Государственная жилищная инспекция это орган исполнительной власти

Справочная информация: Положение о Государственной Жилищной инспекции в РФ

Государственный жилищный надзор

По имеющейся информации, действующие в настоящее время методы государственного контроля и надзора хоть и призваны служить задачам обеспечения безопасности и улучшения качества жизни, однако не в полной мере соответствуют им. Система требований избыточна, не прозрачна и противоречива — контрольные полномочия (исследования, обследования, экспертиза) соединены с надзорными полномочиями (проведение проверок, наложение взысканий, выдача разрешений, приостановление деятельности).

Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р (в ред. от 10.03.2009)1, содержала положения о необходимости разграничить функции по контролю и надзору и унифицировать в этой части терминологию законодательных и других нормативных актов. Реализация данных положений позволит сосредоточить надзор в государственных органах, а контроль рассматривать в качестве функции по проведению испытаний, измерений, экспертиз, осуществляемых субъектами рынка, аккредитованными в органах исполнительной власти в установленном порядке.

Контроль — государственная функция наблюдения за деятельностью и осуществления корректировки поведения подконтрольных объектов в целях достижения соответствия этой деятельности нормам права и целям деятельности, осуществляемая уполномоченным органом государственной власти в отношении субъектов (органов государственной власти, территориальных органов и организаций), находящихся в административном или имущественном подчинении по отношению к уполномоченному органу.

Надзор — государственная функция проверки соблюдения закона поднадзорным объектом с последующим инициированием процедуры привлечения его к юридической ответственности за нарушение законодательства, осуществляемая уполномоченным органом государственной власти в отношении органов государственной власти, местного самоуправления, неопределенного круга юридических и физических лиц, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в подчинении уполномоченного органа.

В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова содержится следующее толкование рассматриваемых понятий: контроль определяется как проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора; надзор определяется как орган, группа лиц для наблюдения за кем-чем-нибудь, за соблюдением каких-нибудь правил.

С целью оптимизации контрольно-надзорных полномочий органов исполнительной власти Правительством РФ подготовлен ряд законопроектов о внесении изменений в различные нормативные правовые акты РФ, предметом регулирования которых является осуществление полномочий органами государственной власти. Изменения в отдельные законодательные акты РФ направлены на формирование целостной системы государственного контроля (надзора) в Российской Федерации, обеспечение ее эффективности, прозрачности для хозяйствующих субъектов, а также реализацию мер по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в различных сферах экономики.

Применительно к жилищной сфере в настоящее время вопрос об усилении государственного контроля и государственного жилищного надзора актуален, в частности, в связи с большим числом правонарушений в деятельности управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных и других потребительских кооперативов. Поэтому соответствующие изменения внесены в ст. 161 — 165 ЖК РФ, касающиеся управления многоквартирными домами.

О полномочиях органов государственной власти и органов местного самоуправления в области жилищных отношений см. ст. 12,13 и 14 и коммент. к ним.

2. В частности, контроль за использованием жилищного фонда осуществляет жилищная инспекция. Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 № 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» (в ред. от 06.02.2006)1 утверждено Положение о жилищной инспекции. Государственная жилищная инспекция в Российской Федерации состоит из Главной государственной жилищной инспекции и органов государственной жилищной инспекции субъектов РФ.

Главная задача государственной жилищной инспекции в Российской Федерации — контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от его принадлежности в части обеспечения прав и законных интересов граждан и государства.

Государственная жилищная инспекция осуществляет контрольные функции в формах и способами, предусмотренными законодательством РФ, с учетом закрепленного в Конституции права местного самоуправления обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Главная государственная жилищная инспекция выполняет следующие основные функции:

Органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль:

  • — за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий;
  • — за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами;
  • — за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;
  • — за санитарным состоянием помещений жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля;
  • — за осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме к сезонной эксплуатации;
  • — за рациональным использованием в жилищном фонде, общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме топливно-энергетических ресурсов и воды;
  • — за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отоплением, электро-, водо-, газоснабжением и т.д.);
  • — за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
  • — за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые.

Органы государственной жилищной инспекции имеют право:

Как указывалось выше, разграничение понятий «контроль» и «надзор» предусматривает внесение соответствующих изменений в законодательство, в том числе в подзаконные акты. Безусловно, это касается и деятельности Главной государственной жилищной инспекции и органов государственной жилищной инспекции субъектов РФ.

