Какие вопросы рассматривает жилищная инспекция

Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 N 1670

Содержание

Госжилинспекция займется жилищным контролем в регионах

Бездействие жилищной инспекции Вы вправе обратиться в вышестоящую инстанцию, чтобы проверить действия инмпекторов Все обращения в жилищную инспекцию регистрируются — ответ предоставляют через 30 дней Действенный вариант — обращение граждан в жилищную инспекцию

Что такое жилищная инспекция

Государственная жилищная инспекция в РФ – орган, контролирующий работу управленческих объединений ЖКХ. Она является субъектом исполнительной власти, который держит под наблюдением весь фонд жилья. Жилинспекции созданы в масштабах области или региона и представляют часть единой системы ГЖИ РФ.

Необходимость создания таких структур возникла в связи с разнообразием форм управления многоквартирных жилых домов. Все УК, ТСЖ и другие объединения должны согласовывать действия по управлению МКД с жилищной инспекцией, расположенной на территории их региона. ГЖИ наделены рядом полномочий, которые позволяют следить за выполнением требований законов, касающихся коммунально-бытовой сферы.

Госжилинспекция займется жилищным контролем в регионах

Жилинспекции контролируют работу управленческих объединений ЖКХ.

Как законодательно регулируются полномочия государственной жилищной инспекции

Действия инспектирующих организаций регулируются законодательными документами:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Положением о государственном жилищном надзоре №493 от 11.06.2013г.;
  • Жилищным кодексом Российской Федерации;
  • Кодексом об административных правонарушениях.

В них установлена процедура надзора и контроля управляющих компаний, определены права, обязанности органа и схема взаимодействия с территориальными органами самоуправления.

Права и полномочия

Государственная жилищная инспекция наделена большими полномочиями. Она вправе:

  • инспектировать работу управленческих компаний;
  • выявлять и пресекать отступления от нормативных актов предприятиями, которые оказывают коммунальные и жилищные услуги (юридические лица, органы территориального управления, предприниматели, физические лица);
  • контролировать формирование нормативных величин поставляемых бытовых услуг;
  • следить за работой фондов капитального ремонта МКД;
  • проводить проверки жилого сектора.

Также к полномочиям жилищной инспекции отнесен лицензионный надзор управляющих организаций ЖКХ.

Представители инспектирующего органа имеют все основания обратиться с письмами в управленческие конторы, а также к частным предпринимателям и физическим лицам, которые обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

Жилищные инспектора вправе проводить осмотр домов и прилежащей территории. С разрешения правообладателей могут войти в их квартиры для проведения процедуры контроля (исследования, экспертизы, расследования).

Также они обязаны проверять, как выполнены работы по содержанию и ремонтированию общих помещений.

Госжилинспекция займется жилищным контролем в регионах

Жилищные инспектора имеют законные полномочия проводить осмотр МКД и прилежащей территории.

Права и обязанности ГЖИ определены в статье 20 ЖК РФ, а также в Положении о государственном жилищном надзоре.

Какие функции выполняет ГЖИ

Первоочередными функциями жилищной инспекции являются:

  • контроль технического состояния жилья, вынесение постановлений о пригодности его к эксплуатации;
  • принятие решений о сроках проведения капитального ремонта жилых зданий и приемка работ после его окончания;
  • рассмотрение фактов нарушений норм законодательства по содержанию и эксплуатации жилья;
  • наложение штрафа или привлечение к ответственности по статье КоАП РФ должностных лиц организации или граждан в случаях нарушения правил эксплуатации помещений МКД;
  • отслеживание обоснованности нормативов предоставляемых коммунальных услуг;
  • проверка подготовки коммуникаций жилфонда к сезону.

Еще жилищные инспекции занимаются проверкой незаконных перепланировок и переустройств помещений и квартир, ущемляющих права других собственников. Здесь следует пояснить, что инспекторы несут уголовную, материальную и дисциплинарную ответственность за необоснованные действия, нарушающие права граждан.

Какие проблемы позволяет решить ГЖИ

Надзор деятельности управляющей компании (за исключением финансов) находится в компетенции жилинспекции.

Если не убирается прилежащая территория, несвоевременно вывозятся бытовые отходы, не работают лифты, отсутствует освещение в местах общего пользования, а также не убираются подъезды или перекрыты запасные пожарные выходы, то эти вопросы тоже могут рассматриваться жилищной комиссией. Туда же можно пожаловаться на невыполнение председателями или управляющими своих обязанностей. Инспекция также контролирует создание управленческих предприятий и их работу.

Госжилинспекция займется жилищным контролем в регионах

ГЖИ выявляет и пресекает нарушения в сфере коммунального хозяйства.

Жилищные инспекции могут направлять в суд исковые заявления об отмене решений общих собраний правообладателей жилья, о прекращении деятельности УК, об аннулировании договоров найма и по многим другим вопросам, которые могут возникать при несоблюдении норм законодательства в сфере жилья. Это мера применяется при неисполнении должностными и физическими лицами выданных прежде предписаний о ликвидации выявленных нарушений.

Вопросы, которые рассматривает жилинспекция, могут касаться:

  • нарушения правил и норм предоставления коммунальных услуг;
  • необоснованно завышенных тарифов;
  • несоблюдения законодательства при создании управляющего органа;
  • невыполнение пунктов договора по оказанию различного вида жилищных услуг;
  • некачественно проведенного текущего или капитального ремонта жилья:
  • плохого содержания общего имущества в многоквартирном доме;
  • неэффективного ухода за прилежащим участком территории.

Жилищная инспекция следит за соблюдением правил оказания коммунальных услуг населению и защищает их интересы. В случаях бездействия управляющей организации в решении каких-либо вопросов, обращение собственников в инспекцию позволяет быстро устранить проблему.

