Меры административного воздействия жилищной инспекции

Госжилинспекция информирует об особенностях назначения административного наказания в отдельных случаях привлечения к административной ответственности за нарушения жилищного законодательства РФ.

Содержание

Меры административного воздействия жилищной инспекции

Утренник «Сказ от сердца и души о том, как мамы хороши»( 8 марта) 04 марта 2020 г. 10:00-10:40 Библиотека №8

«Когда б стихи мои вливали такой же свет в сердца людей» — Вечер поэзии (к женскому дню) 06 марта 2020 г. 10:00-12:00 Библиотека № 13

«Отблеск славы великой, боль жестокой войны» Онлайн встреча к 75-летию ВОВ 10 марта 2020 г. 11:00-11:45 Библиотека №16

«Мудрые страницы: Каждая страница поможет научиться…» Страница №3: (О секретах мастерства) «Дело мастера боится» 12 марта 2020 г. 10:00-11:00 Библиотека №14

Литературно – музыкальная композиция «И девушка наша проходит в шинели» 13 марта 2020 г. 14:00-15:00 Библиотека №6

Праздник — открытие выставки «Спасенная красота» (старинные предметы быта, рукоделия, книг) 13 марта 2020 г. 14:00-15:00 ЦИК ЦГДБ

День познания «Выхожу в открытый космос!» (55 лет первому выходу человека в космос) 17 марта 2020 г. 12:00-13:00 ЦГДБ

Литературный турнир «Великий волшебник из Датского королевства» (Г.Х.Андерсен) 19 марта 2020 г. 10:00-10:40 Библиотека №8

Громкие чтения «Смеёмся вместе с М. Зощенко» (125 лет со дня рождения писателя) 19 марта 2020 г. 16:00-17:00 ЦГБ

Читай клуб: Вечер – подиум «Их разве слепой не заметит. » /Музы поэтов/ 20 марта 2020 г. 15:00-16:00 Библиотека №14

Обзор литературы в жанре фэнтази и фантастики»Мосты между мирами» (20 марта — день похищения пришельцами) 20 марта 2020 г. 13:00-13:40 Библиотека №8

«Классики — это вечные современники» В рамках V Межрегиональной акции. Клуб «Читай-ка» 24 марта 2020 г. 11:00-11:40 Библиотека № 11

Открытие недели детской книги. Праздник «Вместе с книгой мы растем» 24 марта 2020 г. 12:00-13:00 Библиотека № 7

Игра-путешествие «Цветы в легендах и преданиях» (День подснежника) 24 марта 2020 г. 13:00-13:40 Библиотека № 8

«В лес сегодня забредем — столько нового найдем» — Экопрогулка 24 марта 2020 г. 10:00-10:40 Библиотека №13

Праздник — открытие Недели детской книги «Страна счастливого чтения» 24 марта 2020 г. 11:30-12:20 ЦГДБ

День чтения вслух «Про слоненка, солнце и других…» (к 90-летию Г.Цыферова) 25 марта 2020 г. 10:00-11:00 ЦГДБ

Виртуальное путешествие «Заповедные места России»(Всемирный день Земли) 26 марта 2020 г. 15:00-15:40 Библиотека №8

Конкурс-игра «Паровозик из Ромашково» к 90-летию Г.Цыферова 26 марта 2020 г. 12:00-13:00 Библиотека № 7

«Страна Сказок, Чудес и Волшебства» — Литературно-игровая программа (Неделя детской книги) 26 марта 2020 г. 10:00-11:00 Библиотека №13

«Эта удивительная Пеппи» — Литературный урок (Неделя детской книги) 26 марта 2020 г. 12:00-13:00 Библиотека №13

Неделя детской книги: Лит. путешествие «Добрый друг детей — Маршак» 26 марта 2020 г. 10:00-11:00 Библиотека №14

Урок мобильной грамотности и безопасности «Мобильный телефонг: друг или враг» 26 марта 2020 г. 12:00-13:00 ЦГДБ

Час познаний и открытий «Природы затаённое дыханье!» (В рамках Часа Земли в России 28 марта) 27 марта 2020 г. 15:00-16:00 Библиотека № 11

Экологическое обозрение «Окно в природу» (к 90-летию Василия Пескова) 27 марта 2020 г. 13:00-14:00 ЦГДБ

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!

