Кто является исполнителем коммунальной услуги если нет прямых договоров

Содержание

Переход на прямые договора между потребителем и ресурсоснабжающей компанией

Обслуживанием и предоставлением ресурсов раньше занимались управляющие компании. УК находили поставщиков услуг и подрядчиков. Так было до весны 2018 года, в апреле были внесены изменения в Жилищный кодекс РФ[1].С вступлением в силу дополнений плательщики получили право самостоятельно находить поставщиков и заключать с ними прямые договоры на коммунальные услуги. Однако нововведение имеет свои плюсы и минусы.

Какие услуги могут быть предметом соглашения

Основными задачами УК и других обслуживающий организаций являются:

    : проверки, ремонт, облагораживание участков, поддержание чистоты и т.д.
  1. Поиск подрядчиков и юридических лиц, занимающихся предоставлением услуг, и осуществление контроля их деятельности. Обязанность заключать сделки с производителями также лежала на УК.
  2. Расчеты оплаты и взыскание задолженности с недобросовестных пользователей.

Раньше УК сама находила ресурсосберегающие организации и подписывала с ними соглашения, оплачивало их деятельность, и проверяла качество товара. После внесения изменений в законодательство, собственники вправе самостоятельно заключать договора с поставщиками на предоставление:

Особенности договоров поставки КР СОИ при прямых договорах

  • холодного и горячего водоснабжения;
  • электроэнергии;
  • газоснабжения;
  • тепла.

Переход на прямые договора является выгодным для потребителей. Теперь не требуется оплачивать деятельность УК как посредника. Соответственно ежемесячные платежи будут намного меньше. Согласно данным статистики большинство УК имеют задолженность перед ТЭС, ГЭС и т. д. При этом в большей части случаев, работники ЖКХ получали плату от пользователей, но не переводили ее поставщику. Из-за этого свет, газ и вода предоставляется со сбоями.

Если плательщики будут напрямую работать с производителями услуг, то повыситься качество предоставляемых ресурсов. Так как у предприятия появятся финансы и время на модернизацию сетей. Также собственники будут платить за качественный сервис, не боясь отключения за несуществующие долги.

Как заключить прямое соглашение

Поскольку Федеральный Закон № 59 был принят не так давно, многие люди еще не разобрались, как сделать так, чтобы контактировать напрямую с производителем. В этом нет ничего сложного, жильцам необходимо провести общее собрание собственников, и принять решение. Решение принимается простым большинством голосов.

Если большая часть (более 50%) проголосовала за отказ от посредника, то определяется дата смены снабжающего предприятия, и выбирается ресурсосберегающая организация. Эта информация указывается в протоколе общего собрания. Копия протокола вместе с заявлением сдается в выбранную организацию.

Представлять интересы всех владельцев может один или несколько человек, обычно в качестве представителя выступает инициатор. Инициатива может исходить от любого из собственников, либо от ресурсосберегающей компании. При себе инициатор должен иметь документ, удостоверяющий личность.

5 ПРОБЛЕМ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ С РЕСУРСОСНАБЖАЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Заключать договор сторонам не требуется, компания принимает решение и направляет жильцам уведомление в течение 5 дней. В уведомление должен быть указан срок начала обслуживания, и стоимость ресурсов.

Плательщики обязаны уведомить об одностороннем изменении или расторжении соглашения с УК. Оригинал решения собрания жильцов в указанный срок направляется в ЖКХ или УК. После поступления отказа от посредничества, УК должна исключить из квитанции графу. В реестр данные будут изменены автоматически.

Какие существуют риски

Переход на взаимодействие без посредников имеет множество плюсов, однако без минусов не обошлось. Так, с момента вступления Закона в силу, плательщики столкнулись с такими негативными моментами:

  1. Предоставлением услуг, качество которых не соответствует требованиям.
  2. Количество квитанций сильно увеличилось, и оплачивать их нужно в разных местах.

