Из чего формируется тариф на коммунальные услуги

Из чего складываются и как формируются тарифы ЖКХ

Чтобы иметь четкое понимание, что представляют собой тарифы ЖКХ, следует разграничить жилищные и коммунальные услуги, которые в представлении большинства людей слились практически в единое определение. Так, под коммунальными услугами подразумевается совокупность действий, выполняемых для предоставления населению всех необходимых для комфортной жизни ресурсов. К их числу относится вода, газ, электричество и тепло.

Получение квитанции свидетельствует об очередном начислении платы за оказанные услуги, как предоставленных соответствующими коммунальными предприятиями, так и обусловленных использованием определенных жилых площадей. Ежемесячная оплата включает в себя все, что предъявляется по отдельности за каждый поставляемый ресурс. Так, плата за каждую услугу является результатом умножения ее объема на соответствующие тарифы ЖКХ, которые выражают собой стоимость условной «единицы услуги», измеренной в натуральном выражении.

Что такое прямые договоры оплаты коммунальных услуг и как формируется тариф на отопление

Доля жилищных услуг чаще всего не превышает четвертой части общей суммы квартплаты. Впрочем, возможны колебания конкретных сумм ввиду их зависимости от текущего состояния жилищного фонда, планов проведения работ и совершения прочих необходимых действий (закупки, установки или ремонта оборудования). Оставшуюся долю составляют тарифы коммунальных услуг. Обязанности по их расчету возлагаются на специальные комитеты, регулирующие жилищный комплекс.

Формирование тарифов ЖКХ подразумевает учет ряда экономических показателей и факторов. К их числу относятся расходы на закупку материалов и приобретения хозяйственного инвентаря, оплата труда обслуживающего персонала и исполнительных бригад, налоги, арендная плата и другие расходы. Кроме того, сюда же включаются страховочные суммы для обеспечения возможных рисков и компенсации износа оборудования.

Новые тарифы ЖКХ с 1 сентября 2012 обусловлены вступлением в силу Постановления Правительства РФ №354. Одним из главных его изменений выступает введение нового порядка расчетов в отношении мест общего пользования, который влияет на формирование тарифов ЖКХ. Так, каждый вид коммунальных услуг был разбит на два платежа: внутриквартирное и общедомовое потребление. Новые правила вынуждают каждого жителя многоквартирного дома платить за места общего пользования (подъезд и придомовую территорию) вне зависимости от наличия в доме соответствующего прибора учета.

Распределение платы между потребителями осуществляется пропорционально размерам общей площади принадлежащих им помещений. Кроме того, новые тарифы жкх с 1 сентября 2012 ввели новый норматив общедомового потребления с целью упорядочения расчетов при отсутствии коллективного прибора учета. Беря во внимания очередное повышение тарифов ЖКХ, все это вполне ощутимо отразилось на кошельках россиян. Так, в зависимости от конкретной ситуации рост платы за отопление, горячую и холодную воду составил до 6%.

Среди других ключевых изменений следует назвать законодательное закрепление обязанности снятия показаний в течение определенного периода времени (23-25 чисел каждого месяца) и ужесточение ответственности неплательщиков (сокращение срока предоставления услуг с 6 до 3 месяцев). Кроме того, потребители получили возможность заключать прямые договора на оказание услуг с ресурсоснабжающими организациями. Введение подобного порядка расчетов стало препятствовать накоплению задолженностей по коммунальным услугам и аккумулированию средств плательщиков на счетах управляющих компаний.

Никакого отношения тарифы ЖКХ не имеют к мошеннической деятельности управляющих компаний в Санкт-Петербурге, с многоэпизодной преступной деятельностью которых можно ознакомиться в материалах и видео.

Александр Скуркис. Выпуск № 2. Борьба с преступностью и противодействие коррупции в Санкт-Петербурге.

Александр Скуркис. Выпуск № 34. «Тайна собаки Баскервилей». Мошенничество в ЖКХ Санкт-Петербурга.

Источник: skurkis.com

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ) НА РЕСУРСЫ И УСЛУГИ В ЖКХ

Общие принципы регулирования тарифов и надбавок изложены в ст. 3 Федерального закона от 30.10.2004 г. № 210-ФЗ, с последующими изменениями.

Общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются:

  • • достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;
  • • установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных и инвестиционных программ;
  • • стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;
  • • создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
  • • полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ;
  • • установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
  • • обеспечение доступности информации о формировании тарифов и надбавок для потребителей и иных лиц.
Читайте также:  Как получить бонусы за оплату коммунальных услуг

В ст. 11, 16, 17 Федерального закона от 30.10.2004 г. № 210-ФЗ указано, что программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатывается органом местного самоуправления в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований.

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры утверждается представительным органом муниципального образования. Подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся организацией коммунального комплекса. Подготовленный проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей предоставляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования муниципального образования, который проводит проверку соответствия проекта инвестиционной программы условиям утвержденного технического задания на ее формирование и проверку обоснованности расчета необходимых для ее реализации финансовых потребностей. Финансирование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения, необходимых для реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, осуществляется посредством установления регулируемых надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры.

Мониторинг выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса проводится государственными органами регулирования в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и своевременного принятия решений о развитии систем коммунальной инфраструктуры. Государственный контроль в области регулирования тарифов и надбавок осуществляется федеральным органом исполнительной власти.

Корректировка цен и тарифов на продукцию и услуги, производимые и оказываемые муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, производятся в целях защиты экономических интересов потребителей, населения города и городского бюджета от необоснованного повышения цен и тарифов. Работу по формированию тарифов для муниципальных предприятий и учреждений города и тарифов на оплату жилищных услуг проводит администрация города. Основаниями для пересмотра тарифов могут быть:

  • • изменение материальных затрат на выпускаемую продукцию, в том числе за счет изменения цен на энергоносители, ГСМ, сырье, материалы, основные средства;
  • • изменение размера или системы оплаты труда;
  • • переоценка основных фондов;
  • • изменения в действующем налоговом или финансовом законодательстве, нормативных правовых актах, регулирующих вопросы ценообразования;
  • • изменение процентной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как правило, инициаторами введения или изменения цен и тарифов являются муниципальные унитарные предприятия.

Обеспечение граждан энергоресурсами регулируется ст. 539—547 ГК РФ с изменениями от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ. Поскольку договоры по энергообеспечению являются публичными, из этого следует, что товары, работы и услуги отпускаются потребителям по единой цене.

Для энергоснабжающей организации единая цена целесообразна, если условия производства и поставки энергии для всех потребителей одинаковы. Если условия производства и поставки энергии разные, то для каждой группы потребителей цены будут различные.

Условия, которые могут повлиять на цены ресурсов:

  • • особенности производства и реализации ресурсов (энергии). Ресурсы могут быть купленными или производиться продавцом;
  • • различия при производстве или получении энергии, например тепловая энергия, полученная в котельных на газе, твердом топливе;
  • • различные условия транспортировки (сети тепло-, водоснабжения отдельных групп потребителей, индивидуальные сети);
  • • вода, полученная из наземных или подземных источников;
  • • качество ресурсов, вода питьевая и техническая;
  • • назначение ресурсов: промышленное потребление, хозяйственно-бытовые нужды, жилищно-коммунальное потребление;
  • • категория потребителя: физическое или юридическое лицо (обязанности по обслуживанию энергопринимающих систем от энергоснабжающих организаций лежат на юридическом лице, а для граждан эти обязанности лежат на энергоснабжающей организации).
Читайте также:  Как подать на субсидию на оплату коммунальных услуг через Госуслуги

Разные условия производства и поставки ресурсов формируют и разные цены, на которые оказывает влияние также и форма учета потребляемых ресурсов — по приборам учета или без них по нормативам потребления.

Для граждан, проживающих в муниципальном образовании, нормативы в расходовании энергоресурсов определяются в зависимости от вида и характеристики строения. Здание кирпичное, деревянное, панельное, благоустроенное, неблагоустроенное — все это оказывает влияние на нормативы потребления энергоресурсов.

Органы местного самоуправления в каждом муниципальном образовании назначают тарифы на тепловую энергию, воду исходя из условий не только производства и поставки, но и нормативов потребления, а также исходя из условия полного возмещения затрат на ее производство и реализацию.

