Типичная ситуация: собственник жалуется в жилищную инспекцию на то, что управляющая организация что-то не делает. Инспекция после проверки выдает предписание. У…
Государственная жилищная инспекция Санкт‑Петербурга
Государственная жилищная инспекция Санкт Петербурга: неисполнение предписаний Инспекции влечет наложение административных штрафов и лишение права управления многоквартирным домом
Государственной жилищной инспекцией Санкт‑Петербурга была проведена проверка исполнения ООО «Жилкомсервис № 1 Василеостровского района» ранее выданных предписаний Инспекции. В результате проверки было установлено, что управляющая организация в течение 2017 года дважды не исполнила выданные ей предписания по устранению нарушений при обслуживании многоквартирного дома по адресу: Санкт‑Петербург, ул.Шевченко, д.24, лит.А.
В частности, при рассмотрении двух дел суд признал ООО «Жилкомсервис № 1 Василеостровского района» виновным в совершении правонарушений, предусмотренных ч.24. ст.19.5 КоАП РФ, с назначением административных штрафов на общую сумму 300000 рублей. Между тем, законодательством предусмотрено, что при наличии у лицензиата или у должностного лица лицензиата в течение календарного года двух или более административных наказаний, назначенных судом за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органами государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома, такой дом может быть исключен из реестра лицензий субъекта Российской Федерации. Необходимо отметить, что собственники помещений имеют право либо отстранить не оправдавшую надежды управляющую компанию, либо продлить её полномочия, несмотря на выявленные нарушения.
В соответствии с требованиями Правил информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2015 №289, 24.07.2017 Инспекцией в адрес администрации Василеостровского района было направлено извещение о возникновении оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий Санкт‑Петербурга.
После надлежащего информирования администрацией Василеостровского района Санкт‑Петербурга собственников помещений указанного многоквартирного дома о наличии указанных оснований, они могут в течение двух месяцев принять на общем собрании решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. При не поступлении в Инспекцию в течение двух месяцев решения собственников о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом сведения о многоквартирном доме исключаются из реестра лицензий Санкт‑Петербурга. В этом случае Администрация района информируют о данном факте собственников помещений и ресурсоснабжающие организации. Кроме того, Администрация района инициирует проведение общего собрания собственников для решения вопроса о выборе способа управления домом.
Если собственниками не принято решение о выборе способа управления, Администрацией района проводится открытый конкурс по отбору управляющей организации для данного дома. До момента заключения собственниками помещений нового договора управления исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества, а также нести ответственность за ненадлежащее исполнение указанных обязанностей продолжает прежний лицензиат.
Управляющие организации не всегда согласны с предписаниями органа ГЖН и пытаются оспорить их в суде. Особенно если документ касается дома, которым УО уже не управляет . Читайте, признаются ли требования ГЖИ незаконными, если на момент суда истёк срок действия договора управления . … Правом оспорить в суде выданное ГЖИ предписание воспользовалась одна из управляющих организаций Костромы. Инспекторы ГЖН в ходе проверки установили, что УО не организовала площадку для сбора ТКО на территории дома. УО получила документ с требованиями устранить нарушения норм ПП РФ № 491 и постановления Госстроя России № 170, установив контейнеры для мусора.
Законен ли дополнительный сбор с жильцов за исполнение предписания
Типичная ситуация: собственник жалуется в жилищную инспекцию на то, что управляющая организация что-то не делает. Инспекция после проверки выдает предписание. Управляющая организация выполняет какие-то работы. Часто на этом вопрос себя исчерпывает, но некоторые компании додумываются возместить понесенные затраты за счет собственников: без всяких решений общих собраний они включают платеж в квитанцию отдельной строкой. К чему это приводит? К новому предписанию.
◉ Постановление Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А29 – 2436/2020
В Республике Коми орган жилищного надзора выдал управляющей организации ООО «Ухтажилфонд» три предписания, где потребовал привести в порядок подвал, отмостку, лестничные клетки, кровлю и дворовой фасад дома.
Организация отремонтировала общедомовое имущество и сделала уборку в подвале дома. После этого жильцы обнаружили в квитанциях дополнительные начисления – от 6600 до 20 375 рублей (в зависимости от площади квартиры). Это был платеж за работы, выполненные в рамках выданных предписаний.
Надзорный орган по очередной жалобе жителей потребовал сделать перерасчет.
