Коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами что это

Обращение с ТКО в 2022 году – что это такое в квитанции?

Обращение с ТКО

Банковскую, пенсионную реформу мы пережили. Настало время знакомиться с мусорной реформой. Деньги, как говорится, не пахнут, поэтому почему бы не наполнять бюджет деньгами с мусора?

Ничего зазорного в этом нет, решило Правительство, и передало регионам полномочия по наполнению бюджета со собора твёрдых бытовых отходов, а по-новому – твердых коммунальных отходов.

Как результат, в 2022 году в квитанциях россиян появилась строка «обращение с ТКО» и неприятная цифра рядом с ней. В результате проведенной мусорной реформа оплата за вывоз отходов во многих регионах выросла в 2-3 раза. Но вот изменилось ли качество сервиса коммунальных служб, занимающихся сбором мусора в регионах страны?

В этой публикации давайте попробуем разобраться, что это такое в квитанциях за новая статья, связанная с обращением ТКО? Как рассчитывается плата за эту услугу в 2022 году? Кто является оператором и устанавливает тарифы в каждом регионе России?

Что включает в себя обращение с твердыми коммунальными отходами

В квитанции было ТБО стало ТКО – в чем разница

Действительно, раньше мусор, который образуется в результате деятельности жителей и промышленных предприятий городов России назывался термином «ТБО» и расшифровывался как твердые бытовые отходы. Под ТБО понимался любой мусор, как бытовой, так и промышленный. Собирали ТБО до 2022 года управляющие компания и организации, работающие в сфере вывоза мусора.

В 2022 году многие граждане, увидев в квитанции новую статью оплаты не сразу поняли, что это такое — ТКО. С этого года, в рамках мусорной реформы, произошли существенные изменения. Мусор теперь именуется ТКО, то есть – твердые коммунальные отходы и организацией их вывоза с жилых домов и коммерческих предприятий теперь занимаются местные операторы – местные предприятия по вывозу и переработке отходов.

В каждом регионе может быть несколько операторов, занимающихся вывозом ТКО. На местном уровне определяется порядок работы таких операторов, и устанавливаются тарифы для населения и предприятий за оплату таких коммунальных услуг. Давайте подробнее остановимся на тарифах за обращение ТКО. Это нововведение коснулось всех и мало кому понравилось рост оплаты услуг по вывозу мусора.

Новые тарифа за утилизацию ТКО

Если до 2022 года плата за вывоз ТБО устанавливалась на федеральном уровне, но с 2022 года размер тарифов, применяемых к обращению ТКО устанавливают местные органы власти. С одной стороны, это хорошо – идет наполнение местных бюджетов. С другой стороны – вывоз мусора в квитанции стал в разы дороже, чем раньше.

От чего зависит размер тарифа? За его основу берется формула :

(Региональный тариф х норматив потребления) : 12 месяцев = оплата на одного человека в месяц.

То есть, как видно из этой формулы, сумма тарифа за обращение ТКО зависит от региона и количества потребителей услуги. Кроме того, на размер тарифа оказывает влияние нормативная плата за негативное воздействие на окружающую среду и НДС 20%.

Твердые коммунальные отходы (ТКО) для управляющих организаций (фрагмент из видео семинара)

По учету количеству потребителей, применяемых для расчета стоимости услуги вывоза мусора вопросов — нет. Это справедливо, так как чем больше жителей в квартире или доме, тем больше, естественно, коммунальных отходов они выделяют.

А вот региональная привязка вызывает у многих вопросы, и возмущение. Что это такое? Как так получается, что в одном регионе местный тариф может иметь отличие от другого в несколько раз! Понятно, что в этом случае принимаются во внимание многие факторы, ка-то: наличие и удаленность полигонов для переработки отходов; количества операторов, занимающихся обращением с ТКО и др.

Однако, для конечного потребителя такой неравномерный расчёт, приводит к существенному увеличению оплаты услуг в квитанции за ЖКХ.

Кто и как должен заключать договор на вывоз мусора

Оператор, занимающийся вывозом мусора в регионе, получает за это плату в соответствии с утвержденным региональным тарифом. Оплачивают эти услуги все субъекты, в результате деятельности которых образуются отходы: граждане собственники квартир многоквартирных и частных домов, организации и предприниматели.

Договор вывоза ТКО гражданами может быть заключен с оператором или напрямую, или через ТСЖ, управляющую домом компанию. Прямые договоры в настоящее время в многоквартирных домах применяются только в 10% случаях получения услуги вывоза ТКО.

В основном все собственники действуют через посредника – управляющую домом организацию, которая выставляет в квитанции оплату данной коммунальной услуги потребителям.

Кому положены льготы по оплате ТКО

Обращение с отходами – это обычная коммунальная услуга. Следовательно, как и на любую иную оплату коммунальных услуг на оплату обращения с мусором также распространяются льготы.

Читайте также:  Почему при оплате коммунальных услуг через сбербанк появилась комиссия 2022

В каждом отдельном регионе предусмотрены своё перечень льготников и размер компенсации для уменьшения оплаты этой услуги.

