Как бороться с бездействием жилищной инспекции
Кому подчиняется государственная жилищная инспекция. Какие вопросы решает жилищная инспекция
Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) — российский орган исполнительной власти, обязанностью которого является контроль жилищного фонда страны. В каждом субъекте федерации функционирует местный совет, действующий в соответствии с конституцией страны.
ГЖИ контролирует соблюдение жилищного законодательства, а также исполнение законов об энергосбережении, модернизации. Также жилинспекция курирует соблюдение требований по использованию и сохранению жилищного фонда, правила формирования фондов капремонта. Причем, представители организации могут проверить на предмет законности довольно широкий спектр организаций. Жилищная инспекция может привлечь к ответственности и граждан.
Жилищная инспекция должна контролировать законность создания УК, ТСЖ и жилищных кооперативов. Ведет надзор за предоставлением коммунальных услуг и начислением платы за них. Проверяет, чтобы пользователям коммунальных услуг предоставляли всю необходимую информацию.
При этом, что важно, ГЖИ не имеет права вмешиваться и проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности УК, ТСЖ, ЖСК.
Поводы для жалоб
В жилищную инспекцию можно обратиться по следующим поводам:
Нарушение правил содержания и ремонта, норм обеспечения коммунальными услугами. В перечень нарушений могут входить самые разнообразные поводы — начиная от разбитой лампочки в подъезде, заканчивая плесенью на стенах и не работающим лифтом. В инспекцию можно пожаловаться и на недостаточную температуру горячей воды, отопления, на поврежденные перила и на то, что в подъезде не моют-не убирают, и по другим поводам — если все эти проблемы не хочет решать управляющая компания или ТСЖ;
Установка приборов учета коммунальных услуг;
Определение размера и внесения платы за коммунальные услуги (если вам кажется, что тариф завышен необоснованно или расчет по плате произведен неправильно);
Заключение договоров предоставления коммунальных услуг;
Предоставление УК, ТСЖ или жилищным кооперативом необходимой информации потребителям;
На кого можно пожаловаться
В жилищную инспекцию можно пожаловаться на управляющие организации, ТСЖ и на другие юридические лица, которые оказывают услуги по управлению многоквартирными домами, предоставляют коммунальные услуги.
Если в ходе проверки выявлены нарушения, то жилинспекция выдаёт предписание об их устранении. Если выявлено административное правонарушение, составляется протокол и принимаются меры по устранению нарушений. В случае невыполнения предписаний нарушителю грозят серьезные штрафы и даже профессиональная дисквалификация. Наказание может оказаться и уголовным. По крайней мере, инспектор может направить материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела. Также инспектор может обратиться и в суд, чтобы защитить права собственников и нанимателей помещений в МКД.
Лицензирование УК
На базе жилинспекции создается лицензионная комиссия. Она принимает экзамены у руководителей управляющих организаций. При этом проверяются их профессиональные знания. Затем УК проверяют на соответствие лицензионным требованиям. Если всё оказывается в порядке, то организации выдают лицензию. Жилинспекция должна контролировать качество управления МКД. За нарушения дом могут исключить из реестра лицензий, то есть отобрать у недобросовестной управляющей организации. Если число исключенных домов растет, то управляющую компанию лишают лицензии на право управления многоквартирными домами.
о государственной жилищной инспекции города Москвы
(с изменениями от 18 декабря 2001 г., 19 августа 2003 г.)
1. Общие положения
1.1. Государственная жилищная инспекция города Москвы (далее — Мосжилинспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы по государственному контролю за порядком целевого использования и технической эксплуатации жилья.
1.2. Мосжилинспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации и города Москвы, а также настоящим Положением.
1.3. Мосжилинспекция входит в состав Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы как самостоятельный орган. Координацию деятельности Мосжилинспекции осуществляет первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, возглавляющий Комплекс городского хозяйства Правительства Москвы.
1.4. Мосжилинспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Главной государственной жилищной инспекцией в Российской Федерации, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы и другими органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления, инспекционными органами, а также общественными объединениями и гражданами.
1.5. Сотрудники Мосжилинспекции, замещающие государственные должности государственной службы города Москвы, являются государственными служащими города Москвы, на них распространяются гарантии правовой и социальной защиты государственных служащих государственной службы города Москвы, установленные федеральными законами и законами города Москвы о государственной службе.
