Как получить консультацию юриста по недвижимости? Где найти хорошего адвоката по жилищным спорам? Как правильно выбрать услуги адвоката по жилищным делам?
Органы жилищного надзора в РФ: правоприменительные аспекты компетенции
В 2013 году в системе жилищного законодательства произошло знаковое событие. Было принято Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 г. № 493 «О государственном жилищном надзоре». Указанный нормативный акт значительно расширил полномочия существовавших на уровне субъектов Российской Федерации жилищных инспекций. Практика функционирования надзорных инстанций в жилищном сегменте правоотношений обусловила обращение к отдельным правоприменительным аспектам деятельности органов жилищного надзора в настоящей статье.
Проблема № 1
Сроки исковой давности, соблюдение которых необходимо при обращении в суды с требованиями о признании недействительными решений, принятых общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, и о признании договора управления данным домом недействительным.
Правовой путь, разрешающий указанную проблему, сформулирован в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации» за II квартал 2013 года, утвержденного 20 ноября 2013 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. В соответствии с ч. 6 ст. 20 ЖК РФ органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований этого кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.
Таким образом, право органов государственного жилищного надзора на обращение в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, и о признании договора управления данным домом недействительным закон связывает с выявлением указанных нарушений, а не с истечением срока исполнения предписания об их устранении.
Жилищным кодексом Российской Федерации срок для обращения органами государственного жилищного надзора в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, и о признании договора управления данным домом недействительным не определен, в связи с чем в соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ (аналогия закона) необходимо применять положения ч. 6 ст. 46 данного кодекса. Согласно ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суде решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований этого кодекса, в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. На основании изложенного шестимесячный срок исковой давности подлежит исчислению с момента выявления в ходе проведенной государственным жилищным надзором проверки указанных нарушений.
Таким образом, следует принимать во внимание, что для определения момента, с которого начинается срок исчисления исковой давности для подачи искового заявления, органам жилищного надзора необходимо учитывать дату вынесения документа, подтверждающего факт проверки и фиксации выявленных нарушений.
Проблема № 2
Государственная инстанция, в которую можно обращаться в связи с нарушениями положений закона о внесении платы за жилье и коммунальные услуги.
Из обстоятельств дела следовало, что истец обратился в суд в территориальный орган Роспотребнадзора о признании незаконным бездействия уполномоченного органа по разрешению жалобы заявителя, и просит обязать орган устранить в полном объеме нарушение его прав и свобод.
Истец указал, что он занимает жилое помещение по договору социального найма, своевременно производит оплату за жилье и коммунальные услуги. По мнению заявителя, председателем правления ТСЖ начисления оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги производились вопреки требованиям действующего на тот момент законодательства в нарушение ст. 153–157 ЖК РФ. С целью проверки наличия обмана потребителя при оплате коммунальных услуг и правильности их начисления, заявителем руководителю соответствующего территориального органа Роспотребнадзора была подана жалоба, однако проверка по его жалобе произведена не была, жалоба перенаправлена при отсутствии правовых оснований в иное учреждение для разрешения поставленных в ней вопросов.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований истца было отказано.
Апелляционная инстанция отметила, что вывод суда первой инстанции об отсутствии у территориального органа Роспотребнадзора полномочий по проверке правильности начисления коммунальных услуг является ошибочным, основанным на неправильном толковании норм материального права.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — закон о защите прав потребителей) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав . Из положений данного закона следует, что граждане, пользующиеся коммунальными услугами, также являются потребителями, поскольку пользуются данными услугами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Поскольку в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 «Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, следовательно, Роспотребнадзор наделен полномочиями по проверке соблюдения жилищных прав граждан в сфере повышения оплаты коммунальных платежей .
Указание на то, что жилищные отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и начисления платы за коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством и относятся к компетенции органов регионального государственного жилищного надзора, не подлежит оспариванию.