Компания не согласилась с такими требованиями и оспорила предписание в суде:
— «часть квитанции, содержащая указание на стоимость выполненных в соответствии с предписаниями работ, лишь информирует собственников о затратах управляющей организации в рамках договора управления»;
— условиями договора управления предусмотрена возможность выполнения Обществом дополнительных работ, подлежащих оплате собственниками.;
— надзорный орган не доказал нарушения прав собственников помещений, так как не представлены документы об оплате спорных сумм;
— предыдущие предписания о выполнении работ нарушают права управляющей организации, потому что обзывают её выполнять работы, не предусмотренные утвержденным собственниками перечнем работ и услуг по содержанию и ремонту.
Арбитражные суды оставили предписание в силе.
Они указали, что требуемые и впоследствии выполненные работы входят в Минимальный перечень работ по содержанию общего имущества № 290 и Правила эксплуатации жилфонда № 170
◉ Постановление Арбитражного суда Уральского округа по делу № А60 – 88/2020
В суде встретились ООО «Жил Сервис Эксперт» и Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области.
Изначально Департамент выдал управляющей организации предписание с требованием принять меры по восстановлению расхода холодного водоснабжения в соответствии с нормативами. После этого компания заменила стояк холодного водоснабжения в одном из подъездов и начислила собственникам плату за эту работу.
Суды отказали управляющей организации.
Они сослались на Минимальный перечень № 290, куда входят работы для надлежащего содержания систем водоснабжения. Также они отметили, что капремонт проводится по решению общего собрания собственников, которого не было.
«Учитывая изложенное, действия управляющей компании по включению в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг платы за замену стояка ХВС не соответствуют требованиям жилищного законодательства; предписание департамента об исключении спорной суммы из квитанций не противоречит закону и не нарушает права заявителя».
Обязательно ли исполнять предписание собственнику квартиры от управляющей компании ? Содержание и образец документа. Собственники квартир в многоэтажных домах должны понимать, что они совсем рядом соседствуют друг с другом, а это значит, что своими действиями и поступками они не должны причинять друг другу вред и неудобства. … Что такое предписание управляющей компании собственнику квартиры? Впервые получив этот документ, сразу возникает вопрос – что он может означать и какой юридической силой он обладает? … Если решение Жилищной Инспекции вас не удовлетворит – вы имеете право обращаться за защитой своих прав в суд. Заключение.
Как УО работать с предостережением, предписанием или представлением
Органы ГЖН и прокуратура выносят в отношении управляющих организаций предписания, представления или предостережения за неразмещение информации в ГИС ЖКХ. Узнайте, чем это грозит УО и какой порядок действий при получении такого документа она должна соблюдать.
Предписание, представление или предостережение – это результат проверки управляющей организации контролирующими органами. С 1 января 2018 года заполнение ГИС ЖКХ – лицензионное требование для управляющих организаций в субъектах РФ за исключением городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.
Контролирующие органы – ГЖИ, прокуратура – следят за соблюдением лицензионных требований. За нарушения при работе с системой ГЖИ может выдать УО предостережение или предписание, а прокуратура – представление.
Обязанность управляющих организаций при размещении информации в системе регулирует ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ – обеспечить открытый и свободный доступ к сведениям о:
- показателях финансово-хозяйственной деятельности;
- работах и услугах по содержанию общего имущества МКД;
- порядке выполнения таких работ;
- их стоимости;
- тарифах на коммунальные услуги.
Органы ГЖН и прокуратура могут проводить как плановые, так и внеплановые проверки размещения информации в ГИС ЖКХ. Порядок их проведения описан в ст. ст. 9-10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Согласно документу, о плановой проверке, контролирующий орган должен заблаговременно уведомить управляющую организацию. Внеплановую проверку можно провести без предварительного уведомления при наличии оснований.
Когда ГЖИ выдаёт предостережение
Органы ГЖН проводят профилактические мероприятия с целью предупредить нарушения, которые допускают управляющие организации (ст. 8.2 № 294-ФЗ). График таких мероприятий утверждается ежегодно. Результатом проведения профилактического мероприятия может быть вынесение предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
ГЖИ может выдать предостережение, если получила сведения о готовящемся нарушении:
- от установленных юридических или физических лиц,
- в ходе реализации мероприятий по контролю,
- от органов государственной власти или местного самоуправления,
- из СМИ.
Предостережение орган ГЖН выдаёт в соответствии с положениями ч. ч. 5-7 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Порядок составления и отправки нарушителю предостережения описан в постановлении Правительства РФ от 10.02.2017 № 166.
