Государственная жилищная инспекция это орган местного самоуправления

Содержание

К нам поступил вопрос или, скорее, даже просьба от одного из наших клиентов, рассказать, что такое муниципальный жилищный контроль, каковы его задачи и функции. Поэтому появилась такая тема для статьи. Просили — рассказываем.

Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль

Такое понятие как надзор со стороны государства обозначает функцию специально созданных инспекций или других органов осуществлять постоянное наблюдение за точностью соблюдения законности в определенной сфере деятельности. Государственный жилищный надзор выполняет свои задачи в области защиты жилищных прав населения. Функции и обязанности, которые возложены на государственный жилищный надзор, прописаны в Жилищном Кодексе РФ. Регламенту работы контролирующих органов посвящена статья 20 данного Кодекса, согласно которой основные обязанности по проведению проверки фактов нарушения законности должны исполнять государственные организации в виде отделов и департаментов, входящих в структуру исполнительных органов власти.

Что это такое

С целью контролирования норм Жилищного Кодекса и других нормативных документов в области жилищно-коммунального хозяйства РФ созданы специализированные контрольные органы. С 2013 года данные функции возложены на муниципальный жилищный контроль. Он создается при отделах ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) или в виде самостоятельного отдела органа местного самоуправления.

Надзорные организации создаются как в городах, так и в сельском поселении РФ.
В зависимости от численности жителей, проживающих в населенном пункте они могут функционировать в виде секторов, отделов или осуществляются 1 государственным жилищным инспектором.
Согласно законодательству, орган местного самоуправления, который владеет определенным жилищным фондом отвечает за рациональность его использования и обязан следить за соблюдением норм ЖК.Согласно изменениям в действующем Жилищном Кодексе, которые вступили в силу в 2013 году, каждый муниципалитет РФ наделен полномочиями касаемо контроля за использованием ЖФ на подчиненной ему территории.

ВНИМАНИЕ! Выполнять надзор должны уполномоченные организации, которые сформированы местным органом самоуправлением субъекта РФ.

Под муниципальным жилищным контролем предполагается работа локальных органов муниципалитета. Деятельность контролирующих органов направлена на организацию и осуществление мероприятий, которые напрямую связаны с проверкой на правомерность, рациональность и правомочность использования ЖФ муниципального типа.

В процессе работы данная организация опирается на нормы, четко регламентированные несколькими законодательными актами:

  • Положения постановления Госстроя от 27.09.2003 г.
  • Жилищный Кодекс РФ.
  • Положения постановления Правительства от 21.01.2006 г.
  • Положения постановления Правительства от 6.05.2011 г.

Муниципальный жилищный контроль и государственный жилищный надзор

Муниципальный жилищный контроль, функции которого регламентируются в той же 20 статье ЖК РФ, создается как самостоятельный отдел в местном самоуправлении, жилом поселении или при сельском совете. Орган муниципального жилищного контроля выполняет свои функции, контролируя соблюдение законности по отношению к объектам жилищного фонда муниципального коммунального хозяйства. Регламент деятельности, которым руководствуется муниципальный жилищный контроль, устанавливается на уровне обязанностей отдельных субъектов, входящих в Российскую Федерацию.

Основные обязанности по надзору в жилищной сфере осуществляет орган государственного жилищного надзора в каждом региональном образовании, который существует в виде департаментов, комиссий, отделов или инспекторов.

Организация строится по территориально-функциональному принципу, т.е. региональный департамент делится на отделы, каждый из которых отвечает за определенную функцию, и имеет подчиненные службы и отделы в муниципальных образованиях. На практике региональный государственный жилищный надзор совмещает обязанности государственных и муниципальных организаций.

Основания

Исполнение функции муниципального жилищного контроля осуществляется на основании:

  • Конституции РФ;
  • КоАП РФ;
  • ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
  • ФЗ №294 от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • ФЗ №59 от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;
  • Правил подготовки органами государственного и муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и ИП, утверждённых Постановлением Правительства РФ №489 от 30.06.2010 года.

Главный государственный жилищный инспектор и его полномочия

Составление плана, координацию деятельности и порядок осуществления государственного жилищного надзора осуществляет главный государственный жилищный инспектор, назначаемый правительством Федерации. Он контролирует выполнение обязанностей территориальных и муниципальных образований (департаментов и отделов), утверждает планы, и организует работу путем направления актов, указаний, методических рекомендаций и разъяснений, получения информации от местных департаментов и инспекторов. Во исполнение своих контролирующих функций главный государственный инспектор имеет право составлять протоколы по фактам административных нарушений в жилищной сфере, направлять акты и предписания, обязывающие устранить выявленные нарушения в жилом фонде, назначать и освобождать от должности руководителей региональных департаментов, комиссий и отделов.

