения в целях, указанных в статьях 15, 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Государственная жилищная инспекция ( ГЖИ ) — орган исполнительной власти районной, городской и региональной администрации, призванный контролировать исполнение юридическими лицами и гражданами норм жилищного законодательства. Структура создается на уровне субъекта РФ и его населенных пунктов (районов). В своей деятельности ГЖИ руководствуется Конституцией РФ, кодексами, федеральными (в частности, Постановлением Правительства РФ № 493 от 11.06.2013 г.) и местными нормативными актами. Например, порядок работы столичной жилищной инспекции регулирует закон города Москвы № 336-П от 26.08.2011 г. Полномочия и функции ГЖИ .

ГЖН всемогущий: полномочия органов государственного жилищного надзора

ГЖН всемогущий: полномочия органов государственного жилищного надзора

3 сентября в Государственную Думу РФ был внесён проект Федерального закона об увеличении полномочий органов государственного жилищного надзора.

Правительство РФ, а именно этим ведомством разработан законопроект, предлагает расширить компетенцию ГЖН и делегировать им рассмотрение административных дел о невыполнении РСО обязанности по оснащению приборами учёта МКД и жилых домов.

Предполагается, что законопроект N 1165258-6 поможет органам ГЖН более тщательно и эффективно следить за оснащённостью приборами учёта МКД и жилых домов. Изменения планируется внести в статьи 23.48 и 23.55 КоАП РФ.

Полномочия органов государственного жилищного надзора

Оборудовать помещения в МКД и жилых домах приборами учёта обязаны РСО.

  • выявлять,
  • предупреждать
  • и пресекать

нарушения требований энергетической эффективности и оснащённости помещений ПУ. Таким образом, проверяя и даже выявляя подобные нарушения, органы ГЖН не могут привлечь к административной ответственности провинившихся. Пока это право Федеральной антимонопольной службы – согласно ст. 23.48 КоАП РФ.

Орган ГЖН в случае обнаружения нарушения требований энергетической эффективности или отсутствия приборов учёта в 30-дневный срок сообщает об этом в Федеральную антимонопольную службу. Та, в свою очередь, обязана рассмотреть поступившую информацию также в течение тридцати дней.

Большая загруженность сотрудников указанных органов не позволяет рассмотреть все имеющиеся обращения в двухмесячный срок. Два месяца – срок давности, отведённый статьёй 4.5. КоАП РФ для привлечения к административной ответственности за подобные нарушения. Таким образом, большинству недобросовестных РСО удаётся избежать наказания.

Читайте также:  Как подать заявление в жилищную инспекцию через госуслуги пошаговая инструкция

Именно поэтому Правительство РФ предлагает расширить полномочия органов ГЖН и дать им право привлекать к ответственности РСО, не устанавливающие приборы учёта в МКД и жилых домах, без участия Федеральной антимонопольной службы.

Границы эксплуатационной ответственности

Установка ОДПУ

Так как ОДПУ входит в состав инженерных сетей, то, соответственно, может быть включён в состав общего имущества в МКД. По месту установки ОДПУ, согласно договору ресурсоснабжения, заключаемому между УО и РСО, проходит граница эксплуатационной ответственности.

Как мы уже говорили, ещё одна обязанность РСО, согласно п.8 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, – установка ОДПУ в помещениях.

Также в п.4 ст.2 Федерального закона уточняется, что понимается под энергетической эффективностью, которой должны соответствовать приборы учёта, – это характеристики, позволяющие оценить полезность использования энергетических ресурсов.

  • подтверждение права собственности на объект, где требуется установить ПУ;
  • учредительные сведения;
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • свидетельство о постановке на учёт в налоговых органах РФ;
  • подтверждение полномочий подписавшего заявку человека.

К заявке прикрепляются копии перечисленных документов, кроме тех, что подтверждают полномочия лица, – отдаётся оригинал.