Однако инспектирующие органы не имеют права вмешиваться в финансовые дела предприятий. Этими вопросами занимаются органы прокуратуры.

Как бороться с управляющей компанией через жилищную инспекцию

Содержание и управление многоквартирным домом (МКД) – дело непростое. Собственники часто недовольны работой управляющих компаний. Если руководство предприятиями заинтересовано в повышении эффективности хозяйствования, то вопросы граждан без внимания не остаются. Но как быть, если проблемы не решаются, и должностные лица УК равнодушны к ним?

Одним из действенных вариантов сдвинуть дело с мертвой точки является обращение граждан в жилищную инспекцию. Лучше всего направлять жалобу, изложенную в письменном виде, с указанием даты и подписью, так как анонимные письма инспектирующий орган рассматривать не будет.

После получения жалобы представитель проведет внеплановую инспекцию и установит, имело ли место нарушение.

В зависимости от проблемы, он вправе выдать нормативный акт об устранении нарушения, указав срок, в течение которого оно должно быть произведено, или оформить протокол об административном правонарушении ответственных лиц с последующим назначением наказания.

Граждане могут написать жалобу в ГЖИ при нарушении их прав.

Все обращения в жилищную инспекцию регистрируются, и в течение 30 календарных дней заявителю дается письменный ответ.

Граждане могут воспользоваться телефоном горячей линии, который указан на официальном сайте инспекции, если возникла проблема, требующая срочного вмешательства представителя инспекции.

Как бороться с бездействием жилищной инспекции

Деятельность областных жилищных комиссий контролируется региональными органами. Высшим звеном является Главная жилищная инспекция РФ.

Если обращение граждан в областную инспектирующую организацию не помогло в решении вопроса, то они вправе обратиться в вышестоящую инстанцию, которая имеет право без согласования с органами прокуратуры и предварительного уведомления провести внеочередную проверку действий местных инспекторов. Чтобы разбирательство не затянулось на неопределенное время, гражданину может понадобиться консультация юриста для грамотного изложения сути вопроса и подготовки документов, касающихся проблемы.

Создание инспектирующих жилищных органов в России позволяет гражданам чувствовать себя более защищенными в вопросах ЖКХ. Они позволяют людям бороться с обманом и некачественным предоставлением услуг в коммунальной сфере.

Чем занимается жилищная инспекция

Госжилинспекция займется жилищным контролем в регионах

Задача жилищно-коммунального хозяйства – обеспечить комфортные и безопасные условия проживания граждан. Для государственного контроля над выполнением данной задачи, в 1994 году организована специальная структура с функцией инспектирования объектов жилой сферы. Практика показывает, что далеко не все жители многоквартирных домов (МКД) знают о существовании жилищной инспекции. В статье можно узнать: чем занимается данная организация, что входит в компетенцию инспекторов и как получить помощь, если нарушаются жилищные права.

Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) – определение и правовой статус

ГЖИ является государственным органом, занимающимся надзором в сфере ЖКХ и следящая за управлением жилыми домами.

Выполняя задачи контроля, она имеет разрешительные функции в области эксплуатации объектов недвижимости.

По сути, жилинспекция является посреднической организацией между собственниками жилых квартир, управляющими компаниями (УК) и муниципальными/государственными структурами власти.

Необходимость формирования ГЖИ была вызвана появлением у жильцов не только собственных квартир, но и общедомовых территорий, нуждающихся в постоянном ремонте и уходе. Организация наделена государством полномочиями по обеспечению безопасности граждан при эксплуатации МКД.

Структура Госжилинспекции в России

В системе присутствует федеральное управление, но осуществление контроля производится в рамках определенного территориального субъекта. Это означает, что в каждом регионе Российской Федерации существует своя ГЖИ. Управлением на местах занимаются городские и муниципальные отделения организации.

Отдельные подразделения ГЖИ контролируют правильность начисления платы за коммунальные услуги, курируют лицензионную деятельность жилищно-коммунальных хозяйств и управляющих организаций, отслеживают технические неполадки. Специалистами инспекции выносятся заключения о безопасности проживания в МКД, присваивается статус аварийного или ветхого жилья.

Нормативная база, на основании которой действует ГЖИ

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 493 о ГЖИ, инспекция в своей деятельности руководствуется законодательно установленными правилами, нормативами и актами:

  • Конституцией России, гарантирующей гражданам право безопасности их собственности;
  • Гражданским кодексом РФ;
  • Жилищным кодексом РФ, устанавливающим правила использования квартиры в жилых домах, а также правила управления многоквартирными жилыми строениями;
  • Кодексом об административных правонарушениях.

Проверка заявлений и обращений граждан проводится на основании ФЗ № 294, регулирующим права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при проведении государственного и муниципального надзора.

Помимо этого, административный регламент работы жилищной инспекции регулируется ведомственными постановлениями и актами регионального уровня.

Цели и задачи ГЖИ

Для реализации основной цели по учету и контролю над сохранностью и безопасностью жилого фонда, органы ГЖИ уполномочены:

  • принимать от населения жалобы и обращения в части нарушений закона, рассматривать их и назначать меры по устранению противоправных действий;
  • рассматривать спорные вопросы в области коммунальных услуг, опираясь на закон о защите прав потребителей услуг;
  • контролировать УК, с целью выявления халатного отношения к своим обязательствам;

ГЖИ поставлена задача следить за уровнем качества проживания в МКД, и не допускать ухудшающих изменений в условиях эксплуатации жилых зданий.

