Отдел муниципальной жилищной инспекции

Чем занимается и зачем нужен отдел муниципального жилищного контроля, что собой представляет жилищный контроль, как работает госорганизация?

Содержание

Комитет муниципальной жилищной инспекции мэрии города Новосибирска

Участие в пределах компетенции комитета в формировании основных направлений и проведении единой политики в сфере жилищного и коммунального хозяйства на территории города Новосибирска.

Осуществление муниципального жилищного контроля на территории города Новосибирска.

630099, Новосибирск, ул. Трудовая, 1, каб. 327

(383) 228-88-04, 228-88-05, 228-88-09

Пн.–Чт. с 9:00 до 18:00
Пт. с 9:00 до 17:00
Перерыв с 12:30 до 13:30

4.7. Осуществляет муниципальный жилищный контроль на территориях городских округов и поселений в отношении муниципального жилищного фонда, а также проведение внеплановой проверки деятельности управляющих организаций в соответствии с частью 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации. 8. … 28. Официальное сокращенное наименование Государственной жилищной инспекции города Москвы — Мосжилинспекция. 29. Юридический адрес Инспекции : 129090, г. Москва , проспект Мира, д.19. 30. Официальный сайт Инспекции : www.mgi.mos.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Что делает отдел муниципального жилищного контроля и когда в него стоит обращаться — разбираемся

Жилищный фонд РФ имеет в своем составе немалое количество различных видов имущества. Региональные субъекты нашей страны, преимущественно, владеют муниципальной жилой площадью, распределяемой между физическими и юридическими лицами.

За правомочностью, правомерностью и рациональностью распределения муниципального жилищного фонда следит специально организованная для этих целей государственная структура, а точнее – отделы жилищного контроля.

В сегодняшнем материале наш ресурс более детально хотел бы ознакомить всех читателей с принципом работы данного госоргана и его основными функциями.

Что собой представляет отдел муниципального жилищного контроля?

Чем занимается отдел жилищного муниципального контроля

Муниципальный жилищный контроль — что это?

Согласно действующему законодательству РФ, местное самоуправление, владеющее соответствующим жилищным фондом (ЖФ) и отвечающее за рациональность его использования, обязуется следить за всем, что с ним связано.

В соответствии с изменениями в Жилищном Кодексе от 6 октября 2013, любой муниципалитет нашей страны наделен определенными полномочиями относительно контроля за использованием ЖФ на его территории.

Исполнением данной обязанности должны заниматься полномочные в этом организации, сформированные местным самоуправлением конкретного субъекта РФ.

В широком смысле, под муниципальным жилищным контролем понимается работа отдельных органов муниципалитета, деятельность которых направлена на организацию и проведение мероприятий, связанных с проверкой на правомерность, правомочность и рациональность использования ЖФ муниципального характера.

Нормы, на которые должна ссылаться данная организация, четко регламентированы следующими законодательными актами:

  • Жилищный Кодекс РФ;
  • Положения постановления Госстроя России от 27.09.2003 года;
  • Положения постановления Правительства РФ от 6.05.2011 года;
  • Положения постановления Правительства от 21.01.2006 года.

Что контролирует ОЖМК

Орган муниципального контроля что это? Каковы обязанности ОЖМК?

Организуя деятельность соответствующих структур, муниципалитет обязуется контролировать все действия юридических и физических лиц относительно использования с их стороны муниципального ЖФ.

При этом отделы указанного контроля должны работать в полном соответствии с положениями описанных выше законодательных актов.

Структурно, данный контроль местного самоуправления представлен специальными центрами, функционирование которых официально началось с 1 января 2013 года. Сотрудники данных центров исполняют следующий перечень функций:

  • проверка рациональности и правомерности использования муниципального ЖФ со стороны третьих лиц, которым он предоставлен, как по своей инициативе, так и по просьбе граждан или сторонних организаций; , возникших у субъектов правоотношений относительно использования ЖФ муниципалитета;
  • обнаружение и пресечение фактов, связанных с нерациональным или неправомерным использованием муниципального ЖФ.

Говоря простым языком, отделы описанной организации конкретного муниципалитета следит за тем, чтобы жильцы МКД или их управляющие компании исполняли свои обязанности по содержанию имущества, которые регламентированы для них законодательством.

В частности, контролирующие организации ежегодно проверяют ЖУК на правомерность функционирования и стабильность выполнения их функций.

При выявлении нарушений в работе управляющей компании такой контроль вправе уведомить об этом соответствующие ведомственные структуры для дальнейшего решения проблемы.

Как работает госорганизация?

Функциональные обязанности сотрудников ОЖМК

Как было упомянуто ранее, жилищный контроль на территории муниципальных образований РФ представлен специальным центрами, имеющими аналогичное название.

Деятельность таких структур осуществляется в соответствии с рассмотренными ранее законами и функциями.

По итогу, деятельность отделов жилищного контроля направлена на поддержание стабильно правильного использования ЖФ муниципалитета.

