Жилищно-коммунальная сфера – это одна из сложных и крупных отраслей городского хозяйства, эффективность функционирования, которой отражается на комфорте и благоустройстве жизни населения. На основе статистической информации, в статье, проводится анализ текущего состояния жилищного фонда, его инженерных коммуникаций, рассматриваются проблемы его функционирования.
Как показывает исследование, ЖКХ по-прежнему является жестко администрированной, убыточной, с отсутствием условий конкуренции. В повышении эффективности функционирования ЖКХ заинтересованы не только российские граждане, пользующиеся ее услугами ежедневно, но и органы государственной власти. Поэтому одной из задач исследования являлось изучение изменения нормативно-правовой базы функционирования жилищно-коммунального хозяйства после реформирования отрасли в девяностые годы. Автор рассматривает необходимые изменения и дополнения в нормативно-правовое регулирования для решения проблемы высокой изношенности основных фондов.
Коммунальные услуги, многотарифные счетчики, решение проблем и советы
1. Петрук Г.В., Устич И.С. Обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства на материалах предприятий Амурской области // Фундаментальные исследования. 2014. №6-7. С. 1464-1468.
2. Министерство регионального развития [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.minregion.ru/ Дата обращения 10.05.15
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru/ Дата обращения 15.05.15
4. Государственная корпорация – фонд содействия реформированию ЖКХ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fondgkh.ru/ Дата обращения 15.05.15
5. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/ Дата обращения 29.05.15
6. Коллекторское агентство АО «Секвойя кредит консолидейшн» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.sequoia.ru/info/publication/876/ Дата обращения 20.05.15
Эффективность функционирования жилищно-коммунального хозяйства во все времена затрагивала большую часть населения нашей страны. До 1992 г. государство несло ответственность за сохранение переданного ему в управление жилищного фонда. Перестройка внесла свои коррективы в имущественные отношения ЖКХ, в результате которых государство избавилось от бремени ответственности перед собственниками жилых и нежилых помещений. Генеральной целью преобразований в данной сфере выступает повышение эффективности ее функционирования, перевод отрасли на рельсы рыночных отношений.
С целью регулирования жилищно-коммунального хозяйства во времена перестройки была создана нормативно-правовая база, включающая ряд законов, которые появились только при формировании частной собственности. Принятые законы позволили:
- создать рынок жилья;
- разделить полномочия;
- провести передачу объектов жилья и коммунальных услуг в муниципальную собственность, а затем в частную собственность;
- создать условия для появления субъекта рыночного спроса на ЖКУ.
В 2004 году был принят новый Жилищный кодекс РФ, отвечающий требованиям времени и сформировавшейся правовой, экономической и политической ситуации. Жилищный кодекс РФ дал возможность:
КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ВО ВРЕМЯ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
- четко разграничить объем полномочий органов государственной власти в области регулирования жилищных правоотношений, определить круг их обязанностей;
- определить структуру жилищного фонда РФ и виды жилых помещений;
- сформировать процедуру перевода помещений из одной категории в другую;
- прописать права и обязанности собственников жилых помещений;
- ввести понятие «общее имущество собственников в многоквартирном доме»;
- прописать обязанность по выбору собственниками способа управления домом.
Все эти годы деятельность федеральной власти была нацелена на формирование трех рынков, взаимосвязанных друг с другом: коммунальных услуг, жилищных услуг и жилищного фонда.
Целью данного исследования является изучение состояния жилищного фонда, и рассмотрение вопросов связанных с принятием мер по его восстановлению.
Одной из основных проблем, тормозящих развитие рыночных отношений в ЖКХ, является высокий износ основных фондов, который, по оценкам Министерства регионального развития, по отдельным объектам коммунального хозяйства составляет 60%, а в некоторых муниципальных образованиях — 70-80% и увеличивается на 2-3% в год. Следствием высокой степени износа оборудования является то, что удельные эксплуатационные затраты российских предприятий ЖКХ в 3-4 раза выше, чем в Европе [2].
Жилищный фонд является основным элементом инфраструктуры, предназначенным для удовлетворения потребностей населения в жилье. В соответствии со ст.19 п.1 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд представляет собой «совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации», однако к нему так же относится и общедомовое имущество.
В настоящее время структура жилищного фонда Российской Федерации по формам собственности резко отличается от его структуры начала 90-х гг. прошлого столетия.
Данные Федеральной службы государственной статистики [3] свидетельствуют, что происходит неуклонный рост жилья, находящегося в частной собственности (табл.1).
Таблица 1 — Структура жилищного фонда Российской Федерации.
Ветхий и аварийный фонд с 1990 года увеличился на 70%. Это обусловлено тем, что по сравнению с советскими временами в стране значительно снизилась работа по строительству новых домов. В России продолжает складываться тенденция по сохранению старого фонда вместо его сноса и строительства нового.
Это связано со сложностью и затратностью переселения владельцев жилых и нежилых помещений. Согласно сведеньям Федеральной службы государственной статистики 93,9 млн. м 2 или 2,83% всего жилищного фонда находятся в аварийном или ветхом состоянии (табл. 2).
Таблица 2 — Ветхий и аварийный жилищный фонд.
весь ветхий и аварийный жилищный фонд, млн. м2
удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда, процентов
Следует отметить, что приведенные данные статистики с 2007 по 2013 годы свидетельствуют об общем росте уровня оборудования видами инженерного благоустройства, что вызвано, главным образом вводом вновь построенных жилых домов со 100% оборудованием видами коммуникаций. В настоящее время, ветхое и аварийное жилье в основном составляют малоэтажные дома, однако через 10-20 лет таковыми станут и многоэтажные дома, в которых значительно больше квадратных метров. Принятые государством меры, в частности внесение в Жилищный кодекс РФ раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», направлены на предотвращение износа жилищного фонда.