Государственная жилищная инспекция — государственный орган, осуществляющий надзор в сфере жилищно -коммунального хозяйства и надзор за управлением жилыми домами. Выполняет контрольные задачи и выполняет лицензионные функции в сфере управления недвижимостью. Фактически Жилищная инспекция является посреднической организацией между собственниками квартир, управляющими компаниями (УК) и муниципальными / государственными органами. Необходимость создания Жилищной инспекции возникла в результате появления у жильцов не только собственных квартир, но и общих частей, требующих постоянного ремонта и обслуживания.

Правовое регулирование деятельности государственной жилищной инспекции в Российской Федерации

Якименко, О. Ю. Правовое регулирование деятельности государственной жилищной инспекции в Российской Федерации / О. Ю. Якименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 3 (38). — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/archive/38/4474/ (дата обращения: 15.08.2022).

В статье автор уточняет нормативно-правовую базу, определяющую компетенцию государственной жилищной инспекции Российской Федерации как органа по надзору и контролю за соблюдением законности в области жилищных и коммунальных отношений. Также в статье речь идет об изменениях в жилищном законодательстве, касающихся деятельности государственной жилищной инспекции в РФ.

В настоящее время в России продолжается процесс становления и развития федерального законодательства, в том числе связанного с деятельностью органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На данный процесс оказывают влияние длящиеся реформы в важных сферах жизнедеятельности общества и государства, а также актуальность сферы жилищно-коммунального хозяйства на современном этапе.

В 1994 году принято Постановление Правительства Российской Федерации о создании органов государственной жилищной инспекции в каждом субъекте Российской Федерации. В своей деятельности государственная жилищная инспекция руководствуется статьей 40 Конституции Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 № 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации».

Создание государственных жилищных инспекций в субъектах Российской Федерации было обусловлено установлением надзора и контроля за соблюдением законодательства в области жилищных и коммунальных отношений, созданием удобных, комфортных и благоприятных условий для жизнедеятельности населения.

Система органов жилищной инспекции в Российской Федерации, действует на двух уровнях власти — федеральном и уровне субъекта России. Она состоит из Главной государственной жилищной инспекции и государственных инспекций субъектов Российской Федерации.

Главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности [1].

В соответствии с возложенными задачами Госжилинспекция выполняет такие функции как контроль за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, водоотведения и другие) установленным требованиям законодательства, за проведением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации, за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, за соблюдением правил пользования жилыми помещениями, в том числе соблюдением порядка переоборудования и перепланировки жилых домов и (или) жилых помещений, за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания, за соблюдением порядка перевода жилых домов и жилых помещений в нежилые, за наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго-и водоресурсов, а также другие функции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации».

Органы жилищной инспекции являются также субъектами административных правоотношений в сфере контроля за сохранностью жилищного фонда и соблюдением правил его использования независимо от формы собственности. Государственная жилищная инспекция вправе привлекать лиц совершивших правонарушение к административной ответственности.

Правовое регулирование административной деятельности государственной жилищной инспекции осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

Граждане, должностные и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение правил пользования жилыми помещениями (ст.7.21 КоАП РФ), нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений (ст.7.22 КоАП РФ), нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст.7.23 КоАП РФ) [2].

Читайте также:  Как найти жилищную инспекцию в госуслугах

В соответствии с п. 16.2 статьи 12 Жилищного Кодекса РФ координацию и контроль за деятельностью региональных органов жилищной инспекции осуществляет Правительство Российской Федерации [3].

Жилищное законодательство также осуществляет правовое регулирование деятельности государственной жилищной инспекции в РФ. В статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено понятие «государственный жилищный надзор», предметом которого выступает деятельность уполномоченных органов за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с указанной нормой государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 ЖК РФ).

В развитие нормы статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в пункте 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 установлено, что государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации [4].

Вместе с тем органы местного самоуправления с целью решения вопросов местного значения в пределах своих территорий (поселений, муниципальных районов и городских округов) обязаны регулировать деятельность Государственной жилищной инспекции в субъектах РФ [5].

