Кто контролирует качество капитального ремонта

ГрК РФ Статья 53. Строительный контроль Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 53 ГрК РФ — Уполномоченный орган хочет привлечь организацию (ИП) к ответственности за нарушение порядка строительства, реконструкции или…

Содержание

Что собственники и УО вправе требовать от регоператора по капремонту

Мы уже писали обзор наиболее частых ошибок, которые владельцы спецсчетов допускают в своей работе. Продолжаем тему и на основе обзора органа ГЖН работы регоператора по капремонту рассказываем, что собственники и управляющие домами вправе ждать и требовать от Фонда капитального ремонта согласно ЖК РФ.

Обязанности и ответственность регоператора по капремонту прописаны в ЖК РФ

В статье « Четыре нарушения в работе УО – владельца спецсчёта и как их избежать » мы говорили о том, что УО, ТСЖ и кооперативы, формируя фонд капремонта и проводя его в домах, нередко нарушают законодательство. Это выражается в виде:

  • нецелевого использования средств фонда капремонта;
  • проведения капремонта в отсутствие решения ОСС или при недоборе кворума голосов;
  • непередачи документов на спецсчёт при выборе его нового владельца;
  • непредоставления в орган ГЖН отчётности по состоянию спецсчёта.

Мы разобрали каждый случай и привели нормы ЖК РФ, в которых прописано, как управляющим домами правильно поступать, чтобы не совершать такие нарушения.

Не все собственники в МКД перешли к сбору средств на капремонт на собственном счёте: многие формируют фонд в «общем котле» регоператора. Тогда жителям дома, УО, ТСЖ и кооперативам следует разбираться в нормах ЖК РФ, которые касаются работы регионального фонда капремонта, и знать, как должны действовать регоператоры и за что они отвечают.

Предложения по капремонту дома и его стоимости

В деятельности региональных операторов по капитальному ремонту общего имущества МКД можно выделить три основных нарушения норм Жилищного кодекса РФ. Первое – несоблюдение требований п. 1 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ.

Регоператоры не направляют собственникам помещений в МКД предложения о сроке начала капитального ремонта, перечне необходимых работ, их стоимости, о порядке их финансирования. В том числе фонды капремонта не уведомляют жителей домов о полной стоимости капремонта с учётом замены всех конструкций, находящихся в неработоспособном состоянии.

Как должно быть : согласно ч. 3 ст. 189 ЖК РФ, регоператор должен направить собственникам предложение по капремонту в срок не менее чем за шесть месяцев до года, когда в соответствии с региональной программой должен состояться капремонт в МКД. Фонд капремонта представляет собственникам предложения о сроке начала работ, их перечне и стоимости, о порядке и об источниках финансирования.

Проведение осмотров общего имущества дома и составление конкурсной документации

Органы ГЖН отмечают, что регоператоры зачастую не готовят проектную документацию для организации капремонта, а также не проводят обследования общего имущества МКД для разработки конкурсной документации, не формируют техническое задание для подрядчиков. Это второе распространённое нарушение – невыполнение требований п. 2 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ и связанных с ними норм.

Как должно быть: Согласно п. 2 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ, регоператор обязан подготовить задания на оказание услуг и выполнение работ по капремонту и при необходимости проектную документацию на проведение ремонта, утвердить её и нести ответственность за её качество.

Вся такая документация должна соответствовать требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов. Чтобы подготовить такую документацию, регоператор должен в соответствии с ГОСТ 31937-2011 провести обследование общего имущества МКД и определить его техническое состояние.

Контроль за работами подрядчика и ответственность за их качество

Камнем преткновения и даже предметом судебных споров между собственниками и регоператором становится третье нарушение. Это ненадлежащее выполнение фондом капремонта требований п. 4 ч. 2, ч. 6 ст. 182, ч. 1 ст. 188 ЖК РФ. Регоператор не контролирует, как выбранная им для работ организация отремонтировала дом и отказывается отвечать за причинённый дому такими действиями ущерб.

