Компетенция жилищной инспекции в жкх

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай.

Статья 20 ЖК РФ. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль (действующая редакция)

1. Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:

1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;

2) требований к формированию фондов капитального ремонта;

3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;

9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;

10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;

11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.

2. Предметом государственного жилищного надзора не является соблюдение юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее — управляющая организация), лицензионных требований.

3. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.

4. Предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 — 11 части 1 настоящей статьи, в отношении муниципального жилищного фонда.

5. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее — органы муниципального жилищного контроля) в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации).

6. Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

7. При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля в отношении жилых помещений, используемых гражданами, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

8. При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).

9. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

10. Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля при осуществлении ими государственного жилищного надзора, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, муниципального жилищного контроля, направление высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представления об освобождении от должности руководителя органа государственного жилищного надзора, а также иные полномочия, установленные Правительством Российской Федерации. Назначение на должность и освобождение от должности главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации по предложению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

11. При организации и осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля используют в том числе размещенную в системе информацию.

12. Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:

1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;

2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;

3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;

4) в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;

5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным настоящим Кодексом;

6) о понуждении к исполнению предписания.

13. Для проведения контрольных (надзорных) мероприятий при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», государственных информационных систем о возможных нарушениях обязательных требований, указанных в части 1 настоящей статьи, органы государственного жилищного надзора, органы муниципального контроля разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований. Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

14. Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации издает приказ об организации выполнения поручения Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках государственного жилищного надзора, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, муниципального жилищного контроля, если поручением не установлено иное.

15. Государственный контроль (надзор) за соблюдением региональными операторами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется органами государственного жилищного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

16. Государственный контроль (надзор) за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется органами государственного жилищного надзора в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

17. Предметом государственного контроля (надзора), указанного в части 16 настоящей статьи, является соблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в том числе требований:

1) к содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

3) к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования;

4) к порядку размещения информации в системе.

18. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является в том числе истечение одного года со дня:

1) постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;

2) установления или изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).

19. В целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к ст. 20 ЖК РФ

1. Ввиду важности жилых помещений как объектов гражданских прав за их использованием осуществляются надзор и контроль, которые могут быть государственным, муниципальным, общественным.

При этом следует учитывать, что государственным жилищным надзором является исключительно региональный государственный надзор (на уровне субъектов Федерации), общее определение которого приведено в п. 3 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В частности, он определяется как деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В ч. 1 комментируемой статьи дано определение государственного жилищного надзора.

В 2013 году в системе жилищного законодательства произошло важное событие. Было принято Постановление Правительства РФ от 11 июня 2013 г. N 493 «О государственном жилищном надзоре», которое устанавливает требования к организации и проведению государственного жилищного надзора. Указанный нормативный акт значительно расширил полномочия существовавших на уровне субъектов Российской Федерации жилищных инспекций.

В соответствии с письмом Минстроя России от 29 августа 2017 г. N 30838-АЧ/04 «По вопросу предоставления информации для размещения в ГИС ЖКХ» «органы государственного жилищного надзора в силу ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) и ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» наделены полномочиями по выдаче юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний об устранении выявленных нарушений. За неисполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями выданных органами государственного жилищного надзора предписаний установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Читайте также:  Какие вопросы решает государственная жилищная инспекция

В этой связи органы государственного жилищного надзора по факту неисполнения поставщиками информации возложенной на них с 1 июля 2017 года обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ вправе выдавать предписания, а в случае их неисполнения привлекать к административной ответственности по статье 19.5 КоАП РФ».

В соответствии с п. 2 Положения о государственном жилищном надзоре задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее — обязательные требования).

Государственный жилищный надзор осуществляется посредством:

а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;

б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;

в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Орган государственного жилищного надзора направляет информацию, необходимую для проведения мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности, в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий обобщение и систематизацию указанной информации, с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

Орган государственного жилищного надзора в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, размещает на своем официальном сайте в сети Интернет:

а) ежегодный план проведения плановых проверок;

б) сведения о результатах плановых и внеплановых проверок (с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных);

в) ежегодные доклады об осуществлении регионального государственного жилищного надзора и эффективности такого надзора.

Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:

а) обязательных требований:

к жилым помещениям, их использованию и содержанию;

содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;

порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;

учету жилищного фонда;

порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;

определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

управлению многоквартирными домами;

Содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного жилищного надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (вместе с «Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций», «Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг», «Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг»).

Что касается муниципального контроля, то это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Нельзя не обратить внимания на то, что в последнем случае используется термин «контроль», а не «надзор». Законодательно различия между этими терминами не установлены. Считается, что есть два главных отличия между ними:

1. Наличие или отсутствие отношений ведомственной подчиненности (при контроле она существует, при надзоре — нет).

2. Возможность вмешательства в деятельность подконтрольного (поднадзорного) субъекта (при надзоре такая возможность отсутствует).

Порядок осуществления муниципального жилищного контроля должен быть установлен муниципальным правовым актом либо законом субъекта Российской Федерации, при этом нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в указанной сфере не должны противоречить законам субъекта. Нельзя не отметить, что по существу речь идет о дублировании функций и целесообразность двух видов жилищного контроля вызывает сомнения.

2. В ч. ч. 2, 2.1, 2.2, 2.3 раскрывается структура органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. Деятельность указанных органов регулируется Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 г. N 493 «О государственном жилищном надзоре».

Руководит этими органами Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации, который также осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля.

Его деятельность регулируется Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2014 г. N 927 «О главном государственном жилищном инспекторе Российской Федерации и порядке согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор» (вместе с «Положением о главном государственном жилищном инспекторе Российской Федерации», «Правилами согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор»). Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2014 г. N 927 утверждены Положение о главном государственном жилищном инспекторе Российской Федерации, Правила согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор.

Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними административными регламентами.

При этом Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор. Такими органами являются соответствующие жилищные инспекции.

3. В тех случаях, когда государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль осуществляются в отношении юридических лиц, то они должны проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Проверки деятельности указанных лиц могут быть как плановыми, которые согласно п. 2 ст. 9 указанного Закона должны проводиться не чаще чем один раз в три года, так и неплановыми.

4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи целью как жилищного контроля, так и надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований жилищного законодательства.

Государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль не отменяют и не ограничивают соответствующие полномочия территориальных органов Роспотребнадзора по осуществлению в жилищной сфере федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Проводимые органами государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Последние, как и в других случаях проводятся при получении жалоб.

Основаниями для внеплановых проверок являются следующие положения п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

1.1) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

Читайте также:  Жалоба на жэу в жилищную инспекцию образец

2.1) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в ч. ч. 1 и 2 ст. 8.1 настоящего Федерального закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Также учитываются положения п. 4.2 комментируемой статьи, согласно которой внеплановые проверки могут осуществляться в предусмотренных в ней случаях.

5. В ч. 5 комментируемой статьи говорится о правомочиях государственных жилищных инспекторов и муниципальных жилищных инспекторов.

В силу подп. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

Согласно п. 7 Положения о государственном жилищном надзоре государственные жилищные инспекторы при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные ст. ст. 15 — 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

6. В ч. 6 комментируемой статьи перечислены виды заявлений, с которыми органы государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд.

С этого момента в отношении управляющих организаций, имеющих лицензии на управление многоквартирными домами органами государственного жилищного надзора, реализуется только лицензионный контроль.

8. Правовым актом, регулирующим общественный жилищный контроль, является Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1491 «О порядке осуществления общественного жилищного контроля» (вместе с «Правилами осуществления общественного жилищного контроля»).

Общественный жилищный контроль осуществляется в целях обеспечения прав и законных интересов граждан, предусмотренных жилищным законодательством, и направлен на повышение прозрачности, открытости и эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и (или) муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, предусмотренные жилищным законодательством.

