Цель государственной жилищной инспекции

Утверждено Положение о государственном жилищном надзоре

Содержание

Госжилинспекция займется жилищным контролем в регионах

Бездействие жилищной инспекции Вы вправе обратиться в вышестоящую инстанцию, чтобы проверить действия инмпекторов Все обращения в жилищную инспекцию регистрируются — ответ предоставляют через 30 дней Действенный вариант — обращение граждан в жилищную инспекцию

Что такое жилищная инспекция

Государственная жилищная инспекция в РФ – орган, контролирующий работу управленческих объединений ЖКХ. Она является субъектом исполнительной власти, который держит под наблюдением весь фонд жилья. Жилинспекции созданы в масштабах области или региона и представляют часть единой системы ГЖИ РФ.

Необходимость создания таких структур возникла в связи с разнообразием форм управления многоквартирных жилых домов. Все УК, ТСЖ и другие объединения должны согласовывать действия по управлению МКД с жилищной инспекцией, расположенной на территории их региона. ГЖИ наделены рядом полномочий, которые позволяют следить за выполнением требований законов, касающихся коммунально-бытовой сферы.

Госжилинспекция займется жилищным контролем в регионах

Жилинспекции контролируют работу управленческих объединений ЖКХ.

Как законодательно регулируются полномочия государственной жилищной инспекции

Действия инспектирующих организаций регулируются законодательными документами:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Положением о государственном жилищном надзоре №493 от 11.06.2013г.;
  • Жилищным кодексом Российской Федерации;
  • Кодексом об административных правонарушениях.

В них установлена процедура надзора и контроля управляющих компаний, определены права, обязанности органа и схема взаимодействия с территориальными органами самоуправления.

Права и полномочия

Государственная жилищная инспекция наделена большими полномочиями. Она вправе:

  • инспектировать работу управленческих компаний;
  • выявлять и пресекать отступления от нормативных актов предприятиями, которые оказывают коммунальные и жилищные услуги (юридические лица, органы территориального управления, предприниматели, физические лица);
  • контролировать формирование нормативных величин поставляемых бытовых услуг;
  • следить за работой фондов капитального ремонта МКД;
  • проводить проверки жилого сектора.

Также к полномочиям жилищной инспекции отнесен лицензионный надзор управляющих организаций ЖКХ.

Представители инспектирующего органа имеют все основания обратиться с письмами в управленческие конторы, а также к частным предпринимателям и физическим лицам, которые обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

Жилищные инспектора вправе проводить осмотр домов и прилежащей территории. С разрешения правообладателей могут войти в их квартиры для проведения процедуры контроля (исследования, экспертизы, расследования).

Также они обязаны проверять, как выполнены работы по содержанию и ремонтированию общих помещений.

Госжилинспекция займется жилищным контролем в регионах

Жилищные инспектора имеют законные полномочия проводить осмотр МКД и прилежащей территории.

Права и обязанности ГЖИ определены в статье 20 ЖК РФ, а также в Положении о государственном жилищном надзоре.

Какие функции выполняет ГЖИ

Первоочередными функциями жилищной инспекции являются:

  • контроль технического состояния жилья, вынесение постановлений о пригодности его к эксплуатации;
  • принятие решений о сроках проведения капитального ремонта жилых зданий и приемка работ после его окончания;
  • рассмотрение фактов нарушений норм законодательства по содержанию и эксплуатации жилья;
  • наложение штрафа или привлечение к ответственности по статье КоАП РФ должностных лиц организации или граждан в случаях нарушения правил эксплуатации помещений МКД;
  • отслеживание обоснованности нормативов предоставляемых коммунальных услуг;
  • проверка подготовки коммуникаций жилфонда к сезону.

Еще жилищные инспекции занимаются проверкой незаконных перепланировок и переустройств помещений и квартир, ущемляющих права других собственников. Здесь следует пояснить, что инспекторы несут уголовную, материальную и дисциплинарную ответственность за необоснованные действия, нарушающие права граждан.

Какие проблемы позволяет решить ГЖИ

Надзор деятельности управляющей компании (за исключением финансов) находится в компетенции жилинспекции.

Если не убирается прилежащая территория, несвоевременно вывозятся бытовые отходы, не работают лифты, отсутствует освещение в местах общего пользования, а также не убираются подъезды или перекрыты запасные пожарные выходы, то эти вопросы тоже могут рассматриваться жилищной комиссией. Туда же можно пожаловаться на невыполнение председателями или управляющими своих обязанностей. Инспекция также контролирует создание управленческих предприятий и их работу.

Госжилинспекция займется жилищным контролем в регионах

ГЖИ выявляет и пресекает нарушения в сфере коммунального хозяйства.

Жилищные инспекции могут направлять в суд исковые заявления об отмене решений общих собраний правообладателей жилья, о прекращении деятельности УК, об аннулировании договоров найма и по многим другим вопросам, которые могут возникать при несоблюдении норм законодательства в сфере жилья. Это мера применяется при неисполнении должностными и физическими лицами выданных прежде предписаний о ликвидации выявленных нарушений.

Вопросы, которые рассматривает жилинспекция, могут касаться:

  • нарушения правил и норм предоставления коммунальных услуг;
  • необоснованно завышенных тарифов;
  • несоблюдения законодательства при создании управляющего органа;
  • невыполнение пунктов договора по оказанию различного вида жилищных услуг;
  • некачественно проведенного текущего или капитального ремонта жилья:
  • плохого содержания общего имущества в многоквартирном доме;
  • неэффективного ухода за прилежащим участком территории.