Права и полномочия

Статья 20 ЖК РФ содержит полный перечень прав и полномочий, которыми пользуется муниципальный жилищный контроль для выполнения своих обязанностей. Сотрудники МЖК имеют право:

  1. Оформлять запросы в организации с целью получения информации, которая необходима для проведения запланированных внеплановых проверок.
  2. Вести контроль за соблюдением закона наймодателями помещений в социальных наемных домах.
  3. Осматривать частное жилье при согласии владельцев объектов недвижимости и помещения, которые находятся в общей собственности.
  4. Определять состояние имущества путем проведения экспертизы или другими способами при наличии служебного удостоверения сотрудника МЖК и приказа, разрешающего проведение проверки.
  5. Созывать собрания собственников с целью выбора новой УК и лишения полномочий старой управляющей компании, которая в процессе работы нарушала положения законодательства РФ.
  6. Организовывать внеплановую проверку при получении из источников сведений о нарушении законодательства в подконтрольном округе.
  7. Проверять документацию, протоколы общих собраний, договорные документы и заключения, относящиеся к работе УК.
  8. Исходя из результатов проверки, выдавать предписания с требованием в указанный срок устранить выявленные нарушения или провести мероприятия, предусмотренные в нормативных документах.
  9. Оформлять протоколы с подробным описанием обнаруженных в ходе проверки административных нарушений в сфере лицензионной деятельности.
  10. При необходимости направлять полученную информацию в правоохранительные органы РФ для проведения уголовного расследования, а также возбуждения дел на нарушителей закона.
  11. Подключать к проведению проверок контролирующие организации: административные органы, Роспотребнадзор, прокуратуру и т. д.

Предлагаем ознакомиться Увольнение по статье: за что могут и не могут уволить? Что делать и как избежать увольнения по статье?

Часто контролирующие органы, например, прокуратура после получения информации о нарушении передает ее для рассмотрения и проведения проверки в отдел муниципального жилищного контроля. Сотрудники МЖК досконально ориентируются в действующем жилищном законодательстве, поэтому они могут профессионально провести проверку.

У муниципалитетов хотят отобрать большую часть полномочий по жилищному контролю, его функция полностью перейдет к госжилинспекциям. Это прописано в разработанных минстроем поправках в Жилищный кодекс. Эксперты считают, что с их помощью удастся наконец убрать «лишних» контролеров.

Почему такая необходимость возникла? Ведь с точки зрения жителей, чем больше будет надзора за деятельностью управляющих компаний, тем они лучше должны работать.

Ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» Института экономики города Дмитрий Гордеев на это замечает, что когда существует «параллельный» контроль, это вряд ли кому-то может пойти на пользу. Тем более что и подход к проверкам у инспекторов может отличаться. Есть у законопроекта и другой плюс.

Он должен помочь в борьбе с так называемыми «ручными» инспекторами. Такие проверяющие редко обращают внимание на жалобы жильцов на аффилированные с муниципалитетами управляющие компании.

Минстрой намерен избавить российские города и поселки от параллельного жилищного контроля

Пока контроль в сфере ЖКХ осуществляется как на федеральном уровне, так и силами органов местного самоуправления. Государственная жилинспекция РФ и ее подразделения в регионах ведут контроль использования, содержания и ремонта жилищного фонда. Муниципалитеты проводят проверки на соответствие деятельности управляющих компаний нормам и требованиям закона.

Минстрой предложил вести онлайн-учет за расходами воды и тепла

Муниципальный жилищный контроль: что это такое, функции

«Изначально в Жилищном кодексе органы местного самоуправления должны были следить за состоянием муниципального жилищного фонда. Речь идет о муниципальных квартирах — это социальное и служебное жилье.

На его долю приходится примерно 15 процентов жилфонда», — замечает Гордеев. Однако, по его словам, многие муниципалитеты давно по сути выполняют работу за себя и «за того парня».

Предлагаемые поправки кардинально сужают предмет муниципального жилищного контроля — за ним остается только надзор за выполнением муниципальных актов.

В том же законопроекте сказано, что свои полномочия по государственному жилнадзору регион может передать муниципалитету.

По мнению Дмитрия Гордеева, в этом случае качество работы на местах будет очень сильно зависеть от объемов финансирования со стороны региона и наличия у муниципалитета квалифицированных кадров.