Поскольку граждане как участники жилищных отношений (ч. 2 ст. 4 ЖК РФ) применительно к объекту жилищных прав — жилому помещению (ст. 15 ЖК РФ) помимо прочего вступают в правоотношения, связанные с приобретением и использованием для потребительских целей соответствующих услуг (п. 10, 11 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ), то обеспечение защиты их прав как потребителей коммунальных услуг и услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда (п. 5 ст. 2 ЖК РФ), с учетом взаимосвязанных положений ст. 8, п. 18 ст. 12 ЖК РФ и ст. 40 Закона о защите прав потребителей будет и должно осуществляться в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Из вышеизложенного следует, что граждане, считающие, что их права в сфере оплаты коммунальных услуг нарушены, вправе обратиться как в Роспотребнадзор, так и в орган, осуществляющий государственный жилищный надзор (ГЖИ).
С учетом изложенного апелляционная инстанция постановила решение суда первой инстанции отменить и обязать территориальный орган Роспотребнадзора рассмотреть по существу заявление истца.
Таким образом, гражданам – потребителям коммунальных услуг важно учитывать, что они могут обращаться с претензиями по вопросам обмана потребителя по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и правильности их начисления не только в органы жилищного надзора, но и в Роспотребнадзор.
Проблема № 3
Обращение граждан в надзирающие государственные органы по поводу осуществления несанкционированного переустройства и перепланировки жилых помещений и применение мер юридической ответственности к указанным лицам.
Интересным в этом отношении представляется Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 10 июля 2013 года № 33–7487 2013 . Из материалов дела следовало, что истцы обратились в органы жилищного надзора Волгоградской области с жалобой на действия лиц, которые самовольно произвели перепланировку квартиры, заменили деревянный пол на бетонный, в результате этих работ четыре раза затопили бетонным раствором их квартиру, а от чрезмерной нагрузки железобетонные перекрытия имеют сверхнормативный прогиб. Кроме того, нарушили технические требования, относящиеся к шумоизоляции. Обращаясь в инспекцию, они просили провести надлежащую проверку, принять к физическим и юридическим лицам меры, предусмотренные административным и жилищным законодательством. Поскольку, по мнению истцов, проверка должностными лицами Госжилинспекции в полном объеме не была проведена, исчерпывающие ответы на их обращение не были получены, истцы просили суд обязать должностных лиц инспекции Государственного жилищного надзора Волгоградской области:
— во-первых, выполнить в полном объеме проверку их обращения и принять меры в соответствии с требованиями ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
— во-вторых, в рамках административного расследования, в соответствии с требованиями ст. 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначить и провести экспертизу по следующим вопросам: определить нагрузку на железобетонные перекрытия, служащие полом для одной квартиры и потолком для квартиры для другой квартиры. В связи с дополнительной нагрузкой на железобетонные перекрытия определить сверхнормативный прогиб несущих железобетонных потолочных перекрытий в соответствующей квартире и ответить на вопрос: «Соответствует ли техническим нормам и требованиям потолочная шумоизоляция между соответствующими квартирами?».
Апелляционная инстанция, исследовав материалы, изложенные в жалобе истцов, отметила, что инспекцией Государственного жилищного надзора Волгоградской области в адрес заявителей были направлены сообщения о проведенной проверке, в ходе которой выявлено несоответствие конфигурации помещений квартиры данным ее технического учета и указано, что по результатам проверки в отношении собственников квартиры оформлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ. Акт проверки направлен в орган местного самоуправления для принятия мер в соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса РФ.
Заявители повторно обратились в инспекцию Государственного жилищного надзора Волгоградской области с жалобой на формальную проверку их обращения. По мнению заявителей, инспекция Государственного жилищного надзора Волгоградской области, рассматривая их обращение, обязана была провести в порядке, установленном ст. 28.7 КоАП РФ, административное расследование, в рамках которого провести экспертизу на предмет выявления сверхнормативного прогиба несущих железобетонных перекрытий, повышенной звукопроводимости.
