Вопрос «Общедомовой счетчик стоит, а выставляют по нормативу» (Форум: Финансовые вопросы ТСЖ и ЖКХ, просмотров: 722, ответов: 1, последний ответ 31.01.2018)
Елена Чурина, IP-hash: 4f3f4584a, 13.09.2017 22:29
Вопрос «ТСЖ препятсвует проходу на наш земельный участок в частном секторе.» (Форум: Все обсуждения одним списком, просмотров: 862, ответов: 3, последний ответ 22.11.2017)
Сергей Хренов, IP-hash: c6e8397a4, 12.11.2017 06:10
Сдача в аренду общего имущества жилого дома. (Форум: Разное, просмотров: 373, ответов: 0)
klorok , IP-hash: 232813ffe, 10.11.2017 13:12
Вопрос «Разница в оплате отопления по регионам РФ» (Форум: Все обсуждения одним списком, просмотров: 622, ответов: 1, последний ответ 10.11.2017)
Владимир Черных, IP-hash: 783a2052c, 21.09.2017 14:30
Вопрос «УК выставляет счета по своему усмотрению» (Форум: Все обсуждения одним списком, просмотров: 248, ответов: 0)
Виктор , IP-hash: f5b442943, 10.11.2017 11:50
Вопрос «Как собственнику не-члену ТСЖ взаимодействовать с ТСЖ?» (Форум: Все обсуждения одним списком, просмотров: 1705, ответов: 5, последний ответ 09.11.2017)
Особенности учета в ТСЖ на примере 1С Бухгалтерии
Надежда Большакова, IP-hash: 8d84a9cb0, 21.08.2017 11:36
Как производить оплату коммунальных услуг в ТСЖ (товарищество собственников жилья).
Проживание в жилом помещении, в которое поставляются коммунальные ресурсы, такие как вода, газ, электричество, обязывает владельца или жильцов оплачивать ежемесячно потребленные блага.
Не имеет значения, к какому вид недвижимости относится ваше жилье — частный дом, квартира, загородный коттедж или домик в садовом товариществе.
Но способы начисления, оповещения и собственно оплаты за потребленный объем коммунальных ресурсов, может существенно различаться в зависимости от того, в чьем управлении находится жилой дом.
Товарищества собственников жилья (ТСЖ) организуются с целью создания более благоприятных и прозрачных условий начисления коммунальных услуг.
В данной статье рассмотрим, что составляет основу деятельности ТСЖ, обязанности жильцов в отношении оплаты коммунальных услуг, как заключаются договора ТСЖ с поставщиками услуг, а также некоторые нюансы действий при неправильном начислении квартплаты.
Заключение договора на обслуживания с организацией
Если вы проживаете в многоквартирном доме и являетесь членом товарищества собственников жилья, то многие вопросы, касающиеся общей недвижимости, решаются на собрании жильцов.
Это относится и к вопросу заключения договора на оплату коммунальных услуг.
Общим решением всех собственников жилья решается, с каким поставщиком будет осуществляться сотрудничество, и заключается договор на поставку коммунальных ресурсов или услуг.
Основными пунктами в подобном договоре являются:
Также каждый собственник жилья заключает договор с ТСЖ на предоставление ему необходимых коммунальных услуг.
По нему владелец собственности в многоквартирном доме поручает товариществу осуществлять следующее:
В настоящее время практически все многоквартирные дома оборудованы индивидуальными приборами учета потребления коммунальных ресурсов и общедомовым.
Основной расчет стоимости оплаты основывается именно на показаниях счетчиков, установленных в каждой квартире и в общем подъезде.
Что касается тарифов на отдельные коммунальные услуги, то данная финансовая категория не находится в ведении товарищества.
Тарификация на горячую воду, отопление и водоотведение устанавливается местными органами самоуправления.
Деятельность товарищества
Товарищество собственников жилья является результатом свободного волеизъявления всех владельцев квартир в многоквартирном доме.
Подобная организация создается в целях соблюдения интересов жильцов дома и представляет собой «буфер» между потребителями коммунальных услуг и поставщиками ресурсов и услуг.
Основу деятельности ТСЖ составляет:
- Обеспечение эксплуатации многоквартирного дома.