Решение вопроса о создании государственных жилищных инспекций в субъектах Российской Федерации должно также регулироваться нормативно-правовыми актами органов местного самоуправление во исполнение Постановления Правительства РФ № 1086 от 26.09.1994.

В субъектах Российской Федерации, где созданы и успешно функционируют Государственные жилищные инспекции, на уровне вопросов местного значения правовое регулирования Госжилинспекций осуществляется путем принятия муниципальных правовых актов в виде положений, разрабатываются целевые программы обеспечения государственного жилищного контроля (надзора) которые регламентируют государственную политику в сфере государственного контроля за обеспечением соблюдения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении жилищных и коммунальных услуг, а также порядок работы, особенности осуществления своих полномочий Государственной жилищной инспекции на территории отдельных субъектов Российской Федерации.

Таким образом, органы жилищной инспекции осуществляют региональный государственный контроль (надзор) на территории субъекта в установленной сфере деятельности. Для наиболее полной реализации полномочий Государственной жилищной инспекции Федеральным законом от 04.05.2011 г. №123-ФЗ и Федеральным законом от 18.07.2011 г. №242-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс РФ.

В связи с внесенными изменениями в жилищное законодательство РФ были расширены полномочия органов местного самоуправления в части осуществления муниципального контроля, изменения направлены на упорядочение деятельности по управлению многоквартирными домами и осуществлению контроля за этой деятельностью со стороны органов государственной власти. Изменения в Жилищный кодекс были обусловлены обострившимися в последнее время дискуссиями в средствах массовой информации между населением и управляющими организациями по фактам злоупотреблений. Большой объем судебной практики в жилищной сфере говорит о необходимости преобразований в части правового регулирования управления многоквартирными домами, что в свою очередь актуализирует деятельность уполномоченных органов по надзору и контролю за соблюдение жилищного законодательства. Имеют место быть случаи злоупотреблений при создании ТСЖ, нередко жильцы уже по факту узнают, что их дом передан в управление какой-либо коммерческой компании. С целью недопущения подобных ситуаций, были законодательно закреплены новые положения о контроле за созданием и работой товариществ, а также за выбором управляющих организаций.

Таким образом, изменения в жилищном законодательстве существенно расширили полномочия Государственных жилищных инспекций субъектов РФ как органов осуществляющих государственный жилищный надзор в порядке статьи 20 Жилищного кодекса РФ.

На основании изменений в законодательстве, а также учитывая сложившуюся ситуацию в жилищно-коммунальной сфере в современный период по нашему мнению, необходимо не только создание государственных жилищных инспекций в субъектах РФ, где такие органы не были созданы, необходимым является правовое регулирование и реализация полномочий органов жилищной инспекции на территории субъекта РФ, что в свою очередь обеспечит нормальное функционирование сферы жилищно-коммунального хозяйства в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Государственная жилищная инспекция, РФ, жилищная инспекция, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное законодательство, государственный жилищный надзор, Жилищный кодекс, Жилищный кодекс РФ, местное самоуправление.

Областную ГЖИ контролирует Главная государственная жилищная инспекция Российской Федерации. Но наиболее действенным станет обращение с исковым заявлением в суд, а затем и в прокуратуру. Полезные рекомендации … Жилищная инспекция : что это такое и какие функции она исполняет. Что делать , если домовые счетчики показывают запредельную сумму оплаты, при том что целый месяц вы были в отпуске? Или ваши соседи выбрасывают свой мусор прямо у подъезда, а не в установленное место? Кто поможет решить эти проблемы?

Источники
  • https://www.klerk.ru/law/articles/279682/
  • https://roskvartal.ru/gzhi/7040-gzhn-vsemoguschiy-polnomochiya-organov-gosudarstvennogo-zhilischnogo-nadzora
  • https://moluch.ru/archive/38/4474/

Рейтинг
Загрузка ...