В своем ответе на данную жалобу инспекция Государственного жилищного надзора Волгоградской области указала, что была проведена проверка законности выполненных работ по переоборудованию и перепланировке помещений, которая заключалась в рассмотрении документов, в которых отражено техническое состояние квартиры (технический паспорт, наличие проектной документации на проведение работ, заключений технических экспертиз), предоставленных собственниками квартиры, и по проверке соответствия существующей планировки и оборудования квартиры предоставленным документам.
В ответе содержались сведения о том, какие виды работ выполнены жильцами квартиры, какие меры приняты инспекцией к лицам, осуществившим самовольную перепланировку. Заявителям было также разъяснено, каким образом может быть разрешен вопрос о возмещении материального ущерба, причиненного в результате действий жильцов квартиры. В ответе было указано, что нарушение жилищного законодательства не является основанием для проведения административного расследования и что инспекция не наделена полномочиями по выдаче технических заключений, в том числе о техническом состоянии конструкций жилого дома и уровне шумоизоляции.
Апелляционная инстанция полностью согласилась с выводами суда первой инстанции о разрешении вопросов органами жилищного надзора по существу и отметила, что в силу положений ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ нарушение жилищного законодательства не является основанием для проведения административного расследования. Действующее на момент рассмотрения спора законодательство, регулирующее деятельность органов государственного жилищного надзора, в частности Постановление Правительства от 26 сентября 1994 г. № 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» не содержало положений, указывающих на наличие у данных органов полномочий по проведению экспертиз, выдаче технических заключений, в том числе о техническом состоянии конструкций жилого дома и уровне шумоизоляции .
При таких обстоятельствах законные основания для удовлетворения заявленных истцами требований у суда отсутствовали, обжалуемое ими решение суда является правильным.
Следует отметить, что в п. 13 Постановления Правительства РФ от 11.06.2013 г. № 493 «О государственном жилищном надзоре» содержится положение о том, что по решению руководителя органа государственного жилищного надзора к участию в проведении проверок могут привлекаться эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 689 «Об утверждении правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю», для проведения необходимых исследований (включая научные исследования), испытаний, экспертиз, анализа и оценки . Анализ содержания указанной нормы свидетельствует, что полномочия органов жилищного надзора в части осуществления контроля за соблюдением порядка переустройства и перепланировки жилых помещений существенно расширены.
Таким образом, анализ материалов судебной практики позволяет сделать следующие выводы:
Выводы
Органы жилищного надзора получили право обращаться с исками в суды о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, и о признании договора управления данным домом недействительным в шестимесячный срок с момента вынесения документа, подтверждающего факт проверки и фиксации выявленных нарушений.
Граждане-потребители коммунальных услуг имеют право обращаться с жалобами по фактам обмана при начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги не только в органы жилищного надзора, но и в Роспотребнадзор. Это вытекает из двойственной природы правоотношений, связанных с внесением платы за жилье и коммунальные услуги.
Следует отметить, что в Постановлении Правительства РФ от 11.06.2013 г. № 493 «О государственном жилищном надзоре» полномочия органов жилищного надзора в части осуществления контроля за соблюдением порядка переустройства и перепланировки жилых помещений существенно расширены. Органам жилищного надзора предоставлено право привлекать к участию в проведении проверок экспертов и экспертные организации, что позволит в дальнейшем сформировать более серьезную доказательственную базу при решении вопросов о наложении административных санкций за незаконно осуществленные переустройство и (или) перепланировку жилого помещения.
Тогда контроль переходит к жилищной инспекции . Тогда уже вопрос следующий: « Жилищная инспекция чем занимается?», «Как рассчитывать на ее помощь?». Как узнать о нарушении прав. Логически ясно, чтобы идти защищать свои интересы в УК или ТСЖ, нужно четко определить круг их полномочий … Это инспекция государственного жилищного надзора, что работает при территориальных органах власти и контролируется Министерством ЖКХ. Основные требования к жалобе: принятие документа на общем собрании жильцов
Чем занимается государственная жилищная инспекция (ГЖИ)?
