Должности в государственной жилищной инспекции

Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного жилищного надзора и Положения о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" / Постановление Правительства Московской области от 02 июля 2013 г. № 485/27

Права и обязанности государственного жилищного инспектора

Государственный жилищный инспектор является работником государственной жилищной инспекции и непосредственно выполняет функции контроля:

— за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов и региональных нормативов качества;

Суд правомерно признал законным постановление уполномоченного органа о привлечении ООО к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, поскольку представленными в материалы дела документами подтверждаются факты того, что в подъездах жилого дома, управлением которого на основании соответствующего договора занимается общество, отсутствует освещение, неисправно электрооборудование, не производится санитарная уборка дворовой и придомовой территории.

В своей основной деятельности инспектор осуществляет контроль:

— за использованием и сохранностью жилищного фонда и придомовых территорий;

Отказывая в признании незаконным постановления уполномоченного органа о привлечении государственного предприятия к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилого дома, выразившееся в необеспечении надлежащего содержания его кровли, инженерного оборудования и инженерных коммуникаций, суд указал, что в соответствии с уставом предприятия последнее несет полную ответственность за сохранность закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества и его надлежащую эксплуатацию.

— за техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами;

— за реализацией в рамках договорных отношений между собственниками, владельцами, управляющими жилищного фонда и предприятиями, организациями, обслуживающими подконтрольные объекты и предоставляющими коммунальные и другие услуги, прав и обязанностей сторон и их направленности на защиту интересов потребителей;

Суд признал законным постановление уполномоченного органа о привлечении жилищно-строительного кооператива, осуществляющего управление жилым домом, к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, отклонив довод ЖСК о том, что техническое обслуживание данного дома осуществляет ООО на основании договора, поскольку последний не является договором управления многоквартирным домом, а ООО — организацией, которой поручено такое управление.

— за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями;

Суд признал незаконным постановление жилищной инспекции о привлечении администрации города к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта квартиры в жилом доме, поскольку в протоколе, составленном инспекцией без проверки состояния квартиры на основании обращения гражданина, отсутствуют сведения о времени и месте совершения правонарушения, что свидетельствует о недоказанности инспекцией события правонарушения.

— за осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации;

Суд признал незаконным постановление жилищной инспекции о привлечении администрации района к ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ за нарушение правил содержания и ремонта жилого дома, выразившееся в непринятии мер по устранению выявленных дефектов (нарушение связей кирпичной кладки, деформация конструкций здания), поскольку администрация является сособственником данного объекта и несет бремя расходов по содержанию общего имущества в жилом доме соразмерно с другими собственниками помещений (физическими лицами).

— за рациональным использованием в жилищном фонде топливно-энергетических ресурсов и воды;

— за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными и другими услугами (тепло-, электро-, водо- и газоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов и т.п.);

— за наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов;

— за выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения;

Суд отказал в признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции о привлечении администрации МО к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, находящихся в ведении МО, поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждаются факты неудовлетворительного состояния данных домов.

— за соблюдением правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории;

— за санитарным состоянием мест общего пользования в жилищном фонде и придомовых территорий;

— за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;

Установив, что в находящихся на балансе ЗАО жилых домах имеются трещины в кирпичной кладке стен, электрощиты открыты и захламлены, система электроснабжения выполнена из наборной проводки с многочисленными скрутками, без использования изоляционных материалов, выгребные ямы переполнены и дома не паспортизированы об их готовности к эксплуатации в зимних условиях, жилищная инспекция правомерно привлекла общество к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов.

— за исполнением мероприятий и работ, содержащихся в выданных предписаниях;

Суд признал правомерным привлечение государственной жилищной инспекцией ТСЖ к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилого дома, выразившееся в несоблюдении температурного режима лестничных клеток, складировании на лестничных площадках строительного мусора, отсутствии плафонов на осветительных приборах и необеспечении плотного притвора тамбурных дверей на лестнице и переходных балконах.

— за проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;

— за избранием домовладельцами способа управления кондоминиумом;

— за соблюдением правил предоставления коммунальных услуг, с учетом региональных нормативов, в пределах своей компетенции;

— за соблюдением правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, в пределах своей компетенции.