- Обеспечение пользования квартирами в многоквартирном доме.
- Обеспечение владения, пользования и распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
- Предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирных домах или данными жилыми домами.
Занимаясь начислением оплаты за коммунальные услуги, потребляемые собственниками жилья и иными лицами, проживающими в многоквартирном доме, ТСЖ обязано вести профессиональную бухгалтерскую деятельность.
В любой момент по запросу общего собрания жильцов должен быть оперативно создан и представлен отчет о финансовой деятельности ТСЖ, в котором указывается:
- выбранный тариф;
- личные данные плательщика (фамилия, имя, отчество);
- данные об оплате дополнительных услуг (кабельное телевидение, уборка лестничных клеток и лестниц и т.д.).
Видео: создание ТСЖ
Важно помнить, что если ТСЖ получило от жильца денежные средства для оплаты определенных коммунальных услуг, то направлять их в иное «русло» товарищество не имеет ни законного, ни морального права.
То есть деньги, внесенные за предоставление горячей воды по квитанции на оплату коммунальных услуг, не могут быть уплачены поставщику, предоставляющему отопительные услуги и т.д.
Обязанности жильцов
В отличие от управления товарищества, имеющего множество обязательств перед жильцами, собственники обязаны выполнять не так много обязательств.
Самым важным является своевременная оплата в полном объеме, выставленных счетов по оплате коммунальных услуг за отчетный период. Об этом важно помнить всем собственникам жилья в многоквартирном доме.
Длительная неоплата счетов одним из владельцев квартир и нежелание в мирном порядке урегулировать создавшуюся негативную финансовую ситуацию, в конечном счете, приводит к тому, что поставщик коммунальных услуг обращается в суд с иском о взыскании задолженности.
Но только в роли ответчика будет выступать не злостный неплательщик, а сама организация, так как договор на предоставление услуг заключается между товариществом и поставщиком, без конкретизации отдельных абонентов.
В итоге ТСЖ вынуждено будет оплачивать долги недобросовестных жильцов из резерва общедомовых денежных средств.
Отражения в законе
Товарищества собственников жилья являются довольно серьезными некоммерческими организациями, поэтому вся их деятельность, начиная от создания и заканчивая, сложением полномочий, четко регламентируется и контролируется российским законодательством.
Возможна ли прописка при воинской части после увольнения, читайте здесь.
Перечислим основные законные акты и статьи:
Оплата коммунальных услуг в товариществе собственников жилья: нюансы и правила осуществления.
Товарищество собственников жилья выступает как управляющая организация для имущества многоквартирных домов. Кроме того, в соответствии с положениями Жилищного Кодекса Российской Федерации на ТСЖ может быть возложена обязанность заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, в том числе для обеспечения коммунальных нужд того дома, в котором такая организация осуществляет свою деятельность.
Однако в связи с последними изменениями действующего законодательства существует вопрос о том, какие права и обязанности в целом существуют у товарищества собственников жилья в сфере коммунальных услуг, в том числе если ТСЖ выступает в качестве посредника между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями.
Какие права есть у ТСЖ в рамках оказания коммунальных услуг?
Так как создание товарищества собственников жилья является необходимостью выбора варианта управления общим имуществом и территориями в многоквартирном доме, то встает вопрос: какие права в отношении коммунальных услуг есть у такой управляющей организации? Такой вопрос является очень острым, так как последние изменения в жилищном законодательстве, произошедшие после ноябрьских инициатив 2017 года Президента Российской Федерации, сделали своей целью изменение действующей системы взаиморасчетов между потребителями ресурсов и коммунальных услуг и их поставщиками в лице ресурсоснабжающих организаций.
Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 350-8059 .
- Санкт-Петербург: +7 (812) 309-9401 .