Задача жилищно-коммунального хозяйства – обеспечить комфортные и безопасные условия проживания граждан. Для государственного контроля над выполнением данной задачи, в 1994 году организована специальная структура с функцией инспектирования объектов жилой сферы. Практика показывает, что далеко не все жители многоквартирных домов (МКД) знают о существовании жилищной инспекции. В статье можно узнать: чем занимается данная организация, что входит в компетенцию инспекторов и как получить помощь, если нарушаются жилищные права.
Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) – определение и правовой статус
ГЖИ является государственным органом, занимающимся надзором в сфере ЖКХ и следящая за управлением жилыми домами. Выполняя задачи контроля, она имеет разрешительные функции в области эксплуатации объектов недвижимости. По сути, жилинспекция является посреднической организацией между собственниками жилых квартир, управляющими компаниями (УК) и муниципальными/государственными структурами власти.
Необходимость формирования ГЖИ была вызвана появлением у жильцов не только собственных квартир, но и общедомовых территорий, нуждающихся в постоянном ремонте и уходе. Организация наделена государством полномочиями по обеспечению безопасности граждан при эксплуатации МКД.
Структура Госжилинспекции в России
В системе присутствует федеральное управление, но осуществление контроля производится в рамках определенного территориального субъекта. Это означает, что в каждом регионе Российской Федерации существует своя ГЖИ. Управлением на местах занимаются городские и муниципальные отделения организации.
Отдельные подразделения ГЖИ контролируют правильность начисления платы за коммунальные услуги, курируют лицензионную деятельность жилищно-коммунальных хозяйств и управляющих организаций, отслеживают технические неполадки. Специалистами инспекции выносятся заключения о безопасности проживания в МКД, присваивается статус аварийного или ветхого жилья.
Полномочия комитетов по жилищной политике
Для подавляющего большинства граждан представляют интерес те полномочия этого государственного органа, которые непосредственно затрагиваю интересы физических и юридических лиц в их праве владеть, пользоваться и распоряжаться жилой недвижимостью. Получать предусмотренный законом комплекс коммунальных услуг и субсидии на улучшение жилищных условий по различным федеральным программам, получать жилые помещения в порядке очередности или в связи с определенными льготами, а так же гарантировать безопасность своей жизни при решении вопросов о признании жилых помещений аварийными или подлежащими сносу. Именно эти вопросы относятся к компетенции комитетов по жилищной политике при администрациях городов и районов.
Полномочия комитета по жилищной политике. Основных направлений три: 1. Общие полномочия; 2. Полномочия по содержанию и организации жилых и нежилых помещений муниципального фонда; 3. Проведение общегосударственной политике в рамках единой принятой концепции в жилищной сфере. Рассмотрим подробнее каждый из этих трех направлений.
Нормативная база, на основании которой действует ГЖИ
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 493 о ГЖИ, инспекция в своей деятельности руководствуется законодательно установленными правилами, нормативами и актами:
- Конституцией России, гарантирующей гражданам право безопасности их собственности;
- Гражданским кодексом РФ;
- Жилищным кодексом РФ, устанавливающим правила использования квартиры в жилых домах, а также правила управления многоквартирными жилыми строениями;
- Кодексом об административных правонарушениях.
Проверка заявлений и обращений граждан проводится на основании ФЗ № 294, регулирующим права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при проведении государственного и муниципального надзора.
Помимо этого, административный регламент работы жилищной инспекции регулируется ведомственными постановлениями и актами регионального уровня.
Содержание положения о ГЖИ
Этот документ содержит следующее:
- Общие положения – кому подчиняется, чем руководствуется, в соответствии с чем создана, структура и численность, финансирование и т.п.;
- Основные задачи, которые возлагаются на ГЖИ;
- Функции инспекции, которые осуществляются в рамках выполняемых задач;
- Права ГЖИ, которыми она наделена для реализации функций и выполнения задач;
- Руководство и состав ГЖИ, их полномочия и финансирование;
- Порядок взаимодействия ГЖИ с другими государственными органами;
- Порядок реорганизации и ликвидации инспекции.
