Пакет мер поддержки социальных работников и НКО, объявленный президентом, разрабатывался при участии общественников, рассказали «Известиям» в некоммерческих организациях. Владимир Путин подписал поправки в Налоговый кодекс, которые позволят не платить НДФЛ с выплат за особые условия труда в период борьбы с коронавирусной инфекцией. Кроме того, от налогообложения освобождается часть пожертвований предпринимателей в адрес НКО. По словам экспертов, важно, чтобы люди могли вовремя получить поддержку, а бизнес не использовал пожертвования для ухода от налогов.
На годы вперед
Социальные работники помогают стране справляться с суровыми испытаниями коронавирусного периода, заявил президент во время видеоконференции. Глава государства поздравил их с профессиональным праздником.
— Мы прошли и еще проходим через суровые испытания и выдержали их, потому что ни на шаг не отступили от непреходящих нравственных норм — сострадания, взаимопомощи, милосердия. Эти ценности, как уже говорил, сформированы нашей историей, они в характере нашего народа, — отметил Владимир Путин. — Их разделяет подавляющее, абсолютное большинство граждан страны. И закономерно, что при обсуждении поправок к Конституции особое внимание уделено именно вопросам социальной справедливости.
Бухгалтерский учет и отчетность НКО
Глава государства напомнил, что предложенные изменения в Основном законе закрепляют государственные гарантии адресной социальной поддержки. Речь идет об обязательной — не реже раза в год — индексации пенсий и пособий. При этом минимальный размер оплаты труда, из величины которого рассчитываются многие выплаты, не может быть ниже прожиточного минимума.
— Всё это нормы прямого действия, которые должны работать на годы вперед, чтобы люди были уверены в будущем, чтобы нуждающиеся в помощи были окружены особой заботой и вниманием, получали необходимую, достаточную поддержку, — подчеркнул Владимир Путин.
На мероприятии было объявлено о новых мерах поддержки соцсферы. Во-первых, от налога на доходы физических лиц освобождаются все выплаты за особые условия труда в период борьбы с коронавирусной инфекцией.
— Это, безусловно, напрямую касается социальных и медицинских работников, граждан, которые берут на сопровождаемое проживание сирот, инвалидов, пожилых людей, то есть положенные выплаты человек получит в полном объеме, без налоговых удержаний, — пояснил глава государства.
Владимир Путин напомнил, что в течение трех месяцев — с середины апреля до середины июля — для работников соцучреждений предусмотрены дополнительные выплаты за каждую двухнедельную смену. За помощь в особо сложных условиях, в непосредственном контакте с заболевшими людьми им полагается повышенное поощрение.
Целевое использование полученных средств в НКО
И соцработники, и волонтеры во время эпидемии берут к себе домой инвалидов, пожилых людей или детей‑сирот. За это им предусмотрена выплата в размере МРОТ — 12 130 рублей в период с 1 апреля по 30 июня.
На гранты для добровольцев выделят 3 млрд рублей, а социально ориентированным организациям дадут отсрочку по налогам
Во-вторых, НКО, получающие госгранты, а также исполняющие общественно полезные услуги, не будут перечислять страховые платежи и налоги (за исключением НДС) за II квартал нынешнего года. Эта мера распространяется и на организации традиционных религий.
В-третьих, пожертвования, которые бизнес направляет НКО и религиозным объединениям, могут быть отнесены к так называемым внереализационным издержкам — в пределах 1% от выручки. Таким образом, сумма не будет учитываться при расчете налогов, которые предприниматель должен заплатить государству. По мнению Владимира Путина, здесь есть риски для возможных схем с так называемой оптимизацией налогов. Однако решение принято прежде всего для законопослушных и добропорядочных граждан, а их сейчас большинство.
— Мы пошли на такой шаг, потому что в период эпидемии деловое сообщество России проявило себя ответственно, честно и достойно. Предприниматели оказывали помощь врачам, добровольцам, помогали органам власти на местах, — заявил глава государства.
