Оплата коммунальных услуг при временном отсутствии лица в занимаемом жилом помещении

Временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

  • 1. В комментируемой статье говорится о сохранении прав и обязанностей нанимателя жилого помещения и членов его семьи при временном отсутствии граждан по месту постоянного жительства. Иначе говоря, их права и обязанности по договору социального найма не изменяются. В частности, новым законодательством не предусмотрен какой-либо срок их временного отсутствия, т.е. граждане не теряют право на занимаемое жилое помещение независимо от длительности отсутствия по месту жительства.
  • 2. Прежним законодательством (ст. 60 ЖК РСФСР) были предусмотрены конкретные сроки временного отсутствия граждан. Если наниматель или члены его семьи (бывшие члены семьи) отсутствовали сверх установленных сроков, то они в судебном порядке могли быть признаны утратившими право пользования жилым помещением.

Вопрос о соответствии положений ст. 60 ЖК РСФСР Конституции рассматривался Конституционным Судом РФ. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции положения ч. 1 ст. 60, предусматривающие, что жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами в течение шести месяцев, и положения п. 8 ч. 2 указанной статьи, которыми предусматривалось, что в случае осуждения лица к лишению свободы на срок свыше шести месяцев жилое помещение за ним сохраняется до приведения приговора в исполнение.

Вебинар «Как оплачивать коммунальные услуги при временном отсутствии»

Постановлением от 23.06.1995 № 8-П «По делу о проверке конституционности части первой и пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР в связи с запросом Муромского городского народного суда Владимирской области и жалобами граждан Е. Р. Такновой, Е. А. Оглоблина, А. Н. Ващука» Конституционный Суд РФ признал положения ч. 1 ст. 60 не соответствующими Конституции. Иными словами, было признано, что временное отсутствие граждан само по себе не является основанием для лишения их права пользования жилыми помещениями.

Итак, ограничений по срокам временного отсутствия в настоящее время нет. Вместе с тем в интересах граждан необходим правовой механизм сохранения права пользования жилым помещением при временном (особенно длительном) отсутствии граждан по месту жительства. Иначе говоря, должна быть конкретная процедура документального оформления этого факта, чтобы не возникало споров по данному вопросу.

3. В ЖК РФ не сохранен правовой институт «бронирования жилого помещения» (ст. 62 — 65 ЖК РСФСР).

Жилые помещения, занимаемые нанимателями и членами их семей по договору социального найма, бронировались:

  • а) при направлении на работу за границу, т.е. за пределы территории Российской Федерации, — на все время пребывания за границей;
  • б) при выезде на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности — на все время действия трудового договора, а в случаях, предусмотренных законодательством, — на все время пребывания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • в) в других случаях, предусмотренных законодательством. Теперь отпала необходимость в бронировании жилого помещения при временном отсутствии граждан.
  • 4. Временно отсутствующие наниматель и члены его семьи также несут обязанности, вытекающие из договора социального найма. За ними сохраняются обязанности по оплате жилья. В случае отсутствия отдельных жильцов свыше одного месяца от оплаты за жилье (квартплаты), телефон и отопление они не освобождаются. Однако оплата за коммунальные услуги (кроме центрального отопления) с них не взимается. Иначе говоря, оплата коммунальных услуг осуществляется только в случае их фактического потребления (что возможно лишь при проживании граждан).

Жилая площадь, которая находится в пользовании временно отсутствующих лиц, не может быть изъята, в это жилое помещение не могут быть вселены другие граждане и т.п. (т.е. она не является излишней и наниматель и члены его семьи не могут быть в чем-то ущемлены).

5. Данные вопросы наши отражение в постановлении Пленума от 02.06.2009 № 14. В п. 32 данного постановления разъяснено, что при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (ст. 71 ЖК РФ).

Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.

Разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.

При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.

Отсутствие же у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.

Источник: studme.org

Оплата коммунальных услуг при временном отсутствии лица в занимаемом жилом помещении

тве в работу прибора учета потребителем в нежилом помещении взыскивается ресурсоснабжающей организацией.