Общий объем финансирования программ по расселению из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на 2013-2017 годы составляет 183,4 млрд. рублей. В целом по Российской Федерации в течение 2014 года по состоянию на 1 января 2015 года расселено 2 904,00 тыс. кв. метров аварийного жилья, переселено 184,21 тыс. человек. [3].
Общий объем финансирования программ капитального ремонта из средств Фонда на 2014-2015 годы составляет 11,1 млрд. рублей, в том числе 7,1 млрд. рублей на 2014 год, что позволит отремонтировать 7 364 дома.
Аварийный и ветхий жилищный фонд признан таковым из-за физического износа в процессе его эксплуатации. В целом, техническое состояние дома и уровень благоустройства влияет на комфортность жилищ и техническую доступность коммунальных услуг для потребителей. В среднем по России доля комплексно благоустроенного жилья (оборудованного одновременно водопроводом, водоотведением, отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами) составляет 54,57%. К концу 2013 г. она увеличилась по сравнению с 2005г. на 4 процента [3].
Таблица 3 — Уровень благоустройства водоснабжением на конец 2013 года (в кв.м.).
ВОДОСНАБЖЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
Число населенных пунктов, имеющих водопроводы (на конец года):
в процентах от их общего числа
сельских населенных пунктов
в процентах от их общего числа
Уличная водопроводная сеть, нуждающаяся в замене, тыс.км
в процентах ко всему протяжению
Число аварий водопровода, тыс.
Как мы видим из табл. 3, городские населенные пункты обеспечены водопроводной сетью на 100%, в отличие от сельских населенных пунктов, оборудованных к 2013 году 32% водопроводных коммуникаций. С каждым годом увеличивается количество километров водопроводных сетей, требующих замены. При этом, в их число также входят трубы, у которых не закончился эксплуатационный гарантийный срок. Что говорит о применении некачественных материалов и ненадлежащем контроле надзорных органов.
Однако, по данным Росстата, число аварий водопровода ежегодно сокращается. Соответственно мониторинг состояния инженерных коммуникаций производится в плановом порядке, что приводит к положительным результатам.
Относительно благоустройства жилищного фонда канализационными сетями (таблица 4), можно сделать аналогичные выводы. Так, сельские населенные пункты по сравнению с городскими слабо оборудованы канализацией.
Таблица 4 — Уровень благоустройства канализацией на конец 2013 года (в кв.м.).
КАНАЛИЗАЦИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
Число населенных пунктов, имеющих канализацию (на конец года):
городов в процентах от их общего числа
сельских населенных пунктов в процентах от их общего числа
Использование мощности очистных сооружений канализации — всего, процентов
Установленная пропускная способность очистных сооружений — всего, тыс. м 3 в сутки
Уличная канализационная сеть, нуждающаяся в замене, тыс.км
Число аварий канализации, тыс.
Стоит отметить, что значительно разнится число сельских населенных пунктов, имеющих водопровод и канализацию. Судя по данным Росстата, воде, протекающей в сельских населенных пунктах некуда выливаться. Это говорит о том, что возле домов, канализационная сеть нецентрализованная, а значит не проходит через очистные сооружения, соответственно, вредит окружающей среде и вызывает опасность возникновения аварийных ситуаций.
Вместе с тем, процент использования мощности очистных сооружений снижается, наряду с тем, что пропускная способность очистных сооружений увеличивается. Таким образом, напрашивается вывод об иррациональном использовании мощностей очистных сооружений. Что касается уличной канализационной сети, то потребность в ее замене растет наряду со снижением количества аварий.
Что касается благоустройства тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении и отопительных котельных, то их количественные показатели растут. Вместе с тем растет необходимость в замене сетей и в снижении потерь тепла.
Исходя из уровня благоустройства жилищного фонда, на 1 января 2012г. численность населения, проживающего в необорудованном водоснабжением жилье, оценивается в 29,2 млн. человек, водоотведением — 34,9 млн. человек, отоплением — 22,2 млн. человек, горячим водоснабжением — 47,1 млн. человек [4].
Основной проблемой ЖКХ остается изношенность основных фондов. За период 2003-2009 гг. всего по Российской Федерации за счет всех источников финансирования отремонтировано более 219,3 млн. кв. м общей площади жилищного фонда. Иначе говоря, общая площадь капитально отремонтированных жилых домов в 2008 г. превысила, а в 2009 г. практически достигла величины используемого стандарта объема ремонта — 2% площади в год [5]. Таким образом, меры по восстановлению жилищного фонда принимаются, однако государство не способно полностью решить эту проблему.
Вместе с тем, без государственной финансовой поддержки собственники жилых помещений не в состоянии накопить средства на проведение капитального ремонта. Стоит так же отметить, что ранее без рычага давления по сбору средств на капитальный ремонт, который сейчас прописан в Жилищном кодексе РФ в ст. 169, многие собственники отказывались вносить оплату за эту статью, так как она не являлась обязательной.
Таким образом, долгие годы жилищный фонд остается без проведения планового капитального ремонта. Весте с тем, при задержке сроков его проведения остаточная долговечность объектов снизится и впоследствии придется затратить значительно больше средств, чтобы ее обеспечить.
Озвученные проблемы являются далеко не единственными. Если порядок проведения капитального ремонта законодатель четко определил в ЖК РФ, то с текущим ремонтом возникают существенные проблемы. Проведение текущего ремонта входит в обязанности управляющей компании. Согласно ст.