Работа данной госорганизации проводится в двух основных режимах:

  • Первый – проведение проверок и прочих мероприятий относительно использования ЖФ по своей инициативе.
  • Второй – проведение аналогичных процедур по просьбе других лиц, обратившихся в орган с соответствующим заявлением.

В первом случае, все предельно просто: отдел выбирает день и проводит плановую проверку работы одной или нескольких ЖУК, работающих на подконтрольной ему территории.

Однако во втором случае принцип организации деятельности слегка иной. Здесь на первый план выходит обращение в организацию со стороны третьих лиц, которыми могут быть как физические, так и юридические лица.

С какими жалобами можно обратиться в ОЖМК

Работа с обращением граждан

Чаще всего в муниципальный жилищный контроль обращаются обычные граждане, которые недовольны работой их управляющей компании.

Дабы уведомить об этом полномочный госорган любой гражданин может прибегнуть к одному из следующих способов обращения:

  • личное посещение с целью проведения консультационных бесед и подачи соответствующих заявлений или жалоб;
  • обращение через Интернет при помощи официального сайта организации по месту жительства или единого портала «ГосУслуг»;
  • отправка жалобы или заявления заказным письмом, курьером или представителем по адресу центра.

Вне зависимости от формы обращения граждан сотрудники жилищного контроля обязаны предпринять соответствующие меры. Если же такового не происходит, то заявителю остается жаловаться на саму организацию путем обращения в вышестоящие инстанции: Госжилнадзор, Прокуратура или Суд.

На этом, пожалуй, повествовании об отделах муниципального жилищного контроля на территории РФ можно заканчивать. Надеемся, с предназначением и функциями данной госорганизации вы разобрались. Удачи в организации правоотношений!

Более подробно об осуществлении жилищного муниципального контроля вы можете узнать, посмотрев видео:

Прием по личным вопросам осуществляет начальник Управления муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ в четверг с 14.00 до 16.00, запись по телефону 23-53-00. Ответственный за прием и обработку обращений — главный специалист Санжеева Г.Б., тел. 23-53-00. Прием граждан и организаций специалистами инспекции производится ежедневно, кроме среды. Контактные данные. Адрес: 670031, г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 25.

Отдел муниципального жилищного контроля: суть, общие принципы работы и функции данной госорганизации

Базовые цели, которые преследует муниципальный жилищный контроль – обнаружение и пресечение нарушений требований, обязательных для выполнения, установленных относительно муниципального жилищного фонда (далее — МЖФ) нормативно-правовыми актами федерального значения и уровня субъектов РФ в сфере жилищных правоотношений, кроме того, подзаконными нормативными актами муниципального значения.

Отдел муниципального жилищного контроля: суть, общие принципы работы и функции данной госорганизации

По причине внедрения в закон от 06 октября 2013 года № 131 изменений, в июне 2012 года органы местного самоуправления обзавелись полномочиями относительно осуществления муниципального жилищного контроля.

В соответствии с частью 1.

1 статьи 20 ЖК РФ, под муниципальным жилищным контролем подразумевается работа органов местного самоуправления, которые уполномочены организовывать и проводить на территории образования муниципального характера проверочных мероприятий относительно выполнения предприятиями, а также индивидуальными предпринимателями и простыми гражданами требований, которые установлены по муниципальному жилищному фонду законодательством РФ.

На настоящий момент вышеуказанные требования относительно ЖФ регламентируются такими законами и подзаконными актами:

  • Жилищный кодекс России;
  • Правила и нормы по технической эксплуатации ЖФ, которые утверждены постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года под № 170;
  • Правила, согласно которым предоставляются коммунальные услуги в адрес собственников и лиц, которые пользуются помещениями в МКД и жилых частных домах, что регламентировано постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354;
  • Порядок и правила по содержанию общедомового имущества в МКД, а также порядок изменения оплаты по содержанию и ремонтным работам в жилом помещении, при условии оказания услуг, а также управления, содержания и ремонта общедомового имущества МКД в ненадлежащей форме, с непозволительно большими перерывами;
  • Правила для использования жилых помещений, утвержденные согласно постановлению Правительства от 21 января 2006 года № 25.

Итак, администрации определенных населенных пунктов обзавелись механизмом по воздействию на юридические лица, которые работают в направлении управления МКД с долей собственности у муниципального органа.

По этой причине в рамках комитетов управления округами администраций городов и иных населенных пунктов, в структуре отделов жилищного хозяйства образовались секторы, специализирующиеся на МЖК, и функционируют с 01.01.2013 года.

Сотрудники вышеуказанных представительств и структурных органов выступают в качестве муниципальных жилищных инспекторов, уполномоченных к проведению документарных и выездных рейдов-проверок, а также к выдаче специальных предписаний, свидетельствующих о факте устранения допущенных нарушений.