Жилищная инспекция следит за соблюдением правил оказания коммунальных услуг населению и защищает их интересы. В случаях бездействия управляющей организации в решении каких-либо вопросов, обращение собственников в инспекцию позволяет быстро устранить проблему.

Однако инспектирующие органы не имеют права вмешиваться в финансовые дела предприятий. Этими вопросами занимаются органы прокуратуры.

Как бороться с управляющей компанией через жилищную инспекцию

Содержание и управление многоквартирным домом (МКД) – дело непростое. Собственники часто недовольны работой управляющих компаний. Если руководство предприятиями заинтересовано в повышении эффективности хозяйствования, то вопросы граждан без внимания не остаются. Но как быть, если проблемы не решаются, и должностные лица УК равнодушны к ним?

Одним из действенных вариантов сдвинуть дело с мертвой точки является обращение граждан в жилищную инспекцию. Лучше всего направлять жалобу, изложенную в письменном виде, с указанием даты и подписью, так как анонимные письма инспектирующий орган рассматривать не будет.

После получения жалобы представитель проведет внеплановую инспекцию и установит, имело ли место нарушение.

В зависимости от проблемы, он вправе выдать нормативный акт об устранении нарушения, указав срок, в течение которого оно должно быть произведено, или оформить протокол об административном правонарушении ответственных лиц с последующим назначением наказания.

Граждане могут написать жалобу в ГЖИ при нарушении их прав.

Все обращения в жилищную инспекцию регистрируются, и в течение 30 календарных дней заявителю дается письменный ответ.

Граждане могут воспользоваться телефоном горячей линии, который указан на официальном сайте инспекции, если возникла проблема, требующая срочного вмешательства представителя инспекции.

Как бороться с бездействием жилищной инспекции

Деятельность областных жилищных комиссий контролируется региональными органами. Высшим звеном является Главная жилищная инспекция РФ.

Если обращение граждан в областную инспектирующую организацию не помогло в решении вопроса, то они вправе обратиться в вышестоящую инстанцию, которая имеет право без согласования с органами прокуратуры и предварительного уведомления провести внеочередную проверку действий местных инспекторов. Чтобы разбирательство не затянулось на неопределенное время, гражданину может понадобиться консультация юриста для грамотного изложения сути вопроса и подготовки документов, касающихся проблемы.

Создание инспектирующих жилищных органов в России позволяет гражданам чувствовать себя более защищенными в вопросах ЖКХ. Они позволяют людям бороться с обманом и некачественным предоставлением услуг в коммунальной сфере.

Чем занимается жилищная инспекция

Госжилинспекция займется жилищным контролем в регионах

Задача жилищно-коммунального хозяйства – обеспечить комфортные и безопасные условия проживания граждан. Для государственного контроля над выполнением данной задачи, в 1994 году организована специальная структура с функцией инспектирования объектов жилой сферы. Практика показывает, что далеко не все жители многоквартирных домов (МКД) знают о существовании жилищной инспекции. В статье можно узнать: чем занимается данная организация, что входит в компетенцию инспекторов и как получить помощь, если нарушаются жилищные права.

Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) – определение и правовой статус

ГЖИ является государственным органом, занимающимся надзором в сфере ЖКХ и следящая за управлением жилыми домами.

Выполняя задачи контроля, она имеет разрешительные функции в области эксплуатации объектов недвижимости.

По сути, жилинспекция является посреднической организацией между собственниками жилых квартир, управляющими компаниями (УК) и муниципальными/государственными структурами власти.

Необходимость формирования ГЖИ была вызвана появлением у жильцов не только собственных квартир, но и общедомовых территорий, нуждающихся в постоянном ремонте и уходе. Организация наделена государством полномочиями по обеспечению безопасности граждан при эксплуатации МКД.

Структура Госжилинспекции в России

В системе присутствует федеральное управление, но осуществление контроля производится в рамках определенного территориального субъекта. Это означает, что в каждом регионе Российской Федерации существует своя ГЖИ. Управлением на местах занимаются городские и муниципальные отделения организации.

Отдельные подразделения ГЖИ контролируют правильность начисления платы за коммунальные услуги, курируют лицензионную деятельность жилищно-коммунальных хозяйств и управляющих организаций, отслеживают технические неполадки. Специалистами инспекции выносятся заключения о безопасности проживания в МКД, присваивается статус аварийного или ветхого жилья.

Нормативная база, на основании которой действует ГЖИ

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 493 о ГЖИ, инспекция в своей деятельности руководствуется законодательно установленными правилами, нормативами и актами:

  • Конституцией России, гарантирующей гражданам право безопасности их собственности;
  • Гражданским кодексом РФ;
  • Жилищным кодексом РФ, устанавливающим правила использования квартиры в жилых домах, а также правила управления многоквартирными жилыми строениями;
  • Кодексом об административных правонарушениях.

Проверка заявлений и обращений граждан проводится на основании ФЗ № 294, регулирующим права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при проведении государственного и муниципального надзора.

Помимо этого, административный регламент работы жилищной инспекции регулируется ведомственными постановлениями и актами регионального уровня.