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
В настоящее время товарищество собственников жилья в лице его уполномоченных сотрудников имеет право:
- проверять внутриквартирные приборы учета (но только в том случае, если речь идет о тех домах, где установлены и общедомовые приборы учета, а такие проверки имеют своей целью выявить должников или лиц, потребляющих те или иные ресурсы незаконно);
- собирать взносы на капитальный ремонт дома (если такое право было предоставлено созданному товариществу в рамках решения о его создании и утверждении перечня действий, которые данная управляющая организация может осуществлять);
- в случае выявления должников по оплате коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт выступать истцами в суде, если речь идет о наличии задолженности минимум за двенадцать месяцев (до формирования задолженности на такой срок конфликтная ситуация должна разрешаться путем досудебного урегулирования);
- если право на сбор средств на капитальный ремонт дома передано путем вынесения соответствующего решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме товариществу собственников, ТСЖ имеет право начислять пени за неуплату взносов на капитальный ремонт, если возникнет задолженность у кого-то из собственников в размере, рассчитанном в соответствии со специальными формулами.
Как происходит оплата коммунальных услуг?
В качестве вариантов для оплаты следует рассматривать:
- безналичную оплату полученных услуг на основании договора с товариществом путем перечисления денежных средств на специальные счета, с которых в последующем осуществляется перевод денежных средств ресурсоснабжающим организациям;
- оплату услуг с помощью внесения необходимой оплаты путем использования наличных платежей в кассу товарищества;
- непосредственное перечисление денежных средств на счета ресурсоснабжающих организаций на основании заключения прямого договора между потребителем тех или иных коммунальных услуг и их поставщиками.
В случае если выбор собственников помещений в многоквартирном доме пал на ТСЖ как на посредника в перечислении денежных средств ресурсоснабжающим организациям, в товариществе должны быть заведены специальные счета, с которых денежные средства будут переводиться конкретному поставщику коммунальных услуг и ресурсов. При этом в соответствии с положениями действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства товарищество собственников жилья не имеет права перераспределять полученные средства (например, средства, которые были внесены за вывоз мусора жильцами дома не могут быть переданы поставщикам электроэнергии даже в том случае, если по статье платежей за электроэнергию накопилась существенная задолженность).
Если выбор пал на самостоятельное заключение договоров собственниками помещений с ресурсоснабжающими организациями, то для такого варианта предусмотрена специальная процедура.
Прямые договоры «в обход ТСЖ»
Заключение прямых договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные услуги, может быть осуществлено в доме, находящемся под управлением ТСЖ только в двух случаях:
- если собственник помещения не является участником ТСЖ по своему желанию или был вынужден выйти из него по каким-либо причинам;
- если на общем внеочередном собрании собственников помещений было принято решение воспользоваться способом взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями без участия посредника в виде товарищества собственников жилья.
Если в отношении первого варианта все достаточно просто по механизму (образовавшееся ТСЖ подает документы в каждую ресурсоснабжающую организацию о том, кто входит в состав товарищества, и в отношении кого оно будет выступать посредником, а кто из собственников помещений не вошел в состав товарищества, с кем такие организации должны заключить прямые договоры), то в отношении реализации решения собрания собственников все несколько сложнее.
Если не менее пятидесяти процентов плюс один голос из числа собственников помещений высказалось за то, чтобы заключить прямой договор, ТСЖ из числа посредников исключается.
При этом такое решение с указанием процентного соотношения и общего количества голосовавших и имеющих право на участие в голосовании должно быть оформлено в виде специального документа, который в виде оригинала и необходимого количества копий используется для дальнейшего заключения необходимых договоров. Оригинал передается в правление товарищества для внесения его в реестр документов юридического лица, а также обеспечения необходимого доступа к нему любого заинтересованного лица.
Товарищество собственников жилья в случае соответствующего решения собственников любых помещений в многоквартирном доме может выступать в качестве посредника при получении тех или иных коммунальных услуг и проведения платежей за них. Однако, если чуть более пятидесяти процентов участников ТСЖ проголосуют против того, чтобы у них был такой посредник, с товарищества полностью снимается обязанность заниматься осуществлением посреднических функций при поставках коммунальных услуг и ресурсов и их оплаты.
Кроме того, лица, которые не входят в состав товарищества, заключают все договоры с ресурсоснабжающими организациями самостоятельно. Если ТСЖ отказывается сложить с себя такие полномочия, участники имеют законное право подать на такое юридическое лицо в суд на основании неисполнения решения общего собрания собственников помещений в конкретном многоквартирном доме. В этом случае суд может вынести решение о необходимости полной ликвидации ТСЖ.