Инспекторы составляют протоколы об административных правонарушениях, после чего данные протоколы направляются ими для дальнейшего рассмотрения органами, уполномоченными на выполнение подобных функций. Данные положения прописаны в главе 23 КоАП РФ.

Читайте также:  Жилищной инспекцией проведена проверка

Что касается плановых проверок юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, нужно обозначить, что таковые проводятся с ежегодной регулярностью.

Орган МЖК имеет следующий перечень основных функциональных обязанностей:

Что такое муниципальный жилищный контроль

Для соблюдения контроля норм Жилищного Кодекса РФ и прочих нормативных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства создаются специализированные контрольные органы на различных уровнях, начиная с государственного и заканчивая муниципальным.

На местах данные функции с января 2013 года выполняет муниципальный жилищный контроль, который создается при отделах жилищно-коммунального хозяйства или в качестве самостоятельных отделов органов местного самоуправления.

Организации, в зависимости от численности населенного пункта могут существовать в виде отделов, секторов или осуществляются государственным жилищным инспектором в единственном числе.

Основное назначение МЖК

Отдел муниципального жилищного контроля: суть, общие принципы работы и функции данной госорганизации

Муниципальный жилищный контроль – это отрасль деятельности подразделения местных органов самоуправления, нацеленная на проведение регулярных проверок субъектов по вопросам соблюдения ими законодательных и нормативных актов, регламентирующих сферу жилищных отношений.

  • Основная задача МЖК – проведение проверочной работы юридических лиц, предпринимателей и граждан, выполняющих функции управляющих многоквартирных домов, в том числе жилищных кооперативов и товариществ собственников жилья, и осуществление лицензионного контроля в их отношении.
  • Методы работы включают следующие действия:
  • проведение проверок выполнения норм и требований, установленных в сфере жилищного хозяйства нормативными документами различного уровня;
  • выдача предписаний об устранении выявленных нарушений, установление сроков для их исполнения;
  • получение информации и фактические проверки выполнения выписанных ранее предписаний;
  • передача материалов в органы, осуществляющие жилищный надзор.

В своей деятельности МЖК тесно сотрудничает с региональными органами государственного жилищного надзора.

Нормативные основания работы органов контроля

Основной законодательный документ, регламентирующий существование, порядок деятельности, права и функции МЖК – это Жилищный Кодекс РФ. Основные положения по МЖК изложены в статье 20 данного документа.

Функции и компетенция муниципального жилищного контроля

К нам поступил вопрос или, скорее, даже просьба от одного из наших клиентов, рассказать, что такое муниципальный жилищный контроль, каковы его задачи и функции. Поэтому появилась такая тема для статьи. Просили — рассказываем.

Что такое муниципальный жилищный контроль

По сути, это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок, направленных на выявление соблюдения юридическими лицами и ИП предъявляемых к ним требований, согласно ч.1.1 ст.20 ЖК РФ.

Проще говоря, органы местного самоуправления ЖКХ могут проводить плановые и внеплановые проверки управляющих компаний на соответствие их деятельности нормам, правилам и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, федеральными законами и подзаконными актами (ст.17.1 ФЗ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Также органы государственной власти субъектов РФ могут наделять законными правами органы местного самоуправления определёнными полномочиями для проведения проверок в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении юридических лиц или ИП, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии (ч.1.1 ст.20 ЖК РФ).

Основания

Исполнение функции муниципального жилищного контроля осуществляется на основании:

Кем осуществляется муниципальный жилищный контроль

В соответствии с ч.2 ст.20 Жилищного Кодекса, муниципальный жилищный контроль относится к компетенции уполномоченных региональных органов исполнительной власти.

Также муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления.

При осуществлении муниципального жилищного контроля органы этого контроля взаимодействуют с региональным ГЖН.

Согласно ч.2.3 ст.20 ЖК РФ, главный государственный жилищный инспектор РФ координирует деятельность органов ГЖН и муниципального жилищного контроля при проведении контроля, включая лицензионный.

Назначение на должность и освобождение от неё главного государственного жилищного инспектора РФ осуществляется Правительством РФ на основании предложения уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Функции муниципального жилищного контроля

Функции муниципального жилищного контроля исполняются Администрацией города, округа или региона в лице муниципальных инспекторов. В их число входит:

  • проверка соблюдения гражданами, юридическими лицами и ИП на территории субъекта РФ обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными и региональными законами в сфере ЖКХ;
  • выдача предписаний при выявлении нарушений вышеописанных требований;
  • подготовка материалов для направления в надзорные органы (ГЖИ).

Все действия муниципальных инспекторов регламентированы Жилищным Кодексом РФ.

Основания для проверок

В соответствии с ч.4.1 ст.20 ЖК РФ, основанием для проведения ежегодных плановых проверок является истечение одного года со дня:

  • начала осуществления юридическим лицом или ИП деятельности по управлению МКД и оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме согласно представленного в орган ГЖН уведомления о начале упомянутой деятельности;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или ИП, осуществляющего деятельность по управлению МКД на основе соответствующей лицензии.