Субъектами общественного жилищного контроля являются Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, общественные советы при органах местного самоуправления, общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, а также другие лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная жилищная инспекция – это самый главный надзорный орган в ЖКХ . Ее специалисты выявляют и пресекают нарушения в этой сфере со стороны и государственной власти, и местного самоуправления, и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей. От рядовых граждан Госжилинспекция тоже требует неукоснительного соблюдения норм ЖКХ . Координирует работу государственной жилищной инспекции в регионах – Главный государственный жилищный инспектор РФ. Читайте также: Глава 3. Основные положения о деятельности кооператива по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений (ст. 16-32).

Компетенция жилищной инспекции в жкх

В Роспотребнадзор по Республике Алтай продолжают поступать обращения потребителей по поводу качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг.

Между тем, контроль качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг не входит в компетенцию Роспотребнадзора. Роспотребнадзор контролирует выполнение требований санитарного законодательства (СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 42-128-4690-80 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест») и законодательства в области защиты прав потребителей, и рассматривает обращения, связанные с нарушением условий проживания.

Например: низкий уровень освещения в жилых помещениях, повышенный уровень звука от определенного источника, повышенная влажность, плохое качество питьевой воды, оборудование и эксплуатация контейнерных площадок с нарушением санитарных требований и т.п.

В части соблюдения законодательства по защите прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай рассматривает обращения граждан, связанные с не доведением до потребителей информации, предусмотренной действующим законодательством.

В частности в соответствии со ст.39, 156 и 157 ЖК РФ Правительством Российской Федерации приняты следующие документы, устанавливающие требования к перечню и порядку предоставления жилищно-коммунальных услуг:

— постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Данные нормативно-правовые акты содержат требования, связанные с порядком и условиями предоставлением информации, в частности в квитанциях, при непосредственном обращении и т.п.

За непредоставление информации, а также за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность по ч.1 и ч.2 ст.14.8. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушениями, предусмотренными этой статьей, относятся к компетенции Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай.

Управление Роспотребнадзора не вправе подменять другой контролирующий орган. Уполномоченным органом, осуществляющим жилищный надзор является Государственная жилищная инспекция Республики Алтай, куда следует обращаться при возникновении проблем, связанных с несоблюдением требований по использованию и сохранности жилья или общего имущества в многоквартирном доме. При некачественном оказании коммунальных услуг управляющими компаниями. При неправомерности решений на общем собрании жителей многоквартирного дома, в т.ч. о выборе способа управления многоквартирным домом. При невыполнении управляющей организацией своих обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома, не соблюдении порядка предоставления коммунальных услуг или не соответствии их качества и объема установленным требованиям законодательства и т.п..

Государственная жилищная инспекция Республики Алтай расположена по адресу г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 182, тел. 6-43-09.

Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай рекомендует жителям региона направлять свои обращения по вопросам обслуживания жилого фонда в соответствии с компетенцией и полномочиями контролирующих органов. Это сократит время рассмотрения обращений и позволит принять необходимые меры в установленные законодательством сроки.

В случае, если вы решите отстаивать Ваши права в суде, вы можете привлечь Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай для дачи заключения по гражданскому делу в целях защиты прав потребителей (при подаче иска это достигается посредством включения государственного органа в состав участников дела, после возбуждения соответствующего гражданского дела — отдельным заявлением истца).

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173

Жилищный кодекс в действующей редакции. Статья 20 ЖК Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль. … 5. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее — органы муниципального жилищного контроля) в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации).

Чем занимается жилищная инспекция: обязанности и полномочия

Задача жилищно-коммунального хозяйства – обеспечить комфортные и безопасные условия проживания граждан. Для государственного контроля над выполнением данной задачи, в 1994 году организована специальная структура с функцией инспектирования объектов жилой сферы. Практика показывает, что далеко не все жители многоквартирных домов (МКД) знают о существовании жилищной инспекции. В статье можно узнать: чем занимается данная организация, что входит в компетенцию инспекторов и как получить помощь, если нарушаются жилищные права.

