Государственная муниципальная жилищная инспекция

Государственная жилищная инспекция — государственный исполнительный орган жилищного надзора за деятельностью ТСЖ и управляющих организаций ЖКХ в субъектах Российской Федерации.

Содержание

Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль

Такое понятие как надзор со стороны государства обозначает функцию специально созданных инспекций или других органов осуществлять постоянное наблюдение за точностью соблюдения законности в определенной сфере деятельности. Государственный жилищный надзор выполняет свои задачи в области защиты жилищных прав населения. Функции и обязанности, которые возложены на государственный жилищный надзор, прописаны в Жилищном Кодексе РФ. Регламенту работы контролирующих органов посвящена статья 20 данного Кодекса, согласно которой основные обязанности по проведению проверки фактов нарушения законности должны исполнять государственные организации в виде отделов и департаментов, входящих в структуру исполнительных органов власти.

Что это такое

С целью контролирования норм Жилищного Кодекса и других нормативных документов в области жилищно-коммунального хозяйства РФ созданы специализированные контрольные органы. С 2013 года данные функции возложены на муниципальный жилищный контроль. Он создается при отделах ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) или в виде самостоятельного отдела органа местного самоуправления.

Надзорные организации создаются как в городах, так и в сельском поселении РФ.
В зависимости от численности жителей, проживающих в населенном пункте они могут функционировать в виде секторов, отделов или осуществляются 1 государственным жилищным инспектором.
Согласно законодательству, орган местного самоуправления, который владеет определенным жилищным фондом отвечает за рациональность его использования и обязан следить за соблюдением норм ЖК.Согласно изменениям в действующем Жилищном Кодексе, которые вступили в силу в 2013 году, каждый муниципалитет РФ наделен полномочиями касаемо контроля за использованием ЖФ на подчиненной ему территории.

ВНИМАНИЕ! Выполнять надзор должны уполномоченные организации, которые сформированы местным органом самоуправлением субъекта РФ.

Под муниципальным жилищным контролем предполагается работа локальных органов муниципалитета. Деятельность контролирующих органов направлена на организацию и осуществление мероприятий, которые напрямую связаны с проверкой на правомерность, рациональность и правомочность использования ЖФ муниципального типа.

В процессе работы данная организация опирается на нормы, четко регламентированные несколькими законодательными актами:

  • Положения постановления Госстроя от 27.09.2003 г.
  • Жилищный Кодекс РФ.
  • Положения постановления Правительства от 21.01.2006 г.
  • Положения постановления Правительства от 6.05.2011 г.

Муниципальный жилищный контроль и государственный жилищный надзор

Муниципальный жилищный контроль, функции которого регламентируются в той же 20 статье ЖК РФ, создается как самостоятельный отдел в местном самоуправлении, жилом поселении или при сельском совете. Орган муниципального жилищного контроля выполняет свои функции, контролируя соблюдение законности по отношению к объектам жилищного фонда муниципального коммунального хозяйства. Регламент деятельности, которым руководствуется муниципальный жилищный контроль, устанавливается на уровне обязанностей отдельных субъектов, входящих в Российскую Федерацию.

Основные обязанности по надзору в жилищной сфере осуществляет орган государственного жилищного надзора в каждом региональном образовании, который существует в виде департаментов, комиссий, отделов или инспекторов.

Организация строится по территориально-функциональному принципу, т.е. региональный департамент делится на отделы, каждый из которых отвечает за определенную функцию, и имеет подчиненные службы и отделы в муниципальных образованиях. На практике региональный государственный жилищный надзор совмещает обязанности государственных и муниципальных организаций.

Основания

Исполнение функции муниципального жилищного контроля осуществляется на основании:

  • Конституции РФ;
  • КоАП РФ;
  • ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
  • ФЗ №294 от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • ФЗ №59 от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;
  • Правил подготовки органами государственного и муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и ИП, утверждённых Постановлением Правительства РФ №489 от 30.06.2010 года.

Главный государственный жилищный инспектор и его полномочия

Составление плана, координацию деятельности и порядок осуществления государственного жилищного надзора осуществляет главный государственный жилищный инспектор, назначаемый правительством Федерации. Он контролирует выполнение обязанностей территориальных и муниципальных образований (департаментов и отделов), утверждает планы, и организует работу путем направления актов, указаний, методических рекомендаций и разъяснений, получения информации от местных департаментов и инспекторов. Во исполнение своих контролирующих функций главный государственный инспектор имеет право составлять протоколы по фактам административных нарушений в жилищной сфере, направлять акты и предписания, обязывающие устранить выявленные нарушения в жилом фонде, назначать и освобождать от должности руководителей региональных департаментов, комиссий и отделов.

Права и полномочия

Статья 20 ЖК РФ содержит полный перечень прав и полномочий, которыми пользуется муниципальный жилищный контроль для выполнения своих обязанностей. Сотрудники МЖК имеют право:

  1. Оформлять запросы в организации с целью получения информации, которая необходима для проведения запланированных внеплановых проверок.
  2. Вести контроль за соблюдением закона наймодателями помещений в социальных наемных домах.
  3. Осматривать частное жилье при согласии владельцев объектов недвижимости и помещения, которые находятся в общей собственности.
  4. Определять состояние имущества путем проведения экспертизы или другими способами при наличии служебного удостоверения сотрудника МЖК и приказа, разрешающего проведение проверки.
  5. Созывать собрания собственников с целью выбора новой УК и лишения полномочий старой управляющей компании, которая в процессе работы нарушала положения законодательства РФ.
  6. Организовывать внеплановую проверку при получении из источников сведений о нарушении законодательства в подконтрольном округе.
  7. Проверять документацию, протоколы общих собраний, договорные документы и заключения, относящиеся к работе УК.
  8. Исходя из результатов проверки, выдавать предписания с требованием в указанный срок устранить выявленные нарушения или провести мероприятия, предусмотренные в нормативных документах.
  9. Оформлять протоколы с подробным описанием обнаруженных в ходе проверки административных нарушений в сфере лицензионной деятельности.
  10. При необходимости направлять полученную информацию в правоохранительные органы РФ для проведения уголовного расследования, а также возбуждения дел на нарушителей закона.
  11. Подключать к проведению проверок контролирующие организации: административные органы, Роспотребнадзор, прокуратуру и т. д.

Предлагаем ознакомиться Увольнение по статье: за что могут и не могут уволить? Что делать и как избежать увольнения по статье?

