О государственном жилищном надзоре / Постановление Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 493
ГЖИ: надзор или назначение исполнителей услуг?
Органы государственного жилищного надзора (далее – Госжилнадзор, ГЖН), которыми в подавляющем числе регионов России являются государственные жилищные инспекции (далее – ГЖИ), осуществляют не только жилищный надзор, но и лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль. Кроме того, именно орган Госжилнадзора вносит изменения в реестр лицензий соответствующего субъекта РФ.
Государственный жилищный надзор
Понятие «государственный жилищный надзор» определяется частью 1 статьи 20 ЖК РФ. Указанной нормой установлено, что функции органов Госжилнадзора именно надзорные. Причем, надзор может осуществляться в отношении не только управляющих организаций (далее – УО), ТСЖ и ЖСК, но и в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц. А перечень требований, за исполнением которых надзирают органы ГЖН, довольно обширный.
К сожалению, на практике ГЖИ субъектов РФ чаще всего контролируют соблюдение только узкого перечня требований и осуществляют надзор только в отношении УО и ТСЖ/ЖСК. И, как многие другие надзорные органы, «страдают» избирательностью своей деятельности: в отношении одних субъектов рьяно «роют землю» в поисках нарушений, в отношении других – ни при каких условиях «не усматривают нарушений».
Например, ГЖИ имеет право обратиться в суд с иском «о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме» (часть 6 статьи 20 ЖК РФ). Однако, несмотря на то, что довольно часто в ГЖИ поступают заявления о фальсификации протоколов общих собраний, а некоторые протоколы являются очевидно недостоверными, в подавляющем числе случаев ГЖИ не спешит их оспаривать в суде, сообщая заявителям о наличии права оспаривания у самих заявителей. При этом оспариваемый протокол ГЖИ берет в работу и на его основании вносит изменения в реестр лицензий.
Одновременно с нежеланием действовать в одних случаях, ГЖИ зачастую активно ищут нарушения в других. Например, если речь идет о нарушениях управляющей организацией, за которые на эту организацию можно наложить штраф, органы Госжилнадзора нередко проявляют завидное рвение в поисках нарушений. Разрешение вопроса, продиктовано ли это рвение желанием пополнить бюджет или желанием нанести финансовый ущерб проверяемому лицу, оставим на усмотрение читателей.
Насколько реально привлечь ГЖИ к ответственности за неправомерные действия или бездействие, порассуждаем в последующих публикациях, в настоящей статье сконцентрируемся на некоторых обстоятельствах, позволяющих ГЖИ злоупотреблять своими полномочиями.
Итак, государственный орган, осуществляющий надзор, может серьезно «попортить крови» поднадзорным субъектам. Дополнительно стоит отметить, что спецификой работы ГЖИ является то, что эти органы помимо жилищного надзора занимаются еще одним видом деятельности – в соответствии со статьей 192 ЖК РФ именно эти органы являются лицензирующими, осуществляют лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – МКД) и лицензионный контроль.
В том числе, одним из полномочий органов Госжилнадзора является внесение изменений в реестр лицензий субъекта РФ.
И такие полномочия, с учетом последствий внесения/невнесения изменений в реестры лицензий, позволяют органам ГЖИ не только осуществлять жилищный надзор и лицензионный контроль, но и прямо вмешиваться в жилищные отношения между управляющими организациями (осуществляющими управление МКД на основании лицензии) и потребителями жилищно-коммунальных услуг, принимая решения, определяющие, кто и в какой период имеет право управлять тем или иным МКД.
Реестр лицензий
Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ с 1 сентября 2014 года в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) введен Раздел X «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами».
В числе прочего в ЖК РФ введено понятие «Реестр лицензий субъекта РФ» и установлено, что указанный реестр «должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат» (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
Необходимо отметить, что изначально предполагалось, что реестры лицензий служат цели информирования неопределенного круга лиц о том, какая организация управляет тем или иным домом.