Основные функции

Помимо УК, инспекция контролирует деятельность юридических лиц, участвующих в процессах организации проживания граждан: жилищно-эксплуатационных управлений, товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительных кооперативов. В ее основные обязанности входит проверка:

  • порядка эксплуатации жилых строений и прилегающих территорий;
  • состояния жилых зданий, включение их в программы капитального ремонта;
  • своевременного проведения работ по ремонту и надлежащего обслуживания систем жизнеобеспечения дома;
  • количества потребления коммунальных услуг, а также законность установленных норм;
  • проведения сезонных работ, касающихся коммунального оборудования;
  • состояния жилых квартир, проведения в них ремонта коммунальных систем.

Жилинспекция оказывает консультативную помощь и взаимодействует с управляющей организацией, получающей лицензию.

Госжилинспекция займется жилищным контролем в регионах

Какие вопросы входят в компетенцию ГЖИ

В компетенцию ГЖИ входит следующее:

  • признание жилого здания, многоквартирного дома, непригодным для проживания;
  • прием и регистрация заявлений жильцов;
  • получение платежей за коммунальные услуги, распоряжение ими;
  • вопросы переустройства жилых помещений;
  • обращение в судебные инстанции при выявлении нарушений строительства либо использования жилых помещений.

Инспекции поручено официально заверять протоколы общего собрания жильцов ТСЖ, с решениями о разрешении пристроек и переустройства помещений в жилом доме.

Специальные подразделения ГЖИ проводит экзаменационные тестирования руководителей и ответственных лиц предприятий ЖКХ, на предмет знаний о порядке ведения жилищно-коммунального хозяйства. По результатам экзаменов выдается аттестат, позволяющий занимать соответствующие должности в данной области.

Какие жалобы в Госжилинспекции не рассматривают

В полномочиях жилищной инспекции есть ограничения. К примеру, финансовая сторона ТСЖ, этой структурой не инспектируется. Вопросами нецелевого распределения средств занимаются органы правопорядка (прокуратура). То же относится к финансам УК. ГЖИ имеет право контролировать производственную деятельность, разрешить или отказать в выдаче лицензии.

Полномочия и права инспектора ГЖИ

В сферу обязанностей инспектора ГЖИ входит следующее:

  • лично принимать граждан;
  • собирать информацию от жильцов и организаций о пользовании жилым домом, качестве коммунальных услуг и обслуживании территории здания;
  • фиксировать нарушения законодательства;
  • составлять административные протоколы для привлечения виновных к ответственности;
  • рассматривать обращения граждан;
  • собирать жильцов дома для проведения разъяснительных лекций;
  • проводить мероприятия по борьбе с хищениями;
  • инициировать рассмотрение спорных вопросов в судебных инстанциях;
  • содействовать заключению договоров с поставщиками услуг, необходимых для поддержания здания в надлежащем порядке.

Для исполнения обязанностей законом закреплено право инспектора на беспрепятственный доступ в помещения МКД, в том числе в квартиры.

Действия жилищной инспекции при получении жалобы от жильцов

Основанием для жалоб может быть элементарное несоответствие качества услуг:

  • придомовая территория убирается плохо;
  • лифты нерегулярно работают;
  • в подъезде не производится влажная уборка.
Читайте также:  Как написать письмо в государственную жилищную инспекцию

Жильцы могут пожаловаться в жилищную инспекцию на ресурсоснабжающую организацию.

Обращения подаются в письменном виде. На их рассмотрение отводится 30 суток с момента регистрации заявления. Если проблема не входит в компетенцию ГЖИ, то обращение должно быть перенаправлено в соответствующие структуры в течение 7 рабочих дней со дня регистрации. При этом обратившийся гражданин должен быть уведомлен об этом.

В том случае, если возникает необходимость в дополнительных запросах, сроки рассмотрения заявления могут превысить 30 суток. Это возможно, только если нет угрозы безопасности.

Жалоба в жилищную инспекцию подается по образцу, установленному законодательно. Контакты Госжилинспекции можно найти в интернете. К заявлению прилагаются документы, удостоверяющее право проживания по данному адресу, копии обращений в управляющую компанию и ответы на них.

После получения жалобы ГЖИ проводит проверку работы УК, и если факты нарушений подтвердятся, то руководителю управляющей компании будет выписан штраф и постановление об устранении недочетов. На это ему будет отведен определенный срок, и если в заданное время проблема не будет устранена, то последуют очередные штрафы, постановления и даже судебные разбирательства.

При проверке инспектор будет проверять работу УК полностью, а не только факты, указанные в обращении. В связи с этим возможно, что будут обнаружены и другие проблемы.

Куда обращаться, если проверка ГЖИ не принесла результата

При отсутствии результатов вследствие жалобы, следует урегулировать вопрос в досудебном порядке. Необходимо составить жалобу на действие или бездействие ГЖИ и подать ее в высшую исполнительную структуру – областное управление или Главному государственному инспектору.

При отсутствии реакции на жалобу, гражданин может подать исковое заявление в суд или обратиться в прокуратуру. Последняя проверит действия отделения ГЖИ, и выдаст предписание. Нередко, в случаях бездействия инспекционного органа, к его руководителю применяются дисциплинарные и административные взыскания.

Заявление необходимо подать не позднее трех месяцев с момента выявления нарушения гражданских прав. Надо учитывать, что в этот период входит и досудебное решение вопроса.

Как показывает практика, жаловаться на ГЖИ лучше коллективно, имея хорошую юридическую поддержку.

Итак, полномочия Госжилинспекции в сфере оказания коммунальных услуг довольно впечатляющие. И если УК недобросовестно относится к своим обязанностям, то есть куда обратиться и получить реальную помощь и защиту своих прав.