Если субъект Федерации не сможет уделить достаточного внимания этому вопросу, тогда есть риск, что и муниципалитет прекратит контроль. И тогда первыми пострадают те самые муниципальные квартиры.

Предмет проверки жилищного надзора

Жилищный Кодекс РФ и положение о порядке осуществления муниципального жилищного контроля определяют основные принципы работы департаментов и отделов надзора и контроля.

Среди них дается определение предмета проверки. Основные обязанности контролирующих отделов и организаций состоят в выявлении нарушений обязательных для исполнения требований законодательных органов федерального и регионального значения в жилищной сфере.

В перечень вопросов, подлежащих проверке, входит:

  • законность и соблюдение регламента выборов организации для управления жизнедеятельностью многоквартирных домов;
  • принятия решений по вопросам создания ТСЖ, разработки устава и прочих актов, определяющих регламент деятельности;
  • выявление нарушений в деятельности лиц, исполняющих функции управляющих в многоквартирном жилом фонде.
Читайте также:  Жалоба в жилищную инспекцию на теплосети

Весь порядок осуществления муниципального жилищного контроля строится на проведении проверок, выявлении и требовании устранения нарушений путем составления актов, а также привлечении виновных лиц к мерам административной ответственности.

Надымский район

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа муниципального жилищного контроля, а также его должностных лиц» Лица, в отношении которых проводится проверка, имеют право на обжалование решений, принятых в ходе осуществления муниципального жилищного контроля, действий или бездействий уполномоченных должностных лиц, осуществляющих муниципальный жилищный контроль, путем подачи жалобы в орган муниципального жилищного контроля или в судебном порядке. Жалоба может быть направлена по почте в адрес Администрации муниципального образования Надымский район, Департамента муниципального хозяйства Администрации муниципального образования Надымский район, а также с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, Официального сайта, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина в письменной форме должна содержать следующую информацию:

­ фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, составившего обращение, или наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя, почтовый адрес, по которому должен быть отправлен ответ;

­ наименование органа, в который направляется письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;

­ наименование органа, должности, фамилию, имя и отчество (последнее – при наличии) должностного лица (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;

­ существо обжалуемого решения, действия (бездействия).

Дополнительно в жалобе могут быть указаны причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием), обстоятельства, на основании которых юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, гражданин считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, требования (об отмене решения, о признании незаконным действия (бездействия), а также иные сведения, которые юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, гражданин считает необходимым сообщить.

К жалобе могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные в жалобе обстоятельства.

Если документы, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, отсутствуют или не приложены, решение принимается без учета доводов, в подтверждение которых документы не представлены и их нет в организациях местного самоуправления муниципального образования город Надым и муниципального образования Надымский район.

Жалоба подписывается подавшим ее гражданином либо его представителем, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным представителем индивидуального предпринимателя, юридического лица. Указывается дата составления жалобы.

Письменные обращения регистрируются в порядке делопроизводства.

Заинтересованные лица имеют право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо принимает решение об удовлетворении требований юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина и о признании неправомерным обжалованного решения, действия (бездействия) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, гражданин, права и (или) законные интересы которого нарушены, уведомляется в письменной форме в течение 10 дней со дня принятия таких мер.

Продолжительность рассмотрения жалоб или урегулирования споров не должна превышать 30 дней с момента регистрации жалобы.

В случае если по обращению требуется провести служебное расследование, проверку или обследование, срок его рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней по решению руководителя органа муниципального контроля. О продлении срока рассмотрения обращения юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, гражданин уведомляется письменно с указанием причин продления.

Порядок рассмотрения отдельных обращений (жалоб):

­ в случае получения письменного обращения (жалобы), в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, орган муниципального жилищного контроля вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение (жалобу), о недопустимости злоупотребления правом;

­ если текст обращения (жалобы) не поддается прочтению, ответ на него не дается, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения (жалобы) сообщается заявителю, направившему обращение (жалобу), в письменном виде, если почтовый адрес заявителя поддается прочтению;

­ обращение (жалоба), содержащее вопрос, на который заявителю неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями (жалобами), и при этом в обращении (жалобе) не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель органа муниципального контроля, иное уполномоченное им должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения (жалобы) и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанное обращение (жалоба) и ранее направляемые обращения (жалобы) направлялись в орган муниципального жилищного контроля. О данном решении заявитель, направивший обращение (жалобу), уведомляется в письменном виде;

­ обращение (жалоба), в котором обжалуется судебное решение, возвращается заявителю, направившему обращение (жалоба), с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения в течение семи рабочих дней.

