Государственная жилищная инспекция внеплановая проверка

Порядок назначения проверок. В каком случае проводится. Организация внеплановой проверки. Что может стать итогом внеплановой проверки.

Содержание

Государственный жилищный надзор: что нужно знать при управлении МКД

С государственным жилищным надзором (далее — ГЖН) могут столкнуться ТСЖ, ЖК и ЖСК.

  • кто и в каких целях проводит ГЖН;
  • какие способы для этого используют;
  • какие есть виды проверок;
  • когда надзорные органы вправе обратиться в суд.

Вместе с тем такой надзор не проводят в отношении УО, которые управляют МКД на основании лицензии (ч. 7 ст. 20 ЖК РФ). Для них действует лицензионный контроль.

Кто и в каких целях проводит ГЖН

ГЖН проводят уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. Как правило, в их роли выступают государственные жилищные инспекции (далее — госжилинспекции).

Цели ГЖН — предупреждать, выявлять и пресекать нарушения требований к жилищному фонду независимо от его форм собственности. Эти правила предусматривает ч. 1 ст. 20 ЖК РФ.

Вопрос

Вправе ли госжилинспекция Назначить штраф при обжаловании предписания?

Если решение суда об отмене предписания не вступило в силу, такое предписание может быть надлежащим доказательством для того, чтобы орган ГЖН возбудил дело об административном правонарушении и составил постановление о назначении административного наказания.

Содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при ГЖН устанавливают административные регламенты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373. Это указано в п. 12 постановления Правительства РФ от 11.06.2013 № 493.

Если должностные лица обнаружили достаточные данные, которые указывают на административное правонарушение, то это повод для возбуждения дела безотносительно к основаниям и видам проводимой проверки (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Доказательства по делу — любые фактические данные, на основании которых устанавливают (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ):

  • наличие или отсутствие события административного правонарушения;
  • виновность лица, привлекаемого к административной ответственности;
  • иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Нельзя использовать доказательства, если при проведении проверки в ходе госконтроля (надзора) их получили незаконно (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Какими способами проводят ГЖН

В ходе ГЖН госжилинспекции:

  • организуют и проводят проверки;
  • принимают меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (выдают предписание, составляют протокол об административном правонарушении и т. п.);
  • систематически наблюдают за исполнением обязательных требований;
  • проводят анализ и прогнозирование того, как эти требования исполняют организации, индивидуальные предприниматели и граждане.

Эти правила предусматривает ч. 1 ст. 20 ЖК РФ.

Какие виды проверок предусматривает закон в рамках ГЖН

Виды проверок устанавливает Федеральный закон от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294‑ФЗ). Проверки могут быть:

  • плановыми,
  • внеплановыми,
  • предварительными.

Плановые проверки проводят не чаще чем один раз в три года (ч. 2 ст. 9 Закона № 294‑ФЗ). Их основание — ежегодные планы, которые разрабатывают и утверждают органы ГЖН в соответствии со своими полномочиями.

Важно!

При проведении проверки контролирующие органы не имеют законных оснований проверять деятельность организации по одному вопросу в один и тот же период. В противном случае результаты такой проверки не будут служить доказательствами нарушения юридическим лицом требований законодательства. Это вытекает из положений п. 5 ст. 3 Закона № 294‑ФЗ, а также подтверждается постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2009 № 17АП-11139/2009‑АК по делу № А60-40411/2009.

Проверку включают в ежегодный план, если прошло три года со дня, когда (ч. 8 ст. 9 Закона № 294‑ФЗ):

  • зарегистрировали юридическое лицо;
  • закончилась последняя плановая проверка юридического лица;
  • юридическое лицо начало вести предпринимательскую деятельность.

Внеплановую проверку проводят, если сложилась хотя бы одна из четырех ситуаций:

1) закончился срок, в течение которого нужно было исполнить предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

2) в орган ГЖН или муниципального жилищного контроля поступило заявление предоставить правовой статус, специальное разрешение (лицензию), чтобы выполнять отдельные виды деятельности, если проведение соответствующей внеплановой проверки предусматривают правила предоставления такого статуса, лицензии или разрешения;

3) руководитель госжилинспекции издал приказ или распоряжение по поручению Президента РФ или Правительства РФ;

4) должностное лицо органа ГЖН направило в письменной форме руководителю или заместителю руководителя такого органа мотивированное представление по результатам:

  • анализа итогов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
  • рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы ГЖН обращений.
Читайте также:  Образец заявления в государственную жилищную инспекцию о проведении проверки

Эти основания устанавливает ч. 2 ст. 10 Закона № 294‑ФЗ.