Читайте также:  Подать документы в жилищную инспекцию

Страхование жилых помещений

В целях гарантирования возмещения убытков, связанных с утратой (разрушением) или повреждением жилых помещений, может осуществляться страхование жилых помещений в соответствии с законодательством.

  • 1. Комментируемая статья не содержит конкретных норм относительно страхования жилых помещений в целях возмещения убытков, связанных с утратой (гибелью) или повреждением этого имущества, поскольку данный вопрос урегулирован нормами ГК РФ (гл. 48, ст. 927 — 970). При этом обязательное страхование жилья гражданское законодательство не устанавливает.
  • 2. В настоящее время практикуется добровольное страхование жилых помещений во многих субъектах РФ. Правовой базой на федеральном уровне служит приказ Госстроя России от 28.06.2000 №149 «Об утверждении Рекомендаций по дальнейшему развитию страхования в жилищно-коммунальном комплексе», предусматривающий следующие виды страхования жилых помещений (или сочетание нескольких):
    • — страхование жилищного фонда или жилого помещения его собственником;
    • — страхование жилого помещения его владельцем;
    • — страхование жилых помещений нанимателями;
    • — страхование ответственности собственника (владельца, пользователя) жилищного фонда (жилого помещения) за причинение вреда имущественным интересам третьих лиц;
    • — страхование ответственности предприятий и организаций, выполняющих функции управления жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры от лица или по поручению собственника, осуществляющих ремонт и обслуживание жилищного фонда (подрядчиков), за причинение вреда имущественным интересам третьих лиц;
    • — страхование ответственности собственников (владельцев, пользователей) нежилых помещений, расположенных в жилищном фонде, в случае нанесения ими ущерба третьим лицам;
    • — страхование ответственности коммунальных предприятий, поставляющих ресурсы, необходимые для обеспечения жилищного фонда коммунальными услугами, за ущерб перед третьими лицами (значительное кратковременное повышение давления в системах водо- и теплоснабжения может стать причиной аварий, а резкие скачки напряжения в сетях электроснабжения — возможной причиной пожаров и т.п.);
    • — страхование рисков, связанных с возможностью потери жилья в результате утраты права собственности.

    В качестве страхователей могут выступать не только собственники жилых помещений, но и другие лица (наниматель, члены семьи нанимателя и другие лица, проживающие в этом помещении на законном основании).

    Жилищная инспекция — организация, регулирующая правоотношения между коммунальными службами и потребителями. Правильно обратившись в компанию, можно решить большое количество вопросов. … Современное законодательство в лице жилищных инспекций защищает человека и ограждает его от нарушений основных законных конституционных прав. Одновременно с этим обеспечивается его свобода в данных вопросах. Закон в жилищной области влияет на законные правоотношения в сфере обладания разнообразными объектами недвижимости, что на законном уровне входят в современный ЖФ России.

    Положение о Государственной Жилищной инспекции в Российской Федерации

    Примечание от Realtymag.ru
    Кодекс РСФСР об административных правонарушениях утратил силу с 1 июля 2002 года в связи принятием Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ, которым с 1 июля 2002 года введен в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях.

    абзацы седьмой — восьмой исключены. — Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 N 75;
    участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и их инженерных систем после проведения капитального ремонта или реконструкции.
    (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1303)
    7. Руководитель Главной государственной жилищной инспекции — Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации назначается Правительством Российской Федерации по представлению Министра Российской Федерации — председателя Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 N 1303)
    Заместители Главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации назначаются Министром Российской Федерации — председателем Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике по представлению Главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 N 1303)
    Руководители государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации назначаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Главной государственной жилищной инспекцией.
    (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1303)
    8. Государственные жилищные инспектора несут персональную ответственность за неисполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 N 75)
    9. Спорные вопросы по решениям должностных лиц органов государственной жилищной инспекции рассматриваются руководителем соответствующей инспекции или Главной государственной жилищной инспекцией, а по решениям Главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации — Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 N 1303)
    В случае несогласия предприятий, организаций, учреждений с решением о приостановлении, ограничении или прекращении их деятельности оно может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.
    Рассмотрение споров не приостанавливает выполнение обжалуемых решений.
    10. Органы государственной жилищной инспекции для выполнения возложенных на них задач и функций обеспечиваются производственными помещениями, средствами связи, транспортом, техническими средствами контроля и другими материально-техническими ресурсами соответствующими органами исполнительной власти.
    11. Государственные жилищные инспекции субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют расчетный счет в банке, бланки и печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
    (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.02.1995 N 182, от 13.10.1997 N 1303)
    Финансирование деятельности органов государственной жилищной инспекции осуществляется за счет соответствующих бюджетов и отчислений от применяемых финансовых санкций и других источников финансирования.
    12. Государственные жилищные инспектора имеют служебные удостоверения единого образца, форма которых утверждается Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике, а также личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования инспекции, которую они представляют.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 N 1303)

