Коммунальные услуги и соглашение о расторжении 44 фз

Содержание

Бывают ситуации, когда выполнить уже заключенный госконтракт невозможно. Если у заказчика и поставщика при этом нет претензий друг к другу, они могут договориться о расторжении контракта по соглашению сторон. Такую возможность им предоставляет закон № 44-ФЗ.

Как можно прекратить исполнение госконтракта

Федеральный закон № 44-ФЗ о госзакупках предусматривает несколько способов расторжения госконтракта:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • по инициативе заказчика;
  • по инициативе поставщика.

Чаще всего контракты прекращаются по обоюдному согласию сторон. Это самая простая процедура, которая не влечет за собой рисков ни для госзаказчика, ни для поставщика. По данным Минфина в 2018 году по такой схеме было расторгнуто более 441 тыс. заключенных государственных контрактов. Это почти 98% от числа всех расторгнутых договоров.

Когда госконтракт можно расторгнуть по соглашению сторон

В законе № 44-ФЗ нет перечня ситуаций, в которых госконтракт можно расторгнуть по обоюдному согласию сторон. Обычно такая процедура применяется, если:

Новые возможности поставщиков при расторжении контракта по Закону № 44-ФЗ (22.09.2021)

  • поставщик не может выполнить свои обязательства вследствие форс-мажорных обстоятельств (наводнение, войны, забастовки, санкции и т.д.);
  • истек срок контракта, а заказчик не выкупил весь заявленный объем товара;
  • у заказчика пропала необходимость в поставке товара, и поставщик согласен расторгнуть контракт без возмещения ущерба;
  • заказчик не получил из бюджета необходимое финансирование;
  • поставщик не может исполнить свои обязательства, а заказчик согласен отказаться от госконтракта.

ВАЖНО. Если контракт расторгается по обоюдному согласию сторон, то поставщик не попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Но если в соглашении о расторжении контракта не указать, что «обязательства сторон прекращаются, в том числе в части несения ответственности», то заказчик сможет взыскать неустойки в любое время, пока не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК РФ).

Как расторгнуть контракт по соглашению сторон

Закон № 44-ФЗ о госзакупках предусматривает возможность расторжения контракта по соглашению сторон, но никак не регламентирует данную процедуру. Поэтому в данном вопросе следует опираться на нормы главы 29 Гражданского кодекса, которая устанавливает общий порядок изменения и расторжения договоров.

В статье 452 ГК РФ сказано, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. То есть на бумаге или в электронной форме.

Текст соглашения может составить либо заказчик, либо поставщик. В документе следует указать:

  • реквизиты сторон,
  • причины расторжения госконтракта,
  • количество уже поставленного и оплаченного товара,
  • сроки возврата аванса или обеспечения (при необходимости),
  • отсутствие взаимных претензий.

Составитель соглашения подписывает его, ставит печать (при ее наличии) и направляет документ на подпись контрагенту. Контракт считается расторгнутым с момента его подписания обеими сторонами.

Размещение информации о расторжении контракта в реестре контрактов

Сведения о расторжении контракта заказчик направляет в Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС). В систему заносятся сведения о дате прекращения государственного контракта, основания для его расторжения, а также реквизиты соответствующего соглашения сторон.

ВНИМАНИЕ. Если поставщик нарушил обязательные условия сделки (сорвал сроки или поставил некачественный товар), то расторгнуть договор по согласию сторон нельзя. В таких случаях заказчик отказывается от сделки в одностороннем порядке или обращается в суд. Заказчик будет оштрафован и попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Последствия прекращения контракта по обоюдному согласию

Последствия расторжения контракта по согласию сторон регламентированы статьей 453 Гражданского кодекса. Главное последствие — отсутствие взаимных обязательств. А единственное требование, которое заказчик может предъявить поставщику, это исполнение гарантийных обязательств.

Отметим, что госконтракт нельзя расторгнуть частично. Об этом сообщало Минэкономразвития России в письме от 16.01.17 № Д28и-130. Поясним на примере. Больница заключила контракт на поставку медикаментов в несколько этапов. В определенный момент заказчик отказался принимать товар.

Он сослался на переизбыток товара на складе, и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Требовать это от поставщика заказчик не может. Заказчик обязан или продолжить исполнение контракта, или расторгнуть по соглашению сторон весь контракт и оплатить выполненный объем работ.