Основания для включения плановой проверки

Инспекция государственного жилищного надзора и аналогичные муниципальные отделы и департаменты для своей деятельности составляют план проверок, в котором определяют перечень лиц, подлежащих проверке в текущем году. Для включения в такой план контрольной деятельности необходимо, чтобы соблюдался годовой диапазон с момента:

  • От первого дня деятельности лица, выполняющего обязанности управляющего многоквартирным жилым фондом. Для этого все лица, производящие работу в этой сфере, направляют уведомления в службы надзора о дате начала своей деятельности.
  • От даты, когда на учет муниципального реестра поставлен дом социального использования, в котором наймодатель попадает в категорию проверяемых лиц.
  • От предыдущей проверки по плану или внеплановой, если деятельность ответственных лиц и проверяемых объектов длится более одного года.

План проверок, который разрабатывает орган государственного жилищного надзора, включает все категории субъектов, охватывая весь перечень юридических и физических лиц, работающих в сфере жилищных отношений и жилого фонда.

Основания для включения внеплановой проверки

Регламент, по которому работает государственный жилищный надзор, кроме проведения проверок в соответствии с планом, включает такой пункт как проверки внеплановые.

Регламент проведения мероприятий вне плана в качестве оснований указывает:

  • заявления, жалобы и обращения, поступившие в отдел или департамент от граждан или лиц — субъектов хозяйственной деятельности, в которых приводятся факты нарушений или злоупотреблений в вопросах создания, регистрации или деятельности управляющих многоквартирными домами;
  • акты о невыполнении предписаний, выданных ранее контролирующим отделом для устранения выявленных фактов нарушения законодательных норм;
  • составленные акты о принесении вреда здоровью или жизни граждан, связанные с нарушением жилищного законодательства.

Основные нарушения, по которым объявляются проверки, не включенные в план деятельности:

  • отступление от утвержденного регламента создания объединений владельцев жилья, разработки или внесения изменений в уставных документах, выборов управляющих и заключения с ними договоров и актов на выполнение возложенных обязанностей по содержанию жилого фонда;
  • неправомерные решения и деяния лиц, управляющих многоквартирными домами, в вопросах управления и содержания жилого фонда, проведения ремонтных работ, необоснованного изменения ставок оплаты за оказание коммунальных услуг и так далее.

Внеплановые проверки не включаются в годовой план контролирующих отделов, проводятся внезапно, без предварительного уведомления проверяемых и согласования с органами прокуратуры выхода инспекторов на проверяемый объект.

Права жилищного инспектора и органов жилищного надзора

Положение о государственном жилищном надзоре содержит регламент, определяющий права жилищного инспектора, который разрабатывается в соответствии со статьей 20 Жилищного Кодекса РФ.

Жилищный инспектор, осуществляющий муниципальный жилищный контроль имеет право:

  • получать сведения от органов власти, отделов коммунального сектора и предпринимательских структур на свои запросы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
  • проходить на территорию любого объекта, подпадающего под определение многоквартирного жилого фонда, предъявив удостоверение и приказ о проведении проверки;
  • проводить обследование, испытательские работы, назначать экспертизу или мероприятия по расследованию;
  • составлять акты и предписания, в которых выдвинуто требование прекратить и исправить все выявленные факты нарушений, и по истечении шестимесячного срока согласно регламенту работы требовать отчет об их исполнении;
  • оформлять протоколы по вопросам административных правонарушений, заводить и рассматривать дела по нарушениям административного правопорядка в жилищной сфере;
  • при выявлении нарушений, влекущих уголовную ответственность, составлять акты и материалы, по которым соответствующими органами возбуждаются уголовные дела;
  • передавать в суд дела об отмене неправомерно принятых документов и договоров или ликвидации созданных объединений собственников жилья, о защите прав пользователей или собственников жилого фонда.

Как работает госорганизация?

Как было упомянуто ранее, жилищный контроль на территории муниципальных образований РФ представлен специальным центрами, имеющими аналогичное название.

Деятельность таких структур осуществляется в соответствии с рассмотренными ранее законами и функциями.

По итогу, деятельность отделов жилищного контроля направлена на поддержание стабильно правильного использования ЖФ муниципалитета.

Работа данной госорганизации проводится в двух основных режимах:

  • Первый – проведение проверок и прочих мероприятий относительно использования ЖФ по своей инициативе.
  • Второй – проведение аналогичных процедур по просьбе других лиц, обратившихся в орган с соответствующим заявлением.

В первом случае, все предельно просто: отдел выбирает день и проводит плановую проверку работы одной или нескольких ЖУК, работающих на подконтрольной ему территории.