Суд признал законным постановление уполномоченного органа о привлечении жилищно-строительного кооператива, осуществляющего управление жилым домом, к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, отклонив довод ЖСК о том, что техническое обслуживание данного дома осуществляет ООО на основании договора, поскольку последний не является договором управления многоквартирным домом, а ООО — организацией, которой поручено такое управление.

Инспектор в целях реализации функций контроля должен:

— разрабатывать проекты годовых и квартальных планов проведения инспекционных обследований и утверждать их у руководства инспекции;

— проводить плановые и внеплановые инспекционные обследования и проверки в соответствии с планами работ, заданием руководства инспекции и по обращениям населения;

— устанавливать факты нарушения действующего законодательства, регламентирующего отношения в жилищной сфере, и требований нормативно-технических документов, определяющих правила и порядок использования, содержания и ремонта жилищного фонда, придомовых территорий и объектов коммунального назначения, предоставления жилищно-коммунальных услуг;

— выдавать нарушителям предписания по установленной форме с указанием перечня нарушений, мероприятий и работ и сроков их выполнения;

— проверять исполнение нарушителями мероприятий и работ, установленных в предписаниях, с оформлением соответствующих актов;

— производить начисление финансовых санкций за допущенные нарушения, превышение сроков выполнения необходимых мероприятий, работ и т.д.;

— вести учет инспекционных обследований и проверок, выданных предписаний и актов, начисленных и взысканных финансовых санкций, составлять ежемесячные, квартальные и годовые отчеты о проделанной работе;

— формировать и представлять необходимую информацию для составления статистической отчетности по установленным формам;

— анализировать отчетные, статистические данные, результаты проверок на местах, другие информационные материалы и на их основе подготавливать предложения по совершенствованию эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве, переходу на договорные отношения, развитию конкурентной среды, осуществлению перехода к новой системе оплаты жилья и коммунальных услуг, стимулированию процессов участия населения в управлении жилищным фондом, сохранности и улучшению его использования, содержания и ремонта.

Инспектор имеет право:

Читайте также:  Кто контролирует государственную жилищную инспекцию

— проводить инспекционные обследования и проверки любого подконтрольного объекта независимо от его ведомственной принадлежности и формы собственности. Право входа в жилые помещения и нежилые помещения, связанные единым общедомовым инженерным оборудованием, а также на объекты коммунального назначения обеспечивается согласием собственника, владельца, управляющего и (или) проживающего. В случае отказа допуск инспектора на объект может быть осуществлен по решению суда или арбитражной комиссии, а в случае возникновения угрозы жизни и имуществу граждан — совместно с представителями милиции или пожарной охраны;

— налагать финансовые санкции за несоблюдение нормативно — технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда, придомовых территорий и объектов коммунального назначения, а также за неисполнение предписаний об устранении выявленных недостатков;

— осуществлять проверку выполнения выданных предписаний и составлять акты и протоколы в случае нарушения сроков и объемов предписанных мероприятий и работ;

— в случае грубых или систематических нарушений нормативов по эксплуатации жилищного фонда, придомовых территорий и объектов коммунального назначения готовить материалы для представления на приостановление действия или аннулирование лицензии на осуществление указанных видов деятельности предприятиями, организациями и гражданами;

— готовить необходимые документы и вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности за нарушение нормативов по эксплуатации и использованию жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения в соответствии с действующим законодательством;

— готовить дела о правонарушениях и наложении штрафа в случаях, предусмотренных статьей 20 Федерального закона «О товариществах собственников жилья»;

— проводить консультации и осуществлять технический аудит по вопросам использования, содержания и ремонта жилищного фонда;

— участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и их инженерных систем после проведения капитального ремонта или реконструкции;

— обжаловать решения руководства инспекции в областную жилищно-конфликтную комиссию или Главную государственную жилищную инспекцию Российской Федерации.