Часто контролирующие органы, например, прокуратура после получения информации о нарушении передает ее для рассмотрения и проведения проверки в отдел муниципального жилищного контроля. Сотрудники МЖК досконально ориентируются в действующем жилищном законодательстве, поэтому они могут профессионально провести проверку.

У муниципалитетов хотят отобрать большую часть полномочий по жилищному контролю, его функция полностью перейдет к госжилинспекциям. Это прописано в разработанных минстроем поправках в Жилищный кодекс. Эксперты считают, что с их помощью удастся наконец убрать «лишних» контролеров.

Почему такая необходимость возникла? Ведь с точки зрения жителей, чем больше будет надзора за деятельностью управляющих компаний, тем они лучше должны работать.

Ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» Института экономики города Дмитрий Гордеев на это замечает, что когда существует «параллельный» контроль, это вряд ли кому-то может пойти на пользу. Тем более что и подход к проверкам у инспекторов может отличаться. Есть у законопроекта и другой плюс.

Он должен помочь в борьбе с так называемыми «ручными» инспекторами. Такие проверяющие редко обращают внимание на жалобы жильцов на аффилированные с муниципалитетами управляющие компании.

Минстрой намерен избавить российские города и поселки от параллельного жилищного контроля

Пока контроль в сфере ЖКХ осуществляется как на федеральном уровне, так и силами органов местного самоуправления. Государственная жилинспекция РФ и ее подразделения в регионах ведут контроль использования, содержания и ремонта жилищного фонда. Муниципалитеты проводят проверки на соответствие деятельности управляющих компаний нормам и требованиям закона.

Минстрой предложил вести онлайн-учет за расходами воды и тепла

Муниципальный жилищный контроль: что это такое, функции

«Изначально в Жилищном кодексе органы местного самоуправления должны были следить за состоянием муниципального жилищного фонда. Речь идет о муниципальных квартирах — это социальное и служебное жилье.

На его долю приходится примерно 15 процентов жилфонда», — замечает Гордеев. Однако, по его словам, многие муниципалитеты давно по сути выполняют работу за себя и «за того парня».

Предлагаемые поправки кардинально сужают предмет муниципального жилищного контроля — за ним остается только надзор за выполнением муниципальных актов.

В том же законопроекте сказано, что свои полномочия по государственному жилнадзору регион может передать муниципалитету.

По мнению Дмитрия Гордеева, в этом случае качество работы на местах будет очень сильно зависеть от объемов финансирования со стороны региона и наличия у муниципалитета квалифицированных кадров.

Если субъект Федерации не сможет уделить достаточного внимания этому вопросу, тогда есть риск, что и муниципалитет прекратит контроль. И тогда первыми пострадают те самые муниципальные квартиры.

Предмет проверки жилищного надзора

Жилищный Кодекс РФ и положение о порядке осуществления муниципального жилищного контроля определяют основные принципы работы департаментов и отделов надзора и контроля.

Среди них дается определение предмета проверки. Основные обязанности контролирующих отделов и организаций состоят в выявлении нарушений обязательных для исполнения требований законодательных органов федерального и регионального значения в жилищной сфере.

В перечень вопросов, подлежащих проверке, входит:

  • законность и соблюдение регламента выборов организации для управления жизнедеятельностью многоквартирных домов;
  • принятия решений по вопросам создания ТСЖ, разработки устава и прочих актов, определяющих регламент деятельности;
  • выявление нарушений в деятельности лиц, исполняющих функции управляющих в многоквартирном жилом фонде.

Весь порядок осуществления муниципального жилищного контроля строится на проведении проверок, выявлении и требовании устранения нарушений путем составления актов, а также привлечении виновных лиц к мерам административной ответственности.

Надымский район

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа муниципального жилищного контроля, а также его должностных лиц» Лица, в отношении которых проводится проверка, имеют право на обжалование решений, принятых в ходе осуществления муниципального жилищного контроля, действий или бездействий уполномоченных должностных лиц, осуществляющих муниципальный жилищный контроль, путем подачи жалобы в орган муниципального жилищного контроля или в судебном порядке. Жалоба может быть направлена по почте в адрес Администрации муниципального образования Надымский район, Департамента муниципального хозяйства Администрации муниципального образования Надымский район, а также с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, Официального сайта, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина в письменной форме должна содержать следующую информацию:

­ фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, составившего обращение, или наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя, почтовый адрес, по которому должен быть отправлен ответ;

­ наименование органа, в который направляется письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;

­ наименование органа, должности, фамилию, имя и отчество (последнее – при наличии) должностного лица (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;

­ существо обжалуемого решения, действия (бездействия).

Дополнительно в жалобе могут быть указаны причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием), обстоятельства, на основании которых юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, гражданин считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, требования (об отмене решения, о признании незаконным действия (бездействия), а также иные сведения, которые юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, гражданин считает необходимым сообщить.

К жалобе могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные в жалобе обстоятельства.

Если документы, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, отсутствуют или не приложены, решение принимается без учета доводов, в подтверждение которых документы не представлены и их нет в организациях местного самоуправления муниципального образования город Надым и муниципального образования Надымский район.

Жалоба подписывается подавшим ее гражданином либо его представителем, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным представителем индивидуального предпринимателя, юридического лица. Указывается дата составления жалобы.

Письменные обращения регистрируются в порядке делопроизводства.

Заинтересованные лица имеют право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо принимает решение об удовлетворении требований юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина и о признании неправомерным обжалованного решения, действия (бездействия) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, гражданин, права и (или) законные интересы которого нарушены, уведомляется в письменной форме в течение 10 дней со дня принятия таких мер.

Продолжительность рассмотрения жалоб или урегулирования споров не должна превышать 30 дней с момента регистрации жалобы.

В случае если по обращению требуется провести служебное расследование, проверку или обследование, срок его рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней по решению руководителя органа муниципального контроля. О продлении срока рассмотрения обращения юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, гражданин уведомляется письменно с указанием причин продления.

Порядок рассмотрения отдельных обращений (жалоб):

­ в случае получения письменного обращения (жалобы), в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, орган муниципального жилищного контроля вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение (жалобу), о недопустимости злоупотребления правом;

­ если текст обращения (жалобы) не поддается прочтению, ответ на него не дается, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения (жалобы) сообщается заявителю, направившему обращение (жалобу), в письменном виде, если почтовый адрес заявителя поддается прочтению;

­ обращение (жалоба), содержащее вопрос, на который заявителю неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями (жалобами), и при этом в обращении (жалобе) не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель органа муниципального контроля, иное уполномоченное им должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения (жалобы) и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанное обращение (жалоба) и ранее направляемые обращения (жалобы) направлялись в орган муниципального жилищного контроля. О данном решении заявитель, направивший обращение (жалобу), уведомляется в письменном виде;

­ обращение (жалоба), в котором обжалуется судебное решение, возвращается заявителю, направившему обращение (жалоба), с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения в течение семи рабочих дней.