    Объекты недвижимости от собственников.

    Вас интересует продажа недвижимости в Московской области? Посмотрите все сделки в данном разделе. А также: доступная коммерческая недвижимость Казани в торговых центрах.

    Государственная жилищная инспекция Новосибирской области (далее — инспекция ) является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области, лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Новосибирской области. Задачи инспекции . предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти , органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в…

    Государственная жилищная инспекция Российской Федерации: проблемы толкования компетенции органа исполнительной власти

    Одним из важнейших государственных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере жилищных отношений является Государственная жилищная инспекция Российской Федерации. Эта структура была образована в 1994 году, однако в последние годы возникает большое количество вопросов и споров, связанных с определением компетенции данной структуры и круга решаемых ею проблем. Их рассмотрению посвящена настоящая статья.

    О дним из сегментов административно-правового регулирования жилищной сферы является контроль над жилищным фондом РФ. Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1086 (далее – Постановление) для осуществления контрольных функций за использованием и сохранностью жилищного фонда была создана государственная жилищная инспекция, действующая на двух уровнях власти – федеральном и субъекта России (далее – ГЖИ) . Данным нормативным актов было утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации (далее — Положение).

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ И ПРОБЛЕМА ВЫСЕЛЕНИЯ ГРАЖДАН ИЗ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

    В Положении, регламентирующем правовой статус ГЖИ, отсутствуют нормативные предписания, наделяющие ГЖИ правомочием на выселение граждан из жилых помещений.

    Однако правоприменитель в лице высшей судебной инстанции России – Верховного Суда РФ дал расширенное толкование понятия части 1 статьи 91 ЖК РФ, содержащей перечень субъектов, уполномоченных обращаться в судебные инстанции с иском о выселении граждан из жилых помещений. Так, в обзоре судебной практики за 4 квартал 2005 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2006 г. изложено толкование понятия «другие заинтересованные лица», содержащееся в части 1 статьи 91 ЖК РФ, которые имеют право обращаться в суд с иском выселении нанимателей и членов их семей .

    Положения указанной статьи предусматривают выселение в судебном порядке по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи без предоставления другого жилого помещения в трех случаях. Во-первых, если они используют жилое помещение не по назначению. Во-вторых, систематически нарушают права и законные интересы соседей. В-третьих, бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение.

    По мнению суда, к заинтересованным лицам относятся лица, чьи права нарушаются неправомерными действиями нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи. Так, в первом случае при систематическом нарушении прав и законных интересов соседей обратиться с иском в суд о выселении граждан, которые своим поведением делают невозможным для других проживание с ними в одном доме, может любой житель дома, чьи права нарушаются неправомерными действиями другого жильца этого же дома. Верховный Суд РФ, ссылаясь на компетенцию органов жилищной инспекции об осуществлении контроля за использованием жилищного фонда; за соблюдением правил пользования жилыми помещениями делает вывод о том, что органы государственной жилищной инспекции также вправе обратиться в суд с иском о выселении нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи при нарушении ими правил пользования жилым помещением, ведущем к разрушению такого жилого помещения.

    Позиция Верховного Суда РФ о том, что ГЖИ может обратиться в суд и иском о выселении нанимателя и (или) членов его семьи без предоставления другого жилого помещения в случаях, если они используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение, была подтверждена в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» .

    ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ И МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ КОМИССИЙ

    Вступление в силу в 2005 г. нового Жилищного кодекса РФ стало импульсом для интенсивного развития жилищных правоотношений. Наряду с ГЖИ стали возникать новые органы исполнительной власти (например, межведомтсвенные комиссии), компетенция которых распространялась и на сферу осуществления контроля за сохранностью и использованием жилищного фонда. Это обстоятельство обусловило возникновение проблемы взаимодействия ГЖИ со вновь создаваемыми органами исполнительной власти и обращение в судебные инстанции.

    Так, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30 августа 2011 г. № КАС11-455 было отказано в удовлетворении кассационной жалобы и оставлено без изменения решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 июля 2011 г .

    Из обстоятельств дела, рассмотренного судебными инстанциями, следовало, что истец обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (далее — Положение) в части определения субъектного состава межведомственной комиссии, которая уполномочена признавать жилые помещения пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

    В соответствии с пунктом 7 рассматриваемого положения Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта и орган местного самоуправления имеют право создавать в установленном ими порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители указанных властных органов, а их председателями назначаются должностные лица соответствующих органов власти.

    В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

    К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях — квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

    По мнению истца, пункт 7 Положения следует признать недействительным в части не предусматривающей включение в состав межведомственной комиссии представителя государственной жилищной инспекции, осуществляющей государственный контроль за соблюдением порядка и правил признания жилого дома и жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

    В обоснование заявленного требования указал, что в связи с отсутствием в оспариваемом им пункте 7 Положения такой нормы, государственная жилищная инспекция , в противоречие с требованиями пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», статей 1, 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, не осуществляет государственный контроль за порядком признания межведомственной комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и не принимает мер по недопущению нарушения прав граждан со стороны органов государственной власти, при которых создаются комиссии, вследствие чего нарушаются его права собственника жилого помещения в многоквартирном доме.
    Кассационная коллегия Верховного Суда РФ, исследовав материалы дела, не нашла оснований для отмены решений суда, который, по её мнению пришел к правильному выводу о том, что отсутствие в оспариваемом пункте 7 Положения нормы, предписывающей включать представителя государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации в состав межведомственной комиссии для решения вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, о чем просит заявитель, не может служить основанием для удовлетворения его заявления, поскольку нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которым была бы установлена такая обязанность, не имеется.

    В судебном решении, по мнению кассационной инстанции, обоснованно указано, что пункты 5 и 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1086 (в редакции от 6 февраля 2006 г.), которыми государственная жилищная инспекция Российской Федерации наделена функциями государственного контроля, в том числе за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые, и правом выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания, не предусматривают участие органов государственной жилищной инспекции в работе межведомственной комиссии и не наделяют их правом принимать решения в целях, указанных в статьях 15, 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

    Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1994 № 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» (ред. от 06.02. 2006 № 75) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 23, ст. 2566; 1995, № 10, ст. 894; 1997, № 42, ст. 4788; РГ от 22.02. 2006.

    Обзор судебной практики за 4 квартал 2005 года. Утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01 марта 2006 г.// Бюллетень верховного Суда РФ. 2006. № 5.

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» //«Российская газета», 08. 07. 2009, № 123.

    Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 августа 2011 г. № КАС11-455 // Текст документа опубликован не был. Правовая система «Консультант ».

    Государственная жилищная инспекция или, как ее еще называют, ГЖИ – это один из органов исполнительной власти в России. Данная организация берет под надзор жилищный фонд государства, а также проверяет качество тех коммунальных услуг, которые предоставляются гражданам. Действует инспекция согласно Конституции РФ. … Получается, что жилищная инспекция – это тот орган надзора, который должен рассматривать все жалобы и претензии на УК, ТСЖ и другие организации, имеющие отношение к управлению жилыми домами и оказывающими коммунальные услуги. Куда обращаться, если бездействует. На все жалобы, которые отправляются в инспекцию , должен приходить ответ не более чем через 30 дней.

    Источники
    • https://studme.org/1292052217050/pravo/gosudarstvennyy_zhilischnyy_nadzor
    • https://www.realtymag.ru/spravochnik/polozhenie-o-gosudarstvennoy-zhilishchnoy-inspekcii-v-rossiyskoy-federacii
    • https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?357

Рейтинг
Загрузка ...