Оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами что это такое

Содержание

Обращение с ТКО и ТБО

Твердые коммунальные и твердые бытовые отходы — два понятия прочно вошедшие в нашу жизнь вместе с прогрессом и развитием производства. Кроме того, что они постоянно на слуху, теперь еще мы стали видеть эти аббревиатуры в своих квитанциях и должны платить за обращение с ТКО и ТБО.

Любая новая строчка в вашей квитанции должна быть обоснована, порядок начислений подробно разъяснен населению всеми доступными информационными источниками и лично представителями УК, ТСЖ, ГЖИ, региональных министерств ЖКХ. Только, к сожалению, цель такого информирования чаще всего достигается в отношении слишком малого числа собственников жилых помещений, а вопросы все равно остаются!

Чтобы помочь вам:

    , реформы ТБО,
  • уточнить Правила обращения с ТКО, ;
  • разобраться что это в квитанции за обращение с ТКО;
  • ознакомиться с работой регионального оператора ТКО в своем субъекте
  • и ответить на массу других вопросов, которые вам некому задать

Мы собрали на нашем сайте полную и достоверную информацию, опираясь на актуальное законодательство, анализируя проблематику темы и выбирая доступный способ изложения информации!

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

ТКО и ТБО

Для начала разберемся в терминологии, чтобы оперировать понятными для вас сокращениями, а самое главное — чтобы вы смогли понять разницу между этими понятиями и больше не путались, встречаясь с ними в квитанциях, новостях. Аббревиатуры используемые везде и всюду ТБО и ТКО имеют различное наполнение, которое уже достаточно давно впервые регламентировано:

Отходы ТКО

Определены Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Названным законом к отходам ТКО также отнесены отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В 2018 году виды отходов ТКО пополнились в соответствии с Письмом Минстроя России от 18.05.2018 № 22270-МП/06, к ним были также отнесены отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, — например, мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и другие.

Отходы ТБО

Эта разновидность отходов всем нам «ближе», так как к ним по ГОСТу Р 53691-2009. «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами» относятся отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Обращение с твердыми коммунальными отходами | #мстайлвидео

Более обобщенно к определению отходов ТБО подошло Правительство РФ при утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов постановлением от 10.02.1997 № 155, отнеся к ним все твердые и жидкие бытовые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

ТБО и ТКО в чем разница

А теперь проанализировав оба представленных понятия, самые внимательные поймут, что отличие ТБО от ТКО лишь в акценте на бытовую природу ТБО, а по сути же ТБО входит в более общее понятие отходов ТКО.

Виды отходов, входящие в понятие

· товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования в целях удовлетворения личных и бытовых нужд;

· отходы потребления, образующиеся при содержании придомовых территорий и мест общего пользования;

· отходы потребления, образующиеся от содержания домашних животных и птиц;

Категории лиц, образующих

Места образования

В этой связи, здесь и далее будем понимать ТБО, как подвид ТКО, тем более, что правовое регулирование в основном касается именно обращения с ТКО.

Обращение с ТКО и вывоз ТБО

Обращение с ТКО — это довольно широкое понятие, включающее в себя различные варианты воздействия на отходы со стороны человека. Сюда относятся порядок осуществления:

  • накопления,
  • сбора,
  • транспортирования,
  • обработки,
  • утилизации,
  • обезвреживания
  • и захоронения твердых коммунальных отходов.

Уверены, что все вышеперечисленные действия каждому знакомы. Применительно же к твердым коммунальным отходам может встречаться определенная специфика, связанная с особенностями самих отходов. Для того, чтобы эти особенности учесть на уровне федерального Правительства разработаны Правила.