Согласно ч.4.2 ст.20 ЖК РФ, основаниями для проведения внеплановой проверки является ч.2 ст.10 ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Кроме того, внеплановые проверки могут быть инициированы поступлением, в частности через ГИС ЖКХ, в орган ГЖН или муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, а также выявление в системе информации о фактах нарушений требований:

  • о выборе управляющей компании;
  • решения о заключении с УК договора управления (ч.1 ст.164 ЖК РФ);
  • порядка утверждения условий ДУ и его заключения;
  • порядка содержания общего имущества и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в МКД на основании заключённого договора;
  • обязательств УК, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ;
  • применения предельных индексов изменения размера вносимой населением платы за КУ.

Вся поступившая в орган ГЖН по обычной или электронной почте, а также посредством ГИС ЖКХ информация является официальной и подлежит проверке. Поэтому внеплановая проверка по вышеперечисленным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного оповещения проверяемой управляющей компании.

Полномочия муниципальных жилищных инспекторов

Муниципальные жилищные инспекторы, в порядке, установленном законодательством РФ (ч.5 ст.20 ЖК РФ), имеют право:

  • запрашивать и получать на основании обоснованных письменных обращений от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц, ИП и граждан информацию и документацию, необходимую для проверки соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа/распоряжения руководителя (его заместителя) органа ГЖН, муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней МКД, помещения общего пользования в жилых домах; (с согласия собственников помещений) жилые помещения и проводить их обследования, исследования, испытания, расследования, экспертизы и прочие действия по контролю, а также определять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о выборе УК, заключения с УК договора управления и соблюдения условий данного ДУ;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, касающихся соблюдения обязательных (лицензионных) требований;
  • рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по недопущению таких нарушений;
  • направлять в уполномоченные органы информацию по нарушениям обязательных (лицензионных) требований для возбуждения уголовных дел (при наличии признаков совершённых преступлений).

Полномочия органа ГЖН и муниципального жилищного контроля

Данные ведомства могут обратиться в суд с заявлениями (ч.6 ст.20 ЖК РФ):

  • о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД, если были выявлены нарушения требований Жилищного Кодекса;
  • о признании договора управления МКД, договора оказания услуг/выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме недействительными, если в установленный срок не было исполнено предписание об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе УК, утверждении условий договора управления и его заключении;
  • для защиты прав, свобод и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений в МКД на основании их обращений при выявлении нарушений обязательных (лицензионных) требований управляющими компаниями.

ВАЖНО! Согласно ч.7 ст.20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не проводится в отношении управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании соответствующей лицензии.

Общественный жилищный контроль может проводиться для обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Субъектами такого контроля могут быть общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы МКД и прочие заинтересованные лица по законодательству РФ (ч.8 ст.20 ЖК РФ).

Это всё, что касается темы муниципального жилищного контроля. Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией.

Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль

Такое понятие как надзор со стороны государства обозначает функцию специально созданных инспекций или других органов осуществлять постоянное наблюдение за точностью соблюдения законности в определенной сфере деятельности. Государственный жилищный надзор выполняет свои задачи в области защиты жилищных прав населения.

Функции и обязанности, которые возложены на государственный жилищный надзор, прописаны в Жилищном Кодексе РФ.

Регламенту работы контролирующих органов посвящена статья 20 данного Кодекса, согласно которой основные обязанности по проведению проверки фактов нарушения законности должны исполнять государственные организации в виде отделов и департаментов, входящих в структуру исполнительных органов власти.

Муниципальный жилищный контроль и государственный жилищный надзор

Муниципальный жилищный контроль, функции которого регламентируются в той же 20 статье ЖК РФ, создается как самостоятельный отдел в местном самоуправлении, жилом поселении или при сельском совете.

Орган муниципального жилищного контроля выполняет свои функции, контролируя соблюдение законности по отношению к объектам жилищного фонда муниципального коммунального хозяйства.

Регламент деятельности, которым руководствуется муниципальный жилищный контроль, устанавливается на уровне обязанностей отдельных субъектов, входящих в Российскую Федерацию.

Основные обязанности по надзору в жилищной сфере осуществляет орган государственного жилищного надзора в каждом региональном образовании, который существует в виде департаментов, комиссий, отделов или инспекторов.

Организация строится по территориально-функциональному принципу, т.е. региональный департамент делится на отделы, каждый из которых отвечает за определенную функцию, и имеет подчиненные службы и отделы в муниципальных образованиях. На практике региональный государственный жилищный надзор совмещает обязанности государственных и муниципальных организаций.

Главный государственный жилищный инспектор и его полномочия

Составление плана, координацию деятельности и порядок осуществления государственного жилищного надзора осуществляет главный государственный жилищный инспектор, назначаемый правительством Федерации.

