Прокурор разъясняет — Прокуратура Тульской области Порядок объявления юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований,
Вправе ли УО в судебном порядке оспорить предостережение органа ГЖН
Управляющие организации и ТСЖ регулярно обращаются в суд, чтобы оспорить предписания органов ГЖН. Но надзорный орган, помимо предписания, может выдать УО предостережение. На материалах судебного дела рассказываем, вправе ли управляющие домами в судебном порядке оспорить такой документ и почему.
Орган ГЖН может выдать юрлицу предостережение для профилактики нарушений
Право органов ГЖН выдать проверяемому юрлицу предостережение прописано в ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Делают они это в целях профилактики нарушений обязательных требований, если у ведомства есть информация о готовящихся нарушениях или об их признаках.
Такую информацию они получают при проверках без взаимодействия с юрлицами или из поступивших обращений. Предостережение может быть выдано, если нарушение требований не причинило вред жизни и здоровью граждан, а также не привело к возникновению чрезвычайных ситуаций.
- содержать указания на соответствующие обязательные требования и нормативный правовой акт, где они прописаны;
- указывать, какие конкретно действия юрлица могут привести или приводят к нарушению этих требований.
При этом в предостережении орган ГЖН не должен запрашивать от юрлица какие-либо сведения и документы.
В предостережении орган ГЖН указывает на нарушения, которые совершает или может совершить УО
Орган ГЖН, проверив работу управляющей организации, установил, что данный пункт договора компания не соблюдала: она ежемесячно доставляла платёжные документы в почтовые ящики. Ведомство выдало УО предостережение, считая, что компания нарушает ч. 2 ст. 155 ЖК РФ. Она обязана доставлять счета так, как прописано в договоре с собственниками, и также отчитаться об исполнении предостережения в орган ГЖН.
УО подала иск в суд с требованием признать предостережение органа ГЖН недействительным: оно нарушает права и законные интересы компании в сфере предпринимательской деятельности, создаёт препятствия для работы по управлению домами. Управляющая организация ежемесячно предоставляет собственникам счета на оплату, но не через старших по дому, а опуская их в почтовые ящики, поскольку в доме не выбраны старшие (дело № А19 -11270/2020).
Предостережение должно содержать подтверждённые факты нарушений норм НПА
- Платёжных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за расчётным. Иной срок собственники вправе определить на ОСС или внести в договор управления.
- Информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по ним в ГИС ЖКХ или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за ЖКУ.
Если собственник не получил счёт на оплату, он вправе запросить квитанцию в управляющей организации, в том числе в электронном виде.
Судья отметил, что собственники поручили УО передавать им платёжные документы через старших по дому. Но согласно протоколу ОСС, старших они так и не выбрали. При этом ни на собрании, ни в договоре с истцом вопрос, как компании действовать в такой ситуации, не урегулирован. Законодательство не обязывает УО вручать счета на оплату под подпись или заказным письмом с уведомлением.
Суд указал, что факт доставки счетов доказан. Ранее УО через суд взыскала с собственника помещения задолженность, и в своём отзыве на иск компании должник ссылался на анализ полученных им платёжных документов за 2016–2019 годы. Следовательно, счета собственники получали. Факт недоставки платёжных документов должен доказывать орган ГЖН.
Судья сделал вывод, что УО не нарушила требований законодательства к доставке квитанций и условий заключённого с собственниками договора. Он признал предостережение органа ГЖН не соответствующим закону.
Оспаривание нарушающего интересы УО акта – её конституционное право
В суде апелляционной инстанции орган ГЖН поднял вопрос о том, что предостережения нельзя оспорить. Документ не содержит обязательных предписаний, не обладает признаками ненормативного правового акта и не может быть оспорен в порядке ст. 198 АПК РФ. Поскольку предостережение нельзя оспорить, то суд первой инстанции был неправ, удовлетворив иск УО.
Апелляционный суд указал на то, что орган ГЖН вправе выдать предостережение согласно ст. 8.2 № 294-ФЗ – для предупреждения и профилактики нарушений требований НПА. При этом Жилищный кодекс РФ не предусматривает выдачу такого вида документов.
Из анализа оспариваемого предостережения суд сделал вывод, что УО работает с нарушением порядка лицензируемого вида деятельности. Орган ГЖН в документе предлагает компании изменить фактическое поведение. Если этого не сделать, надзорный орган вправе назначить внеплановую проверку УО или привлечь её к административной ответственности.
Судья пояснил, что гражданин или компания могут оспорить акт, который затрагивает их права и законные интересы. Это их конституционное право, на обжалование такого акта не нужно прямое разрешение закона.
Управляющая организация доказала, что доставляет собственникам помещений в МКД платёжные документы – через почтовые ящики. При этом жители дома не выбрали старших и не предоставили компании возможность исполнить прописанные в договоре обязательства по направлению счетов.
Апелляционный суд сделал вывод, что в такой ситуации УО не нарушила нормы ч. 2 ст. 155 ЖК РФ. Оспариваемое предостережение содержит недостоверные сведения о работе УО и нарушает её законные интересы как добросовестной компании по управлению жилыми домами. Жалоба органа ГЖН осталась без удовлетворения.
Орган ГЖН обязан доказать обоснованность выданного предостережения
Надзорное ведомство обратилось в кассационный суд, настаивая, что предостережение нельзя оспорить в суде. Оно не устанавливает факт нарушения жилищного законодательства и не предопределяет субъект ответственности, не создает препятствий для работы УО и не порождает правовых последствий. Поэтому документ не может рассматриваться как ненормативный правовой акт и не обжалуется в порядке гл. 24 АПК РФ.