При этом частью 4 статьи 198 ЖК РФ было установлено, что при «внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса».
В свою очередь, частью 7 статьи 162 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено: «Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания».
То есть, жилищным законодательством было определено, что обязанность по управлению МКД возникала у управляющей организации с того момента, который установлен договором управления, а в случае, если договором такой момент не установлен, то не позднее 30 дней с момента подписания такого договора (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).
Однако, право УО управлять МКД могло возникнуть с этой же даты только при условии внесения в реестр лицензий сведений об этом МКД как о доме, управляемом соответствующей УО (часть 4 статьи 198 ЖК РФ)
Разумеется, таким образом возникло некоторое ограничение. Теперь управляющие организации прежде, чем начать управление многоквартирным домом, должны были направить сведения о заключении договора управления с собственниками помещений такого дома.
Немаловажно отметить, что в соответствии с частями 2-3 статьи 198 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено:
«2. В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
3. В течение трех дней со дня получения указанных в части 2 настоящей статьи сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».
То есть, если в договоре управления не указывался срок начала действия договора, то в течение 30-дневного срока, предусмотренного для начала управления МКД, управляющая организация вполне успевала направить уведомление в орган ГЖН, который также успевал внести изменения в реестр. Если же в договоре указывалась дата начала управления МКД, необходимо было определить указанную дату с учетом срока направления уведомления и срока внесения изменений в реестр. В принципе, установленные ограничения не были так уж существенны.
Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ в ЖК РФ были внесены поправки, в соответствии с которыми с 11.01.2018 вступила в силу следующая редакция части 7 статьи 162 ЖК РФ: «7. Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом».
Таким образом реестр лицензий из некого источника информации фактически превратился в источник прав и обязанностей. Из совокупности части 7 статьи 162 и части 4 статьи 198 ЖК РФ теперь следует, что право и обязанность по управлению МКД возникает у УО с момента внесения изменения в реестр лицензий, независимо от того, когда был заключен договор управления и какая дата указана в данном договоре в качестве даты начала его действия.
А момент внесения изменений в реестр лицензий определяет орган Госжилнадзора.
Следовательно, органы ГЖН теперь не только осуществляют жилищный надзор и лицензионный контроль, а своими решениями устанавливают, какая управляющая организация с какой даты какими домами будет управлять. Назвать такую функцию надзорной весьма затруднительно.
Дополнительно важно обратить внимание, что часть 3 статьи 198 ЖК РФ в действующей редакции уже не устанавливает 3-хдневный срок для внесения изменений в реестр лицензий, а ссылается на порядок и сроки, утвержденные Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр, которым определено, что орган ГЖН принимает решение в течение 10 рабочих дней, а в качестве вариантов таких решений предусмотрено либо решение о внесении изменений в реестр, либо решение об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов, либо решение о приостановлении рассмотрения заявления.
При этом внесение изменений в реестр лицензий возможно только «с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в соответствующем решении, но не ранее срока, определенного в договоре управления многоквартирным домом и с которого лицензиат начинает осуществление деятельности по управлению указанным домом».
Автор статьи убежден, что действующие нормы жилищного законодательства РФ создают большие возможности для злоупотреблений специалистов органов Госжилнадзора, а сами эти органы могут не только осуществлять контроль и надзор, но и вмешиваться в договорные отношения между собственниками помещений и УО. Такая ситуация представляется неприемлемой!
Конечно, можно заявлять, что ничего особенного в необходимости внесения изменений в реестр лицензий нет, что в ряде других сфер тоже существуют реестры, являющиеся источниками прав и обязанностей.
Например, часть 2 статьи 8.1 ГК РФ устанавливает, что «права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр», а часть 3 статьи 433 ГК РФ определяет, что «договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации».
Однако, стоит обратить внимание, что отсутствие государственной регистрации договора, подлежащего такой регистрации, вовсе не делает такой договор необязательным для его сторон. А вот договор управления не подлежит исполнению, независимо от волеизъявления сторон такого договора, пока решение о «разрешении» его исполнения не примет орган Госжилнадзора.