— соблюдать требования действующего законодательства, нормативных и правовых документов и полностью использовать предоставленные ему полномочия для обеспечения прав и законных интересов граждан и государства в жилищной сфере;

— координировать свои действия с органами местного самоуправления, общественными объединениями граждан, заинтересованными в обеспечении сохранности и надлежащем использовании жилищного фонда;

— составлять планы инспекционных обследований подконтрольных объектов в соответствии с требованиями, предъявляемыми нормативно-технической документацией;

— обеспечивать объективность оценки состояния жилищного фонда, придомовой территории и объектов коммунального назначения, предоставления жилищно-коммунальных услуг;

— в случае несоблюдения нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения, предоставлению жилищно-коммунальных услуг:

б) готовить материалы для принятия административных мер воздействия к физическим лицам и руководителям предприятий и организаций, являющихся собственниками, владельцами, управляющими или обслуживающих подконтрольные объекты;

Суд правомерно признал законным постановление уполномоченного органа о привлечении ООО к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, поскольку материалами дела подтверждается факт протечки кровли в жилом доме, кроме того, ранее уполномоченным органом давалось предписание об устранении протечек в данном доме.

Инспектор в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством несет ответственность:

— за действия, ведущие к нарушению прав и интересов граждан и государства;

— за нарушение сроков проведения инспекционных обследований и проверок по обращениям граждан;

Инспектор за неправомочные действия несет дисциплинарную и уголовную ответственность. Жалобы на действия инспектора рассматриваются руководством инспекции не позднее 30 дней с момента поступления. Инспектор подчиняется руководителю жилищной инспекции, его заместителям, начальнику инспекторской службы (отделения, отдела, филиала).

Инспектор имеет служебное удостоверение единого образца, форма которого утверждается Министерством строительства (Государственным комитетом по жилищной и строительной политике) Российской Федерации, а также личную печать с указанием его фамилии и наименования инспекции, которую он представляет, по форме, прилагаемой к настоящему Положению. Инспектор по решению администрации области подлежит обязательному личному страхованию за счет средств областного бюджета.

Право ношения форменной одежды, знаков различия и служебных нагрудных знаков имеют государственные гражданские служащие Московской области, замещающие государственные гражданские должности Московской области в Государственной жилищной инспекции Московской области (далее гражданские служащие). Форменная одежда гражданских служащих подразделяется на следующие формы одежды: Повседневная — при исполнении служебных обязанностей в рабочее время; Рабочая — при исполнении служебных обязанностей в рабочее время при выезде на объекты. Повседневная форма подразделяется на летнюю и зимнюю. Мужская Форменная Одежда.

Должности в государственной жилищной инспекции

от 2 июля 2013 года N 485/27

(с изменениями на 24 марта 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Московской области от 3 июня 2020 года N 301/15 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 04.06.2020) (вступило в силу с 1 января 2021 года);

постановлением Правительства Московской области от 14 февраля 2022 года N 102/4 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.02.2022, N 5000202202150011);

постановлением Правительства Московской области от 1 марта 2022 года N 164/8 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 15.03.2022) (вступило в силу с 1 марта 2022 года);

постановлением Правительства Московской области от 24 марта 2022 года N 278/10 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.03.2022, N 5000202203240003).

3. Признать утратившими силу:

4. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете «Ежедневные новости. Подмосковье».

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Временно исполняющий обязанности
Губернатора Московской области
А.Ю.Воробьёв

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Московской области
от 2 июля 2013 года N 485/27

Положение о Главном управлении Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области»

(с изменениями на 24 марта 2022 года)

Общие положения

1. Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее — Госжилинспекция Московской области) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Московской области (далее — региональный государственный жилищный надзор), лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области (далее — региональный государственный лицензионный контроль), государственного контроля (надзора) за соблюдением региональными операторами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности (далее — государственный контроль (надзор) за региональными операторами) и государственного контроля (надзора) за соблюдением органами исполнительной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности (далее — государственный контроль (надзор) за органами исполнительной власти, органами местного самоуправления).

Руководство деятельностью Госжилинспекции Московской области осуществляет Губернатор Московской области.