Цели и задачи ГЖИ

Для реализации основной цели по учету и контролю над сохранностью и безопасностью жилого фонда, органы ГЖИ уполномочены:

  • принимать от населения жалобы и обращения в части нарушений закона, рассматривать их и назначать меры по устранению противоправных действий;
  • рассматривать спорные вопросы в области коммунальных услуг, опираясь на закон о защите прав потребителей услуг;
  • контролировать УК, с целью выявления халатного отношения к своим обязательствам;

ГЖИ поставлена задача следить за уровнем качества проживания в МКД, и не допускать ухудшающих изменений в условиях эксплуатации жилых зданий.

Основные функции

Помимо УК, инспекция контролирует деятельность юридических лиц, участвующих в процессах организации проживания граждан: жилищно-эксплуатационных управлений, товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительных кооперативов. В ее основные обязанности входит проверка:

  • порядка эксплуатации жилых строений и прилегающих территорий;
  • состояния жилых зданий, включение их в программы капитального ремонта;
  • своевременного проведения работ по ремонту и надлежащего обслуживания систем жизнеобеспечения дома;
  • количества потребления коммунальных услуг, а также законность установленных норм;
  • проведения сезонных работ, касающихся коммунального оборудования;
  • состояния жилых квартир, проведения в них ремонта коммунальных систем.

Жилинспекция оказывает консультативную помощь и взаимодействует с управляющей организацией, получающей лицензию.

Госжилинспекция займется жилищным контролем в регионах

Какие вопросы входят в компетенцию ГЖИ

В компетенцию ГЖИ входит следующее:

  • признание жилого здания, многоквартирного дома, непригодным для проживания;
  • прием и регистрация заявлений жильцов;
  • получение платежей за коммунальные услуги, распоряжение ими;
  • вопросы переустройства жилых помещений;
  • обращение в судебные инстанции при выявлении нарушений строительства либо использования жилых помещений.

Инспекции поручено официально заверять протоколы общего собрания жильцов ТСЖ, с решениями о разрешении пристроек и переустройства помещений в жилом доме.

Специальные подразделения ГЖИ проводит экзаменационные тестирования руководителей и ответственных лиц предприятий ЖКХ, на предмет знаний о порядке ведения жилищно-коммунального хозяйства. По результатам экзаменов выдается аттестат, позволяющий занимать соответствующие должности в данной области.

Какие жалобы в Госжилинспекции не рассматривают

В полномочиях жилищной инспекции есть ограничения. К примеру, финансовая сторона ТСЖ, этой структурой не инспектируется. Вопросами нецелевого распределения средств занимаются органы правопорядка (прокуратура). То же относится к финансам УК. ГЖИ имеет право контролировать производственную деятельность, разрешить или отказать в выдаче лицензии.

Полномочия и права инспектора ГЖИ

В сферу обязанностей инспектора ГЖИ входит следующее:

  • лично принимать граждан;
  • собирать информацию от жильцов и организаций о пользовании жилым домом, качестве коммунальных услуг и обслуживании территории здания;
  • фиксировать нарушения законодательства;
  • составлять административные протоколы для привлечения виновных к ответственности;
  • рассматривать обращения граждан;
  • собирать жильцов дома для проведения разъяснительных лекций;
  • проводить мероприятия по борьбе с хищениями;
  • инициировать рассмотрение спорных вопросов в судебных инстанциях;
  • содействовать заключению договоров с поставщиками услуг, необходимых для поддержания здания в надлежащем порядке.
Читайте также:  Булатова 68 омск жилищная инспекция как доехать

Для исполнения обязанностей законом закреплено право инспектора на беспрепятственный доступ в помещения МКД, в том числе в квартиры.

Действия жилищной инспекции при получении жалобы от жильцов

Основанием для жалоб может быть элементарное несоответствие качества услуг:

  • придомовая территория убирается плохо;
  • лифты нерегулярно работают;
  • в подъезде не производится влажная уборка.

Жильцы могут пожаловаться в жилищную инспекцию на ресурсоснабжающую организацию.

Обращения подаются в письменном виде. На их рассмотрение отводится 30 суток с момента регистрации заявления. Если проблема не входит в компетенцию ГЖИ, то обращение должно быть перенаправлено в соответствующие структуры в течение 7 рабочих дней со дня регистрации. При этом обратившийся гражданин должен быть уведомлен об этом.

В том случае, если возникает необходимость в дополнительных запросах, сроки рассмотрения заявления могут превысить 30 суток. Это возможно, только если нет угрозы безопасности.

Жалоба в жилищную инспекцию подается по образцу, установленному законодательно. Контакты Госжилинспекции можно найти в интернете. К заявлению прилагаются документы, удостоверяющее право проживания по данному адресу, копии обращений в управляющую компанию и ответы на них.

После получения жалобы ГЖИ проводит проверку работы УК, и если факты нарушений подтвердятся, то руководителю управляющей компании будет выписан штраф и постановление об устранении недочетов. На это ему будет отведен определенный срок, и если в заданное время проблема не будет устранена, то последуют очередные штрафы, постановления и даже судебные разбирательства.

При проверке инспектор будет проверять работу УК полностью, а не только факты, указанные в обращении. В связи с этим возможно, что будут обнаружены и другие проблемы.

Куда обращаться, если проверка ГЖИ не принесла результата

При отсутствии результатов вследствие жалобы, следует урегулировать вопрос в досудебном порядке. Необходимо составить жалобу на действие или бездействие ГЖИ и подать ее в высшую исполнительную структуру – областное управление или Главному государственному инспектору.

