Как определяется объем коммунальных услуг

Список популярных вопросов

Я проживаю в частном доме и хотел бы расширить свои владения, построив третий этаж. Нужно ли мне оформлять какие-либо документы на отопление дополнительной площади дома?

Да, для соблюдения всех условий подключения дополнительных мощностей Вам необходимо внести изменения в действующий договор на подачу тепловой энергии. Для этого, еще на этапе планирования строительства, с последующим подключением к системе теплоснабжения, Вам необходимо обратиться для консультации в ресурсоснабжающую организацию.

В случае, если условия подключения не будут соблюдены, собственнику выставляются существенные счета к оплате за тепловую энергию, затраченную на отопление дополнительных площадей. Так же, самостоятельное подключение дополнительных площадей к системе отопления приводит к нарушению режима теплоснабжения и ухудшению качества предоставляемых услуг, как у самого нарушителя, так и у его соседей. В настоящее время сотрудниками ресурсоснабжающей организации регулярно проводятся работы по выявлению бездоговорного потребления тепловой энергии и выявляются нарушения подобного рода. То есть, рано или поздно, собственникам придется оформить все необходимые документы в надлежащем порядке и оплатить потребленный коммунальный ресурс.

У нас в доме установлен общедомовой счетчик на тепло, но он не регулирует подачу тепла в зависимости от температуры наружного воздуха. Есть ли возможность модернизации нашего счетчика или надо устанавливать новый?

Общедомовые приборы учета тепловой энергии предназначены для определения фактического потребления энергии на нужды отопления и не могут выполнять функцию регулирования подачи теплоносителя. Для этих целей необходимо установить специальное оборудование, позволяющее в автоматическом режиме регулировать подачу теплоносителя в многоквартирный дом в зависимости от погодных условий (температуры наружного воздуха). Вопрос установки такого оборудования необходимо решать собственникам помещений в многоквартирном доме совместно с исполнителем коммунальных услуг (Управляющая организацией, ТСЖ и прочее), в том числе на этапе установки приборов учёта тепловой энергии.

Согласно Федеральному закону № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. » расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определённых посредством приборов учёта. В вышеуказанном Федеральном законе, четко определены крайние сроки установки счётчиков энергетических ресурсов: собственники жилья обязаны установить коллективный прибор учёта до 1 июля 2012 года. Если жители сами не организовали такую установку, то обязанность организовать установку приборов учёта возлагается, согласно статье 13 указанного Федерального закона, на организации, осуществляющие, в том числе, транспорт тепловой энергии. При этом закон обязывает эти организации устанавливать ОДПУ, невзирая на мнение жителей, так как срок самостоятельной установки истек.

Граждане имеют право возмещать расходы на установку ОДПУ в рассрочку, внося оплату ежемесячно, равными долями, в течение пяти лет. В случае предоставления рассрочки, расходы на установку ОДПУ подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки в размере ставки рефинансирования Центрального банка. Граждане могут оплатить расходы на установку ОДПУ единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В этом случае общие расходы собственника сократятся за счёт уменьшения платы за рассрочку платежа.

Если абонент оплачивает за текущий месяц тепловую энергию в конце этого же месяца, то сумма начислений может не совпадать с окончательными начислениями. Окончательная сумма оплаты за потребленную тепловую энергию известна с 5 числа следующего месяца согласно условиям договора. Если сумма авансового платежа меньше окончательно начисленной суммы за потребленную тепловую энергию, то на сумму задолженности начисляются пени.

Если оплата за тепловую энергию произведена позже положенного срока окончательного платежа, то пени начисляются на количество просроченных дней до момента оплаты, а сумма переплаты по текущему месяцу зачисляется в счет авансового платежа на следующий месяц.

Согласно условиям договор: окончательный срок оплаты за потребляемую тепловую энергию до 10 числа месяца, следующего за расчетным. В связи с тем, что оплата произведена позже положенного срока, начислены пени на количество просроченных дней.

Каким образом можно вернуть денежные средства при ошибочной оплате или при наличии аванса при расторжении договора?

Денежные средства перечисляются только на расчётный счёт юридического лица или на банковскую карту физического лица, по наличному расчёту возврат не оформляется.
Для этого необходимо написать заявление в адрес ООО «СТК». Обязательно указать банковские реквизиты, куда будут переведены денежные средства(наименование банка, расчётный счёт, корреспондентский счёт, БИК).