1.6. Мосжилинспекция является юридическим лицом, имеет бланки и печать со своим наименованием и изображением герба Москвы, штампы, самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в банке и в органах казначейства.
1.7. Полное наименование Мосжилинспекции — Государственная жилищная инспекция города Москвы. Краткое наименование — Мосжилинспекция.
1.8. Юридический адрес Мосжилинспекции — 129090, г.Москва, проспект Мира, д. 19.
2. Задачи и функции
2.1. Основной задачей Мосжилинспекции является реализация политики Правительства Москвы по государственному контролю за выполнением законодательных и нормативных актов в области технической эксплуатации жилых домов и жилых помещений, инженерного оборудования и сетей, целевым использованием жилищного фонда, а также обеспечением прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг и своевременное и качественное рассмотрение их обращений и жалоб.
2.2. В соответствии с возложенными задачами Мосжилинспекция выполняет следующие функции:
2.2.1. Осуществляет контроль:
Соблюдения порядка использования, содержания, эксплуатации и ремонта жилых домов, помещений в них, отдельных жилых помещений, инженерных оборудования и сетей, а также придомовых территорий; порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг; соблюдения режимов функционирования инженерных сетей и иного оборудования;
Соблюдения порядка приемки в эксплуатацию (вновь построенных и отремонтированных) внутридомовых систем газоснабжения, дымоходов и вентиляции в газифицированных жилых домах и помещениях в них, в отдельных жилых помещениях, а также — при производстве газоопасных работ;
Соблюдения порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые;
Выполнения жилищно-коммунальных услуг для населения.
2.2.2. Организует обследование технического состояния жилых домов, разработку автоматизированной информационно-аналитической системы мониторинга технического состояния жилищного фонда г.Москвы и представляет Правительству Москвы, иным органам власти аналитическую информацию о результатах обследования и предложения по обеспечению сохранности жилых домов.
2.2.3. Организует и проводит диагностику конструкций и инженерного оборудования жилых домов (в том числе газового) с применением инструментальных методов контроля их технического состояния.
2.2.4. Организует работу технологического транспорта и базы мобильных лабораторий для выполнения основных функций Мосжилинспекции.
2.2.5. Обобщает и анализирует результаты проверок качества технической эксплуатации и готовит на их основе предложения Правительству Москвы по объему и очередности ремонтных работ в жилищном фонде.
2.2.6. Обеспечивает контроль за выполнением принятых решений и предписаний по устранению выявленных нарушений, применяет административные санкции в соответствии с предоставленными полномочиями.
2.2.7. Обобщает и анализирует данные по результатам инспекционных обследований, выданным предписаниям, административным санкциям с использованием современных информационных технологий.
2.2.8. Участвует в разработке проектов законов города Москвы и других нормативных правовых актов в области использования и технической эксплуатации жилья.
2.2.9. Разъясняет политику Правительства Москвы в области технической эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивая гласность в работе Мосжилинспекции, сотрудничество со средствами массовой информации (печать, радио, телевидение).
2.2.10. Рассматривает представленные на согласование: заявления о переустройстве (перепланировке и переоборудовании) жилых домов и жилых помещений; проектно-сметную документацию на работы по монтажу газового оборудования в жилых домах, помещениях в них, отдельных жилых помещениях.
2.2.11. Проверяет газовое оборудование и приборы, применяемые во внутридомовых системах газоснабжения, на соответствие нормам и правилам, действующим в газовом хозяйстве, а также наличие сертификатов соответствия на такие приборы.
2.2.12. Обеспечивает учет и контроль организаций и предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих проектирование, монтаж, обслуживание и ремонт внутридомовых систем газоснабжения, дымоходов и вентиляции, а также обучение и аттестацию соответствующих специалистов.
2.2.13. Рассматривает обращения и жалобы граждан в установленные сроки и принимает необходимые меры по их разрешению и выполнению.
2.2.14. Обеспечивает деятельность Городской жилищно-конфликтной комиссии.
3. Полномочия
Для выполнения возложенных функций Мосжилинспекция наделяется следующими полномочиями:
3.1. В случаях, установленных законодательством, и в предусмотренном им порядке беспрепятственно проверять жилые дома, помещения в них, отдельные жилые помещения, связанные с ними объекты жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с задачами, предусмотренными настоящим Положением.