Читайте также:  Как может наказать жилищная инспекция

Основания для включения плановой проверки

Инспекция государственного жилищного надзора и аналогичные муниципальные отделы и департаменты для своей деятельности составляют план проверок, в котором определяют перечень лиц, подлежащих проверке в текущем году. Для включения в такой план контрольной деятельности необходимо, чтобы соблюдался годовой диапазон с момента:

  • От первого дня деятельности лица, выполняющего обязанности управляющего многоквартирным жилым фондом. Для этого все лица, производящие работу в этой сфере, направляют уведомления в службы надзора о дате начала своей деятельности.
  • От даты, когда на учет муниципального реестра поставлен дом социального использования, в котором наймодатель попадает в категорию проверяемых лиц.
  • От предыдущей проверки по плану или внеплановой, если деятельность ответственных лиц и проверяемых объектов длится более одного года.

План проверок, который разрабатывает орган государственного жилищного надзора, включает все категории субъектов, охватывая весь перечень юридических и физических лиц, работающих в сфере жилищных отношений и жилого фонда.

Основания для включения внеплановой проверки

Регламент, по которому работает государственный жилищный надзор, кроме проведения проверок в соответствии с планом, включает такой пункт как проверки внеплановые.

Регламент проведения мероприятий вне плана в качестве оснований указывает:

  • заявления, жалобы и обращения, поступившие в отдел или департамент от граждан или лиц — субъектов хозяйственной деятельности, в которых приводятся факты нарушений или злоупотреблений в вопросах создания, регистрации или деятельности управляющих многоквартирными домами;
  • акты о невыполнении предписаний, выданных ранее контролирующим отделом для устранения выявленных фактов нарушения законодательных норм;
  • составленные акты о принесении вреда здоровью или жизни граждан, связанные с нарушением жилищного законодательства.

Основные нарушения, по которым объявляются проверки, не включенные в план деятельности:

  • отступление от утвержденного регламента создания объединений владельцев жилья, разработки или внесения изменений в уставных документах, выборов управляющих и заключения с ними договоров и актов на выполнение возложенных обязанностей по содержанию жилого фонда;
  • неправомерные решения и деяния лиц, управляющих многоквартирными домами, в вопросах управления и содержания жилого фонда, проведения ремонтных работ, необоснованного изменения ставок оплаты за оказание коммунальных услуг и так далее.

Внеплановые проверки не включаются в годовой план контролирующих отделов, проводятся внезапно, без предварительного уведомления проверяемых и согласования с органами прокуратуры выхода инспекторов на проверяемый объект.

Права жилищного инспектора и органов жилищного надзора

Положение о государственном жилищном надзоре содержит регламент, определяющий права жилищного инспектора, который разрабатывается в соответствии со статьей 20 Жилищного Кодекса РФ.

Жилищный инспектор, осуществляющий муниципальный жилищный контроль имеет право:

  • получать сведения от органов власти, отделов коммунального сектора и предпринимательских структур на свои запросы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
  • проходить на территорию любого объекта, подпадающего под определение многоквартирного жилого фонда, предъявив удостоверение и приказ о проведении проверки;
  • проводить обследование, испытательские работы, назначать экспертизу или мероприятия по расследованию;
  • составлять акты и предписания, в которых выдвинуто требование прекратить и исправить все выявленные факты нарушений, и по истечении шестимесячного срока согласно регламенту работы требовать отчет об их исполнении;
  • оформлять протоколы по вопросам административных правонарушений, заводить и рассматривать дела по нарушениям административного правопорядка в жилищной сфере;
  • при выявлении нарушений, влекущих уголовную ответственность, составлять акты и материалы, по которым соответствующими органами возбуждаются уголовные дела;
  • передавать в суд дела об отмене неправомерно принятых документов и договоров или ликвидации созданных объединений собственников жилья, о защите прав пользователей или собственников жилого фонда.

Как работает госорганизация?

Как было упомянуто ранее, жилищный контроль на территории муниципальных образований РФ представлен специальным центрами, имеющими аналогичное название.

Деятельность таких структур осуществляется в соответствии с рассмотренными ранее законами и функциями.

По итогу, деятельность отделов жилищного контроля направлена на поддержание стабильно правильного использования ЖФ муниципалитета.

Работа данной госорганизации проводится в двух основных режимах:

  • Первый – проведение проверок и прочих мероприятий относительно использования ЖФ по своей инициативе.
  • Второй – проведение аналогичных процедур по просьбе других лиц, обратившихся в орган с соответствующим заявлением.

В первом случае, все предельно просто: отдел выбирает день и проводит плановую проверку работы одной или нескольких ЖУК, работающих на подконтрольной ему территории.

Однако во втором случае принцип организации деятельности слегка иной. Здесь на первый план выходит обращение в организацию со стороны третьих лиц, которыми могут быть как физические, так и юридические лица.

Работа с обращением граждан

Чаще всего в муниципальный жилищный контроль обращаются обычные граждане, которые недовольны работой их управляющей компании.

Понятие общественного жилищного контроля

Положение о государственном жилищном надзоре и ЖК РФ предусматривают существование такого понятия как общественный жилищный контроль. В его функции входит организация контроля со стороны общественности за правомерностью и законностью деятельности, которую проводят уполномоченные лица и организации, входящие в систему государственных, региональных и муниципальных исполнительных органов.

Регламент деятельности общественного жилищного контроля базируется на принципах защиты интересов граждан, учитывает общественное мнение и дает оценку того, насколько добросовестно управление государственного жилищного надзора справляется со своими обязанностями.

Подводя итог, стоит отметить, что функции органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере жилищного права, не распространяются на организации, которые получили лицензию и осуществляют свои обязанности в роли управляющих в многоквартирных домах.

Общественный контроль в сфере ЖКХ

Минстроем России осуществляется контроль и поддержка деятельности по развитию сети региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ. Центры общественного контроля созданы в 83 субъектах Российской Федерации.

Общественный контроль в сфере ЖКХ осуществляется в следующих формах: — мониторинг правоприменительной практики в сфере ЖКХ; — проведение акций по анализу отдельных проблем в сфере ЖКХ, как в Российской Федерации в целом, так и в рамках конкретного региона; — осуществление проверок, в том числе выездных, по рассмотрению обращений граждан; — оказание помощи гражданам в защите их интересов в суде; — проведение общественной экспертизы нормативных правовых актов федерального и регионального уровней; — формирование общественных рейтингов управляющих организаций; — осуществление мониторинга реализации региональных программ по переселению из аварийного жилья и реализации региональных программ капитального ремонта в многоквартирных домах.