Однако во втором случае принцип организации деятельности слегка иной. Здесь на первый план выходит обращение в организацию со стороны третьих лиц, которыми могут быть как физические, так и юридические лица.

Работа с обращением граждан

Чаще всего в муниципальный жилищный контроль обращаются обычные граждане, которые недовольны работой их управляющей компании.

Понятие общественного жилищного контроля

Положение о государственном жилищном надзоре и ЖК РФ предусматривают существование такого понятия как общественный жилищный контроль. В его функции входит организация контроля со стороны общественности за правомерностью и законностью деятельности, которую проводят уполномоченные лица и организации, входящие в систему государственных, региональных и муниципальных исполнительных органов.

Регламент деятельности общественного жилищного контроля базируется на принципах защиты интересов граждан, учитывает общественное мнение и дает оценку того, насколько добросовестно управление государственного жилищного надзора справляется со своими обязанностями.

Читайте также:  По каким вопросам можно обратиться в жилищную инспекцию

Подводя итог, стоит отметить, что функции органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере жилищного права, не распространяются на организации, которые получили лицензию и осуществляют свои обязанности в роли управляющих в многоквартирных домах.

Общественный контроль в сфере ЖКХ

Минстроем России осуществляется контроль и поддержка деятельности по развитию сети региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ. Центры общественного контроля созданы в 83 субъектах Российской Федерации.

Общественный контроль в сфере ЖКХ осуществляется в следующих формах: — мониторинг правоприменительной практики в сфере ЖКХ; — проведение акций по анализу отдельных проблем в сфере ЖКХ, как в Российской Федерации в целом, так и в рамках конкретного региона; — осуществление проверок, в том числе выездных, по рассмотрению обращений граждан; — оказание помощи гражданам в защите их интересов в суде; — проведение общественной экспертизы нормативных правовых актов федерального и регионального уровней; — формирование общественных рейтингов управляющих организаций; — осуществление мониторинга реализации региональных программ по переселению из аварийного жилья и реализации региональных программ капитального ремонта в многоквартирных домах.

Некоммерческие организации, работающие в сфере жилищного просвещения и защиты прав потребителей жилищных и коммунальных услуг, существуют во всех субъектах Российской Федерации. НП «ЖКХ Контроль» составлен реестр данных организаций, размещенный в свободном доступе на сайте gkhkontrol.ru -https://gkhkontrol.ru/2014/01/14285. Реестр издан в виде справочника, в который вошли 323 профильные некоммерческие организации.

Для региональных органов власти подготовлены следующие материалы по осуществлению общественного контроля: — методические рекомендации для региональных органов власти; — рекомендации для информирования собственников по вопросам капитального ремонта и вовлечению собственников в контроль за капитальным ремонтом МКД; — регламент общественных проверок домов, построенных по программам переселения граждан из аварийного жилья; — проект Постановления Правительства РФ «О порядке осуществления общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

Основные направления деятельности сети общественного контроля в сфере ЖКХ в 2020 году: — масштабная просветительская кампания. Распространение методической литературы и реализация образовательных проектов для активных собственников жилья и профильных НКО; — создание муниципальных представительств региональных центров общественного контроля в ЖКХ; — постоянный общественный мониторинг реализации региональных программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилья; — проведение общественной экспертизы региональных и федеральных нормативных правовых актов; — проведение ежеквартального мониторинга основных проблем в сфере ЖКХ; — мониторинг осуществления лицензирования управляющих организаций и контроль за соблюдением интересов собственников домов, чьи управляющие организации не прошли процедуру лицензирования.

За первое полугодие 2020 года в приемные региональных центров и в адрес НП «ЖКХ Контроль» поступило более 16 тысяч обращений. На основании анализа обращений граждан, поступивших в общественные приемные региональных центров, а также через единый сайт Общероссийского центра, ежеквартально составляется потребительский рейтинг основных проблем в сфере ЖКХ.

Организована работа по общественному контролю за программами переселения граждан из аварийного жилого фонда, в том числе фотофиксация строящихся объектов. Также проведена проверка качества уже построенных домов. Всего общественниками проверено 532 многоквартирных дома. В результате проведенного мониторинга представители региональных центров представили замечания по качеству 201 дома, построенного в 2014 году по программам переселения граждан из аварийного жилья. Все выявленные замечания взяты на контроль.

Организована работа по общественному контролю за программами капитального ремонта (выборочная проверка сведений, размещаемых региональными органами власти на сайте «реформа ЖКХ», выборочное анкетирование собственников в домах, которых прошел капитальный ремонт).