Как должно быть: Регоператор обязан следить за качеством и сроками выполнения работ подрядными организациями. Такие работы должны соответствовать техническому заданию (п. 4 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ). Он же несёт ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиками обязательств по проведению капремонта.

На это обращал внимание ВС РФ в в п. 7 обзора от 04.07.2018 № 2. Он указал, что регоператор как заказчик работ по капремонту несёт перед собственниками помещений в таком доме ответственность за действия привлечённых им подрядных организаций в соответствии с принципом полного возмещения убытков.

Приведём пример из свежей судебной практики. Дело № А55-4443/2020 дошло до кассационного суда. Собственник одной из квартир в МКД Самары пожаловался в орган ГЖН на качество проведённого регоператором ремонта ГВС дома. После него в квартире заявителя батареи перестали хорошо нагреваться.

В ходе проверки орган ГЖН установил, что подрядчик, с которым регоператор заключил договор, некачественно выполнил свои обязательства: в доме зафиксирована ненадлежащая циркуляция теплоносителя из-за недочётов в капремонте инженерных систем ГВС.

Читайте также:  Как составить жалобу на работу управляющей компании

ГЖИ выдала регоператору предписание об устранении недостатков работы подрядчика, но Фонд капремонта не согласился с выводами проверки и подал иск в суд.

Первая инстанция сочла недоказанным факт, что снижение температуры теплоносителя в квартире собственника произошло из-за капремонта ГВС. За качество коммунальных услуг в доме несёт ответственность управляющая организация, а не регоператор.

Но апелляционная инстанция с выводами коллег не согласилась. Собственники помещений в МКД в жалобе в орган ГЖН просили проверить именно качество работ подрядчика по капремонту. И проверка, и предписание касаются именно этого, а не качества оказания коммунальных услуг, за которые отвечает УО.

Регоператор нарушил п. 4 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ – не контролировал качество работ подрядчика. Причём суд отметил, что оспариваемое предписание уже не первое, которое надзорный орган выдал фонду по итогам проведённого в доме капремонта. Апелляционный суд решение первой инстанции отменил и отклонил иск регоператора. Кассация поддержала такое решение спора.

УО не несёт ответственности за качество капремонта, организованного региональным оператором

Если фонд капремонта дома формируется на спецсчёте, тогда контроль за работой подрядчиков и ответственность за недостатки ложатся на УО и ТСЖ. При накоплении средств на счёте регоператора контролировать ремонтные работы и их качество управляющим домами и собственникам становится сложнее, а устранить недостатки приходится требовать через суд.

В такой ситуации УО и жители дома могут воспользоваться рекомендациями от Фонда ЖКХ и НП «ЖКХ Контроль». В документе можно найти ссылки на законодательные акты, а также:

  • требования к формированию фонда капремонта и проведению работ;
  • вопросы для повестки дня общего собрания собственников помещений для организации капитального ремонта общего имущества;
  • нюансы строительного контроля за капитальными работами;
  • создание рабочих и приёмочных комиссий и их обязанности;
  • общие рекомендации по приёмке отдельных элементов общего имущества после капитального ремонта.

Судебные споры собственников и УО с регоператорами не ограничиваются только взысканием ущерба после некачественного капремонта дома и требованием устранить недостатки. Читайте обзор других споров от наших партнёров МКА «Арбат», а также делитесь в комментариях своей практикой из отношений в Фондами капремонта в ваших регионах.

Хотите, чтобы в вашей ленте было больше статей и новостей о ЖКХ и эффективном управлении МКД? Тогда:

Капитальный ремонт . Узнаете, как проходит региональная программа капитального ремонта , что в нее входит, как начисляют плату за капремонт и кто может получить льготы. Что такое региональная программа капитального ремонта . Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах действует в Подмосковье с 2013 года. … Зачем нужен капремонт . От состояния общего имущества напрямую зависит цена вашей квартиры – вкладывая деньги в капитальный ремонт , можно инвестировать в свое благосостояние. Чем капитальный ремонт отличается от текущего. Капитальный ремонт . Текущий ремонт . Крыша.