Читайте также:  Входит ли электричество в коммунальные услуги

Источник: www.buhonline.ru

Письмо Минфина России от 18.09.2020 № 24-03-08/82269 «О расторжении контракта, если у заказчика отпала необходимость в товаре, работе, услуге, а также об условиях и порядке расторжения поставщиком договора в одностороннем порядке»

Бесплатный вебинар: Обзор ключевых изменений законодательства о контрактной системе и о закупках, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, вступивших в силу с 01.07.2022

Минфин России, рассмотрев обращение Госкорпорации по вопросам применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), а также Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) в части исполнения и расторжения контракта (договора), в рамках компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, в том числе положений Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

В этой связи следует учитывать, что письма Минфина России и его структурных подразделений не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену таких норм, а содержащаяся в них позиция является мнением ведомства и не может рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Вместе с тем Минфин России считает возможным сообщить следующее.

В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, в случае если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом, такой контракт можно расторгнуть по соглашению сторон в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, при этом в случае фактического исполнения контракта в полном объеме заказчику необходимо оплатить поставщику (подрядчику, исполнителю) фактически поставленное количество товара, выполненный объем работ, оказанный объем услуг.

В части применения положений Закона № 223-ФЗ Минфин России сообщает, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, ГК РФ, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом № 223-ФЗ положения о закупке.

Законом № 223-ФЗ не регламентирован порядок исполнения, а также расторжения договоров.

Таким образом, заказчик вправе самостоятельно устанавливать в положении о закупке все условия, касающиеся заключения по результатам закупки договора, его исполнения и расторжения.

Учитывая изложенное, условия и порядок расторжения поставщиком договора в одностороннем порядке устанавливаются заказчиком в положении о закупке самостоятельно в соответствии с требованиями гражданского законодательства, Закона № 223-ФЗ.

  • Вид документа: Письмо
  • Орган власти: Министерство финансов РФ
  • Дата документа: Пятница, 18 Сентябрь 2020
  • Номер документа: 24-03-08/82269
  • Название документа: О расторжении контракта, если у заказчика отпала необходимость в товаре, работе, услуге, а также об условиях и порядке расторжения поставщиком договора в одностороннем порядке

Источник: zakupki-inform.ru

Расторжение госконтракта по соглашению сторон

Поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг для государства или местных органов власти достаточно непростой бизнес. И далеко не всегда все идет гладко. Часто возникает необходимость расторжения договора, заключенного между поставщиком и заказчиком.

В одной из предыдущих статей наши эксперты рассказывали, как расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Сегодня же речь пойдет о расторжении контракта по соглашению сторон.

Читайте также:  Входит ли плата за отопление в коммунальные услуги

Закон «О контрактной системе в сфере закупок» (44-ФЗ) допускает возможность расторжения контракта по соглашению сторон (часть 8 статьи 95). Давайте разберемся, в каких случаях это возможно.

Расторжение контракта по соглашению сторон — иногда это единственный выход из ситуации, когда одна из сторон не может исполнять свои обязательства. Например, заказчику больше не нужен товар или услуги. Или поставщик не может исполнить контракт из-за того, что производитель поднял цены или перестал выпускать нужную модель техники.

В таком случае соглашаться или не соглашаться на расторжение контракта — решать той стороне, которой предложили расторжение. На практике достигнуть соглашения о досрочном расторжении контракта достаточно сложно. Не стоит рассчитывать, что заказчик примет близко к сердцу проблемы поставщика и согласится расторгнуть контракт, смирившись с необходимостью провести закупку повторно. Тем более что за расторжение контракта по соглашению сторон без достаточных на то оснований заказчика, скорее всего, ожидают взыскания от вышестоящего начальства и контролирующих органов.

Если заказчик действительно заинтересован в получении товара, работ или услуг, ему необходимо расторгнуть контракт по своей инициативе в одностороннем порядке. В этом случае он может заключить новый контракт с участником, который занял в закупке второе место. Это позволит заказчику не проводить повторную закупку. Такой порядок предусматривает часть 17.1 статьи 95 закона «О контрактной системе в сфере закупок» (44-ФЗ).