44 Жилищного кодекса, решение о проведении текущего ремонта должно решаться на общем собрании собственников. Таким образом, если собственники сами не инициировали проведение собрания по утверждению графика и перечня работ по ремонту многоквартирного дома, управляющая организация вправе действовать в интересах дома без проведения общего собрания.
Поэтому из-за пассивности людей, управляющие организации самостоятельно решают когда, как и по какой цене проводить ремонт на доме. В этом заключается одна из проблем ухудшения технического состояния дома, последовавшая за некачественным предоставлением услуг по ремонту дома. Если отработать механизм проведения общего собрания по текущему и капитальному ремонту, жильцам будет проще самостоятельно принимать решения о выборе подрядчиков. Урегулирование этого вопроса позволит повысить контроль над состоянием жилого фонда.
По мнению автора, еще одним решением проблемы износа жилищного фонда может стать создание условий по развитию предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Малый бизнес стремится работать в сфере ЖКХ, которая очень перспективна для развития предпринимательства. Ежегодный оборот отрасли ЖКХ на сегодняшний день составляет примерно 4 трлн рублей, что даёт 7% ВВП. Объём капитальных вложений — это 8% выручки регулируемых организаций, или порядка 291 млрд рублей [5].
Вместе с тем, нерешительность бизнеса к переходу на рыночные взаимоотношения со сферой ЖКХ вызвана системными проблемами отрасли [1]:
- дотационность (нерентабельность бизнеса);
- налогообложение;
- отсутствие приемлемых условий кредитования;
- коррупция;
- неэффективная тарифная политика. Преобладание политической мотивации над экономической целесообразностью при установлении тарифов.
Таким образом, рынок ЖКХ остаётся одним из самых отстающих в России с точки зрения привлечения частного капитала. Чтобы изменить ситуацию в отрасли, российские власти решили развивать механизм государственно-частного партнёрства. В ближайшее время правительство планирует улучшить инвестиционный климат в отрасли за счёт прогнозируемого регулирования тарифов и привлечения банковских кредитов.
Сложность привлечения инвесторов — это высокий процент просрочки по оплате услуг ЖКХ, а, следовательно, непредсказуемость финансовой модели. По аналитическим данным [6], по итогам 2013 г. просроченная задолженность населения за поставленные коммунальные услуги в России достигла 259 млрд. руб., то есть выросла на более чем 27%.
В итоге долги граждан за коммунальные услуги занимают второе место в «долговом» списке России после банковских займов (440,3 млрд. руб. просрочка). Причиной уже традиционного роста уровня просроченной задолженности населения за коммунальные услуги стало сразу несколько совокупных факторов. В первую очередь это низкий уровень платёжной дисциплины. Такие настроения зачастую возникают потому, что цена и качество предоставленных услуг несопоставимы, что приводит к нежеланию потребителей их оплачивать. Во-вторых, влияние оказывает ежегодный рост тарифов: на протяжении последних нескольких лет тарифы за коммунальные услуги стремительно растут, в несколько раз опережая темпы роста уровня инфляции в стране.
Таким образом, государству стоит уделить внимание на качестве предоставляемых услуг в сфере ЖКХ. Совершенствование регулирования деятельности в сфере управления многоквартирными домами посредством лицензирования деятельности управляющих организаций и обязательное раскрытие информации призваны бороться со сформировавшейся долговой ситуацией.
Пока кроме формирования класса собственников жилья и некоторого прогресса в развитии жилищного самоуправления, позитивные процессы в сфере ЖКХ протекают крайне медленно.
На сегодняшний день активно развиваются конкурентные отношения между предприятиями, управляющими и обслуживающими жилищно-коммунальное хозяйство. В частности, управляющие компании и фирмы-подрядчики, выполняющие ремонт жилого фонда, выбираются на конкурсной основе. Сложнее, обстоит дело с конкурентными отношениями в отраслях жилищно-коммунального хозяйства, привязанных к инженерным сетям, в которых действуют субъекты естественных локальных монополий. В связи с этим, привлекать частные инвестиции, стимулировать конкуренцию в этой сфере без государственной поддержки весьма проблематично.
Для решения актуальных проблем жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время на федеральном уровне органами исполнительной и законодательной власти ведется работа над нормативно-правовыми актами, направленными на решение проблем ЖКХ.
Тем не менее, остается необходимость дальнейшего совершенствования нормативной базы, обеспечивающей условия для реализации модернизационных проектов в сфере ЖКХ, которые являются коммерчески выгодными.
Для того чтобы жилищно-коммунальная сфера стала привлекательной для инвесторов необходимо, прежде всего, выстроить систему долгосрочного тарифного регулирования, создать условия для реализации долгосрочных инвестиционных программ и принять дополнительные меры стимулирования частного бизнеса. Например, для привлечения инвестиций в эту сферу необходимо использовать такие распространенные инструменты, как налоговые льготы, субсидирование ставок по кредитам на модернизацию ЖКХ и другие. Параллельно надо отказываться от механизма дотаций предприятиям ЖКХ. Дотации нужно переводить в плоскость адресных персонифицированных субсидий гражданам. Надо менять подходы к тарифной политике.
Кроме этого, нужно радикально усиливать ответственность и повышать прозрачность работы чиновников и управляющих компаний в сфере ЖКХ.
Учитывая социально-экономическое положение основной части населения страны, ценовую ситуацию на жилищном строительном рынке, а также объемы имеющегося жилищного фонда и его техническое состояние, можно сделать вывод, что в ближайшей перспективе приоритетное место в комплексе воспроизводственных мероприятий по продлению жизненного цикла жилых зданий должен занимать капитальный ремонт. Таким образом, решение жилищной проблемы должно идти как по пути нового строительства, так и параллельно, посредством повышения качества построенного, эксплуатируемого жилищного фонда через проведение капитального ремонта.