Что касается социально ориентированных НКО, то на них распространили льготы и преференции, предусмотренные для малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей. Более того, из резервного фонда выделят 3 млрд рублей. Эти средства распределят в рамках конкурса Фонда президентских грантов — он будет запущен с 16 июня.
Многослойные решения
Общественные организации и добровольческие движения очень помогли населению на пике эпидемии — они доставляли медикаменты и продукты тем, кто находился в режиме жесткой самоизоляции. Поэтому освобождение социальных выплат от налога логично и правильно, считает председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
— Раньше получалось, что государство одной рукой дает, а другой — часть забирает, — отметил политик.
Люди всё еще периодически жалуются на то, что не могут получить обещанную поддержку, рассказал «Известиям» член того же думского комитета Олег Шеин.
— Основная проблема — многослойность решений. Люди в мерах поддержки немного путаются, подчас путаются даже профильные руководители, — отметил депутат.
Большие трудности в получении помощи возникают у тех, кто не умеет работать с компьютером. Например, периодически поступают жалобы на то, что при некорректном заполнении заявки на сайте госуслуг невозможно исправить ошибку. Поэтому многие вынуждены ждать официального отказа в получении средств и затем отправлять обращение снова.
В разработке объявленных президентом мер поддержки принимали участие как органы власти, так и НКО, и их мнение было услышано, заявил «Известиям» генеральный директор «Детского хосписа» Александр Ткаченко. Однако для эффективной реализации инициатив и привлечения волонтеров соцслужбам следует отойти от «заявительного принципа» оказания помощи и самим искать нуждающихся.
На прошлой неделе Минэкономразвития составило реестр НКО, которые могут рассчитывать на господдержку. Пока организации пытаются понять, как система будет работать, заявила «Известиям» глава фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», зампред комиссии Общественной палаты по поддержке семьи, материнства и детства Елена Альшанская. По ее словам, уже были случаи, когда у НКО возникали проблемы с получением беспроцентных кредитов. Главное сейчас, чтобы исполнители на местах оперативно выполняли свою работу.
Облегчение процесса пожертвований привлечет больше средств от коммерческих организаций, уверена Елена Альшанская. Однако в этом есть и свои подводные камни — например, желание некоторых предпринимателей скрыть доход.
— Это большая мотивация для бизнеса участвовать в благотворительности. Раньше до перечисления пожертвований нужно было уплатить налоги, и только после этого они могли сделать перечисление. С другой стороны, важно, как сработает механизм, — заявила она.
Президент 8 июня также побеседовал с главой Карелии Артуром Парфенчиковым и поздравил его со 100-летием основания республики. В этот день глава государства попросил не забывать и про соцработников, которые много делают для благополучия субъекта.
Кроме того, Владимир Путин поговорил с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси. Они обсудили не только развитие стратегического партнерства, но и сотрудничество в борьбе с пандемией новой коронавирусной инфекции. Кроме того, главы государств проанализировали дальнейшие шаги по урегулированию ситуации в Ливии.
Источник: iz.ru
Государственные меры поддержки добровольчества и социально ориентированных некоммерческих организаций
Во время пандемии коронавируса некоммерческие организации вместе с государством оказывали большую поддержку всем нуждающимся. Социально ориентированные НКО помогают в решении многих проблем. В качестве помощи государством были выделены меры поддержки в первую очередь для тех пострадавших СО НКО, которые активно взаимодействуют с органами государственной власти.
Минэкономразвития России сформировал реестр СО НКО, которым будут предоставлены дополнительные меры поддержки. Реестр составлен по поручению Президента РФ по итогам встречи с участниками общероссийской акции «Мы вместе» 30 апреля 2020 года и совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке в России 11 мая 2020 года.
Информация о мерах поддержки и организациях, включенных в реестр, доступна на сайте Минэкономразвития России.
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы тесно сотрудничает с социально ориентированными некоммерческими организациями, благотворительными фондами и добровольческими движениями, чтобы совместными усилиями охватить адресной помощью всех, кто в ней нуждается. Мы вместе создаем новую модель заботы о людях и социальной поддержки в столице, переходя от заявительного подхода к оказанию социальных услуг к проактивному, индивидуальному подходу.