Жилищный инспектор спешит с проверкой и наказывает виновных

Жизнь совре­мен­но­го город­ско­го чело­ве­ка неиз­беж­но свя­за­на с ком­му­ни­ка­ци­я­ми во всех сфе­рах: от необ­хо­ди­мо­сти быть частью город­ско­го соци­у­ма до исправ­но рабо­та­ю­щих город­ских ком­му­ни­ка­ци­он­ных сетей.

Боль­шин­ство из нас про­жи­ва­ет в город­ских мура­вей­ни­ках, под назва­ни­ем “мно­го­квар­тир­ный дом”, в кото­ром с одной сто­ро­ны жиль­цам предо­став­ле­ны теп­лич­ные усло­вия, а с дру­гой — пол­ная зави­си­мость от исправ­ной рабо­ты мно­гих город­ских служб.

Про­стое отклю­че­ние воды, све­та на пло­щад­ке, нера­бо­та­ю­щая кана­ли­за­ция или лифт может стать не про­сто неудоб­ством, а насто­я­щей тра­ге­ди­ей для неко­то­рых жиль­цов: инва­ли­дов, тяже­ло­боль­ных, пожи­лых людей.

Как быть в этом слу­чае, и куда обра­щать­ся жите­лям мно­го­этаж­ных домов? Есть мно­го инстан­ций, куда мож­но пожаловаться:

  • управ­ля­ю­щие ком­па­нии жилищ­но-ком­му­наль­но­го хозяй­ства (УЖКХ); това­ри­ще­ства или жилищ­ные коопе­ра­ти­вы совла­дель­цев жилья (ТСЖ и ЖК);
  • орга­ны Роспо­треб­над­зо­ра, санэпи­дем­стан­ция, пожар­ная инспек­ция, участ­ко­вый и пр.

Но что­бы дол­го не гадать, куда напра­вить свою жало­бу, мож­но обра­тить­ся сра­зу в госу­дар­ствен­ную жилищ­ную инспек­цию (ГЖИ), кото­рая рас­смот­рит и пере­на­пра­вит её (при необ­хо­ди­мо­сти) в соот­вет­ству­ю­щую служ­бу или орга­ны управления.

Что такое государственная жилищная инспекция (ГЖИ)

ГЖИ — это над­зор­ный госу­дар­ствен­ный орган, пред­на­зна­чен­ный для кон­тро­ля за ниже­сто­я­щи­ми орга­ни­за­ци­я­ми и служ­ба­ми в обла­сти ком­му­наль­но­го хозяй­ства и домо­управ­ле­ния и коор­ди­на­ции их деятельности.

  • Это — иерар­хи­че­ская струк­ту­ра, на низу кото­рой рас­по­ло­же­ны мест­ные реги­о­наль­ные испол­ня­ю­щие зве­нья, а навер­ху — руко­во­дя­щие орга­ны госу­дар­ствен­но­го цен­траль­но­го над­зо­ра. Име­ет­ся в каж­дом реги­оне страны.
  • Под над­зо­ром ГЖИ нахо­дит­ся вся ком­му­наль­ная соб­ствен­ность мно­го­квар­тир­ных домов. Жиль­цы име­ют пра­во пода­вать жало­бы как в мест­ную комис­сию, так и цен­траль­ный испол­ни­тель­ный орган, в том слу­чае если при­ня­тое мест­ной госжи­л­ин­спек­ци­ей реше­ние по жало­бе их разочаровало.

Чем занимается жилищная инспекция

В круг обя­зан­но­стей ГЖИ вхо­дит надзор:

  • за осу­ществ­ле­ни­ем каче­ствен­ной постав­ки всех ком­му­наль­ных услуг жилищ­но­го фонда;
  • обес­пе­че­ни­ем нор­маль­ной дея­тель­но­сти всех ком­му­ни­ка­ций и сетей в МКД (то есть мно­го­квар­тир­но­го дома) и их состояния;
  • сани­тар­но-тех­ни­че­ским состо­я­ни­ем домов и при­ле­га­ю­щи­ми к ним тер­ри­то­ри­я­ми (дво­ра­ми, тро­туа­ра­ми, дет­ски­ми пло­щад­ка­ми, пар­ков­ка­ми и т.д);
  • свое­вре­мен­ным про­ве­де­ни­ем теку­щих и капи­таль­ных ремонт­ных работ;
  • заме­ной уста­рев­ше­го оборудования;
  • уста­нов­кой счет­чи­ков на газ, свет, теп­ло и воду;
  • поста­нов­кой в оче­редь и отсе­ле­ни­ем жиль­цов из домов, при­знан­ных аварийными;
  • уста­нов­ле­ни­ем ком­му­наль­ных тари­фов и др. видов деятельности.

Госжилинспекция займется жилищным контролем в регионах

Обя­зан­но­стью жилищ­ных комис­сий явля­ет­ся также:

  • рас­смот­ре­ние жалоб жиль­цов, недо­воль­ных рабо­той ком­му­наль­ных и город­ских тех­ни­че­ских служб, зани­ма­ю­щих­ся жиз­не­обес­пе­че­ни­ем МКД;
  • пре­тво­ре­ние в жизнь поста­нов­ле­ний и нор­ма­тив­ных актов цен­траль­ных госу­дар­ствен­ных над­зор­ных органов;
  • направ­ле­ние ста­ти­сти­ки и отчет­ных дан­ных наверх — в Ассо­ци­а­цию кон­троль­ных орга­нов жилищ­но-ком­му­наль­но­го надзора;
  • реги­стра­ция новых управ­ля­ю­щих компаний;
  • кон­троль за свое­вре­мен­ным пере­чис­ле­ни­ем средств в госу­дар­ствен­ный бюджет.