3.2. В случаях, установленных законодательством, запрашивать и получать у лиц, обеспечивающих использование и техническую эксплуатацию подконтрольных объектов, технические документы, контракты, договора, объяснения в письменной и устной форме, уставные документы и иную информацию, необходимую для выполнения контрольной и аналитической работ.
3.3. Запрашивать и получать у органов исполнительной власти и местного самоуправления информацию, необходимую для проведения проверок.
3.4. Привлекать на договорной основе к обследованию технического состояния жилых домов и объектов жилищно-коммунального хозяйства, экспертизе технической документации и подготовке законодательных и нормативных актов и предложений квалифицированных специалистов и экспертов других организаций.
3.5. В случаях, установленных законодательством, выдавать организациям, предпринимателям без образования юридического лица, должностным и приравненным к ним по закону лицам, а также гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений.
3.6. Принимать и исполнять решения о применении в установленном законом порядке финансовых санкций и взыскании сумм штрафа за выявленные в результате проведенных проверок нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка использования и технической эксплуатации жилья и связанных с ним объектов жилищно-коммунального хозяйства.
3.7. Представлять в установленном порядке от своего имени интересы города Москвы в судах, арбитражных судах, органах государственной власти, иных организациях.
3.8. Обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел; запрашивать заключения экспертов в целях обеспечения контроля исполнения мер, предписанных должностными лицами органов государственной власти города Москвы, а также в целях оценки характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
3.9. Участвовать в решении вопросов о непригодности домов и помещений для проживания.
3.10. Участвовать в расследованиях аварий, иных происшествий с газовым оборудованием и приборами, установленными в газифицированных жилых домах и помещениях.
3.11. Продлевать срок исполнения предписания в установленном порядке.
3.12. Давать разъяснения о порядке осуществления в городе Москве инспектирования подконтрольных объектов, предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также — утверждать формы служебных документов, необходимые для его осуществления.
3.13. Вносить в установленном порядке в Правительство Москвы, Мэру Москвы предложения по отмене противоречащих действующему законодательству нормативных правовых актов и других решений органов исполнительной власти города Москвы.
3.14. В пределах своей компетенции осуществлять в установленном порядке учебно-консультационную и методическую работу, направленную на профилактику и предупреждение правонарушений.
3.15. Заключать договоры на оказание консультационных услуг и проведение экспертизы по вопросам технической эксплуатации жилья, инженерных сетей и иного оборудования жилищно-коммунального назначения.
3.16. Выступать в установленном порядке учредителем технических, экспертных и учебных центров, а также других служб для осуществления консультационных и технических услуг по обследованию жилых строений, помещений в них, отдельных жилых помещений, инженерных сетей и иного оборудования.
3.17. Осуществлять межрегиональное и международное сотрудничество в области эксплуатации и управления жилья.
3.18. Осуществлять в пределах своей компетенции иные полномочия, установленные федеральными законами и законами города Москвы, правовыми актами Мэра Москвы и Правительства Москвы.
4. Структура, руководство Мосжилинспекции
4.1. В состав Мосжилинспекции входят жилищные инспекции по административным округам, специализированные инспекции, отделы реализации городских программ и проектов, научно-методическое подразделение, база мобильных лабораторий, действующие на основании положений, утверждаемых руководителем Мосжилинспекции.
При Мосжилинспекции действует Городская жилищно-конфликтная комиссия , рассматривающая спорные вопросы по применению штрафных санкций, срокам устранения выявленных нарушений действующих технических нормативов по использованию, содержанию и эксплуатации жилищного фонда.
4.2. Возглавляет Мосжилинспекцию начальник — Главный государственный жилищный инспектор города Москвы, который назначается на должность и освобождается от нее Правительством Москвы по согласованию с Главной государственной жилищной инспекцией в Российской Федерации.
Начальник Мосжилинспекции имеет заместителей, назначение на должность и освобождение от должности которых производится Правительством Москвы по представлению начальника Мосжилинспекции.
Начальники жилищных инспекций административных округов назначаются на должность начальником Мосжилинспекции по согласованию с префектами административных округов.
4.3. Сотрудники Мосжилинспекции, замещающие государственные должности государственной службы города Москвы, являются государственными служащими города Москвы, на них распространяется законодательство о государственной службе и трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными законодательством о государственной службе; они пользуются правом ношения форменной одежды.