При отсутствии реакции на жалобу, гражданин может подать исковое заявление в суд или обратиться в прокуратуру. Последняя проверит действия отделения ГЖИ, и выдаст предписание. Нередко, в случаях бездействия инспекционного органа, к его руководителю применяются дисциплинарные и административные взыскания.

Заявление необходимо подать не позднее трех месяцев с момента выявления нарушения гражданских прав. Надо учитывать, что в этот период входит и досудебное решение вопроса.

Как показывает практика, жаловаться на ГЖИ лучше коллективно, имея хорошую юридическую поддержку.

Итак, полномочия Госжилинспекции в сфере оказания коммунальных услуг довольно впечатляющие. И если УК недобросовестно относится к своим обязанностям, то есть куда обратиться и получить реальную помощь и защиту своих прав.

Жилищный инспектор спешит с проверкой и наказывает виновных

Жизнь совре­мен­но­го город­ско­го чело­ве­ка неиз­беж­но свя­за­на с ком­му­ни­ка­ци­я­ми во всех сфе­рах: от необ­хо­ди­мо­сти быть частью город­ско­го соци­у­ма до исправ­но рабо­та­ю­щих город­ских ком­му­ни­ка­ци­он­ных сетей.

Боль­шин­ство из нас про­жи­ва­ет в город­ских мура­вей­ни­ках, под назва­ни­ем “мно­го­квар­тир­ный дом”, в кото­ром с одной сто­ро­ны жиль­цам предо­став­ле­ны теп­лич­ные усло­вия, а с дру­гой — пол­ная зави­си­мость от исправ­ной рабо­ты мно­гих город­ских служб.

Про­стое отклю­че­ние воды, све­та на пло­щад­ке, нера­бо­та­ю­щая кана­ли­за­ция или лифт может стать не про­сто неудоб­ством, а насто­я­щей тра­ге­ди­ей для неко­то­рых жиль­цов: инва­ли­дов, тяже­ло­боль­ных, пожи­лых людей.

Как быть в этом слу­чае, и куда обра­щать­ся жите­лям мно­го­этаж­ных домов? Есть мно­го инстан­ций, куда мож­но пожаловаться:

  • управ­ля­ю­щие ком­па­нии жилищ­но-ком­му­наль­но­го хозяй­ства (УЖКХ); това­ри­ще­ства или жилищ­ные коопе­ра­ти­вы совла­дель­цев жилья (ТСЖ и ЖК);
  • орга­ны Роспо­треб­над­зо­ра, санэпи­дем­стан­ция, пожар­ная инспек­ция, участ­ко­вый и пр.

Но что­бы дол­го не гадать, куда напра­вить свою жало­бу, мож­но обра­тить­ся сра­зу в госу­дар­ствен­ную жилищ­ную инспек­цию (ГЖИ), кото­рая рас­смот­рит и пере­на­пра­вит её (при необ­хо­ди­мо­сти) в соот­вет­ству­ю­щую служ­бу или орга­ны управления.

Что такое государственная жилищная инспекция (ГЖИ)

ГЖИ — это над­зор­ный госу­дар­ствен­ный орган, пред­на­зна­чен­ный для кон­тро­ля за ниже­сто­я­щи­ми орга­ни­за­ци­я­ми и служ­ба­ми в обла­сти ком­му­наль­но­го хозяй­ства и домо­управ­ле­ния и коор­ди­на­ции их деятельности.

  • Это — иерар­хи­че­ская струк­ту­ра, на низу кото­рой рас­по­ло­же­ны мест­ные реги­о­наль­ные испол­ня­ю­щие зве­нья, а навер­ху — руко­во­дя­щие орга­ны госу­дар­ствен­но­го цен­траль­но­го над­зо­ра. Име­ет­ся в каж­дом реги­оне страны.
  • Под над­зо­ром ГЖИ нахо­дит­ся вся ком­му­наль­ная соб­ствен­ность мно­го­квар­тир­ных домов. Жиль­цы име­ют пра­во пода­вать жало­бы как в мест­ную комис­сию, так и цен­траль­ный испол­ни­тель­ный орган, в том слу­чае если при­ня­тое мест­ной госжи­л­ин­спек­ци­ей реше­ние по жало­бе их разочаровало.

Чем занимается жилищная инспекция

В круг обя­зан­но­стей ГЖИ вхо­дит надзор:

  • за осу­ществ­ле­ни­ем каче­ствен­ной постав­ки всех ком­му­наль­ных услуг жилищ­но­го фонда;
  • обес­пе­че­ни­ем нор­маль­ной дея­тель­но­сти всех ком­му­ни­ка­ций и сетей в МКД (то есть мно­го­квар­тир­но­го дома) и их состояния;
  • сани­тар­но-тех­ни­че­ским состо­я­ни­ем домов и при­ле­га­ю­щи­ми к ним тер­ри­то­ри­я­ми (дво­ра­ми, тро­туа­ра­ми, дет­ски­ми пло­щад­ка­ми, пар­ков­ка­ми и т.д);
  • свое­вре­мен­ным про­ве­де­ни­ем теку­щих и капи­таль­ных ремонт­ных работ;
  • заме­ной уста­рев­ше­го оборудования;
  • уста­нов­кой счет­чи­ков на газ, свет, теп­ло и воду;
  • поста­нов­кой в оче­редь и отсе­ле­ни­ем жиль­цов из домов, при­знан­ных аварийными;
  • уста­нов­ле­ни­ем ком­му­наль­ных тари­фов и др. видов деятельности.