Источник: gkh-rf.ru
Персональные данные в ЖКХ
«Защита персональных данных», «уведомление об обработке персональных данных», «согласие на обработку персональных данных», «законодательство о защите персональных данных» — данные словосочетания становятся проблемой и головной болью многих УО, ТСЖ, ЖСК, которые неожиданно столкнулись с понятием «персональные данные» и которым не хочется ни нарушить закон, ни поссориться с собственниками, ни навлечь на себя предписания и штрафы контролирующих органов.
При этом расплывчатые формулировки законодательства о персональных данных, отсутствие внятных разъяснений гос.органов (и их стремление, в первую очередь, к карательной, а не регулирующей функции) делают еще более сложно определяемыми как отнесение той или иной информации к персональным данным, так и порядок обращения с такими данными. Да еще и собственники помещений все больше проникаются пониманием некой «священной неприкосновенности» их персональных данных, которые, по мнению довольно значительного собственников числа, якобы нельзя использовать для целей предъявления этим собственникам к оплате стоимости потребленных ими же услуг, для взыскания имеющихся задолженностей, для исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством, и т.д. и т.п.
Что такое персональные данные?
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2016 № 152-ФЗ (далее — ФЗ № 152) персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (п. 2 ст. 3 ФЗ № 152).
Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 ФЗ № 152).
- персональные данные — это любая информация, относящаяся к собственникам (нанимателям) помещений МКД, а также работникам УО, ТСЖ, ЖСК;
- обработка персональных данных — это любое действие, которое с ними совершается;
- все управляющие компании, ТСЖ, ЖСК (далее — управляющие организации) являются операторами по обработке персональных данных, поскольку собирают, систематизируют, хранят, уточняют, используют и передают информацию, касающуюся собственников многоквартирного дома.
Уведомление уполномоченного органа
По общему правилу оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных (п. 1 ст. 22 ФЗ № 152).
Органом, уполномоченным на защиту прав субъектов персональных данных в соответствии со ст. 23 ФЗ № 152 является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Уведомление рекомендуется направлять в территориальный орган Роскомнадзора — управление Роскомнадзора по субъекту РФ по месту регистрации оператора в налоговом органе (абз. 2 п. 3.1.13 Приказа Роскомнадзора от 30 мая 2017 г. № 94 «Об утверждении методических рекомендаций по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения». Уведомление должно быть подготовлено и направлено в уполномоченный орган в соответствии с вышеуказанными методическими рекомендациями»).
Неуведомление (непредставление или несвоевременное представление) уполномоченного госоргана в порядке ст. 22 ФЗ № 152 влечет за собой административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 19.7). Ответственность за подобные правонарушения установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа (на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц от трех тысяч до пяти тысяч рублей).
Вместе с тем, п. 2 ст. 22 ФЗ № 152 установлены случаи, в соответствии с которыми УО, ТСЖ, ЖСК вправе осуществлять без уведомления Роскомнадзора обработку персональных данных, к которым относятся данные:
- обрабатываемые в соответствии с трудовым законодательством;
- полученные оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
- относящиеся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
- сделанные субъектом персональных данных общедоступными;
- включающие в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;
- необходимые в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
- включенные в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
- обрабатываемые без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;
- обрабатываемые в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Так, если УО, ТСЖ, ЖСК осуществляет, например, обработку в соответствии с трудовым законодательством, то при обработке данных своих работников, они не обязаны уведомлять Роскомнадзор о начале обработки персональных данных. Отметим, что право не уведомлять Роскомнадзор не исключает возможности (в случае желания, на всякий случай и по прочим индивидуальным причинам) уведомить уполномоченный орган о начале обработки данных.
Из вышеприведенного перечня интерес также представляет следующее положение — УО, ТСЖ, ЖСК вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления в случае, когда данные получены оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных. Иными словами, если УО, ТСЖ, ЖСК персональные данные собственников обрабатывает, однако не распространяет и не передает третьим лицам, то оно не обязано направлять уведомление в Роскомнадзор.
Таким образом, за исключением случаев, установленных п. 2 ст. 22 ФЗ № 152, УО, ТСЖ, ЖСК обязаны уведомлять уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор).