Вы можете присоединиться к мероприятиям в наших группах в социальных сетях:

Нарушения в сфере ЖКХ: как защитить свои права

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила предоставления коммунальных услуг);

е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;

ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;

в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;

г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

д) сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

д(1) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I — IV класса опасности;

е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;

к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.);

л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лицензирование деятельности жилищных управляющих компаний позволило освободить рынок от недобросовестных управляющих организаций, повысило ответственность управляющих организаций за качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, а также предоставило собственникам помещений в многоквартирных домах реальные инструменты воздействия на управляющие организации, осуществляющие свою деятельность с нарушением законодательства РФ, прав и законных интересов граждан.

1. В аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации

Если жильцам стали известны недостатки содержания общего имущества в многоквартирном доме и прилегающей к дому территории или предоставления коммунальных услуг, они имеют возможность обратиться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации и подать заявку об устранении выявленных недостатков.

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.

2. К руководителю управляющей организации

В случае неудовлетворения требований жильца, указанных в заявке на устранение выявленных недостатков, следует обратиться с жалобой к руководителю управляющей организации. В жалобе необходимо указать фактические обстоятельства дела и потребовать проконтролировать устранение выявленных недостатков. Жалоба должна быть составлена в двух экземплярах. Один экземпляр передается представителю управляющей организации, второй экземпляр с отметкой о принятии жалобы остается у вас.

3. В органы государственного жилищного надзора, муниципального или общественного жилищного контроля и Роспотребнадзор

Если управляющая организация не выполняет надлежащим образом обязанности, предусмотренные договором, жильцы вправе обратиться в органы государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля или общественного жилищного контроля с жалобой о проведении проверки надлежащего соблюдения управляющей компанией требований к содержанию общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории либо предоставления коммунальных услуг.

В жалобе нужно указать наименование организации, которой адресовано обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Кроме того, в жалобе необходимо изложить суть обращения, поставить личную подпись и дату, при необходимости в подтверждение своих доводов приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии (ч. 1, 2 ст. 7 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, муниципальный жилищный контроль — уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 2, 2.1 ст. 20 ЖК РФ).

Общественный жилищный контроль могут осуществлять общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирного дома и другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством РФ (ч. 8 ст. 20 ЖК РФ).

Собственники и наниматели квартир в многоквартирном доме вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. При этом необходимо учитывать, что начиная с 01.01.2017 проведение Роспотребнадзором внеплановой проверки управляющей компании по обращению гражданина возможно при условии, что гражданин предварительно обращался с претензией непосредственно в жилищную управляющую компанию и ему не ответили или не удовлетворили его требования (пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ; п. 119 Регламента, утв. Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 762; Информация Роспотребнадзора от 07.12.2016). На сайте Роспотребнадзора размещена форма для онлайн-обращений граждан РФ.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации (ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ).

По итогам рассмотрения жалоб при наличии оснований уполномоченные органы принимают меры по устранению выявленных нарушений, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к административной ответственности.

4. В Прокуратуру РФ

В ряде случаев жильцы вправе обратиться в органы Прокуратуры РФ с целью осуществления надзора за исполнением законов и соблюдением прав граждан (ст. ст. 21, 26 Закона от 17.01.1992 № 2202-1).

Читайте также:  Как обжаловать ответ жилищной инспекции

Управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых помещений и санитарно-эпидемиологических требований к их эксплуатации, а также нормативов обеспечения коммунальными услугами. Если в течение года управляющая организация получает по одному дому два и более административных наказания, назначенных судом за ненадлежащее исполнение предписания, ее лишают права управления таким домом (ст. ст. 6.4, 7.22, 7.23 КоАП РФ; ч. 5, 5.1, 6 ст. 198 ЖК РФ).