Госжилинспекция займется жилищным контролем в регионах

Обя­зан­но­стью жилищ­ных комис­сий явля­ет­ся также:

  • рас­смот­ре­ние жалоб жиль­цов, недо­воль­ных рабо­той ком­му­наль­ных и город­ских тех­ни­че­ских служб, зани­ма­ю­щих­ся жиз­не­обес­пе­че­ни­ем МКД;
  • пре­тво­ре­ние в жизнь поста­нов­ле­ний и нор­ма­тив­ных актов цен­траль­ных госу­дар­ствен­ных над­зор­ных органов;
  • направ­ле­ние ста­ти­сти­ки и отчет­ных дан­ных наверх — в Ассо­ци­а­цию кон­троль­ных орга­нов жилищ­но-ком­му­наль­но­го надзора;
  • реги­стра­ция новых управ­ля­ю­щих компаний;
  • кон­троль за свое­вре­мен­ным пере­чис­ле­ни­ем средств в госу­дар­ствен­ный бюджет.

Основы правовой деятельности службы жилищного надзора

Дея­тель­ность ГЖИ регулируется:

  • Кон­сти­ту­ци­ей РФ;
  • Граж­дан­ским и Жилищ­ным кодексами;
  • Кодек­сом об адми­ни­стра­тив­ных нару­ше­ни­ях КОАП Рос­сий­ской Федерации;

Государственная жилищная инспекция (ГЖИ): что это такое и чем занимается?

Какие функции ГЖИ?

Основные задачи, которые решает инспекция государственного жилищного контроля:

  1. Предупреждает, выявляет и пресекает нарушения требований использования, сохранения жилищного фонда, содержания общего имущества в многоквартирных домах (МКД) и т.п.;
  2. Осуществляет контроль над формированием фондов, средства которого предназначены для капитального ремонта жилья в МКД;
  3. Следить за деятельностью субъектов хозяйствования, которые оказывают услуги по содержанию и ремонту общего имущества в МКД;
  4. Контролирует предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, их соответствующей стоимости;
  5. Отслеживает обоснованность установления норм потребления электричества, воды, газа и отопления;
  6. Контролирует выполнение лицензионных требований субъектами хозяйствования в сфере управления МКД, деятельность которых подлежит лицензированию.

Для справки! Полномочия ГЖИ позволяют выдавать лицензии управляющим компаниям, контролировать их деятельность, при выявлении нарушений приостанавливать их работу или лишать выданного разрешения.

Перечисленные выше функции ГЖИ не исчерпывающие. В целом, по всем вопросам, которые связаны с нарушением в сфере эффективного использования жилищного фонда, нужно обращаться, в том числе, и в ГЖИ.

Полномочия инспекции ГЖИ

Лицензирование отдельных видов деятельности – это не исчерпывающие полномочия ГЖИ. Кроме этого, инспекция государственного жилищного надзора:

  1. Проводит обследование МКД и других домов, составляющих жилищный фонд, для проверки их энергетической эффективности;
  2. Устанавливают или присваивают класс этой эффективности МКД;
  3. Проводит систематический мониторинг выполнения требований органами власти и субъектами предпринимательской деятельности, а также частными лицами;
  4. Осуществляют проверку состояния МКД в регионе ответственности;
  5. Организуют прием и учет уставных документов ТСН, ТСЖ, ЖСК;
  6. Ведет реестры специальных счетов, недобросовестных УК, выданных лицензий;
  7. Занимается информированием местных органов власти, а также соответствующих региональных операторов о тех МКД и частных домовладениях, которые не определились со способом формирования фонда, средства которого направляются на капитальный ремонт;
  8. Готовит статистику в утвержденных формах;
  9. Размещает заказы на товары и услуги на нужды ГЖИ в соответствии с установленным действующим законодательством регламентом;
  10. Проводит аттестацию экспертов, которых привлекают для контролирующих мероприятий, проводимых в рамках законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности (№ 294-ФЗ);
  11. Принимает участие при разработке законодательных инициатив в области эксплуатации жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг;
  12. Самостоятельно готовит проекты таких законодательных актов, предоставляет их региональному правительству, губернатору области.

Перечень полномочий не исчерпывающий. Все они отражаются в документе, который называется положение о ГЖИ (Вот, например, положение о ГЖИ Санкт-Петербурга). Оно отрабатывается для каждого субъекта федерации, утверждается его правительством.

Содержание положения о ГЖИ

Этот документ содержит следующее:

  1. Общие положения – кому подчиняется, чем руководствуется, в соответствии с чем создана, структура и численность, финансирование и т.п.;
  2. Основные задачи, которые возлагаются на ГЖИ;
  3. Функции инспекции, которые осуществляются в рамках выполняемых задач;
  4. Права ГЖИ, которыми она наделена для реализации функций и выполнения задач;
  5. Руководство и состав ГЖИ, их полномочия и финансирование;
  6. Порядок взаимодействия ГЖИ с другими государственными органами;
  7. Порядок реорганизации и ликвидации инспекции.

Документ регламентирует деятельность ГЖИ по самым основным вопросам, обеспечивает его правовыми инструментами. Именно его положениями руководствуются сотрудники и руководство инспекции в своей профессиональной деятельности.

При необходимости, положение может дополняться другими пунктами. Все изменения утверждаются правительством соответствующего субъекта федерации.

Как происходит взаимодействий населения с ГЖИ на практике?