Что касается регистрации права на имущество, тут тоже стоит отметить, что, например, при совершении сделки купли-продажи недвижимого имущества право собственности на это имущество действительно возникает у покупателя только после государственной регистрации такого права. Но это не означает, что покупатель до момента такой регистрации не имеет возможности получить, например, права пользования и/или владения таким имуществом – указанные составляющие права собственности могут быть приобретены без государственной регистрации.
А право на управление МКД, вытекающее из договора управления, заключенного между собственниками и УО, не может возникнуть без соответствующей записи в реестре лицензий. А как же принципы свободы договора, установленные гражданским законодательством РФ? Вероятно, в вопросах управления МКД такие принципы неприменимы – ведь не стороны договора, а ГЖИ фактически принимают решения о том, какая управляющая организация, с какой по какую дату, какими конкретно МКД будет управлять.
Заключение
С учетом широких полномочий органов Госжилнадзора, при отсутствии установленной законодательством ответственности за «не усмотрение нарушений», у ГЖИ возникают довольно существенные возможности для злоупотреблений.
Введение лицензирования деятельности по управлению МКД, возложение на ГЖИ полномочий по лицензированию и лицензионному контролю обеспечивают расширение этих возможностей.
Превращение реестров лицензий из информационных ресурсов в источник прав и обязанностей существенно ограничивает права участников жилищных отношений и не только дает органам Госжилнадзора дополнительные возможности для злоупотреблений, но и превращает ГЖИ из чисто надзорных органов в органы, осуществляющие принятие решений о праве управления тем или иным МКД той или иной управляющей организации, несмотря на то, что такие организации уже имеют лицензии на право управления МКД, а собственники помещений отдельных многоквартирных домов приняли на общих собраниях решения о выборе лиц, управляющих их домами и об условиях такого управления.
Таким образом, ГЖИ субъектов РФ имеют возможность не только осуществлять жилищный надзор, но и регулировать отдельные аспекты деятельности управляющих организаций, управлять их деятельностью, фактически осуществляя грубое вмешательство в договорные отношения.
Добавьте издание «Вести Подмосковья» в свои источники в Яндекс.Новости или Google.News, либо Яндекс.Дзен.
Быстрые новости в Telegram-канале издания «Вести Подмосковья». Не забудьте подписаться, чтобы быть в курсе событий.
ГЖИ (аббревиатура, используемая для государственной жилищной инспекции ) – государственная организация, совершающая контроль управления многоквартирными домами, а также наделенная разрешительными функциями, связанными с эксплуатацией недвижимости. Как показывает практика, граждане не до конца понимают, чем должна заниматься эта служба, поэтому целесообразно указать, что жилинспекция – независимый посредник между государственными /муниципальными органами власти с одной стороны и жильцами/владельцами квартир – с другой. Общее понятие Госжилинспекции .
Государственная жилищная инспекция это надзорный орган
от 11 июня 2013 года N 493
О государственном жилищном надзоре
(с изменениями на 13 сентября 2018 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 20 октября 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 30 сентября 2021 года N 1670
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2014 года N 1115 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.11.2014, N 0001201411070009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2016 года N 558 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.06.2016, N 0001201606220030);
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2017 года N 1078 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.09.2017, N 0001201709080013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 года N 1091 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.09.2017, N 0001201709120006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 1186 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.10.2017, N 0001201710030020);
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2018 года N 1090 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.09.2018, N 0001201809180007).
2. Установить, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор.
3. Министерству регионального развития Российской Федерации утвердить методические рекомендации по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить в пределах установленной в субъекте Российской Федерации штатной численности органов государственной власти субъекта Российской Федерации норматив штатной численности сотрудников органов государственного жилищного надзора, обеспечивающий выполнение полномочий, возложенных на такие органы статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
5. Признать утратившими силу:
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 июня 2013 года N 493
Положение о государственном жилищном надзоре
(с изменениями на 13 сентября 2018 года)
1. Настоящее Положение устанавливает требования к организации и проведению государственного жилищного надзора.
2. Задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее — обязательные требования).
3. Государственный жилищный надзор осуществляется посредством:
а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
4. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее — органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
5. Порядок осуществления государственного жилищного надзора в том числе включает:
а) наименование органа государственного жилищного надзора;
б) структуру органа государственного жилищного надзора и порядок организации его деятельности;
в) полномочия и функции органа государственного жилищного надзора;
г) перечень должностных лиц органа государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, и их полномочия;
д) порядок раскрытия органом государственного жилищного надзора информации о результатах проводимых проверок соблюдения обязательных требований, а также об эффективности государственного жилищного надзора;
е) порядок взаимодействия органа государственного жилищного надзора с органами муниципального жилищного контроля и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия, установленные частью 1_1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, с саморегулируемыми организациями в сфере управления многоквартирными домами или иными объединениями юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, а также с объединениями (ассоциациями, союзами) товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов;
ж) порядок проведения проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления и гражданами обязательных требований;
з) другие положения, предусмотренные настоящим Положением.
6. В случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено наделение отдельными государственными полномочиями по государственному жилищному надзору органов местного самоуправления (за исключением полномочий по государственному жилищному надзору по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления обязательных требований), порядок осуществления государственного жилищного надзора должен предусматривать особенности осуществления государственного жилищного надзора органами местного самоуправления с учетом требований, содержащихся в пункте 5 настоящего Положения.
7. Государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15-18 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
8. Государственные жилищные инспектора имеют служебные удостоверения единого образца, установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
10. В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9-12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
11. Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:
а) обязательных требований к:
жилым помещениям, их использованию и содержанию;
содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;
порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;
учету жилищного фонда;
порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;
определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
управлению многоквартирными домами;
выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;
предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
созданию и деятельности советов многоквартирных домов;
определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;
обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;
деятельности региональных операторов по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
формированию фондов капитального ремонта;
составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг);
порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная жилищная инспекция города Москвы . … 5. Перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных ( надзорных ) мероприятияй с указанием категории риска. Приказ Мосжилинспекции от 29.12.2021 №167 "Об утверждении перечня объектов регионального государственного жилищного контроля ( надзора ) и муниципального жилищного контроля в городе Москве с отнесением их к категориям риска причинения вреда (ущерба)". 6. Доклады о контроле ( надзоре ). Доклад Государственной жилищной инспекции города Москвы об осуществлении государственного контроля ( надзора ), муниципального контроля в 2016 году.
Чем занимается жилищная инспекция — функции и полномочия
Сегодня предлагаем обсудить следующую тему: «Чем занимается жилищная инспекция — функции и полномочия». Если возникнут вопросы, то вы обязательно найдете ответы в статье. Если все же потребуются уточнения, то обращайтесь к дежурному юристу.
Для чего нужна и чем занимается жилищная инспекция
Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) — орган исполнительной власти районной, городской и региональной администрации, призванный контролировать исполнение юридическими лицами и гражданами норм жилищного законодательства. Структура создается на уровне субъекта РФ и его населенных пунктов (районов). В своей деятельности ГЖИ руководствуется Конституцией РФ, кодексами, федеральными (в частности, Постановлением Правительства РФ № 493 от 11.06.2013 г.) и местными нормативными актами. Например, порядок работы столичной жилищной инспекции регулирует закон города Москвы № 336-П от 26.08.2011 г.