Если до того, как УО, ТСЖ, ЖСК приступили к работе, связанной с обработкой персональных данных, уведомление в Роскомнадзор направлено не было, то представление уведомления в таком случае будет несвоевременным. Вместе с тем, даже если ранее не было направлено уведомление об обработке персональных данных, такое уведомление необходимо направить во избежание более серьезных санкций в дальнейшем. К ситуации, при которой обязанности по уведомлению Роскомнадзора не существовало, а в какой-то момент она возникла, можно отнести, например, переход от обработки данных без использования средств автоматизации к обработке с использованием таких средств.
Передача данных с согласия субъекта персональных данных
Обработка персональных данных допускается в случае, когда обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152).
Требования к согласию субъекта персональных данных установлены ст. 9 ФЗ № 152.
Так, например, согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным (п. 1 ст. 9 ФЗ № 152), а в случаях, предусмотренных законом обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме (п. 4 ст. 9 ФЗ № 152).
Обработка персональных данных без согласия субъекта и без уведомления Роскомнадзора в связи с исполнением договора
Обработка персональных данных допускается в случае, когда обработка персональных данных необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (ч. 2 ст.
6 ФЗ № 152), а также для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (ч. 5 ст. 6 ФЗ № 152). В указанных случаях согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных не требуется.
Ч. 1 ст. 162 ЖК РФ устанавливает, что договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Учитывая, что договор заключается между собственниками и управляющей организацией, а между собственниками и ТСЖ и ЖСК как таковой договор не заключается, а принимается решение (оформленное протоколом) и принимается устав о деятельности ТСЖ или ЖСК, у многих возникает вопрос, относятся ли вышеуказанные положения ст. 6 ФЗ № 152 об отсутствии необходимости получения согласия на обработку персональных данных к ТСЖ и ЖСК или применимы только к УО.
Действительно, в соответствии с ч. 1–2 ст. 135 ЖК РФ, товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов. Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Ч. 1 ст. 110 ЖК РФ устанавливает, что жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом. В соответствии с ч. 4 ст. 112 ЖК РФ решение собрания учредителей об организации жилищного кооператива и об утверждении его устава считается принятым при условии, если за это решение проголосовали лица, желающие вступить в жилищный кооператив (учредители).
Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее — конклюдентные действия).
Таким образом, договор о предоставлении коммунальных услуг заключается между собственниками помещений МКД и УО, ТСЖ и ЖСК, и, следовательно, обработка персональных данных (исключая распространение и передачу) в таком случае не требует дополнительного согласия субъектов персональных данных. Что касается распространения и передачи данных сторонним лицам и организациям, то в таком случае будет необходимо получать письменное согласие собственника, на распространение и передачу их данных, вне зависимости от факта наличия заключенного договора.
Передача персональных данных расчетным центрам (платежным агентам)
Один из исключительных случаев, когда не требуется согласие субъекта персональных данных (собственника, нанимателя) на передачу сведений, содержащих персональные данные, является передача сведений платежным или банковским агентам, а именно расчетным центрам, которые осуществляют прием платежей собственников (нанимателей).
Данная возможность закреплена в чч. 15–16 ст. 155 ЖК РФ, в соответствии с которыми наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При привлечении такими лицами представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.
Таким образом, УО, ТСЖ, ЖСК, не опасаясь, на законных основаниях имеют право передавать необходимые для осуществления расчетов сведения, содержащие персональные данные, платежным или банковским агентам для выставления и приема платежей, а жалобы собственников (нанимателей) на то, что данные без их согласия переданы в расчетные центры, необоснованы.
Передача персональных данных собственников от УО/ТСЖ/ЖСК в РСО, оператору по обращению с ТКО при переходе на «прямые договоры»
Особо актуален вопрос, обязаны ли УО, ТСЖ и ЖСК передавать информацию ресурсоснабжающей организации (далее — РСО) или региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — Оператор ТКО) при заключении собственниками «прямого договора» на предоставление коммунальных услуг. РСО часто запрашивают сведения о собственниках, паспортные данные или копии паспортов собственников, данные о собственности (доля в праве, количество голосов), реквизиты документа, подтверждающего право собственности и иную информацию.