Граждане, которые недовольны качеством предоставляемых УК услуг, могут направить письменную жалобу в ГЖИ. Анализ правоприменительной практики показывает следующее:

  1. Часть жалоб носит необъективный характер из-за слабого знания заявителями норм действующего законодательства. Поэтому ответы на них оставляют граждан неудовлетворенными;
  2. При выявлении нарушений со стороны УК последние штрафуются. Оплатить штраф (размеры которого достигают 200 т.р.) компания может за счет привлекаемых от жителей средств. Соответственно, на обслуживание дома остается незначительная сумма, качество услуг продолжает ухудшаться, вызывая недовольство населения;
  3. На часть жалоб идут отписки, заявителям рекомендуется обращаться в суд.

В связи с этим рекомендуется обращаться в ГЖИ с реальными и существенными проблемами. Это позволит предупредить неоправданную парализацию работы УК. Заявления подкреплять аналогичными обращениями в Роспотребнадзор (при нарушениях прав потребителей), прокуратуру. Такие обращения, адресованные сразу нескольким контролирующим органам, проверяются более тщательнее. Их эффективность выше.

Государственная жилищная инспекция.

Деятельность ГЖИ

Органы государственного жилищного надзора (далее – Госжилнадзор, ГЖН), которыми в подавляющем числе регионов России являются государственные жилищные инспекции (далее – ГЖИ), осуществляют не только жилищный надзор, но и лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль. Кроме того, именно орган Госжилнадзора вносит изменения в реестр лицензий соответствующего субъекта РФ.

Государственный жилищный надзор

Понятие «государственный жилищный надзор» определяется частью 1 статьи 20 ЖК РФ. Указанной нормой установлено, что функции органов Госжилнадзора именно надзорные.

Причем, надзор может осуществляться в отношении не только управляющих организаций (далее – УО), ТСЖ и ЖСК, но и в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц.

А перечень требований, за исполнением которых надзирают органы ГЖН, довольно обширный.

К сожалению, на практике ГЖИ субъектов РФ чаще всего контролируют соблюдение только узкого перечня требований и осуществляют надзор только в отношении УО и ТСЖ/ЖСК. И, как многие другие надзорные органы, «страдают» избирательностью своей деятельности: в отношении одних субъектов рьяно «роют землю» в поисках нарушений, в отношении других – ни при каких условиях «не усматривают нарушений».

Например, ГЖИ имеет право обратиться в суд с иском «о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме» (часть 6 статьи 20 ЖК РФ).

Однако, несмотря на то, что довольно часто в ГЖИ поступают заявления о фальсификации протоколов общих собраний, а некоторые протоколы являются очевидно недостоверными, в подавляющем числе случаев ГЖИ не спешит их оспаривать в суде, сообщая заявителям о наличии права оспаривания у самих заявителей.

При этом оспариваемый протокол ГЖИ берет в работу и на его основании вносит изменения в реестр лицензий.

Одновременно с нежеланием действовать в одних случаях, ГЖИ зачастую активно ищут нарушения в других.

Например, если речь идет о нарушениях управляющей организацией, за которые на эту организацию можно наложить штраф, органы Госжилнадзора нередко проявляют завидное рвение в поисках нарушений.

Разрешение вопроса, продиктовано ли это рвение желанием пополнить бюджет или желанием нанести финансовый ущерб проверяемому лицу, оставим на усмотрение читателей.

Насколько реально привлечь ГЖИ к ответственности за неправомерные действия или бездействие, порассуждаем в последующих публикациях, в настоящей статье сконцентрируемся на некоторых обстоятельствах, позволяющих ГЖИ злоупотреблять своими полномочиями.

Итак, государственный орган, осуществляющий надзор, может серьезно «попортить крови» поднадзорным субъектам.

Дополнительно стоит отметить, что спецификой работы ГЖИ является то, что эти органы помимо жилищного надзора занимаются еще одним видом деятельности – в соответствии со статьей 192 ЖК РФ именно эти органы являются лицензирующими, осуществляют лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – МКД) и лицензионный контроль.

В том числе, одним из полномочий органов Госжилнадзора является внесение изменений в реестр лицензий субъекта РФ.

И такие полномочия, с учетом последствий внесения/невнесения изменений в реестры лицензий, позволяют органам ГЖИ не только осуществлять жилищный надзор и лицензионный контроль, но и прямо вмешиваться в жилищные отношения между управляющими организациями (осуществляющими управление МКД на основании лицензии) и потребителями жилищно-коммунальных услуг, принимая решения, определяющие, кто и в какой период имеет право управлять тем или иным МКД.

Реестр лицензий

Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ с 1 сентября 2014 года в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) введен Раздел X «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами».

  • В числе прочего в ЖК РФ введено понятие «Реестр лицензий субъекта РФ» и установлено, что указанный реестр «должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат» (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
  • Необходимо отметить, что изначально предполагалось, что реестры лицензий служат цели информирования неопределенного круга лиц о том, какая организация управляет тем или иным домом.
  • При этом частью 4 статьи 198 ЖК РФ было установлено, что при «внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса».
Читайте также:  Порядок рассмотрения жалоб в жилищной инспекции

В свою очередь, частью 7 статьи 162 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено: «Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания».

То есть, жилищным законодательством было определено, что обязанность по управлению МКД возникала у управляющей организации с того момента, который установлен договором управления, а в случае, если договором такой момент не установлен, то не позднее 30 дней с момента подписания такого договора (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).