Полномочия и функции ГЖИ
Жилищная инспекция в лице местных и региональных отделений:
- осуществляет государственный региональный и муниципальный жилищный надзор;
- согласовывает перепланировки и переустройства в нежилых помещениях, частных и многоквартирных домах, в том числе проведенные жильцами самовольно, оформляет итоговые документы;
- контролирует работу управляющих компаний, ТСЖ, кооперативов, выдает лицензии, выносит предписания на устранение нарушений;
- мониторит состояние МКД и помещений муниципального нежилого фонда, проводит диагностику конструкций и коммунального инженерного оборудования (электрических сетей, газовых и водопроводных труб и т. д.);
- вносит законотворческие инициативы на рассмотрение местной администрации в пределах своей компетенции и сферы деятельности;
- в рамках созданных комиссий принимает решение о признании помещения аварийным, пригодным или непригодным для проживания, о переводе объектов строительства из жилого фонда в нежилой и наоборот и т. д.
Жилищный надзор, проводимый инспекцией, выражается в контроле за соблюдением органами госвласти, предпринимателями, частными и юрлицами (в том числе УК, ТСЖ, кооперативами) обязательных требований к:
Какие права и обязанности имеет жилищная инспекция
В обязанности жилищной инспекции входит:
Для осуществления своих функций и исполнения обязанностей государственная жилищная инспекция имеет следующие полномочия:
- делать запросы в органы госвласти и ведомства, получать необходимую информацию от частных и юридических лиц;
- создавать рабочие группы и комиссии в составе инспекции, занимающиеся разрешением отдельных вопросов, привлекать экспертов, научных специалистов и т. д.;
- заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на выполнение определенных работ;
- разрешать через суд вопросы, касающиеся деятельности и ликвидации УК, ТСЖ, кооперативов, защиты прав и интересов жильцов, признания недействительными договоров между инспекцией и подрядчиками и т. д.;
- посещать помещения или через суд получать в них доступ, проводить обследования, в том числе с использованием специального оборудования;
- обращаться в суд и в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении дела, если имеет место нарушение правил строительства и эксплуатации домов, инженерных коммуникаций, условий договоров и т. д.
Жилищная инспекция на местах может обладать особыми правами, обязанностями и полномочиями, установленными нормативными актами субъектов РФ.
Куда жаловаться на бездействие ГЖИ
Одна из важнейших функций ГЖИ — прием и реагирование на жалобы жильцов. Ответ по существу на каждое обращение должен приходить в течение месяца. Иногда жилищная инспекция бездействует или действует явно не в интересах потребителей. При решении вопросов, связанных с незаконным действием или бездействием сотрудников ГЖИ на местах, досудебное регулирование считается обязательным. Под этим понимается жалоба на местную жилищную инспекцию в областное управление — высший исполнительный орган жилнадзора в регионе — или в администрацию населенного пункта или субъекта РФ.
Жалоба на инспекцию обязательно должна содержать наименование адресата и ФИО подателя. Анонимные претензии к рассмотрению не принимаются. Если обращение в вышестоящую инстанцию не принесло результата, гражданин вправе подать иск в суд согласно КАС РФ или в прокуратуру. Последняя, в свою очередь, может инициировать проверку действий инспекции и в дальнейшем — судебное разбирательство.
Основная инстанция по защите законных прав и интересов потребителей — суд. Согласно ст. 218 КАС РФ, споры с инспекцией находятся в ведении судов общей юрисдикции по месту нахождения истца. При этом на подачу заявления отводится 3 месяца с момента, когда права были нарушены или об этом стало известно.
В этот период входит и досудебное регулирование. Но если вышестоящая жилищная инспекция не среагировала на жалобу или сделала это поздно, считается, что срок пропущен по уважительной причине. Подача исков о признании неправомерными действий или бездействия лиц, наделенных властными полномочиями, облагаются госсбором в 300 руб. (2 тыс. руб. для юрлиц) согласно п. 6.1 ст. 333.19 НК РФ.
