Контроль управляющих компаний жилищная инспекция

Регламент взаимодействия при проверках жилищной инспекции. Консалтинговая группа "Аюдар".

Содержание

Кто контролирует деятельность управляющих компаний в сфере ЖКХ и как проверить УК?

Контроль и учет – основные составляющие государственного управления. Законодательно обосновать производственную и иную деятельность организаций для ее эффективной работы не достаточно.

Нужно еще и контролировать, как выполняются те или иные законодательные нормы, как организована работа, соответствуют ли действия, в нашем случае управляющих компаний, установленным требованиям.

Именно деятельность УК особенно важно контролировать и направлять в нужную сторону, ведь они работают в самой сложной и социально значимой сфере – жилищно-коммунальном хозяйстве.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно !

Кто контролирует и проверяет деятельность управляющих компаний?

УК, как социально значимую организацию, контролируют сразу несколько государственных органов. Прокуратура — осуществляет контроль за соблюдением требований закона всеми структурами и организациями государства.

Справка! Кроме прокуратуры, есть организации, контролирующие состояние жилья и предоставление услуг потребителю. Это – Госжилнадзор и Роспотребнадзор.

Роспотребнадзор и ГЖИ осуществляют контроль и проверку деятельности управляющих компаний, как на региональном уровне, так и на местном. Контролируют УК так же и органы самоуправления.

На региональном уровне

На местах Госжилнадзор чаще всего называется жилищной инспекцией, которая проверяет такие нюансы:

Контроль ГЖИ над деятельностью осуществляется путем проверок. Проверка может быть или документальная или с выездом на место.

Обратите внимание! Если выявлены несоответствия и признаки нарушений, то за документальной проверкой последует выездная.

Работа Госжилнадзора (жилинспекции) регламентируется:

  1. В отношении лицензионного контроля — ЖК, статьей 196.
  2. В отношении предоставления коммунальных услуг – Правилами их предоставления, утвержденных ПП №354.
  3. В остальных случаях – ЖК РФ, статьей 196, статьями 13 и 20, Постановлением Правительства №493 «О Госжилнадзоре» от 11 июня 2013 года.

Следующая инстанция, осуществляющая проверку — это прокуратура, которая проверяет управляющие компании только при наличии соответствующих оснований. Обычно ими являются обращения жильцов или конкурентов, освещение каких-либо противоправных действий УК в СМИ.

Иногда она санкционируется органами местного самоуправления или же проводится по инициативе прокурора.

Согласно ст. 22 ФЗ 2202-1, сотрудники прокуратуры имеют право:

  • просматривать любую документацию, а также анализировать ее;
  • свободно входить на территорию УК после предъявления удостоверения;
  • привлекать к участию в процедуре проверки госслужащих.

Проверка проводится без предварительного предупреждения. После обращения на нее дается месяц, в течение которого прокуратура должна известить о результатах заявителя.

В случае угрозы жизни и здоровью граждан в связи с деятельностью организации сроки могут сократиться вплоть до 1 суток.

Еще один контролирующий орган управляющих компаний – комитет по тарифам. Выполнять его функции могут и некоторые министерства, например, министерство энергетики региона.

В ведении комитета находятся: тарифы на энергоресурсы, их установление и нормативы использования, контроль над тарифами, раскрытием информации УК. В своей работе комитет по тарифам руководствуется положениями Жилищного Кодекса РФ и ФЗ № 261-ФЗ от 2009 года « Об энергоснабжении».

Контроль за деятельностью управляющих компаний осуществляет и Роспотребнадзор. Он контролирует, как исполняются нормы, в том числе санитарные, законодательства, которые определяют предоставление услуг собственникам жилья, их качество и безопасность.

Деятельность его регламентируется Законом «О защите прав потребителя», санитарными, эпидемиологическим нормами, а так же правилами, КоАП, статьями 6.4, 6.5, 6.24, 14.6, 14.7, 14.8, 14.24.