Основы правовой деятельности службы жилищного надзора

Дея­тель­ность ГЖИ регулируется:

  • Кон­сти­ту­ци­ей РФ;
  • Граж­дан­ским и Жилищ­ным кодексами;
  • Кодек­сом об адми­ни­стра­тив­ных нару­ше­ни­ях КОАП Рос­сий­ской Федерации;

Государственная жилищная инспекция (ГЖИ): что это такое и чем занимается?

Какие функции ГЖИ?

Основные задачи, которые решает инспекция государственного жилищного контроля:

  1. Предупреждает, выявляет и пресекает нарушения требований использования, сохранения жилищного фонда, содержания общего имущества в многоквартирных домах (МКД) и т.п.;
  2. Осуществляет контроль над формированием фондов, средства которого предназначены для капитального ремонта жилья в МКД;
  3. Следить за деятельностью субъектов хозяйствования, которые оказывают услуги по содержанию и ремонту общего имущества в МКД;
  4. Контролирует предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, их соответствующей стоимости;
  5. Отслеживает обоснованность установления норм потребления электричества, воды, газа и отопления;
  6. Контролирует выполнение лицензионных требований субъектами хозяйствования в сфере управления МКД, деятельность которых подлежит лицензированию.

Для справки! Полномочия ГЖИ позволяют выдавать лицензии управляющим компаниям, контролировать их деятельность, при выявлении нарушений приостанавливать их работу или лишать выданного разрешения.

Перечисленные выше функции ГЖИ не исчерпывающие. В целом, по всем вопросам, которые связаны с нарушением в сфере эффективного использования жилищного фонда, нужно обращаться, в том числе, и в ГЖИ.

Полномочия инспекции ГЖИ

Лицензирование отдельных видов деятельности – это не исчерпывающие полномочия ГЖИ. Кроме этого, инспекция государственного жилищного надзора:

  1. Проводит обследование МКД и других домов, составляющих жилищный фонд, для проверки их энергетической эффективности;
  2. Устанавливают или присваивают класс этой эффективности МКД;
  3. Проводит систематический мониторинг выполнения требований органами власти и субъектами предпринимательской деятельности, а также частными лицами;
  4. Осуществляют проверку состояния МКД в регионе ответственности;
  5. Организуют прием и учет уставных документов ТСН, ТСЖ, ЖСК;
  6. Ведет реестры специальных счетов, недобросовестных УК, выданных лицензий;
  7. Занимается информированием местных органов власти, а также соответствующих региональных операторов о тех МКД и частных домовладениях, которые не определились со способом формирования фонда, средства которого направляются на капитальный ремонт;
  8. Готовит статистику в утвержденных формах;
  9. Размещает заказы на товары и услуги на нужды ГЖИ в соответствии с установленным действующим законодательством регламентом;
  10. Проводит аттестацию экспертов, которых привлекают для контролирующих мероприятий, проводимых в рамках законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности (№ 294-ФЗ);
  11. Принимает участие при разработке законодательных инициатив в области эксплуатации жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг;
  12. Самостоятельно готовит проекты таких законодательных актов, предоставляет их региональному правительству, губернатору области.

Перечень полномочий не исчерпывающий. Все они отражаются в документе, который называется положение о ГЖИ (Вот, например, положение о ГЖИ Санкт-Петербурга). Оно отрабатывается для каждого субъекта федерации, утверждается его правительством.

Содержание положения о ГЖИ

Этот документ содержит следующее:

  1. Общие положения – кому подчиняется, чем руководствуется, в соответствии с чем создана, структура и численность, финансирование и т.п.;
  2. Основные задачи, которые возлагаются на ГЖИ;
  3. Функции инспекции, которые осуществляются в рамках выполняемых задач;
  4. Права ГЖИ, которыми она наделена для реализации функций и выполнения задач;
  5. Руководство и состав ГЖИ, их полномочия и финансирование;
  6. Порядок взаимодействия ГЖИ с другими государственными органами;
  7. Порядок реорганизации и ликвидации инспекции.

Документ регламентирует деятельность ГЖИ по самым основным вопросам, обеспечивает его правовыми инструментами. Именно его положениями руководствуются сотрудники и руководство инспекции в своей профессиональной деятельности.

При необходимости, положение может дополняться другими пунктами. Все изменения утверждаются правительством соответствующего субъекта федерации.

Как происходит взаимодействий населения с ГЖИ на практике?

Граждане, которые недовольны качеством предоставляемых УК услуг, могут направить письменную жалобу в ГЖИ. Анализ правоприменительной практики показывает следующее:

  1. Часть жалоб носит необъективный характер из-за слабого знания заявителями норм действующего законодательства. Поэтому ответы на них оставляют граждан неудовлетворенными;
  2. При выявлении нарушений со стороны УК последние штрафуются. Оплатить штраф (размеры которого достигают 200 т.р.) компания может за счет привлекаемых от жителей средств. Соответственно, на обслуживание дома остается незначительная сумма, качество услуг продолжает ухудшаться, вызывая недовольство населения;
  3. На часть жалоб идут отписки, заявителям рекомендуется обращаться в суд.

В связи с этим рекомендуется обращаться в ГЖИ с реальными и существенными проблемами. Это позволит предупредить неоправданную парализацию работы УК. Заявления подкреплять аналогичными обращениями в Роспотребнадзор (при нарушениях прав потребителей), прокуратуру. Такие обращения, адресованные сразу нескольким контролирующим органам, проверяются более тщательнее. Их эффективность выше.

Государственная жилищная инспекция.

Деятельность ГЖИ

Органы государственного жилищного надзора (далее – Госжилнадзор, ГЖН), которыми в подавляющем числе регионов России являются государственные жилищные инспекции (далее – ГЖИ), осуществляют не только жилищный надзор, но и лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль. Кроме того, именно орган Госжилнадзора вносит изменения в реестр лицензий соответствующего субъекта РФ.