Практика по отстаиванию прав в суде показывает, что споры с жилищной инспекцией лучше вести не в одиночку, а коллективом граждан. Разбирательства, закончившиеся победой истцов, до сих пор редкость, поэтому правильным решением станет заручиться поддержкой опытного юриста.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Жилищная инспекция ее функции и полномочия
Каковы права жилищной инспекции
Наряду с полномочиями жилищная инспекция наделена следующими правами:
- проведение обследования объектов ЖКХ;
- требование о предоставлении необходимой для выполнения своих функций информации от юридических и физических лиц, а также предпринимателей;
- выдача предписания с указанием нарушений нормативов жилищного законодательства;
- составление административных протоколов;
- участие в судебных разбирательствах в качестве истца или ответчика;
- заключение различных контрактов на поставку необходимых продуктов;
- проведение разъяснительной работы с гражданами.
Население должно понимать, что специалисты инспекции реализуют свои права как самостоятельно, так и с его помощью.
[3]
Жилищная инспекция ее функции и полномочия
Все УК, ТСЖ и другие объединения должны согласовывать действия по управлению МКД с жилищной инспекцией, расположенной на территории их региона. ГЖИ наделены рядом полномочий, которые позволяют следить за выполнением требований законов, касающихся коммунально-бытовой сферы.
Действия инспектирующих организаций регулируются законодательными документами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Положением о государственном жилищном надзоре №493 от 11.06.2013г.;
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Кодексом об административных правонарушениях.
В них установлена процедура надзора и контроля управляющих компаний, определены права, обязанности органа и схема взаимодействия с территориальными органами самоуправления.
Права и полномочия
Государственная жилищная инспекция наделена большими полномочиями.
Жилищная инспекция функции и полномочия
Для того чтобы достигнуть вышеперечисленных целей, необходимо постоянно контролировать текущую ситуацию.
Согласно постановлению Правительства РФ № 1115 от 29 октября 2014 г., в полномочия жилищной инспекции входит периодический мониторинг эксплуатации многоквартирных домов, а также поддержание их состояния, независимо от формы собственности. Полученную информацию каждый год предоставляют в орган субъекта Федерации для последующего обобщения и анализа, затем передают в соответствующую инстанцию исполнительной власти.
Ассоциация контрольно-надзорных органов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (АСЖКН) каждый квартал анализирует и делает выводы об эффективности деятельности инспекций, расположенных на территории РФ.
Также инспекция наделена полномочиями осуществлять контроль за сохранностью жилищного фонда.
Главная ГЖИ РФ в совокупности с региональными органами образуют единую систему.
Жилищная инспекция наделена полномочиями, согласно законодательным актам РФ, в которых прописаны способы и формы осуществления контроля.
Главная государственная инспекция выполняет ряд функций:
Жилищная инспекция ее функции и полномочиями
В процессе проверки специалисты жилищной инспекции наделены полномочиями фиксировать выявленные нарушения, не выясняя причин их возникновения. Представители УК должны иметь четкое понимание, виновны ли они в ненадлежащем содержании данного многоквартирного дома.
Жилищная инспекция ее функции и полномочия органов государственной власти
УЖКХ); товарищества или жилищные кооперативы совладельцев жилья (ТСЖ и ЖК);
- органы Роспотребнадзора, санэпидемстанция, пожарная инспекция, участковый и пр.
Но чтобы долго не гадать, куда направить свою жалобу, можно обратиться сразу в государственную жилищную инспекцию (ГЖИ), которая рассмотрит и перенаправит её (при необходимости) в соответствующую службу или органы управления.
Что такое государственная жилищная инспекция (ГЖИ)
ГЖИ — это надзорный государственный орган, предназначенный для контроля за нижестоящими организациями и службами в области коммунального хозяйства и домоуправления и координации их деятельности.
- Это — иерархическая структура, на низу которой расположены местные региональные исполняющие звенья, а наверху — руководящие органы государственного центрального надзора.
Также организация определяет порядок обращений граждан по вопросам ЖКХ, реализует полное их рассмотрение, принимает решения и направляет ответы заявителям в соответствии с требованиями закона.
Главная государственная инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству выполняет следующие функции:
- обрабатывает данные проверок в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- проводит консультативную работу среди населения;
- осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в области ЖКХ;
- разрабатывает нормативные показатели;
- пресекает нарушения по заявлениям граждан;
- следит за рациональным использованием ресурсов;
- контролирует использование придомовых территорий.