4.4. Для выполнения определенных функций могут быть заключены трудовые договоры с иными работниками, не являющимися государственными служащими города Москвы.
4.5. Начальник Мосжилинспекции:
4.5.1. Осуществляет права и выполняет обязанности, вытекающие из задач, стоящих перед Мосжилинспекцией.
4.5.2. Руководит деятельностью Мосжилинспекции на основе единоначалия, отвечает за выполнение возложенных на Мосжилинспекцию задач и соблюдение норм действующего законодательства.
4.5.3. Организует работу Мосжилинспекции, подбор и расстановку кадров, принимает решения о поощрении и дисциплинарной ответственности работников Мосжилинспекции.
4.5.4. Распоряжается в установленном порядке денежными средствами и имуществом, закрепленным за Мосжилинспекцией.
4.5.5. Издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения.
4.5.6. Утверждает должностные инструкции сотрудников Мосжилинспекции.
4.5.7. Утверждает положения структурных подразделений Мосжилинспекции.
4.5.8. Представляет без доверенности Мосжилинспекцию во всех государственных, судебных органах, в других учреждениях, организациях и предприятиях, заключает в установленном порядке договоры, выдает доверенности.
4.5.9. Утверждает структуру и штатное расписание Мосжилинспекции в пределах установленного фонда оплаты труда, устанавливает надбавки к должностным окладам, утверждает Положение о материальном стимулировании работников Мосжилинспекции, порядок изготовления и ношения форменной одежды.
4.5.10. В установленном законодательством порядке решает вопросы, связанные с прохождением государственной службы в Мосжилинспекции, в том числе: формирование кадрового резерва, подбор, расстановку, переподготовку и повышение квалификации кадров, проведение аттестации, присвоение классных чинов.
4.5.11. Отменяет незаконные и необоснованные решения подчиненных должностных лиц.
4.5.12. Осуществляет другие полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
4.6. Прием специалистов на работу в Мосжилинспекцию осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Конкретные обязанности специалистов устанавливаются должностными инструкциями.
4.7. Должностные лица, уполномоченные на проведение контроля:
4.7.1. Заместители начальника Мосжилинспекции, начальники инспекционных структурных подразделений, сотрудники Мосжилинспекции в соответствии с возложенными на них должностными обязанностями являются инспекторами Государственной жилищной инспекции города Москвы.
4.7.2. Инспектор Государственной жилищной инспекции города Москвы — уполномоченное должностное лицо, наделенное приказом начальника Мосжилинспекции правом осуществлять в рамках, предусмотренных настоящим Положением, инспекторский контроль, выдавать обязательные для исполнения предписания и составлять протоколы об административном правонарушении. Начальник Мосжилинспекции получает полномочия Главного государственного жилищного инспектора Москвы по должности.
4.7.3. Инспектор Государственной жилищной инспекции города Москвы, при исполнении служебных обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, вправе в установленном законодательством порядке:
Инспектировать подконтрольные объекты;
Оформлять уведомление органа государственного контроля с перечнем необходимых документов, которые в обязательном порядке в установленный срок должны быть представлены в орган государственного контроля для проведения проверки;
Давать обязательные для исполнения предписания;
Составлять протоколы об административных правонарушениях;
Обращаться в правоохранительные органы за оказанием помощи в проведении проверки.
4.8. Действия и решения должностных лиц Мосжилинспекции при исполнении ими должностных обязанностей могут быть обжалованы руководству Мосжилинспекции, в вышестоящие органы или в судебном порядке.
5. Имущество и финансирование
5.1. Для выполнения предусмотренных настоящим Положением задач и функций Мосжилинспекция обеспечивается необходимыми помещениями, средствами связи, технологическим транспортом, техническими средствами диагностики и контроля состояния конструкций и инженерного оборудования, другими материально-техническими ресурсами, обеспечивающими выполнение решаемых задач.
5.2. Финансирование Мосжилинспекции осуществляется из бюджета города Москвы по разделу «Государственное управление и местное самоуправление» и других разрешенных источников.
5.3. Имущество Мосжилинспекции находится в собственности города Москвы, закрепляется за Мосжилинспекцией на праве оперативного управления.
5.4. Мосжилинспекция владеет и пользуется имуществом, принадлежащим ей в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, правовыми актами города Москвы.