Некоммерческие организации, работающие в сфере жилищного просвещения и защиты прав потребителей жилищных и коммунальных услуг, существуют во всех субъектах Российской Федерации. НП «ЖКХ Контроль» составлен реестр данных организаций, размещенный в свободном доступе на сайте gkhkontrol.ru -https://gkhkontrol.ru/2014/01/14285. Реестр издан в виде справочника, в который вошли 323 профильные некоммерческие организации.

Для региональных органов власти подготовлены следующие материалы по осуществлению общественного контроля: — методические рекомендации для региональных органов власти; — рекомендации для информирования собственников по вопросам капитального ремонта и вовлечению собственников в контроль за капитальным ремонтом МКД; — регламент общественных проверок домов, построенных по программам переселения граждан из аварийного жилья; — проект Постановления Правительства РФ «О порядке осуществления общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

Основные направления деятельности сети общественного контроля в сфере ЖКХ в 2020 году: — масштабная просветительская кампания. Распространение методической литературы и реализация образовательных проектов для активных собственников жилья и профильных НКО; — создание муниципальных представительств региональных центров общественного контроля в ЖКХ; — постоянный общественный мониторинг реализации региональных программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилья; — проведение общественной экспертизы региональных и федеральных нормативных правовых актов; — проведение ежеквартального мониторинга основных проблем в сфере ЖКХ; — мониторинг осуществления лицензирования управляющих организаций и контроль за соблюдением интересов собственников домов, чьи управляющие организации не прошли процедуру лицензирования.

За первое полугодие 2020 года в приемные региональных центров и в адрес НП «ЖКХ Контроль» поступило более 16 тысяч обращений. На основании анализа обращений граждан, поступивших в общественные приемные региональных центров, а также через единый сайт Общероссийского центра, ежеквартально составляется потребительский рейтинг основных проблем в сфере ЖКХ.

Организована работа по общественному контролю за программами переселения граждан из аварийного жилого фонда, в том числе фотофиксация строящихся объектов. Также проведена проверка качества уже построенных домов. Всего общественниками проверено 532 многоквартирных дома. В результате проведенного мониторинга представители региональных центров представили замечания по качеству 201 дома, построенного в 2014 году по программам переселения граждан из аварийного жилья. Все выявленные замечания взяты на контроль.

Организована работа по общественному контролю за программами капитального ремонта (выборочная проверка сведений, размещаемых региональными органами власти на сайте «реформа ЖКХ», выборочное анкетирование собственников в домах, которых прошел капитальный ремонт).

Введена практика проведения он-лайн семинаров, в ходе которых федеральные эксперты освещают наиболее актуальные вопросы организации управления жилым фондом, осуществления общественного контроля в сфере ЖКХ, разъясняются новеллы федерального законодательства. За 2014 и первую половину 2020 года проведено 36 таких семинаров.

Ежеквартально обобщаются и распространяются лучшие практики общественного контроля в сфере ЖКХ. На сайте НП «ЖКХ Контроль» сформирована библиотека лучших методических пособий в сфере ЖКХ, подготовленных в различных субъектах Российской Федерации.

В 54 регионах созданы Общественные Советы при органах исполнительной власти, в которые вошли представители региональных центров. Представители профильных НКО также вошли в состав лицензионных комиссий.

Жилищная инспекция – это орган исполнительной власти, созданный для защиты прав собственников жилых помещений, для контроля и надзора за исполнением жилищно -коммунальных услуг. Жилинспекция выявляет нарушение в сфере жилищно –коммунального хозяйства, а также пресечение этих нарушений по заявлениям граждан. … Производит систематическое наблюдение за исполнение обязательных требований, а также норм жилищного права и других нормативно – правовых актов. Предупреждает, выявляет и пресекает нарушения норм жилищного законодательства не только гражданами, но и органами государственной власти, местного самоуправления и юридическими лицами.

Государственная жилищная инспекция —>

> > This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit).
Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

Tell your friends about Wikiwand!

  • Введение
  • Правовая основа
  • Руководство
  • Функции
  • Муниципальный и общественный жилищный контроль
  • Форменная одежда
  • См. также
  • Примечания

Suggest as cover photo

Would you like to suggest this photo as the cover photo for this article?

Thank you for helping!

Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.

Thanks for reporting this video!

This browser is not supported by Wikiwand 🙁
Wikiwand requires a browser with modern capabilities in order to provide you with the best reading experience.
Please download and use one of the following browsers:

An extension you use may be preventing Wikiwand articles from loading properly.

If you’re using HTTPS Everywhere or you’re unable to access any article on Wikiwand, please consider switching to HTTPS (https://www.wikiwand.com).

An extension you use may be preventing Wikiwand articles from loading properly.

If you are using an Ad-Blocker, it might have mistakenly blocked our content. You will need to temporarily disable your Ad-blocker to view this page.

Please click the «Downloads» icon in the Safari toolbar, open the first download in the list,
then click Install

Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) – определение и правовой статус. ГЖИ является государственным органом, занимающимся надзором в сфере ЖКХ и следящая за управлением жилыми домами. Выполняя задачи контроля, она имеет разрешительные функции в области эксплуатации объектов недвижимости. По сути, жилинспекция является посреднической организацией между собственниками жилых квартир, управляющими компаниями (УК) и муниципальными / государственными структурами власти. Необходимость формирования ГЖИ была вызвана появлением у жильцов не только собственных квартир, но и общедомовых территорий, нуждающихся в постоянном ремонте и уходе.

Государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль: теория, практика и проблемы взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Право»

Цель. Охарактеризовать государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль , сферу их осуществления и характер полномочий соответствующих органов, дать оценку действующего законодательства. Методы. В ходе исследования проанализированы юридическая доктрина и правовые нормы, касающиеся государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля , выделены общие черты и особенности данных процедур, показаны отдельные проблемные аспекты их осуществления. Результаты и практическая значимость. На основе проведенного анализа делается вывод, что действующее в настоящее время законодательство недостаточно четко регламентирует правовой режим муниципального жилищного контроля , возникает проблема дублирования полномочий органов и сферы осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля , а также отсутствия механизма реализации отдельных полномочий органов муниципального жилищного контроля . Полученные результаты могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности. Научная новизна. Научная новизна заключается в исследовании проблем, возникающих при толковании и применении законодательства о государственном жилищном надзоре и муниципальном жилищном контроле , в результате автором высказывается предложение о создании единой федеральной службы жилищного надзора.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Истомин В.Г.