К льготной категории граждан по статье в квитанции ТКО относятся:

  • ВОВ,
  • чернобыльцы,
  • дети сироты,
  • многодетные семьи,
  • инвалиды любой группы,
  • ветераны труда.

Кроме того, в каждом регионе имеется своя дополнительная категория льготников по оплате коммунальных услуг. Например, в Москве, Московской области в категорию таких льготников включены пенсионеры.

Конкретный перечень льготников в своем регионе можно узнать, обратившись в отделение территориального Жилсервиса.

Обращение с ТКО – как быть в частных домах

Коммунальные отходы образуются не только в многоквартирных многоэтажных домах, но и в частном малоэтажном секторе. Собственники частных домов наравне с другими обязаны своевременно заключить с местным оператором договор на вывоз ТКО.

Для собственников жилых домов, расположенных в СНТ, ДНТ, а также владельцев помещений в гаражных кооперативах существуют точно такие же требования по заключению договора с местным оператором, осуществляющим обращение с ТКО.

Обычно, для организации вывоза мусора оператором заключается договор с товариществом и кооперативом, которые уже вносят оплату такой услуги в квитанции для своих членов.

Контейнерная площадка – чья она и кто её содержит

Твердые коммунальные отходы должны где-то складироваться перед тем, как будут вывезены. В многоквартирных домах, а также домах в ТСЖ, ДНТ обычно мусор накапливается в контейнерах, размещенных на контейнерных площадках.

Если это контейнерная площадка многоквартирного дома или дома в товариществе и организована на его земельном участке – владельцем такой площадки являются собственники многоквартирного дома или частных домов садового товарищества.

ТСЖ, управляющая компания обязаны содержать контейнерную площадку в надлежащем состоянии, ремонтировать ее, производить уборку. Поэтому если на контейнерной площадке разбросан мусор – это проблема собственников жилого дома и управляющей им организации.

Региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за мусор только после погружение его в мусоровоз. Также он несет ответственность за процесс погрузки мусора и обязан производить уборку контейнерной площадки, если на ней в результате погрузочных работ образовался мусор.

Контейнеры, рассоложенные на контейнерной площадке, принадлежат, как правило, самому региональному оператору и в случае необходимости ремонтируются и заменяются им. Если у ТСЖ, управляющей домом компании имеются свои контейнеры для вывоза ТКО – оператор может использовать из на возмездной основе.

Реформа по обращению с мусором — это хорошо или плохо?

Мусорная свалка

Пока новая мусорная реформа принесла россиянам только новые цифры в квитанциях за ЖКХ. Но не для этого же изначально планировалась реформа? Да и что это такое за реформа, если первым её ощутимым плодом стал рост тарифов в квитанции за ввоз мусора!

Проведение реформы обусловлено несколькими факторами. За несколько последних десятилетий во многих городах и сельской местности образовалось большое количество спонтанных мусорных свалок. С этим надо было как-то бороться. Причиной несистематического обращения с мусором являлось, в том числе то, что организации, занимающиеся до 2022 года вывозом мусора – просто его вывозили без утилизации и переработки. Причем вывозили не всегда на полигоны утилизации, а иногда просто в поле или овраг.

Теперь, с проведением мусорной реформы, изменения коснулись, в первую очередь организаций, которые будут заниматься работой с ТКО. Во-первых, прежде чем заняться таким видом бизнеса, теперь придется выиграть конкурс. Во-вторых, оператор по обращению с ТКО теперь уже занимается всем комплексом услуг – от сбора и вывоза собранных отходов, до их переработки и утилизации.

То есть, операторами в регионах с 2022 года стали только крупные проверенные компании, имеющие возможность проводить полный цикл работы с отходами.

Не секрет, что бизнес, связанный с обращением отходов состоит не только из затратной части. Переработка мусора позволяет получить новый продукт: картон, бумагу, металл и т.д. Когда задумывалась реформа, предполагалось, что извлечение дополнительной прибыли от переработки мусора должно положительно сказываться на тарифах. Однако, в настоящее время такая динамика пока не прослеживается, и мы имеем только рост этих тарифов.

В целом, подводя итог обсуждения нововведения по обращению с ТКО можно констатировать, что такое изменение правил работы с мусором, в случае достижения поставленной цели – уменьшения количества несанкционированных свалок и улучшение экологической безопасности санкционированных мусорных полигонов – будет без сомнения положительно сказываться на жизни россиян. При одном условии – разумности тарифов оплаты за эту услугу.

Источник

Новая коммунальная услуга – обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО)

Новая коммунальная услуга – обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО)

С 1 января 2019 года заканчивается переходный период по вывозу ТБО к новой коммунальной услуге – обращение с ТКО (услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами), что предусмотрено ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ.

Тарифы и услуги

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года (п. 20 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

То есть, расходы по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО), которые ранее были в составе услуги по содержанию жилья, теперь надлежит оплачивать отдельной строкой, которая будет отражена в платежных документах.