За любые нарушения предприятие будет нести ответственность, только если жильцы примут меры и обратятся в компетентные органы. До изменений в ЖК, именно УК обязаны были контролировать их деятельность. Однако эти минусы несущественны.

Начиная с прошлого года, потребители могут сами выбирать ресурсоснабжающие корпорации. Это позволит людям сократить расходы на коммуналку, и контролировать работу выбранной компании. Но в то же время у владельцев увеличивается количество забот, так как им придется самим решать споры, возникающие между сторонами.

Источник

Прямые договоры в ЖКХ: как заключить и в чем их выгода 5388

Прямые договоры в ЖКХ: как заключить и в чем их выгода

3 апреля 2018 года вступили в силу изменения в ЖК РФ, принятые федеральным законом о прямых договорах между потребителями и поставщиками коммунальных услуг в многоквартирных домах (N59-ФЗ). Собственники квартир получили возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и вывоза мусора напрямую с ресурсниками. Без посредничества управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК.

Мы расскажем, в чем преимущества прямых договоров с ресурсниками, как их заключать, кто несет ответственность за качество предоставляемых услуг.

У КОГО БЕРУ – ТОМУ И ПЛАЧУ

По данным Минстроя РФ, порядка 40% долгов в сфере ЖКХ составляет задолженность именно управляющих компаний перед поставщиками ресурсов. То есть граждане платят, а до ресурсников средства не доходят.

Прямые расчеты с поставщиками позволят вывести из оборота управляющих компаний значительный объем не принадлежащих им средств. Как следствие, с рынка уйдут УК, которые заинтересованы не в управлении домом, а лишь в возможности «погреть руки» на обороте денежных средств.

Эксперты полагают, что ресурсоснабжающие организации, которые начнут своевременно получать весь объем платежей, смогут выделять больше средств на реконструкцию и модернизацию сетей. Что в конечном счете скажется на качестве предоставляемых услуг.

Да и потребителю так спокойнее. Сколько израсходовал воды, газа или света – за столько и рассчитался. И никто не отключит тебя от ресурса за мнимые долги.
Итак, изменения вступили в законную силу.

Ниже мы рассмотрим процедуру перевода многоквартирного дома на заключение прямых договоров с РСО.

КАК ИНИЦИИРОВАТЬ ПРОЦЕДУРУ ПЕРЕХОДА НА ПРЯМОЙ ДОГОВОР

Инициатором могут выступить как собственники, так и ресурсоснабжающая организация.

Если переход на прямые расчеты инициируют собственники

Для перехода на прямые договоры с РСО требуется решение общего собрания собственников (ОСС). Решение принимается простым большинством голосов.

То есть общее собрание считается правомочным принимать решения в случае, если в нем принимают участие собственники, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. При этом решение по вопросу считается принятым, если «ЗА» проголосовало большинство собственников из числа лиц, принимающих участие в общем собрании.

В целях определения момента заключения прямого договора в повестке общего собрания и в протоколе общего собрания необходимо указать дату, с которой собственники намерены заключить договор с ресурсоснабжающими организациями. Поскольку договор считается заключенным со всеми собственниками одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников.

Читайте также:  Можно ли получить субсидию на коммунальные услуги если в собственности 2 квартиры

Копия протокола собрания направляется инициатором в соответствующие ресурсоснабжающие организации не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания собственников. Оригиналы протокола и решений инициатор собрания обязан представить в этот же срок в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом. А если МКД управляет Совет дома – в ГЖИ.

Заключение договора с ресурсниками в письменной форме не требуется. При этом законодательством предусмотрена возможность переноса момента заключения договора на срок не более чем на три календарных месяца по инициативе ресурсоснабжающей организации.

О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляет инициатора общего собрания собственников в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений. Весь этот период управляющая домом организация обязана рассчитывать жителям платежи за коммунальные услуги.

Необходимо так же учесть, что переход на прямой договор влечет за собой изменение договора управления с управляющей организацией. Речь идет об исключении функций сбора коммунальных платежей и передаче этих функций от УК к РСО.