Минстрой РФ рекомендует органам ГЖН выдавать предостережения при первоначальном выявлении признаков нарушений порядка размещения информации в системе.
В случае несогласия УО с выводами органа контроля, она должна обосновать свою позицию в письменном возражении. Орган ГЖН даст ответ на такое возражение в течение 20 рабочих дней с даты его получения.
Наказания за невыполнение предостережения не предусмотрено, но советуем ответственно отнестись к подобным документам, чтобы избежать внимания со стороны контролирующих органов.
Начало проверки
Если управляющая организация предупреждена о предстоящей проверке, к ней нужно подготовиться. В первую очередь, внимательно изучите уведомление о проверке. Если в нём допущены ошибки:
- не указаны основания проверки,
- отсутствует один из обязательных реквизитов документа,
сообщите о них в контролирующий орган, инициирующий проверку. Орган контроля не вправе начать проверку при наличии недочётов в документах.
Если неточностей в уведомлении нет, проведите анализ полноты раскрытия информации в ГИС ЖКХ. Просмотрите пункты разд. 10 приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр и убедитесь, что вся необходимая информация размещена в системе.
Проведение проверки органом ГЖН
Бывают случаи, когда орган ГЖН предварительно направляет управляющей организации распоряжение о проведении проверки размещения информации в системе. В нём указывается:
- ответственное за проведение проверки лицо;
- срок проверки;
- сведения, которые будут проверять.
По результатам проверки инспектор составляет акт. Обратите внимание на наличие в нём необходимых сведений:
- были выявлены нарушения или нет;
- перечень нарушений, если они были выявлены;
- подпись ответственного за проверку лица;
- перечень лиц, которые присутствовали при проверке;
- подписи присутствовавших при проверке.
Полный перечень требований к акту о проведении проверки представлен вст. 16 № 294-ФЗ.
Акт проверки инспектор должен вручить тому, кого проверяли, лично или заказным письмом с уведомлением, чтобы было официальное подтверждение о вручении. Управляющая организация может обжаловать акт проверки вышестоящему должностному лицу органа ГЖН или в суд. Сроки, в которые можно обжаловать документ, указаны в одном из его пунктов.
На основании акта проверки ГЖИ может вынести управляющей организации предписание, в котором укажет:
- наименование и номер документа, на основе которого составлено предписание;
- перечень нарушений;
- срок исправления нарушений.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, управляющей организации выдают постановление о привлечении к административной ответственности или постановление о прекращении административного дела.
Проведение проверки прокуратурой
Если в ходе проверки управляющей организации прокуратура обнаружила нарушения, она выносит представление, в котором описаны нарушения УО и указан срок их исправления.
Управляющая организация должна в указанный в представлении срок устранить нарушение и письменно уведомить об этом прокуратуру. В таком случае УО избежит штрафа.
Если управляющая организация проигнорировала представление, прокуратура может возбудить дело об административном правонарушении. Для этого составляется постановление о возбуждении дела, в котором указываются нарушения управляющей организации. С таким документом прокуратура должна под подпись ознакомить руководителя УО или уполномоченное лицо.
Ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрено административное наказание за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок предписания органа ГЖН – штраф должностному лицу в размере от 5 000 до 10 000 рублей.
Невыполнение законных требований прокуратуры влечёт наложение административного штрафа:
- на должностных лиц – от 2 000 до 3 000 рублей;
- на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.
Вместо штрафа должностное лицо может получить дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года, а юридическому лицу грозит приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 17.7 КоАП РФ).
лицензированием управляющих компаний . Надзор распространяется на решение общих вопросов и направлен на обеспечение безопасности людей. Важно: ЖИ занимаются проблемами, связанными с общим имуществом многоквартирных домов. Что не входит в обязанности ГЖИ. … Она инициирует проверки деятельности последних, выносит предписания по устранению нарушений, наказывает в случае неисполнения. Предусмотрен общественный контроль. … Обжалование бездействий жилищной инспекции возможно несколькими людьми одновременно. В этом случае составляется один общий документ, который подписывается всеми жильцами, чьи права нарушены. Отличие сводится лишь к перечислению всех пострадавших.
- https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/inspekcija/news/117434/
- https://gkhnews.ru/10419-zakonen-li-dopolnitelnyj-sbor-s-zhilczov-za-ispolnenie-predpisaniya/
- https://xn—-ctbinhejpbubkeiwf.xn--p1ai/novosti-gkh/article_post/kak-uo-rabotat-s-predosterezheniyem-predspisaniyem-ili-predstavleniyem