Однако, право УО управлять МКД могло возникнуть с этой же даты только при условии внесения в реестр лицензий сведений об этом МКД как о доме, управляемом соответствующей УО (часть 4 статьи 198 ЖК РФ)

Разумеется, таким образом возникло некоторое ограничение. Теперь управляющие организации прежде, чем начать управление многоквартирным домом, должны были направить сведения о заключении договора управления с собственниками помещений такого дома.

Немаловажно отметить, что в соответствии с частями 2-3 статьи 198 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено:
«2.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
3. В течение трех дней со дня получения указанных в части 2 настоящей статьи сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».

То есть, если в договоре управления не указывался срок начала действия договора, то в течение 30-дневного срока, предусмотренного для начала управления МКД, управляющая организация вполне успевала направить уведомление в орган ГЖН, который также успевал внести изменения в реестр. Если же в договоре указывалась дата начала управления МКД, необходимо было определить указанную дату с учетом срока направления уведомления и срока внесения изменений в реестр. В принципе, установленные ограничения не были так уж существенны.

постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 23, ст. 2566); постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1995 г. N 182 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 894)

Государственный жилищный надзор

На основании пункта 16 1 статьи 12 и части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном жилищном надзоре.

2. Установить, что Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор.

3. Министерству регионального развития Российской Федерации утвердить методические рекомендации по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить в пределах установленной в субъекте Российской Федерации штатной численности органов государственной власти субъекта Российской Федерации норматив штатной численности сотрудников органов государственного жилищного надзора, обеспечивающий выполнение полномочий, возложенных на такие органы статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 23, ст. 2566);

постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1995 г. N 182 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 894);

пункт 1 изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по жилищным вопросам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1303 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4788);

пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст. 786).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Прим. ред.: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации», 24.06.2013, N 25, ст. 3156.

Положение о государственном жилищном надзоре

1. Настоящее Положение устанавливает требования к организации и проведению государственного жилищного надзора.

2. Задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее — обязательные требования).

3. Государственный жилищный надзор осуществляется посредством:

а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

4. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее — органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.

5. Порядок осуществления государственного жилищного надзора в том числе включает:

а) наименование органа государственного жилищного надзора;
б) структуру органа государственного жилищного надзора и порядок организации его деятельности;
в) полномочия и функции органа государственного жилищного надзора;
г) перечень должностных лиц органа государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, и их полномочия;
д) порядок раскрытия органом государственного жилищного надзора информации о результатах проводимых проверок соблюдения обязательных требований, а также об эффективности государственного жилищного надзора;
е) порядок взаимодействия органа государственного жилищного надзора с органами муниципального жилищного контроля и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия, установленные частью 1-1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, с саморегулируемыми организациями в сфере управления многоквартирными домами или иными объединениями юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, а также с объединениями (ассоциациями, союзами) товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов;
ж) порядок проведения проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления и гражданами обязательных требований;
з) другие положения, предусмотренные настоящим Положением.

6. В случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено наделение отдельными государственными полномочиями по государственному жилищному надзору органов местного самоуправления (за исключением полномочий по государственному жилищному надзору по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления обязательных требований), порядок осуществления государственного жилищного надзора должен предусматривать особенности осуществления государственного жилищного надзора органами местного самоуправления с учетом требований, содержащихся в пункте 5 настоящего Положения.

7. Государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15-18 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

8. Государственные жилищные инспектора имеют служебные удостоверения единого образца, установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

9. К отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных частями 4 1 — 4 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

10. В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9-12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

11. Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:

б) других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

12. Содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного жилищного надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373.

13. По решению руководителя органа государственного жилищного надзора к участию в проведении проверок могут привлекаться эксперты и экспертные организации, аккредитированные в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 689, для проведения необходимых исследований (включая научные исследования), испытаний, экспертиз, анализа и оценки.

14. При осуществлении систематического наблюдения за исполнением обязательных требований и анализа поступивших в орган государственного жилищного надзора документов, сведений и размещенной на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») информации об их деятельности орган государственного жилищного надзора:

а) проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) изучает размещенную на официальных сайтах указанных лиц в сети «Интернет» информацию об их деятельности.

15. Результаты систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований используются при планировании и проведении органом государственного жилищного надзора плановых и внеплановых проверок.

16. Орган государственного жилищного надзора в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет»:

а) ежегодный план проведения плановых проверок;
б) сведения о результатах плановых и внеплановых проверок, (с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных);
в) ежегодные доклады об осуществлении регионального государственного жилищного надзора и эффективности такого надзора;
г) тексты рекомендаций и информацию, которые содействуют выполнению обязательных требований.

17. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного жилищного надзора при проведении проверок могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18. Методическое обеспечение государственного жилищного надзора осуществляется Министерством регионального развития Российской Федерации.

Жилищная инспекция осуществляет контроль за качеством предоставляемых гражданам коммунальных услуг. Узнайте, что представляет собой организация, какими полномочиями, правами и обязанностями наделена жилинспекция, куда жаловаться на ГЖИ , и какие вопросы неподвластны данной самостоятельной структуре.

Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 (ред. от 13.09.2018) «О государственном жилищном надзоре» (вместе с «Положением о государственном жилищном надзоре»)

На основании пункта 16.1 статьи 12 и части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном жилищном надзоре.

2. Установить, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор.

3. Министерству регионального развития Российской Федерации утвердить методические рекомендации по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю.