Вместе с тем при утверждении тарифов необходимо учитывать, что система субсидий действует на все жилищно-коммунальные услуги в зависимости от совокупного дохода семьи.

Установив тарифы населению на жилищно-коммунальные услуги, органы местного самоуправления предусматривают механизм покрытия неполученных доходов организациями теплоэнергетического комплекса, водопроводного и канализационного хозяйств. Разница в цене между экономически обоснованным тарифом, установленным РЭК субъекта РФ, и тарифом для населения покрывается из местного бюджета.

Для предприятия, предоставляющего услуги населению, эту разницу в цене на ресурсы получить весьма сложно. Предприятия, управляющие жилищным фондом: службы заказчика, ТСЖ — приобретают электроэнергию тепло, газ, воду, услуги по водоотведению по тарифам, установленным для предприятий, а продают по тарифам, установленным для граждан. Причем учет объема поставленных (купленных) коммунальных услуг определяют по приборам учета, а реализовать гражданам могут по нормативам потребления, т.е. за нормативную расчетную единицу: для отопления — Гкал на 1 м 2 общей площади, для горячего водоснабжения — Гкал на 1 м 3 в расчете на количество проживающих.

Несовпадение ценовых измерений порождает неопределенность или разницу в платежах между управляющей и поставляющей ресурсы компаниями. Для предприятий, ведущих коммерческую деятельность, весьма важно определение рыночной цены (тарифа) и государственно-регулируемой цены. Рыночная цена как стоимостная характеристика определяет цену товара и услуг для целей налогообложения. Как известно, «рыночной ценой товара

Для предприятий, работающих в системе жилищно-коммунальной сферы, рыночной ценой будет признаваться цена, определяемая как сумма соответствующих данному виду деятельности затрат с учетом уровня рентабельности, устанавливаемого, как правило, для них органами местного самоуправления. Государственно-регулируемые цены считаются рыночными для целей налогообложения: «При реализации товаров

Государственному регулированию подлежат следующие виды товаров и услуг:

Когда пользователь ежемесячно получает квитанции для уплаты за квартиру, подразумевается, что начислена полная стоимость предоставленных коммунальных услуг и использования жилых площадей. Это называется одним словом — квартплата. То, что предъявляется собственникам отдельно за каждый вид поставляемых ресурсов, имеет как раз название «тариф». Если рассматривать в процентном соотношении, то доля затрат на жилищные услуги составляет около 23% общей суммы квартирной платы.

Государственное регулирование цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги для предприятий немуниципальной формы собственности утверждается органами исполнительной власти субъекта РФ. Услуги по электро-, теплоснабжению, оказываемые муниципальными предприятиями, предоставляются по ценам (тарифам), утверждаемым органами местного самоуправления. На услуги по водоснабжению и водоотведению, оказываемые муниципальными предприятиями, цены (тарифы) утверждаются органами местного самоуправления при делегировании им полномочий от субъекта РФ. На услуги по обслуживанию жилищного фонда, прочие услуги, предоставляемые предприятиями всех форм собственности, распространяются цены (тарифы), утвержденные органами местного самоуправления.

По рыночным ценам (тарифам) предоставляются платные работы, услуги для юридических лиц по обслуживанию зданий и объектов инфраструктуры, платные работы и услуги населению по заявкам, услуги специализированных организаций (бани, гостиницы, санатории, базы отдыха), работы по благоустройству.

Переход к рыночной экономике в ЖКХ сдерживается предоставленными государством правами органов местного самоуправления регулировать цены (тарифы), а также недостаточным бюджетным финансированием. Это не позволяет определять и использовать экономически обоснованные цены (тарифы) на жилищно-коммунальные ресурсы и услуги. Бывает так, что утверждаются тарифы ниже фактической себестоимости работ или услуг, выполняемых предприятием. Органы местного самоуправления исходят из минимально необходимой потребности в покрытии основных затрат предприятия и наличия финансовых источников, так как повышение тарифа влечет дальнейший рост задолженности местного бюджета перед предприятием.