• Предоставление субсидируемых льготных кредитов под 2 %, выдаваемых СОНКО на выплату части заработной платы своим сотрудникам с возможностью списания кредита в случае сохранения на отчетный период более 90 % занятости (постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. № 696).
• Продление на шесть месяцев сроков уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, налогов (в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами) и авансовых платежей по налогам, за исключением НДС (постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 г. № 685).
• Освобождение от уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, сборов по налогу на прибыль организаций — в части ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во втором квартале 2020 года (проект федерального закона № 953580-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»).
• Расширение налоговых стимулов участия в благотворительности юридических лиц для организаций, вошедших в реестры. Юридические лица, передавшие на безвозмездной основе некоммерческим организациям имущество (включая денежные средства), смогут включить их в состав внереализационных расходов при определении ими налоговой базы по налогу на прибыль организаций (проект федерального закона № 953580-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»).
СО НКО может получить кредиты в любом банке, который участвует в программе Минэкономразвития РФ.
Программа поддержки СО НКО стартовала 1 июня. Помимо льготной ставки, доступны особые условия погашения. Тем организациям, которые сохранят не менее 90% сотрудников, кредит будет списан вместе с процентами — всю сумму выплатит государство. Если в штате останется не менее 80% работников, организация должна будет вернуть только половину ссуды и процентов по ней.
По состоянию на 1 июня 2020 г., такие кредиты уже выдают:
ООО КБ «Кубань кредит», ПАО Банк «Кузнецкий», АО АИКБ «Енисейский объединенный банк», ПАО АК БАРС БАНК, ПАО «Челябинвестбанк», ПАО «Челиндбанк», ООО КБ «Алтайкапиталбанк», АО АКБ «Энергобанк», ООО «Сибсоцбанк», АО «Кошелев-Банк», АО АКБ «Алмазэргиэнбанк», ПАО «НБД-Банк», «МСП Банк», ПАО КБ «Центр-инвест», АО «Датабанк», АО КБ «Энерготрансбанк», ПАО РНКБ Банк.
Список кредитных организаций будет пополняться.
В каких НПА закреплены данные положения?
• Постановление Правительства от 15 мая 2020 года № 685
• Постановление Правительства от 16 мая 2020 года № 696
• Распоряжение Правительства от 16 мая 2020 года № 1286-р
Имущественная поддержка СО НКО, оказывающим услуги в социальной сфере, усиливается. С 6 июля по 21 сентября 2020 года прошел отбор СО НКО на предоставление 50 помещений.
В пространствах первого вида предусмотрены особые условия для работы специализированных ремесленных мастерских и творческих студий для людей с инвалидностью и нарушениями в развитии. В помещениях второго вида СО НКО смогут оказывать социальные услуги семьям в кризисной ситуации, детям, оставшимся без попечения родителей, приемным семьям и другим представителям социально уязвимых групп. Победители отбора получили помещения в безвозмездное пользование на срок до трех лет.
Узнать, какие НКО получили помещения от города в рамках отбора и какие услуги там предоставляют, можно на онлайн-карте «Социальный навигатор» в категории «НКО в помещениях «Москва — добрый город».
С 2019 года Москва проводит грантовый конкурс для СО НКО в социальной сфере. Актуальная информация о сроках и условиях проведения публикуется на официальном сайте конкурса грантов «Москва — добрый город»: https://dobrayamoskva.ru/
Первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты Александра Александрова:
«Этот конкурс — наш своеобразный «социальный Оскар» для организаций, которые работают с людьми, нуждающимися в помощи».
В 2019 году и 2020 году в рамках грантового конкурса НКО получили поддержку в общей сложности на 800 миллионов рублей. В результате свыше 20 тысяч москвичей получили дополнительную поддержку от общественных организаций благодаря грантам.