Читайте также:  Как обжаловать ответ жилищной инспекции

Он контролирует выполнение обязанностей территориальных и муниципальных образований (департаментов и отделов), утверждает планы, и организует работу путем направления актов, указаний, методических рекомендаций и разъяснений, получения информации от местных департаментов и инспекторов. Во исполнение своих контролирующих функций главный государственный инспектор имеет право составлять протоколы по фактам административных нарушений в жилищной сфере, направлять акты и предписания, обязывающие устранить выявленные нарушения в жилом фонде, назначать и освобождать от должности руководителей региональных департаментов, комиссий и отделов.

Предмет проверки жилищного надзора

Жилищный Кодекс РФ и положение о порядке осуществления муниципального жилищного контроля определяют основные принципы работы департаментов и отделов надзора и контроля.

Среди них дается определение предмета проверки. Основные обязанности контролирующих отделов и организаций состоят в выявлении нарушений обязательных для исполнения требований законодательных органов федерального и регионального значения в жилищной сфере.

В перечень вопросов, подлежащих проверке, входит:

  • законность и соблюдение регламента выборов организации для управления жизнедеятельностью многоквартирных домов;
  • принятия решений по вопросам создания ТСЖ, разработки устава и прочих актов, определяющих регламент деятельности;
  • выявление нарушений в деятельности лиц, исполняющих функции управляющих в многоквартирном жилом фонде.

Весь порядок осуществления муниципального жилищного контроля строится на проведении проверок, выявлении и требовании устранения нарушений путем составления актов, а также привлечении виновных лиц к мерам административной ответственности.

Основания для включения плановой проверки

Инспекция государственного жилищного надзора и аналогичные муниципальные отделы и департаменты для своей деятельности составляют план проверок, в котором определяют перечень лиц, подлежащих проверке в текущем году. Для включения в такой план контрольной деятельности необходимо, чтобы соблюдался годовой диапазон с момента:

  • От первого дня деятельности лица, выполняющего обязанности управляющего многоквартирным жилым фондом. Для этого все лица, производящие работу в этой сфере, направляют уведомления в службы надзора о дате начала своей деятельности.
  • От даты, когда на учет муниципального реестра поставлен дом социального использования, в котором наймодатель попадает в категорию проверяемых лиц.
  • От предыдущей проверки по плану или внеплановой, если деятельность ответственных лиц и проверяемых объектов длится более одного года.

План проверок, который разрабатывает орган государственного жилищного надзора, включает все категории субъектов, охватывая весь перечень юридических и физических лиц, работающих в сфере жилищных отношений и жилого фонда.

Основания для включения внеплановой проверки

Регламент, по которому работает государственный жилищный надзор, кроме проведения проверок в соответствии с планом, включает такой пункт как проверки внеплановые.

Регламент проведения мероприятий вне плана в качестве оснований указывает:

  • заявления, жалобы и обращения, поступившие в отдел или департамент от граждан или лиц — субъектов хозяйственной деятельности, в которых приводятся факты нарушений или злоупотреблений в вопросах создания, регистрации или деятельности управляющих многоквартирными домами;
  • акты о невыполнении предписаний, выданных ранее контролирующим отделом для устранения выявленных фактов нарушения законодательных норм;
  • составленные акты о принесении вреда здоровью или жизни граждан, связанные с нарушением жилищного законодательства.

Основные нарушения, по которым объявляются проверки, не включенные в план деятельности:

  • отступление от утвержденного регламента создания объединений владельцев жилья, разработки или внесения изменений в уставных документах, выборов управляющих и заключения с ними договоров и актов на выполнение возложенных обязанностей по содержанию жилого фонда;
  • неправомерные решения и деяния лиц, управляющих многоквартирными домами, в вопросах управления и содержания жилого фонда, проведения ремонтных работ, необоснованного изменения ставок оплаты за оказание коммунальных услуг и так далее.

Внеплановые проверки не включаются в годовой план контролирующих отделов, проводятся внезапно, без предварительного уведомления проверяемых и согласования с органами прокуратуры выхода инспекторов на проверяемый объект.

Права жилищного инспектора и органов жилищного надзора

Положение о государственном жилищном надзоре содержит регламент, определяющий права жилищного инспектора, который разрабатывается в соответствии со статьей 20 Жилищного Кодекса РФ.

Жилищный инспектор, осуществляющий муниципальный жилищный контроль имеет право:

  • получать сведения от органов власти, отделов коммунального сектора и предпринимательских структур на свои запросы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
  • проходить на территорию любого объекта, подпадающего под определение многоквартирного жилого фонда, предъявив удостоверение и приказ о проведении проверки;
  • проводить обследование, испытательские работы, назначать экспертизу или мероприятия по расследованию;
  • составлять акты и предписания, в которых выдвинуто требование прекратить и исправить все выявленные факты нарушений, и по истечении шестимесячного срока согласно регламенту работы требовать отчет об их исполнении;
  • оформлять протоколы по вопросам административных правонарушений, заводить и рассматривать дела по нарушениям административного правопорядка в жилищной сфере;
  • при выявлении нарушений, влекущих уголовную ответственность, составлять акты и материалы, по которым соответствующими органами возбуждаются уголовные дела;
  • передавать в суд дела об отмене неправомерно принятых документов и договоров или ликвидации созданных объединений собственников жилья, о защите прав пользователей или собственников жилого фонда.