Обращение (жалоба) могут оставить без ответа или откажут в его рассмотрении в следующих случаях (ч. 1 — 6 ст. 11 Закона № 59-ФЗ):

1) в письменном обращении не указаны: фамилия гражданина, направившего обращение, его почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, — ответ на обращение не дается;

2) в обращении обжалуется судебное решение. В этом случае ваше обращение возвращается адресату в течение семи дней со дня его регистрации с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;

3) в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

4) текст обращения не поддается прочтению. В этом случае ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в компетентный орган или должностному лицу. Об этом в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается лицу, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес доступны для прочтения;

5) в обращении содержится вопрос, на который гражданину неоднократно давались письменные ответы, при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства. В этом случае может быть принято решение о безосновательности обращения и прекращении переписки;

6) если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

5. В суд

В случае неудовлетворения управляющей компанией требований потребителя жилищно-коммунальных услуг он вправе обратиться в суд (п. 42 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491; ст. 12 ГК РФ). В зависимости от обстоятельств дела потребитель жилищно-коммунальных услуг вправе просить суд обязать управляющую компанию устранить недостатки, связанные с обслуживанием дома, или возместить убытки, причиненные ему в связи с ненадлежащим исполнением управляющей компанией своих обязательств. Кроме того, в иске можно заявить требование о компенсации морального вреда и взыскании с управляющей организации, обслуживающей многоквартирный дом, штрафа в пользу потребителя жилищно-коммунальных услуг за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя. Госпошлиной подобные иски не облагаются (подп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (часть вторая).

В разделе XVI «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 14.02.2015) установлена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность жилищной управляющей компании за:

а) нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг;

б) вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие не предоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах;

в) убытки, причиненные потребителю в результате нарушения прав потребителей;

г) моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных жилищным законодательством РФ.

Управляющая организация, допустившая нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе РФ «О защите прав потребителей».

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг или вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах, подлежит возмещению жилищной управляющей организацией в полном объеме. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, подлежит возмещению в течение 10 лет со дня предоставления такой услуги. При этом требования, предъявленные по истечении 3 лет со дня возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска.

В случае причинения исполнителем ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме управляющая организация и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен.

Указанный акт должен быть составлен управляющая организацией и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. При невозможности подписания акта потребителем (или его представителем), в том числе по причине его отсутствия в занимаемом помещении, акт должен быть подписан помимо исполнителя 2 незаинтересованными лицами. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю).

Жилищная управляющая организация несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для предоставления коммунальных услуг, независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.

Если управляющей организацией вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством РФ, потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потребителя суд может возложить на управляющую организацию обязанность денежной компенсации указанного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.03.2015) (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность жилищной управляющей организации за следующие административные правонарушения:

  1. Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений (ст. 7.22 КоАП РФ) — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
  2. Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.23 КоАП РФ) – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  3. Неразмещение информации в соответствии с законодательством РФ в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством РФ порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации – влечет наложение административного штрафа на физических лиц, осуществляющих непосредственное управление многоквартирным домом, — в размере одной тысячи рублей; на физических лиц, являющихся администраторами общих собраний, — пятнадцати тысяч рублей; на должностное лицо органа местного самоуправления — тридцати тысяч рублей; на юридических лиц, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, предоставляющих коммунальные услуги, — двухсот тысяч рублей; на юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, — тридцати тысяч рублей; на юридических лиц, осуществляющих строительство многоквартирных домов, — ста тысяч рублей; на иных юридических лиц — тридцати тысяч рублей. Совершение подобного административного правонарушения должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ст. 13.19.2 КоАП РФ).
  4. Нарушение требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов (ст. 7.23.2 КоАП РФ). Воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
  5. Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (ст. 7.23.3 КоАП РФ) — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
  6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений (ст. 6.4 КоАП РФ) — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  7. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (ст. 6.5 КоАП РФ) — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  8. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).
  9. Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ).
  10. Не предоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом (ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ).
  11. Нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ).
  12. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).
Читайте также:  Если жилищная инспекция бездействует

Дела об административных правонарушениях указанной категории возбуждаются и рассматриваются должностными лицами жилищных инспекций. Вопрос о дисквалификации должностного лица решается судом.

Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения может повлечь уголовную ответственность по ст. 215.1 УК РФ при условии неосторожного причинения крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иных тяжких последствий (наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет).

Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Перспективы и риски арбитражных споров и споров в… … — Организация (ИП), обслуживающая МКД, оспаривает привлечение к ответственности за несоблюдение требований энергоэффективности (оснащенности приборами учета энергоресурсов и др.) — Управляющая организация привлечена к административной ответственности за нарушения при управлении многоквартирными домами. — Управляющей организации предписано прекратить управление многоквартирным домом.

Госжилинспекция информирует об особенностях назначения административного наказания в отдельных случаях привлечения к административной ответственности за нарушения жилищного законодательства РФ.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ при назначении административного наказания за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, допускается замена административного штрафа на предупреждение.

Вместе с тем, нарушения жилищного законодательства РФ в части неправомерного начисления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах платы за жилое помещение и жилищно-коммунальные услуги, а также наличия задолженности управляющих организаций перед ресурсоснабжающими организациями в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом прямо свидетельствуют о причинении собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающим организациям имущественного ущерба.

Соответственно, основания для замены административного штрафа на предупреждение в соответствии со статьями 3.4, 4.1.1 КоАП РФ при привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.3 и частям 2, 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ по вышеуказанным фактам отсутствуют.

Дела об административных правонарушениях указанной категории возбуждаются и рассматриваются должностными лицами жилищных инспекций . Вопрос о дисквалификации должностного лица решается судом. Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения может повлечь уголовную ответственность по ст. 215.1 УК РФ при условии неосторожного причинения крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иных тяжких последствий (наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до.

Меры административного пресечения, применяемые органами государственного контроля и надзора в жилищно-коммунальной сфере, и их должностными лицами Текст научной статьи по специальности «Право»

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ СФЕРА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ / ADMINISTRATIVE VIOLATION / ADMINISTRATIVE PREVENTIVE MEASURES / THE SUBJECTS OF THE STATE CONTROL AND SUPERVISION / HOUSING AND UTILITIES SERVICES / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / ADMINISTRATIVE PENALTIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колязина Александра Владимировна

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Колязина Александра Владимировна

Административно-правовые способы восстановления законности административной правоприменительной деятельности: понятие и виды

К вопросу о судебной подведомственности дел об административных правонарушениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства

ADMINISTRATIVE RESTRAINT MEASURES APPLIED BY THE STATE CONTROL AND SUPERVISION BODIES IN THE HOUSING AND UTILITIES SPHERE AND THEIR OFFICIALS

Background: the relevance of the question of measures of the administrative restraint application in the sphere of housing and utilities services is caused by a considerable number of violations in the specified sphere. In this connection the article takes an attempt to consider types of measures of the administrative restraint applied in the specified sphere by various bodies and their officials. Objective: in doing the research the author supposes to establish the essence and the maintenance of measures of the administrative restraint in housing and utilities services and to investigate organizational questions of their application. Methodology: general and particular scientific methods of cognition of the objective reality, which include analysis, synthesis, abstraction, formal legal method, as well as other methods of scientific cognition were used. Results: the author’s position on the practicability of a detailed definition of the competence of sanitary and epidemiological service in order to demarcate their powers on application of measures of administrative restraint in the housing utilities sector. Conclusions: despite the availability of a wide range of administrative preclusive measures in the housing sector predominantly uses different kinds of requirements that requires the adoption of measures of an organizational nature to improve the efficiency of supervisory activities.