Документ регламентирует деятельность ГЖИ по самым основным вопросам, обеспечивает его правовыми инструментами. Именно его положениями руководствуются сотрудники и руководство инспекции в своей профессиональной деятельности.
При необходимости, положение может дополняться другими пунктами. Все изменения утверждаются правительством соответствующего субъекта федерации.
Цели и задачи ГЖИ
Для реализации основной цели по учету и контролю над сохранностью и безопасностью жилого фонда, органы ГЖИ уполномочены:
- принимать от населения жалобы и обращения в части нарушений закона, рассматривать их и назначать меры по устранению противоправных действий;
- рассматривать спорные вопросы в области коммунальных услуг, опираясь на закон о защите прав потребителей услуг;
- контролировать УК, с целью выявления халатного отношения к своим обязательствам;
ГЖИ поставлена задача следить за уровнем качества проживания в МКД, и не допускать ухудшающих изменений в условиях эксплуатации жилых зданий.
Основные задачи и полномочия
Указанными законами предусмотрен внушительный список задач, полномочий, прав и обязанностей инспекции, но детальному рассмотрению подвергнем главные из них.
Задачами являются:
- выявление и пресечение нарушений жилищного законодательства;
- защита прав потребителя на получение жилищных и коммунальных услуг.
Следует обратить внимание: при обнаружении гражданами различных нарушений в области эксплуатации жилья, стоит обратиться именно в жилинспекцию. В частности, это может произойти при ненадлежащем исполнении своих обязанностей управляющими компаниями по месту жительства (как написать жалобу в жилинспекцию Вы можете прочитать здесь).
Для достижения своих задач инспекция реализует следующие полномочия:
- проверяет сохранность и эксплуатацию жилищного фонда, техническое состояние инженерных коммуникаций, а также придомовой территории;
- осуществляет проверки нормативов потребления коммунальных услуг;
- организует обследование жилых домов;
- проверяет мероприятия по подготовке жилья к сезону;
- решает вопросы, связанные с перепланировкой или переустройством квартир;
- проверяет выполнение жилищно-коммунальных услуг по заявкам граждан.
Проведя анализ данных полномочий важно знать, что жилинспекции осуществляют практически весь комплекс мер, связанных с повседневным проживанием. Этот комплекс выражен как в непосредственном участии инспекции (например, при обследовании жилья), так и в косвенном (в частности, при рассмотрении жалобы на действия управляющей компании по предоставлению коммунальных услуг).
Возможно, Вас также заинтересует статья о Федеральной кадастровой палате.
О межевании линейных объектов рассказывает следующая наша статья.
Основные функции
Помимо УК, инспекция контролирует деятельность юридических лиц, участвующих в процессах организации проживания граждан: жилищно-эксплуатационных управлений, товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительных кооперативов. В ее основные обязанности входит проверка:
- порядка эксплуатации жилых строений и прилегающих территорий;
- состояния жилых зданий, включение их в программы капитального ремонта;
- своевременного проведения работ по ремонту и надлежащего обслуживания систем жизнеобеспечения дома;
- количества потребления коммунальных услуг, а также законность установленных норм;
- проведения сезонных работ, касающихся коммунального оборудования;
- состояния жилых квартир, проведения в них ремонта коммунальных систем.
Жилинспекция оказывает консультативную помощь и взаимодействует с управляющей организацией, получающей лицензию.
Чем грозит внеплановая проверка
По результатам внеплановой проверки управляющая организация может получить предписания:
- о прекращении нарушений обязательных требований;
- об устранении выявленных нарушений;
- о проведении мероприятий по соблюдению обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого нарушения.
Предписание прилагается к акту проверки. Если управляющая организация не согласна с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, и выданным предписанием, то она вправе в течение пятнадцати дней с даты получения предписания предоставить в ГЖИ возражения в письменной форме.
Если проверка инициирована с целью проверить, выполнены ли ранее выданные предписания и УО не исправила недочёты, то её привлекут к административной ответственности по ч.1 ст. 19. 5 КоАП РФ и выпишут повторное предписание.