Понятие общественного жилищного контроля

Положение о государственном жилищном надзоре и ЖК РФ предусматривают существование такого понятия как общественный жилищный контроль.

В его функции входит организация контроля со стороны общественности за правомерностью и законностью деятельности, которую проводят уполномоченные лица и организации, входящие в систему государственных, региональных и муниципальных исполнительных органов.

Регламент деятельности общественного жилищного контроля базируется на принципах защиты интересов граждан, учитывает общественное мнение и дает оценку того, насколько добросовестно управление государственного жилищного надзора справляется со своими обязанностями.

Подводя итог, стоит отметить, что функции органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере жилищного права, не распространяются на организации, которые получили лицензию и осуществляют свои обязанности в роли управляющих в многоквартирных домах.

Муниципальный жилищный контроль – есть ли польза?

С целью контроля соблюдения положений Жилищного Кодекса РФ и других нормативных актов, касающихся отрасли ЖКХ, на разных уровнях власти формируются специальные надзорные органы, начиная с муниципальных образований и заканчивая государственными. С начала 2013 г. указанные функции местного масштаба возложены на муниципальный жилищный контроль, действующий как независимый отдел в ОМС или входящий в состав структурных подразделений жилищно-коммунального хозяйства.

Как работает муниципальный жилищный контроль

Соблюдение законодательства в сфере ЖКХ на муниципальном и федеральном уровне контролируется разными надзорными органами. С 2013 года на местах этой работой занимаются муниципальные жилищные инспекции. Они могут входить в структуру органов местной власти или действовать в качестве независимых подразделений.

Что такое муниципальный жилищный контроль (МЖК)

Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность, связанная с регулярными проверками работающих в ЖКХ субъектов на соблюдение отраслевого законодательства.

Основная задача – ведение контроля в отношении тех, кто управляет многоэтажными домами.

Для управляющих организаций, которые могут работать только после оформления разрешительных документов, это будет лицензионный контроль.

  • В зависимости от количества жителей в муниципалитете осуществлением МЖК может заниматься как целый отдел, так и единственный инспектор по жилищным вопросам.
  • Работа контролеров заключается в следующем:
  • — проверять соблюдение законов;
  • — при фиксации нарушений – выдавать предписания, назначать сроки устранения и отслеживать результаты;
  • — проводить повторные проверки по выданным ранее предписаниям;
  • — готовить документацию о правонарушениях для последующего привлечения нарушителей к ответственности, в том числе, через суд.

Жилищный контроль на уровне муниципалитета тесно работает с действующими в регионе подразделениями государственного жилнадзора. Основные моменты, касающиеся ведения МЖК, описаны в ст. 20 ЖК РФ.

Контролеры могут проводить плановые и внеплановые проверки. Выполняются они по строго установленным правилам – по графику, с подготовкой локального приказа и в определенные сроки. Управляющую организацию могут впервые проверить только после того, как истечет 1 год с момента начала ее работы. Следующая плановая проверка возможна только через год со дня окончания предыдущей.

  1. Для назначения внеплановых проверочных действий должны быть законные основания. Они появляются, если:
  2. — обращаются или жалуются граждане (обычно имеются в виду жильцы) и организации (например, арендаторы);
  3. — госорганы передали сведения о нарушениях;
  4. — инспекторы сами обнаружили нарушения законодательства.

О плановых проверках УК обязательно предупреждаются. Внеплановые действия не нуждаются в оповещении, равно как и в согласовании с прокуратурой.

Если жильцы жалуются на некачественную работу управляющей организации, то по первой такой заявке внеплановой проверки проводиться не будет.

Для начала от заявителя требуется обратиться в саму УО, и только в случае игнорирования его требований можно подключать представителей жилищного надзора и жилищного контроля.

  • Организации МЖК рассматривают поступающие обращения в течение 20 дней. Указанного времени достаточно для того, чтобы:
  • — убедиться в целесообразности проверки;
  • — перенаправить бумагу управляющей компании;
  • — отказать заявителю в письменной форме и с обоснованием.

Виды жилищного контроля

В России контроль организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, имеет трехуровневую структуру.

1 уровень. Организации, занимающиеся общественным жилищным контролем, в том числе, НКО. В МКД этим часто занимается домовой совет, и жильцы в первую очередь обычно обращаются именно к его представителям. Сюда же относятся различные организации, защищающие права потребителей.