2. Госжилинспекция Московской области руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Московской области, законами Московской области, актами Губернатора Московской области и Правительства Московской области, международными договорами Российской Федерации и соглашениями Московской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, настоящим Положением, а также иными правовыми актами.

3. Госжилинспекция Московской области осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, другими центральными и территориальными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области (далее — органы государственной власти Московской области), органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее — органы местного самоуправления), организациями независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.

4. Госжилинспекция Московской области обладает правами юридического лица; имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать с воспроизведением герба Московской области и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления ее деятельности; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные, личные неимущественные права и обязанности.

Читайте также:  Как обратиться в жилищную инспекцию с жалобой на управляющую

5. Финансирование деятельности Госжилинспекции Московской области осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете Московской области.

6. Госжилинспекция Московской области имеет необходимое для осуществления своих полномочий имущество, находящееся в государственной собственности Московской области и предоставленное ей на праве оперативного управления.

7. Положение о Госжилинспекции Московской области, организационная структура, штатная численность Госжилинспекции Московской области утверждаются Правительством Московской области.

8. Полное наименование Госжилинспекции Московской области: Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», сокращенное наименование — Госжилинспекция Московской области.

9. Место нахождения Госжилинспекции Московской области: 143409, Московская область, г.Красногорск, ул.Братьев Горожанкиных, д.25.

Почтовый адрес Госжилинспекции Московской области: 143082, Московская область, Одинцовский район, с/п Барвихинское, д.Раздоры, 1-й км Рублево-Успенского шоссе, д.1, корп.А.

Официальный сайт Госжилинспекции Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет): www.gzhi.mosreg.ru.

Цели и основные задачи Госжилинспекции Московской области

10. Госжилинспекция Московской области создана для реализации государственной политики Московской области в сфере осуществления:

а) регионального государственного жилищного надзора;

б) регионального государственного лицензионного контроля;

в) лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

г) государственного контроля (надзора) за региональными операторами;

д) государственного контроля (надзор) за органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

11. Основными задачами Госжилинспекции Московской являются:

осуществление регионального государственного жилищного надзора за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда;

осуществление государственного контроля (надзора) за региональными операторами за соблюдением требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности;

осуществление государственного контроля (надзора) за органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления за соблюдением установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности;

лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

осуществление регионального государственного лицензионного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Московской области, на основании лицензии, лицензионных требований.

Полномочия Госжилинспекции Московской области

12. Госжилинспекция Московской области осуществляет следующие полномочия:

государственной жилищной инспекции субъектов Российской Федерации (далее — государственная жилищная инспекция ) в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами, иными правовыми нормативными актами органов государственной власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, приказами Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике, а также настоящим.

Ознакомление с протоколом в ГЖИ: опыт читателей и судебная практика

Протоколы общих собраний собственников хранятся в органе жилищного надзора на протяжении 3 лет (ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ). Некоторые собственники хотят ознакомиться с этими документами, проверить реальность подписей, правильность подсчета голосов, узнать, какие именно решения были приняты на собрании. Не все из них могут посмотреть документы в ГИС ЖКХ (скан протокол не загружен или загружен не полностью, нет технической возможности). Также многим не подходит вариант ознакомления с копиями в управляющей компании (отказывают, показывают не все, копии вызывают сомнение). Поэтому граждане вынуждены обращаться напрямую в жилищные инспекции.

Возможно, кого-то из них вдохновляет письмо Минстроя РФ от 26.01.2018 № 2486-ЕС/04. В нем ведомство высказывает мнение, что собственники вправе обратиться в орган государственного жилищного надзора с заявлением о предоставлении заверенных копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме.

Вот только в реальной жизни собственникам не всегда удается увидеть хотя бы часть документа, который непосредственно касается их прав и обязанностей.

Обращения в жилищную инспекцию

Мы попросили подписчиков телеграм-канала «ЖКХ» рассказать о своих попытках ознакомиться с протоколом общего собрания в своей жилищной инспекции.
Приводим результаты* опроса.