Контроль осуществляется над коммунальными услугами, их предоставлением и качеством. Исследуются вода на наличие примесей и микроорганизмов, микроклимат в жилье, уборка мусора, состояние вентиляций, ценообразование на предоставляемые услуги и тому подобное.

На местном уровне

На местах, работу управляющих компаний ЖКХ контролируют муниципалитеты и органы самоуправления в лице жилищной инспекции. В основном, они дублируют функции регионального Госжилнадзора.

В своей деятельности они руководствуются собственными постановлениями, законодательными актами, Постановлением Правительства России №493 от 2013 года и статьей 20 ЖК РФ.

Как проверить работу УК ЖКХ многоквартирного дома?

Если возникли подозрения, что УК ведет свои расчеты с собственниками жилья нечестно и выполняет свои обязанности недобросовестно, то ее всегда можно проверить, в том числе и на воровство.

Обеспечение исполнения обязательств управляющей организации — в ваших силах! Законом гражданам предоставлено такое право. Отметим очень важный момент — коллективное обращение всегда имеет большую силу, чем единоличное.

Поэтому, если возникнет необходимость такой проверки, то лучше действовать сообща. Не стоит забывать, что с каждым собственником заключается договор на обслуживание.

Отсюда следует вывод — любые погрешности в расчетах, халатное выполнение своих обязанностей являются нарушением условий договора. А за это нужно нести ответственность.

Далее попробуем расписать поэтапно, какие действия нужно предпринять для проверки своей УК.

Запрос информации

Изучим начисление обязательных платежей за коммунальные услуги. Для этого затребуем у УК документацию, содержащую перечень тарифов их размер.

Подобную информацию компания обязана предоставить собственнику по первому требованию. Но, как мы уже говорили, лучше действовать сообща. Поэтому от лица собственников жилья пишется заявление с требованием предоставить нужные сведения. Подробнее о порядке предоставления сведений и подаче заявки, читайте здесь.

Чтобы знать и понимать, как бороться с недобросовестной УК, стоит изучить особенности работы данной организации. Для этого мы подготовили ряд информативных статей:

Проверка данных

Проверяем правильность расчетов и их обоснованность. Если возникают вопросы, связанные с начислениями, требуем в письменном виде УК обосновать их. Можно проверить расчеты и самим, возможно, что в доме есть люди, как с юридическим, так и с экономическим образованием.

Если таковых не найдется, для проверки данных, предоставленных УК, можно обратиться к сторонним экспертам. Это, конечно, дополнительный расход, но, чаще всего, затраты на экспертов окупаются. После того, как будет проведен анализ тарифов, переходим к следующему этапу.

Ревизия договорных обязательств

Необходимо проверить, как УК выполняет обусловленные договором работы. Для этого снова требуем от УК предоставить в адрес собственников жилья отчет о проделанных работах.

Помимо отчетов стоит потребовать приложения к ним, сметы расходов и прочей подобной документации. Из этих документов можно выяснить, куда и как были израсходованы денежные средства. К анализу можно снова привлечь сторонних экспертов.

Эксперт, имеющий лицензию на проведение подобных экспертиз, закончив анализ, подготовит и передаст собственникам его результаты в письменном виде. В этом документе будет подробно расписано, где и как УК смухлевала и что конкретно она нарушила.

К тому же, документ будет зафиксирован официальным лицом, а это весьма сильный аргумент, как в досудебных разбирательствах с УК, так и в самом суде.

Не стоит напоминать и о том, что до начала анализа документов, нужно припомнить все проведенные в доме работы. Если они обсуждались на общем собрании или кто-то вел им учет — еще лучше.

Обращение в органы контроля или суд

Если выяснится, что УК работает спустя рукава, не выполняет свои обязательства, к тому же завышает тарифы, объемы работ, берет плату за не выполненные работы и тому подобное, то можно сразу обращаться с иском в суд.

Следует заметить, что в делах такого рода лучше воспользоваться услугами юриста. И в самом законодательстве, и в в подготовке иска существует много подводных камней и если ваши интересы будет представлять профессионал — шансы на успех значительно повысятся. Не стоит скупиться на оплату услуг юриста, все затраты в итоге окупятся.