Для внесения денежных средств за установку общедомового прибора учета открыты лицевые счета в РСО. Номер лицевого счета для оплаты за данную услугу такой же, как и номер лицевого счета для внесения платежей за отопление и горячую воду (указан в счете на оплату за установку ОДПУ). Произвести оплату можно в пунктах приема коммунальных платежей. Также можно произвести оплату на сайте СГК (www.sibgenco.ru) при помощи платежных карт Visa или Mastercard.

Оплатить авансом Вы можете любую сумму. Сумма переплаты будет засчитываться в оплату начислений, предоставляемых жилищной организацией.

Передачу показаний по индивидуальным приборам учета горячего и холодного водоснабжения возможно выполнять с 15 по 25 число текущего месяца.

Работаю допоздна.Времени идти и стоять в очередях, чтобы оплатить отопление, у меня нет. Что посоветуете?

Пени можно оплатить в тех же пунктах приема платежей, где Вы оплачиваете тепловую энергию.
В том числе в нашем Мобильном приложении,
в Личном кабинете на сайте СГК,
а также, перейдя по ссылке «Оплати сейчас».

Квитанции об оплате можно посмотреть и распечатать в разделе Информация/Платежи, а также в Личном кабинете на сайте. Дополнительно, квитанция будет направленна Вам на адрес электронный почты.

В общую стоимость узла учета входит стоимость оборудования, стоимость разработки проектно-сметной документации (изучение технических данных, проведение детального обследования объекта, подбор оборудования с учетом технических требований) и стоимость установки общедомовых приборов учета (монтаж оборудования и пусконаладочные работы). Для того, чтобы ознакомиться с документами, подтверждающими общую стоимость установки ОДПУ в Вашем доме необходимо обратиться к Исполнителю коммунальных услуг (УК, ТСЖ и т. д.).

Как держателям карты ПАО «Сбербанк» настроить услугу «АВТОПЛАТЁЖ» для автоматической оплаты за отопление и горячую воду?

Для держателей международных банковских карт ПАО «Сбербанк» реализована оплата услуг АО «СИБЭКО» через сервис «Сбербанк Онлайн», а также доступен удобный способ оплаты — услуга «АВТОПЛАТЁЖ».
«АВТОПЛАТЁЖ» – автоматическое списание с банковской карты в счёт оплаты за тепло,
горячую воду и другие услуги по поручению владельца счета.

Как работает услуга?

За день до установленной Вами даты Банк проверит наличие неоплаченных счетов за услуги.
Направит СМС — сообщение о предстоящей оплате счёта за день до срока оплаты.
Если Вы не отказались от проведения операции – платёж будет осуществлен автоматически,
а Вы получите подтверждающее СМС — сообщение от Банка.

Подключение и пользование услугой «АВТОПЛАТЁЖ» бесплатно,
осуществляется через сервис «Сбербанк Онлайн»,
устройства самообслуживания либо сотрудников банка.
Подробная информация на сайте ПАО «Сбербанк» www.sberbank.ru.
Также осуществить оплату услуг Вы можете в филиалах и на устройствах самообслуживания(терминалы и банкоматы) Сибирского банка ПАО «Сбербанка».

При «привязке» карты к мобильному приложению банк производит операцию по списанию и возврату суммы в размере 10 руб. Таким образом банк осуществляет транзакцию для проверки работоспособности карты.

Согласно Жилищному Кодексу РФ (ст.155, п.14) оплата за коммунальные услуги, в том числе за тепловую энергию, должна производиться до 10-го числа месяца, следующего за истекшим. Основная часть клиентов старается оплатить в период с 1-е по 10-е число.
Вы можете производить оплату тепловой энергии за текущий месяц,
то есть тот месяц, в котором производится оплата.Соответственно, пени за просрочку платежей начисляться не будет.

В разделе «Счета» суммы выделены цветом по следующему принципу:
зеленым цветом отображается переплата;
красным – сумма к оплате / задолженность.
Для детального просмотра начислений нажмите строку с адресом, затем «Детализация».

При расчете промежуточного платежа учитываются:
статистические данные по потреблению за аналогичные месяцы предыдущих периодов;
прогнозируемая температура наружного воздуха

Нормативные потери в тепловых сетях рассчитываются согласно Приказу Минэнерго России №325 от 30.12.2008г. «Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя». Величина нормативных потерь зависит от длины и диаметра трубопровода, от даты подключения к теплотрассе и от типа прокладки труб.