Введена практика проведения он-лайн семинаров, в ходе которых федеральные эксперты освещают наиболее актуальные вопросы организации управления жилым фондом, осуществления общественного контроля в сфере ЖКХ, разъясняются новеллы федерального законодательства. За 2014 и первую половину 2020 года проведено 36 таких семинаров.

Ежеквартально обобщаются и распространяются лучшие практики общественного контроля в сфере ЖКХ. На сайте НП «ЖКХ Контроль» сформирована библиотека лучших методических пособий в сфере ЖКХ, подготовленных в различных субъектах Российской Федерации.

В 54 регионах созданы Общественные Советы при органах исполнительной власти, в которые вошли представители региональных центров. Представители профильных НКО также вошли в состав лицензионных комиссий.

3. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации. … 5. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления …

Функции и компетенция муниципального жилищного контроля

К нам поступил вопрос или, скорее, даже просьба от одного из наших клиентов, рассказать, что такое муниципальный жилищный контроль, каковы его задачи и функции. Поэтому появилась такая тема для статьи. Просили — рассказываем.

Что такое муниципальный жилищный контроль

По сути, это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок, направленных на выявление соблюдения юридическими лицами и ИП предъявляемых к ним требований, согласно ч.1.1 ст.20 ЖК РФ.

Проще говоря, органы местного самоуправления ЖКХ могут проводить плановые и внеплановые проверки управляющих компаний на соответствие их деятельности нормам, правилам и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, федеральными законами и подзаконными актами (ст.17.1 ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Также органы государственной власти субъектов РФ могут наделять законными правами органы местного самоуправления определёнными полномочиями для проведения проверок в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении юридических лиц или ИП, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии (ч.1.1 ст.20 ЖК РФ).

Основания

  • Конституции РФ;
  • КоАП РФ; «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;
  • Правил подготовки органами государственного и муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и ИП, утверждённых Постановлением Правительства РФ №489 от 30.06.2010 года.

Кем осуществляется муниципальный жилищный контроль

В соответствии с ч.2 ст.20 Жилищного Кодекса, муниципальный жилищный контроль относится к компетенции уполномоченных региональных органов исполнительной власти. Также муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. При осуществлении муниципального жилищного контроля органы этого контроля взаимодействуют с региональным ГЖН.

Согласно ч.2.3 ст.20 ЖК РФ, главный государственный жилищный инспектор РФ координирует деятельность органов ГЖН и муниципального жилищного контроля при проведении контроля, включая лицензионный. Назначение на должность и освобождение от неё главного государственного жилищного инспектора РФ осуществляется Правительством РФ на основании предложения уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Функции муниципального жилищного контроля

  • проверка соблюдения гражданами, юридическими лицами и ИП на территории субъекта РФ обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными и региональными законами в сфере ЖКХ;
  • выдача предписаний при выявлении нарушений вышеописанных требований;
  • подготовка материалов для направления в надзорные органы (ГЖИ).

Все действия муниципальных инспекторов регламентированы Жилищным Кодексом РФ.

Основания для проверок

  • начала осуществления юридическим лицом или ИП деятельности по управлению МКД и оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме согласно представленного в орган ГЖН уведомления о начале упомянутой деятельности;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или ИП, осуществляющего деятельность по управлению МКД на основе соответствующей лицензии.

Согласно ч.4.2 ст.20 ЖК РФ, основаниями для проведения внеплановой проверки является ч.2 ст.10 ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

  • о выборе управляющей компании;
  • решения о заключении с УК договора управления (ч.1 ст.164 ЖК РФ);
  • порядка утверждения условий ДУ и его заключения;
  • порядка содержания общего имущества и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в МКД на основании заключённого договора;
  • обязательств УК, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ;
  • применения предельных индексов изменения размера вносимой населением платы за КУ.

Вся поступившая в орган ГЖН по обычной или электронной почте, а также посредством ГИС ЖКХ информация является официальной и подлежит проверке. Поэтому внеплановая проверка по вышеперечисленным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного оповещения проверяемой управляющей компании.

Полномочия муниципальных жилищных инспекторов

  • запрашивать и получать на основании обоснованных письменных обращений от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц, ИП и граждан информацию и документацию, необходимую для проверки соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа/распоряжения руководителя (его заместителя) органа ГЖН, муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней МКД, помещения общего пользования в жилых домах; (с согласия собственников помещений) жилые помещения и проводить их обследования, исследования, испытания, расследования, экспертизы и прочие действия по контролю, а также определять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о выборе УК, заключения с УК договора управления и соблюдения условий данного ДУ;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, касающихся соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по недопущению таких нарушений;
  • направлять в уполномоченные органы информацию по нарушениям обязательных (лицензионных) требований для возбуждения уголовных дел (при наличии признаков совершённых преступлений).