Если от собственников ранее было получено согласие на передачу требуемых данных, то здесь вопросов не возникает — передача данных может быть осуществлена. Однако случаи наличия такого согласия крайне редки.
В соответствии с ч 3.1 ст. 45 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Согласно пп. «а» п. 19 Приказа Минстроя России от 25 декабря 2015 г. № 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников — физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, если переход на «прямые договоры» осуществлен по решению собственников МКД, то в РСО направляется копия протокола общего собрания собственников, на котором такое решение принималось, с приложением — реестром собственников помещений МКД. Отметим, что Приказ Минстроя РФ от 25 декабря 2015 г. № 937/пр предусматривает, что в реестре собственников должны быть указаны «реквизиты документов, подтверждающих права собственности на помещения». Однако, если РСО или Оператор ТКО требуют паспортные данные (дату и место рождения, серию и номер паспорта, дату выдачи и орган, его выдавший), а также иные данные, не предусмотренные в реестре, то передача таких данных возможна только в случае наличия согласия субъекта персональных данных.
Если же РСО или Оператор ТКО по своей инициативе приняли решение о переходе на «прямые договоры», в таком случае протокол общего собрания собственников отсутствует, соответственно, реестр собственников РСО получить не может.
Отметим, что в случае заключения с РСО и (или) Оператором ТКО договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, и договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно, в отношении них действуют те же самые положения ст. 6 ФЗ № 152, и в случае, если РСО или Оператор ТКО не осуществляют распространение и передачу персональных данных собственников третьим лицам, согласие собственников считается выраженным уже в договоре, и дополнительно согласия на обработку персональных данных не требуется. Однако, указанные положения не означают наличие обязанности УО/ТСЖ/ЖСК по передаче таких данных в РСО.
Источник: xn—-ctbinhejpbubkeiwf.xn--p1ai
Могут ли ТСЖ вывешивать списки должников в свободный доступ
Думаю, каждый из нас видел в подъездах многоквартирных домов списки задолженностей по коммунальным платежам. Как правило, в них содержатся сведения о сумме долга c указанием квартир, а иногда и фамилий собственников. Но имеет ли право управляющая компания вывешивать подобные списки должников в подъезде? Как раз этот вопрос мы и хотим осветить в данной статье.
Что такое ТСЖ и кто такие должники ТСЖ
Аббревиатура ТСЖ переводится как «Товарищество собственников жилья». Согласно Жилищному кодексу РФ, это товарищество объединяет всех собственников многоквартирного дома с целью самоуправления объектами недвижимости в пределах законодательных норм. Инициаторами создания данной некоммерческой организации, также как и её участниками являются сами собственники жилищных помещений.
Члены ТСЖ регулярно проводят собрания, на которых обсуждают такие вопросы как: размер различных взносов на общедомовые нужды, текущий ремонт помещений, замена коммуникаций, охрана и другие, касающиеся управления домом, решения.
Ответственность за неуплату коммунальных платежей может возникнуть, как у собственников квартир, так и у товарищества по вине этих лиц. Жильцы, не производящие своевременную оплату коммунальных платежей, являются должниками ТСЖ. И товарищество может применить к ним штрафные санкции, утвержденные на собрании собственников или предусмотренные уставом организации.
Как же начисляются долги
Согласно Жилищному кодексу РФ, за просрочки по договору участникам управляющих компаний начисляют неустойку к текущей задолженности. Данная пеня начисляется за каждый день невыплаты после 10 -го числа каждого месяца, до которого необходимо было внести денежные средства на счет ТСЖ.
Размер данной неустойки, после 1-го месяца просрочки составит 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ, после 2-го месяца 1/170 ставки, а после 4-го месяца – 1/130 от этой ставки.
Для наглядности произведем расчёт пени.
Допустим, сумма долга 10 000 руб., следовательно, в первый месяц, за каждый день просрочки будет начислена неустойка в размере: 10 000* (7.25/100)/300=2,42руб. За месяц, в среднем, получаем 72,6 руб.
Проведя нехитрые расчёты, за 2 месяца просрочки мы получим размер пени 145 руб., а за 4 месяца 401 руб.
Приведенные выше расчеты не включают начислений за текущий месяц. Думаю, теперь вам понятно, как растут долги по платежам ТСЖ.