6. Изменение Положения, реорганизация и ликвидация Мосжилинспекции
6.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся постановлением Правительства Москвы в установленном порядке.
6.2. Прекращение деятельности Мосжилинспекции осуществляется в форме ликвидации или реорганизации по постановлению Правительства Москвы по согласованию с Главной государственной жилищной инспекцией Российской Федерации.
6.3. При реорганизации Мосжилинспекции все ее документы передаются правопреемнику.
6.4. При ликвидации Мосжилинспекции ее архивы в упорядоченном состоянии передаются в Московское городское объединение архивов в установленном порядке.
Основные обязанности жилищной инспекции в 2018 году. Чем занимается жилищная инспекция ? К основным обязанностям любой жилинспекции можно отнести следующее: Государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль (ст. 20 ЖК РФ); Контроль над надлежащим использованием, ремонтом и содержанием жилищного фонда; Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами … В каких случаях можно жаловаться на жилищную инспекцию ? Вы остались недовольны действиями либо бездействием жилищной инспекции ? В соответствии с действующим законодательством у вас есть право обжаловать любое нарушение ваших прав.
Бездействие жилищной инспекции
Каждый собственник жилого помещения имеет право написать жалобу в жилищную инспекцию на действия или бездействие управляющей компании или ТСЖ.
Однако не все обращения граждан имеют под собой законодательное основание. Жилищная инспекция обязана течение 30 дней после обращения отреагировать на жалобу – либо провести проверку УК, либо отказать обратившемуся.
Если гражданин не получил ответ от инспекции в установленный срок, то он имеет право написать жалобу в вышестоящий орган.
Например, если бездействует районная жилищная инспекция, то необходимо обращаться в областную инспекцию, если же бездействует областная инспекция – то в Главную государственную жилищную инспекцию Российской Федерации. Наиболее эффективным является подача искового заявления в суд или прокуратуру.
В своём обращении на бездействие жилищной инспекции, гражданин (несколько граждан) должен обязательно указать номера входящих писем с жалобами в жилищную инспекцию, а также ФИО тех чиновников, которые должны были заниматься проблемой.
Если жилищные инспекторы присылали обратившемуся какие-либо ответы, то их копии также необходимо приложить. В заявлении необходимо чётко и «сухо» изложить последовательность событий, а также суть первого и последующих (если таковые были) обращений в жилищную инспекцию по месту жительства.
Вышестоящая инспекция также в 30-дневный срок обязана отреагировать на обращение граждан. Если и этого не произойдёт, то следующей инстанцией является суд.
Стоит помнить, что для того чтобы получить ответ на свой запрос в жилищной инспекции, необходимо правильно написать первоначальное заявление. Если в нём не будет указано ФИО обратившегося, а также его контактные телефон и адрес, то отсутствие письменного ответа от инспекции не будет считаться нарушением. В данном случае, гражданин нарушил нормы п. 1 ст. 11 ФЗ 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Кроме этого, в заявлении необходимо указать:
- Полный адрес то жилинспекции, которая должным образом не отреагировала на обращение гражданина (граждан)
- Ссылки на те нормы законодательства, которые были нарушены
- Предложения по решению возникшей проблемы
Кроме того, стоит проверить, высылали ли инспекторы письменный ответ. Возможно, есть вина почты.
Отследить «судьбу» своей жалобы на жилищную инспекцию, можно на официальном сайте Главной государственной жилищной инспекции РФ.
Комментарии пользователей
Лидия Обращаться в Инспекцию бесполезно. Ответ один — не нравится, обращайтесь в суд. Были заявления, были формальные ответы. Была Жалоба на бездействие инспектора :Е.И.******. Ответ от 21.12.2015 №****/15-4- за подписью В.М.****, исполнитель Е.И.*****. ОтветитьВиктор Не густо комментариев. И поспорить не с кем. Лидия абсолютно права: нет никакого дела ни Жилинспекции до прав собственников, ни прокуратуре до бездействия жилинспекции. А Главная госжилинспекция на вопрос: «К кому обращаться с жалобой на бездействие областной жилинспекци» — отсылает к губернатору области. А ГЖИ тут ни при чем. Она просто царствует, сидя на печи. Ответить
Жилищная инспекция должна контролировать законность создания УК, ТСЖ и жилищных кооперативов. Ведет надзор за предоставлением коммунальных услуг и начислением платы за них. Проверяет, чтобы пользователям коммунальных услуг предоставляли всю необходимую информацию. При этом, что важно, ГЖИ не имеет права вмешиваться и проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности УК, ТСЖ, ЖСК. … 4.5.1. Осуществляет права и выполняет обязанности, вытекающие из задач, стоящих перед Мосжилинспекцией. 4.5.2. Руководит деятельностью Мосжилинспекции на основе единоначалия, отвечает за выполнение возложенных на Мосжилинспекцию задач и соблюдение норм действующего законодательства.