На сайте Департамента в прошлом году появился специальный сервис — Социальный навигатор . На интерактивной онлайн-карте москвичи могут найти ближайшую организацию, где можно получить необходимую социальную услугу: поиск работы и бесплатное обучение, психологическая и юридическая помощь, служба медиации и помощь бездомным, подростковые клубы и многое другое. На карте Социального навигатора будут отображены также все социальные услуги и сервисы НКО, которые получили гранты Правительства Москвы. Сервис будет расширяться. Департамент оказывает информационную поддержку социально ориентированным НКО, чтобы как можно больше людей узнали, где и как можно получить помощь.
Москва поддерживает и развивает идею системного социального волонтерства в государственных учреждениях города — психоневрологических интернатах, пансионатах ветеранов труда, центрах содействия семейному воспитанию, детских больницах и других.
Для этого в специализированном центре занятости «Моя карьера» была открыта бесплатная Школа социального волонтерства, куда может записаться любой желающий, кто хочет помогать другим людям.
В период пандемии коронавируса из-за ограничений занятия пока приостановлены, однако, как только позволит эпидемиологическая обстановка, они будут возобновлены.
Источник: dszn.ru
Нко компенсация коммунальных услуг
Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на реализацию творческих проектов в сфере музыкального, театрального, изобразительного искусства и народного творчества и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2018 г. № 741
МОСКВА
Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на реализацию творческих проектов в сфере музыкального, театрального, изобразительного искусства и народного творчества и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 19.02.2020 № 181, от 15.03.2021 № 382)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на реализацию творческих проектов в сфере музыкального, театрального, изобразительного искусства и народного творчества.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2013 г. № 143 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) в целях реализации творческих проектов в сфере культуры» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 8, ст. 845) ;
пункт 162 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2016 г. № 464 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 24, ст. 3525) .
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 27 июня 2018 г. № 741 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 15 марта 2021 г. № 382)
ПРАВИЛА предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на реализацию творческих проектов в сфере музыкального, театрального, изобразительного искусства и народного творчества
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на реализацию творческих проектов в сфере музыкального, театрального, изобразительного искусства и народного творчества (далее соответственно — субсидии, некоммерческая организация, творческие проекты) . Субсидии предоставляются в рамках подпрограммы «Искусство» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры», а также в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
2. Предоставление субсидий осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства культуры Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
Сведения о субсидиях при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете, проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
3. Субсидии предоставляются некоммерческим организациям, соответствующим следующим требованиям на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение конкурсного отбора, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил:
а) некоммерческая организация является юридическим лицом, зарегистрированным не позднее чем за один год до окончания приема заявок некоммерческих организаций на участие в конкурсном отборе (далее — заявка) и осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации;
б) у некоммерческой организации отсутствуют просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидии, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная (неурегулированная) задолженность перед Российской Федерацией;
в) у некоммерческой организации отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
г) некоммерческая организация не находится в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к некоммерческой организации, являющейся участником отбора, другого юридического лица) , в отношении ее не введена процедура банкротства, деятельность некоммерческой организации не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
д) в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере некоммерческой организации;
е) некоммерческая организация не получает средства из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов Российской Федерации на цели, установленные пунктом 1 настоящих Правил;
ж) некоммерческая организация не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство (территория) , включенное в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) , в совокупности превышает 50 процентов.
4. Результатом предоставления субсидий является реализованный в текущем году творческий проект в сфере музыкального, театрального, изобразительного искусства и народного творчества.
Показателями, необходимыми для достижения результата предоставления субсидий, являются количественные характеристики мероприятий в рамках проведения творческого проекта, значения которых устанавливаются в соглашении о предоставлении субсидии (далее — соглашение) .
5. Субсидии предоставляются по итогам организованного Министерством культуры Российской Федерации в установленном им порядке конкурсного отбора заявок.