Законод о конфиденциальности информации в ТСЖ
На практике управляющие организацией довольно часто прибегают к таким мерам воздействия на должников, как вывешивание данных по их задолженностям на «доску позора». Но, подобные действия являются грубейшим нарушением Закона «О персональных данных».
Так ст. 23 и ст. 24 Конституции РФ каждому гражданину гарантируют ему личную неприкосновенность, а также право на его частную жизнь. Следовательно, абсолютно любое разглашение сведений о частной жизни человека является неправомерным.
Имеет ли право председатель ТСЖ вывешивать список с должниками в свободный доступ
В законодательстве ничего не говорится о разглашении в общем списке сведений как: номера квартир должников и суммы их задолженностей, без указания фамилий. Здесь можно сказать, что конфиденциальные сведения не распространяются, поскольку причастность должника не определена.
Но данные о долге относится именно к конфиденциальным данным. И согласно законодательству, к таким данным также относится любые сведения прямо или косвенно относящиеся к определенному гражданину. Получается, что именно по номеру жилого помещения можно идентифицировать самого собственника.
Так что, управляющие ТСЖ не имеют права распространять подобные данные без согласия самого собственника. Действия управляющей компании не законны. И чтобы исключить сведения о своей задолженности с публичного объявления, необходимо обратиться в управляющую компанию с заявлением.
Если в ТСЖ откажутся убрать данные о задолженности с публичных мест (а они также могут быть и в интернете), то можно обратиться в суд.
Какие могут быть последствия неуплаты
Давайте посмотрим, что грозит злостным неплательщикам. Есть несколько достаточно неприятных последствий несвоевременной оплаты за пользование коммунальными услугами. Рассмотрим каждый из вариантов ниже.
Отключение предоставляемых услуг для должника. Согласно Постановлению правительства 354, раздел 9, пункт 118, поставку электрической энергии и горячей воды могут прекратить, когда долг по их оплате будет превышать два ежемесячных платежа.
Управляющая организация через обращение в Гражданский суд может добиться вынесения судебного приказа на погашение задолженности. Также по определению суда, злостного неплательщика могут и вовсе выселить из квартиры.
Выселение квартиросъемщиков и проживающих с ними людьми, если платежи ЖКХ просрочены более чем на 6 месяцев. Данная мера наказания также выносится судом. Должнику предоставляют другое жилье по договору соц. найма (предоставление общежития).
Законные меры борьбы с должниками
Управляющие ТСЖ вправе уведомлять неплательщиков о необходимости погашения долга по коммунальным платежам по истечению срока, в который собственник должен был оплатить свою задолженность.
В случае, если задолженность превысила два ежемесячных платежа, то управляющие отправляют уведомление должнику, но на этот раз, с ультиматумом: или он оплачивает весь долг вместе с неустойкой, или через 20 дней отдельные коммунальные услуги для него предоставляться не будут.
По истечению этого периода, ТСЖ вправе исполнить свою угрозу. При этом, законодательство разрешает отключение электроэнергии и горячей воды. А прекратить поставку холодной воды и отопления за долги не могут.
Когда никакие досудебные меры не помогают, члены правления ТСЖ могут обратиться с исковым заявлением в Гражданский суд. При этом необходимо собрать доказательства, такие как: копии квитанций, свидетельства о предпринятых досудебных мерах в отношении должника, бухгалтерская отчетность.
Обратится в суд можно в любой момент, даже на следующий день после просрочки платежей по договору. Если ТСЖ выигрывает в суде, то в дело вступают судебные приставы, и уже они будут контролировать выполнение гражданином своих долговых обязательств. Должник же, в свое время, вправе обжаловать решение суда.
Заключение
Очень часто руководство ТСЖ терпит большие убытки из-за неоплаты поставляемых услуг недобросовестными собственниками. А вывешивание списков этих неплательщиков в подъезде на всеобщее обозрение, по мнению председателей ТСЖ, лучший способ наказать их и заставить оплачивать долги.
Но, как мы видим, это не совсем законно. И привлечь за подобные меры могут и самих «борцов за справедливость». В то же время, правовыми актами предусмотрена масса способов борьбы с должниками ТСЖ.
Источник: prava.expert