Постановление Правительства РФ об обращении с ТКО

Правила обращения с ТКО

разработаны и приняты в целях установления единого для всех порядка:

  • осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, ,
  • оснований, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Жилищное законодательство является общим по отношению к рассматриваемому специальному регулированию, и поэтому Правила обращения с ТКО применяются к отношениям, связанным с обеспечением предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации:

  • между собственниками жилых помещений и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК
  • между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами,
  • между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Компонент обращения с ТКО:

обезвреживание

захоронение твердых коммунальных отходов

деятельность регионального оператора по обеспечению получения конечного продукта, доступного для применения в других технологических процессах в качестве исходного сырья или добавки к основному сырью

Правила обращения с ТКО в 1156 постановлении

для достижения вышеуказанных целей включают в себя:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (раздел I(1));
  • порядок осуществления транспортирования ТКО (раздел II);
  • правила обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО (раздел III);
  • основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Кроме того, Правила ТКО содержат форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Правила предоставления услуги обращение с ТКО

Коммунальная услуга «обращение с ТКО» — это работы, выполняемые специализированными организациями в соответствии с договором между потребителем и оператором по обращению с ТКО.

Читайте также:  Прислали судебный приказ о взыскании долга за коммунальные услуги что делать

Для того, чтобы услугу по обращению с ТКО вам оказали, вы должны выполнить свои обязательства по обращению с ТКО, а именно — осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Складирование ТКО

Складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями исчерпывающими и строго установленными способами складирования ТКО, а точнее будет сказать в специальные места складирования ТКО:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные оператором по обращению с ТКО.

Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.

Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Правила обращения с ТКО в сельском поселении

Органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе и на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. К таким полномочиям Правилами обращения с ТКО в сельском поселении отнесены следующие:

Федеральные Правила обращения с ТКО распространяются и на предоставление этой коммунальной услуги в сельских поселениях. Однако отличия могут встречаться в тарифном регулировании.

Правила начисления за обращение с ТКО

Как и любая другая услуга по обращению с ТКО должна быть оплачена ее потребителем в соответствии с договором ее оказания. Что касается правил начисления платы за обращение с ТКО, то здесь следующий порядок.

Потребитель по договору обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть встречается с такой строкой в своей квитанции.

Нарушение Правил обращения с ТКО

Правила обращения с ТКО могут быть нарушены как самими потребителями услуги по обращению с ТКО, так и региональными операторами по обращению с ТКО.

За нарушение правил обращения с твердыми коммунальными отходами в части складирования твердых коммунальных отходов вне мест накопления таких отходов, определенных договором обращения с ТКО, потребитель несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нарушение Правил обращения с ТКО, а также нарушение условий договора обращения с ТКО, допущенные неоднократно (2 раза и более) со стороны юридических лиц (региональных операторов по обращению с ТКО) также влет для них определенные последствия в виде лишения статуса регионального оператора.

Источник

Обращение с ТКО – что значит эта новая строка в квитанции

С начала 2019 года жители большинства регионов РФ получают платежные документы, в которых отдельной строкой выделена плата за обращение с ТКО. Суммы, которые там значатся, многим кажутся слишком высокими, что порождает массу вопросов. Из данной статьи можно узнать, как расшифровывается аббревиатура ТКО в квитанции, и как производится расчет оплаты услуг по обращению с ТКО.

Основные положения «мусорной реформы»

Появление в квитанциях новой строки с аббревиатурой ТКО напрямую связано с введенными изменениями в системе обращения с отходами – так называемой «мусорной реформой». Необходимость в этой реформе назревала давно, ФЗ No89 «Об отходах», принятый в 1998 году, уже давно не мог обеспечить порядок в области обращения с отходами, несмотря на постоянное внесение поправок.

В результате в декабре 2017 г. был утвержден N 503-ФЗ об изменениях в ФЗ «Об отходах», который был введен в действие с 2019 г., ознаменовав начало «мусорной реформы». Изменения коснулись системы обращения с ТКО и затронули всех граждан РФ, поскольку по принятой терминологии все мы являемся производителями ТКО. По всей стране мусорная реформа начала действовать с первых дней 2019 г., и только в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе ее вступление в действие было отсрочено до 2022 года.

Аббревиатура ТКО в коммунальных квитанциях расшифровывается как «твердые коммунальные отходы». Нашему слуху привычнее словосочетание «твердые бытовые отходы» – ТБО, к которым относится весь бытовой мусор, образующийся в процессе проживания в квартирах и домах.

Понятие ТКО несколько шире – в него помимо бытового мусора, образующегося в жилом фонде, включены также аналогичные отходы, появляющиеся в процессе работы различных компаний.