6. Министерство культуры Российской Федерации публикует на своем официальном сайте в сети «Интернет» (www.culture.gov.ru) (далее — официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации) объявление о проведении конкурсного отбора с указанием:
а) сроков проведения конкурсного отбора (даты и времени начала (окончания) подачи (приема) заявок) , которые не могут составлять менее 30 календарных дней, следующих за днем размещения объявления о проведении конкурсного отбора;
б) наименования, места нахождения, почтового адреса, адреса электронной почты Министерства культуры Российской Федерации;
в) целей предоставления субсидии, указанных в пункте 1 настоящих Правил;
г) результата предоставления субсидии в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил;
д) требований к творческому проекту, на реализацию которого предоставляется субсидия;
е) требований к некоммерческим организациям, участвующим в конкурсном отборе, а также перечня документов, представляемых для подтверждения их соответствия указанным требованиям;
ж) порядка подачи заявок и требований, предъявляемых к форме и содержанию заявок, в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
з) порядка отзыва заявок;
и) порядка возврата заявок, определяющего в том числе основания для возврата заявок;
к) порядка внесения изменений в заявки;
л) правил рассмотрения и оценки заявок;
м) порядка предоставления некоммерческим организациям разъяснений положений объявления о проведении конкурсного отбора, дат начала и окончания срока такого предоставления;
н) срока, в течение которого победитель конкурсного отбора должен подписать соглашение;
о) условий признания победителя конкурсного отбора уклонившимся от заключения соглашения;
п) даты размещения результатов конкурсного отбора на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации.
7. Для участия в конкурсном отборе некоммерческие организации не позднее срока окончания подачи заявок, указанного в объявлении о проведении конкурсного отбора, представляют в Министерство культуры Российской Федерации заявку на бумажном носителе в соответствии с требованиями, установленными в объявлении о проведении конкурсного отбора и настоящими Правилами. Некоммерческая организация может подать только одну заявку по одному творческому проекту.
8. К заявке прилагаются следующие документы:
а) план реализации творческого проекта, перечень показателей и их количественные характеристики, необходимые для достижения целей и результата предоставления субсидии, в том числе по информационной освещенности проекта, в соответствии с требованиями, указанными в объявлении о проведении конкурсного отбора;
б) обоснование необходимости финансовой поддержки для осуществления финансового обеспечения расходов, связанных с реализацией творческого проекта (смета расходов) , в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил;
в) сведения о некоммерческой организации — заявителе:
основные цели деятельности некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами;
материально-технические и кадровые ресурсы некоммерческой организации;
г) документы, подтверждающие наличие опыта, необходимого для достижения целей и результата предоставления субсидии;
д) документ, подтверждающий полномочия руководителя некоммерческой организации на осуществление действий от имени некоммерческой организации. В случае если от ее имени действует не руководитель, а иное лицо, к заявке также прилагается доверенность на осуществление действий от имени некоммерческой организации, заверенная в установленном порядке;
е) справка территориального органа Федеральной налоговой службы об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, полученная не ранее чем за один месяц до дня объявления сбора заявок;
ж) подписанные уполномоченным лицом некоммерческой организации справки о соответствии некоммерческой организации требованиям, предусмотренным подпунктами «в» — «е» пункта 3 настоящих Правил;
з) подписанное уполномоченным лицом некоммерческой организации согласие на публикацию (размещение) в сети «Интернет» информации о некоммерческой организации, о заявке, иной информации о некоммерческой организации, связанной с соответствующим конкурсным отбором;
и) справка, подтверждающая, что некоммерческая организация не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство (территория) , включенное в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) , в совокупности превышает 50 процентов.
9. Заявка может быть отклонена на стадии рассмотрения и оценки заявок по следующим основаниям:
а) несоответствие участника конкурсного отбора требованиям, установленным пунктом 3 настоящих Правил;
б) несоответствие представленных некоммерческой организацией документов документам, указанным в пункте 8 настоящих Правил, или непредставление (представление не в полном объеме) таких документов;
в) установление факта недостоверности представленной некоммерческой организацией информации, в том числе информации о месте нахождения и адресе юридического лица;
г) подача некоммерческой организацией заявки после даты и (или) времени, определенных для подачи заявок в объявлении о проведении конкурсного отбора;
д) несоответствие представленного творческого проекта целям и требованиям к творческому проекту, указанным в объявлении о проведении конкурсного отбора.