Кто контролирует качество капитального ремонта

ГрК РФ Статья 53. Строительный контроль

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 53 ГрК РФ

1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 240-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. В отношении отдельных объектов федерального значения, а также иных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением. Правительством Российской Федерации могут быть установлены случаи, в которых по решению Правительства Российской Федерации строительный контроль при строительстве объектов транспортной инфраструктуры, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.12.2020 N 468-ФЗ, от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Читайте также:  Должен ли наниматель оплачивать капитальный ремонт

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.

7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

полномочия уполномоченного органа по контролю за работой регионального оператора в части организации им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, финансового контроля деятельности регионального оператора; порядок координации действий уполномоченного органа и иных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении ими проверок деятельности регионального оператора

Изменились полномочия органов МСУ в сфере капитального ремонта многоквартирных домов

У органов МСУ стало больше полномочий в сфере капитального ремонта многоквартирных домов. Теперь представители муниципалитетов смогут контролировать качество ремонта. Законодатель включил их в перечень лиц, которые участвуют в приемке выполненных работ (ст. 182 ЖК). Одновременно законодатель конкретизировал обязанности органа МСУ в случае, когда собственники помещений не приняли решение о проведении капремонта. Расскажем о новых правилах и предложим образцы документов, которые помогут выполнить требования закона.

Региональных операторов обязали включать в комиссии по приемке работ представителей органов МСУ

Документ: Федеральный закон от 02.12.2019 № 391-ФЗ внес изменения в статьи 182 и 189 ЖК

Проведение капитального ремонта общего имущества в МКД организует региональный оператор. Он же формирует комиссию по приемке работ. По новым правилам оператор обязан включить в состав комиссии представителей органов МСУ. Ранее в комиссии включали только:

— представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, ответственных за реализацию региональных программ капремонта;
— лиц, осуществляющих управление МКД;
— представителей собственников помещений в МКД.

Старые правила формирования комиссий создавали проблемы. В большинстве регионов представителям органов исполнительной власти было трудно участвовать в работе комиссий. Объекты капремонта часто находятся далеко друг от друга. При этом нередко в штате профильных органов власти не хватает сотрудников, которые могли бы выезжать на приемку работ в каждом МКД. Поправки к ЖК решают эту проблему. Теперь, если представители региона не смогут принять участие в приемке капитального ремонта дома, их заменят представители органа МСУ. Они наряду с другими членами комиссии смогут контролировать качество работ. Распечатайте для представителей органа МСУ, которых оператор включит в комиссию, нашу памятку (см. в конце статьи). Она поможет проверить качество капремонта.

Установлен срок, в который орган МСУ должен принять решение о проведении капремонта

Решение о капремонте общего имущества в МКД должны принять собственники помещений в доме. Но часто это приходится делать органу местного самоуправления. Такая обязанность возникает, если собственники не приняли решение в срок. Рассмотрим процедуру и объясним, с какого момента в ней участвует орган МСУ по новым правилам.

Читайте также:  Какую информацию должна раскрывать управляющая компания

Работу по организации капремонта в МКД должно начать лицо, которое осуществляет управление домом или оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества в нем, либо региональный оператор. Не менее чем за шесть месяцев до начала года, на который запланирован ремонт, это лицо или регоператор представляет собственникам помещений предложения. Предложения включают:

— срок начала капитального ремонта;
— перечень услуг и работ, информацию об их объеме;
— стоимость услуг и работ;
— порядок и источники финансирования;
— другие характеристики предстоящего капитального ремонта.

1 месяц — срок, в который орган МСУ должен принять решение о проведении капремонта в МКД

Собственники помещений должны рассмотреть предложения и на общем собрании принять решение о начале капитального ремонта. Обычный срок — три месяца с момента, когда собственники получили предложения. Больший срок может быть установлен региональным законом. Если собственники решение не приняли, эта задача ложится на орган МСУ.

