Обязанности жилищной инспекции по контролю за управляющими компаниями

С 1 июля 2021 года проверки управляющих организаций надзорными органами проходят по-новому: стало больше их разновидностей, а кроме того, добавился элемент внезапности. Разбираем отдельные аспекты нового законодательства.

Инспектор МосЖилИнспеции – что смотрят и как выполнить все по закону с первого раза (2022)

МосЖилИнспекция Москвы осуществляет государственный жилищный надзор на территории столицы. Полномочия этого ведомства реализуются должностными лицами – государственными жилищными инспекторами. Эти специалисты могут обследовать здания и помещения в пределах своей компетенции, выявлять нарушения, составлять акты и протоколы.

Читайте в этом материале, когда инспекторы МосЖилИнспекции вправе проводить проверки, выдавать предписания и согласования, как устранить претензии и избежать административного наказания.

Полномочия МосЖилИнспекции и ее инспекторов

Деятельность Жилищной инспекции заключается в проверке соблюдения законодательства РФ и Москвы при эксплуатации и пользовании жилфондом. В полномочия МосЖилИнспекции и ее специалистов входит согласование изменений в характеристиках помещений МКД, проверка соответствия проектам, выявление нарушений строительным нормам или правилам пользования объектами. В структуру должностных лиц ведомства входит начальник МосЖилИнспекции, его заместители, государственные жилищные инспекторы.

Примерный перечень работ, которые можно и нельзя делать при перепланировке, указан на инфографике.

Примерный перечень работ, которые можно и нельзя делать при перепланировке, указан на инфографике.

Нормативные акты

Деятельность и полномочия инспекторов МосЖилИнспекции регламентируются двумя основными актами:

Уважаемые КЛИЕНТЫ!

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефону:

Москва: 8 (499) 322-05-14 (наш адрес)

Санкт-Петербург: 8 (812) 422-35-90 (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

  • Постановление Правительства Москвы № 664 Административный регламент государственного жилнадзора (скачать);
  • Постановление Правительства Москвы № 336-ПП Положение о МосЖилИнспекции (скачать).

В список нормативных актов, которые будут применять инспекторы при проверках, входит законодательство федерального и регионального уровня. Основным документом является Жилищный кодекс РФ (скачать), который содержит нормы о правилах эксплуатации, пользования и ремонта жилфонда. Также применяются Постановления Правительства Москвы № 508-ПП (скачать) и 432-ПП (скачать) с перечнями разрешенных и запрещенных работ на помещениях МКД. В части ответственности по выявленным нарушениям инспекторы могут использовать КоАП РФ и Закон Москвы об административных правонарушениях.

№ п/п Основные этапы согласования перепланировки в Москве Описание
1 Проект перепланировки Проектная документация содержит описание всех решений и работ, требования к их безопасности, сметы и расчеты, схемы и чертежи. Проект для перепланировки квартир и нежилых помещений в МКД нужно согласовать в Мосжилинспекции.
2 Заказ технического заключения Техническое заключение оформляет ГБУ “Экспертный центр”, если перепланировка проводится в помещениях МКД. Заключение подтверждает, что работы не повлекут ухудшение характеристик несущих конструкций, снижение несущей способности.
3 Кадастровые работы Включают изучения документов и сведений ЕГРН, обследование и замеры на объекте. Кадастровый инженер выполнит координирование, опишет координаты и характеристики помещений в техническом плане.
4 Кадастровый учет Заключается в переносе сведений из технического плана в ЕГРН. По итогам учета заявитель получит в Росреестре выписку ЕГРН.

Простым языком

Бесконтрольное проведение строительных работ, несоблюдение норм и правил может привести к разрушению или порче жилищного фонда, угрозе прочности и надежности многоквартирных домов. Работы по возведению и реконструкции МКД контролируют специалисты Госстройнадзора. В полномочия МосЖилИнспекции и ее специалистов входит:

  • проверка и согласование проектов перепланировки и переустройства в жилых или нежилых помещениях МКД;
  • проверка и согласование самовольно выполненных перепланировок и переустройств в помещениях МКД;
  • контроль за деятельностью управляющих компаний, выдача и отзыв лицензий, привлечение к ответственности за нарушение норм ЖК РФ;
  • вынесение решений и актов о переводе жилых помещений в нежилые, и наоборот;
  • подготовка документов для признания МКД аварийными, непригодными для проживания;
  • выдача предписаний и привлечение к ответственности за нарушения федерального и московского законодательства;
  • иные полномочия, указанные в Постановлении № 336-ПП.