Специалистами Госжилнадзора в целях оказания методической помощи собственникам разработан образец протокола общего собрания по вопросу перехода к прямым договорам с ресурсоснабжающими организациями, который размещен в свободном доступе в Интернете и может использоваться собственниками помещений при проведении общих собраний.

Если переход на прямые расчеты инициирует ресурсник

Ресурсник вправе отказаться от договора с УК и потребовать прямых договоров с собственниками только в случае, если УК имеет перед ресурсником задолженность по оплате за поставку ресурса в течение двух месяцев. Задолженность должна быть признана либо самой УК, либо установлена судом.

Если УК погасит задолженность до вступления в силу решения суда, то ресурсник теряет право расторгнуть договор.

При прекращении действия договора ресурсоснабжающая организация обязана уведомить об этом как управляющую организацию, так и собственников помещений в многоквартирном доме. Информация должна быть размещена на информационных досках дома и опубликована в местной газете.

Одновременно с этим ресурсоснабжающая организация заключает прямой договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПЕРЕХОДА НА ПРЯМЫЕ РАСЧЕТЫ С РЕСУРСНИКОМ

Прямые договоры можно признать более выгодными по нескольким причинам:

– Снижаются риски банкротств УК в связи со снижением числа возможных кредиторов.

– Если услуга некачественная, то потребитель может отказаться ее оплачивать, уведомив об этом ресурсника, на остальных услугах и платежах это не скажется.

– При задолженности ресурсник вправе ограничить именно эту услугу, а не так как это было ранее – на усмотрение УК.

Единственное неудобство – увеличение числа квитанций и, возможно, разные места оплаты этих счетов.

ОТВЕТЫ НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

Кто формирует платежку за коммунальные услуги?

При заключении прямых договоров исполнителем коммунальных услуг становится ресурсник. На него возлагается обязанность по предоставлению платежных документов потребителям.

Показания приборов учета (как индивидуальных, если показания передаются в УК, так и коллективных) обязана предоставлять ресурснику управляющая домом организация.

А если у собственников нет претензий к УК

Заключение прямого договора с поставщиком коммунальной услуги – это право, а не обязанность. Если собственников устраивает, как управляющая организация ведет коммунальное хозяйство, нет претензий к платежным документам и качеству коммунальных услуг, переходить на прямой договор необязательно.

Если УК препятствует заключению прямого договора

У управляющей организации нет полномочий вмешиваться в решение собственников или препятствовать ему.

Если собственников не устраивает, как УК, ТСЖ/ЖСК рассчитывает коммунальный ресурс, возникает задолженность перед поставщиками, к дому применяются санкции в виде временных отключений ресурса – имеет смысл воспользоваться своим правом и инициировать проведение общего собрания о переходе на прямые договоры с поставщиками коммунальных услуг.

Может ли УК отказаться от дома при переходе на прямые расчеты с ресурсником

Это нарушение лицензионных требований. УК не имеет права «бросить» дом. Надзор за лицензионной деятельностью осуществляет Госжилнадзор. Жалуйтесь на самоуправство управляющей организации.

В точности так же уклонение ресурсоснабжающих организаций от заключения прямых договоров не допускается и влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Кто будет выставлять плату за ОДН (СОИ)

Переход на прямые договоры не затрагивает отношений УК и поставщиков касательно коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома.

Обязанность передавать в РСО показания общедомовых приборов учета тепла, газа, воды и электроэнергии остается у управляющей организации.

Кто будет в ответе за теплые батареи и горячую воду

Организации, поставляющие коммунальные ресурсы, отвечают за поставки ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома. Все, что начинается с подвала дома – на совести УК, ТСЖ или ЖСК.