Соотношение контроля и надзора как организационно-правовых способов обеспечения законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (на примере субъекта Российской Федерации)

STATE HOUSING SUPERVISION AND CONTROL OF MUNICIPAL HOUSING: THEORY, PRACTICE AND PROBLEMS OF INTERACTION

Purpose. To characterize the state housing supervision and control of municipal housing, the scope of their implementation and the nature of the powers of relevant bodies, to assess the current legislation. Methods. The study analyzed the legal doctrine and the law relating to public housing supervision and control of municipal housing, allocated general and specific features of these procedures, some problematic aspects of their implementation are shown. Results and practical significance. Based on the analysis concludes that existing legislation is currently not clearly regulates the legal regime of the municipal housing control , there is a problem of duplication of powers and scope of state housing supervision and control of the municipal housing and the lack of a mechanism for implementing the individual powers of the municipal housing control . The results can be used in law-making and law enforcement. Scientific novelty. Scientific novelty lies in the study of problems encountered in the interpretation and application of the law on public housing supervision and control of municipal housing, as a result of the author expressed the proposal to establish a uniform federal oversight of housing services.

Текст научной работы на тему «Государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль: теория, практика и проблемы взаимодействия»

МУНИЦИПАЛИТЕТ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ НАДЗОР И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ КОНТРОЛЬ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Читайте также:  Претензия в жилищную инспекцию на управляющую компанию образец для

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой частного права Уральского института управления -филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской

Цель. Охарактеризовать государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль, сферу их осуществления и характер полномочий соответствующих органов, дать оценку действующего законодательства.

Методы. В ходе исследования проанализированы юридическая доктрина и правовые нормы, касающиеся государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, выделены общие черты и особенности данных процедур, показаны отдельные проблемные аспекты их осуществления.

Результаты и практическая значимость. На основе проведенного анализа делается вывод, что действующее в настоящее время законодательство недостаточно четко регламентирует правовой режим муниципального жилищного контроля, возникает проблема дублирования полномочий органов и сферы осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, а также отсутствия механизма реализации отдельных полномочий органов муниципального жилищного контроля. Полученные результаты могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Научная новизна. Научная новизна заключается в исследовании проблем, возникающих при толковании и применении законодательства о государственном жилищном надзоре и муниципальном жилищном контроле, в результате автором высказывается предложение о создании единой федеральной службы жилищного надзора.

Ключевые слова: государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль, полномочия.

STATE HOUSING SUPERVISION AND CONTROL OF MUNICIPAL HOUSING: THEORY, PRACTICE AND PROBLEMS OF INTERACTION

Purpose. To characterize the state housing supervision and control of municipal housing, the scope of their implementation and the nature of the powers of relevant bodies, to assess the current legislation.

Methods. The study analyzed the legal doctrine and the law relating to public housing supervision and control of municipal housing, allocated general and specific features of these procedures, some problematic aspects of their implementation are shown.

Results and practical significance. Based on the analysis concludes that existing legislation is currently not clearly regulates the legal regime of the municipal housing control, there is a problem of duplication of powers and scope ^ of state housing supervision and control of the municipal housing and the lack of a mechanism for implementing the individual powers of the municipal housing control. The results can be used in law-making and law enforcement. Qq

Scientific novelty. Scientific novelty lies in the study of problems encountered in the interpretation and application ^ of the law on public housing supervision and control of municipal housing, as a result of the author expressed the proposal §

to establish a uniform federal oversight of housing services. jj

Key words: state housing supervision, municipal housing control, powers.

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Истомин В.Г.

Российское жилищное законодательство, как явствует из ст.1 Жилищного кодекса РФ [1], основано на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений, необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав и их судебной защиты. В теории права справедливо отмечается, что законодательство должно «доступными праву сред-ствами. способствовать тому, чтобы жилье находилось в состоянии, не угрожающем жизни и здоровью граждан. Если жилое помещение оказалось в таком состоянии, что проживать в нем небезопасно, то оно не должно использоваться в качестве жилья и т.д. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают контроль за соответствием жилых помещений установленным санитарным и

техническим правилам и нормам., за соблюдением установленных требований при жилищном строительстве. » [2].

В настоящее время жилищное законодательство продолжает претерпевать определенные изменения, связанные с проводимой законодателем общей политикой реформирования жилищной сферы. Одно из направлений подобного реформирования заключается во введении в жилищное законодательство положений о государственном жилищном надзоре и муниципальном жилищном контроле. Так, в результате изменений, внесенных в ст. 20 ЖК РФ Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [3] было законодательно сформулировано понятие государственного жилищного надзора, под которым в настоящее время понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности различных требований, касающихся, в том числе, использования и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, формирования фондов капитального ремонта, создания и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставления коммунальных услуг и ряда других обязательных требований посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов исполнительной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния их исполнения. Впоследствии еще одним Федеральным законом от 25 июня 2012г. № 93-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [4] было установлено определение муниципального жилищного контроля, который представляет собой деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Истомин В.Г.

Определенный интерес представляет вопрос о сущности понятий «надзор» и «контроль» вообще и применительно к жилищной сфере в частности. Следует отметить, что действующее законодательство не позволяет провести достаточно четкого разграничения между этими двумя понятиями. В частности, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [5] слова «контроль» и «надзор» зачастую использует как тождественные, помещая один термин после другого в скобках. Не всегда какие-либо отличия между указанными терминами выделяются и в российской юридической науке. Так В.В.Дьяконов отмечает, что «между контролем и надзором существует много общего, в связи с чем их не следует излишне дифференцировать, поскольку расхождения в их сущностных ка-