Источник: eduherald.ru
Возможные пути решения проблем предприятий жилищно-коммунального хозяйства в условиях недостаточного бюджетного финансирования
В результате обследования ряда муниципальных предприятий коммунального хозяйства (МПКХ) Российской Федерации, проведенных нашими специалистами, у компании сложилась картина типовых проблем МПКХ, среди которых можно выделить:
· устаревшие, а чаще отсутствующие технологии и оборудование, и устаревшие неэффективные системы транспортировки воды и тепла к потребителям, с применением которых зачастую ранее подготовленные вода и тепловая энергия вновь перестают соответствовать качественно-количественным нормативам;
· вынужденное применение временно согласованных санитарных норм питьевого водоснабжения, превышающих нормативы СанПиН, как следствие невозможности муниципальных предприятий обеспечить потребителей качественной водой;
· затратность производства тепла и воды, как следствие отсутствия средств для проведения модернизации имеющейся инфраструктуры муниципальных предприятий;
· недостаточность объема услуг из-за недофинансирования;
· отсутствие устойчивости, и как следствие -стабильности оказания услуг (по той же причине);
· вынужденный рост тарифов для потребителей, что является следствием затратности эксплуатации;
· кадровый «голод», который является следствием низкой оплаты труда в отрасли;
· нерыночные методы управления МПКХ, как следствие псевдосоциальной ориентированности руководства муниципалитетов;
· низкая санитарно-эпидемиологическая безопасность населения, вызванная действием комплекса указанных выше причин.
Серьезный бизнес практически не рискует идти с масштабными инвестициями в существующую инфраструктуру, при сложившейся ситуации с неустойчивыми и политизированными принципами формирования тарифов для населения.
Выбор современных технологий теплоснабжения и водоснабжения, применительно к ЖКХ
Современные технологии и оборудование позволяют в большинстве случаев резко снизить затратность производства и транспортировки тепла и воды к потребителям, при этом обеспечив необходимое качество этих услуг.
Однако основой правильного выбора технологии должно быть предварительное обследование коммунальных систем. Это особенно эффективно на предпроектной стадии для вновь планируемых к строительству или реконструкции объектов, а также перед предстоящим акционированием муниципальных унитарных предприятий. Безусловно, предварительная работа по обследованию в каждом конкретном случае позволяет минимизировать затратную часть проектов и повысить их эффективность.
Как нет одинаковых людей, так нет и одинаковых городов, и коммунальных систем. А это значит, что не может быть типовых решений. В каждом конкретном случае необходимо сначала диагностировать, а только потом эффективно «лечить».
Однако, при отсутствии средств у муниципалитетов и недооценке проблемы здоровья нации, проблемам коммунальной инфраструктуры уделяется минимальное внимание. Объяснения у всех свои: Муниципалитет сетует на отсутствие средств и возможный рост тарифов, который станет, по их мнению, непосильным для населения, застройщик объясняет недооценку проблемы нежеланием удорожать стоимость квадратного метра. В итоге потребитель не получает качественной услуги, хотя и платит за нее.
Есть и дополнительные проблемы на пути оказания качественных коммунальных услуг. В частности следующие.
Последствия акционирования МУП без финансового оздоровления
Простой юридический анализ показывает нам несколько сценариев развития ситуации.
Вариант 1. Предположим, муниципалитет хочет стать 100%-ым владельцем акций нового акционерного общества (АО). Что произойдет?
1. Снятие ответственности с Администрации муниципального образования за долги и деятельность нового Общества;
2. Необходимость для АО изыскивать собственные источники финансирования;
3. Необходимость (но и, к сожалению, невозможность) грамотного менеджмента.
Без соблюдения подобных условий вновь образованное АО рискует практически мгновенно стать банкротом. Как следствие — введение антикризисного управления, распродажа имущества за долги, приход нового собственника, ориентированного не совсем на те цели и задачи, которые необходимы потребителю, работникам бывшего муниципального предприятия и самому муниципалитету.
Вариант 2. Муниципалитет хочет переложить функции оказания жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) на плечи частной компании.
Здесь уже кое-где есть опробованные методы: аренда и концессия муниципального имущества.
Однако, мы не видим принципиальной разницы между МУП, арендатором или концессионером в форме реальных взаимоотношений с собственником коммунальной инфраструктуры, то есть с Администрацией. Да, юридически отличия есть, но системно, с точки зрения целесообразности сохранения затратной идеологии структуры производства ЖКУ, отличий нет. Кроме того, концессия ставит целью создание имущества без привязки к экономическим и качественным показателям. А ведь для потребителя важны как раз не метраж трубы или количество фильтров и котлов, а стоимость, стабильность и качество услуги.
ЖКХ — это не ресурсодобывающие отрасли, в которых концессия — выгодный бизнес для обеих сторон. А изменчивость законодательства в сфере ЖКХ, отсутствие четких «правил игры» просто вынуждают разумного управленца-арендатора или концессионера жить сегодняшним днем.
Есть еще одна важная проблема — имущественная. В настоящее время имущество не находится в собственности муниципальных предприятий. Им владеет муниципалитет, но, как правило, он не знает, чем именно владеет. Следовательно, процесс преобразований МУП в АО невозможен без скрупулезного учета имущественной инфраструктуры. К сожалению, процессы оценки имущества в муниципалитетах практически не ведутся по причине отсутствия средств и непонимания сложности указанной процедуры.