Управляющая домом организация выступает своеобразным единым окном для приема жалоб от потребителей на нарушение качества коммунальных услуг. Поэтому, если в доме перебои со светом, еле теплые батареи или из горячего крана течет холодная вода, претензию необходимо подавать руководству управляющей компании, ТСЖ или ЖСК. Если управляющая организация игнорирует жалобы, отправляем претензию в Госжилнадзор.

Как быть, если УК продолжает присылать счета за коммунальные услуги

Обязанность по выставлению платежных документов возложена на исполнителя коммунальных услуг.

При заключении прямых договоров исполнителем коммунальных услуг становится ресурсоснабжающая организация (РСО). На нее возлагается обязанность по предоставлению квитанций потребителям. Поэтому, если управляющая компания продолжает выставлять платежные документы после перехода дома на прямые договоры, это расценивается как нарушение лицензионного требования.

Кроме того, вы можете потребовать штраф за каждую незаконную строку в квитанции. Величина штрафа – это 50% от выставленной суммы за ресурс.

Куда жаловаться, если ресурсник стал «мухлевать» с начислениями?

Госжилинспекция должна стоять на страже интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг вне зависимости от того, кто оказывает жилищные и коммунальные услуги.

Задача органов ГЖН – предупреждать, выявлять и пресекать нарушения установленных жилищным законодательством требований, в том числе к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах.

При прямых договорах ресурсник является исполнителем коммунальных услуг. Его деятельность должна осуществляться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг № 354. Если РСО нарушит порядок начисления платы за КУ, она нарушит положения Правил № 354 . Это обстоятельство будет основанием для проверки органами ГЖН.

Источник

Переход на прямые договорные отношения по предоставлению коммунальных услуг. Плюсы и минусы для сторон

Как известно, предоставление коммунальных услуг — это сложный трудоемкий процесс, в котором задействованы и ресурсоснабжающие предприятия, и управляющие организации и Товарищества собственников недвижимости (ТСН). В последнее время недовольство потребителей качеством и стоимостью коммунальных услуг резко растет и именно поэтому всю систему предложено поменять.

Первым этапом изменений системы предоставления и расчетов за коммунальные услуги можно назвать Федеральный закон № 176-ФЗ от 29.06.2015 года (далее «Закон 176-ФЗ»), который, по сути, «легализовал» существующие на сегодня прямые договорные отношения между потребителями и РСО.

Такие прямые договоры предусмотрены кодексом при непосредственном управлении многоквартирным домом (п.2 ст.164 ЖК РФ). Кроме того, довольно часто встречалась ситуация, когда договор между управляющей организацией и РСО не был заключен, а коммунальные услуги предоставлялись собственникам помещений ресурсоснабжающей организацией.

Читайте также:  Сколько в среднем стоит оплата коммунальных услуг однокомнатной квартиры

В соответствии с п.17 ст.12 Закона 176-ФЗ, если такая договорная схема действовала до 30.06.2015 года, то договоры, заключенные между РСО и собственниками помещений в многоквартирных домах, которыми управляет управляющая организация, продолжают действовать до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора. Следует учесть, что согласно статье 310 Гражданского Кодекса РФ, РСО не может быть стороной, отказавшейся от договора, такое право есть только у собственников помещений в МКД и реализовать они его могут через решение общего собрания.

Вторым этапом планируется повсеместно изменить систему договорных отношений по предоставлению коммунальных услуг потребителям. Для этого подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ» по вопросу установления прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг между собственниками помещений в МКД и ресурсоснабжающими организациями, который на момент подготовки данного номера уже прошел публичное обсуждение.

Понятие «коммунальные услуги» «исчезает» и вместо него появляется два других термина — «поставка ресурсов» и «обеспечение предоставления коммунальных услуг».

С какой целью это сделано?

В первую очередь законодатель стремится четко разграничить роль и ответственность ресурсоснабжающих организаций и управляющих организаций/ТСН. Теперь ресурсоснабжающие организации заключают с потребителями прямой договор на поставку коммунальных услуг. Но при этом ресурсоснабжающие организации поставляют не коммунальную услугу потребителю в точку разбора, а только ресурс на вводе в дом.