Инспекторы МосЖилИнспекции могут проводить плановые проверки на объектах жилфонда, либо внеочередные мероприятия. Основанием для внеочередных проверок могут являться обращения граждан, прокуратуру, управляющих компаний, иных заинтересованных лиц.

Комментарий специалиста. Практически любое изменение в характеристиках квартир и нежилых помещений МКД относится к перепланировке или переустройству. Поэтому обращаться в МосЖилИнспекцию приходится большинству собственников или арендаторов, планирующих серьезный ремонт в квартире, нежилом помещении. Проведение работ без согласований может являться основанием для выдачи предписания, взыскания штрафа, возложения обязанность привести помещение в исходное состояние.

Инспектор МЖИ

Одним из полномочий инспекторов МЖИ является проверка соответствия строительных работ в МКД

Что могут обследовать инспекторы МосЖилИнспекции

Основанием для проведения проверок инспекторами является Распоряжение МосЖилИнспекции. При взаимодействии с собственниками, арендаторами или иными лицами инспектор обязан предъявлять служебное удостоверение, копию распоряжения о проверке. Перечень полномочий инспекторов при проведении проверок указан в п. 8 Постановления № 664.

Государственная жилищная инспекция Новосибирской области (далее — инспекция ) является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области, лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Новосибирской области. … выполнению управляющими организациями , товариществами … принимают меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их…

Новые правила проведения проверок управляющих организаций и ТСЖ с 1 июля 2021 года

С 1 июля 2021 года проверки управляющих организаций надзорными органами проходят по-новому: стало больше их разновидностей, а кроме того, добавился элемент внезапности. Разбираем отдельные аспекты нового законодательства.

Что изменилось в новом законе о проверках

Прежде всего, изменилось название закона. Прежний имел следующее звучание: Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
В настоящее за исключением ряда положений на переходный период ему на смену пришел Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248).

Таким образом, о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в дословном смысле – речи больше не идет. Хотя формально новый закон «устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц» (п. 1 ст. 2 Закона № 248).

Все контрольные мероприятия отображаются в Едином реестре видов контроля https://proverki.gov.ru/, где приводится хронология всех мероприятий и их результаты. Оператором системы является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует, не допускается (п. 3 и 4 ст. 19 Закона № 248).

Управляющая организация считается уведомленной о контрольных мероприятиях, если информация была направлена ей через портал Госуслуг. Сведения о проверке также могут быть направлены по адресу электронной почты, указанному на сайте ГИС ЖКХ. Либо может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица (пп. 1 п. 5 ст. 21 Закона № 248).
При проведении проверки инспектор не вправе оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольного (надзорного) органа. Сюда же относятся недопустимость требования документации, не составляющей предмет проверки. Также есть запрет на истребование документации и информации, если ранее она была представлена, либо имеется в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных органов (ст. 37 Закона № 248).
Кроме того, изменились сроки для проведения документарной и выездной проверок (ранее было 20 дней, теперь – 10 дней).

Профилактические и контрольные (надзорные) мероприятия

Для контрольных органов вводится понятие «профилактические мероприятия». К ним относится:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) меры стимулирования добросовестности;
4) объявление предостережения;
5) консультирование;
6) самообследование;
7) профилактический визит (п. 1 ст. 43 Закона № 248).

Закон № 248 устанавливает порядок и регламент проведения профилактических мероприятий.
В части непосредственно проверок Закон № 248 выделяет два варианта: первый – с взаимодействием с контролируемым лицом, второй – без взаимодействия с контролируемым лицом.

Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольная закупка;
2) мониторинговая закупка;
3) выборочный контроль;
4) инспекционный визит;
5) рейдовый осмотр;
6) документарная проверка;
7) выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее – контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование (п. 2 и 3 ст. 56 Закона № 248).

Таким образом, видов контроля стало существенно больше, а значит, визиты проверяющих станут чаще. Чаще всего, основанием для проведения проверки являются жалобы заинтересованных лиц. Теперь обращения (заявления) граждан и организаций принимаются к рассмотрению только в случае, если они поданы:
— через МФЦ;
— через портал Госуслуг (или ГИС ЖКХ).

В остальных случаях до проверки принимаются меры по установлению личности гражданина и полномочий представителя организации и их подтверждения (п. 1 ст. 59 Закона № 248). Таким образом, жалобы на основании писем от «анонимов» рассматриваться не должны.
В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Если нарушения выявлены, то контролируемому лицу выдается предписание. В случае обнаружения признаков преступления или административного правонарушения меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности (ст. 90 Закона № 248).