Основной смысл мусорной реформы заключается в следующем:

  • Услуги по вывозу и утилизации ТКО больше не относятся к компетенции коммунальных служб, их предоставляет региональный оператор – компания, которая выбирается местными органами исполнительной власти на конкурсной основе.
  • Региональный оператор при обращении с отходами обязан действовать по утвержденной наиболее рациональной схеме, которая обеспечивает максимум пользы экономике и минимум вреда экологии.
  • Тарифы на вывоз ТКО повышаются, это связано с увеличением трудозатрат оператора на утилизацию мусора по новой схеме обращения с отходами.

По сути, все, кто вносит свой вклад в образование бытового мусора – жители многоэтажных домов и частного сектора, собственники коммерческой недвижимости и т. п. теперь обязаны заключать договора с региональным операторам и платить за их услуги по установленным тарифам.

Новая система обращения с ТКО

Для большинства рядовых граждан РФ мусорная реформа сводится лишь к повышению тарифов на вывоз мусора в квитанциях ЖКХ, но это – ошибочное мнение. На самом деле мусорная реформа ознаменовала изменение системы обращения с ТКО. Новая система должна вывести сферу обращения с отходами из тупика, в котором она находится.

Положительным примером в области обращения с отходами являются западные страны, где давно внедрен раздельный сбор мусора, большая часть отходов утилизируется на мусороперерабатывающих заводах, а не гниет на огромных свалках, захватывающих все большие территории и отравляющих воздух своими токсичными испарениями, как это происходит у нас.

Одной из задач мусорной реформы является введение раздельного сбора мусора. Региональные власти наделены правом обязать всех, кто производит ТКО, выполнять сортировку мусора при его сдаче региональному оператору. Для этого во всех местах его сбора должны быть созданы мусорные площадки с отдельными контейнерами под разные виды отходов. Раздельный сбор отходов позволит обеспечить сырьем мусороперерабатывающие предприятия и значительно уменьшить количество отходов, уничтожаемых на мусорных полигонах. От этого будет ощутимая польза и для экологии, и для экономики страны.

Региональные операторы и заключение с ними договоров

С началом вступления в силу мусорной реформы все собственники жилой и нежилой недвижимости обязаны подписать договор с регоператором на предоставление услуг по обращению с коммунальными отходами.

При отсутствии такого договора предусмотрена административная ответственность с уплатой штрафа 1 000-2 000 рублей.

Согласно договору, в обязанности оператора по обращению с отходами входит:

  • приемка ТКО;
  • их транспортировка;
  • дальнейшая обработка;
  • обезвреживание;
  • утилизация или захоронение.

Получатель услуг обязуется оплачивать их по установленному тарифу. Многие граждане не в курсе, что это такое, и как происходит заключение договора. Для большинства жителей многоквартирных домов это происходит автоматически, т. е. новый договор заключается управляющей компанией без участия собственника жилья. Убедиться в том, что договор заключен, можно по появлению в квитанции на оплату коммуналки отдельной строки по оплате обращения с ТКО.

Если же эта строка в квитанции отсутствует, то это говорит о том, что договор не заключен и собственнику жилья угрожает наложение штрафа.

В такой ситуации следует обратиться в управляющую компанию или непосредственно к региональному оператору и пройти процедуру заключения договора.

Читайте также:  Как получить компенсацию за коммунальные услуги пенсионерам через госуслуги

Услуга «обращение с ТКО» в квитанции

До начала вступления в силу мусорной реформы счет за вывоз мусора включался в общедомовые расходы. С 2019 в квитанциях за услуги ЖКХ жильцы обнаружили новую графу об оплате обращения с ТКО. Это означает, что вывоз и всю остальную цепочку действий с твердыми коммунальными отходами (так расшифровывается ТКО) теперь производит отдельная организация – регоператор по обращению с отходами. И оплата ее услуг производится отдельно, так же, как платежи за воду, свет или газ.

Оплата по старой схеме допускается только в Москве, Севастополе и Санкт-Петербурге, где внедрение мусорной реформы отсрочено на 3 года.

Во всех остальных регионах РФ вывоз мусора должен осуществляться только региональным оператором, оплата по старой схеме незаконна.