Законодательное регулирование

Ее работа организована в соответствии с целым перечнем законодательных актов. Без их изучения понять, чем занимается жилищная инспекция, трудно:

Жилищная инспекция чем занимается

Чаще в юридической практике применяются предпоследние два нормативных акта. Они наиболее полно отражают полномочия и сферу, в которой обязана действовать инспекция.

Определение

Что такое жилищная инспекция, можно прочесть из данных в Википедии. Это государственный орган исполнительной власти жилищного надзора за работой управляющих организаций ЖКХ.

До 2013 г. эта инстанция функционировала на основании Постановления Правительства № 1086 от 26.09.1994 г. С 2013 г. сотрудники инспекции в своей работе придерживаются Положения Постановления Правительства № 493 от 11.06.2013 г.

Жилищная инспекция подчиняется региональным министерствам ЖКХ, а в некоторых регионах РФ вышестоящей инстанцией этой структуре признается вице-губернатор.

Основная задача ГЖИ – контролировать соблюдение жилищно-коммунальными хозяйствами нормативных и законодательных норм в сфере предоставления населению коммунальных услуг, осуществлять контроль за сохранностью жилищного фонда государства.

Задачи инспекции

Чем занимается жилищная инспекция? Ответ на этот вопрос содержится в вышеуказанных актах:

  • выявление и принятие мер по прекращению нарушений, допускаемых гражданами, юридическими лицами, организациями и органами власти;
  • надзор за выполнением законодательства об энергосбережении;
  • выявление и принятие мер к прекращению нарушений жилищного законодательства;
  • контроль над исполнением нормативов по содержанию и использованию жилого фонда независимо от формы собственности и принадлежности;
  • контроль над исполнением нормативов по содержанию и использованию общего имущества многоквартирных домов;
  • надзор за деятельностью организаций и предпринимателей, управляющих многоквартирными домами;
  • надзор за деятельностью фондов по капитальному ремонту;
  • надзор за правильностью взимания платы за жилищные и коммунальные услуги.

Это примерный перечень того, чем занимается жилищная инспекция, функции или направления ее деятельности.

Как пожаловаться в жилищную инспекцию?

Прежде чем идти в жилищную инспекцию следует решить вопрос с обслуживанием дома и придомовой территории на местном уровне – написать жалобу в управляющую компанию. Если заявление будет проигнорировано либо заявитель будет неудовлетворен ответом или действиями управляющей компании, тогда он может подать жалобу в жилищную инспекцию.

Жилищные инспекции функционируют в крупных городах РФ. Существуют областных инспекции в областях и регионах. Жалоба подается в письменном виде путем отправления письма либо лично.

В инспекцию можно подать жалобу по любым вопросам, которые не были решены управляющей компанией. Например, на недостаточное освещение подъездов, на отсутствие ремонта, недостаточную температуру воды, повреждение общедомового имущества, плохую уборку дома и др.

Как написать жалобу в жилищную инспекцию?

Заявление-жалоба пишется в произвольной форме, но с обязательным указанием следующей информации:

  • наименование адресата– кому подается жалоба;
  • данные об адресанте – Ф. И. О. заявителя, место его проживания, контактный номер телефона;
  • суть жалобы – причина подачи заявления (важно, чтобы информация была краткой и емкой);
  • информация о том, какие действия предпринимались перед тем, как было подано заявление в жилищную инспекцию (указать, что заявление подавалось в управляющую компанию, обязательно приложить копию письма-обращения);
  • перечисление ссылок на нарушение норм жилищного законодательства;
  • предложения по устранению проблемы;
  • дата, подпись заявителя.
Читайте также:  Не впустил жилищную инспекцию

Можно написать коллективную жалобу от всех жильцов дома, которые заинтересованы в скорейшем решении проблемы. В таком случае в конце текста документа каждый жилец должен поставить свою подпись с расшифровкой, указать номер квартиры и дома.