Читайте также:  Как отправить заявление в жилищную инспекцию через госуслуги

Обжалование итогов контрольных мероприятий

Важным новшеством стал порядок обжалования итогов контрольных мероприятий. Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 39 Закона № 248).

Жалоба подается в электронном виде контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 40 Закона № 248).

Досудебному обжалованию подлежит:
— решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (срок – 30 дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав);
— акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений (срок – 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания);
— действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий (п. 4 ст. 40 Закона № 248).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается (п. 7 и 8 ст. 40 Закона № 248).

Досудебное обжалование предполагает своеобразные обеспечительные меры: если заявитель подает ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа, то уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
— о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа;
— об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.

Информация о таком решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения (п. 10 и 11 ст. 40 Закона № 248).

Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на контрольный (надзорный) орган, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
3) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий (п. 4.1-6 ст. 43 Закона № 248).

Формально Закон № 248 содержит много важных слов о законности и обоснованности, соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц. Однако фактически мы имеем 7 новых профилактических мероприятий и 11 видов контрольных мероприятий, результатом которых может быть предписание и штраф. Это позволяет предположить, что число проверок возрастет, а в случае избирательного применения Закона № 248 вопрос о соразмерности вмешательства проверяющих органов будет трактоваться произвольно.

Главное управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» осуществляет региональный государственный жилищный надзор на территории Челябинской области, и с 01.05.2015 лицензионный контроль в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующей лицензии. … Надзорные мероприятия осуществляются в отношении 21115 многоквартирных домов, составляющих жилищный фонд общей площадью 77,8 млн. кв.м., 1035 организаций , осуществляющих управление многоквартирными домами (из…

Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 N 1670 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)»

В соответствии с пунктом 16.1 статьи 12 и частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые общие требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора).

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493 «О государственном жилищном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 25, ст. 3156);

пункт 59 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2014 г. N 230 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 14, ст. 1627);

пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. N 1091 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 38, ст. 5628);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 1186 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 41, ст. 5965);

пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2018 г. N 1090 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 39, ст. 5965).

от 30 сентября 2021 г. N 1670

К ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

I. Общие положения

1. Настоящий документ устанавливает общие требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) (далее — государственный жилищный надзор).

2. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и настоящим документом.

3. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного жилищного надзора, являются:

а) руководитель органа государственного жилищного надзора, являющийся по должности главным государственным жилищным инспектором субъекта Российской Федерации, и его заместители, являющиеся по должности заместителями главного государственного жилищного инспектора субъекта Российской Федерации;

б) руководители структурных подразделений органа государственного жилищного надзора, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по государственному жилищному надзору;

в) должностные лица структурных подразделений органа государственного жилищного надзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного жилищного надзора;

г) руководители территориальных органов органа государственного жилищного надзора и их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного жилищного надзора;

д) руководители структурных подразделений территориальных органов органа государственного жилищного надзора, должностные лица структурных подразделений территориальных органов органа государственного жилищного надзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного жилищного надзора.

4. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

а) руководитель органа государственного жилищного надзора и его заместители;

б) руководители территориальных органов органа государственного жилищного надзора и их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного жилищного надзора.

5. Объектами государственного жилищного надзора являются деятельность, действия (бездействие), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, установленные жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее соответственно — контролируемые лица, обязательные требования), в том числе:

товариществ собственников жилья;

жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

организаций, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе их обслуживание и ремонт.

Объектом государственного жилищного надзора не является деятельность, действия (бездействие) юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

6. Учет объектов государственного жилищного надзора осуществляется с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее — система жилищно-коммунального хозяйства) посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах государственного жилищного надзора, размещаемой в системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

Читайте также:  Государственной жилищной инспекции субъекта российской федерации это

7. Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований:

а) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;

б) требований к формированию фондов капитального ремонта;

в) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

г) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

ж) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

з) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;

и) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;

к) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;

л) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.

8. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного жилищного надзора, при осуществлении государственного жилищного надзора имеют права и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

9. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного жилищного надзора, имеют служебные удостоверения единого образца, установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

10. Организация и осуществление государственного жилищного надзора регулируются Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

II. Управление рисками причинения вреда

(ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении

государственного жилищного надзора

11. При осуществлении государственного жилищного надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).