Если в квартире нет счетчика и отключают горячую воду на профилактику, то оплачиваем ли мы те дни, когда воды нет?

В домах, необорудованных общедомовыми, индивидуальными приборами учета, при отключении горячей воды по причине проведения ремонтных и профилактических работ начисление платы за горячую воду не производится. Если же начисление платы все-же было произведено, то исполнитель коммунальных услуг в соответствии с п.99 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011г., обязан произвести перерасчет платы за горячую воду. При этом, снижение платы происходит на размер платы за объем непредставленной коммунальной услуги.

Читайте также:  Как арендодателю учесть возмещение коммунальных услуг

Сумма расходов за установку приборов учета, подлежащая возмещению собственником, определяется в зависимости от доли в праве общей собственности на общее имущество дома. Другими словами, общая стоимость установки ОДПУ распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме (далее МКД), пропорционально размеру общей площади жилых и нежилых помещений в доме, согласно занимаемой площади. Указанный порядок определен в п. 38(1) Постановления Правительства РФ №491 от 13.08.2006 и ст. 37 Жилищного кодекса РФ.
Пример расчета:
P = C / Sжил.и нежил. * Sп.,
где: P – сумма к оплате за установку ОДПУ за помещение площадью Sп.;
C – общая сумма за установку ОДПУ;
Sжил.и нежил. -площадь жилых и нежилых помещений в доме;
Sп. — площадь жилого помещения в доме.
Полученная величина расходов распределяется на равные ежемесячные платежи в течение 5 лет и подлежит увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.Оплату можно также произвести единовременно или с меньшим периодом рассрочки(п. 12 ст. 13 ФЗ №261 от 23.11.2009).

Какие параметры учитываются для расчета потребление тепловой энергии на промывку о опрессовку сетей и внутренних отопительных систем?

Для расчета принимаются следующие параметры:
тип нагревательных приборов;
тепловая нагрузка на отопление;
количество заполнений;
температура горячей и холодной воды.

Тепловые нагрузки определяются в соответствии с Правилами установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок, утвержденными Приказом Министерства регионального развития РФ №610 от 28.12.2009г.

В случае неполучения от заявителя проекта договора о подключении в течении 45 дней после его направления исполнителем либо в случае отказа заявителя от его подписания поданная таким заявителем заявка на подключение аннулируется.

Квартира не приватизирована, в ней проживает пенсионер, нигде не работает, за квартиру не платит. В квартире прописан еще его сын, но там не живет, тоже платит через раз, когда приходит бумага по суду. Скажите, при какой задолженности может встать вопрос о выселении?

Жилищный кодекс РФ (ст.90) предусматривает процедуру выселения граждан в судебном порядке, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В нашем многоквартирном доме централизованная система отопления. Могу ли я демонтировать отопительные приборы (батареи) в своей квартире, чтобы не платить за тепловую энергию, и пользоваться электрическим обогревателем при необходимости?

Внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. В соответствии с п. 2 ст. 290 ГК РФ, квартиросъемщик, собственник жилья в многоквартирном доме не имеет права в нарушение технических условий отсоединять теплоиспользующие установки (батареи), имеющиеся в его квартире, так как система теплопотребления является неделимой частью общего имущества жилого дома. Самостоятельно определять способ поддержания в жилом помещении нормативной температуры гражданин может по согласованию с органом местного самоуправления и с согласия на переустройство всех жильцов многоквартирного дома.

В нашей квартире утром и вечером горячая вода бежит такой тонкой струйкой, что невозможно даже умыться. Почему услуга предоставляется не в полном объеме?

По данному вопросу необходимо обращаться в управляющую организацию, обслуживающую Ваш дом. Поскольку ответственность за некачественное предоставление коммунальных услуг в соответствии с п. 31 (а) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г., несет Ваша управляющая организация.Обратиться в управляющую организацию Вы можете по телефону или с письменным заявлением, Ваша заявка будет являться основанием для проверки данного факта, составления «акта проверки» и «акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги» и перерасчета за некачественно предоставленную услугу.