Жалобу нужно написать в двух экземплярах – один оставить у секретаря, а на втором попросить поставить отметку о том, что заявление было принято (на документе должна быть проставлена дата получения жалобы, подпись и расшифровкой). Если жалоба отправляется по почте, тогда следует отправить документ заказным письмом с уведомлением.

Причины отказа в рассмотрении жалобы

В некоторых случаях регистратор может не принять жалобу гражданина или не ответить на нее. Такое может случиться, если:

  • заявитель не указал о себе никакой информации – не написал свои идентификационные данные, адрес проживания, контактный номер телефона;
  • текст заявления написан неразборчивым почерком;
  • гражданин решил задать вопрос, который не касается полномочий и компетенции жилищной инспекции либо этот вопрос является государственной тайной;
  • в тексте жалобы присутствует ненормативная лексика, оскорбления или угрозы;
  • гражданин ранее уже получал ответ на тот же вопрос.

Для того чтобы сотрудники жилищной инспекции помогли решить тот или иной вопрос, касающийся работы управляющей компании, товарищества собственников жилья, необходимо грамотно описать проблему:

  • четко и лаконично изложить в заявлении суть вопроса;
  • предложить четкое решение проблемы;
  • текст жалобы должен быть написан в официально-деловом стиле;
  • в жалобе не стоит задавать больше 2 вопросов.

Подача жалобы в жилищную инспекцию онлайн

В некоторых городах жилищные инспекции имеют свои сайты, куда можно подать обращение. Для этого нужно найти официальный сайт инспекции нужного региона, зарегистрироваться на портале, найти раздел «Интернет-приемная», заполнить форму, указав Ф. И. О. заявителя, контактный номер телефона, адрес электронной почты, кратко изложить суть обращения.

При необходимости к заявлению можно приложить сканированные копии документов.

Электронное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. Ответ на заявление отправляется на электронную почту заявителя либо же гражданин получает ответ заказным письмом.

Полномочия инспекции

Теперь разберемся конкретно, чем занимается жилищная инспекция, выполняя свои задачи:

  • организация проверок по выполнению гражданами и организациями, предпринимателями требований законодательства;
  • рассмотрение жалоб граждан и организаций;
  • принятие мер согласно законодательству при выявлении нарушений;
  • участие в процессе принятия решения о признании жилья ветхим или непригодным для проживания;
  • анализ собранного материала в ходе систематического наблюдения за поднадзорными лицами.

Способы воздействия на управляющую компанию

После получения жалобы компетентные органы жилищной инспекции должны инициировать проведение проверки работы управляющей компании.

Если в процессе проверки будет установлено, что обслуживающая организация действительно не справляется с возложенными на нее функциями, тогда жилищная инспекция выписывает ей предписание об устранении проблемы.

Если проблема не будет решена в четко обозначенный срок, тогда жилищная инспекция может привлечь управляющую компанию или другое юридическое лицо, которое занимается обслуживанием дома, к ответственности в виде наказания согласно ст. 7.22 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Санкция этой статьи предусматривает наложение штрафа на должностных лиц в размере 4–5 тыс. руб.; на юридических лиц – 40–50 тыс. руб.

Если обслуживающая компания не выполняет каких-то обязательств, которые привели к необратимым последствиям (травмы, гибель людей), тогда компетентный сотрудник жилищной инспекции может направить материалы дела в правоохранительные органы, чтобы те возбудили дело против управляющей компании.

Организация деятельности инспекторов

Чем занимается жилищная инспекция, хорошо видно на примере ее отдельных сотрудников, они имеют право:

  • запрашивать документы и сведения для проведения проверок;
  • проходить на территорию объектов для проведения проверок, показав удостоверение и копию приказа о проведении проверки;
  • право прохода в жилое помещение возникает, если согласие дается его собственником или владельцем;
  • проводить обследование, экспертизы;
  • проводить проверку законности создания ТСЖ;
  • проводить проверку законности положений устава ТСЖ, внесения изменений в него;
  • проверять законность избрания и назначения должностных лиц ТСЖ;
  • проверять законность выбора управляющей организации общим собранием собственников.