10. Рассмотрение и оценка заявок проводятся экспертным советом, созданным Министерством культуры Российской Федерации (далее — экспертный совет) .
11. Рассмотрение и оценка заявок проводятся с учетом следующих критериев:
а) творческое своеобразие, художественная ценность, актуальность и социальная значимость творческого проекта, представляемого некоммерческой организацией;
б) результативность творческого проекта — оценка актуальности и значимости описанных в проекте мероприятий для достижения заявленного значения результата предоставления субсидии, в том числе количественные характеристики показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии;
в) реалистичность бюджета проекта — оценка детализированной сметы проекта с учетом привлеченных некоммерческой организацией средств в финансирование творческого проекта;
г) информационная открытость проекта — соотношение предварительной и запланированной информационной освещенности проекта с заявленным значением результата предоставления субсидии, в том числе с показателями, необходимыми для достижения результата предоставления субсидии;
д) наличие опыта, необходимого для достижения целей и результата предоставления субсидии.
12. По каждому из критериев, указанных в пункте 11 настоящих Правил, заявки рассматриваются и оцениваются не менее чем 5 членами экспертного совета с присвоением баллов от 0 до 5. Весовое значение заявки в общей оценке исчисляется как сумма баллов по каждому критерию, выставленных членами экспертного совета, принявшими участие в оценке заявки. Победителем в конкурсном отборе становится некоммерческая организация, набравшая наибольшее количество баллов.
13. Заявки, представленные в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, рассматриваются и оцениваются в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации, в течение 60 рабочих дней со дня окончания приема заявок.
14. Министерство культуры Российской Федерации не позднее 14 календарного дня, следующего за днем определения победителя конкурсного отбора, состоявшегося не позднее 1 апреля текущего года, размещает на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, а также на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения заявок, включающую следующие сведения:
а) дата, время и место проведения, рассмотрения и оценки заявок;
б) информация о некоммерческих организациях, заявки которых были рассмотрены;
в) информация о некоммерческих организациях, заявки которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений объявления о проведении конкурсного отбора, которым не соответствуют такие заявки;
г) последовательность оценки заявок, присвоенные заявкам баллы по каждому из критериев, предусмотренных пунктом 11 настоящих Правил, решение о присвоении заявкам порядковых номеров, принятое на основании результатов оценки заявок;
д) наименование получателя (получателей) субсидии, с которым заключается соглашение, и размер предоставляемой ему субсидии.
15. Субсидии предоставляются некоммерческим организациям в целях реализации творческих проектов на финансовое обеспечение следующих расходов:
а) оплата труда сотрудников некоммерческих организаций;
б) оплата аренды помещения, занимаемого некоммерческой организацией на время подготовки и проведения творческих проектов;
в) оплата договоров на право показа и исполнения произведений, а также на передачу прав использования художественных произведений и аудиовизуальной продукции;
г) оплата работ (услуг) по обеспечению условий по приему и направлению участников творческих проектов и специалистов, привлекаемых к реализации творческих проектов, включая наем жилого помещения, проезд, питание, выездные документы, трансферты;
д) оплата обеспечения работ (услуг) по транспортировке выставочных экспонатов и оборудования, декораций, музыкальных инструментов, костюмов и иного имущества участников творческих проектов, включая услуги по обеспечению охраны и оформлению таможенных документов;
е) оплата работ (услуг) рекламно-информационного обеспечения, включая разработку и изготовление рекламно-полиграфической продукции, сувенирной продукции, информационно-методических, текстовых, фото- и видеоматериалов, размещение соответствующих материалов в средствах массовой информации и в сети «Интернет», создание и администрирование интернет-ресурсов, мобильных приложений и других информационных продуктов;
ж) оплата работ (услуг) по организации персональной идентификации участников творческих проектов, включая регистрацию и аккредитацию;