Для обманутых жильцов обращение в жилищную инспекцию и Потребнадзор после завершения анализа является самым выгодным вариантом. В конце концов – это их прямая обязанность разбираться с не чистыми на руку и нерадивыми исполнителями.

Для начала разбирательств, необходимо написать заявление в данные организации в двух экземплярах. Копию оставляем себе.

В УК назначается проверка всей хозяйственной и финансовой деятельности, после которой которой проверяющие органы делают выводы. При подтверждении нарушений, УК принудят без суда возместить гражданам незаконные поборы. Если жильцы останутся недовольны принятым решением — они могут обращаться в суд.

Читайте также:  Государственная жилищная инспекция инн

Заключение

Если вы не являетесь юристом или не имеете достаточно практики в делах, связанных с жилищными тяжбами, лучше обратитесь к тому, кто постоянно практикуется в разрешении подобных споров.

Ответчик, то есть УК, при возникновении такого спора найдет себе опытного юриста, который, если и не сможет опровергнуть вашу доказательную базу, всегда найдет процессуальные огрехи — неточно составленное исковое заявление или не выдержаны сроки. А отыскав зацепку, опытный юрист с легкостью может развалить дело.

Не забывайте о том, что вы всегда можете обратиться в специальные контролирующие органы — Потребнадзор либо жилищную инспекцию. Контролировать и разбираться в работе управляющих компаний — их прямая обязанность. Возможно, что после их проверки, спорный вопрос решиться и без суда.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

С 1 июля 2021 года проверки управляющих организаций надзорными органами проходят по-новому: стало больше их разновидностей, а кроме того, добавился элемент внезапности. Разбираем отдельные аспекты нового законодательства. … Блог Инфокрафт ЖКХ. Новые правила проведения проверок управляющих организаций и ТСЖ с 1 июля 2021 года. 0. Автор: Павел Кузнецов. 02.09.2021 11:01 2 сентября 2021 в 11:01. С 1 июля 2021 года проверки управляющих организаций надзорными органами проходят по-новому: стало больше их разновидностей, а кроме того, добавился элемент внезапности. Разбираем отдельные аспекты нового законодательства. Что изменилось в новом законе о проверках .

Проверки жилищной инспекции: регламент взаимодействия

Поводом для написания данной статьи послужило обращение управляющей компании (УК) за помощью в разработке регламента взаимодействия ее должностных лиц с сотрудниками государственной жилищной инспекции (ГЖИ).

Как известно, проверки качества работ и услуг, выполняемых и оказываемых УК, проводятся регулярно (в том числе с подачи граждан) и в большинстве случаев заканчиваются наложением административного штрафа. Работа по обжалованию постановлений, вынесенных по результатам проверок, проводится УК далеко не всегда, что влечет за собой значительные расходы на уплату штрафов и негативно влияет на хозяйственную деятельность. Таким образом, УК максимально заинтересованы в снижении объема штрафных санкций в условиях неснижаемой «активности» граждан – потребителей услуг и работ и количества проводимых с их подачи проверок и прочих административных процедур.

Баланс интересов граждан и управляющих компаний.

Есть и еще один нюанс. Бездействие собственников и несоблюдение РСО технических регламентов также могут послужить причиной неудовлетворительного состояния общего имущества собственников помещений в МКД, однако доказать это бывает чрезвычайно сложно, а порой и невозможно. В свою очередь, процедура предъявления регрессных исков к РСО – дело неблагодарное и затратное.

В таких условиях (при проведении массовых проверок и нарастающем недовольстве собственников) для УК чрезвычайно важно добиться сокращения размера штрафов, чтобы высвободить финансы для решения других задач в рамках деятельности по управлению МКД. Для этого нужно четко представлять объем полномочий должностных лиц ГЖИ и порядок проведения ими внеплановых проверок, а также разработать процедуру взаимодействия с ГЖИ.

Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и техническом регулировании) в состоянии, обеспечивающем соблюдение определенных характеристик и требований (как эстетических, так и технических) к архитектурному облику дома, его безопасности, доступности помещений для пользования, постоянной готовности инженерных коммуникаций и т. д.