Текст научной работы на тему «Меры административного пресечения, применяемые органами государственного контроля и надзора в жилищно-коммунальной сфере, и их должностными лицами»

2. Разоренов К.И. К вопросу о принципах административно-юрисдикционного процесса // Административное право и процесс. 2010. № 4. С. 48-50.

3. Шеринг А.П. Процессуальная составляющая правового регулирования административной ответственности // Административное право и процесс. 2010. № 3. С. 3-7.

4. Ильин А.В. К вопросу о возможности существования административного судопроизводства как отдельной процессуальной формы // Закон. 2013. № 4. С. 119-129.

5. Клеандров М.И. Очерки российского судоустройства. Проблемы настоящего и будущее. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998. 192 с.

1. Tarasov O.A. New Draft of the Code of Administrative Procedure: Features and Importance of Administrative Justice in Russia // Comparative constitutional review. M.: Institute of law and public policy. 2013. No. 4 (95). P. 93-102.

2. Razorenov K.I. On the Principles of Administrative-jurisdictional Proceeding // Administrative law and process. 2010. No. 4. P. 48-50.

3. Schering A.P. Procedural Component of the Legal Regulation of Administrative Responsibility // Administrative law and process. 2010. No. 3. P. 3-7.

4. Ilyin A.V. To the Question About the Possibility of the Existence of Administrative Proceedings as a Separate Procedural Form // Law. 2013. No. 4. P. 119-129.

5. Kleandrov M.I. Essays of the Russian Judicial System. Problems of the Present and the Future. Novosibirsk: Science. Nib. enterprise RAS, 1998. 192 p.

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ, И ИХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ

относятся анализ, синтез, абстрагирование, формально-юридический и иные методы. Результаты: сформулирована авторская позиция о целесообразности детального определения компетенции органов санэпиднадзора и жилищного надзора в целях разграничения их полномочий по применению мер административного пресечения в жилищно-коммунальном хозяйстве. Вывод: несмотря на наличие широкого перечня административно-пресекательных мер, в жилищно-коммунальном хозяйстве преимущественно используются различного рода предписания, что требует принятия мер организационного характера в целях повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Ключевые слова: административные правонарушения, меры административного пресечения, субъекты государственного контроля и надзора, жилищно-коммунальная сфера, административная ответственность, административные наказания.

ADMINISTRATIVE RESTRAINT MEASURES APPLIED BY THE STATE CONTROL AND SUPERVISION BODIES IN THE HOUSING AND UTILITIES SPHERE AND THEIR OFFICIALS

Background: the relevance of the question of measures of the administrative restraint application in the sphere of housing and utilities services is caused by a considerable number of violations in the specified sphere. In this connection the article takes an attempt to consider types of measures of the administrative restraint applied in the specified sphere by various bodies and their officials. Objective: in doing the research the author supposes to establish the essence and the maintenance of measures of the administrative restraint in housing and utilities services and to investigate organizational questions of their application. Methodology: general and particular scientific methods of cognition of the objective reality, which include analysis, synthesis, abstraction, formal legal method, as well as other methods of scientific cognition were used. Results: the author’s position on the practicability of a detailed definition of the competence of sanitary and epidemiological service in order to demarcate their powers on application of measures of administrative restraint in the housing — utilities sector. Conclusions: despite the availability of a wide range of administrative preclusive measures in the housing sector predominantly uses different kinds of requirements that requires the adoption of measures of an organizational nature to improve the efficiency of supervisory activities.

Key-words: administrative violation, administrative preventive measures, the subjects of the state control and supervision, housing and utilities services, administrative responsibility, administrative penalties.