чествах едва заметны, если не сказать условны» [6, с. 11.]. По мнению О.В.Плешаковой и А.Н.Королева государственный контроль (надзор) представляет собой одну из форм осуществления государственной власти, обеспечивающую соблюдение законов и других нормативно-правовых актов, издаваемых органами государства в пределах их компетенции [7]. Однако, как замечает М.Баранов, «большинство ученых полагают, что употребление терминов «контроль» и «надзор» как синонимов является ошибочным, так как, особенно в юриспруденции, под ними понимаются разные явления, государственные функции и правовые институты» [8]. Так М.С.Студеникина видит различие между контролем и надзором в том, что органы контроля выясняют не только то — нарушил или нет субъект управления действующее законодательство, но и то -насколько правильно, целесообразно и эффективно он использовал все предоставленные ему полномочия. Сущность же административного надзора состоит в проверке только законности действий конкретного субъекта. Кроме того, по мнению данного автора, надзор возможен лишь по отношению к организационно не подчиненным субъектам, в то время как контроль осуществляется в отношении как организационно подчиненных, так и неподчиненных субъектов [9, с.18]. Сходную позицию занимает и ряд других авторов [10]. М.Баранов к числу специфических признаков контроля как определенной процедуры относит, во-первых, то, что в процессе контроля оценка деятельности контролируемого объекта осуществляется как с точки зрения законности, так и целесообразности и эффективности, во-вторых, в процессе контроля возможно вмешательство контролирующего субъекта в деятельность подконтрольного объекта и, наконец, в третьих, в нормативно закрепленной возможности субъектов контроля непосредственно привлекать к ответственности правонарушителей. Надзор же предполагает оценку деятельности поднадзорного исключительно с точки зрения законности, невозможность вмешательства в его текущую деятельность, а также то, что субъект надзора лишь констатирует нарушение законности поднадзорным. Кроме того надзорная деятельность всегда осуществляется в отношении объектов, не находящихся в организационном подчинении надзорных органов [11].

Анализ ЖК РФ приводит к выводу, что данный нормативный акт проводит разграничение между контролем и надзором в жилищной сфере, прежде всего, не с точки зрения объема полномочий проверяющих органов и перечня подконтрольных субъектов, как это делается в теории, а в зависимости от тех органов, которые осуществляют соответствующую деятельность: согласно ст.20 ЖК РФ жилищный надзор осуществляется исключительно органами исполнительной власти

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Истомин В.Г.

субъектов РФ, а жилищный контроль в принципе может производиться как государственными органами, так и органами местного самоуправления [12]. Кроме того, из сформулированных в данной статье определений государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля следует, что деятельность по надзору предполагает проведение проверок соблюдения соответствующих обязательных требований применительно к жилищному фонду независимо от формы собственности, а муниципальный жилищный контроль касается лишь проверок соблюдения требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда. И, наконец, из буквального прочтения данных определений также следует, что деятельность в сфере государственного жилищного надзора, помимо собственно проверок соблюдения законодательства, охватывает еще и работу по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния их исполнения.

Однако представляется, что, несмотря на указанные различия, ЖК РФ не позволяет провести четкого разграничении полномочий, сферы компетенции и предмета проверок между органами, осуществляющими государственный жилищный надзор и органами, осуществляющими муниципальный жилищный контроль, поскольку, как явствует из частей 1 и 1.1 ст.20 ЖК РФ, и та, и другая деятельность направлены, прежде всего, на организацию и проведение проверок соблюдения нормативных актов в жилищной сфере различными субъектами. Более того, предмет муниципального жилищного контроля в ч.1.1 ст. 20 ЖК РФ определен лишь в общем виде, не столь детально, как предмет государственного жилищного надзора, а части 5 и 6 ст.20 ЖК РФ устанавливают фактически одинаковую компетенцию должностных лиц органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. Указанная ситуация приводит к тому, что в подзаконных нормативных актах сфера муниципального жилищного контроля определяется, по сути, также, как и сфера государственного жилищного надзора с поправкой на то, что деятельность по муниципальному жилищному контролю осуществляется на территории соответствующего муниципального образования [13]. В итоге обращения о нарушениях законодательства, поступающие в государственную жилищную инспекцию по субъекту РФ, зачастую переадресуются в тот орган муниципального жилищного контроля, на территории которого находится подконтрольный объект для проведения проверки и принятия решения в соответствии с его компетенцией, что свидетельствует скорее не об эффективности действий по контролю (надзору) в жилищной сфере, а о дублирующих друг друга полномочиях государственных и му-

ниципальных органов, неэффективном распределении обязанностей. Более того, в некоторых подзаконных нормативных актах субъектов закреплен именно такой порядок проведения совместных проверок, когда заявление органом государственного жилищного надзора направляется в орган муниципального жилищного контроля «для рассмотрения и принятия решения в соответствии с его компетенцией» [14].

Зачастую в законодательстве и подзаконных нормативных актах нивелируется и такое существенное, на первый взгляд, различие между государственным жилищным надзором и муниципальным контролем, как форма собственности жилищного фонда, применительно к которому осуществляются проверки. Несмотря на то, что в соответствии с ч.1.1 ЖК РФ муниципальный жилищный контроль касается проверок соблюдения требований нормативных актов только в отношении муниципального жилищного фонда, в ряде случаев обязанность по проведению мероприятий муниципального жилищного контроля законодательство не связывает с обязательным наличием в жилом доме помещений, находящихся в муниципальной собственности. Так, в соответствии с ч.1.1 ст.165 ЖК РФ орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива, иных указанных в данной норме субъектов о невыполнении управляющей организацией своих обязательств в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации. В случае, если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом. В некоторых подзаконных актах и актах органов местного самоуправления иногда даже прямо устанавливается, что те или иные полномочия осуществляются органами муниципального жилищного контроля вне зависимости от формы собственности жилищного фонда [15]. Вместе с тем, государственный жилищный надзор, если исходить из формального толкования законодательства, может производиться и в отношении муниципального жилищного фонда, что также в существенной мере нивелирует рассматриваемое различие.

В качестве органа, призванного осуществлять государственный жилищный надзор, законодатель ука-

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Истомин В.Г.

зывает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, а муниципальный жилищный контроль — уполномоченный орган местного самоуправления. Следует отметить, что в субъектах РФ и муниципальных образованиях, в порядке реализации положений ч.ч.2 и 2.1 ст.20 ЖК РФ, приняты нормативные акты, регламентирующие осуществление государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля [16]. При этом в судебной практике имеет место рассмотрение споров, связанных с коллизиями норм, регламентирующих деятельность жилищных инспекций на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. В этих случаях Верховный Суд РФ зачастую ограничительно трактует компетенцию государственных жилищных инспекций в субъектах РФ, отдавая предпочтение положениям федеральных нормативных актов, в том числе в случаях, когда нормативные акты субъектов РФ расширяют компетенцию жилищных инспекций за счет наделения их полномочиями, прямо не предусмотренными федеральными нормативными актами [17].