В некоторых регионах вместо появления новой строки может приходить отдельная квитанция на оплату обращения с ТКО. В любом случае, получение счета на оплату обращения с ТКО означает, что договор с региональным оператором заключен, вывоз мусора будет осуществляться на законных основаниях, и наложение административной ответственности с уплатой штрафа получателю квитанции не угрожает.

Обязательно ли платить за вывоз отходов

Оплата за вывоз отходов является обязанностью собственника жилья, что закреплено в его договоре с оператором, занимающимся вывозом ТКО. В случае неуплаты за обращение с твердыми коммунальными отходами, оператор может взыскать плату за оказанную услугу через суд. При этом дополнительно начисляется пеня за задержку платежей и оплачиваются судебные издержки.

Расчет платы за обращение с отходами

Все полномочия по обращению с ТКО переданы региональным органам исполнительной власти, поэтому в разных регионах РФ применяются различные формулы расчета оплаты коммунальных услуг. Плата за услугу по обращению с ТКО может рассчитываться, исходя из:

  • площади квартиры, частного дома или нежилой недвижимости;
  • количества проживающих (для жилого фонда) или работающих (для коммерческой недвижимости).

Региональный оператор получает сведения о числе проживающих или площади помещений от управляющих компаний и производит расчет оплаты своих услуг по принятым формулам в соответствии с утвержденными тарифами. Результаты этих расчетов отражаются в коммунальных квитанциях в графе услуг по обращению с ТКО.

Имеющиеся льготы и скидки

Начисление платы за услугу обращения с ТКО, как и за другие коммунальные услуги, осуществляется с учетом льгот для определенных категорий граждан:

В различных регионах существуют свои размеры скидок и порядок оформления льгот. Также плата за обращение с ТКО может быть снижена за счет оформления субсидии на оплату ЖКУ

Варианты оплаты коммунальной услуги

Оплачивать счет за услуги по обращению с отходами можно, как и другие коммунальные услуги, любым из этих способов:

  • в отделении Сбербанка или любого коммерческого банка РФ;
  • в любом отделении почты России;
  • через банкомат;
  • через терминал;
  • через интернет-банкинг.

Из этих способов наименее выгодна оплата в Сбербанке и почтовом отделении, т. к. там дополнительно взимается комиссия 1,5% от суммы, указанной в квитанции. В платежном терминале размер комиссии может быть еще больше – до 5%.

Нюансы оплаты обращения с ТКО

По поводу оплаты обращения с ТКО у граждан возникает множество вопросов – можно ли снизить плату за ТКО при временном отсутствии проживающих, что делать, если квартира пустует и в ней никто не прописан и т. д. Такие вопросы лучше всего адресовать местным юристам, поскольку в каждом населенном пункте действуют свои законы, принятые на региональном уровне.

Если в квартире никто не прописан

В этом случае плата за вывоз мусора взимается по числу проживающих или по размеру площади, смотря какой способ расчета оплаты услуг принят в данном населенном пункте. Если квартира пустует, то в разных регионах ответ на запрос о снятии оплаты за вывоз мусора будет разным. Где-то размер платежей начисляется по количеству собственников вне зависимости от того, проживает ли кто-нибудь в квартире. В других регионах собственник может доказать факт того, что квартира пустовала, и ему будет произведен возврат денег, выплаченных по квитанциям.

При временном отсутствии жильцов

В некоторых регионах существует возможность избежать оплаты вывоза мусора за то время, когда в квартире никто не проживает. Для этого нужно обратиться в управляющую организацию и предоставить все необходимые справки и документы, перечень которых можно узнать там же.

Если расчеты в квитанции неверны

При ошибках в расчетах платы за обращение с ТКО – неправильном указании площади или числа жильцов, игнорировании скидок и льгот – необходимо обратиться в управляющую компанию. Если вопрос решить не удастся, то восстановить справедливость можно, обратившись в жилищную инспекцию. По закону, если факт неверного начисления коммунальных платежей подтвердится, то управляющая компания должна вернуть не только переплату, но вдобавок еще половину этой суммы в качестве моральной компенсации.