2 уровень. Муниципальные контролеры, работающие на местном уровне – в своих городах и районах. Эти представители местных администраций не только рассматривают жалобы потребителей и контролируют деятельность УК и РСО, но и решают вопросы, связанные с:

  1. — межеванием земли вокруг многоэтажек;
  2. — переводом жилья в нежилые площади;
  3. — согласованием реконструкций и перепланировок в МКД;
  4. — заключением договоров соцнайма;
  5. — порубкой деревьев в жилом секторе и так далее.

3 уровень. Госжилинспекция, которая занимается государственным жилищным надзором и лицензионным контролем. В первой части в задачи ГЖИ входит предупреждение, обнаружение и пресечение правонарушений, связанных с предоставлением ЖКУ. В рамках лицензионного контроля инспекторы следят за тем, чтобы работа УО велась без нарушения условий лицензирования.

ГЖИ и органы МЖК подчиняются Главному государственному жилинспектору России.

Тарифами на ЖКУ в каждом регионе занимается орган со своим названием. К примеру, это может быть управление, служба, департамент или комиссия по тарифам и ценам.

Полномочия МЖК

  • Согласно статьи 20 ЖК РФ при осуществлении муниципального жилищного контроля выполняющие его сотрудники могут:
  • — запрашивать сведения от организаций в рамках проверочных действий;
  • — осматривать помещения в МКД, относящиеся к общей собственности;
  • — осматривать квартиры с разрешения их владельцев;
  • — определять состояние имущества путем экспертиз и другими доступными способами при наличии соответствующих полномочий;
  • — проверять документацию УК, протоколы общедомовых собраний, договоры и прочие бумаги;
  • — выносить предписания по результатам проверок;
  • — оформлять протоколы в случае административных правонарушений, связанных с несоблюдением лицензионных требований;
  • — передавать правоохранительным органам информацию о преступных действиях представителей УО с дальнейшим расследованием и судебным разбирательством по уголовной статье;
  • — привлекать к совместной работе прокуратуру, местную администрацию, Роспотребнадзор и прочие контролирующие органы.
  • Часто все происходит в обратном порядке – сначала подается жалоба в прокуратуру или иной орган, и только потом начинается проверка со стороны муниципального жилищного контроля, специалисты которого обладают необходимыми знаниями для решения подобных вопросов.
Читайте также:  Вопросы которые рассматривает жилищная инспекция

При проверке УО обязательно обращается внимание на следующие моменты:

  1. — есть ли у организации лицензия на управление МКД;
  2. — насколько корректно оформлены учредительные документы;
  3. — как используется общедомовое имущество и окружающая дом территория;
  4. — в каком состоянии находятся помещения с точки зрения санитарии.Осматривается и та часть общей собственности, которая принадлежит муниципалитету;
  5. — насколько полно проводятся сезонные работы по подготовке многоэтажки к лету или холодному времени года;
  6. — соблюдаются ли правила безопасного обращения с газовыми магистралями и оборудованием;
  7. — насколько полно, качественно и своевременно предоставляются ЖКУ;
  8. — насколько своевременно и качественно выполняются работы по поддержанию дома в надлежащем состоянии.

Контролер МЖК также может:

  • — организовывать общедомовое собрание с целью выбора новой УК и разрыва отношений со старой, если она выбрана с нарушениями или не имеет права заниматься подобной деятельностью;
  • — запускать проверки по сведениям о нарушениях в работе управляющей организации, поступающим из разных источников;
  • — контролировать соблюдение законодательства при заключении договоров социального найма.
  • Органы муниципального жилищного контроля могут подавать судебные иски для запуска разбирательств, в ходе которых будут решаться следующие вопросы:
  • — аннулируются решения общедомовых собраний, если нарушены положения ЖК РФ;
  • — признаются недействительными заключенные договоры управления и другие соглашения, если УК выбирали с нарушением правовых норм и недостатки к моменту заключения соглашения исправлены не были;
  • — отстаиваются интересы собственников жилья, если УО не соблюдает условия лицензирования.

Задачей МЖК является не только вскрытие нарушений и наложение взысканий. Контролеры также занимаются предотвращением действий, которые могут спровоцировать негативные последствия. В рамках жилищного контроля и жилищного надзора на уровне муниципалитета управляющие компании далеко не всегда выступают в роли проверяемых, в работе которых ищут нарушения. УК могут получать пользу от деятельности МЖК, так как одной из его задач является регулирование отношений между всеми участниками процесса:

  1. — жильцами;
  2. — управляющими организациями;
  3. — ресурсоснабжающими организациями;
  4. — районными коммунальными службами.
  5. Сроки и порядок работы муниципального жилищного контроля в каждом случае определяются принятым на месте административным регламентом. В нем указываются:
  6. — нормативные акты, описывающие деятельность контролеров;
  7. — обязанности и полномочия инспекторов при выполнении МЖК;
  8. — обязанности лиц, в отношении которых проводятся контрольные мероприятия.