Таким образом, налицо новые проблемы для муниципалитета:
· определить состав имущества, которое будет включено в уставный капитал АО;
· провести оценку стоимости имущества, включенного в уставный капитал;
· определиться с пакетом участия муниципального образования в АО;
· определиться с целями и задачами вновь создаваемого АО;
· определить для нового общества стратегические задачи.
Исходя из экспертных оценок объема инвестиций, например, в Водоканал среднего российского города с миллионным населением (от 800 тыс. до 1,2 млн долл. США только в период инвентаризации и технического процесса преобразования МУП в АО), мы делаем вывод о практической нереальности для бюджетов большинства муниципальных образований эффективных преобразований существующих МУП.
К сожалению, оценка ситуации показывает, что руководители существующих МУП и муниципальных образований в подавляющем большинстве не представляют сложности и масштабности предстоящих преобразований, не видят способов реализации поставленных перед ними задач.
Ясно, что сроки акционирования при неготовности муниципалитетов не могут быть выдержаны. И это также является препятствием на пути инвестирования в ЖКХ.
Тарифообразование как системная ошибка
Ранее принятый Закон (Федеральный закон № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса») позволял муниципалитетам устанавливать тарифы на холодное водоснабжение и канализование, вывоз мусора и определять инвестиционные надбавки к тарифам на тепло-, водо- и электроснабжение. При этом срок установления тарифов и надбавок мог превышать один год и устанавливаться на весь период окупаемости инвестиций. В Законе четко оговаривались функции органов власти всех уровней, в том числе и по регулированию процесса тарифообразования, и по контролю за ним. В результате понятности властных полномочий и декларированной стабильности многие серьезные инвесторы уже пошли в ЖКХ для реализации, совместно с муниципальными властями, проектов реконструкции и нового строительства объектов и коммуникаций. Положения Закона № 210-ФЗ должны были вступить в силу с 1 января 2006 г.
В течение 2005 г. Правительство и депутаты наблюдали, как муниципалитеты и региональная энергетическая комиссия готовятся к наступлению 2006 г.
Естественно, в ожидании Инвесторов, муниципалитеты, в которых работают дальновидные руководители, постарались привести тарифы к более или менее реальным значениям, отражающим не политическую, а экономическую составляющую тарифов. То есть — повысить тарифы до уровня экономической целесообразности деятельности предприятий ЖКХ.
В то же время, Правительством не были выполнены обязательства по разработке и утверждению единой методики расчета тарифов, разработке правил и определению порядка взаимодействия участников процесса тарифообразования, а также методики проверки и контроля.
Остановить инфляцию? Стремление Правительства достичь временного ограничения темпов роста инфляции за счет внесения поправок в 210-й Закон понятно, но не является верным в перспективе. Принятые поправки к указанному закону дают возможность кратковременно ограничить рост коммунальных тарифов для населения, но отторгают от ЖКХ инвесторов и ставят страну перед необходимостью изыскивать, по оценкам экспертов, более чем 20 млрд долл. США только на оздоровление ситуации с водоснабжением и канализованием. В сфере тепло- и электроснабжения эти цифры еще больше.
Кроме этого, попытка остановить (уменьшить) темп роста инфляции, предпринятая Правительством, по меньшей мере, затрудняет выполнение второй задачи Правительства: удвоение ВВП. ЖКУ, как любой другой продукт, являются одной из его (ВВП) составляющих.
Привлечь в ЖКХ инвестиции? Внесенные Законом № 184 от 26 декабря 2005 г. поправки в ФЗ № 210 привели также к проблемности планирования и реализации долгосрочных проектов (а в ЖКХ быстро окупаемые проекты практически отсутствуют — прим. авт.), и снижению активности частных инвесторов в отрасли, вследствие малопривлекательности рынка ЖКУ для инвестиций. Консервируется существующая ситуация в ЖКХ (убыточность, дотационность, низкое качество или нехватка ЖКУ).
При этом тарифы все равно будут расти в пределах устанавливаемых индексов, но рост тарифа без улучшения услуги — еще более необъясним для потребителя (населения), чем сниженный темп роста тарифа с видимыми последствиями улучшения и перспективой снижения тарифа по факту завершения инвестиционного процесса.
Интересные факты:
1. в 11 из посещенных муниципальных образований специалистами нашей организации в январе-марте 2006 г. тарифы возросли на максимальный индекс! В двух — на 15% вместо разрешенных 20%, по причинам исключительно популистским, а не экономическим…
2. инфляция за I квартал 2006 г. оценена г-ном Г. Грефом в 5,2%. Для сравнения — инфляция за тот же период 2005 г. — 5,3%. Правда, потом появились скорректированные данные о 5% инфляции.
Затратный метод. Остановить рост тарифов при существующей системе их образования (затратный метод) невозможно без дополнительных дотаций в ЖКХ конкретным предприятиям, недополучающим денежные средства не только на реконструкцию, но и на поддержание инфраструктуры в жизнеспособном состоянии. Затратный метод тарифообразования не стимулирует предприятия ЖКХ вообще заниматься реконструкциями и повышением надежности, то есть, чем хуже — тем лучше.
Следствием сложившейся ситуации станет то, что с принятием поправок, возможно, незначительно снизится темп инфляции, но заморозится существующая ситуация в ЖКХ. Сколько времени потребуется на понимание сути стратегического заблуждения, сказать трудно. Видимо, до наступления системного кризиса, или до появления Государственной программы, аналогичной ныне объявленным. Но для этого придется всем миром объяснять малоперспектив-ность принятого в спешке решения.