Государственный жилищный надзор

Понятие «государственный жилищный надзор» определяется частью 1 статьи 20 ЖК РФ. Указанной нормой установлено, что функции органов Госжилнадзора именно надзорные.

Причем, надзор может осуществляться в отношении не только управляющих организаций (далее – УО), ТСЖ и ЖСК, но и в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц.

А перечень требований, за исполнением которых надзирают органы ГЖН, довольно обширный.

К сожалению, на практике ГЖИ субъектов РФ чаще всего контролируют соблюдение только узкого перечня требований и осуществляют надзор только в отношении УО и ТСЖ/ЖСК. И, как многие другие надзорные органы, «страдают» избирательностью своей деятельности: в отношении одних субъектов рьяно «роют землю» в поисках нарушений, в отношении других – ни при каких условиях «не усматривают нарушений».

Например, ГЖИ имеет право обратиться в суд с иском «о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме» (часть 6 статьи 20 ЖК РФ).

Однако, несмотря на то, что довольно часто в ГЖИ поступают заявления о фальсификации протоколов общих собраний, а некоторые протоколы являются очевидно недостоверными, в подавляющем числе случаев ГЖИ не спешит их оспаривать в суде, сообщая заявителям о наличии права оспаривания у самих заявителей.

При этом оспариваемый протокол ГЖИ берет в работу и на его основании вносит изменения в реестр лицензий.

Одновременно с нежеланием действовать в одних случаях, ГЖИ зачастую активно ищут нарушения в других.

Например, если речь идет о нарушениях управляющей организацией, за которые на эту организацию можно наложить штраф, органы Госжилнадзора нередко проявляют завидное рвение в поисках нарушений.

Разрешение вопроса, продиктовано ли это рвение желанием пополнить бюджет или желанием нанести финансовый ущерб проверяемому лицу, оставим на усмотрение читателей.

Насколько реально привлечь ГЖИ к ответственности за неправомерные действия или бездействие, порассуждаем в последующих публикациях, в настоящей статье сконцентрируемся на некоторых обстоятельствах, позволяющих ГЖИ злоупотреблять своими полномочиями.

Итак, государственный орган, осуществляющий надзор, может серьезно «попортить крови» поднадзорным субъектам.

Дополнительно стоит отметить, что спецификой работы ГЖИ является то, что эти органы помимо жилищного надзора занимаются еще одним видом деятельности – в соответствии со статьей 192 ЖК РФ именно эти органы являются лицензирующими, осуществляют лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – МКД) и лицензионный контроль.

В том числе, одним из полномочий органов Госжилнадзора является внесение изменений в реестр лицензий субъекта РФ.

И такие полномочия, с учетом последствий внесения/невнесения изменений в реестры лицензий, позволяют органам ГЖИ не только осуществлять жилищный надзор и лицензионный контроль, но и прямо вмешиваться в жилищные отношения между управляющими организациями (осуществляющими управление МКД на основании лицензии) и потребителями жилищно-коммунальных услуг, принимая решения, определяющие, кто и в какой период имеет право управлять тем или иным МКД.

Реестр лицензий

Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ с 1 сентября 2014 года в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) введен Раздел X «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами».

  • В числе прочего в ЖК РФ введено понятие «Реестр лицензий субъекта РФ» и установлено, что указанный реестр «должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат» (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
  • Необходимо отметить, что изначально предполагалось, что реестры лицензий служат цели информирования неопределенного круга лиц о том, какая организация управляет тем или иным домом.
  • При этом частью 4 статьи 198 ЖК РФ было установлено, что при «внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса».
Читайте также:  Жилищная инспекция хорошево мневники это

В свою очередь, частью 7 статьи 162 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено: «Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания».

То есть, жилищным законодательством было определено, что обязанность по управлению МКД возникала у управляющей организации с того момента, который установлен договором управления, а в случае, если договором такой момент не установлен, то не позднее 30 дней с момента подписания такого договора (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).

Однако, право УО управлять МКД могло возникнуть с этой же даты только при условии внесения в реестр лицензий сведений об этом МКД как о доме, управляемом соответствующей УО (часть 4 статьи 198 ЖК РФ)

Разумеется, таким образом возникло некоторое ограничение. Теперь управляющие организации прежде, чем начать управление многоквартирным домом, должны были направить сведения о заключении договора управления с собственниками помещений такого дома.

Немаловажно отметить, что в соответствии с частями 2-3 статьи 198 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено:
«2.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
3. В течение трех дней со дня получения указанных в части 2 настоящей статьи сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».

То есть, если в договоре управления не указывался срок начала действия договора, то в течение 30-дневного срока, предусмотренного для начала управления МКД, управляющая организация вполне успевала направить уведомление в орган ГЖН, который также успевал внести изменения в реестр. Если же в договоре указывалась дата начала управления МКД, необходимо было определить указанную дату с учетом срока направления уведомления и срока внесения изменений в реестр. В принципе, установленные ограничения не были так уж существенны.

Государственная жилищная инспекция в РФ – орган, контролирующий работу управленческих объединений ЖКХ. Она является субъектом исполнительной власти, который держит под наблюдением весь фонд жилья. Жилинспекции созданы в масштабах области или региона и представляют часть единой системы ГЖИ РФ. Необходимость создания таких структур возникла в связи с разнообразием форм управления многоквартирных жилых домов. … Вопросы , которые рассматривает жилинспекция, могут касаться: нарушения правил и норм предоставления коммунальных услуг; необоснованно завышенных тарифов

Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 N 1670 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)»

В соответствии с пунктом 16.1 статьи 12 и частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые общие требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора).