В том случае, если заявитель не согласен с условиями договора, он направляет исполнителю протокол разногласий в срок: в течении 30 дней с даты получения подписанных проектов договоров.

Температуру воздуха в помещениях многоквартирного дома возможно регулировать с помощью терморегуляторов или балансировочных клапанов, которые устанавливаются на радиаторах отопления. Установку указанного оборудования необходимо в обязательном порядке согласовывать с исполнителем коммунальных услуг (Управляющая организацией, ТСЖ и прочее). Также температуру воздуха внутри помещений можно регулировать при помощи специального оборудования, устанавливаемого на вводе в дом. Указанное оборудование позволяет в автоматическом режиме регулировать подачу теплоносителя в многоквартирный дом в зависимости от погодных условий. Вопрос установки такого оборудования необходимо решать совместно с исполнителем коммунальных услуг (Управляющая организацией, ТСЖ и прочее), в том числе на этапе установки приборов учёта тепловой энергии.

Согласно «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. начало отопительного сезона устанавливается распоряжением Мэрии при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8º С в течение 5 суток подряд. Если в других квартирах Вашего дома отопление уже есть, то необходимо обратиться в Вашу управляющую организацию.

Сумма расходов по установке ОДПУ на конкретный дом индивидуальна и определяется произведенными затратами, которые подтверждаются актом приема-передачи по договору, с которым собственник может ознакомиться, обратившись к Исполнителю коммунальных услуг (Управляющую организацию, ТСЖ, ЖСК и т.д.)

Я не могу пройти регистрацию личного кабинета. В квитанции/счете который приходит на дом стоит наименование организации ООО «Сибирская Теплосбытовая Компания» ( АО «Кузнецкая ТЭЦ»). В раскрывающемся списке при регистрации такого наименования нет! Как получить доступ в личный кабинет?

Установка общедомового прибора позволит собственникам:
— перейти на оплату за фактическую величину потребленного ресурса;
-контролировать соответствие параметров предоставляемых ресурсов нормативным показателям;
— фиксировать факты утечки в системах водо — и теплоснабжения жилого дома;
— исключить потери воды от ЦТП до дома при расчетах с ресурсоснабжающими организациями;
— убытки за потери на магистральных сетях будут нести ресурсоснабжающие организации;
— получить реальные возможности для экономии платежей за отопление и горячую воду.
Следует отметить, что установка узлов учёта в соответствии с ФЗ №261 от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» является обязанностью собственников помещений МКД.Кроме того, в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №306 от 23.05.2006(в ред.от 24.09.2014), с 01 января 2015 года, в случае если при наличии технической возможности установки общедомовых приборов учета они не установлены, норматив потребления коммунальной услуги(на основании которого рассчитывается сумма платежа за коммунальные услуги при отсутствии общедомового прибора учета) должен будет определяться с учетом повышающего коэффициента.

Стоимость оборудования зависит от целого ряда взаимосвязанных факторов:
от диаметра сечения трубопровода, который в каждом доме различен;
от различной в каждом конкретном случае комплектации приборов;
от площади дома и общего количества квартир;
от технических условий и проекта, которым должен соответствовать узел учёта.
Стоимость установки узла учёта зависит от технических параметров конкретного здания и условий установки(мощность, количество вводов).Стоимость может существенно отличаться в зависимости от учитываемых ресурсов. Например, в одном доме установлены прибор для учета только тепловой энергии(отопление), а соседнем и для тепловой энергии и для горячей воды.
В стоимость входит весь комплекс работ: предпроектное обследование, проектирование, согласование, комплектация и поставка, монтаж, пусконаладочные работы.

У нас включили отопление 20 сентября. Половину октября простояла 20-градусная жара на улице. Сейчас обещают снова повышенную температуру, а у нас топят так, что дышать невозможно. Батареи у нас старые, не перекрываются. Кто занимается регуляцией температуры?

Я звонила в ЖЭУ, мне ответили, что они не могут помочь.

Вопрос о регулировании температуры в помещениях многоквартирного дома находится в компетенции исполнителя коммунальных услуг — управляющей организации, ТСЖ. Именно эти организации обслуживают внутридомовые инженерные сети и обязаны следить за оптимальным режимом теплопотребления. Для создания более комфортных условий проживания и с целью снижения платы за отопление, особенно в осенние и весенние месяцы, собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установке на вводе в дом специального оборудования, позволяющего регулировать подачу тепла в автоматическом режиме, в зависимости от погодных условий. Вопрос установки такого оборудования необходимо решать совместно с управляющей организацией, в том числе на этапе установки приборов учёта тепловой энергии.