Читайте также:  Чем должна заниматься жилищная инспекция

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить в пределах установленной в субъекте Российской Федерации штатной численности органов государственной власти субъекта Российской Федерации норматив штатной численности сотрудников органов государственного жилищного надзора, обеспечивающий выполнение полномочий, возложенных на такие органы статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 23, ст. 2566);

постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1995 г. N 182 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 894);

пункт 1 изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по жилищным вопросам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1303 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4788);

пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст. 786).

от 11 июня 2013 г. N 493

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЖИЛИЩНОМ НАДЗОРЕ

1. Настоящее Положение устанавливает требования к организации и проведению государственного жилищного надзора.

2. Задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее — обязательные требования).

3. Государственный жилищный надзор осуществляется посредством:

а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;

б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;

в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

4. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее — органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.

5. Порядок осуществления государственного жилищного надзора в том числе включает:

а) наименование органа государственного жилищного надзора;

б) структуру органа государственного жилищного надзора и порядок организации его деятельности;

в) полномочия и функции органа государственного жилищного надзора;

г) перечень должностных лиц органа государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, и их полномочия;

д) порядок раскрытия органом государственного жилищного надзора информации о результатах проводимых проверок соблюдения обязательных требований, а также об эффективности государственного жилищного надзора;

е) порядок взаимодействия органа государственного жилищного надзора с органами муниципального жилищного контроля и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия, установленные частью 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, с саморегулируемыми организациями в сфере управления многоквартирными домами или иными объединениями юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, а также с объединениями (ассоциациями, союзами) товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов;

ж) порядок проведения проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления и гражданами обязательных требований;

з) другие положения, предусмотренные настоящим Положением.

6. В случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено наделение отдельными государственными полномочиями по государственному жилищному надзору органов местного самоуправления (за исключением полномочий по государственному жилищному надзору по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления обязательных требований), порядок осуществления государственного жилищного надзора должен предусматривать особенности осуществления государственного жилищного надзора органами местного самоуправления с учетом требований, содержащихся в пункте 5 настоящего Положения.

7. Государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 — 18 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

8. Государственные жилищные инспектора имеют служебные удостоверения единого образца, установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

9. К отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных частями 4.1 — 4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

10. В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 — 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

11. Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:

а) обязательных требований к:

жилым помещениям, их использованию и содержанию;

содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;

порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;

учету жилищного фонда;

порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;

определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

управлению многоквартирными домами;

выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;

созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;

предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

созданию и деятельности советов многоквартирных домов;

определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;

обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;

деятельности региональных операторов по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

формированию фондов капитального ремонта;

наличию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»;

составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг);

порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

12. Содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного жилищного надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373.

13. По решению руководителя органа государственного жилищного надзора к участию в проведении проверок могут привлекаться эксперты и экспертные организации, аккредитированные в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 689, для проведения необходимых исследований (включая научные исследования), испытаний, экспертиз, анализа и оценки.

14. При осуществлении систематического наблюдения за исполнением обязательных требований и анализа поступивших в орган государственного жилищного надзора документов, сведений и размещенной на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») информации об их деятельности орган государственного жилищного надзора:

а) проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) изучает размещенную на официальных сайтах указанных лиц в сети «Интернет» информацию об их деятельности.

15. Результаты систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований используются при планировании и проведении органом государственного жилищного надзора плановых и внеплановых проверок.

15(1). Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 06.09.2017 N 1078.

16. Орган государственного жилищного надзора в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет»:

а) ежегодный план проведения плановых проверок;

б) сведения о результатах плановых и внеплановых проверок (с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных);

в) ежегодные доклады об осуществлении регионального государственного жилищного надзора и эффективности такого надзора;

г) тексты рекомендаций и информацию, которые содействуют выполнению обязательных требований.

17. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного жилищного надзора при проведении проверок могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18. Методическое обеспечение государственного жилищного надзора осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 (ред. от 13.09.2018) «О государственном жилищном надзоре» (вместе с «Положением о государственном жилищном надзоре»)

с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации контроль за соблюдением региональным оператором обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, относится к государственному жилищному надзору, осуществляемому органами государственного жилищного надзора в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493;

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493 «О государственном жилищном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 25, ст. 3156) приказываю:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре (далее — Положение).

Положение устанавливает требования к организации и проведению государственного жилищного надзора.

В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки, предметом которых могут являться соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе к:

Государственная жилищная инспекция в РФ – орган, контролирующий работу управленческих объединений ЖКХ. Она является субъектом исполнительной власти, который держит под наблюдением весь фонд жилья. … Государственная жилищная инспекция ( ГЖИ ) – определение и правовой статус. ГЖИ является государственным органом, занимающимся надзором в сфере ЖКХ и следящая за управлением жилыми домами. … контролировать УК, с целью выявления халатного отношения к своим обязательствам; ГЖИ поставлена задача следить за уровнем качества проживания в МКД, и не допускать ухудшающих изменений в условиях эксплуатации жилых зданий. Основные функции.

Источники
  • https://xn--80apaebca2acgcmgk.xn--p1ai/eksperty/goszhilinspektsiya-zajmetsya-zhilishhnym-kontrolem-v-regionah.html
  • https://rg.ru/documents/2013/06/24/jilnadzor-site-dok.html
  • https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-11062013-n-493/

Рейтинг
Загрузка ...