  • Учтены ответы 100 человек из 42 регионов.
  • 33% опрошенных указали, что их инспекция знакомит со всеми документами, включая все бюллетени +1% отметил возможность фотосъемки всех документов.
  • 15% смогли ознакомиться с основной частью протокола и своим бюллетенем.
  • 20% указали на возможность ознакомления только с основной частью протокола (без бюллетеней).
  • Остальные опрошенные (почти треть) указали на отказ или серьезные проблемы с ознакомлением.

По регионам картина со слов опрошенных выглядит так:

Архангельская область – собственник указал, что ГЖИ знакомит со всеми документами, включая все бюллетени.

Башкортостан (2) – Госкомитет РБ по жилищному надзору дает возможность не только ознакомиться со всеми документами, но и сфотографировать их.

Белгородская область (2) – один собственник ответил, что его ознакомили со всеми документами, включая бюллетени; второй написал, что Управление государственного жилищного надзора Белгородской области сообщило об отсутствии собраний и отсутствии обязанности знакомить с документами.

Брянская область (0) – в текущем опросе никто не участвовал, но при прошлогоднем анкетировании представитель инспекции отвечал, что заявитель может посмотреть основную часть протокола и свой бюллетень в самом органе жилищного надзора.

Волгоградская область – собственник ознакомился со всеми документами.

Вологодская область (2) – собственник ответил, что ознакомился с основной частью протокола и своим бюллетенем; представитель управляющей компании указал, что ГЖИ Вологодской области отказывает в ознакомлении с протоколами.

Воронежская область – написали, что ГЖИ отказывает в ознакомлении с документами. Однако в прошлом году при опросе госслужащих жилищных инспекций представитель ГЖИ Воронежской области указал, что у них заявитель может посмотреть все документы.

Ивановская область (2) – собственник ответил, что ознакомился с основной частью протокола и своим бюллетенем; представитель управляющей компании указал, что Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области отказывает в ознакомлении с протоколами.

Калининградская область (2) – поступило 2 противоположных ответа – знакомит полностью и полностью отказывает.

Калужская область – собственник ответил, что ознакомился с основной частью протокола и своим бюллетенем.

Камчатский край – у собственника не было проблем при ознакомлении с протоколом, включая все бюллетени.

Карелия – пишут, что Государственный комитет по строительному, жилищному и дорожному надзору отказывает в ознакомлении с протоколами собраний.

Кемеровская область – Кузбасс – тоже сообщают об отказе в ознакомлении с документами.

Кировская область (3) – 2 человека ознакомились со всеми документами полностью, один – только с основной частью протокола, без бюллетеней.

Краснодарский край (3) – все три человека сообщили об отказе в ознакомлении с документами.

Красноярский край (2) – один собственник ознакомился только с основной частью протокола, второму показали еще и его бюллетень.

Ленинградская область (2) – поступили противоречивые ответы – один получил отказ, второй ознакомился с основной частью протокола и своим бюллетенем.

Липецкая область (2) – собственник смог ознакомиться со всеми документами, включая бюллетени; управляющая компания указала на возможность ознакомления только с основной частью протокола.

Марий Эл – собственник смог ознакомиться с основной частью протокола, без приложений. Представитель инспекции в прошлогоднем опросе отвечал несколько иначе – что можно ознакомиться со всеми документами.

Москва (16) – практика ГЖИ разных округов противоречива. 4 человека ознакомились со всеми документами без ограничений. 4 человека смогли увидеть основную часть протокола и свой бюллетень. 4 человека смогли увидеть только основную часть протокола, без бюллетеней. 2 получили отказ, 1 ознакомился только в суде, еще 1 написал, что подход к ознакомлению очень избирательный.

Московская область (13) – большинство (9) ознакомилось с протоколом и всеми бюллетенями к нему, 3 получили отказ, 1 ознакомился только с основной частью протокола (без бюллетеней).

Мурманская область – опрошенный смог ознакомиться только с основной частью протокола, без бюллетеня. Представитель инспекции в прошлогоднем опросе отвечал несколько иначе – что можно ознакомиться также и со своим бюллетенем.

Читайте также:  В каких случаях обращаются в жилищную инспекцию

Новгородская область – удалось увидеть основную часть протокола и свой бюллетень.