Читайте также:  Порядок платы пеней за коммунальные услуги

В таких сложных экономических условиях предприятие должно:

  • • нести убыток от своей деятельности;
  • • по согласованию с органами местного самоуправления корректировать объем работ в сторону уменьшения;
  • • по согласованию с органами местного самоуправления покрыть недостающие доходы за счет других групп потребителей.

В первом случае, поскольку механизм покрытия убытков для предприятия органами местного самоуправления не устанавливается, налоговая инспекция может предъявить санкции за продажу товара, продукции, услуг ниже себестоимости как за упущенную выгоду.

Во втором случае ответственность за объем выполненных работ остается за предприятием, а за органом местного самоуправления остается контроль качественных и количественных показателей.

Третий вариант также является неприемлемым, поскольку другие потребители потребуют полного и качественного предоставления услуг за установленную плату.

Участие органов местного самоуправления в установлении цен (тарифов) часто осложняет работу предприятий по предоставлению товаров, работ, услуг для жилищно-коммунальной сферы, приводя к отрицательным финансовым последствиям и конфликтным ситуациям организаций с налоговой инспекцией.

Чтобы четко определиться, что же такое тариф, следует ясно представлять разницу между понятиями, которые практически слились уже в одно определение — жилищные услуги и коммунальные услуги.

Тарифы по жилищным услугам объединяют работы по содержанию и ремонту жилищного фонда: управление жилищным фондом, работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий, санитарному содержанию, сбору и вывозу бытовых отходов, благоустройству придомовой территории. Состоят они из затрат на материалы, электрическую энергию, амортизацию основных средств, трудовые ресурсы, специнвентарь и одежду.

К коммунальным услугам относят водоснабжение, канализацию, отопление, газо- и электроснабжение. Наибольший удельный вес в себестоимости занимают затраты на трудовые ресурсы. В структуре себестоимости коммунальных услуг расходы на топливо составляют 36%, электроэнергию — 9%, заработную плату с отчислениями — 14%. В водоснабжении расходы на электроэнергию достигают 20%, затраты на приобретение воды — 20—25%, заработная плата с отчислениями равна 15%. В услуге обслуживание лифтов расходы на заработную плату с отчислениями достигают 50%, на материалы — 12%, электроэнергию — 10%.

В структуре затрат на текущий ремонт жилого фонда доля расходов на заработную плату с отчислениями приблизительно равна 50%, расходы на материалы составляют 24%. Кроме того, в тарифе заложен доход в размере 5%, который расходуется на модернизацию основных фондов. Он является одним из главных факторов снижения себестоимости услуг и применения новых технологий и оборудования.

Повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг чаще всего происходит из-за роста цен на топливно-энергетические ресурсы (газ, электроэнергию, тепловую энергию) и уровня инфляции в стране. Стоимость жилищно-коммунальных услуг по районам различна.

Она зависит от уровня благоустройства жилищного фонда, наличия услуг центрального горячего водоснабжения, лифтов и нормы потребления услуг в расчете на 1 человека в месяц, от технологической оснащенности и качества инженерных сетей, физического состояния недвижимости. Для того чтобы снизить тарифы на коммунальные услуги, надо восстановить или довести износ основных фондов с 50- 60 до 30—35%, что требует больших финансовых вложений.

Уменьшение износа связано с модернизацией, реконструкцией и капитальным ремонтом, что и является одним из приоритетов программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Снижение тарифов на жилищные услуги возможно, если перевести управляющие компании на режим упрощенной системы налогообложения. Это дает возможность снизить установленные тарифы на 10—15%.

Снижение себестоимости материалов, работ, услуг весьма благоприятно отражается на тарифах, поскольку себестоимость является наиболее затратной. Управляющим компаниям предлагается много всевозможных оптимальных решений, которые основаны на современных высокоэффективных технологических достижениях. Прежде всего необходимо перейти от оплаты коммунальных услуг по общим тарифам к оплате согласно показаниям индивидуальных приборов учета. Доказано, что с их помощью можно добиться снижения уровня затрат на оплату коммунальных услуг на 20% для каждого вида услуги.

Вид жилищных услуг

Размер платы, руб./мес.

Содержание и ремонт жилого помещения в зависимости от вида благоустройства:

Источник: studref.com

Рейтинг
Загрузка ...