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493 «О государственном жилищном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 25, ст. 3156);

пункт 59 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2014 г. N 230 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 14, ст. 1627);

пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. N 1091 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 38, ст. 5628);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 1186 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 41, ст. 5965);

пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2018 г. N 1090 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 39, ст. 5965).

от 30 сентября 2021 г. N 1670

К ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

I. Общие положения

1. Настоящий документ устанавливает общие требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) (далее — государственный жилищный надзор).

2. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и настоящим документом.

3. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного жилищного надзора, являются:

а) руководитель органа государственного жилищного надзора, являющийся по должности главным государственным жилищным инспектором субъекта Российской Федерации, и его заместители, являющиеся по должности заместителями главного государственного жилищного инспектора субъекта Российской Федерации;

б) руководители структурных подразделений органа государственного жилищного надзора, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по государственному жилищному надзору;

в) должностные лица структурных подразделений органа государственного жилищного надзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного жилищного надзора;

г) руководители территориальных органов органа государственного жилищного надзора и их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного жилищного надзора;

д) руководители структурных подразделений территориальных органов органа государственного жилищного надзора, должностные лица структурных подразделений территориальных органов органа государственного жилищного надзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного жилищного надзора.

4. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

а) руководитель органа государственного жилищного надзора и его заместители;

б) руководители территориальных органов органа государственного жилищного надзора и их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного жилищного надзора.

5. Объектами государственного жилищного надзора являются деятельность, действия (бездействие), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, установленные жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее соответственно — контролируемые лица, обязательные требования), в том числе:

товариществ собственников жилья;

жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

организаций, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе их обслуживание и ремонт.

Объектом государственного жилищного надзора не является деятельность, действия (бездействие) юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

6. Учет объектов государственного жилищного надзора осуществляется с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее — система жилищно-коммунального хозяйства) посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах государственного жилищного надзора, размещаемой в системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

7. Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований:

а) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;

б) требований к формированию фондов капитального ремонта;

в) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

г) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

ж) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

з) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;

и) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;

к) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;

л) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.

8. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного жилищного надзора, при осуществлении государственного жилищного надзора имеют права и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

9. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного жилищного надзора, имеют служебные удостоверения единого образца, установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

10. Организация и осуществление государственного жилищного надзора регулируются Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

II. Управление рисками причинения вреда

(ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении

государственного жилищного надзора

11. При осуществлении государственного жилищного надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).

12. Орган государственного жилищного надзора при осуществлении государственного жилищного надзора относит объекты государственного жилищного надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):

в) умеренный риск;

13. Отнесение объектов государственного жилищного надзора к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов регионального государственного жилищного контроля (надзора) к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям согласно приложению.

14. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов государственного жилищного надзора в зависимости от категории риска проводятся со следующей периодичностью:

а) для категории высокого риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

инспекционный визит — один раз в 2 года;

документарная проверка — один раз в 2 года;

выездная проверка — один раз в 2 года;

б) для категории среднего риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

инспекционный визит — один раз в 3 года;

документарная проверка — один раз в 3 года;

выездная проверка — один раз в 3 года;

в) для категории умеренного риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

документарная проверка — один раз в 3 года;

выездная проверка — один раз в 3 года.

15. В отношении объектов государственного жилищного надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

III. Организация проведения профилактических мероприятий

при осуществлении государственного жилищного надзора

16. В целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также в целях создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения при осуществлении государственного жилищного надзора осуществляются профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

17. В рамках государственного жилищного надзора осуществляются следующие профилактические мероприятия:

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

д) профилактический визит.

18. Порядок проведения профилактических мероприятий устанавливается положением о государственном жилищном надзоре, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

19. Информирование осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.

Орган государственного жилищного надзора в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») сведения, предусмотренные частью 3 статьи 46 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

20. Обобщение правоприменительной практики осуществляется ежегодно должностными лицами органа государственного жилищного надзора путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах, а также анализа поступивших в адрес органа государственного жилищного надзора обращений.

Читайте также:  Жалоба на управляющую компанию образец отопление в жилищную инспекцию

По итогам обобщения правоприменительной практики органом государственного жилищного надзора готовится проект доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики органа государственного жилищного надзора (далее — доклад о правоприменительной практике), который в обязательном порядке проходит публичные обсуждения.

Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя органа государственного жилищного надзора до 10 марта года, следующего за отчетным годом, и размещается на официальном сайте органа государственного жилищного надзора в сети «Интернет» до 15 марта года, следующего за отчетным годом.

21. Доклад о правоприменительной практике подлежит направлению органом государственного жилищного надзора в адрес федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в течение 2 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте органа государственного жилищного надзора в сети «Интернет».

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, до 15 апреля года, следующего за отчетным годом, готовит ежегодный доклад о состоянии государственного жилищного надзора, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного жилищного надзора в Российской Федерации, и размещает его на своем официальном сайте в сети «Интернет».

22. Объявление предостережения осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Контролируемое лицо не позднее 15 рабочих дней после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в соответствующий орган государственного жилищного надзора возражение в отношении указанного предостережения, в котором указываются:

наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика — контролируемого лица;

дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;

обоснование позиции контролируемого лица в отношении указанных в предостережении его действий (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

Возражение в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований может быть подано контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением, в виде электронного документа на адрес электронной почты, указанный в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований, или иными указанными в таком предостережении способами.

Орган государственного жилищного надзора по итогам рассмотрения возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований направляет ответ контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения такого возражения.