Определенный интерес вызывает компетенция органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. В настоящее время, при определении полномочий должностных лиц данных органов, необходимо, прежде всего, руководствоваться частями 5-7 ст.20 ЖК РФ. В соответствии с данными нормами должностные лица органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля вправе запрашивать и получать от различных субъектов необходимую информацию и документы, посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об указанных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений, направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, а также осуществлять ряд других действий. При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что, несмотря на отмеченную выше законодательно закрепленную возможность должностных лиц, осуществляющих муниципальный жилищный контроль, рассматривать дела об административных правонарушениях, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит норм, позволяющих органам муниципального жилищного контроля осуществлять административное про-

Читайте также:  В чем обязанности государственной жилищной инспекции

изводство по делам о тех или иных правонарушениях. В соответствии с ч.7 ст.28.3 КоАП РФ должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, вправе лишь составлять протоколы о некоторых административных правонарушениях, указанных в данной норме. И то, при условии, если существует закон субъекта РФ, по которому они вошли в данный перечень. Таким образом, предусмотренная ЖК РФ компетенция органов муниципального жилищного контроля носит в какой-то мере декларативный характер.

В настоящее время, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [18] с 1 мая 2015г. в отношении управляющих компаний вводится лицензирование их деятельности по управлению многоквартирными домами. В отношении таких организаций государственный жилищный надзор будет заменен лицензионным контролем в силу прямого указания законодательства. Осуществлять данный контроль также будут государственные жилищные инспекции наряду с частичным сохранением функций по государственному жилищному надзору. Однако относительно муниципального жилищного контроля, его проведения либо непроведения в отношении управляющих компаний, получивших лицензию, после 1 мая 2015 года каких-либо четких положений в законодательстве не содержится. По логике вносимых в жилищное законодательство изменений представляется, что законодатель планирует осуществлять в отношении получивших лицензии управляющих компаний исключительно лицензионный контроль. В связи с этим возникает закономерный вопрос — какой будет деятельность муниципальных жилищных инспекций после 1 мая 2015 года? Ограничится ли она только осуществлением контроля за товариществами собственников жилья и жилищными (жилищно-строительными) кооперативами или будет более широкой?

Вместе с тем, в связи с изложенным, учитывая существующую неопределенность компетенции, дублирование полномочий органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, а также недостаточную ясность их будущей деятельности, что, вполне возможно, скажется на эффективности правоприменения, имеет смысл вместо системы органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля создать отдельную федеральную службу жилищного надзора по аналогии с соответствующими службами, осуществляющими надзор в сфере строительства, ветерина-

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Истомин В.Г.

рии, защиты конкуренции и прав потребителей, а также в других областях. Данная служба будет являться федеральным органом исполнительной власти, имеющим территориальные управления в субъектах РФ. Создание подобной службы позволит осуществлять единое правовое регулирование ее статуса и предмета деятельности, избегать неясностей относительно места данной службы в системе органов государственной власти.

Таким образом, по итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Действующее в настоящее время законодательство не позволяет провести четкого разграничения полномочий, сферы компетенции и предмета проверок между органами, осуществляющими государственный жилищный надзор и органами, осуществляющими муниципальный жилищный контроль, поскольку предмет муниципального контроля определен законодателем лишь в общем виде, а полномочия соответствующих органов вцелом совпадают. Указанное обстоятельство приводит фактически к дублированию сферы деятельности и компетенции, несмотря на попытку законодателя ограничить муниципальный жилищный контроль только деятельностью, касающейся проверки соблюдения требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда.

2.В условиях введения с 1 мая 2015г. лицензирования деятельности управляющих компаний по управлению многоквартирными домами и замены в отношении них государственного жилищного надзора лицензионным контролем, осуществляемым органами госжилнадзора, представляется, что муниципальный жилищный контроль в отношении данных компаний также производиться не будет. В связи с этим возникает вопрос о сфере муниципального жилищного контроля, которая будет серьезно сужена, и, в связи с этим, в его принципиальной необходимости.

3. Учитывая существующую неопределенность компетенции, дублирование полномочий органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, а также недостаточную ясность их будущей деятельности имеет смысл вместо системы органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля создать отдельную Федеральную службу жилищного надзора с территориальными управлениями в субъектах, наделив ее соответствующей компетенцией в сфере жилищного надзора и лицензионного контроля.

Жилищный кодекс РФ вцелом и отдельные его нормы являются предметом пристального внимания и анализа различных представителей юридической науки. Исходя из сегодняшней редакции норм о жилищном надзоре и муниципальном жилищном контроле необходимо сделать вывод, что юридическая основа

осуществления жилищного надзора (контроля) должна серьезно совершенствоваться с целью защиты прав и законных интересов участников жилищных правоотношений.

1. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 21.07.2014) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».

2. Гонгало Б.М. Основные начала российского жилищного законодательства (комментарий законодательства) // Нотариус. 2005. № 3 [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс», раздел «Комментарии законодательства».

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 18 июля 2011г. № 242-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч.1). Ст.4590.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 25 июня 2012г. № 93-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 26. Ст.3446.

5. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч.1). Ст.6249.

6. Дьяконов В.В. Контроль и надзор в системе функций государства (теоретический аспект). Автореферат дисс. канд. юрид. наук. М., 2006.

7. Плешакова О.В., Королев А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (постатейный). М.: «Деловой двор», 2009 [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс», раздел «Комментарии законодательства».

8. Баранов М. Соотношение понятий «государственный контроль» и «государственный надзор»: теория и практика вопроса // Право и жизнь. 2011. № 7-8 [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант», раздел «Комментарии законодательства».

9. Студеникина М.С. Государственный контроль в

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Истомин В.Г.

сфере управления. М., 1974.

10. См., например, Административное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Попов Л.Л. [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант», раздел «Комментарии законодательства»; Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант», раздел «Комментарии законодательства».

11. Баранов М. Соотношение понятий «государственный контроль» и «государственный надзор»: теория и практика вопроса // Право и жизнь. 2011. № 7-8 [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант», раздел «Комментарии законодательства».

12. Шешко Г. К вопросу обоснованности и целесообразности изменений, внесенных в Жилищный кодекс РФ федеральными законами от 04.06.2011 № 123-ФЗ и от 18.07.2011 № 242-ФЗ // Жилищное право. 2011. № 10 [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант», раздел «Комментарии законодательства».

13. См., например, п.4 Приказа Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области от 10 сентября 2013 г. № 112-А «Об утверждении Административного регламента взаимодействия Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области с органами муниципального жилищного контроля при осуществлении муниципального жилищного контроля» // Собрание законодательства Свердловской области. 2013. № 9-3. Ст. 1670.