(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)

8112. Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

a) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 801 настоящих Правил. (Действие подпункта приостановлено до 1 января 2021 г — Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 424; в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2184)

(Дополнение пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 № 824)

8113. Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности) , за исключением случаев, предусмотренных пунктом 801 настоящих Правил. В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 № 950)

В случае если ответственность за организацию учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика или сетевую организацию в соответствии с пунктом 801 настоящих Правил, при обнаружении потребителем неисправности прибора учета электрической энергии, в том числе внешних повреждений, потребитель обязан в течение одного рабочего дня известить об этом гарантирующего поставщика, сетевую организацию. (Дополнение абзацем — Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 № 950)

(Дополнение пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 № 824)

8114. Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 — 819 настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется лицом, указанным в пункте 818 настоящих Правил, исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом. (Дополнение пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 № 824) (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 № 950)

Читайте также:  Назначение ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

82. Исполнитель обязан:

а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных) , комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия, за исключением случаев, если прибор учета электрической энергии установлен начиная с 1 июля 2020 г. В отношении приборов учета электрической энергии, установленных начиная с 1 июля 2020 г., проверки таких приборов учета проводятся гарантирующим поставщиком, сетевой организацией; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 № 950, от 21.12.2020 № 2184)

б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) , комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители) , в том числе до присоединения к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в порядке, предусмотренном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) , прибора учета электрической энергии, установленного гарантирующим поставщиком (сетевой организацией — в отношении жилых домов (домовладений) . (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 № 950, от 21.12.2020 № 2184)

83. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета электрической энергии расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца. В случаях, установленных пунктом 801 настоящих Правил, указанные проверки проводятся гарантирующим поставщиком, сетевой организацией.

В случае если требуется доступ в жилое или нежилое помещение, электроснабжение которого осуществляется с использованием общедомового имущества в многоквартирном доме, указанные проверки проводятся в согласованные с потребителем дату и время в порядке, предусмотренном пунктом 85 настоящих Правил, а в отношении жилых помещений — не чаще 1 раза в 3 месяца.

Проверки в отношении приборов учета электрической энергии, установленных в нежилых помещениях, электроснабжение которых осуществляется без использования общедомового имущества в многоквартирном доме, проводятся в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 № 950)

84. При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд, за исключением случаев присоединения общих (квартирных) приборов учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета, исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344, от 29.06.2020 № 950)

85. Проверки, указанные в подпункте «е1» пункта 31, подпункте «г» пункта 32 и пункте 82 настоящих Правил, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем и (или) гарантирующим поставщиком в следующем порядке, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2184)

а) исполнитель, а в случаях, установленных пунктом 801 настоящих Правил, — гарантирующий поставщик направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, предусмотренным подпунктом «а» пункта 119 настоящих Правил, извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика к приборам учета; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2184)

б) потребитель обязан обеспечить допуск указанных в подпункте «а» настоящего пункта лиц в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время, за исключением случая, когда потребитель не может обеспечить допуск представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика в занимаемое потребителем жилое помещение по причине временного отсутствия, о чем он обязан сообщить указанным лицам в срок не позднее 2 дней до даты проведения проверки, указанной в извещении, с указанием иных возможных даты (дат) и времени допуска для проведения проверки, удобных для потребителя, при этом предложенная потребителем дата проверки не может быть ранее 2 дней с даты, когда поступило сообщение от потребителя, и позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки;

в) лица, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, обязаны провести проверку в указанные в подпункте «а» настоящего пункта дату и время, а при наличии сообщения потребителя об ином времени в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта — в указанные в таком сообщении дату и время. По итогам проверки указанное лицо обязано незамедлительно составить акт проверки в порядке, установленном пунктом 851 настоящих Правил;

г) если потребитель не обеспечил допуск представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в предусмотренном подпунктом «б» настоящего пункта сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у указанных лиц отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, такие лица составляют акт об отказе в допуске к прибору учета; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2184)

д) лица, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, обязаны провести проверку и составить акт проверки в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности обеспечить допуск таких лиц в помещение для проверки. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2184)

(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 № 950)

851. Указанные в пунктах 62, 8111, 82 и 85 настоящих Правил акты составляются исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 801 настоящих Правил, — гарантирующим поставщиком, немедленно после окончания соответствующих проверок. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 № 950)

Акты подписываются представителем исполнителя, а в случаях, предусмотренных пунктом 801 настоящих Правил, — гарантирующим поставщиком, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 № 950)

a) дата, место, время составление акта;

б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;

в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта;

г) подписи исполнителя (его представителя) , а в случаях, предусмотренных пунктом 801 настоящих Правил, — гарантирующего поставщика, потребителя (его представителя) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 № 950)

д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии) ;

е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением;

ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.

(Дополнение пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)

852. Один экземпляр акта передается потребителю (его представителю) , в том числе вручением или путем направления заказным письмом. В случаях, предусмотренных пунктом 801 настоящих Правил, при отсутствии исполнителя при составлении указанного акта гарантирующий поставщик передает один экземпляр акта исполнителю для применения при начислении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению. (Дополнение пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498) (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 № 950)

853. В случае составления предусмотренного пунктом 85 настоящих Правил акта об отказе в допуске к прибору учета по истечении 3 расчетных периодов с даты составления такого акта исполнитель вправе производить расчет платы за коммунальные услуги исходя из норматива потребления коммунальных услуг с учетом количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц, в том числе указанного в акте, составленном в соответствии с пунктом 561, а также с учетом повышающего коэффициента начиная с 1-го числа месяца, в котором такой акт составлен. Величина повышающего коэффициента принимается равной 1, 5.