Далее обозначим ключевые моменты в том, кто является субъектом правонарушения по данной статье КоАП РФ и в каких случаях управляющая организация не может и не должна привлекаться к административной ответственности по основаниям, перечисленным в ней.

В связи с этим УК нужно с большой осторожностью применять рекомендации Минрегиона России, содержащиеся в Письме от 14.10.2008 № 26084-СК/14, относительно того, что, если для включения в договор управления конкретных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД требуется решение общего собрания собственников помещений, отсутствие таких решений означает, что УК:

• не может быть привлечена к административной ответственности за их невыполнение, а органы ГЖИ не вправе давать предписания об их выполнении.

Здесь следует отдельно добавить несколько слов об обязанности проведения УК ремонтных работ капитального характера. Капитальный ремонт общего имущества, в соответствии с п. 21 Правил содержания общего имущества, проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования). Согласно п. 37 Правил содержания общего имущества при принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со ст. 158 ЖК РФ размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

Во-первых, управляющая организация должна четко представлять разницу между текущим и капитальным ремонтом. Текущий ремонт общего имущества, согласно п. 18 Правил содержания общего имущества, проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов). Если проверяющие выявят нарушения технического состояния жилого дома, которые вполне можно устранить в ходе текущего ремонта, финансируемого за счет ежемесячных платежей собственников, УК будет привлечена к ответственности, а доводы, что организация не получала от собственников поручений о проведении работ капитального характера и не согласовывала порядок их оплаты, будут отклонены как инспекторами, так и судьями (см. постановления ФАС УО от 28.12.2010 по делу № А50-13516/2010, ФАС ВВО от 08.09.2010 по делу № А31-2421/2010, ФАС ПО от 27.05.2010 по делу № А65-31513/2009, ФАС СЗО от 03.03.2010 по делу № А66-9630/2009).

Согласно п. 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, текущий (предупредительный) ремонт заключается в систематическом и своевременном проведении работ по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. К капитальному ремонту зданий и сооружений следует относить работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели. В числе работ по капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства именуются работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т. д.

Обратите внимание, что Федеральным законом от 18.07.2011 № 215-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс, в том числе введено понятие капитального ремонта объектов капитального строительства. Так, в качестве капитального ремонта названы замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Кроме того, Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» дополнен ст. 10.4, которая легализует тот перечень строительных работ, которые Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ) отнесены к категории капитального ремонта МКД. Так, из текста ст. 10.4 следует, что в целях реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта МКД, финансируемых за счет средств фонда, законом могут устанавливаться особенности отнесения видов работ к работам по капитальному ремонту МКД. На сегодняшний день согласно п. 3 ст. 15 Закона № 185-ФЗ к капитальному ремонту отнесены:

• ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;

• установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);

• ремонт фундаментов МКД, в том числе на свайном основании, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

С учетом изложенного напрашивается вывод, что УК с целью минимизации расходов на штрафы в ГЖИ следует детально прорабатывать условия договора управления МКД и процедуру сбора доказательств сознательного отказа собственников помещений в МКД от проведения тех или иных работ.

Малозначительность нарушения.

Единственная возможность не платить штраф, наложенный на законном основании и доказанности факта совершения правонарушения, – апеллировать о его малозначительности. В судебной практике достаточно примеров, когда постановления о привлечении к административной ответственности, вынесенные в адрес УК, отменяются ввиду малозначительности (при условии, что организация приняла все меры для устранения совершенного нарушения) (см. постановления ФАС ПО от 08.12.2010 по делу № А12-12164/2010, ФАС СКО от 06.12.2010 по делу № А32-11549/2010-11/220-94АЖ, ФАС ВВО от 10.11.2010 по делу № А28-2546/2010, ФАС СЗО от 09.08.2010 по делу № А56-6562/2009).