Для преобразования ресурса в услугу есть еще один договор — договор управления, который заключают между собой собственники помещений и управляющая организация (в случае, если в доме создано ТСН — роль договора управления «берет на себя» Устав).

По договору управления управляющая организация обеспечивает предоставление коммунальных услуг путем надлежащего содержания, ремонта и эксплуатации внутридомовых инженерных систем и иного общего имущества в многоквартирном доме в состоянии постоянной готовности к подаче холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа в помещения многоквартирного дома, осуществления водоотведения и обращения с твердыми коммунальными отходами, а также путем приготовления отдельных видов коммунальных ресурсов с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества (при наличии такого оборудования).

Управляющая организация заключает договор ресурсоснабжения от имени собственников и действует здесь в качестве агента. Законопроект предусматривает, что доверенность на заключение такого договора управляющей организации от собственников не требуется, и отказаться от заключения такого договора управляющая организация не вправе.

Поскольку собственник становится стороной по договору с ресурсоснабжающей организацией, деньги собственники напрямую оплачивают ресурсникам за исключением случая, когда иное предусмотрено договором.
Новая договорная схема будет выглядеть следующим образом:

Законопроектом предусматривается переходный период.

Исходя из законопроекта, по умолчанию ранее заключенные договоры между УО, ТСН и РСО действуют до 1 января 2017 года и даже далее (пролонгация). Но если стороны желают воспользоваться новым механизмом работы, то могут по своему желанию сделать это по следующим основаниям:

1) истечение срока договора с РСО;
2) расторжение договора;
3) односторонний отказ.

После 1 января 2017 года прежний договор может быть прекращен в любой момент при отказе одной из сторон.

Вместе с тем, для управляющих организаций и ТСН есть возможность оставаться на прежних отношениях, но только при наличии решения общего собрания собственников и получения согласования ресурсоснабжающей организации.

Теперь давайте попробуем вывести основные положительные и отрицательные стороны законопроекта.

Финансовые вопросы.

Для ресурсоснабжающих организаций плюс заключается в том, что к ним пойдут прямые платежи граждан, без всяких задержек, минуя так называемый «буфер» в виде управляющих организаций и ТСН. На сегодня еще не решен вопрос о том, кто же будет вести расчеты и выставлять квитанции. Здесь несколько вариантов.

Это может делать управляющая организация (ТСН), поскольку согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, управление МКД должно обеспечивать организацию и осуществление расчетов за услуги ЖКУ, в том числе начисление платежей, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД ведение претензионной и исковой работы с должниками.

Третий возможный выход — повсеместное создание единых расчетных центров, статус и порядок работы которых будет необходимо прописать отдельным правовым актом. Вопрос определения ответственного за расчеты и выставление квитанции приобретает особую актуальность в связи с введением новых штрафных санкций на виновное лицо за неправильные начисления (250-300 тыс. руб.).

Расчет платежей за коммунальные услуги подразумевает сбор ряда данных, который возложен на управляющую организацию (ТСН): информация о показаниях индивидуальных приборов учета, контроль качества услуг. При этом нигде не сказано на платной или безвозмездной основе это делается, а для управляющих организаций это затраты, которые в противном случае ей необходимо заложить в тариф.

Главный плюс для управляющих организаций и ТСН заключается в том, что они избавляются от долгов потребителей за коммунальные услуги. Кроме того, плата за коммунальные услуги, собираемая ранее управляющими организациями, больше не будет учитываться в качестве их прибыли при налогообложении, а значит, многие компании смогут перейти на упрощенную систему налогообложения1.

Вопрос качества.

Стороны должны поделить между собой ответственность в случае непредоставления коммунальных услуг либо предоставления таких услуг ненадлежащего качества. Качество коммунальных услуг предлагается контролировать на границе зон ответственности управляющего домом и ресурсоснабжающей организации.