Как управляющим компаниям взаимодействовать с ГЖИ
Проверок ГЖИ боятся многие управляющие организации. Потому что чувствуют свою незащищённость, не верят, что проверка может пройти честно и их не привлекут к ответственности по надуманному поводу.
28 февраля Юрий Викторович Нетреба, руководитель отдела по судебной защите МКА «Арбат», провёл онлайн-семинар, на котором рассказал, как управляющим организациям наладить эффективное взаимодействие с ГЖИ.
Выстраивать стратегию и определить тактику
Юрий Викторович рассказал, как при помощи грамотной тактики, знания законов и понимания процесса проверок управляющие компании могут, не паникуя, добиться от от ГЖИ внесения изменений в реестр МКД после общего собрания собственников о смене УО и отстоять право на управление домом.
Участники вебинара узнали, кто отвечает за расчёты и убытки спорного дома и на чьей стороне при этом ГЖИ. Мы обсудили, стоит ли подписывать протокол ГЖИ о выявленном правонарушении и как суды применяют Правила № 416 за задолженность перед РСО.
Мы честно разобрали вопросы, как избежать ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ при наличии долга перед РСО и что делать, если орган местного самоуправления нарушает № 135-ФЗ во время открытого конкурса.
Наш эксперт рассказал, почему директора управляющей организации привлекают к уголовной ответственности, когда дому хотят навязать другую УО, и что с этим делать.
Главное, что нужно запомнить о стратегии и тактике в отношениях с ГЖИ – быть вежливым, хорошо знать законы и свои права.
Оспаривать действия ГЖИ
Будьте вежливы, но если заметили нарушение – не молчите. Оспаривайте постановления ГЖИ только когда есть основания для признания их недействительными.
1. Неверно указана дата, время проведения проверки.
Иногда органы ГЖИ ошибаются и указывают в извещении неправильное время проведения проверки. Юрий Викторович вспомнил случай, когда ГЖИ пригласила УО на составление протокола в 4:00 вместо 14:00.
Большинство судов считают это опечаткой и не засчитывают в пользу УО, но в данном случае управляющая организация заявила, что, как и было указано в сообщении, её представители пришли в 4:00 на объект и, не дождавшись, ГЖИ составили акт, что никто из инспекторов ГЖИ не явился. В 14:00 на составлении протокола присутствовать никто из УО не мог, поэтому в данном случае был нарушен порядок привлечения.
2. Протокол составлен с нарушениями положений ст. 27.8 КоАП РФ: без представителя юридического лица, без понятых.
Если извещение составлено неверно или представителей УО не пригласили, появляется шанс доказать, что подпись при получении извещения сделало ненадлежащее лицо.
3. Привлечение за неисполнение действий, которые не соответствуют условиям заключённого с собственниками помещений договора управления и не утверждались на ОСС.
ГЖИ может попытаться привлечь вас к ответственности за нарушения на объектах, находящихся в зоне ответственности собственников. Поэтому важно чётко понимать область ответственности управляющей организации.
4. Неверно указан адрес, объект правонарушения.
Часто пишут, что объект правонарушения – многоквартирный дом и путают дома или путают с местом регистрации юридического лица (по правонарушениям в форме бездействия).
5. Неверно определена подсудность рассмотрения дела об административной ответственности.
Дела об административном правонарушении рассматриваются по месту его совершения (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ). Например, дела о бездействии необходимо рассматривать по месту нахождения юридического лица, а не по адресу дома, куда ГЖИ выходили с осмотром. За время направления дела по подсудности есть шанс, что истечёт трёхмесячный срок привлечения к ответственности.
6. Пропущен срок давности привлечения к административной ответственности.