Новосибирская область – дали посмотреть только основную часть протокола, без бюллетеней.

Омская область (0) – в текущем опросе никто не участвовал, но при прошлогоднем анкетировании представитель инспекции отвечал, что заявитель может посмотреть основную часть протокола и свой бюллетень в самом органе жилищного надзора.

Оренбургская область (2) – 1 человек ответил, что раньше давали фотографировать, теперь нет, но знакомят со всеми документами, включая бюллетени. Второй человек дополнил, что иногда Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области отправляет смотреть документы в ГИС ЖКХ, ссылаясь на ковид.

Пензенская область (2) – оба ответивших указали на возможность ознакомиться со всеми документами, включая бюллетени.

Пермский край (2) – 1 собственник получил отказ, второй ознакомился только с основной частью протокола, без приложений.

Ростовская область – сообщают об отказе в ознакомлении с документами.

Самарская область (2) – один ответивший получил отказ, второй ознакомился с основной частью протокола и своим бюллетенем.

Санкт-Петербург (8) – данные противоречивы. Самому везучему удалось посмотреть все документы, включая все бюллетени. Менее удачливому удалось увидеть основную часть протокола и свой бюллетень. Другому – только свой бюллетень. Трем показали только основную часть протокола, без бюллетеней. 2 человека получили отказ.

Саратовская область (4) – тоже избирательный подход. 2 человека ознакомились с основной частью протокола, без бюллетеней. 1 человек получил все документы, включая бюллетени. Одному направили копию протокола, где убирали подписи председателя и секретаря (в нормальном ознакомлении с протоколом и бюллетенями отказали).

Свердловская область (3) – получены 3 разных ответа – 1 отказ, 1 полное ознакомление, 1 ознакомление с основной частью протокола и бюллетенем заявителя.

Ставропольский край – удалось ознакомить с основной частью протокола, без бюллетеней.

Тамбовская область (2) – 1 указал на отказ, второй человек ответил, что знакомят со всеми документами полностью.

Татарстан – написали, что ГЖИ РТ отказала в ознакомлении с протоколом собрания.

Тверская область – представитель инспекции ответил, что можно ознакомиться с основной частью протокола и с бюллетенем заявителя.

Томская область – представитель Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области ответил, что можно ознакомиться со всеми документами целиком.

Тульская область – управляющая организация ответила, что можно знакомиться с основной частью протокола, без бюллетеней.

Ульяновская область (2) – собственник ознакомился со всеми документами, а УК указала на возможность ознакомления с основной частью протокола и своим бюллетенем.

Челябинская область – управляющая организация ответила, что можно знакомиться с основной частью протокола, без бюллетеней.

Чувашия (2) – представитель ГЖИ Чувашской Республики ответил, что можно знакомиться со всеми документами, но участвовавший в опросе собственник смог ознакомиться только с основной частью протокола, без бюллетеней.

Ямало-Ненецкий автономный округ – ответили, что ознакомились со всеми документами, включая бюллетени.

Ярославская область – управляющая организация ответила, что Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области отказывает в ознакомлении с документами.

*В обобщении результатов опроса не учтены голоса тех, кто не знает позицию своей ГЖИ, но все равно заполнил анкету.
После получения 100 релевантных ответов опрос был остановлен.
Противоречивость ответов может быть связана с разной датой обращения в ГЖИ, изменением практики в регионе, попаданием на менее доброго госслужащего. В Москве практика может различаться в зависимости от округа.

В практике судов

Отдельные собственники, получившие отказ органа жилищного надзора, обращаются за защитой своих прав в суд. Но и там можно встретить противоположные подходы, причем у одного и того же суда.