Источник: sibgenco.services

Объем переданной тепловой энергии — судебная практика идет в разные стороны

Объем переданной тепловой энергии потребителям коммунальных услуг — как правильно определить.

В данной статье мы приводим анализ судебной практики в части подходов к формированию объемов переданной тепловой энергии/теплоносителя потребителям коммунальных услуг теплосетевой организацией.

Теплосетевые организации, на мой взгляд, имеют менее защищенную позицию в суде в спорах с теплоснабжающими организациями. Особенно если теплоснабжающая организация имеет статус единой теплоснабжающей организации (ЕТО).

Фактически, ЕТО является источником информации как сама для себя, так и для теплосетевой организации при определении как объемов переданной тепловой энергии/теплоносителя, так и при определении объемов подлежащих компенсации потерь в тепловых сетях.

Читайте также:  Документы для предоставления льготы при оплате коммунальных услуг

В соответствии с абзацем 3 пункта 54 Правил организации теплоснабжения в РФ (утр. Постановлением Правительства РФ №808) объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях определяется единой теплоснабжающей организацией за расчетный период на основании данных коммерческого учета тепловой энергии, собранных самостоятельно, а также предоставленных теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, тепловые сети которых технологически присоединены к ее тепловым сетям, и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче тепловой энергии, или расчетным способом. На основании указанных данных единая теплоснабжающая организация представляет теплосетевой организации данные о величине потерь тепловой энергии и теплоносителя.

Также ЕТО определяет количество переданной по договору передачи тепловой энергии на основании данных, которые поступают от потребителей непосредственно ЕТО.

Что говорит законодательство о теплоснабжении

Напомню, что в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении»:

теплосетевая организация — организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

передача тепловой энергии, теплоносителя — совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

Правовое регулирование условий договора оказания услуг по передаче тепловой энергии в законодательстве РФ содержится в статьях 2, 13, 15, 17, 19, 22,23, 23.3, 23.4, 23.8 Федерального закона №190-фз «О теплоснабжении», главе V Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ №808), Постановлении Правительства РФ №787, в Правилах коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (Постановление Правительства РФ №1034), Методике осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (Приказ Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр).

При этом, судебная практика продолжает демонстрировать разные подходы по порядку определения объема переданной тепловой энергии для потребителей коммунальных услуг.

Примеры из судебной практики — позиция судов диаметрально противоположна

Рассмотрим несколько примеров из судебной практики. Что интересно, в рассматриваемых делах из разных арбитражных округов статус ЕТО имеет один и тот же субъект – ПАО «Т Плюс».

Первый пример: Решение Арбитражного суда Самарской области от 16.03.2020 по делу № А55-24047/2019 (Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2020 № 11АП-5900/2020 данное решение оставлено без изменения).

Истец (теплосетевая организация) владеет тепловыми сетями в системе теплоснабжения на территории Автозаводского района г.о. Тольятти, имеет технические возможности для передачи тепловой энергии и теплоносителя Потребителям и является теплосетевой организацией (ТСО), оказывающей ПАО «Т Плюс» услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя.

В п. 1 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. N 808 (далее — Правила N 808), установлены порядок организации теплоснабжения потребителей, в том числе существенные условия договоров теплоснабжения и оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, особенности заключения и условия договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, порядок организации заключения указанных договоров между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения ими условий договоров.

При этом, согласно п. 1 Правил N 354 данные правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Правовые основания экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, теплоносителя регулируются нормами Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении).

Согласно ст. 17 Закона о теплоснабжении передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.

По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги (п. 56 Правил N 808).

Согласно п. 1.1. договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя истец обязуется осуществлять организационно и технически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей и тепловых пунктов в состоянии, соответствующем установленным техническим регламентом и требованиям, передачу тепловой энергии, теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точек передачи тепловой энергии, теплоносителя, а ЕТО обязуется оплачивать указанные услуги на условиях, определенных Договором.

Согласно п. 3.1. указанного договора организация учета, измерение и регистрация показателей качества тепловой энергии, параметров теплоносителя, учет и расчет объемов тепловой энергии и теплоносителя во всех точках приема производятся в соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1034 от 18.11.2013 г.