Различные методы управленческого воздействия, влияющие на всех субъек- | тов, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального-хозяйства, № находятся во взаимосвязи и образуют единый комплекс. Применяемые методы 11 также требуют постоянного усовершенствования с точки зрения как содержания, ) так и порядка их реализации, основанных на результатах научных исследований. 8 Наблюдаемый сегодня, особенно на уровне субъектов РФ, рост количества нарушений установленного порядка в жизнеобеспечении населения свидетельствует о необходимости усиления метода принуждения при одновременном осуществлении защиты прав граждан на качественные жилищно-коммунальные услуги и условия проживания. Применение мер административного пресечения — одна из форм проявления метода принуждения. 117

По справедливому замечанию А.Ю. Соколова, «в юридической литературе отсутствует единообразное понимание содержания административно-пресекательных мер» [1, с. 40]. В настоящее время можно наблюдать наличие различных взглядов ученых на указанную проблему. К примеру, одними авторами в качестве мер административного пресечения понимаются меры административного воздействия, применяемые для пресечения длящихся и предотвращения новых административных правонарушений, препятствующие наступлению вредных последствий, а также обеспечивающие возможность применения административного наказания [2, с. 16]; другими административное пресечение рассматривается как средство, с помощью которого можно принудительно прекратить уже совершающееся правонарушение и предотвратить его вредные последствия [3, с. 147].

В.А. Тюрин, исследуя правовую природу и назначение мер административного пресечения, пришел к выводу о том, что они выступают в качестве самостоятельной классификационной разновидности мер административного принуждения, им присущи все основные черты, которые относятся к характеристике данного вида государственного принуждения, хотя этой особой группе мер административного принуждения свойственно собственное назначение, субъекты и процедура применения [4].

Безусловно, следует согласиться с мнением автора, что мерам административного пресечения присуща направленность как на недопущение самих преступлений и административных правонарушений, так и отрицательных последствий, которые могут наступить в виде обстоятельств, создающих угрозу безопас-м ности личности, общества и государства. Об этом пишут также А.П. Алехин ? и А.А. Кармолицкий, которые считают, что данные меры «применяются для § того, чтобы принудительным путем прекратить правонарушение, предотвратить g либо уменьшить вредные последствия от их совершения [5, с. 288]. Меры адми-i нистративного пресечения относятся к наиболее распространенной разновид-| ности административно-принудительных средств воздействия, применяемых i для преодоления административных правонарушений в самых разных сферах

Читайте также:  Основание для жалобы в жилищную инспекцию

§ государственного управления [4, с. 59].

| Цель пресечения — непосредственное прекращение противоправного поведе-

§ ния и недопущение возникновения новых правонарушений. Меры пресечения могут быть использованы как в целях прекращения административно-вредных | действий, но также и в связи с преступлениями. Таким образом, круг оснований | для применения мер административного пресечения обширный. Как правило, меры административного пресечения вызваны реальной ситуацией, где наличествует противоправное поведение. В отличие от контрольно-предупредительных g мер, направленных на превенцию правонарушения, с помощью мер админи-§ стративного пресечения прекращаются уже совершаемые реальные действия. | Применяя меры административного пресечения, орган административной

J власти имеет возможность мгновенно отреагировать на противоправные действия подвластного лица. В этой связи Л.Л. Попов отмечает: «. Практически невозможно в каждом возможном случае применения мер административного пресечения доказывать правомочность требования, на котором основано принуждение» [6, с. 36]. Поэтому, как считал А.В. Серегин, нормы, устанавливающие данные принудительные меры, имеют отношение не к лицам, в отношении которых они 118 применяются, а к осуществляющим их органам и должностным лицам [7, с. 22].

Исходя из юридической природы мер административного пресечения, используя эти и иные признаки, возможно наблюдать их явную связь с мерами административного предупреждения и мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, т.к. некоторые из данных мер представляются весьма схожими как характером правоограничений, так и способами и формами реализации.

Особо значимое место занимают меры административного пресечения в системе правоохранительных средств, т.к. основная цель их использования и применения — пресечение наиболее распространенных правонарушений — административных, а также обеспечение возможности привлечения нарушителей к ответственности. К сожалению, до настоящего времени не разработаны специальные инструкции, устанавливающие порядок применения ряда мер административного пресечения. Отсутствует и единый федеральный закон, нормы которого регулировали бы систему мер административного пресечения, основания и порядок их применения. В настоящее время деятельность по применению мер административного пресечения регламентируется во многих законах и подзаконных актах. Такое положение делает затруднительным осуществление правоприменительной практики сотрудниками контролирующих органов.