В свою очередь, поставщик вряд ли заинтересован в расторжении контракта, если он уже потратил значительные средства на его исполнение. Например, закупил товар, материалы, комплектующие, нанял рабочих или арендовал технику.

Но на практике все же бывают такие ситуации, когда у заказчика отпала необходимость в получении товара, выполнении работ или оказании услуг. Или заказчик вполне может обойтись тем объемом товара (работ или услуг), который уже поставлен (выполнен, оказан) поставщиком. При этом поставщик не имеет возражений против расторжения контракта.

В таком случае можно расторгнуть контракт по соглашению сторон на основании части 8 статьи 95 закона «О контрактной системе в сфере закупок» (44-ФЗ). В случае если контракт частично исполнен, альтернативным вариантом может стать заключение дополнительного соглашения, уменьшающего объем подлежащего поставке товара (выполненных работ, оказанных услуг) и суммы контракта.

Не требуется расторжения контракта по соглашению сторон при досрочном исполнении поставщиком всех обязательств. Не требуется в этом случае заключения и каких-либо дополнительных соглашений. Заказчик после подписания акта приемки товаров, работ, услуг производит их оплату и вносит информацию об исполнении в реестр контрактов в ЕИС.

Не потребуется расторжение контракта по соглашению сторон также, если у компании-поставщика произошла реорганизацию юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения. В этом случае обязанности поставщика будет исполнять юридическое лицо, являющееся правопреемником компании-поставщика по контракту. Это предусмотрено частью 5 статьи 95 закона «О контрактной системе в сфере закупок» (44-ФЗ).

Банковские гарантии для поставщиков госзаказа

Большое количество предложений

Выгодные условия

Обращаем внимание поставщиков – несмотря на то, что после расторжения контракта, в том числе и по соглашению сторон, обязательства сторон прекращаются, окончание срока действия контракта не освобождает его стороны от ответственности за нарушение контракта. Такой порядок установлен частью 4 статьи 425 Гражданского кодекса РФ.

А это означает, что заказчик имеет право взыскать предусмотренную контрактом неустойку и после окончания сроков его действия в пределах срока исковой давности (3 года). Но начислять неустойку можно только до даты расторжения контракта, если только контрактом не было предусмотрено что обязательства сторон не прекращаются после окончания срока действия контракта. Например, в случае гарантийных обязательств поставщика.

И в заключение скажем несколько слов о риске попадания в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Расторжение контракта по соглашению сторон на основании ч.8 ст. 95 закона «О контрактной системе в сфере закупок» (44-ФЗ) исключает вероятность включения информации о поставщике в РНП. Такая возможность не предусмотрена частью 2 статьи 104 закона 44-ФЗ.

Подпишитесь на нашу группу «ВКонтакте». Больше информации о закупках. Видео, юмор, и многое другое!

  • «Антивирусные» изменения в 44-ФЗ и другие законодательные акты
  • Изменения в 44-ФЗ. Второй оптимизационный пакет.

Источник: kb52.ru

Одностороннее расторжение контракта. Алгоритм для заказчика и поставщика

В 2022 году поставщики наравне с заказчиками получили право в одностороннем порядке отказываться от исполнения контракта. С июля вступила в силу новая редакция статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Согласно этой статье, процедура одностороннего расторжения перешла в электронный вид. Бумажная форма сохранилась только для отдельных закупок.

К ним относятся закрытый конкурс или аукцион, закупки у едпоставщика, за исключением закупок «с полки» по части 12 статьи 93, закупки по решению Правительства, закупки на территории иностранного государства. Алгоритм одностороннего расторжения контракта с указанием сроков смотрите в сводной таблице.

Читайте также:  Кто взыскивает задолженность за коммунальные услуги

Алгоритм одностороннего расторжения контракта с июля 2022 года

В чем плюсы электронного расторжения в ЕИС

Возможность разместить электронный отказ в личном кабинете ЕИС значительно ускорила процесс исполнения обязательств, особенно в случае, когда недобросовестный поставщик неоднократно обещает доделать работы или скрывается от вручения почтовых уведомлений (решение Липецкого УФАС от 02.06.2022 № РНП-48-70м/2022).

Заказчика не привлекут к ответственности за ненаправление поставщику одностороннего отказа по почте или за расхождение в сроках отправки бумажного и электронного уведомления. Кроме того, исключена ситуация, когда поставщик и заказчик одновременно направляют друг другу решения об одностороннем расторжении.