14. См., например, п.15 Приказа Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области от 10 сентября 2013 г. № 112-А «Об утверждении Административного регламента взаимодействия Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области с органами муниципального жилищного контроля при осуществлении муниципального жилищного контроля» // Собрание законодательства Свердловской области. 2013. № 9-3. Ст. 1670.

15. См., например, абз.12 п.5 Постановление Администрации города Екатеринбурга от 18 октября 2013 г. № 3575 «Об утверждении Административного регламента исполнения функции по муниципальному жилищному контролю» // Вечерний Екатеринбург. 23.10.2013. № 206.

16. Так постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2011г. № 655-ПП утвержден Административный регламент исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы

государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в городе Москве, а постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 декабря 2011г. № 1068 «О государственном жилищном надзоре в республике Татарстан» утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан.

17. См. Карпухин Д. Государственная жилищная инспекция Российской Федерации: проблемы толкования компетенции органа исполнительной власти // Жилищное право. 2012. № 6 [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс», раздел «Комментарии законодательства».

18. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (ч.1). Ст.4256.

1. Housing Code of the Russian Federation: Federal Law of 29.12.2004 № 188-FZ (ed. by 21.07.2014) [e-resource]. Access from the reference and legal system «Consultant Plus».

2. Gongalo B.M. Basic principles of the Russian housing legislation (legislation comment) // Notarius. 2005. № 3 [e-resource]. Access from the reference and legal system «Consultant Plus», section «Comments of the legislation.»

3. On Amendments to certain legislative Acts of the Russian Federation on the implementation of state control (supervision) and municipal control: Federal Law of 18 July 2011. № 242-FZ // Collection of Laws of the Russian Federation. 2011. № 30 (part 1). Art.4590.

4. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on state control (supervision) and municipal control: Federal Law of 25 June 2012. № 93-FZ // Collection of Laws of the Russian Federation. 2012. № 26. Art.3446.

5. On protection of legal entities and individual entrepreneurs in the implementation of state control (supervision) and municipal control: Federal Law of 26 December 2008 № 294-FZ // Collection of Laws of the Russian Federation. 2008. № 52 (part 1). Art.6249.

6. Dyakonov V.V Control and supervision system of state functions (theoretical aspect). Synopsis of the dissertation of the candidate of legal sciences. М., 2006.

Pleshakova O.V., Korolev A.N. Commentary to

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Истомин В.Г.

the Federal Law of 26 December 2008 № 294-FZ «On protection of legal entities and individual entrepreneurs in the implementation of state control (supervision) and municipal control» (itemized). M.: «Delovoy dvor», 2009 [e-resource]. Access from the reference and legal system « Consultant Plus», section «Comments legislation».

7. Baranov M. Value concepts of «state control» and «state supervision»: theory and practice questions // Law and Life. 2011. № 7-8 [e-resource]. Access from reference and legal «Garant», section « Comments legislation».

8. Studenikina M.S. State control in the sphere of management. M., 1974.

9. See, for example, Russian Administrative Law: a textbook. 2nd edition, revised and enlarged / Ed. by Popov L.L. [e-resource]. Access from the reference and legal system «Garant», section «Comments legislation»; Konin N.M. Administrative Law of Russia in questions and answers: tutorial. 3rd edition, revised and enlarged [e-resource]. Access from the reference and legal system «Garant», section «Comments legislation».

10. Baranov M. Relations between the concepts «state control» and «state supervision»: theory and practice questions // Pravo I zhizn. 2011. № 7-8 [e-resource]. Access from the reference and legal system «Garant», section «Comments legislation».

11. Sheshko G. On the question of the validity and feasibility of changes to the Housing Code of the Federal Law of 04.06.2011 № 123-FZ and from 18.07.2011 № 242-FZ // Zhilishnoye pravo. 2011. № 10 [e-resource]. Access from the reference and legal system «Garant», section «Comments legislation».

12. See, for example, paragraph 4 of the Order of the State housing inspection of Sverdlovsk region from September 10, 2013 № 112-A «On approval of the Administrative Regulation of the interaction of the State housing inspection of the Sverdlovsk region with the municipal housing authorities monitor the

implementation of the municipal housing control» // Collection of Laws of the Sverdlovsk region. 2013. № 9-3. Art.1670.

13. See, for example, paragraph 15 of the Order of the State housing inspection of Sverdlovsk region from September 10, 2013 № 112-A «On approval of the Administrative Regulation of the interaction of the State housing inspection of the Sverdlovsk region with the municipal housing authorities monitor the implementation of the municipal housing control» // Collection of Laws of the Sverdlovsk region. 2013. № 9-3. Art. 1670.

14. See, for example, abzats12 paragraph 5 of Decree of the Administration of Yekaterinburg on October 18, 2013 № 3575 «On approval of the Administrative regulation of the functions of the municipal housing control» // Vecherniy Yekaterinburg. 23.10.2013. № 206.

15. So the decision of the Government of Moscow on December 28, 2011. № 655-PP approved Administrative Regulations of execution of state housing inspection of Moscow city government functions to regional state housing supervision in Moscow, and the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan of December 26, 2011. Number 1068 «On public housing supervision in the Republic of Tatarstan» approved the Regulation on the State Housing Inspectorate of the Republic of Tatarstan.

16. See, for example, Karpuin D. State Housing Inspectorate of the Russian Federation: problems of interpretation competence of executive authority // Zhil-ishnoye pravo. 2012. № 6 [e-resource]. Access from the reference and legal system «Consultant Plus», section «Comments of the legislation.»

17. On amendments to the Housing Code of the Russian Federation, some legislative acts of the Russian Federation and Invalidating Certain Provisions of Legislative Acts of the Russian Federation: The Federal Law of 21.07.2014 № 255-FZ // Collection of Laws of the Russian Federation. 2014. № 30 (part 1). Art.4256.

Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль. Понятие государственного жилищного надзора. Такое понятие как надзор со стороны государства обозначает функцию специально созданных инспекций или других органов осуществлять постоянное наблюдение за точностью соблюдения законности в определенной сфере деятельности. Государственный жилищный надзор выполняет свои задачи в области защиты жилищных прав населения. Функции и обязанности, которые возложены на государственный жилищный надзор, прописаны в Жилищном Кодексе РФ.

Источники
  • https://tbti.ru/zhkh/municipalnyj-zhilishchnyj-inspektor.html
  • https://www.wikiwand.com/ru/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F
  • https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-zhilischnyy-nadzor-i-munitsipalnyy-zhilischnyy-kontrol-teoriya-praktika-i-problemy-vzaimodeystviya

Рейтинг
Загрузка ...