з) оплата работ (услуг) по обеспечению творческих проектов декорациями, сценическими, экспозиционными и иными конструкциями (включая приобретение, аренду, изготовление, монтаж (демонтаж) , доставку, погрузку-разгрузку и обслуживание) ;
и) оплата работ (услуг) по обеспечению творческих проектов реквизитом, бутафорией, гримом, постижерскими изделиями, театральными куклами, сценическими костюмами, в том числе головными уборами и обувью, включая приобретение, аренду и изготовление;
к) оплата работ (услуг) по художественно-декорационному, рекламному и видеооформлению сценических площадок, территорий и помещений в связи с реализацией творческих проектов;
л) оплата работ (услуг) по предоставлению сценических и экспозиционных площадок и помещений для реализации творческих проектов, включая оплату аренды;
м) оплата работ (услуг) по обеспечению творческих проектов необходимым техническим (свет, звук, видео) и иным технологическим оборудованием, выставочным оборудованием, включая доставку, монтаж (демонтаж) , упаковку-распаковку, погрузочно-разгрузочные работы и обслуживание;
н) оплата аренды музыкальных инструментов, необходимых для реализации творческих проектов;
о) оплата работ (услуг) по организации онлайн-трансляций творческих проектов;
п) оплата работ (услуг) по профессиональному сопровождению творческих проектов на иностранных языках;
р) оплата работ (услуг) и гонораров творческим работникам, творческим коллективам, специалистам, привлекаемым к реализации творческих проектов;
с) оплата работ (услуг) по обеспечению безопасности при проведении творческих проектов;
т) оплата работ (услуг) по подготовке нотного материала для проведения творческих проектов;
у) оплата работ (услуг) по обеспечению творческих проектов в сфере изобразительного искусства, включая выполнение дизайн-проекта экспозиции, создание концепции выставки, тематико-экспозиционного плана, оформление произведений в рамы и паспарту, оцифровку изображений, реставрацию произведений, страхование экспонатов, формирование экспозиционно-выставочного пространства, включая застройку экспозиции временными выставочными конструкциями, приобретение расходных материалов для экспозиции;
ф) уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
16. Размер субсидии, предоставляемой некоммерческой организации (S) , устанавливается на основании протокола экспертного совета с учетом перечня расходов, указанных в пункте 15 настоящих Правил, и представленной некоммерческой организацией сметы расходов на реализацию творческих проектов в пределах лимитов бюджетных ассигнований, доведенных до Министерства культуры Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанн
Источник: government.ru
Некоммерческий бюджет: как чиновники стали использовать НКО в своих целях
Все, кто когда-либо взаимодействовал с органами государственной власти и госучреждениями, знают, насколько они зарегулированы. Помимо закона о госслужбе, устанавливающего, кого и куда можно нанимать, существует закон о госзакупках, обязательная для использования госорганами система «Электронный бюджет» и еще масса мелких и крупных ограничений. Эти неудобства касаются и государственных исследовательских центров.
Однако нет правил без исключений, и такими исключениями все чаще служат некоммерческие организации, создаваемые и федеральным правительством, и многочисленными органами власти в регионах.
Масштаб проблемы
На федеральном уровне серийное создание государственных НКО началось в 2012 году, когда правительством были учреждены три подобные организации. Потом еще две — в 2013 году, еще четыре — в 2014-м и так далее. Рекорд был поставлен в 2019 году, когда было создано не менее восьми подобных структур, как правило, в виде автономных некоммерческих организаций (АНО): АНО «Центр развития культурных инициатив», АНО «Организационный комитет по подготовке и проведению в 2022 году чемпионата мира по волейболу ФИВБ», Российский фонд развития информационных технологий, АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей», АНО по защите интересов граждан и организаций в сфере ЖКХ и благоустройства территорий, АНО «Исполнительная дирекция «Универсиада-2023», АНО «Национальные приоритеты». И это не говоря про НКО, создаваемые разного рода бюджетными учреждениями и госкорпорациями.
Похожая ситуация с регистрацией НКО на уровне субъектов Федерации. Из предварительно найденных нами 326 НКО, напрямую учрежденных региональными правительствами, 99 (30%) были созданы в 2019 году.