Особая важность вопроса о применении мер административного пресечения именно в сфере жилищно-коммунального хозяйства обусловлена значительным количеством нарушений в указанной сфере. В докладе Генерального прокурора РФ, прозвучавшем на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ 27 апреля 2016 г.1 подчеркивалось, что, несмотря на принимаемые федеральными ведомствами и правоохранительными органами усилия, по-прежнему вызывает серьезную тревогу состояние законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, где ежегодно прокурорами выявляется свыше 300 тыс. нарушений.

Для целей настоящей статьи административно-пресекательные меры следует рассмотреть с точки зрения субъектов их применения, круг которых сравнительно невелик. Это жилищные инспекции субъектов РФ, субъекты муниципального жилищного контроля в структуре органов местного самоуправления, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (Роспотреб-надзор, ФАС России, Государственная противопожарная служба МЧС России и т.п.). Кроме того, необходимо определить и проанализировать меры пресечения, используемые различными органами государственного контроля и надзора в жилищно-коммунальной сфере и их должностными лицами.

Согласно п. 2 Положения о государственном жилищном надзоре «задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности»2.

1 URL: http://www.genproc.gov.ru/smi/news/news-1078221/ (дата обращения: 11.11.2017).

2 Постановление Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 493«О государственном жилищном надзоре» (в ред. от 29 июля 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 25,

ст. 3156; 2017. № 41, ст. 5965. 119

Осуществление государственного жилищного надзора организуется посредством принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и устранению выявленных нарушений. В п. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2017 г.)3 закреплено право должностных лиц органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, которые являются одновременно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством РФ, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в т.ч. об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива обязательным требованиям.

Организации, осуществляющие эксплуатацию многоквартирных домов, могут выступать субъектами различных категорий правонарушений, к которым относятся: длительные или неоднократные нарушения правил содержания общего имущества, технической эксплуатации (ст. 7.22 КоАП РФ); нарушения норм, установленных на предоставление жилищно-коммунальных услуг (ст. 7.23 КоАП РФ); непредоставление общедоступной информации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйств^ (в ред. от 31 декабря 2017 г.)4 (ст. 7.23.1 КоАП РФ); неисполнение требований по предоставлению технической документации и правил пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ) и иные правонарушения.

В каждом субъекте РФ высшим исполнительным органом государственной власти устанавливается порядок осуществления государственного жилищного надзора на данной территории, который отражается в специальных административных регламентах исполнения государственной жилищной инспекцией государственных функций5. Согласно таким административным регламентам субъекты контроля (надзора) имеют право выдавать предписания по следующим вопросам: о прекращении нарушений обязательных требований; об устранении выявленных нарушений; о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в т.ч. об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

В случае если предписание об устранении нарушений обязательных требований не исполнено в установленный срок, должностные лица органов жилищного контроля (надзора) могут составлять протоколы об административном правонарушении и направлять материалы в суд для привлечения виновных лиц к административной ответственности. В результате проведенной проверки должен быть составлен акт проверки, а в случае выявления нарушений — составлен не только акт проверки, но и выдано предписание об устранении нарушений с

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 1, ч. I, ст. 14; 2018. № 1, ч. I, ст. 69.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30, ч. I, ст. 4210; 2018. № 1, ч. I, ст. 69.

5 См., например: Постановление Правительства Саратовской области от 17 июля 2007 г. № 268-П «О разработке административных регламентов» // Саратовская областная газета.

120 2007. 31 июля.

составлением протокола об административном правонарушении. Данная мера пресечения — едва ли не единственное средство административного воздействия, которое могут использовать должностные лица государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля.