Читайте также:  Составить жалобу в жилищную инспекцию на управляющую компанию на

На заметку: в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Таким образом, чтобы избежать уплаты штрафа, УК может попытаться обжаловать соответствующее постановление ГЖИ в судебном порядке с указанием на малозначительность нарушения (если, конечно, оно действительно является таковым).

Регламент взаимодействия с ГЖИ

Мы предлагаем примерный алгоритм действий, разработанный с учетом положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), который поможет УК достаточно оперативно выяснить, не превышают ли сотрудники ГЖИ свои полномочия при проведении внеплановой проверки по факту обращения граждан. Обладая информацией о нарушениях процедуры проведения проверки, УК сможет оперативно подготовиться к защите своих интересов в части минимизации затрат на выплату штрафов.

Регламент взаимодействия УК и ГЖИ.

Регламент взаимодействия УК и ГЖИ в процессе проведения внеплановой проверки соблюдения Правил содержания и ремонта МКД и помещений в них.

В общем случае проверяющие должны уведомить организацию о проведении такой проверки не менее чем за 24 часа до ее начала (любым доступным способом). Однако, если проверка назначена по обращению граждан, уведомлять о ее проведении проверяющие не обязаны

Проанализируйте основания проверки: возможно, нарушения получится устранить до начала ее проведения (назначьте ответственное лицо, если это необходимо, выдайте ему доверенность)

Если причиной проведения внеплановой проверки является обращение гражданина, поступившее в органы государственного контроля, необходимо убедиться, что оно действительно поступало в органы ГЖИ

Должностные лица ГЖИ обязаны предъявить служебное удостоверение и ознакомить уполномоченное лицо УК с распоряжением или приказом руководителя (его заместителя) о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц. Проверка может проводиться только должностными лицами, указанными в этих документах

Руководитель, должностное лицо и уполномоченный представитель проверяемого лица вправе присутствовать при проведении проверки и давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, а также получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки

Постановление ФАС УО от 27.12.2010 № Ф09-10671/10-С1.

Обжалование вынесенных постановлений.

В соответствии со ст. 23.55 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.22 КоАП РФ, рассматриваются руководителем ГЖИ. При рассмотрении дела УК может заявить ходатайство об освобождении от ответственности ввиду малозначительности правонарушения, при этом необходимо представить доказательства устранения выявленных нарушений.

Необходимо иметь в виду, что постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, должно быть вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Общий срок давности – два месяца со дня совершения административного правонарушения с учетом того, что административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.22 КоАП РФ, подпадает под действие Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в соответствии с § 2 гл. 25 АПК РФ.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Согласно ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.

При рассмотрении жалобы разрешаются заявленные отводы и ходатайства, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия. По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:

• об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

• об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

• об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

• об отмене постановления и направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

В соответствии со ст. 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, а затем в вышестоящий суд. Согласно ст. 208 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения. Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. В соответствии со ст. 210 АПК РФ дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

В данной статье мы предложили управляющим организациям один из наиболее оптимальных способов минимизации затрат на уплату штрафов – предотвращение самого факта привлечения УК к административной ответственности, а также рассказали, как следует действовать в случае, когда постановление о совершении правонарушения уже вынесено и на организацию наложен штраф.

Миронова А. Р. , руководитель юридического департамента КГ «Аюдар»;
Денисова М. О. , главный редактор журнала «Жилищно-коммунальное
хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение»

Проверки жилищной инспекции : регламент взаимодействия. Поводом для написания данной статьи послужило обращение управляющей компании ( УК ) за помощью в разработке регламента взаимодействия ее должностных лиц с сотрудниками государственной жилищной инспекции (ГЖИ). Статьи по теме: —Граница эксплуатационной ответственности и договор —Заключаем договор с РСО —Точка поставки коммунального ресурса. Как известно, проверки качества работ и услуг, выполняемых и оказываемых УК , проводятся регулярно (в том числе с подачи граждан) и в большинстве случаев заканчиваются наложением административного штрафа. Работа по…

Кто контролирует УК, ТСЖ и ЖСК в сфере ЖКХ, проверка компаний и надзорные органы

Для управления многоквартирными домами создано несколько организационных форм: УК, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив. У них, конечно, есть отличия, но все они выполняют функции по поддержанию исправного технического и санитарного состояния дома, эксплуатации общедомового имущества.
Кто их контролирует? Как провести проверку, если имеются сомнения в законности деятельности? Давайте разберемся.