Факты. На VII Всероссийском форуме, состоявшемся в марте 2006 г. (г. Москва), депутат Государственной Думы г-н М. Шаккум в своем выступлении отметил, что поспешное решение о введении предельных индексов осложнило ситуацию для муниципалитетов и предприятий МПКХ. А министр финансов г-н Кудрин недавно открыто заявил, что рост тарифов не влияет на инфляцию, поскольку инфляция имеет исключительно монетарную основу. То есть, зависит от избыточности денежной массы, образующейся за счет роста мировых цен на нефть и газ, и активизации налоговых органов, что дает государству возможность тратить больше и способствовать инфляционным процессам.
Муниципалитеты в стороне. Не дает пока возможности влиять на тарифное регулирование и закон о местном самоуправлении. Закон о местном самоуправлении затрудняет возможности раздробленных муниципалитетов по оказанию влияния на процесс тарифообразования (за исключением ряда оставленных им функций, например, по присоединению к сетям).
Процесс передачи функций низовых муниципальных образований (МО) наверх уже происходит, но займет определенное время. После укрупнения возможностей вновь образованных МО на каком-то уровне (районный дореформенный, межрайонный; возможно — областной) можно будет вести речь об экономическом влиянии местного самоуправления посредством делегированных прав. Естественно, как любое делегирование, влияние это ожидается на уровне влияния рядового избирателя на депутата, например, Государственной Думы.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что без грамотных инвестиций в ЖКХ невозможно ожидать естественного, а не принудительного снижения или остановки темпов роста тарифов для потребителей, а серьезные инвестиции в ЖКХ страны невозможны без точных и на длительный период установленных правил взаимоотношений Государства и бизнеса в этой сфере.
Что делать? Таким образом, для формирования адекватной, обоснованной системы тари-фообразования, необходимо следующее.
1. Правительству следует выполнить требования ст. 4 п. 1 ФЗ № 210 от 30 декабря 2004 г. по разработке и утверждению единой методики расчета тарифов, разработке правил и определению порядка взаимодействия участников процесса тарифообразования, а также методики проверки и контроля. И все это — на длительную перспективу.
2. После разработки и утверждения ясных и конкретных правил работы всех уровней власти, можно будет объективно оценить сложившуюся ситуацию с тарифообразованием в стране. При гарантиях стабильности условий и правил в отрасли, инвестиции в ЖКХ неизбежны. Тем более, что инвестиционную составляющую, как правило, вполне можно изыскать в существующих тарифах на ЖКУ.
3. Правительство, видимо, должно понять, что лучшим и наиболее объективным регулятором процесса тарифообразования является само население, которое избирает муниципальное руководство и вправе требовать от него как соблюдения качественно-количественных показателей ЖКУ, так и регулирования стоимости ЖКУ.
Что можно и нужно делать уже сейчас!
Наша компания, совместно с лизинговыми компаниями и финансовыми структурами, предлагает, на наш взгляд, перспективный путь решения проблем муниципальных образований по техническому перевооружению.
В первую очередь — мы предлагаем создание новых АО, которые, при полной самостоятельности хозяйственной деятельности, технически будут включены в технологическую цепочку существующей инфраструктуры оказания услуг потребителям.
Во вновь образованное ОАО мы считаем, безусловно, необходимым вхождение администрации муниципального образования не менее чем блокирующим пакетом акций. При этом, в АО входит Управляющая компания, которая возьмет на себя ответственность за менеджмент и финансовые результаты вновь созданного АО.
При таком варианте сотрудничества:
· не нарушится основополагающая позиция государства по имуществу коммунальной инфраструктуры, поскольку вновь образованное общество будет владеть вновь созданным имуществом на правах совместной собственности;
· образуется реальная конкурентная среда, поскольку на одном и том же рынке появляются два оператора: МУП и ОАО;
· сохраняется социальная ответственность ОАО перед потребителями за счет контроля со стороны муниципалитета.
Вновь созданная и капитализированная структура, доказав свою эффективность, может принимать к себе пошагово существующие активы, если их реконструкция целесообразна. Если нет, то реализуется следующий этап проекта по аналогичному принципу. Параллельно муниципалитет может проводить акционирование существующих структур МУП. Развитие и модернизация, таким образом, происходит: от вновь созданного, а не от существующего старого.
Также предлагается вариант создания ОАО с участием муниципалитета, которое возьмет в управление существующие предприятия ЖКХ и, на основе кредитных линий, проведет модернизацию или новое строительство объектов ЖКХ.
Весь процесс реализуется гласно, открыто, с участием депутатского корпуса муниципалитетов и с проведением открытого конкурса на право реализации проектов.
В подавляющем большинстве муниципальных образований ныне установленные тарифы позволяют реализовать эти предложения. По факту реализации проектов темпы роста тарифов снизятся, а уровень качества ЖКУ безусловно повысится.
Мы не предлагаем муниципалитетам рисковать собственным существующим имуществом, мы предлагаем совместно с нами, лизинговыми и финансовыми структурами, готовыми инвестировать в коммунальную инфраструктуру, создавать новые объекты коммунальной энергетики, реконструировать существующие системы и обеспечивать потребителей качественными и недорогими коммунальными услугами.
Источник: www.rosteplo.ru
Проблемы энергосбережения
Несмотря на введение в действие свыше 70 нормативных документов, касающихся внедрения энергосберегающих мер, проблемы энергосбережения в России затрагивают практически каждую отрасль экономики и хозяйства.
В чем заключаются проблемы энергосбережения в России.
Предприятия и производство
Проблемы энергосбережения на производстве:
- использование устаревшего оборудования, не соответствующего требованиям энергоэффективности,
- применение устаревших технологий в производственном цикле,
- отсутствие финансовой возможности закупить новую технику и внедрять прогрессивные энергосберегающие меры,
- слабые организационные меры по обеспечению энергосберегающих мероприятий.
Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства:
- ветхий жилой фонд и ветхие инженерные коммуникации, вследствие которых происходят значительные потери тепла,
- нехватка источников финансирования работ по реконструкции и модернизации инженерных систем и зданий жилого фонда,
- невозможность установить общедомовые и поквартирные приборы учета расхода тепла (в домах застройки до 2000 года) из-за конструктивных особенностей систем отопления, а иногда и по причине изношенности внутридомовых сетей,
- слабая мотивация конечных потребителей к экономии энергетических ресурсов.
Строительство
Проблемы энергосбережения в строительстве.
Проблемы энергосбережения в строительстве наблюдаются и в рамках программ реконструкции, и в части вопросов вновь возводимого жилья:
- не решена проблема использования современных систем вентиляции (с рекуперацией) в строящихся и реконструируемых зданиях (старые и неработающие системы приводят к дополнительным теплопотерям и ухудшению микроклимата в помещениях),
- использование в массовом строительстве дешевых стройматериалов, несмотря на налаженный в России выпуск энергосберегающих решений (производство теплоотражающих стекол, светопрозрачных конструкций, фотоэлектрических панелей, теплоизоляционных материалов),
- слабое использование в строительстве альтернативных источников энергии (солнечные коллекторы и батареи, тепловые насосы, ветровые генераторы),
- слабое применение в России новейших строительных технологий (опыта западных стран).
Проблемы энергосбережения на уровне государства
На общероссийском уровне:
- нехватка узкопрофильных квалифицированных специалистов в области энергосбережения по отраслям (строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, производство),
- недостаточно четко проработанные законодательные акты в области энергосбережения,
- отсутствие программ по поддержке производителей энергосберегающей продукции,
- отсутствие норм, регламентирующих вопросы энергосбережения в строительстве,
- недостаток опыта финансирования энергосберегающих проектов со стороны банков.
Мы упомянули проблемы энергосбережения лишь некоторых отраслей хозяйственной деятельности и только ключевые причины недостаточного энергосбережения в каждой из них.
В других отраслях проблема энергосбережения не менее актуальна.
- транспортная сфера, ,
- металлургия,
- топливно-энергетический комплекс и дргие.
Основные понятия энергосбережения
Понятие энергосбережения подразумевает под собой комплекс мер, которые были бы направлены на рациональное применение энергетических ресурсов и разумное их расходование.
К ним относятся:
- правовые меры,
- научные разработки,
- производственные меры,
- технические и экономические меры,
- применение возобновляемых источников энергии.
Энергосбережение в ЖКХ
Ситуация с энергосбережением в ЖКХ
В России сейчас неплохо изучена ситуация энергосбережения и повышения эффективности энергопотребления в сфере ЖКХ и строительстве.
Во-первых, по этим отраслям принят ряд нормативных документов, в которых предъявляются жесткие требования к основным параметрам, влияющим на экономию энергоресурсов.
Например, вновь построенные здания должны быть энергоэффективными.
Класс энергоэффективности нового здания должен быть не ниже С. Иначе такое здания нельзя ввести в эксплуатацию.
Во-вторых, и сами владельцы зданий стараются внедрять современные технологии, обеспечивающие эффективное энергосбережение.
Ведь в условиях постоянного повышения цен на энергоресурсы это дает немалую экономию средств.
Конечно, пока еще данная тенденция не имеет массового характера.
Однако к нашим гражданам постепенно приходит осознание выгоды от энергосбережения.
Однако ЖКХ – это далеко не главный потребитель энергоресурсов.
Основные объемы приходятся на предприятия, где не все так позитивно.
Дело в том, что энергоемкие сектора промышленности остаются наименее эффективными.
Ситуация с энергосбережением на предприятиях
Если разделить потенциал энергосбережения на два сектора: на население с ЖКХ и производственные предприятия, то картина будет выглядеть следующим образом:
- ЖКХ – 14 %
- производственные предприятия – 86 %
Отсюда можно сделать вывод, что вопросы энергоэффективности едва ли коснулись отечественной промышленности.
С чем связано отставание России в этом плане от многих западных стран?
Причин достаточно много:
- несовершенное законодательство,
- нехватка денег,
- не желание инвестировать в долгосрочные проекты,
- недостаток кадров.
Одним из наиболее важных факторов является недостаток кадров.
С подготовкой специалистов-энергетиков в нашей стране проблем нет.
Этих специалистов выпускают десятки ВУЗов и техникумов.
Однако решать задачи энергоэффективности должны не энергетики, а теплотехнологи и теплоэнергетики.
К сожалению, эти профессии далеко не самые востребованные.
В условиях недостатка спроса не хватает и предложений со стороны учебных заведений.
Энергоаудит • Быстро и не дорого
Проблемы энергосбережения на предприятиях
Энергосбережение в российской производственной сфере значительно отстает от мировых стандартов, причем по нескольким направлениям одновременно.
Это связано со следующими проблемами отсутствия:
- законодательной базы, требующей ежегодного улучшения энергоэффективности предприятий, основанных более чем пятнадцать лет назад;
- стандартов отчетности;
- профессиональных институтов, которые бы занимались проблемами энергосбережения;
- критериев оценивания предприятий.
Кроме того, в России нет практики обнародования показателей энергосбережения предприятий, поэтому процесс повышения энергоэффективности происходит медленно.
Но, самое главное, остаются достаточно мягкими требования государства к частным и госкомпаниям.
Плюс, к тому же, вопросами, связанными с энергосбережением, занимаются в нашей стране одновременно несколько ведомств.
