Государственная жилищная инспекция лицензирование

В 2015 году было введено лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. 5 лет – длинная дистанция и оглядываясь назад можно сделать некоторые выводы о плюсах и минусах созданной государством системы.

Лицензирование

Информация о внесении изменений в состав Лицензионной комиссии Владимирской области!

В рамках требований Положения о лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением администрации Владимирской области от 30.12.2014 N 1367, а также в связи с исключением из состава лицензионной комиссии (далее – комиссия) отдельных участников, с 15.02.2019 г. государственной жилищной инспекцией организован прием заявлений о включении в состав комиссии представителей саморегулируемых организаций в сфере управления многоквартирными домами.

Заявление, а также необходимый перечень документов в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.2016 № 570/пр «Об утверждении Методических указаний о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации» необходимо представить в надзорный орган в срок до 25.02.2019 г.

По всем вопросам обращаться по телефону: 8 (4922) 53 38 94.

ВАЖНО.

На сегодняшний день Жилищный кодекс РФ устанавливает право управляющей организации управлять многоквартирными домами только при включении данных домов в реестр лицензий. Порядок и сроки внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр определены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр.

2 марта 2018 года в указанный приказ Минстроем России (приказ № 134/пр) внесены изменения. Данный документ зарегистрирован в Минюсте от 29.03.2018 и начинает действовать с 10.04.2018.

Так теперь пакет документов, предоставляемый лицензиатом с целью внесения изменений в реестр лицензий, должен быть прошит, пронумерован и заверен надлежащим образом в соответствии с требованиями законодательства.

Кроме того изменениями скорректирован перечень документов, прилагаемый к заявлению лицензиатом. Ранее порядок для включения/исключения многоквартирного дома в реестр лицензий предусматривал лишь предоставление лицензиатом копий протокола общего собрания собственников помещений дома, договора управления и акта приема-передачи технической документации.

При этом не содержал процедуры внесение изменений в реестр лицензий в отношении многоквартирных домов, которыми осуществляла временное управление управляющая организация по договору, заключенному с застройщиком, после сдачи его в эксплуатацию. В настоящее время данный вопрос урегулирован и на управляющую организацию возложена обязанность по предоставлению в инспекцию указанного документа.

Также урегулирован вопрос о предоставлении управляющими организациями документов подтверждающих право на управление многоквартирным домом, если конкурс по отбору управляющей организации признан несостоявшимся. Теперь в случае признания лицензиата по итогам данного конкурса единственным участником, он предоставляет в инспекцию соответствующий протокол.

Внесены изменения касающиеся порядка расторжения договора управления в связи с окончанием срока его действия. На сегодняшний день лицензиат предоставляет заявление об уведомлении собственников помещений многоквартирного дома о прекращении договорных отношений, которое было направлено в установленном законом порядке.

Меняется порядок рассмотрения инспекцией заявлений и приложенных к нему документов. Теперь для принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий кроме ранее предусмотренных условий, устанавливаются факты наличия (отсутствия) вступивших в законную силу решений судов о признании лицензиата банкротом; признаков ничтожности решений общих собраний о выборе лицензиата в качестве управляющей организации; фактов, не превышения допустимого количества квартир (не более 30) при выборе собственниками помещений дома непосредственного способа управления.

При этом в случае установлении факта указанных нарушений лицензиату отказывают во внесении изменений в реестр лицензий.

Кроме того порядок дополнен условиями о внесении изменений в случае реорганизации юридического лица. В данном случае лицензиат обязан отразить в заявлении данные о реорганизации и ее форму (присоединение, слияние, преобразование) и предоставить перечень документов, подтверждающий данный факт.

Обращаем Ваше внимание на следующие существенные изменения порядка:

Ранее одним из оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий порядок предусматривал наличие судебного спора по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.

В связи с принятием Верховным Судом РФ решения от 29.09.2017 № АКПИ17 указанное положение порядка исключено. Следовательно, наличие судебного спора не может являться основанием для отказа во внесении изменений в реестр, тем самым пресечена возможность нарушения прав граждан на выбор способа управления домом и исключена возможность злоупотребления управляющими организациями в передаче другой управляющей организации права управления домом.

Теперь порядок определяет, что дата начала управления многоквартирным домом управляющей организацией считается первое число календарного месяца, следующего за датой решения инспекции о внесении изменений в реестр лицензий, но не ранее срока определенного договором управления. При этом дата окончания управления домом определяется последнее число месяца, в котором инспекцией принято соответствующее решение.