Чем занимается жилищная инспекция

Полномочия в части контроля над деятельностью ТСЖ, пункты, по которым инспектора вправе проводить проверки и издавать предписания, изложены непосредственно в ст. 20 жилищного кодекса.

Оформление действий

Чем занимается государственная жилищная инспекция? Уполномоченные лица вправе:

Чем занимается жилищная инспекция функции

  • рассматривать жалобы и принимать по ним решения, используя имеющиеся полномочия;
  • в ходе проверок составлять акты;
  • выдавать предписания;
  • привлекать к административной ответственности (составлять протоколы, вести административное расследование, выносить постановления по таким делам).

Рассмотрение жалоб

На их рассмотрение отводится не более месяца. Если не хватает документов или иных сведений для принятия решения, то истребуют дополнительные материалы.

Имеет ли смысл обращаться с жалобами? Имея ответы либо копии заявлений с отметками о принятии в канцелярии, гражданин будет иметь повод и фундамент для дальнейших действий. Кроме того, в судах любят интересоваться, предпринимались ли попытки уладить вопрос по-иному, без того, чтобы идти в суд.

Чем занимается государственная жилищная инспекция

Законом также предусмотрено право жаловаться непосредственно на действие или бездействие инспекции согласно нормам КАС (раздел об обжаловании действий должностных лиц). Инспектор может и согласиться с доводами заявления гражданина.

В таком случае результатом становится предписание, обязательное для нарушителей. Несогласие с доводами оформляется письмом.

Куда жаловаться на бездействие ГЖИ

Одна из важнейших функций ГЖИ — прием и реагирование на жалобы жильцов. Ответ по существу на каждое обращение должен приходить в течение месяца. Иногда жилищная инспекция бездействует или действует явно не в интересах потребителей. При решении вопросов, связанных с незаконным действием или бездействием сотрудников ГЖИ на местах, досудебное регулирование считается обязательным. Под этим понимается жалоба на местную жилищную инспекцию в областное управление — высший исполнительный орган жилнадзора в регионе — или в администрацию населенного пункта или субъекта РФ.

Жалоба на инспекцию обязательно должна содержать наименование адресата и ФИО подателя. Анонимные претензии к рассмотрению не принимаются. Если обращение в вышестоящую инстанцию не принесло результата, гражданин вправе подать иск в суд согласно КАС РФ или в прокуратуру. Последняя, в свою очередь, может инициировать проверку действий инспекции и в дальнейшем — судебное разбирательство.

Основная инстанция по защите законных прав и интересов потребителей — суд. Согласно ст. 218 КАС РФ, споры с инспекцией находятся в ведении судов общей юрисдикции по месту нахождения истца. При этом на подачу заявления отводится 3 месяца с момента, когда права были нарушены или об этом стало известно.

В этот период входит и досудебное регулирование. Но если вышестоящая жилищная инспекция не среагировала на жалобу или сделала это поздно, считается, что срок пропущен по уважительной причине. Подача исков о признании неправомерными действий или бездействия лиц, наделенных властными полномочиями, облагаются госсбором в 300 руб. (2 тыс. руб. для юрлиц) согласно п. 6.1 ст. 333.19 НК РФ.

Практика по отстаиванию прав в суде показывает, что споры с жилищной инспекцией лучше вести не в одиночку, а коллективом граждан. Разбирательства, закончившиеся победой истцов, до сих пор редкость, поэтому правильным решением станет заручиться поддержкой опытного юриста.

Проведение проверок

Согласно закону, проводятся плановые и внеплановые проверки объектов и организаций в сфере ЖКХ. В частности, уровень готовности объектов к переходу в новый отопительный сезон.

Ежегодно утверждается график плановых проверок. Если от граждан или организаций поступают жалобы, либо органы власти направляют материалы, служащие основанием для проведения проверки, она выполняется во внеплановом порядке.