В пункте 3.2. данного договора стороны также предусмотрели, что количество переданных теплосетевой организацией тепловой энергии и теплоносителя в точках передачи определяется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 1034 от 18.11.2013 г.

Таким образом, суд считает, что отношения между теплосетевыми и теплоснабжающими организациями, вытекающими из договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя регулируются положениями специальных нормативно-правовых актах в сфере теплоснабжения (Правила N 808, Правила N 1034).

При этом, отношения, вытекающие из договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не регулируются нормами Правил N 354.

Аналогичная правовая позиция изложена в письме ФАС России N ВК/35652/19 от 26.04.2019 г., в Определении Верховного суда РФ от 28.08.2019 г. N 306-ЭС19-13588, Определении Верховного суда РФ от 14.10.2019 г. N 306-ЭС19-17289, Определении Верховного суда РФ от 15.10.2019 г. N 306-ЭС 19-17294, Постановлении АС Поволжского округа от 31.05.2019 г. по делу N А65-27114/2018, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020 по делу N А55-2062/2019.

Так в постановлении от 31.05.2019 г. по делу N А65-27114/2018 Арбитражный суд Поволжского округа, оставляя без изменения судебные акты суда первой и апелляционной инстанций, отказавшими в удовлетворении иска о взыскании неосновательного обогащения в виде переплаты стоимости услуг по передаче тепловой энергии, указал на следующее:

«Правоотношения по поставке тепловой энергии между истцом и его абонентами и правоотношения по транспортировке тепловой энергии на основании договора между истцом и ответчиком по своей правовой природе, предмету, субъектному составу, правовому регулированию различны.

Сетевая организация в непосредственных отношениях с потребителями не состоит, не является исполнителем коммунальных услуг, следовательно, Правила N 354 не регулирует деятельность сетевой организации.

Объем оказанных сетевой организацией услуг по передаче энергоресурса не может зависеть от того, кто является исполнителем коммунальных услуг и имеется ли в соответствующем доме управляющая организация».

Разделом IV Правил N 1034 установлен порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем.

В п. 68 Правил N 808 предусмотрены обязанности теплоснабжающей организации при исполнении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, в том числе по оплате услуг теплосетевой организации по передаче тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном договором, а также по представлению в теплосетевую организацию необходимую для исполнения договора технологическую информацию.

В п. 114 Правил N 1034 предусмотрено, что определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с п. 116, п. 117 Правил N 1034 в качестве базового показателя принимается значение тепловой нагрузки, указанное в договоре теплоснабжения. Пересчет базового показателя производится по фактической среднесуточной температуре наружного воздуха за расчетный период, принимаемой по данным метеорологических наблюдений ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции оказания государственных услуг в области гидрометеорологии.

Таким образом, из буквального толкования вышеуказанных норм законодательства, а также пунктов Договора, заключенного между истцом и ответчиком, стороны обязаны производить расчет переданных тепловой энергии и теплоносителя исходя из показаний приборов учета в точке поставки, а при отсутствии узлов учета, их неисправности, выхода из строя и т.д., расчетным способом исходя из тепловой нагрузки соответствующего ресурса.

Читайте также:  Что нужно для оформления льготы на коммунальные услуги ветерану труда

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда РФ от 25.03.2019 г. N 310-ЭС19-1488, Постановлении АС Центрального округа от 21.03.2019 г. по делу N А62-3703/2018, Постановлении АС Центрального округа от 16.05.2019 г. по делу N А62-11066/2017, Постановлении АС Уральского округа от 25.05.2018 г. N Ф09-526/2018, Постановлении Одиннадцатого апелляционного суда от 16.12.2019 г. по делу N А72-758/2019.

Рассмотрим другой пример — Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 28.05.2020 по делу N А79-370/2019 (Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 N 01АП-3822/2020 данное решение оставлено без изменения).

ПАО «Т Плюс» оплачивает МУП «Теплосеть» услугу по передаче (доставке) тепловой энергии до объектов своих абонентов, а объем оказанной услуги, оплачиваемой теплосетевой организацией (МУП «Теплосеть»), равен объему потребления ресурсов абонентами теплоснабжающей организации (ПАО «Т Плюс»).