Какие вопросы входят в компетенцию ГЖИ
В компетенцию ГЖИ входит следующее:
- признание жилого здания, многоквартирного дома, непригодным для проживания;
- прием и регистрация заявлений жильцов;
- получение платежей за коммунальные услуги, распоряжение ими;
- вопросы переустройства жилых помещений;
- обращение в судебные инстанции при выявлении нарушений строительства либо использования жилых помещений.
Инспекции поручено официально заверять протоколы общего собрания жильцов ТСЖ, с решениями о разрешении пристроек и переустройства помещений в жилом доме.
Специальные подразделения ГЖИ проводит экзаменационные тестирования руководителей и ответственных лиц предприятий ЖКХ, на предмет знаний о порядке ведения жилищно-коммунального хозяйства. По результатам экзаменов выдается аттестат, позволяющий занимать соответствующие должности в данной области.
Какие права и обязанности имеет жилищная инспекция
В обязанности жилищной инспекции входит:
Для осуществления своих функций и исполнения обязанностей государственная жилищная инспекция имеет следующие полномочия:
- делать запросы в органы госвласти и ведомства, получать необходимую информацию от частных и юридических лиц;
- создавать рабочие группы и комиссии в составе инспекции, занимающиеся разрешением отдельных вопросов, привлекать экспертов, научных специалистов и т. д.;
- заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на выполнение определенных работ;
- разрешать через суд вопросы, касающиеся деятельности и ликвидации УК, ТСЖ, кооперативов, защиты прав и интересов жильцов, признания недействительными договоров между инспекцией и подрядчиками и т. д.;
- посещать помещения или через суд получать в них доступ, проводить обследования, в том числе с использованием специального оборудования;
- обращаться в суд и в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении дела, если имеет место нарушение правил строительства и эксплуатации домов, инженерных коммуникаций, условий договоров и т. д.
Жилищная инспекция на местах может обладать особыми правами, обязанностями и полномочиями, установленными нормативными актами субъектов РФ.
Полномочия и права инспектора ГЖИ
В сферу обязанностей инспектора ГЖИ входит следующее:
- лично принимать граждан;
- собирать информацию от жильцов и организаций о пользовании жилым домом, качестве коммунальных услуг и обслуживании территории здания;
- фиксировать нарушения законодательства;
- составлять административные протоколы для привлечения виновных к ответственности;
- рассматривать обращения граждан;
- собирать жильцов дома для проведения разъяснительных лекций;
- проводить мероприятия по борьбе с хищениями;
- инициировать рассмотрение спорных вопросов в судебных инстанциях;
- содействовать заключению договоров с поставщиками услуг, необходимых для поддержания здания в надлежащем порядке.
Для исполнения обязанностей законом закреплено право инспектора на беспрепятственный доступ в помещения МКД, в том числе в квартиры.
Права жилищной инспекции
Сотрудники жилищной инспекции проводят следующие виды работ:
- обследуют объекты ЖКХ, проводят проверку многоквартирных домов;
- выдают ЖКХ предписания для устранения нарушений в сфере жилищного законодательства;
- оформляют административные протоколы;
- участвуют в судебных разбирательствах;
- проводят разъяснительную работу с жильцами многоквартирных домов;
- проводят мероприятия по борьбе с коррупцией;
- фиксируют нарушения законов в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- привлекают виновных лиц к административной ответственности.
На кого можно пожаловаться в жилищную инспекцию?
В эту инстанцию может подать жалобу любой человек, который недоволен работой своей управляющей компании, товариществом собственников жилья и работой других юридических лиц, которые занимаются обслуживаем многоквартирных домов.
Действия жилищной инспекции при получении жалобы от жильцов
Основанием для жалоб может быть элементарное несоответствие качества услуг:
- придомовая территория убирается плохо;
- лифты нерегулярно работают;
- в подъезде не производится влажная уборка.