Область вопросов, которые могут служить поводом для обращения в ГЖИ, обширна.
Таким образом, если вы обращаетесь с жалобами в адрес управляющей компании или ТСЖ, вы в некоторой мере проявляете недовольство самой жилищной инспекцией.
Необходимо юридически грамотно составлять письменные заявления, в которых должна быть указана конкретная проблема, а не абстрактное рассуждение на тему беспорядков в сфере ЖКХ.
Выделяют следующие виды полномочий жилищной инспекции:
- контроль за надлежащим исполнением УК своих обязанностей по использованию жилищного фонда и проведению своевременного ремонта в многоквартирных домах;
- проверка документов, их всесторонний анализ, а также предоставление рекомендаций, направленных на оптимизацию деятельности;
- контроль за осуществлением и финансированием ремонтных работ многоквартирных домов и их элементов, таких как крыша, подвал, фасад, фундамент и т.
В том случае, когда в ходе проверки выявляются те или иные нарушения, жилищная инспекция обладает небходимыми полномочиями, чтобы выдвинуть требования об их устранении. Если обнаружен факт административного правонарушения, тогда составляют соответствующий протокол и принимают меры, направленные на разрешение возникшей ситуации.
Когда управляющая компания не выполняет предписания жилищной инспекции, тогда нарушителям грозит серьезный штраф или профессиональная дисквалификация. Наказание также может носить уголовный характер.
Полномочия и права Государственной жилищной инспекции
Основные вопросы, которые решает Госжилинспекция, можно перечислить в следующих пунктах:
- соблюдение правил содержания общедомовой собственности;
- соблюдение норм обеспечения коммунальными и жилищными услугами;
- споры, связанные с тарифами за основные жилищно-коммунальные услуги;
- права и обязанности сторон договоров между собственниками МКД и УК;
- установка и функционирование общедомовых приборов учета (счетчиков воды, тепла);
- прочие вопросы управления МКД.
Чаще всего причиной обращения в инспекцию жилищного надзора является первый пункт — нарушение правил содержания многоквартирного дома и придомовой территории.
По аналогии осуществляется деятельность и в других регионах России.
Скачайте полезные образцы документов:
Ходатайство о продлении срока исполнения предписания государственного органа
Типовая форма ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Решение о согласовании проведения внеплановой проверки
Решение об отказе в согласовании проведения внеплановой проверки
Нужен другой документ
Законодательная база, которую использует инспекция при выполнении своих обязанностей, довольно обширна.
Этот факт вызывает опасения как за новичков, только что появившихся на рынке коммунальных услуг, так и опытных управляющих.
Административный штраф, наложенный на юридическое лицо организации во время отопительного сезона или подготовки к нему, способен существенно нарушить ход работы по управлению многоквартирным домом.
Зачастую наказанию подвергаются новые УО, «унаследовавшие» нарушения еще от предыдущей компании, которая во время своей деятельности не смогла обеспечить надлежащего ухода за объектом.
Более того, иногда возникают проблемы при смене управляющих организаций, когда нарушается процедура проведения общих собраний собственников квартир по вопросу изменения метода управления МКД. Иногда некоторые жильцы даже не информированы о происходящих событиях.
В такой ситуации собственники квартир могут получить двойные квитанции по оплате коммунальных платежей.
На основании постановления Правительства от 11 июня 2013 г. №493 полномочия жилищной инспекции существенно расширились. Теперь данная служба также ответственна за разрешение всех вопросов, связанных с платежами.
Более того, на базе жилищной инспекции создается лицензионная комиссия, которая экзаменует руководителей управляющих компаний на предмет их профессиональных знаний.
Обычно граждане направляют заявление в инспекцию только в той ситуации, когда неоднократные обращения в УК или ТСЖ остались без ответа, а возникшие проблемы так и не были решены.