Полномочия органа ГЖН и муниципального жилищного контроля

  • о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД, если были выявлены нарушения требований Жилищного Кодекса;
  • о признании договора управления МКД, договора оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме недействительными, если в установленный срок не было исполнено предписание об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе УК, утверждении условий договора управления и его заключении;
  • для защиты прав, свобод и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений в МКД на основании их обращений при выявлении нарушений обязательных (лицензионных) требований управляющими компаниями.
Читайте также:  Письмо в жилищную инспекцию по перепланировке

ВАЖНО! Согласно ч.7 ст.20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании соответствующей лицензии.

Общественный жилищный контроль может проводиться для обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Субъектами такого контроля могут быть общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы МКД и прочие заинтересованные лица по законодательству РФ (ч.8 ст.20 ЖК РФ).

Это всё, что касается темы муниципального жилищного контроля. Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией.

Также мы помогаем управляющим компаниям заполнять сайты Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ. Мы всегда рады вам помочь!

Под жилищной инспекцией понимается государственный орган , наделённый полномочиями осуществлять жилищный надзор. У каждого территориального управления жилинспекции эти полномочия распространяются на соответствующий субъект федерации. Например, инспекция по Новосибирской области занимается надзором исключительно на территории области. … Компетенция органов местного самоуправления такая же, как и у государственной жилищной инспекции . Однако контроль осуществляется только за теми многоквартирными домами, в которых имеется муниципальное жилье.

Правовое регулирование деятельности государственной жилищной инспекции в Российской Федерации

Якименко, О. Ю. Правовое регулирование деятельности государственной жилищной инспекции в Российской Федерации / О. Ю. Якименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 3 (38). — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/archive/38/4474/ (дата обращения: 16.08.2022).

В статье автор уточняет нормативно-правовую базу, определяющую компетенцию государственной жилищной инспекции Российской Федерации как органа по надзору и контролю за соблюдением законности в области жилищных и коммунальных отношений. Также в статье речь идет об изменениях в жилищном законодательстве, касающихся деятельности государственной жилищной инспекции в РФ.

В настоящее время в России продолжается процесс становления и развития федерального законодательства, в том числе связанного с деятельностью органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На данный процесс оказывают влияние длящиеся реформы в важных сферах жизнедеятельности общества и государства, а также актуальность сферы жилищно-коммунального хозяйства на современном этапе.

В 1994 году принято Постановление Правительства Российской Федерации о создании органов государственной жилищной инспекции в каждом субъекте Российской Федерации. В своей деятельности государственная жилищная инспекция руководствуется статьей 40 Конституции Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 № 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации».

Создание государственных жилищных инспекций в субъектах Российской Федерации было обусловлено установлением надзора и контроля за соблюдением законодательства в области жилищных и коммунальных отношений, созданием удобных, комфортных и благоприятных условий для жизнедеятельности населения.

Система органов жилищной инспекции в Российской Федерации, действует на двух уровнях власти — федеральном и уровне субъекта России. Она состоит из Главной государственной жилищной инспекции и государственных инспекций субъектов Российской Федерации.

Главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности [1].

В соответствии с возложенными задачами Госжилинспекция выполняет такие функции как контроль за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, водоотведения и другие) установленным требованиям законодательства, за проведением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации, за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, за соблюдением правил пользования жилыми помещениями, в том числе соблюдением порядка переоборудования и перепланировки жилых домов и (или) жилых помещений, за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и жилых помещений непригодными для постоянного проживания, за соблюдением порядка перевода жилых домов и жилых помещений в нежилые, за наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго-и водоресурсов, а также другие функции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации».

Органы жилищной инспекции являются также субъектами административных правоотношений в сфере контроля за сохранностью жилищного фонда и соблюдением правил его использования независимо от формы собственности. Государственная жилищная инспекция вправе привлекать лиц совершивших правонарушение к административной ответственности.

Правовое регулирование административной деятельности государственной жилищной инспекции осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

Граждане, должностные и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение правил пользования жилыми помещениями (ст.7.21 КоАП РФ), нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений (ст.7.22 КоАП РФ), нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст.7.23 КоАП РФ) [2].

В соответствии с п. 16.2 статьи 12 Жилищного Кодекса РФ координацию и контроль за деятельностью региональных органов жилищной инспекции осуществляет Правительство Российской Федерации [3].