В рассматриваемом случае МУП «Теплосеть» оплачивает ПАО «Т Плюс» стоимость потерь тепловой энергии, рассчитанных как разница между объемом энергоресурса, определенного в точках приема МУП «Теплосеть» тепловой энергии ПАО «Т Плюс», и объемом потребления ресурсов абонентами теплоснабжающей организации (ПАО «Т Плюс»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

При этом под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя в силу пункта 13 статьи 2 Закона о теплоснабжении понимается установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.

Разногласия сторон возникли в части определения объема полезного отпуска тепловой энергии, отпущенной на нужды горячего водоснабжения многоквартирных домов, расположенных в зоне действия теплоснабжающей организации ПАО Т Плюс в г. Чебоксары.

МУП «Теплосеть» определило объем полезного отпуска по показаниям приборов учета, как это установлено в пункте 3.3 договора, а ПАО Т Плюс» — на основании положений пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила N 354).

Применительно к рассматриваемому случаю в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2016 по делу N А40-39666/2015 сформулирована правовая позиция, согласно которой, несмотря на то, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении, постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»), в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации приоритет перед законодательством о теплоснабжении.

Так, действующее нормативное регулирование отношений по поставке тепловой энергии в многоквартирные дома (пункт 6.2 статьи 155, пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации) предусматривает учет фактического потребления энергоресурсов одним из двух способов: по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жильцов, площади отапливаемых помещений и утвержденных нормативов потребления тепловой энергии. Иных расчетов жилищное законодательство не предусматривает.

Порядок определения объема коммунальных услуг при отсутствии приборов учета с августа 2012 года установлен Правилами N 354 (пункты 42, 42 (1), формулы 2 Приложения N 2). Согласно указанным нормам, расчет объема тепловой энергии и горячего водоснабжения осуществляется исходя из нормативов потребления отопления и горячей воды.

При этом порядок определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, установлены подпунктом «е» пункта 3 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее — Правила N 124).

В жилых помещениях предписано определять объем (количество) коммунального ресурса по нормативам потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.

С августа 2012 года вступил в силу подпункт «в» пункта 21 Правил N 124, который подлежит применению, в том числе, и к ранее заключенным договорам. Установленный данной нормой порядок исчисления объема коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, предусматривает применение для жилых помещений и общедомовых нужд норматива потребления коммунальных услуг в случаях, предусмотренных Правилами N 354.

При определении объема переданной тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения до многоквартирных домов, оборудованных общедомовыми приборами учета, объем тепловой энергии должен определяться исходя из объема горячей воды по показаниям прибора и норматива на подогрев воды. Показания о фактическом расходе Гкал во внимание приниматься не должны.

На основании подпункта «а» пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).

Согласно части 5 статьи 9 Закона о теплоснабжении тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Разделом VII Приложения N 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qi п — объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qi одн ) в формуле 24 того же приложения.

Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.

Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qi п и Qi одн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.

Данный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232 по делу N А41-27683/2016.

При таких обстоятельствах при определении объема тепловой энергии, поставленной на нужды горячего водоснабжения в многоквартирных домах, в отношениях между теплоснабжающей организацией (владельцем источника тепловой энергии) и теплосетевой организацией следует применять положения жилищного законодательства (пункта 42, 42 (1) Правил N 354), а не руководствоваться показаниями общедомовых приборов учета. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 13.04.2020 по делу N А38-7377/2018.

Выводы

Таким образом, в судебной практике сформировалось два совершенно разных подхода к определению величины объема переданной тепловой энергии для потребителей коммунальных услуг.

В одном случае – объем переданной тепловой энергии в домах, не оборудованных общедомовым прибором учета, определяется на основании данных о нагрузке, а в другом случае – в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг.

Кроме того, в случае установления двухкомпонентных тарифов на ГВС – количество тепловой энергии, используемой для подогрева 1 куб.м воды определяется на основании установленного норматива – не зависимо от того, оборудован многоквартирный дом общедомовым прибором учета или нет.

Для снятия правовой неопределенности по данным вопросам явно требуется разъяснение позиции Верховным судом РФ.

А пока мы живем в ситуации, когда единообразие судебной практики по данному вопросу отсутствует – каждая из сторон споров может применять наиболее интересные для нее выводы, которые сделал суд по данному вопросу.

Источник: kanova.ru

Рейтинг
Загрузка ...