Жильцы могут пожаловаться в жилищную инспекцию на ресурсоснабжающую организацию.
Обращения подаются в письменном виде. На их рассмотрение отводится 30 суток с момента регистрации заявления. Если проблема не входит в компетенцию ГЖИ, то обращение должно быть перенаправлено в соответствующие структуры в течение 7 рабочих дней со дня регистрации. При этом обратившийся гражданин должен быть уведомлен об этом.
В том случае, если возникает необходимость в дополнительных запросах, сроки рассмотрения заявления могут превысить 30 суток. Это возможно, только если нет угрозы безопасности.
Жалоба в жилищную инспекцию подается по образцу, установленному законодательно. Контакты Госжилинспекции можно найти в интернете. К заявлению прилагаются документы, удостоверяющее право проживания по данному адресу, копии обращений в управляющую компанию и ответы на них.
После получения жалобы ГЖИ проводит проверку работы УК, и если факты нарушений подтвердятся, то руководителю управляющей компании будет выписан штраф и постановление об устранении недочетов. На это ему будет отведен определенный срок, и если в заданное время проблема не будет устранена, то последуют очередные штрафы, постановления и даже судебные разбирательства.
При проверке инспектор будет проверять работу УК полностью, а не только факты, указанные в обращении. В связи с этим возможно, что будут обнаружены и другие проблемы.
Как бороться с управляющей компанией через жилищную инспекцию
Содержание и управление многоквартирным домом (МКД) – дело непростое. Собственники часто недовольны работой управляющих компаний. Если руководство предприятиями заинтересовано в повышении эффективности хозяйствования, то вопросы граждан без внимания не остаются. Но как быть, если проблемы не решаются, и должностные лица УК равнодушны к ним?
Одним из действенных вариантов сдвинуть дело с мертвой точки является обращение граждан в жилищную инспекцию. Лучше всего направлять жалобу, изложенную в письменном виде, с указанием даты и подписью, так как анонимные письма инспектирующий орган рассматривать не будет. После получения жалобы представитель проведет внеплановую инспекцию и установит, имело ли место нарушение. В зависимости от проблемы, он вправе выдать нормативный акт об устранении нарушения, указав срок, в течение которого оно должно быть произведено, или оформить протокол об административном правонарушении ответственных лиц с последующим назначением наказания.
Все обращения в жилищную инспекцию регистрируются, и в течение 30 календарных дней заявителю дается письменный ответ.
Граждане могут воспользоваться телефоном горячей линии, который указан на официальном сайте инспекции, если возникла проблема, требующая срочного вмешательства представителя инспекции.
Жилищная инспекция — что должны делать + права и обязанности. Что это. Это главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации. Основная задача – выполнение функций исполнительного органа в сфере жилнадзора за работой ТСЖ, УК, ЖКС и других управляющих структур в сфере ЖКХ на территории России. … В обязанности жилищной инспекции входит решение всех вопросов, связанных с деятельностью управляющих компаний. Также она обеспечивает сохранность фонда жилья, содержание в приемлемом состоянии, решает вопросы распределения коммунальных расходов, проведения капитального ремонта домов в управлении и пр.
Жилищная инспекция: чем занимается, обязанности, функции
«Квартирный вопрос» включает в себя не только получение квадратных метров, но и вопрос о предоставлении коммунальных услуг. Для надлежащего контроля за соблюдением прав жильцов принято создавать товарищества собственников жилья или управляющие компании. Но и тут бывают проблемы. Тогда контроль переходит к жилищной инспекции. Тогда уже вопрос следующий: «Жилищная инспекция чем занимается?», «Как рассчитывать на ее помощь?».
Как узнать о нарушении прав
Логически ясно, чтобы идти защищать свои интересы в УК или ТСЖ, нужно четко определить круг их полномочий:
Как защитить нарушенные права
Достойное исполнение своих обязанностей, к сожалению, удел далеко не всех ТСЖ или УК. Тогда схема действий такая: созывается общее собрание жильцов и оговаривается суть претензий. Жалобу нужно изложить письменно и направить в контролирующий орган. Это инспекция государственного жилищного надзора, что работает при территориальных органах власти и контролируется Министерством ЖКХ.