В то же время за отдельные показатели энергосбережения в производстве не отвечает никто.
Часть других показателей контролируется обеими службами.
Это все создает свой негативный эффект.
Поэтому, можно сказать, решение этих проблем в настоящий момент пущено на самотек.
Проблемы энергосбережения в ЖКХ
Одной из основных проблем энергосбережения в ЖКХ является централизованная система отопления.
Старые трубопроводы, протяженность которых в отдельных случаях достигает десятков километров, приводят к потере до 60 % тепла.
Также, существуют проблемы энергосбережения и в подъездах домов.
Старые деревянные окна и двери приводят к охлаждению подъездов, что негативно сказывается на энергосбережении домов в целом.
Существуют и другие важные проблемы энергосбережения.
К ним относится учет управления потреблением энергоресурсов в зданиях.
Достаточно старый жилой фонд в большинстве своем тоже не соответствует мировым нормам энергоэффективности.
Однако меры по решению этих проблем, как уже было сказано выше, внедряются более активными темпами, чем в сфере производства.
Энергосбережение в быту
Проблемы энергосбережения в быту
Проблем энергосбережения в быту существует несколько:
- применение старого электрооборудования и приборов освещения, которые потребляют энергию в несколько раз больше, чем современные приборы; , связанные с эксплуатацией старых окон, дверей, отсутствием современной теплоизоляции;
- отсутствие индивидуальных счетчиков учета потребления энергоресурсов.
Надо сказать, что ситуация в плане энергосбережения в быту с каждым годом меняется в лучшую сторону, ведь повышение энергосбережения жилья – это выгодно, в первую очередь, для самих его владельцев.
Утепление крыши, стен и установка энергосберегающих окон повышает комфорт и достаточно быстро себя окупает.
Проблемы энергосбережения в мире
В последние время проблемы энергосбережения волнуют не только Россию, но и большинство других государств.
К примеру, в США снижение энергопотребления по решению Конгресса стало первоочередной задачей на ближайшие несколько лет.
В США, как, к слову и в России, запрещено продавать лампы накаливания. Продавать можно только энергоэффективные осветительные приборы высокого класса энергосбережения.
В последние годы в России, Евросоюзе и США можно возводить только энергоэффективные здания.
Также, в развитых странах, где тарифы на электроэнергию и газ в несколько раз выше чем в России, все активней внедряются современные энергосберегающие технологии на производстве и в частных домах.
Внедрением энергосберегающих технологий озабочены и производители промышленного и бытового оборудования.
Соответственно, современное оснащение предприятий также позволяет добиться экономии энергоресурсов.
Решение проблем энергосбережения
Как лечение больного начинается с установки верного диагноза, так и эффективное решение проблем энергосбережения не может обойтись без квалифицированного энергоаудита.
Что такое энергоаудит и какие задачи он решает?
Диагностика потерь
На сегодняшний день любое предприятие может сделать как минимум один шаг в направлении энергосбережения – пройти энергетическое обследование с выявлением источников энергопотерь и составлением программы по внедрению энергосберегающих мероприятий.
Энергоаудит, или энергетическое обследование, подразумевает под собой оценку всех аспектов деятельности предприятия, связанных с потреблением энергоресурсов.
Таким образом, энергоаудит позволяет решить следующие задачи:
- выявить источники нерационального потребления энергоресурсов или неоправданные их потери;
- получить показатели энергоэффективности;
- определить потенциал энергосбережения;
- разработать комплексные меры для повышения энергосбережения.
Разумеется, каждый может предпринять некоторые меры по повышению уровня энергосбережения и без энергоаудита.
Решение проблем на предприятиях
Если говорить о предприятиях, то улучшить ситуацию могло бы привлечение в штат сотрудников-специалистов по энергосбережению.
В настоящий момент эту задачу чаще всего воспринимают как обязанность отдельных служб.
В то же время, для производственных потребностей на некоторых предприятиях топливо сжигается на миллионы долларов.
Наличие специалистов, которые бы могли анализировать энергопотребление и внедрять более экономные технологии, позволит предприятиям повышать свою рентабельность.
Для экспертов в области энергосбережения объем работ сложно переоценить.
Причем, многие способы, которые могут быть приняты предприятиями для энергосбережения, – мало затратные или вообще не требуют финансирования, но при этом способны увеличить прибыль.
Особенно это касается химических и нефтеперерабатывающих отраслей.
Энергетическое обследование
8(499)490-60-60
Энергосбережение на бытовом уровне
Что касается энергосбережения на бытовом уровне – каждый может предпринять такие меры, как использование энергоэффективных ламп, утепление помещений, применение оборудования и бытовой техники высоких классов энергоэффективности.
Кроме того, культура энергосбережения должна прививаться с раннего возраста.
Цены на энергоресурсы в России находятся на достаточно низком уровне, если сравнивать их с общемировыми.
Многие люди, сознавая, что в ближайшие полсотни лет углеводороды в стране не закончатся, продолжают халатно относиться к энергоресурсам.
Еще свежа память, как в советские времена водители сливали топливо просто в грунт, чтобы получить премию, так как последние привязывались к количеству потребленного топлива.
В результате халатного отношения граждан к энергоресурсам, происходил их колоссальный перерасход.
Соответственно, воспитание граждан в этом направлении является одним из важнейших путей решения проблемы экономии энергии.
Всеобщий ответственный подход к урегулированию этой проблемы позволит не только существенно снизить потребление энергоресурсов в стране, но и улучшить экологическую обстановку.
Ведь эти два вопроса взаимосвязаны и не могут рассматриваться отдельно друг от друга.
Источник: energo-audit.com