Читайте также:  Как подать жалобу в жилищную инспекцию пермского края

Кроме того напоминаем Вам, что в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ управляющие организации (ТСЖ, ТСН, ЖСК и иные специализированные кооперативы) обязаны предоставлять в инспекцию оригиналы протоколов общих собраний собственников помещений дома.

Постановление администрации Владимирской обл. от 19.09.2014 №974

Приказ начальника инспекции от 26.09.2014 №73-04-12

Приказ начальника инспекции от 07.11.2014 №75-04-12

Приказ начальника инспекции от 07.11.2014 №76-04-12

Приказ начальника инспекции от 26.11.2014 № 79-04-12

Постановление администрации Владимирской области от 30.12.2014 № 1367

Административный регламент предоставления государственной жилищной инспекцией администрации Владимирской области государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами подробнее.

Информация для получения лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД подробнее.

Нормативную базу по лицензированию можно скачать, перейдя по этой ссылке: http://minstroyrf.ru/specialists/?s=zhkh-4-spclst

Формы документов, используемые государственной жилищной инспекцией администрации области при лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами подробнее

Заявление о допуске к квалификационному экзамену подробнее

Заявление на выдачу квалификационного аттестата подробнее

Защита персональных данных. Государственная жилищная инспекция Липецкой области. Версия для слабовидящих. Горячая линия: +7 (4742) 22-13-16. … Структура госжилинспекции . Результаты нашей работы. Открытые данные (отчеты) о деятельности ГЖИ . Планы работы и проверок. Обращения граждан.

Лицензия на управление многоквартирным домом: как жилищная инспекция шантажирует участников рынка и что с этим делать?

В 2015 году было введено лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. 5 лет – длинная дистанция и оглядываясь назад можно сделать некоторые выводы о плюсах и минусах созданной государством системы.

Что такое лицензия и как в нее попадают

Целью государственной системы лицензирования была попытка создать цивилизованные правила игры для всех участников рынка. Для этого государство придумало такой механизм: управляющей организации дается лицензия, в которую включаются те дома, которыми она управляет. Вся эта информация размещается в открытом доступе и ее можно найти в сводном федеральном реестре лицензий на сайте ГИС ЖКХ в разделе «Проверить лицензию управляющей организации» (далее через ввод ИНН выпадает лицензия, а в ней указаны все дома, которыми управляет лицензиат). Кроме того, есть еще реестр лицензий субъекта Российской Федерации, который размещается на сайте региональной жилищной инспекции (п. 1 ст. 195 ЖК РФ).

Управляющая компания является лицензиатом, т.е. лицом, работающем на основании лицензии. Применительно к ТСЖ в п. 1.3 ст. 161 ЖК РФ в законе сделано исключение о том, что для ТСЖ лицензия не требуется.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации был Утвержден приказом Минстроя РФ от 25.12.2015 N 938/пр (далее – Порядок № 938).

Для того, чтобы многоквартирный дом попал в лицензию к управляющей организации она обязана подать заявление с необходимыми документами в жилищную инспекцию. К заявлению прикладывается следующая информация:
— адрес многоквартирного дома;
— основания заключения, прекращения или расторжения договора управления — реквизиты договора управления многоквартирным домом;
— данные о заявителе (ИНН, номер лицензии)
— данные о реорганизации лицензиата (если она была)
— копия протокола и решения общего собрания собственников о выборе способа управления
— копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания
— копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей МОП
— документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов
— ряд иных документов, используемых в отдельных случаях
— опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем.

Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя. В ряде регионов данные документы можно подавать при наличии ЭЦП на юридическое лицо в электронном виде через порталы государственных услуг.

После получения данных документов в срок до 10 рабочих дней они подлежат рассмотрению и по итогам жилищная инспекция принимает решение:
— о внесении изменений в реестр
— об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов
— о приостановлении рассмотрения заявления.

Важно то, что жилищная инспекция имеет право проводить проверку по отсутствию признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений (например, при принятии решения о непосредственном управлении домом, если в нем более 30 квартир). В этом случае жилищная инспекция может обратиться в суд для установления судом факта ничтожности протокола.