Следует назвать и иное законодательство, в соответствии с которым указанные должностные лица вправе применять административно-пресекательные меры. Государственным жилищным инспекторам согласно Федеральному закону от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (в ред. от 13 июля 2015 г.)61 предоставлено право при выявлении нарушений метрологических правил запрещать применение средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также непроверенных, а при необходимости — изымать средство измерений из эксплуатации. Это касается неутвержденных типов измерителей количества подачи холодного и горячего водоснабжения, а также газоснабжения. При обнаружении данных правонарушений должностное лицо государственного жилищного надзора должно зафиксировать обнаруженное нарушение и при участии специалистов изъять или зафиксировать прибор в нерабочем состоянии и выписать предписание об устранении данного нарушения. В случае, если нарушитель в течение определенного в предписании времени не устраняет причину, указанную в предписании, следует дополнительная проверка, а собственнику начинает начисляться плата за поставляемые услуги исходя из тарифа для жилых помещений, которые не оборудованы соответствующими приборами учета. Таким образом, в данном случае присутствуют меры пресечения технического и финансового характера.

Следует отметить, что, несмотря на значительный арсенал видов мер административного пресечения, применяемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства различными органами и их должностными лицами к нарушителям,

6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 26, ст. 3021; 2015. № 29, ч. I, ст. 4359.

7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 14, ст. 1650; 2017. № 27, ст. 3932.

в данной сфере чаще всего используются различного рода предписания. Такое положение связано с большой латентностью правонарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства и возможным негативным результатом в случае выбора для применения более строгих мер пресечения для широкого круга потребителей жилищно-коммунальных услуг, что требует принятия мер организационного характера для повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности.

1. Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. М.: Норма, 2015. 320 с.

2. Козырева Т.И. Административная ответственность в СССР: учебное пособие. М.: ВЮЗИ, 1973. 93 с.

3. Овсянко Д.М. Административное право: учебное пособие. М.: Юрист, 2000. 468 с.

4. Тюрин В.А. Понятие, признаки и юридическая характеристика мер административного пресечения (теоретический аспект) // Следователь. 2004. № 1. С. 59-60.

5. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. Первая часть: учебник. М.: Зерцало-М, 2010. 520 с.

6. Попов Л.Л. Эффективность административно-правовых санкций. М.: Юридическая литература, 1976. 212 с.

7. Серегин А.В. Основания и порядок применения мер административного воздействия: лекция. М.: Академия МВД СССР, 1974. 40 с.

1. Sokolov A.Yu. Measures of Ensuring Production on Cases of Administrative Offenses. M.: Norma, 2015. 320 p.

2. Kozyreva T.I. Administrative Responsibility in the USSR: textbook. M.: vuzi, 1973. 93 p.

3. Ovsyanko D.M. Administrative Law: textbook. M.: Yurist, 2000. 468 p.

4. Tyurin V.A. the Concept Features and Legal Characteristics of Administrative Restraint Measures (theoretical aspect) // Investigator. 2004. No. 1. Р. 59-60.

5. Alekhin A.P., Karmelitski A.A. Administrative Law of Russia. The first part: a textbook. M.: Zercalo-M, 2010. 520 p.

6. Popov L.L. Efficiency of Administrative and Legal Sanctions. Moscow: Legal literature, 1976. 212 р.

7. Seregin A.V. Grounds and Procedure of Application of Measures of the Administrative Influence: a lecture. M.: Academy of MIA of the USSR, 1974. 40 p.

Об административной ответственности управляющей организации. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019). … Как следует разграничивать составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.23.3 и частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при привлечении к административной ответственности управляющей организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, в случае невыполнения обязанности по рассмотрению или нарушения порядка рассмотрения заявлений, обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме?

Источники
  • https://www.mibs-vlz.ru/pravovoy-ugolok/narusheniya-v-sfere-zhkch-kak-zaschitit-svoi-prava
  • https://gzhi.krasnodar.ru/news/common/s/common/e/173438
  • https://cyberleninka.ru/article/n/mery-administrativnogo-presecheniya-primenyaemye-organami-gosudarstvennogo-kontrolya-i-nadzora-v-zhilischno-kommunalnoy-sfere-i-ih

Рейтинг
Загрузка ...