Разграничение зон ответственности управляющей организации и собственника установлено в Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 и не подлежит расширительному толкованию. Границей эксплуатационной ответственности управляющего при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Поскольку РСО не поставляет услугу потребителю, на ресурсников не распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства 354). Как же можно осуществить контроль качества ресурса?

Получается, что «на границе» должен стоять общедомовый прибор учета, у которого есть функция контроля качества услуг. Что делать, если такого прибора нет, законодатель умалчивает. Одно из предложений — определять виновное лицо комиссионно. Абсолютно ясно, что две стороны (РСО и УО) имеют противоположные интересы и никогда не договорятся. Нужен арбитр.

Первоначально предлагалось таким арбитром сделать представителя совета многоквартирного дома. Но, во-первых, совет дома создан далеко не во всех домах, во-вторых, представитель такого совета может не оказаться на месте в нужное время либо вовсе отказаться участвовать в такой проверке без объяснения причины.

Представляется правильным, четко назвать в законе ресурсоснабжающую организацию, которая заключает договор с потребителями и берет плату, — исполнителем коммунальных услуг. Тогда ресурсоснабжающая организация будет нести ответственность за качество коммунальных услуг не на вводе в дом, а точке потребления. И только в случае, если доказано, что коммунальная услуга представлена некачественно из-за плохого обслуживания внутридомовых инженерных сетей — ответственность перекладывается на управляющую организацию (ТСН).

Сейчас ситуация обратная — в случае, когда вина ресурсоснабжающей организации в нарушении условий договора ресурсоснабжения не установлена, ответственность всегда несет управляющая организация (ТСН). Ряд авторов придерживается мнения, что обязательство управляющей организации по договору управления многоквартирным домом связано с осуществлением ею предпринимательской деятельности, её ответственность строится на началах риска и наступает независи­мо от наличия вины. Единственным обстоятельством, которое может служить основанием освобождения управляющей организации от ответственности за нарушение своих обязательств, по общему правилу, является невозможность их исполнения, наступившая вследствие непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ).

Читайте также:  Документы для оформления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Однако это неправильно, поскольку ответственность без вины для компании, работающей по договору, противоречит началам гражданского и жилищного права. Кроме того, нельзя не учитывать положения административного права, согласно которым юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП).

Подводя итог, замечу, что у законопроекта много как плюсов, так и минусов. Но изменения в Жилищный Кодекс дадут только общее направление, концепцию. Все тонкости должны быть прописаны в постановлениях и других подзаконных актах. Это должно быть сделано, во-первых, быстро (не так, как в случае с лицензированием УО), во-вторых, предусмотрев все возможные варианты событий. Без привлечения экспертного сообщества, практиков от РСО и УО здесь не обойтись.

Директор Некоммерческого партнерства
Саморегулируемой организации управляющих недвижимостью
«Качество. Инновации. Технологии»,
Елена Владимировна Шерешовец

Источник

Разъяснения Минстроя РФ о некоторых вопросах предоставления коммунальных услуг…

Блог_Правила

В нашем распоряжении оказалось письмо Минстроя РФ от 30.12.2016 № 45097-АЧ/04 «О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации по вопросам заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг».

Если у УК/ТСЖ нет договора с РСО, в таком случае исполнителем коммунальных услуг является РСО

Такой тезис раскрывается в первой части письма.

На основании пунктов 8, 9, 14, 15, 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (Правила № 354), Минстрой РФ делает вывод что ресурсоснабжающие организации (РСО) являются исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных домах, в случаях, когда договоры ресурсоснабжения между УК/ТСЖ/ЖСК и такими РСО по какой-то причине не заключены или расторгнуты.

При этом согласно пунктам 6 – 9 и 17 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме в период до даты начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения с управляющей организацией (товариществом, кооперативом) осуществляется РСО на основании договоров, заключенных с собственниками или пользователями жилых помещений в многоквартирном доме.

Такое договоры могут быть заключены, в том числе, и путем совершения потребителями конклюдентных действий.