Кто осуществляет контроль ЖКХ, ТСЖ, УК, ЖСК, вышестоящие организации

Согласно статье 161 Жилищного кодекса РФ, названные выше организации несут ответственность перед собственниками помещений. Так как их услуги осуществляются на возмездной основе.

На федеральном уровне контроль осуществляют:

  • Минстрой – регулирует организацию тепло- и водоснабжения, водоотведение.
  • Минэнерго – курирует вопросы теплоснабжения и электроэнергетики.
  • Федеральная служба по тарифам – ценообразование и расчет платы за услуги ЖКХ, мониторинг превышения предельного уровня ставок.

Однако министерства больше занимаются разработкой нормативных актов и методических указаний. Основные регулирующие функции имеют местные власти.

Постановлением Правительства РФ № 493 «О государственном жилищном надзоре» основной контроль деятельности управляющих организаций закреплен за жилищной инспекцией. Они выдают лицензии и следят за соблюдением обязательств по содержанию МКД.

За соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и норм СанПина, за обеспечением безопасности и качества услуг ЖКХ надзирает Роспотребназор.

Муниципальный контроль осуществляют городские и районные администрации. Они имеют право проводить проверки на предмет соблюдения требований содержания общедомового имущества и предоставления коммунальных услуг.

Читайте также:  Жилищная инспекция сфера деятельности

Существуют и общественные организации. Контролирующими функциями они не обладают, но помогают гражданам составлять заявления, следят за соблюдением законодательства.

Один из них – национальный центр общественного надзора — НП «ЖКХ Контроль». Филиалы его есть во многих регионах России. Действуют они вместе с местными муниципалитетами. А на официальном сайте организации (ссылка — выше по тексту) можно задать вопрос или оставить обращение.

Как проверить ТСЖ на воровство самостоятельно

Органы контролирующие ТСЖ и УК

Схем мошенничества и даже воровства правлением товарищества собственников жилья существует множество:

  • выполняются ненужные работы, а потом переделываются;
  • деньги помещаются на депозит, а проценты от вклада идут в карман председателя;
  • сдается в аренду часть общедомовой собственности по низким ценам, а «благодарность» отдается руководителю товарищества;
  • часть услуг оказывается только на документах и другое.

Есть несколько способов выявить любые нарушения:

  1. Подать заявление в компетентные органы.
  2. Поручить дело аудиторской фирме (но тогда проверка будет проведена за ваш счет).
  3. Обратиться в ревизионную комиссию.
  4. Проверить документацию самостоятельно (если есть специальные знания).

Проверка финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ контролирующими органами

Товарищество собственников жилья – это юридическая организация, которая обязана платить налоги и обеспечивать бесперебойное функционирование всех технических систем и коммуникаций. Основные виды деятельности организации:

ТСЖ доверяют больше, чем управляющей компании. Потому что оно создано из самих же жильцов дома.

Но если члены правления не исполняют полностью свои обязанности, расходуют деньги на не целевые нужды, присваивают часть дохода, тогда вмешиваются контролирующие организации.

Как провести аудиторскую проверку в ТСЖ

Инициировать такую проверку финансово-хозяйственной деятельности может сам и председатель и члены правления. Может ее назначить и жилищная инспекция. Но чаще всего ее инициируют сами жильцы.

Основанием служит сомнения в законности отдельных действий, подозрения в хищении денежных средств.

Стоит аудиторская проверка обычно в диапазоне 25-70 тысяч рублей.

По итогам аудита проводится общее собрание, на котором жильцов уведомляют о ее результатах. Результаты могут служить основанием для обращения в прокуратуру или в суд.