Трудности муниципального контроля в жилищно-коммунальной сфере

Муниципальный контроль – это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок, направленных на выявление соблюдения юридическими лицами и ИП предъявляемых к ним требований.

Проще говоря, органы местного самоуправления ЖКХ могут проводить плановые и внеплановые проверки управляющих компаний на соответствие их деятельности нормам, правилам и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, федеральными законами и подзаконными актами.

Также органы государственной власти субъектов РФ могут наделять законными правами органы местного самоуправления определёнными полномочиями для проведения проверок в рамках осуществления лицензионного контроля в отношении юридических лиц или ИП, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии.

Учитывая тот факт, что количество органов не малое, а полномочия их широкие, при реализации их муниципальный орган сталкивается с рядом барьеров. Так законодатель ограничил проведение плановых проверок — максимум раз за три года, а для выполнения внеплановых проверок нужны запросы граждан, чьи права нарушены.

На практике же, граждане не пишут письменные обращения, а в случае их написания не указывают конкретные факты, больше излагают эмоциональную составляющую. Кроме того, в 2016 году очень сильно сократились полномочия городских квартальных службы, которые по сути «глаза и уши» Администрации муниципального образования.

В ходе написания статьи, конкретно описаны проблемы муниципального контроля и пути их преодоления.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, ЖКХ, проверки деятельности управляющих компаний и предприятий, предоставляющие коммунальные услуги, проблемы муниципального контроля за сферой жилищно-коммунального хозяйства, пути решения

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее — ЖКХ) — самая важная сфера нынешней социально-экономической системы, где создаются большинство показателей качества жизни граждан нашей страны.

Но наравне с этим на протяжении долгих лет реформирования ЖКХ, не получены ожидаемые результаты. Как выделил В. В. Путин в своем докладе 31.05.

2013 на заседании Государственного совета Российской Федерации «О мерах по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг», острота проблемы все также высока [6].

Если система работы организаций ЖКХ даст сбой, это может затормозить и приостановить деятельность и функционирование как района, так и города в целом. То есть ЖКХ — основа развития инфраструктуры каждого города нашей стране.

Государство в лице власти и местного самоуправления на местах не хочет признавать этот факт и сводит роль ЖКХ лишь к ремонтно-контрольному направлению. Появляется вопрос: вследствие чего сложилось такое мнение.

Основной ответ кроется в предположении того, что, признав ЖКХ как направление улучшения инфраструктуры, властям надо будет утверждать определенную сумму в бюджете для этой сферы.

То есть, первая проблема сложности контроля за деятельностью предприятий жилищно-коммунальной сферы: необходимость финансирования компаний данной сферы и отсутствие в бюджете денег на это.

Действующие сегодня системы государственного и муниципального жилищного контроля не полностью дают возможность решить сложные вопросы сферы ЖКХ.

Особенности осуществления муниципального жилищного контроля в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (Савицкая О.Г.)

Деятельность по управлению многоквартирными домами является одним из приоритетных и социально значимых видов предпринимательской деятельности в Российской Федерации, которую осуществляют как юридические лица — общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, так и индивидуальные предприниматели (далее вместе по тексту — управляющие организации). В соответствии с положениями ст.

  • На основании проведенного анализа полагаем, что при комплексном совершенствовании и развитии законодательной базы институт муниципального жилищного контроля сможет стать эффективным механизмом обеспечения всесторонней защиты прав и законных интересов как собственников жилых помещений, так и субъектов предпринимательской деятельности в сфере управления жилищным фондом.

2 сентября 2019 г.Проект Федерального закона № 785806-7 «О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях»

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц.

Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников.

Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.

20 августа 2019 г.Проект Федерального закона № 778269-7 «О внесении изменения в статью 52 Федерального закона «О защите конкуренции»

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким.

С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).

12 августа 2019 г.Проект Федерального закона № 771509-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний»

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.

7 августа 2019 г.Проект Федерального закона № 770765-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности»

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.

4 августа 2019 г.Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.

Каждая жилищная инспекция имеет в своем ведомстве определённую территорию, в рамках которой учреждение обеспечивает выполнение надзорных функций за соблюдением законодательства со стороны управляющих компаний. Так, на территории Москвы располагается десять оговоренных инспекций (в соотношении с количеством районов, расположенных на упомянутой территории). … Оговоренное ведомство разделено на отделы , каждый из которых отвечает за соблюдением законности в различных сферах законодательства, например: Название. Комментарий. Отдел по защите прав потребителей.

Источники
  • https://novo-sibirsk.ru/dep/energetics/structure/energetics-municipal/
  • https://pravozhil.com/zhkh/tszh/otdel-munitsipalnogo-zhilishhnogo-kontrolya.html
  • https://erckzn.ru/propiska/otdel-munitsipalnogo-zhilishhnogo-kontrolya-sut-obshhie-printsipy-raboty-i-funktsii-dannoj-gosorganizatsii.html

Рейтинг
Загрузка ...