В случае удовлетворения возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований по итогам его рассмотрения данные такого предостережения не используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

23. Консультирование осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

24. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:

а) организация и осуществление государственного жилищного надзора;

б) порядок проведения профилактических мероприятий;

в) предмет государственного жилищного надзора.

25. Письменное консультирование осуществляется по вопросу, предусмотренному подпунктом «в» пункта 24 настоящего документа, в случае поступления соответствующего обращения в письменной форме.

26. В случае поступления 5 и более обращений, содержащих однотипные вопросы, контролируемых лиц и (или) их представителей консультирование по таким вопросам осуществляется посредством размещения на официальном сайте органа государственного жилищного надзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» письменного разъяснения с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подписанного должностным лицом органа государственного жилищного надзора.

27. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица или с использованием видео-конференц-связи.

Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:

а) объектов государственного жилищного надзора, отнесенных к категории высокого риска;

б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами.

IV. Организация проведения контрольных

(надзорных) мероприятий при осуществлении государственного

28. При осуществлении государственного жилищного надзора проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

а) предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом на плановой и внеплановой основе:

б) без взаимодействия с контролируемым лицом:

наблюдение за соблюдением обязательных требований;

29. При осуществлении государственного жилищного надзора в отношении действий (бездействия) гражданина плановые контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в пункте 28 настоящего документа, не проводятся.

30. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).

31. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

в) получение письменных объяснений;

г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).

32. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов.

33. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

в) получение письменных объяснений;

г) инструментальное обследование;

34. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).

35. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного жилищного надзора проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

36. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

37. По результатам рассмотрения представленной информации органом государственного контроля принимается решение о переносе проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для представления индивидуальным предпринимателем, гражданином, информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

38. При осуществлении наблюдения за соблюдением обязательных требований орган государственного жилищного надзора:

а) проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) изучает размещенную в системе жилищно-коммунального хозяйства информацию о деятельности контролируемых лиц.

39. При проведении выездной проверки или инспекционного визита должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного жилищного надзора, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.

Решение о необходимости использования технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, принимается инспектором самостоятельно. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия (далее — акт).

Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.

Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту.

Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.

V. Оформление результатов контрольного

40. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется в соответствии со статьей 87 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

41. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт.

42. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.

43. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта в акте делается соответствующая отметка. В этом случае акт направляется контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

44. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

45. В случае выявления по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия нарушения контролируемым лицом обязательных требований органом государственного жилищного надзора после оформление акта выдается предписание об устранении таких нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.

VI. Порядок обжалования решений органов государственного

жилищного надзора, действий (бездействия) должностных лиц

при осуществлении государственного жилищного надзора

47. Правом на досудебное обжалование решений органа государственного жилищного надзора, актов, действий (бездействия) должностных лиц органа государственного жилищного надзора в рамках контрольных (надзорных) мероприятий обладают контролируемые лица, указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

48. Жалоба на решение территориального органа государственного жилищного надзора, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа либо органа государственного жилищного надзора.

Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа государственного жилищного надзора рассматривается вышестоящим органом государственного жилищного надзора.

Жалоба на решение, действия (бездействие) должностного лица органа государственного жилищного надзора рассматривается руководителем органа государственного жилищного надзора.

49. Жалоба на решение органа государственного жилищного надзора и его территориальных органов, действия (бездействие) их должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

50. Жалоба на предписание органа государственного жилищного надзора может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

51. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен органом государственного жилищного надзора, уполномоченным на рассмотрение жалобы.

к общим требованиям

к организации и осуществлению

жилищного надзора (надзора)

ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО

КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) К КАТЕГОРИЯМ РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА

(УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ

По тяжести и масштабу потенциальных негативных последствий несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, деятельность контролируемых лиц, подлежащая региональному государственному жилищному контролю (надзору) (далее — государственный жилищный надзор), разделяется на группу тяжести «А» или «Б» (далее — группы тяжести).

К группе тяжести «А» относится деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по управлению многоквартирными домами, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в отношении многоквартирных домов, оборудованных лифтами и (или) централизованной системой газоснабжения, в том числе многоквартирных домов, в которых для производства услуг по горячему водоснабжению и (или) теплоснабжению используется газ.

В иных случаях деятельность контролируемых лиц относится к группе тяжести «Б».

С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, указанных в абзаце первом настоящего приложения, деятельность, подлежащая государственному жилищному надзору, разделяется на группу вероятности «1» или «2» (далее — группы вероятности).

К группе вероятности «1» относится деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.21 — 7.23, частью 1 статьи 7.23.2, статьями 7.23.3, 9.5.1, статьей 9.13 (в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов жилищного фонда), частями 4, 5 и частью 12 (в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) статьи 9.16, частями 1 — 4 статьи 9.23, частью 1 статьи 13.19.2 (за исключением административных правонарушений, совершенных жилищно-строительными кооперативами, осуществляющими строительство многоквартирных домов) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

К группе вероятности «2» относится деятельность контролируемых лиц, у которых в течение последних 3 лет при проведении планового или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не были выявлены нарушения обязательных требований, указанных в абзаце первом настоящего приложения.

Отнесение деятельности контролируемого лица к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности.

Функции жилищной инспекции . Многие граждане даже не знают, какие вопросы решает жилищная инспекция , а ведь это может помочь многим жильцам многоквартирных домов решить многие проблемы по обустройству дома и придомовой территории. В эту организацию можно обратиться со следующими проблемами, такими как: неудовлетворенность работой ЖКХ

Источники
  • https://xn--80apaebca2acgcmgk.xn--p1ai/eksperty/goszhilinspektsiya-zajmetsya-zhilishhnym-kontrolem-v-regionah.html
  • https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-30092021-n-1670-ob-utverzhdenii/

Рейтинг
Загрузка ...