Если не устраивает качество предоставляемой услуги

Если качество предоставления услуг по обращению с отходами неудовлетворительное, то необходимо составить акт о выявленных нарушениях и собрать подписи жильцов дома. С этим актом нужно обратиться в управляющую компанию, которая обязана дать ответ на жалобу в течение 3 рабочих дней. При отсутствии положительного результата (возврата оплаты коммунальных услуг и улучшения их качества) вопрос решается в судебном порядке.

Источник

Обзор нового закона о вывозе мусора

В интернете содержится много информации о резком повышении тарифов на вывоз мусора как для жителей многоквартирных домов, так и для собственников частного домовладения, а также проживающих в сельской местности. До сих пор некоторрые СМИ информируют о повышении в сотни раз платы за вывоз твердых отходов, порождая тем самым бурные обсуждения пользователей сети. В этой статье мы разберемся, какие новшества вступили силу с января 2019 г., что актуально сейчас и сколько нам придется платить за мусор в 2021 г.

Основные понятия

В законодательстве, о котором мы расскажем далее, используются следующие понятия:

  1. Твердые бытовые отходы – ими являются отходы населения, образующиеся вследствие жизнедеятельности, то есть приготовления пищи, уборки и мелких ремонтных работ, уборки придомовой и общей территорий, пришедшие в негодность вещи и предметы мебели. ТБО — это также отходы от отопительных устройств, мусор с дворовых площадок (листья) и т.д., образуются как из жилых помещений, так и из зданий общественного назначения (гостиницы, детсады и школы, организации общественного питания).
  2. Твердые коммунальные отходы в соответствии со ст. 1 Закона об отходах — это отходы из жилых помещений, вследствие потребления физическими лицами. Кроме того, к ТКО относятся и товары, утратившие потребительские свойства вследствие использования людьми в жилых помещениях в целях личных и бытовых нужд, а также мусор при уборке территории поселений (уличный смет, мусор после пребывания в общественных зонах, пляжах).

По сути, виды отходов схожи. Применительно к законодательству об обращении с отходами, оплачиваемом гражданами, следует учитывать тот мусор, который образуется непосредственно в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, граждане оплачивают вывоз и утилизацию ТКО – твердых коммунальных (бытовых отходов). Читайте подробнее о расчете, оплате и других вопросах обращения с ТКО.

Цель такого вопроса ясна. Оплачивая коммунальную услугу по вывозу отходов, потребитель считает, что и остатки стройматериалов должны вывозиться в рамках предоставляемой услуги. Это не так. Мусор после ремонта не входит в понятие ТКО, поэтому граждане обязаны вывозить его самостоятельно, контейнеры возле наших домов предназначены только для бытовых отходов в результате жизнедеятельности человека.

Федеральный закон о вывозе мусора с 2019 года

закон о вывозе мусора

Еще в 2017 году Президент России В.В. Путин поручил прокуратуре регулярно и тщательно проверять исполнение законодательства об обращении с отходами. Особенно в сфере животноводства и вредного производства, где соблюдение правил утилизации особенно важно. В майских указах Президент отдельным пунктом указал необходимость полной ликвидации несанкционированных свалок до 2024 года. Во исполнение распоряжения первого лица государства прокуратурами предъявляются иски к администрации о ликвидации мелких и крупных свалок на территории городов, которые судами удовлетворяются.

Читайте также:  Как оплатить коммунальные услуги за воду через сбербанк онлайн с телефона

Кроме того, еще в 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный. Но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.

На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:

  • федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, существенных изменений в который, за исключением общих правил действия лицензий и периодичности проверок лицензиатов, внесено за последний год не было. В данном законе утверждены требования к деятельности организаций, связанных с утилизацией отходов 1-4 класса опасности.
  • федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в который в 2018 были внесены некоторые поправки о создании автоматической системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, негативно влияющих на состоянии среды.
  • федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, согласно которому с 2018 года санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным надзорным органом, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством РФ.

Наряду с перечисленными, основным в рассматриваемой сфере является федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (многие его называют законом о вывозе мусора). В нем регламентированы правила учета, нормирования, отчетности и разграничения действий при вывозе мусора. Изменения в данный закон были внесены в 2018 году дважды – в июле и декабре, вступили в силу с января 2019. На основе закона действует Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», в котором раскрываются подробности норм закона и устанавливаются правила.