Также основанием для внеплановой проверки может быть поступление обращений и заявлений (от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц) или информации (от органов госвласти или МСУ) о фактах (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ):

  • нарушения требований к порядку создания ТСЖ, ЖК, ЖСК, к уставу ТСЖ, ЖК, ЖСК и порядку внесения в него изменений;
  • нарушения требований к порядку принятия собственниками помещений в МКД решения о выборе УО, чтобы заключить с ней договор управления МКД, о заключении с УО договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о заключении с указанными в ч. 1 ст. 164 ЖК РФ лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в МКД, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения;
  • нарушения требований к порядку содержания и текущего ремонта общего имущества собственников помещений в МКД;
  • нарушения обязательств, предусмотренных условиями договора управления МКД;
  • нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;
  • необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг);
  • нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма.

Такие обращения могут поступить в т. ч. с помощью ГИС ЖКХ, а внеплановая проверка на их основании проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении проверки.

Плановые и внеплановые проверки проводят в форме документарной или выездной проверки. Срок проведения каждой из них не может превышать 20 рабочих дней (ст. 13 Закона № 294‑ФЗ).

Вопрос

Вправе ли госжилинспекции проводить проверки на основании жалоб нанимателей жилых помещений?

Законодательство не ограничивает круг лиц, которые обладают правом подать обращение для проведения проверки в рамках ГЖН. Это следует в т. ч. из ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ.

Предварительную проверку могут провести, если у органа ГЖН отсутствуют:

  • достоверная информация о лице, допустившем нарушение обязательных требований;
  • достаточные данные о нарушении обязательных требований либо о фактах, которые могут служить основаниями для внеплановой проверки.

В ходе проведения предварительной проверки органы ГЖН:

  • запрашивают дополнительные сведения и материалы (в т. ч. в устном порядке) у лиц, которые направили заявления и обращения, представили информацию;
  • рассматривают документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа ГЖН;
  • при необходимости проводят мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, предпринимателями и без возложения на них обязанности представить информацию и исполнить требования органа ГЖН.

Инспектор может лишь запросить пояснения по полученной информации. Представлять такие пояснения и иные документы проверяемые организации не обязаны.

Выявленные в ходе предварительной проверки нарушения могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Это предусматривают ч. 3.2 и 3.3 ст. 10 Закона № 294‑ФЗ.

Когда госжилинспекции обращаются в суд

Госжилинспекции вправе обратиться в суд с заявлениями (ч. 6 ст. 20 ЖК РФ):

  • о признании недействительным решения, которое общее собрание собственников помещений в МКД либо общее собрание членов ТСЖ, ЖК, ЖСК приняло с нарушением требований ЖК РФ;
  • о ликвидации ТСЖ, ЖК, ЖСК, если они вовремя не исполнили предписание госжилинспекции об устранении несоответствия устава законодательству;
  • о признании недействительными договора управления МКД, договора оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД либо договора оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества в МКД в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований ЖК РФ, касающихся соответствующего договора;
  • в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению;
  • в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, если нарушены обязательные требования;
  • о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным, если вовремя не исполнено предписание об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям ЖК РФ.

Кроме того, если обращение или заявление гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя содержало заведомо ложные сведения, то орган ГЖН вправе обратиться в суд с иском о взыскании расходов, связанных с рассмотрением такого обращения (ч. 3.5 ст. 10 Закона № 294‑ФЗ).

СИТУАЦИЯ

Проверка по анонимке

Должны ли госжилинспекции проводить внеплановую проверку на основании анонимного обращения?

Госжилинспекция вправе оставить анонимное сообщение без внимания.

Если обращение или заявление не позволяет установить обратившееся в госжилинспекцию лицо, то этот документ не может служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Однако должностное лицо органа ГЖН обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица, если:

Читайте также:  Написать жалобу на жкх в жилищную инспекцию через госуслуги

изложенная в обращении или заявлении информация может быть основанием для проведения внеплановой проверки;

должностное лицо имеет обоснованные сомнения в авторстве обращения или заявления.