Читайте также:  За что можно пожаловаться в жилищную инспекцию на управляющую компанию

С другой стороны, приостановка рассмотрения заявления возможна при подаче неверных сведений (дается срок на исправление данных), либо поступление в жилищную инспекцию в рамках 10 рабочих дней с даты подачи заявления сведений о еще одном лицензиате. Такое бывает, если за короткий срок новая управляющая организация успевает переголосовать дом.

Однако в Порядке № 938 прямо не прописана ситуация, как действовать жилищной инспекции при дублировании протоколов общих собраний. Сказано лишь, что жилищная инспекция «принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение», а механика такого решения никак не отражена, что само по себе плохо, т.к. способно привести к злоупотреблениям.

После принятия решения о включении дома в лицензию к управляющей организации, жилищная инспекция уведомляет об этом в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Как исключаются из реестра лицензии

Основанием для исключения дома из лицензии управляющей организации является принятие решения на общем собрании. Способ управления многоквартирным домом может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения (п. 3 ст. 161 ЖК РФ).

В идеальных цивилизованных условиях после принятия такого решения в течение 5 рабочих дней со дня прекращения или расторжения договора управления, лицензиат (т.е. управляющая организация) обязан:
— разместить эти сведения в ГИС ЖКХ
— направить их в орган государственного жилищного надзора.

Такой порядок предусмотрен в п. 2 ст. 198 ЖК РФ и он практически никогда не выполняется. Чаще всего управляющие организации максимально затягивают данный вопрос, оспаривая протокол. Ответственности за невыполнение п. 2 ст. 198 ЖК РФ нет практически никакой, все это знают и все этим пользуются.

Если такое заявление направляется низложенной управляющей организацией, то жилищная инспекция вносит данные изменения в реестр за 10 рабочих дней. Однако, как уже было отмечено, такое заявление направляет не прежняя управляющая организация, а новая (либо ТСЖ).

В этом случае жилищная инспекция проводит внеплановую проверку. Ее срок также не может превышать 10 рабочих дней, но чаще всего этого срок продляется в связи с наличием сведений в реестре о данном доме в лицензии прежней управляющей организации (ведь она не подает заявление об исключении дома из ее лицензии в пятидневный срок, а ответственности за неподачу сведений – никакой).

Затем через п. 10 и п. 16 Порядка № 938 осуществляется приостановка на 30 рабочих дней (а их часто достаточно для того, чтобы оспорить протокол).

Реестр лицензии и ТСЖ

Несмотря на то, что ТСЖ управляет домом без лицензии, государство планомерно ужесточает регулирование применительно к этой форме гражданской самоорганизации.

В соответ. с п. 7 ст. 135 ЖК РФ, при создании в доме ТСЖ оно обязано в течение 5 рабочих дней со дня регистрации подать уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, который установлен Минстроем России. Однако проблема в том, что такого порядка нет, а Порядок № 938 определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (т.е. касается лицензии управляющий организаций, а не ТСЖ).

С другой стороны, в п. 3 ст. 198 ЖК РФ, государство фактически приравняло ТСЖ к лицензиатам, указав, что порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра распространяется и на ТСЖ.

Ситуация эта довольно печальная и вот почему:
— в соответствии с п. 5 ст. 135 ЖК РФ товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
— в соответ. с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила № 354), ТСЖ приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты его государственной регистрации.

Такая же позиция приведена в Определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 6 июля 2015 г. N 310-КГ14-8259.
Возникает закономерный вопрос: как можно предоставлять коммунальные услуги с даты государственной регистрации (как это написано в законе), если жилищная инспекция не допускает ТСЖ до управлениям домом. Здесь очевидное несоответствие положений п. 3 ст. 198 ЖК РФ и п. 15 Правил № 354.

Реестр лицензии как инструмент шантажа и коррупции

И тут мы подходим к следующему важному моменту: жилищная инспекция очень часто использует реестр лицензии как инструмент шантажа и некую дубинку, которую она применяет избирательно, разрешая или не разрешая игрокам рынка подойти к управлению домом.

Читайте также:  Как правильно составить жалобу в жилищная инспекция

Порядок № 938 – очень запутанный, имеющий большой коррупционный потенциал для злоупотреблений. Например, в числе обязательных документов, которые необходимо представить для исключения дома из реестра лицензии, является копия акта приема-передачи технической документации на дом. Без этого документа – жилищная инспекция легко откажет в исключении дома из реестра лицензии.