Управляющие организации (ТСЖ, ЖК, УК), в свою очередь, обязаны рассчитывать и взимать плату с собственников жилых помещений в многоквартирном доме, и производить расчеты с Региональным оператором.

Читайте также:  Коммунальные услуги от количества прописанных человек какие

В целом оказание данной коммунальной услуги возложено на управляющие компании и регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Регоператор), с которым подписано соответствующее соглашение.

Деление субъектов РФ

Территории субъектов РФ поделят на территориальные зоны, в пределах которых будут осуществлять услуги по сбору, вывозу, транспортировке и размещению отходов операторы по обращению с ТКО. Оператором может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обращению с ТКО.

1) Особенности начисления платы за вывоз твердых коммунальных отходов с 1 января 2019 года.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО, определенных компетентным органом.

Необходимо отметить, что коммунальная услуга по обращению с ТКО не предоставляется на общедомовые нужды.

2) Случаи заключения прямых договоров с Регоператором на оказание услуги по обращению с ТКО.

2.1) Заключение договора с Регоператором собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) установлено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО. Правилами четко указано, что собственники нежилых помещений в многоквартирном доме заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором (пункт 148 (1).

Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан предоставлять УК, ТСЖ, ЖК многоквартирного дома, в котором расположено нежилое помещение собственника, данные об объемах коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, потребленной за расчетный период по указанному договору, в течение 3 рабочих дней со дня получения от них запроса.

Управляющие организации, ТСЖ, в свою очередь, должны представить Регоператору сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направить уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Необходимо учесть, что указанные положения относительно собственников нежилых помещений не распространяются на лиц, являющихся собственниками площадей, отведенных в многоквартирном доме под машино-места.

2.2) Заключение прямых договоров с Региональным оператором на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственниками помещений в многоквартирном доме.

Для заключения прямых договоров с Региональным оператором собственниками жилых помещений в МКД, необходимо провести общее собрание собственников в соответствии с п. 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ (см. Информационное письмо № 5-2018).

При получении необходимого количества голосов, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить Региональному оператору почтовым, либо иным способом, позволяющим подтвердить его получение, информацию о принятом решении.

Договор по обращению с ТКО, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами № 354 (пункт 148 (2) Правил № 354).

3) Порядок заключения договора УК, ТСЖ, ЖК на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила по обращению с ТКО), в которых в том числе определен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора (п. 18 (17) Правил по обращению с ТКО).

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения Регоператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет Регоператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) — 8 (7) Правил по обращению с ТКО.

Заявка потребителя и документы, предусмотренные приложенные к ней, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.

В случае неполного пакета представленных документов, Регоператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему уведомление в письменной форме о необходимости представить недостающие сведения или документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки потребителя до получения недостающих сведений и документов. В случае, если недостающие сведения и (или) документы не представлены потребителем в течение 15 рабочих дней со дня получения потребителем уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, региональный оператор прекращает рассмотрение заявки потребителя и возвращает ее с указанием причин возврата.

Читайте также:  Сколько месяцев можно не платить за коммунальные услуги по закону

Если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.

Проект указанного договора (далее – Проект) составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11. 2016 № 1156 и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров Проекта обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО Регоператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

В случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора Проекта потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.

Подписанный потребителем договор направляется Регоператору любым способом, позволяющим подтвердить их получение региональным оператором.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.

Если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению ТКО урегулированы полностью или частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в 10-дневный срок.

В том случае, если разногласия по проекту договора не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в 10-дневный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.

Если региональный оператор направил Проект с учетом урегулированных разногласий потребителю в 10-дневный срок, потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения.

4) Новые правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, которые вступают в силу с 1 января 2019 года (далее – Правила обустройства мест (площадок) по накоплению ТКО).

Отныне все места скопления твердых коммунальных отходов будут поставлены на учет, а также включены в схему размещения мест (площадок) накопления ТКО (ст. 13.4 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО, и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) по накоплению ТКО.

Реестр мест (площадок) накопления ТКО должен включать в себя следующие сведения: данные о нахождении места (площадки), о технических характеристиках места (площадки), о собственнике места (площадки), об источниках образования ТКО, которые складирууются в местах (на площадках).

Правилами обустройства мест (площадок) по накоплению ТКО установлено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленным законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (п. 3 указанных Правил).

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме (п. 13 Правил по обращению с ТКО).

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (абзац второй п. 13 Правил по обращению с ТКО).

Если в соответствии с законодательством РФ обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) с органом местного самоуправления (ОМС) на основании письменной заявки по установленной форме.

Подытоживая все вышеуказанное, сложно сказать, что новая коммунальная услуга проста, понятна и прозрачна. С достаточной уверенностью можно сказать только одно – новую коммунальную услуг почувствуют на себе все, кого затрагивают вопросы стоимости ЖКУ.

Плюсы от ее появления, на которые направлена политика государства: улучшение экологической обстановки в стране, улучшение механизмов вторичной переработки отходов – мы почувствуем очень не скоро.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...