Основные требования к жалобе:
- принятие документа на общем собрании жильцов,
- подписание жалобы всеми проживающими в доме,
- изложение фактов нарушения УК или ТСЖ прав жильцов путем совершения некоторых действий или бездействий,
- факты обращения в ТСЖ или УК с указанными претензиями,
- возможное решение существующей проблемы.
“Положение о жилищной инспекции утверждает, что претензию можно составить и от имени инициативной группы, и даже от одного жильца”.
Как решить проблему быстрее
Учитывая бюрократичность процедуры решения насущных для жильцов вопросов, последние могут предопределить их самостоятельно. К примеру, жильцы своими финансовыми вложениями отремонтировали коммуникации, инфраструктуру двора, заасфальтировали участок с ямами и прочее. Для этого важно сохранить документальное подтверждение фактов внесение оплаты и количество собранных средств. Такими подтверждениями могут быть чеки и акты выполненных работ, протоколы собраний жильцов дома. В этом случае есть 2 преимущества:
- вопрос решается в разы быстрее,
- жильцы имеют право на перерасчет оплаты за квартиру.
Как бороться с конкретными нарушениями?
Бытует ситуация: завышены суммы за услуги, что предоставлены УК или ТСЖ. Тут обязательно нужно писать жалобы. Чтобы эта процедура была успешной, нужно знать, куда их писать. Писать претензию не по адресу, а потом вопрошать: «Жилищная инспекция чем занимается?» — неблагодарное дело. Вопросами необоснованного повышения тарифов может заинтересоваться прокуратура, нарушением правил пожарной безопасности – МЧС, манипуляцией с коммуникациями – Роспотребнадзор, Теплоэнерго, Облэнерго, Горводоканал, Горгаз. Но написать жалобу в жилищную инспекцию никогда лишним не будет.
Видео: Жилищная инспекция превратилась из контролирующего органа в вымогающий
Похожие статьи:
Дотации, субсидии, субвенции: сходства и различия
Для получения понимания в вопросе финансовых операций в верховном аппарате власти стоит предложить вам выделить для себя три пусть не самых главных, но основополагающих понятия…
Должностные обязанности председателя ТСЖ: права и полномочия
Многие люди часто озадачены расшифровкой аббревиатуры ТСЖ, которую следует понимать как товарищество собственников жилья. Важно знать, что в основе его деятельности лежит Жилищ…
День ЖКХ — дата создания коммунальных служб
Труд сантехников, электриков, дворников заметен вечно занятым жителям многоэтажек только тогда, когда что-то ломается или становится грязно. А ведь большинство из этих жителей …
Горячая линия ЖКХ
Многие люди уже успели привыкнуть к тому, что горячая линия ЖКХ является главным официальным источником по вопросам ЖКХ и справочной службой, которая круглосуточно оказывает ко…
Возмещение затрат на коммунальные услуги арендатору
Согласно правовым нормам коммунальные службы заключают договора на оказание услуг абсолютно со всеми жильцами домов и квартир. Если жилье сдано в аренду, то этот договор подпис…
Органы государственного жилищного надзора (далее – Госжилнадзор, ГЖН), которыми в подавляющем числе регионов России являются государственные жилищные инспекции (далее – ГЖИ), осуществляют не только жилищный надзор, но и лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль. Кроме того, именно орган Госжилнадзора вносит изменения в реестр лицензий соответствующего субъекта РФ. Государственный жилищный надзор. Понятие «государственный жилищный надзор» определяется частью 1 статьи 20 ЖК РФ. Указанной нормой установлено, что функции органов Госжилнадзора именно надзорные.
- https://www.klerk.ru/law/articles/372870/
- https://ustoil.ru/potrebitelyam/kto-zanimaetsya-zhilishchnymi-voprosami-2.html
- http://www.union-don.ru/archives/324