Раньше в законе не было указано, в течение какого времени муниципалитет должен принять решение о начале капремонта в МКД. Теперь срок установлен — один месяц со дня, до которого решение должны были принять собственники помещений.

Зафиксируйте решение органа МСУ в постановлении о проведении капитального ремонта. (Образец этого документа ниже)

Орган МСУ обязан уведомить собственников помещений в МКД о принятом решении. Образец уведомления смотрите далее. Разошлите документ всем собственникам по почте и разместите его на досках объявлений при входе в подъезды.

Уведомление собственников помещений о решении органа МСУ провести капремонт в доме (Образец этого документа ниже)

Ситуации, когда жильцы не проголосовали за проведение капремонта или на общем собрании не было кворума, встречаются достаточно часто. Новые положения Жилищного кодекса помогут своевременно и качественно выполнять работы и более эффективно реализовывать региональные программы капитального ремонта.

Главная -Направления деятельности — Капитальный ремонт -Разъяснения по вопросу проведения строительного контроля при проведении капитального ремонта многоквартирных домов. Разъяснения по вопросу проведения строительного контроля при проведении капитального ремонта многоквартирных домов. В связи с многочисленными запросами от исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу проведения строительного контроля при проведении капитального ремонта многоквартирных домов государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее — Фонд) сообщает следующее.

Разъяснения по вопросу проведения строительного контроля при проведении капитального ремонта многоквартирных домов

В связи с многочисленными запросами от исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросу проведения строительного контроля при проведении капитального ремонта многоквартирных домов государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее — Фонд) сообщает следующее. В соответствии с Методическими рекомендациями Фонда по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в состав затрат, образующих себестоимость работ по капитальному ремонту, включается «технический надзор», осуществляемый заказчиком работ. В связи с тем, что в действующем законодательстве используется равнозначный по смыслу термин «строительный контроль», работы по строительному контролю могут быть включены в состав затрат, образующих себестоимость работ по капитальному ремонту. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее — Положение). Указанное Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета. В соответствии с частью 3 Положения строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство (далее — подрядчик); застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее заказчик). Таким образом, заказчик имеет право заключить договор (контракт) на осуществление строительного контроля с коммерческой организацией, осуществлявшей подготовку проектной документации, имеющей специальный допуск на данный вид деятельности в части соответствия выполняемых работ проектной документации. При необходимости проведения строительного контроля заказчиком в полном объеме в соответствии с частью 4 Положения эти функции вправе осуществлять работники заказчика, на которых в установленном порядке возложены эти обязанности. При отсутствии таковых, заказчик может привлечь специализированную организацию имеющую допуск на данный вид деятельности на конкурсной основе посредством заключения договора на осуществление строительного контроля при проведении капитального ремонта многоквартирных домов. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля определяется в соответствии с пунктом 15 вышеуказанного Положения и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости капитального ремонта МКД отдельной строкой «Строительный контроль». Осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене строительного подряда.

Собственникам помещений в многоквартирных домах, в которых формирование фонда капитального ремонта осуществляется на специальном счете, необходимо самостоятельно обеспечивать проведение капитального ремонта . Согласно ст. 177 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), операции, совершаемые по специальному счету, осуществляются банком в случае предоставления владельцем специального счета протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит решения собрания о выполнении работ и(или) оказании услуг по капитальному ремонту в многоквартирном доме.

Источники
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5a5864e93dceb7ffefabddd3/chto-sobstvenniki-i-uo-vprave-trebovat-ot-regoperatora-po-kapremontu-61237f7b5980e060bb93a008
  • http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/5cbb8e792a7a0d3653cf7ccce0de76f92e1d08d8/
  • http://cmokhv.ru/materials/mat20200229/
  • https://fondgkh.ru/napravleniya-deyatelnosti/energoeffektivnyy-kapremont/razyasneniya-po-voprosu-provedeniya-stroitelnogo-kontrolya-pri-provedenii-kapitalnogo-remonta-mnogok/

Рейтинг
Загрузка ...