Между тем, в соответ. с п. 1 ст. 198 ЖК РФ, документы на дом передаются в течение 3 рабочих дней после исключения дома из реестра лицензии. Получается замкнутый круг: жилищная инспекция не исключит дом, пока не будет предоставлена копия акта на полученные документы, а сам акт должен делать в течение 3 рабочих дней после самого исключения.

Несмотря на то, что пп. «г» п. 3 Порядка № 938 признан недействительным решением Верховного суда РФ от 13.08.2019 № АКПИ19-474, жилищная инспекция его все равно использует, чтобы потянуть время (когда нужно) и пошантажировать игроков рынка (пустить нужных и не пустить неугодных). А кто не согласен, тот может идти в суд и терять 3 месяца на обжалование незаконных действий (а пока идут разбирательства – дом переголосуется в другую сторону).

Можно ли управлять домом, не будучи в реестре

Если говорить про управляющие организации, то по логике закона – нельзя (хотя некоторые управляющие организации не отдают дом после смены способа управления и переголосовывают после попытки рейдерского захвата и включения дома в лицензию конкурента).

Говоря про ТСЖ, у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Пока мы видим много норм в жилищном праве, которые противоречат сами себе и очень емки с точки зрения коррупции сотрудников жилищной инспекции.

Безусловно, мы бы хотели, чтобы вопросы расторжения договора управления решались цивилизованно: общее собрание принимает решение, управляющая компания подает за 5 дней заявление, а еще за 10 уходит из дома.

Но лично я за пять лет работы системы лицензирования – такого не видел. Наверно, цивилизованные разводы случаются (ведь для кого-то эта красивая конструкция норм придумана), но очень редко, и мне не попадалась. Чаще всего смена способа управления домом – это война, а раз так, то нужно учиться защищать себя самостоятельно.

И конечно же, требуется перебрать Порядок № 938, убрать из него самые коррупционные нормы и облегчить работу ТСЖ как низовой форме гражданской самоорганизации.

Государственная жилищная инспекция Новосибирской области. Обращения граждан Вопрос – Ответ Противодействие коррупции. COVID-19: ситуация в регионе. … Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Внесение изменений в реестр лицензий . Государственная пошлина. Заявления о предоставлении государственных услуг. Квалификационный аттестат. Реестры. Дата изменения: 19.03.2020 11:51. Информация о лицензирующей деятельности государственной жилищной инспекции Новосибирской области. Лицензирование . Реестры.

Государственная жилищная инспекция лицензирование

Основание обращения для предоставления государственной услуги

Перечень документов для предоставления государственной услуги

    ;
  1. копии учредительных документов юридического лица (для юридических лиц);
  2. копия квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии;
  3. копия приказа о назначении на должность должностного лица соискателя лицензии;
  4. копия паспорта должностного лица соискателя лицензии;
  5. опись прилагаемых документов.
  1. заявление о переоформлении лицензии
    (в связи с изменением адреса или наименования;
    в связи с изменением ИО ИП или адреса;
    в связи с реорганизацией)
  2. оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензия в форме электронного документа, подписанного электронной подписью;
  3. опись прилагаемых документов.

Продление срока действия лицензии

Заявление о продлении
срока действия лицензии

Получение сведений о конкретной лицензии из реестра лицензий Челябинской области

Заявление о предоставлении
сведений о конкретной лицензии
из реестра лицензий

В соответствии с подпунктом 134 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за предоставление государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами взимается государственная пошлина:

30 000 рублей – за предоставление лицензии соискателю лицензии;

5 000 рублей — за переоформление лицензии.

Способы обращения за предоставлением государственной услуги «Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Челябинской области»:

Целью государственной системы лицензирования была попытка создать цивилизованные правила игры для всех участников рынка. Для этого государство придумало такой механизм: управляющей организации дается лицензия , в которую включаются те дома, которыми она управляет. … Важно то, что жилищная инспекция имеет право проводить проверку по отсутствию признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений (например, при принятии решения о непосредственном управлении домом, если в нем более 30 квартир). В этом случае жилищная инспекция может обратиться в суд для установления судом факта ничтожности протокола.

Источники
  • https://gji.avo.ru/licenzirovanie
  • https://www.gkh365.ru/blog/blog3/license-for-apartment-building/
  • https://gzhi.gov74.ru/gzhi/activity/licenzirovanie/predostavlenielicenzii.htm

Рейтинг
Загрузка ...