При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

(Дополнение пунктом — Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)

VIII. Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета

86. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «д» и «е» пункта 4 настоящих Правил.

Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 8113 настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.

Читайте также:  Практические задачи коммунальные услуги

(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)

87. Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.

88. Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

89. При применении двухставочных тарифов перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится только в отношении переменной составляющей платы, которая определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов исходя из объемов потребления коммунальных ресурсов. Постоянная составляющая платы, приходящаяся на занимаемое потребителем жилое помещение, не подлежат перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.

90. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

91. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее — заявление о перерасчете) , поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.

В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.

92. В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.

К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)

При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя. В этом случае потребитель в течение 30 дней после возвращения обязан представить исполнителю документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия.

93. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

a) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления) , или их заверенные копии. В случае оформлени

Источник: government.ru

Собственник не проживает в квартире. Должен ли платить за коммунальные услуги?

Добавлено 03.02.2009 г.: Сегодня взяла справку с ТСЖ о проживании, пришла в наше домоуправление на перерасчет кватрплаты. Сказала, что я по месту прописки не проживаю, а проживаю в другом месте, но мне отказали делать перерасчет, сказали сделать временную регистрацию и только на этом основании они сделают перерасчет квартплаты, неужели мне еще надо делать временную прописку? C уважением,

Краткий ответ:
Плата за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учёта может начисляться только проживающим в помещении гражданам (основание — Правила предоставления коммунальных услуг, приложение №2, формулы расчёта). Плюс ещё два дополнительных основания (личное заявление или протокол о совершении административного правонарушения), о которых будет сказано далее.

Предыстория вопроса.
В соответствии с ранее действовавшими Правилами (постановление №307), плата начислялась исходя из числа «проживающих (зарегистрированных)» граждан в жилом помещении. В соответствии с действующими с 01.09.2012 г. (и в настоящее время) Правилами (постановление №354), плата начисляется «постоянно и временно проживающим» гражданам. Изменения в формулировке незначительные, но тем не менее, они есть. Изменения сделаны для удобства коммунальщиков и связаны как раз с двумя вновь введёнными дополнительными основаниями. См. таблицу для наглядности:

Показатель ni (количество человек), используемый для начисления платы
Было (постановление №307): Стало (постановление №354):
— «количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении» — «количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении»

Итак, плата может начисляться как постоянно проживающим гражданам (которые, в силу постановления Правительства, должны быть зарегистрированы по месту жительства), так и по двум дополнительным основаниям. О них сейчас и скажем.

Из текста Правил:

58. Количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте «б» пункта 57 настоящих Правил (даётся указание на заявление собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями — прим. ред.) , и (или)на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Что касается «актов о фактическом проживании», то они введены в Правила в 2013 году. Однако для начисления платы непосредственно данные акты применяться не могут, если только потребитель сам добровольно с ними не согласится и не захочет оплатить.

Вышенаписанное справедливо для ситуаций, когда коммунальная услуга предоставляется без использования прибора учёта. Если же прибор учёта есть, то расчёты ведутся по его показаниям.

Если вам начисляют плату за коммунальные услуги, а вы по этому адресу не зарегистрированы и не проживаете, то для того, чтобы не платить неправомерно начисляемые суммы, действуйте в 2-х направлениях:
1. Требуйте у исполнителя письменное обоснование сумм начислений со ссылкой на нормы закона.
2. Предоставьте исполнителю документы, подтверждающие вашу регистрацию или проживание или факт оплаты коммунальных услуг по другому адресу.

Далее читайте ответы с подробностями.

на 1-й вопрос:
В общем-то, решение ТСЖ разумно. Да и платить «за соседа» у нас как-то не очень любят (а так и происходит при подсчёте общедомового потребления и последующем распределении платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учёта).

Посоветовать можно следующее: платите здесь за троих. Но по месту регистрации 3-го человека потребуйте перерасчет размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (ниже приводится выдержка из них). А для подтверждения права на такой перерасчёт вам, вероятнее всего, потребуется справка от ТСЖ о том, что данный гражданин фактически проживает здесь, и здесь же платит за коммунальные услуги.