Ошибки заказчиков и меры ответственности за них при одностороннем расторжении

Ошибка 1. Нарушать сроки. Заказчик обязан направить информацию о расторжении в Казначейство в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). За неразмещение или просрочку размещения сведений в реестре контрактов заказчика привлекут к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 КоАП — штраф 15 тыс. руб. или по части 2 статьи 7.31 КоАП — 20 тыс. руб.

Также заказчик обязан направить сведения о включении поставщика в РНП в течение двух рабочих дней с даты вступления в силу решения об одностороннем отказе любой из сторон. При этом дополнительно держать на контроле появление документа от поставщика в ЕИС. За нарушение заказчика привлекут к ответственности по части 2 статьи 7.31 КоАП или по части 1 статьи 19.7.2 КоАП — штраф 15 тыс. руб.

Ошибка 2. Неправомерно расторгать контракт при отсутствии правовых оснований. Заказчика привлекли к ответственности по части 6 статьи 7.32 КоАП за то, что не отменил решение о расторжении контракта, хотя исполнитель в течение 10 дней исправил нарушение. Дело было так: заказчику нужны были транспортные услуги на майские праздники.

Исполнитель ответил, что не сможет предоставить необходимое количество транспорта в указанный период. Тогда заказчик решил не рисковать и в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта. Но в установленный законом срок исполнитель все-таки нашел машины и сообщил об этом заказчику (решение Татарстанского УФАС от 19.05.2022 № АЯ-04/6564).

Из практики. Отказ от приемки может обойтись в 50 тысяч рублей

Заказчик отказался принимать товар и расторг контракт на поставку моноблоков из-за того, что поставщик не представил документы, подтверждающие производство товара на территории Российской Федерации. При проведении аукциона постановление № 878 не применялось. Это подтвердил сам заказчик. Товар отсутствовал в реестре радиоэлектронной продукции.

Комиссия ФАС отметила, что какие-либо недостатки в документах к товару, не относящиеся к самому товару, не свидетельствуют о том, что непосредственно характеристики не соответствуют условиям контракта. Кроме того, в ЕИС содержалась информация об опыте успешного исполнения поставщиком 173 госконтрактов. Заказчика привлекли к ответственности по части 6 статьи 7.32 КоАП и наложили штраф в размере 50 тыс. руб. (решение ФАС от 04.02.2022 по делу № 22/44/104/55ГОЗ).

Антимонопольная практика в этом случае неоднозначна. В ряде дел контрольные органы не наказывают заказчиков за неуместный односторонний отказ (решения Смоленского УФАС от 06.06.2022 № 67-75/2022, Бурятского УФАС от 09.06.2022 № 003/06/104-483/2022).

Ошибка 3. Бездействовать. Еще одна категория дел связана с бездействием заказчика, которое повлекло невозможность исполнения контракта. Нарушение квалифицируется контролерами по части 7 статьи 7.32 КоАП и влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, но не менее 30 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до двух лет.

Из практики. Незаключенное допсоглашение на работы сорвало исполнение контракта

Заказчик закупал работы по ремонту пешеходного моста. На этапе формирования аукционной документации в локально-сметном расчете заказчик не предусмотрел возможность замены деревянных балок мостового сооружения. А после выявления необходимости выполнения дополнительного объема работ заказчик не предпринял никаких действий, чтобы заключить с подрядчиком дополнительное соглашение завершить исполнение контракта (решение Ярославского УФАС от 18.03.2022 по делу № 05-03/50П-22(76-26)).

Из практики. Неверно составленный мотивированный отказ от приемки привел организацию заказчика в Прокуратуру

При приемке оказанных услуг по удалению зарослей борщевика заказчик выявил неполное исполнение контракта. Составил мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки, но упустил одну важную деталь. Забыл указать в документе о приемке сроки устранения исполнителем недостатков, а также дату повторной приемки. Прокуратура провела проверку, в ходе которой выявила нарушения порядка расторжения контракта и возбудила административное дело в отношении должностного лица заказчика по части 2 статьи 7.31 КоАП (решение Тульского УФАС от 16.06.2022 по делу № 071/06/104-484/2022).

Источник: www.stav-zakupki.ru

Рейтинг
Загрузка ...