Гос. жилищная инспекция прислала электронной почтой уведомление о внеплановой выездной проверки -законно ли то,что уведомление было не почтовым отправлением а электронной почтой? Интернет мог не работать. На какие НПА ссылаться? Читать 2 ответa юристов. Дмитрий Владимирович. 18.11.2014, 10:48. • г. Пермь. Наша компания занимается продажей алкоголя через стационарные магазины и общепит, мы арендуем помещение 50 кв. м у ИП,которому принадлежит здание 1200 кв. м.Получили уведомление о проверке РОСТЕХНАДЗОРА, но на сайте прокуратуры этой проверки нет в плане, можем ли мы избежать данной проверки , так как ее нет в плане проверки и мы не являемся собственниками здания, спасибо!

Внеплановая проверка ГЖИ

Нарушения в сфере предоставления услуг ЖКХ скорее является правилом, чем исключением. Однако во избежание чрезмерного административного давления на бизнес, установлен порядок плановых и внеплановых проверок. Контроль над качеством оказания коммунальных услуг осуществляется территориальными надзорными органами. Целью статьи является показать, когда назначается проверка не по плану и что ее отличает от планируемых контрольных мероприятий.

Порядок назначения проверок в ходе осуществления жилищного контроля

Государственная жилищная инспекция(ГЖИ) разрабатывает и утверждает график плановых проверок. Его размещают в общий доступ на официальном сайте прокуратуры. Запланированные мероприятия ГЖИ связаны с контролем над соблюдением требований энергоэффективности, пожарной безопасности, норм эксплуатации, другими аспектами осуществления коммунальных услуг и обеспечения нормальных условий жизни в

многоквартирных домах (МКД). Деятельность управляющих компаний (УК) проверяют каждые 3 года. Контроль может осуществляться чаще, это связано с объективными событиями или изменениями норм и стандартов.

Сроки проведения проверок установлены Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года, №294–ФЗ. Они не могут превышать 20 рабочих дней. Когда требуется провести сложное, подробное исследование, допускается увеличить срок выездных мероприятий не более, чем еще на 20 дней. Проверочные мероприятия ведутся совместно с пожарным надзором МЧС, Роспотребнадзором, Ростехнадзором. Могут привлекаться строительные и другие ведомства.

Данные о проверках заносятся в единый реестр проверок.

В каком случае проводится внеплановая проверка

Порядок осуществления дополнительного контроля ГЖИ регулируется ст. 10 №294–ФЗ. Причинами инициирования проверки может стать:

  • невыполнение предписаний или несоблюдение сроков их выполнения;
  • выявление индикаторы риска;
  • поступление информация об угрозе жизни и здоровью граждан, историческим ценностям или экологии;
  • нарушения требований Роспотребнадзора.

Основанием для осуществления внеплановых мероприятий служит распоряжение руководителя контролирующего органа. Часто это является реакцией на жалобы жителей МКД. Нередки случаи, когда причиной становится результат рассмотрения отчетов сотрудников ГЖИ или заявлений от других ответственных ведомств.

В ГЖИ также поступает информация из СМИ, от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Публикации в изданиях вызывают общественный резонанс и часто становятся причиной срочных действий без подтверждения достоверности.

До выхода распоряжения проводится предварительный анализ имеющихся документов, изучаются данные жалобы с результатами предыдущих заключений. Следует отметить, что обращения граждан принимаются только от установленных лиц и должны подкрепляться доказательствами.

Дополнительный контроль ГЖИ может основываться только на фактах, доказывающих ее необходимость. Получив данные из неустановленного источника, инспектор имеет право обратиться за разъяснениями к представителю УК. Но сотрудничество будет добровольным, а не обязательным.

Жилищный кодекс РФ об основаниях для проведения внеплановых проверочных мероприятий

ЖК РФ, возложил обязанность рассмотрения дел о нарушениях в сфере ЖКХ на Главного инспектора ГЖИ. Это значит, что все жалобы, входящие в компетенцию инспекции подконтрольны руководителю, и решение о проведении внеплановых проверочных мероприятий является его прерогативой.

Территориальные контрольные органы действуют на основании нормативных актов, разработанных и введенных в действие местной законодательной властью. Документы не могут противоречить ч.1.1 ст. 165 ЖК РФ. Издание их обязательно, так как требования и условия эксплуатации жилого фонда в регионах могут отличаться.

Организация внеплановой проверки

Чтобы понять, как проходит внеплановая проверка, стоит обратиться к ФЗ-294. Закон регламентирует следующие этапы.