Из текста Правил:

VIII. Порядок перерасчета размера платы
за отдельные виды коммунальных услуг за период временного
отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении,
не оборудованном индивидуальным и (или) общим
(квартирным) прибором учета

86. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «е» и «д» пункта 4 настоящих Правил.

87. Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.

88. Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

89. При применении двухставочных тарифов перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится только в отношении переменной составляющей платы, которая определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов исходя из объемов потребления коммунальных ресурсов. Постоянная составляющая платы, приходящаяся на занимаемое потребителем жилое помещение, не подлежат перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов.

90. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

Читайте также:  Аварийный дом и его оплата за коммунальные услуги

91. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее — заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.

В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.

92. В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.

К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.

При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя. В этом случае потребитель в течение 30 дней после возвращения обязан представить исполнителю документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия.

93. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:
а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);
г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;
к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

94. Документы, указанные в пункте 93 настоящих Правил, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации, иметь регистрационный номер и дату выдачи. Документы должны быть составлены на русском языке. Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.

Предоставляемые потребителем копии документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов.

Потребитель вправе предоставить исполнителю одновременно оригинал и копию документа, подтверждающего продолжительность периода временного отсутствия потребителя. В этом случае в момент принятия документа от потребителя исполнитель обязан произвести сверку идентичности копии и оригинала предоставленного документа, сделать на копии документа отметку о соответствии подлинности копии документа оригиналу и вернуть оригинал такого документа потребителю.

95. Исполнитель вправе снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.

96. В случае если на период временного отсутствия потребителя исполнителем по обращению потребителя было произведено отключение и опломбирование запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем, и после возвращения потребителя исполнителем в ходе проведенной им проверки был установлен факт сохранности установленных пломб по окончании периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится без представления потребителем исполнителю документов, указанных в пункте 93 настоящих Правил.

97. Результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются:
а) в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия — в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
б) в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия — в очередном платежном документе.

Из перечня документов, указанных в Правилах в качестве оснований для перерасчёта, в Вашем случае подходит, например, подп. «г» счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии; «к» иные документы.

Либо ставьте приборы учёта — тоже вариант.

Временную прописку в данном случае, при наличии у вас указанных документов, на мой взгляд, делать не обязательно (не надо), что следует из текста Правил.

Рустам пишет 10.07.2009 г.:
Живу в квартире где официально никто не прописан,плачу только за электричество и квартплату в кторую не входят гор и хол вода. Сам прописан в другой квартире где все оплачиваю с полна, как быть если мой дом находиться под управлением Управляющей компании и жильцы требует прописаться для оплаты услуг в этом доме. Что делать?

Отвечаю:
Варианты следующие:
1. Выписка из «старой» квартиры, прописка в «новой».
2. Платить в «новой» квартире без регистрации, но по месту своей регистрации потребовать перерасчет размера платы за коммунальные услуги в соответствии с п. 91 Правил предоставления коммунальных услуг (основания см. выше), подтвердив квитанциями об оплате коммунальных услуг по «новому» адресу.

Важно (скопировано из другого ответа):

1. Обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг в части жилищных услуг и отопления возникает с момента приобретения права собственности на жилое помещение (если соглашением сторон, например, договором долевого строительства, не установлены другие условия). То есть даже если в квартире никто не прописан, но квартира уже находится в собственности, то считается, что эти услуги оказываются, и плата за них начисляется.

2. Обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг в части коммунальных услуг возникает:
а) с момента регистрации в жилом помещении (прописки). Основание: стоимость данных услуг подлежит перерасчёту при временном отсутствии потребителя — п. 86, а также Приложение 2 к Правилам.
или, если установлены индивидуальные приборы учёта коммунальных услуг, то
б) с момента начала потребления по индивидуальным приборам учёта (что предполагает также возникновение договорных отношений).

Какие это коммунальные услуги, кроме отопления:
— холодное водоснабжение /плата начисляется на каждого зарегистрированного человека/,
— горячее водоснабжение /чел./,
— водоотведение /чел./,
— электроснабжение /чел./,
— газоснабжение /чел./.

///
См. также:
— Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (постановление Правительства РФ от 17.07.1995 г. №713, с изменениями);
— материал «Перерасчет услуг при летнем проживании на садоогороде, даче»;
— комментарий №12: Платить за коммунальные услуги, по Правилам, должны только зарегистрированные граждане (а не по «актам проживания», «справке старшего по дому» и т.д. и т.п.);
— комментарий №130: Роспотребнадзор подтверждает, что взимание платы за коммунальные услуги на количество человек, отличное от числа зарегистрированных, не соответствует требованиям законодательства и влечет нарушение прав потребителей.

Источник: izhcommunal.ru

Рейтинг
Загрузка ...