В этом случае необходимо составить жалобу в письменной форме, где вкратце описывается причина обращения, какие конкретно пункты жилищного законодательства были нарушены.
Прежде чем обратиться в органы государственного жилищного надзора, собственнику необходимо собрать документальные доказательства того, что он неоднократно предъявлял жалобы в обслуживающую управляющую компанию, но там его запросы были проигнорированы.
В качестве подтверждения можно предоставить заявление с входящим номером организации, выписку от операторов телефонной компании и т. д.
Имеется в каждом регионе страны.
- Под надзором ГЖИ находится вся коммунальная собственность многоквартирных домов. Жильцы имеют право подавать жалобы как в местную комиссию, так и центральный исполнительный орган, в том случае если принятое местной госжилинспекцией решение по жалобе их разочаровало.
Чем занимается жилищная инспекция
В круг обязанностей ГЖИ входит надзор:
- за осуществлением качественной поставки всех коммунальных услуг жилищного фонда;
- обеспечением нормальной деятельности всех коммуникаций и сетей в МКД (то есть многоквартирного дома) и их состояния;
- санитарно-техническим состоянием домов и прилегающими к ним территориями (дворами, тротуарами, детскими площадками, парковками и т.
Функции и компетенция муниципального жилищного контроля
К нам поступил вопрос или, скорее, даже просьба от одного из наших клиентов, рассказать, что такое муниципальный жилищный контроль, каковы его задачи и функции. Поэтому появилась такая тема для статьи. Просили — рассказываем.
Что такое муниципальный жилищный контроль
По сути, это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок, направленных на выявление соблюдения юридическими лицами и ИП предъявляемых к ним требований, согласно ч.1.1 ст.20 ЖК РФ.
Проще говоря, органы местного самоуправления ЖКХ могут проводить плановые и внеплановые проверки управляющих компаний на соответствие их деятельности нормам, правилам и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, федеральными законами и подзаконными актами (ст.17.1 ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Также органы государственной власти субъектов РФ могут наделять законными правами органы местного самоуправления определёнными полномочиями для проведения проверок в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении юридических лиц или ИП, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии (ч.1.1 ст.20 ЖК РФ).
Исполнение функции муниципального жилищного контроля осуществляется на основании:
- Конституции РФ;
- КоАП РФ;
- ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
- ФЗ №294 от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- ФЗ №59 от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;
- Правил подготовки органами государственного и муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и ИП, утверждённых Постановлением Правительства РФ №489 от 30.06.2010 года.
Кем осуществляется муниципальный жилищный контроль
В соответствии с ч.2 ст.20 Жилищного Кодекса, муниципальный жилищный контроль относится к компетенции уполномоченных региональных органов исполнительной власти. Также муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. При осуществлении муниципального жилищного контроля органы этого контроля взаимодействуют с региональным ГЖН.
Согласно ч.2.3 ст.20 ЖК РФ, главный государственный жилищный инспектор РФ координирует деятельность органов ГЖН и муниципального жилищного контроля при проведении контроля, включая лицензионный. Назначение на должность и освобождение от неё главного государственного жилищного инспектора РФ осуществляется Правительством РФ на основании предложения уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.
Государственная жилищная инспекция – это самый главный надзорный орган в ЖКХ. Ее специалисты выявляют и пресекают нарушения в этой сфере со стороны и государственной власти, и местного самоуправления, и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей. От рядовых граждан Госжилинспекция тоже требует неукоснительного соблюдения норм ЖКХ. Координирует работу государственной жилищной инспекции в регионах – Главный государственный жилищный инспектор РФ. Таким образом, жилинспекция работает в каждой области, республике, крае РФ. Она контролирует
- https://vmo24.ru/news/gzhi_nadzor_ili_naznachenie_ispolniteley_uslug
- https://docs.cntd.ru/document/499026348
- https://domtriumf18.ru/chem-zanimaetsya-zhilishhnaya-inspektsiya-funktsii-i-polnomochiya/