Государственная жилищная инспекция функции

В ходе проверки составляется акт, в котором отражается ее ход, выявленные нарушения, ставятся подписи проверяющих и иных лиц. Несогласные вправе внести свои замечания.

Как правило, деятельность инспектора регулируется специальным регламентом или инструкцией. Результат проверки – предписания и протоколы, составленные на виновных лиц.

Порядок проведения проверок регулируется законом о защите прав организаций и предпринимателей при государственном или муниципальном контроле.

Функции муниципального жилищного контроля

Функции муниципального жилищного контроля исполняются Администрацией города, округа или региона в лице муниципальных инспекторов. В их число входит:

  • проверка соблюдения гражданами, юридическими лицами и ИП на территории субъекта РФ обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными и региональными законами в сфере ЖКХ;
  • выдача предписаний при выявлении нарушений вышеописанных требований;
  • подготовка материалов для направления в надзорные органы (ГЖИ).

Все действия муниципальных инспекторов регламентированы Жилищным Кодексом РФ.

В чем смысл предписаний?

Предписания – это официальные требования по устранению нарушений законодательства.

Государственная жилищно-коммунальная инспекция

Несмотря на обязательность, они не обладают силой судебного решения. Фактически, должностные лица не несут ответственности за их игнорирование. Среди функций государственной жилищной инспекции числится защита прав граждан, в том числе путем направления иска в суд. И не выполненное предписание – основание направить в суд иск. В случае невыполнения судебного решения, проблемой начинают заниматься судебные приставы и иные органы.

Отказ или уклонение от выполнения судебного решения со стороны должностного лица организации независимо от формы собственности влечет ответственность согласно УК.

Какие вопросы ГЖИ не решает

Несмотря на то, что на данную государственную структуру возложено много функций и обязанностей, ее действия все-таки ограничены существующей юрисдикцией. Например, вопросы, связанные с денежными затратами управляющих компаний, а также другие финансовые дела уполномоченных УК, жилищной инспекцией не решаются.

Если жильцы дома обнаружили использование финансовых и материальных активов не по целевому назначению, то данным вопросом должна заниматься прокуратура. Что входит в компетенцию госжилинспекции, так это лицензирование управляющей компании.

На базе инспекции формируется специальная комиссия, создаваемая с целью проверки УК на предмет соответствия их деятельности установленным лицензионным требованиям. Если проверка не выявила нарушений, то ГЖИ выдает лицензию, которая дает право управлять многоквартирным жилым домом. Также данную лицензию может отобрать, если деятельность УК перестала соответствовать необходимым нормам.

ВАЖНО! Жилищная инспекция также проводит экзамены директорам УК для определения их знаний о ведении ЖКХ. По итогам выдается лицензионный аттестат, который разрешает занимать руководящую должность.

Привлечение к ответственности

Получив сведения о нарушениях от иных лиц или выявив их в ходе проверки, уполномоченный сотрудник службы обязан составить протокол и принять меры к собиранию доказательств.

Жилищная инспекция – чем занимается, обязанности

Собранные материалы передаются должностному лицу, рассматривающему их, и выносится решение. Обычно этим занимается начальник управления либо иной сотрудник, получивший соответствующее поручение.

Орган государственного жилищного надзора — задачи и обязанности структуры. Понятие «госжилинспекция» или орган государственного жилищного надзора было введено в правовое поле в 1994 году. … Что входит в компетенцию ГЖИ? Основное направление работы структуры – контроль над соблюдением законов и реагирование на нарушения прав физических и юридических лиц в жилищной сфере. Читайте также: Кому и зачем нужна автономная котельная в многоквартирном доме. Задачи госжилинспекции, которые позволяют достичь поставленных целей, касаются … Подробнее о деятельности государственной жилищной инспекции вы можете узнать, посмотрев видео: Смотрите также. Телефоны для консультации.

Источники
  • https://www.zakonrf.info/jk/20/
  • http://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/consumer-information/faq/7842-25072017.html
  • https://urcentr-msk.ru/zhkh/gzhi-eto.html

Рейтинг
Загрузка ...