Впрочем, подсчеты неполны, поскольку множество НКО, получающих субсидии и иные формы поддержки от государства, не обязательно учреждены правительством. Например, АНО «Институт перевода» была учреждена десятком вузов и получила 111 субсидий только из федерального бюджета. А «открытое правительство» в России внедрялось через АНО «Аналитический центр «Форум» без участия государства, но с частичным финансированием через Внешэкономбанк.
Свободное финансирование
Просто плохая концентрация или СДВГ: как отличить у взрослого
Металлурги стали сильнее. Чего ждать от акций НЛМК, ММК и «Северстали»
Методы девяностых: как внук учителя создал бизнес-империю за $200 млрд
Как не сломаться из-за «черных лебедей» и развить в себе антихрупкость
Как справиться с сильной тревогой за 2 минуты
Китай не спасает: какие логистические проблемы обрушились на импортеров
Финтех потерял $850 млрд. Какие именно компании ждет крах
Из грязи в князи: как устроены касты в современном обществе
С 2015 по 2019 год правительство выделило почти 250 млрд руб. субсидий только на поддержку автономных некоммерческих организаций. А в 2019 году субсидии на НКО в целом составили примерно 152 млрд руб., среди крупнейших получателей — Российский научный фонд и АНО «ТВ Новости» (Russia Today). Почему примерно? Потому что не всех получателей субсидий можно считать НКО в классическом их понимании. Например, к некоммерческим организациям формально относятся политические партии, получающие бюджетное финансирование.
Любовь чиновников именно к АНО, возможно, объясняется тем, что из всех НКО они максимально приближены к коммерческой деятельности. АНО не вправе лишь свободно распределять прибыль — она должна идти на уставные цели организации. Зато все имущество, переданное учредителями АНО, переходит в собственность организации. Деятельность АНО не подпадает не только под 44-ФЗ о госзакупках, но и под менее требовательный 223-ФЗ, регулирующий закупки госкомпаний. Фактически они сразу выпадают из-под регулирования, относящегося и к коммерческим, и к бюджетным учреждениям.
Мы видим, что чаще всего АНО создаются в таких секторах, как СМИ (телеканал ОТР, Russia Today), вузы (университет «Иннополис», университет «20.35»), организация крупных мероприятий (дирекции сочинской Олимпиады и Универсиад 2019 года в Красноярске и 2023 года в Екатеринбурге). В регионах органы власти все чаще переводят в форму АНО местные СМИ и спортивные клубы.
Даже если предположить, что в некоторых случаях создание подобных структур оправданно, в целом тенденция тревожит. В России нет федерального закона, устанавливающего требования к прозрачности АНО. Нет единого перечня АНО, учрежденных государством. Если все же найти список этих организаций с помощью ЕГРЮЛ, реестра субсидий, реестра организаций, имеющих лицевые счета в Казначействе России, и т.п., то вы увидите, что даже не у всех получателей крупных субсидий есть официальные сайты, а если они и есть, то там не публикуются сведения об органах управления, нет годовых и финансовых отчетов, нет даже базовых сведений о деятельности.
Выравнивание условий
На наш взгляд, все НКО, в учредителях которых значатся российское правительство и органы исполнительной власти регионов, должны:
- действовать согласно 223-ФЗ по размещению закупок;
- публиковать исчерпывающие сведения об органах управления на своих сайтах;
- соблюдать те же требования по раскрытию сведений на bus.gov.ru, что и бюджетные учреждения;
- публиковать исчерпывающие годовые отчеты, исчерпывающий перечень которых должен раскрываться на сайтах правительства и региональных администраций.
Прозрачность и доверие к государству может и должно начинаться с правительства. Создание некоммерческих организаций и прямое их субсидирование — это вывод огромных бюджетных средств из-под общего регулирования. Если правительство не готово до сих пор к реформе системы государственного управления в целом и пользуется лайфхаками в виде создания НКО, то хотелось бы, чтобы этот инструмент работал по понятным правилам.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Источник: www.rbc.ru