Правила обращения с ТКО, нововведения

Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
  • порядок их транспортировки;
  • порядок утилизации, безопасности захоронения;
  • основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.

С 2019 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько. Это решается на местном уровне, исходя из потребностей населения.

Размер тарифов также определяется местными властями, которые подготавливают схему обращения с отходами, которой должны придерживаться операторы, оказывающие свои услуги на основании заключенных с потребителями договоров.

Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.

Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.

К примеру, Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2016 № 999-47 «О содержании и порядке заключения соглашения между уполномоченным исполнительным органом государственной власти МО и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами» утвержден порядок сбора, транспортировки, утилизации мусора на территории Московской области. Им предусмотрены права и обязанности сторон и регламентированы действия по оказанию соответствующей услуги. На основании этого соглашения оператор должен заключить договоры с гражданами.

Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом,. С этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.

В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.

Как заключить договор о вывозе мусора?

Составить его нужно по типовой форме, предусмотренной п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ. Называться этот документ будет договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В нем должно быть указано следующее:

  1. Место, дата заключения.
  2. Наименование организации, являющейся региональным оператором, ее месторасположение и контактные данные, а также сведения о потребителе (паспортные данные, адрес проживания).
  3. Обязанности оператора, который должен принимать твердые коммунальные отходы в указанном месте и в объеме, предусмотренном договором. Кроме того, в документе должно быть указано на обязанность транспортировки, обработки, утилизации по цене утвержденного тарифа. Оператор также обязан сообщать информацию, необходимую потребителю (например, о времени вывоза, о полигоне, на котором будет происходить утилизация).
  4. Обязанности потребителя оплачивать услуги в соответствии с договорными тарифами и сроками, складировать мусор только в предусмотренных местах (на специальных площадках). Потребители также должны назначить ответственного по взаимодействию с региональным оператором в рамках исполнения договора, не допускать повреждения контейнеров.
  5. Указывается способ складирования, а именно, куда помещается мусор, приготовленный для вывоза (камеры, контейнеры, пакеты, бункеры), их расположение согласно схеме.
  6. Срок действия договора (обычно до окончания лицензии или соглашения, согласно которому оператор является таковым).
  7. Обязанность оператора отвечать на жалобы, связанные с исполнением договора, заменять пришедшие в негодность контейнеры.
  8. Право оператора и потребителя производить сверку расчетов, вести необходимый учет вывозимого мусора. При несоответствии расчетов фактическим потребитель совместно с представителем оператора составляют акт в присутствии как минимум двоих незаинтересованных лиц, с применением видео, фотофиксации. После чего акт направляется по месту нахождения оператора с требованием устранить выявленные нарушения (копия в муниципалитет). Оператор вправе написать возражения в случае несогласия. Если акт не подписан оператором в течение трех дней, он считается согласованным.
  9. Подписи сторон.

Типовая форма существовала была и ранее. Но в ней присутствовал пункт об ответственности оператора за обращение с отходами с момента погрузки в мусоровоз в местах накопления, а бремя содержания контейнеров (мусоросборников) возле дома ложилось на собственников многоквартирного дома. Сейчас такого пункта нет.

В приложении должна быть схема расположения площадки для накопления мусора и подъездные пути к ней.

Кроме того, с 1 января 2019 года и по ныне действует правило — не позднее 25 декабря накануне предстоящего года региональный оператор обязан направлять в органы местного самоуправления сведения о количестве размещаемых мусорных контейнеров и бункеров с указанием их объема, а также о местах, где эти емкости планируется разместить. Такие сведения необходимы для ведения единого реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, власти пытаются контролировать число мест организованного сбора мусора и в итоге предотвратить несанкционированные свалки.

Ознакомиться с реестрами мест (площадок) накопления ТКО можно на официальном сайте муниципалитета или на портале субъекта РФ. Реестр обязан содержать данные о технических характеристиках (количество контейнеров, месторасположение), их собственниках и т.д. К примеру, на сайте одного из районов Кировской области уже сформирован реестр, с которым может ознакомиться каждый житель.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...