В переводе с юридического на человеческий это означает, что если у УК/ТСЖ не заключены договоры с РСО, а вы как потребитель пользуетесь предоставляемыми РСО коммунальными ресурсами, то сам факт использования коммунальных ресурсов является конклюдентным действием. Таким образом, используя эти ресурсы (включая свет или открывая кран например), вы заключаете договор с РСО.

РСО может расторгнуть договор с УК/ТСЖ если та задолжала ей более чем за три расчётных периода (месяца)

А это уже основной тезис второй части письма.

Здесь, ссылаясь на Правила, обязательные при заключении УО или ТСЖ либо ЖСК договоров с РСО, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (Правила № 124), Минстрой РФ пишет, что подпункт «а» пункта 30 данных Правил предусматривает право РСО на односторонний отказ от договора ресурсоснабжения, заключенного с УК/ТСЖ, при наличии у таких организации признанной ими по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед РСО за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца).

Важная ремарка. Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги РСО вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем по смыслу Правил N 124 или напрямую с потребителями.

То есть, если вы добросовестно оплачивали все коммунальные ресурсы, но ваша УК/ТСЖ задолжала РСО, то РСО не вправе ограничить вам подачу коммунальных ресурсов (нельзя отключить весь дом за долги управляющей организации перед РСО).

Если собственники платят напрямую в РСО и поменяли УК/ТСЖ, то чтобы продолжать платить напрямую в РСО они должны принять решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг РСО и осуществлении расчетов за коммунальные услуги в адрес РСО

Это третья часть письма.

Если РСО расторгла договор с вашей УК/ТСЖ за неоплату и вы платили в РСО напрямую, то когда вы выберете новую управляющую организацию, в случае если есть желание продолжать платить в РСО напрямую, необходимо принять соответствующее решение на общем собрании собственников.

При этом, в случаях, когда в соответствии с пунктом 13 Правил № 124 был ранее заключен предусмотренный частью 17 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ договор ресурсоснабжения между РСО и потребителями в многоквартирном доме, либо при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, это является основаниями для отказа РСО от заключения договора ресурсоснабжения с УК/ТСЖ.

РСО, являющаяся исполнителем коммунальных услуг, вправе требовать от потребителя внесения платы за коммунальные услуги, потребленные в помещении, а также платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды

Это основной тезис четвертой части письма.

Ну и совсем неприятная новость

По мнению Минстроя РФ УК/ТСЖ несут ответственность за нарушение качества коммунальных ресурсов только в том случае, если между УК/ТСЖ и РСО заключены договоры ресурсоснабжения. При этом, ссылки на нормативные акты, которые дает Минстрой РФ, вполне обоснованные.

На практике, это может привести к тому, что в случае когда по причине неудовлетворительного состояния инженерных сетей в многоквартирном доме снизится качество коммунальных услуг, требовать перерасчеты вам придется у РСО, при том, что за общедомовые домовые инженерные сети отвечают УК/ТСЖ.

Например, возникли перебои с электроэнергией из-за гнилой проводки и скруток. Вы звоните в РСО с требованием составить акт о нарушении качества коммунальных услуг. РСО отказываются составлять такой акт, так как не видят у себя на сетях неисправностей, а к общедомовым сетям у них нет доступа. Вы составляете такой акт с председателем совета дома и двумя свидетелями и требуете от РСО перерасчета. РСО делает перерасчет только после долгой судебной тяжбы, а затем выставляет регрессный иск в адрес УК/ТСЖ.

И все это время проводка остается гнилой и на скрутках.

То же самое можно сказать и о неотрегулированных ИТП или забитых трубопроводах.

Письмо разослано в адреса высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и подписано заместителем министра Строительства и ЖКХ Андреем Чибисом. Однако при этом следует учитывать, что это письмо не является нормативным актом, а только предоставляет трактовку Минстроем РФ существующих нормативных актов.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...