Проверка товарищества жилищной инспекцией, что она проверяет

Существуют 2 вида проверки ТСЖ жилинспекцией:

  • плановые – проводятся не чаще 1 раза в год в соответствии с утвержденным планом мероприятий;
  • внеплановые – назначаются при поступлении информации о нарушениях в деятельности или в случае заявления от жильцов.

В обоих случаях проверяются целесообразность расходов, общую эффективность деятельности, выявляются ошибки и нарушения.

Инспектор запросит необходимые документы, поэтому заранее готовить ничего не нужно.

Проверка ТСЖ прокуратурой

Прокуратурой проводится проверка, при наличии обращений, в которых говорится о нарушении прав жильцов, либо о нарушении законов.

Представители прокуратуры имеют право изымать любые документы без предварительного уведомления.

Когда пора идти в суд

По результатам проверки в суд обращаются сотрудники прокуратуры с иском о возбуждении уголовного дела по факту хищения. Если нарушения являются неустранимыми – с иском о ликвидации ТСЖ.

Сами жильцы в суде могут обжаловать решения контролирующих или правоохранительных органов, вышестоящих организаций. Но основания у них должны быть вескими, чтобы суд действительно возбудил дело.

Что такое обследование через ТСЖ

Согласно Постановлению Госстроя от 23 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» УК обязана проводить плановый осмотр дома. Проверки проводятся 2 раза в год – весной и осенью.

В ходе осмотров изучается общее техническое состояние здания, выявляются дефекты и вырабатываются меры по устранению. Изучаются подвалы, цокольные этажи, лифты, межэтажные перегородки и так далее. По результатам составляются акты и доводятся до жильцов.

На основе таких осмотров составляется план ремонтных работ.

Существуют и более детальные обследования. Их проводят реже. Первый раз – через 2 года после введения дома в эксплуатацию, когда он еще находится на гарантии у застройщика. А потом раз в 10 лет. А при неблагоприятных условиях – не реже 1 раза в 5 лет.

Именно этой обязанностью ТСЖ пренебрегают чаще всего. А большинство жильцов и не знают о ней. Но проводить ее надо, потому что дома ветшают, крыши и фундамент действуют снег и движение грунта. В стенах могут появиться трещины. Иногда это приводит к плачевным результатам – обрушение дома.

Местные власти иногда сами проводят предварительные проверки.

Подобный случай был в Пермском крае. Тогда местная администрация, специалисты жилищной инспекции, Роспотребнадзора, прокуратуры осмотрели 909 зданий областного центра. Комиссии выявили 518 домов, которым было необходимо срочно провести инструментальное обследование.

Основная сложность таких обследований в цене. В зависимости от самого здания, а также региона, цена может достигать 300 тысяч рублей. И оплачивать должны сами собственники.

Поэтому проводились собрания жильцов, на которых объясняли, почему нужно провести инструментальное обследование их дома. А потом уже сами жильцы заключали договор с выбранной ими специализированной организацией.

Проверка хозяйственной деятельности ЖСК

Жилищно-строительный кооператив – некоммерческое объединение собственников жилья. Создается на добровольной основе с целью строительства многоквартирного дома и управления им.

Согласно статье 120 Жилищного кодекса РФ на общем собрании членов кооператива избирается ревизионная комиссия на срок не больше 3 лет. Члены комиссию выбирают председателя.

В комиссию не могут входить члены правления ЖСК.

Комиссия обязана 1 раз в год проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности кооператива. Правление ЖСК не имеет право препятствовать и обязано предоставить всю требуемую документацию.

  • сметы доходов и расходов;
  • начисление платежей за услуги ЖКХ;
  • операции с материальными ценностями;
  • зарплата сотрудникам.

По итогам ревизии составляется акт. На общем собрании жильцов предоставляется итоговый отчет. Ведь именно ему комиссия подчиняется.

Финансовые права ЖСК

Постановление Правительства РФ от 6 июня 2012 г. N 558
«Об утверждении типового устава жилищно-строительного кооператива, создаваемого в целях обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, предусмотренных законодательством РФ» определяет основные права и обязанности ЖСК.