Административную ответственность возлагают одновременно на организацию и на должностное лицо. Для должностных лиц, как правило, в санкцию входит не только штраф, но и дисквалификация. При дисквалификации срок привлечения к ответственности – до одного года. Об этом забывают и нарушают срок привлечения к ответственности для организации – 3 месяца в случае рассмотрения судом.
Применять успешные кейсы
Юрий Викторович привёл в пример несколько успешных кейсов МКА «Арбат». Воспользуйтесь ими в подобных ситуациях.
Прекратите дело по малозначительности
Мировой суд рассматривал дело о рассмотрении протокола ГЖИ МО по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Проблема – отслоилась штукатурка на цоколе дома и житель дома пожаловался на управляющую организацию. ГЖИ составила протокол и передала дело в суд.
Цоколь отремонтировали в течение 24 рабочих дней – в установленный срок. В установленном порядке управляющая организация уведомила об этом ГЖИ. В связи с этим суд прекратил производство по делу в связи с малозначительностью и объявил устное замечание вместо штрафа в размере 250 000 рублей.
Благодаря грамотным действиям юристов дело развивалось быстро: житель дома пожаловался на УО 17 мая, а 1 августа вступило в законную силу решение суда.
Напишите ходатайство о переквалификации
Чтобы быстро прекратить дело по ст. 7.23.3 КоАП РФ, напишите ходатайство о переквалификации на более строгий состав.
Мировой суд Московской области рассматривал дело о протоколе ГЖИ по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ и переквалифицировании на ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Суть нарушения – отслоилась штукатурка, видны следы плесени на стенах, вандальные надписи на облицовке лифта. ГЖИ составила протокол по ст. 7.23.3 КоАП РФ.
Юристы посоветовали написать ходатайство о переквалификации совершённого деяния с ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ на ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Суд отказал в переквалификации, потому что это не согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5.
Согласно этой позиции, если при рассмотрении дела установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершённого правонарушения, судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к АО, на другую статью при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведётся производство по делу.
Дело прекращено в связи с отсутствием состава на основании ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Решение уже вступило в законную силу.
После отказа суда в переквалификации ГЖИ, как правило, уже не обладает необходимым сроком, чтобы составить новый протокол по статье ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Изучать технические регламенты и СНиПы
Изучайте технические регламенты и СНиПы, чтобы вовремя определить, имеется ли у вас возможность устранить нарушение.
Не сделанный вовремя ремонт – не всегда однозначная вина управляющей компании. Некоторые работы не удаётся выполнить в срок, который устанавливает ГЖИ, потому что это расходится с требованиями технических регламентов и СНиПов.
Например, наносить штукатурку при внешней отделке дома можно только при температуре +5. Целый месяц на улице держится -20, соответственно, у УО нет возможности устранить нарушение. Поэтому в суде нужно заявить об отсутствии вины. Отсутствие вины – основная часть состава административного правонарушения.
Элементы лифта обслуживаются специализированной организацией и только после демонтажа в покрасочной камере при +300 градусах возможно перекрасить испорченные элементы лифта и удалить вандальные надписи на лифтах. Можно заявить, что время на составление заявки, согласование услуг вы потратили больше времени, чем это указано в предписании ГЖИ, и вины в действиях УО нет.
Выводы
- Выстраивайте стратегию работы с ГЖИ.
- Оспаривайте действия ГЖИ, когда для этого есть основания.
- Применяйте успешные кейсы, изучайте судебную практику.
- Изучайте технические регламенты. СНиПы и законы, знайте свои права.
Ещё больше советов, инструкций и полезной судебной практики вы найдёте в видеозаписи онлайн-семинара.
начальник Инспекции главный государственный жилищный инспектор СанктПетербурга; заместители начальника Инспекции заместители главного государственного жилищного инспектора Санкт‑Петербурга; начальник, заместитель начальника, главные специалисты, ведущие специалисты и специалисты 1й категории отдела контроля начисления платы за жилищно -коммунальные услуги Инспекции — государственные жилищные инспекторы Санкт‑Петербурга
- https://mylunarium.ru/who-obeys-the-state-housing-inspection-what-issues-does-the-housing-inspectorate-decide.html
- http://dgkh.ru/art/zinspection/%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5-%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8.html
- https://roskvartal.ru/gzhi/8543-kak-upravlyayuschim-kompaniyam-vzaimodeystvovat-s-gzhi