  1. При поступлении информации о прецеденте, руководитель районного органа подписывает типовой приказ с указанием цели.
  2. Юридическому лицу без промедления направляется распоряжение о документарной или выездной проверке. Разрешается уведомить управляющую компанию любым доступным способом, как правило, данный этап занимает не более 24 часов;
  3. Намеченные в распоряжении мероприятия проводятся в установленный срок с оформлением акта.

При выявлении любых фактов, вызывающих опасение у инспекторов, формируется предписание. Организации необходимо устранить нарушения, и составить отчет с соблюдением сроков. При необходимости может быть инициирован дополнительный выезд инспекции для оценки выполненных работ. Дополнительно может запрашиваться информация и документы управляющей компании. Иногда дело передается в прокуратуру.

Что не проверяют в рамках внепланового контроля

На контролирующий орган налагается ряд ограничений. Инспекторы ГЖИ не могут настаивать на требованиях, находящихся вне их компетенции. Существует запрет на изучение документов и информации, не относящейся к предмету расследования. Мероприятия по осуществлению контроля могут быть отменены прокуратурой, как безосновательные.

Читайте также:  Управление по государственному строительному надзору и жилищной инспекции

Что может стать итогом внеплановой проверки

Результатом проверочных мероприятий вызванных повторными нарушениями или игнорированием исполнения предписаний может быть обращение в судебные органы. Например, если недочеты не исправлены или работа проведена не в полном объеме, юридическое лицо привлекут к административной ответственности по ч. Ст. 19.5. КоАП. Кроме этого, жилищная инспекция вправе подать иск о компенсации средств, потраченных на вынужденную ревизию.

Если управляющая компания не согласна с документом, она может подать письменные возражения в ГЖИ в течение 15 дней с момента получения требований.

Частота внеплановых проверок в каждом регионе зависит от состояния жилищного фонда. Так, аварийные строения увеличивают поток заявок в период таяния снега. Неготовность к отопительному сезону – одна из главных причин. К грубому нарушению относится задолженность за поставки теплоносителя более двух месяцев.

Внимание инспекторов будет обращено на аварийные козырьки, ступени, проблемы с освещением и уборкой снега. Как показывает практика, с сокращением обязательных надзорных мероприятий, число внеплановых проверок за последние годы возросло. 80% случаев – это недовольство клиентов.

Госжилинспекция Московской области возобновляет внеплановые контрольно-надзорные мероприятия по обращениям граждан. Напомним, что в условиях распространения коронавирусной инфекции проведение таких проверок без согласования с органами прокуратуры было приостановлено с 19 марта 2020 года. Сначала мораторий был введен до 1 мая Постановлением Губернатора Московской области №133-ПГ «О внесении изменений в некоторые постановления Губернатора Московской области, регулирующие дополнительные меры по снижению рисков распространения COVID-2019 на территории Московской области». А 3 апреля вышло Постановление Правительства РФ № 438 «Об особенностях осуществления…

Законно ли делать внеплановую выездную проверку собственника жилья специалистами государственного жилищного надзора.

Законно ли делать внеплановую выездную проверку собственника жилья специалистами государственного жилищного надзора.

Ответы на вопрос:

Законно ли делать внеплановую выездную проверку собственника жилья специалистами государственного жилищного надзора.

Да законно, в соответствии со статья 20 часть 4.2 ЖК РФ при наличии соответствующих оснований для внеплановой проверки.

4.2. Основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее — управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.

Как правило, в их роли выступают государственные жилищные инспекции (далее — госжилинспекции ). Цели ГЖН — предупреждать, выявлять и пресекать нарушения требований к жилищному фонду независимо от его форм собственности. Эти правила предусматривает ч. 1 ст. 20 ЖК РФ. Вопрос. … Проверка по анонимке. Должны ли госжилинспекции проводить внеплановую проверку на основании анонимного обращения? Нет, не должны. Госжилинспекция вправе оставить анонимное сообщение без внимания. Если обращение или заявление не позволяет установить обратившееся в госжилинспекцию лицо, то этот документ не может служить основанием для проведения внеплановой проверки .

Источники
  • http://belgji.ru/publications/gosudarstvennyj-zhilishnyj-nadzor-chto-nuzhno-znat/
  • https://m2keep.ru/nadzornye-organy/vneplanovaya-proverka-gzhi
  • https://www.9111.ru/questions/12169570/

Рейтинг
Загрузка ...