12. Орган государственного жилищного надзора при осуществлении государственного жилищного надзора относит объекты государственного жилищного надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):

в) умеренный риск;

13. Отнесение объектов государственного жилищного надзора к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов регионального государственного жилищного контроля (надзора) к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям согласно приложению.

14. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов государственного жилищного надзора в зависимости от категории риска проводятся со следующей периодичностью:

а) для категории высокого риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

инспекционный визит — один раз в 2 года;

документарная проверка — один раз в 2 года;

выездная проверка — один раз в 2 года;

б) для категории среднего риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

инспекционный визит — один раз в 3 года;

документарная проверка — один раз в 3 года;

выездная проверка — один раз в 3 года;

в) для категории умеренного риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

документарная проверка — один раз в 3 года;

выездная проверка — один раз в 3 года.

15. В отношении объектов государственного жилищного надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

III. Организация проведения профилактических мероприятий

при осуществлении государственного жилищного надзора

16. В целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также в целях создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения при осуществлении государственного жилищного надзора осуществляются профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

17. В рамках государственного жилищного надзора осуществляются следующие профилактические мероприятия:

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

д) профилактический визит.

18. Порядок проведения профилактических мероприятий устанавливается положением о государственном жилищном надзоре, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

19. Информирование осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.

Орган государственного жилищного надзора в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») сведения, предусмотренные частью 3 статьи 46 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

20. Обобщение правоприменительной практики осуществляется ежегодно должностными лицами органа государственного жилищного надзора путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах, а также анализа поступивших в адрес органа государственного жилищного надзора обращений.

По итогам обобщения правоприменительной практики органом государственного жилищного надзора готовится проект доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики органа государственного жилищного надзора (далее — доклад о правоприменительной практике), который в обязательном порядке проходит публичные обсуждения.

Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя органа государственного жилищного надзора до 10 марта года, следующего за отчетным годом, и размещается на официальном сайте органа государственного жилищного надзора в сети «Интернет» до 15 марта года, следующего за отчетным годом.

21. Доклад о правоприменительной практике подлежит направлению органом государственного жилищного надзора в адрес федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в течение 2 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте органа государственного жилищного надзора в сети «Интернет».

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, до 15 апреля года, следующего за отчетным годом, готовит ежегодный доклад о состоянии государственного жилищного надзора, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного жилищного надзора в Российской Федерации, и размещает его на своем официальном сайте в сети «Интернет».

22. Объявление предостережения осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Контролируемое лицо не позднее 15 рабочих дней после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в соответствующий орган государственного жилищного надзора возражение в отношении указанного предостережения, в котором указываются:

наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика — контролируемого лица;

дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;

обоснование позиции контролируемого лица в отношении указанных в предостережении его действий (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

Возражение в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований может быть подано контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением, в виде электронного документа на адрес электронной почты, указанный в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований, или иными указанными в таком предостережении способами.

Орган государственного жилищного надзора по итогам рассмотрения возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований направляет ответ контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения такого возражения.

В случае удовлетворения возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований по итогам его рассмотрения данные такого предостережения не используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

23. Консультирование осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

24. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:

а) организация и осуществление государственного жилищного надзора;

б) порядок проведения профилактических мероприятий;

в) предмет государственного жилищного надзора.

25. Письменное консультирование осуществляется по вопросу, предусмотренному подпунктом «в» пункта 24 настоящего документа, в случае поступления соответствующего обращения в письменной форме.

26. В случае поступления 5 и более обращений, содержащих однотипные вопросы, контролируемых лиц и (или) их представителей консультирование по таким вопросам осуществляется посредством размещения на официальном сайте органа государственного жилищного надзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» письменного разъяснения с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подписанного должностным лицом органа государственного жилищного надзора.

27. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица или с использованием видео-конференц-связи.

Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:

а) объектов государственного жилищного надзора, отнесенных к категории высокого риска;

б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами.

IV. Организация проведения контрольных

(надзорных) мероприятий при осуществлении государственного

28. При осуществлении государственного жилищного надзора проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

а) предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом на плановой и внеплановой основе:

Читайте также:  Закон о жилищной инспекции

б) без взаимодействия с контролируемым лицом:

наблюдение за соблюдением обязательных требований;

29. При осуществлении государственного жилищного надзора в отношении действий (бездействия) гражданина плановые контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в пункте 28 настоящего документа, не проводятся.

30. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).

31. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

в) получение письменных объяснений;

г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).

32. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов.

33. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

в) получение письменных объяснений;

г) инструментальное обследование;

34. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).

35. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного жилищного надзора проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

36. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

37. По результатам рассмотрения представленной информации органом государственного контроля принимается решение о переносе проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для представления индивидуальным предпринимателем, гражданином, информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

38. При осуществлении наблюдения за соблюдением обязательных требований орган государственного жилищного надзора:

а) проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) изучает размещенную в системе жилищно-коммунального хозяйства информацию о деятельности контролируемых лиц.

39. При проведении выездной проверки или инспекционного визита должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного жилищного надзора, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.

Решение о необходимости использования технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, принимается инспектором самостоятельно. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия (далее — акт).

Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.

Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту.

Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.

V. Оформление результатов контрольного

40. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется в соответствии со статьей 87 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

41. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт.

42. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.

43. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта в акте делается соответствующая отметка. В этом случае акт направляется контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

44. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

45. В случае выявления по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия нарушения контролируемым лицом обязательных требований органом государственного жилищного надзора после оформление акта выдается предписание об устранении таких нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.

VI. Порядок обжалования решений органов государственного

жилищного надзора, действий (бездействия) должностных лиц

при осуществлении государственного жилищного надзора

47. Правом на досудебное обжалование решений органа государственного жилищного надзора, актов, действий (бездействия) должностных лиц органа государственного жилищного надзора в рамках контрольных (надзорных) мероприятий обладают контролируемые лица, указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

48. Жалоба на решение территориального органа государственного жилищного надзора, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа либо органа государственного жилищного надзора.

Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа государственного жилищного надзора рассматривается вышестоящим органом государственного жилищного надзора.

Жалоба на решение, действия (бездействие) должностного лица органа государственного жилищного надзора рассматривается руководителем органа государственного жилищного надзора.

49. Жалоба на решение органа государственного жилищного надзора и его территориальных органов, действия (бездействие) их должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

50. Жалоба на предписание органа государственного жилищного надзора может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

51. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен органом государственного жилищного надзора, уполномоченным на рассмотрение жалобы.

к общим требованиям

к организации и осуществлению

жилищного надзора (надзора)

ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО

КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) К КАТЕГОРИЯМ РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА

(УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ

По тяжести и масштабу потенциальных негативных последствий несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, деятельность контролируемых лиц, подлежащая региональному государственному жилищному контролю (надзору) (далее — государственный жилищный надзор), разделяется на группу тяжести «А» или «Б» (далее — группы тяжести).

К группе тяжести «А» относится деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по управлению многоквартирными домами, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в отношении многоквартирных домов, оборудованных лифтами и (или) централизованной системой газоснабжения, в том числе многоквартирных домов, в которых для производства услуг по горячему водоснабжению и (или) теплоснабжению используется газ.

В иных случаях деятельность контролируемых лиц относится к группе тяжести «Б».

С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, указанных в абзаце первом настоящего приложения, деятельность, подлежащая государственному жилищному надзору, разделяется на группу вероятности «1» или «2» (далее — группы вероятности).

К группе вероятности «1» относится деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.21 — 7.23, частью 1 статьи 7.23.2, статьями 7.23.3, 9.5.1, статьей 9.13 (в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов жилищного фонда), частями 4, 5 и частью 12 (в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) статьи 9.16, частями 1 — 4 статьи 9.23, частью 1 статьи 13.19.2 (за исключением административных правонарушений, совершенных жилищно-строительными кооперативами, осуществляющими строительство многоквартирных домов) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

К группе вероятности «2» относится деятельность контролируемых лиц, у которых в течение последних 3 лет при проведении планового или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не были выявлены нарушения обязательных требований, указанных в абзаце первом настоящего приложения.

Отнесение деятельности контролируемого лица к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности.

Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью. Решаем вместе. Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? … Локальные нормативные правовые акты государственной жилищной инспекции Липецкой области в сфере противодействия коррупции. Антикоррупционная экспертиза. Методические материалы. … 2. Осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением региональными операторами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности.

Источники
  • https://smway.ru/inspektor-moszhilinspecii-chto-smotrjat-i-kak-vypolnit-vse-po-zakonu-s-pervogo-raza/
  • https://www.gkh365.ru/blog/blog3/new-rules-for-conducting-inspections-of-UO/
  • https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-30092021-n-1670-ob-utverzhdenii/

Рейтинг
Загрузка ...