Позиция 1. Собственник может знакомиться в ГЖИ с протоколом собрания, в том числе с бюллетенями

Пример – определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции № 88а-14339/2021).
Собственник выиграл суд у Государственной жилищной инспекции Тюменской области, которая не хотела показывать документы из-за наличия в них персональных данных других собственников

Позиция суда:
— собственник жилого помещения имеет право знакомиться с протоколом общего собрания, документами, подтверждающими итоги голосования, в том числе и с бюллетенями для голосования,
— это право не зависит от места хранения документов,
— сообщение в бюллетене для голосования собственником своих персональных данных означает согласие на возможное получение доступа к ним других собственников в ходе ознакомления с бюллетенями для голосования, что не противоречит Федеральному закону «О персональных данных»,
— поскольку намерение административного истца ознакомиться с решениями собственников направлено на реализацию его прав, предусмотренных жилищным законодательством, то обстоятельство, что эти документы содержат персональные данные других собственников, не может являться препятствием для ознакомления.

Другие примеры – апелляционное определение Московского городского суда по делу № 33а-4281/2020 (оставлено в силе кассационной инстанцией), апелляционное определение Кировского областного суда № 33а-5512/2021.

Позиция 2. Орган жилищного надзора не обязан знакомить собственника с протоколом собрания

Позиция основывается на отсутствии в законе прямо закрепленной обязанности органа жилищного надзора знакомить с протоколами.

Пример – определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции № 88а-10218/2021.
Собственник квартиры проиграл спор Службе жилищного и строительного надзора ХМАО — Югры. Та ознакомила его лишь основной частью протокола. Предоставить бюллетени голосования, в которых содержались персональные данные физических лиц, Служба отказалась.

Позиция суда:
— обязанность ознакомить собственников помещений в МКД с документацией, подтверждающей итоги голосования установлена для организации, которая управляет домом (ст. 143.1, ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ);
— правовые нормы, которые возлагают на орган государственного жилищного надзора обязанность предоставлять запрашиваемые документы, отсутствуют.

Другой пример – определение Саратовского областного суда № 33а-553/2022.
Заявительница проиграла ГЖИ Саратовской области. Инспекция предоставила ей обезличенную копию основной части протокола, а в ознакомлении с оригиналами всех документов отказала, ссылаясь на персональные данные других собственников и неучастие заявительницы в голосовании.

Позиция 3. Уравновешенный подход

Он заключается в том, что обязанность ГЖИ знакомить собственника с протоколом собрания прямо законом не предусмотрена. Однако исключить такую обязанность нельзя, если утрачена возможность ознакомиться с информацией другими способами.

Пример – определение того же Седьмого кассационного суда общей юрисдикции № 88а-2131/2022.
В этом деле с органом жилищного надзора судился собственник квартиры из Свердловской области.

Кассационная инстанция отметила, что собственник может ознакомиться с документами несколькими способами:
— путём размещения не позднее чем через десять дней в общедоступном помещении МКД (ч. 3 ст. 46 Жилищного кодекса РФ);
— в месте хранения копии по адресу, который определён решением собрания (ч. 4 ст. 46 ЖК РФ);
— в управляющей организации до направления документов в орган государственного жилищного надзора на хранение (ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ);
— в ГИС ЖКХ (ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ).
Если все эти возможности у собственника отсутствуют, то тогда он вправе ознакомиться с документами в органе жилищного надзора.

Если у читателей есть чем дополнить материал, то будем рады вашим комментариям ниже.

Дорогие читатели!

Чтобы не пропустить ничего важного в сфере ЖКХ, выберите, где вам удобнее следить за обновлениями:
➜ в Telegram или во ВКонтакте.
А самые полезные и популярные материалы можно найти в виде карточек на нашем канале в Дзен.

Жилищная инспекция — функции, адреса, телефоны и время работы, а также её полномочия и график приема жителей. Как написать жалобу? … Жилищная инспекция Москвы- горячая линия: 8-499-763-18-56. Начальник — Кичиков Олег Владимирович. Телефоны окружных отделений мы приводим ниже. Заказать согласование перепланировки. Оставьте Ваш телефон для получения 10% скидки *. Государственная жилищная инспекция Москвы — информация по округам. Округ. Адрес.

Источники
  • https://studbooks.net/1096045/pravo/prava_obyazannosti_gosudarstvennogo_zhilischnogo_inspektora
  • https://docs.cntd.ru/document/537937933
  • https://gkhnews.ru/1478079-oznakomitsya-s-protokolom-v-gzhi/

Рейтинг
Загрузка ...