Жилищное законодательство также осуществляет правовое регулирование деятельности государственной жилищной инспекции в РФ. В статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено понятие «государственный жилищный надзор», предметом которого выступает деятельность уполномоченных органов за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с указанной нормой государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 ЖК РФ).

В развитие нормы статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в пункте 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 установлено, что государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации [4].

Вместе с тем органы местного самоуправления с целью решения вопросов местного значения в пределах своих территорий (поселений, муниципальных районов и городских округов) обязаны регулировать деятельность Государственной жилищной инспекции в субъектах РФ [5].

Решение вопроса о создании государственных жилищных инспекций в субъектах Российской Федерации должно также регулироваться нормативно-правовыми актами органов местного самоуправление во исполнение Постановления Правительства РФ № 1086 от 26.09.1994.

В субъектах Российской Федерации, где созданы и успешно функционируют Государственные жилищные инспекции, на уровне вопросов местного значения правовое регулирования Госжилинспекций осуществляется путем принятия муниципальных правовых актов в виде положений, разрабатываются целевые программы обеспечения государственного жилищного контроля (надзора) которые регламентируют государственную политику в сфере государственного контроля за обеспечением соблюдения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении жилищных и коммунальных услуг, а также порядок работы, особенности осуществления своих полномочий Государственной жилищной инспекции на территории отдельных субъектов Российской Федерации.

Таким образом, органы жилищной инспекции осуществляют региональный государственный контроль (надзор) на территории субъекта в установленной сфере деятельности. Для наиболее полной реализации полномочий Государственной жилищной инспекции Федеральным законом от 04.05.2011 г. №123-ФЗ и Федеральным законом от 18.07.2011 г. №242-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс РФ.

В связи с внесенными изменениями в жилищное законодательство РФ были расширены полномочия органов местного самоуправления в части осуществления муниципального контроля, изменения направлены на упорядочение деятельности по управлению многоквартирными домами и осуществлению контроля за этой деятельностью со стороны органов государственной власти. Изменения в Жилищный кодекс были обусловлены обострившимися в последнее время дискуссиями в средствах массовой информации между населением и управляющими организациями по фактам злоупотреблений. Большой объем судебной практики в жилищной сфере говорит о необходимости преобразований в части правового регулирования управления многоквартирными домами, что в свою очередь актуализирует деятельность уполномоченных органов по надзору и контролю за соблюдение жилищного законодательства. Имеют место быть случаи злоупотреблений при создании ТСЖ, нередко жильцы уже по факту узнают, что их дом передан в управление какой-либо коммерческой компании. С целью недопущения подобных ситуаций, были законодательно закреплены новые положения о контроле за созданием и работой товариществ, а также за выбором управляющих организаций.

Таким образом, изменения в жилищном законодательстве существенно расширили полномочия Государственных жилищных инспекций субъектов РФ как органов осуществляющих государственный жилищный надзор в порядке статьи 20 Жилищного кодекса РФ.

На основании изменений в законодательстве, а также учитывая сложившуюся ситуацию в жилищно-коммунальной сфере в современный период по нашему мнению, необходимо не только создание государственных жилищных инспекций в субъектах РФ, где такие органы не были созданы, необходимым является правовое регулирование и реализация полномочий органов жилищной инспекции на территории субъекта РФ, что в свою очередь обеспечит нормальное функционирование сферы жилищно-коммунального хозяйства в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Государственная жилищная инспекция, РФ, жилищная инспекция, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное законодательство, государственный жилищный надзор, Жилищный кодекс, Жилищный кодекс РФ, местное самоуправление.

Жилищная инспекция – это орган исполнительной власти, созданный для защиты прав собственников жилых помещений, для контроля и надзора за исполнением жилищно -коммунальных услуг. Жилинспекция выявляет нарушение в сфере жилищно –коммунального хозяйства, а также пресечение этих нарушений по заявлениям граждан. Осуществляет надзор и контроль над соблюдением прав собственников жилых помещений. Осуществляет обработку статистических данных по эксплуатации жилого фонда. … Предупреждает, выявляет и пресекает нарушения норм жилищного законодательства не только гражданами, но и органами государственной власти, местного самоуправления и юридическими лицами.

Источники
  • https://tbti.ru/zhkh/municipalnyj-zhilishchnyj-inspektor.html
  • https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/6214-funkcii-i-kompetenciya-municipalnogo-zhilischnogo-kontrolya
  • https://moluch.ru/archive/38/4474/

Рейтинг
Загрузка ...