Типовое положение о ревизионной комиссии в ЖСК

Типовое положение о ревизионной комиссии включает:

  • избрание членов комиссии;
  • срок деятельности и порядок прекращения полномочий;
  • функциональные обязанности и права;
  • особенности деятельности;
  • ведение проверок, основания для их проведения и отчетность;
  • обязательная документация комиссии.

Скачать образец типового положения можно по ссылке. ⇐

Как проверить УК, с чего начать

Все жалобы на подобные компании можно разделить на незаконные действия и бездействие, которое может привести и уже привело к нарушению функционирования систем МКД.

Начать борьбу с недобросовестной организацией нужно с претензии начальству управляющей компании. Заявление пишется на имя ее руководителя. В нем подробно описываются все имеющиеся жалобы.

В течение месяца они обязаны ответить письменно.

Если организация не признает нарушения или просто не отвечают, это дает право обратиться в уполномоченные органы.

Аудит

Любой собственник может инициировать аудиторскую проверку. Основаниями аудита являются сомнения в добросовестном выполнении обязанностей по содержанию МКД, в завышении тарифов за коммунальные услуги, нецелевое использование финансов.

В заявлении на проведение аудиторской проверки указываются паспортные данные заявителей, адрес проживания, суть претензии.

Единственный нюанс, оплачивать аудит придется за свой счет. А услуга стоит от 20 до 70 тысяч.

Но результаты аудита, проведенного независимым экспертом, могут послужить основанием для обращения в контролирующие органы.

Комиссия по ЖКХ и контролю за качеством работы УК

Существуют общественные организации, которые курируют сферу ЖКХ. Какая организация может помочь в борьбе с управляющей компанией?

Комиссия по ЖКХ и контролю за качеством работы УК – это общественная организация. Она создана во многих регионах России. Например, в Москве, Санкт-Петербурге.

Цель – помогать гражданам в борьбе с незаконными действиями УК, просветительская работа, непосредственный контроль за организациями, осуществляющие управление многоквартирными домами.

Обращение в Жилинспекцию

Государственная жилищная инспекция является основным органом, контролирующим деятельность управляющих организаций.

Инспекторы проводят свои плановые проверки и работают с жалобами населения.

Подать заявление в данную организацию стоит при нарушении законов и нормативов в области жилищно-коммунального хозяйства.

Роспотребнадзор

  • качество воды;
  • уровень шума в помещениях при работе вентиляции, лифта;
  • санитарное состояние общедомовых площадей;
  • уровень влажности.

Обращение в прокуратуру

Органы прокуратуры следят за соблюдением законности. Обращаться к ним можно как в случае нарушений со стороны УК, так и с жалобой на бездействие или неправомерные действия органов, куда уже отправляли свои претензии.

Суд является высшей инстанцией. Обращаться сюда стоит в самых серьезных случаях, если действия управляющей компании нанесли ущерб вам или всему дому.

Для того чтобы суд не отказался возбудить дело, нужно позаботиться о доказательной базе и правильно составить иск.

Какую форму управления домом выбрать решают сами собственники, они исходят из того, кто, по их мнению, принесет больше пользы. Правительством созданы службы на федеральном и местном уровнях, которые должны помогать гражданам в создании комфортных условий проживания.

Жилищные инспекции возобновили внеплановые проверки управляющих организаций , ТСЖ и кооперативов. Напомним, что в период с 6 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. были прекращены все плановые проверки , а также введены серьезные ограничения для внеплановых проверок . Сейчас мораторий закончился, решения о его продлении не принималось. … Tags: запрет на проверки управляющих компаний 2021 мораторий на проверки жилищных инспекций 2021 проверки жкх 2021. 0LikesShare Post. Навигация по записям.

Источники
  • https://pravosudie.guru/nedvizhimost/upravlenie/mkd/upravlyayushhaya-kompaniya/kto-i-kak-kontroliruet.html
  • https://www.audar-urist.ru/articles/16/prov-jil-inspekc
  • https://neuristu.ru/zhkh/kto-kontroliruet-rabotu-uk-tszh-zhsk-nadzor-i-proverka.html

Рейтинг
Загрузка ...