Также орган ГЖН посчитал, что суд неправомерно обязал его доказывать, что УО не доставляла счета. Это в суде должна опровергнуть компания. То, что при взыскании задолженности собственник ссылался на данные из платёжных документов, не подтверждает факт их ежемесячной доставки.
Но кассационный суд повторил выводы коллег: предостережение затрагивает интересы УО, поэтому является предметов судебного контроля. При ином подходе невозможно восстановить нарушенные права истца. Суды не нашли нарушений в действиях компании и оснований для выдачи предостережения. Поскольку орган ГЖН сделал выводы о таких нарушениях, то именно ведомство должно было доказать, что платёжные документы истец не доставлял. Это соответствует нормам АПК РФ.
Решение судов первой и апелляционной инстанций остались в силе, а предостережение органа ГЖН признано незаконным.
При получении предостережения юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю необходимо принять решение о согласии или несогласии с выводами, сделанными контролирующим органом в этом документе. В случае несогласия с предостережением в адрес органа могут быть направлены возражения. В возражениях необходимо указать: 1. наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя; 2. идентификационный номер налогоплательщика; 3. дату и номер полученного предостережения
Прокурор разъясняет — Прокуратура Тульской области
Порядок объявления юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (далее – предостережение) регламентирован статьей 8.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее –Закон).
При получении предостережения юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю необходимо принять решение о согласии или несогласии с выводами, сделанными контролирующим органом в этом документе.
В случае несогласия с предостережением в адрес органа могут быть направлены возражения.
В возражениях необходимо указать:
1. наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
2. идентификационный номер налогоплательщика;
3. дату и номер полученного предостережения;
4. обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Возражения могут быть направлены на бумажном носителе почтовым отправлением, либо в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты органа, либо иными указанными в предостережении способами.
Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля рассматривает возражения и в течение 20 дней направляет ответ на них.
В случае несогласия с поступившим на возражения ответом, он может быть обжалован в судебном порядке.
При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения.
В уведомлении должны быть указаны те же сведения, что перечислены в пунктах 1-3 настоящей статьи, а также информация о мерах, которые были приняты юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, чтобы обеспечить соблюдение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Порядок направления уведомления об исполнении предостережения аналогичен ранее описанному порядку направления возражений.
Необходимо отметить, что в случае направления документов (возражений, уведомления) в электронном виде лицо, уполномоченное действовать от имени компании, должно заверить письмо квалифицированной электронной подписью.
Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля использует уведомление для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, совершенствованию применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Жилищно -строительные кооперативы. Жилищно -коммунальное хозяйство Хакасии. Ликвидация последствий пожаров 12 апреля 2015 года. Доклады. Возмещение расходов газоснабжающим организациям. Энергетика и энергосбережение. Порядок досудебного обжалования решений КНО, возражение в отношении предостережения . Главная страница » Направления деятельности » Долевое строительство » Порядок досудебного обжалования решений КНО, возражение в отношении предостережения . Версия для печати. … Возражение в отношении объявленного предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Порядок досудебного обжалования решений КНО, возражение в отношении предостережения
-
» Направления деятельности » Долевое строительство » Порядок досудебного обжалования решений КНО, возражение в отношении предостережения
Обжалование решений контрольного (надзорного) органа,
действий (бездействия) его должностных лиц
Решения контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа могут быть обжалованы контролируемым лицом, его представителем в порядке, установленном Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ).
Правом на обжалование решений, действий (бездействия) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее – Министерство) его должностных лиц обладают контролируемые лица, в отношении которых приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона № 248-ФЗ.
Жалоба подается контролируемыми лицами в Министерство в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) регионального портала государственных и муниципальных услуг. Жалоба должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью. Жалоба подлежит обязательной регистрации в Министерстве в день ее поступления.
В случае если жалоба содержит сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, контролируемое лицо подает ее без использования Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) регионального портала государственных и муниципальных услуг непосредственно в Министерство лично либо почтовой связью с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Жалоба на решения, действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа рассматривается Министром.
В случае обжалования решений Министерства, принятых Министром, действий (бездействия) Министра жалоба рассматривается заместителем Главы Республики Хакасия — Председателя Правительства Республики Хакасия, курирующим деятельность Министерства.
Жалоба на решение, действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемыми лицами предписания.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен Министром.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.
Министр в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа;
об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.
Информация о принятом решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня со дня принятия решения.
Жалоба оформляется в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 41 Федерального закона № 248-ФЗ.
Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью Федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации».
Решение об отказе в рассмотрении жалобы принимается Министром в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 42 Федерального закона № 248-ФЗ.
Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в пунктах 3-8 части 1 статьи 42 Федерального закона № 248-ФЗ, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным должностным лицом Министерства в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Этот срок может быть продлен Министром, но не более чем на 20 рабочих дней в следующих исключительных случаях:
при необходимости получения относящихся к предмету жалобы дополнительных документов, которое находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций;
при проведении в отношении должностного лица контрольного (надзорного) органа, решения, акты, предписания, действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, изложенным в жалобе;
при отсутствии должностного лица контрольного (надзорного) органа, решения, акты, предписания, действия (бездействие) которого обжалуются, по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск, служебная командировка).
Министерство вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней со дня направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается со дня направления запроса о представлении дополнительных документов и информации, относящихся к предмету жалобы, до дня получения их Министерством, но не более чем на пять рабочих дней со дня направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных документов и информации, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
По итогам рассмотрения жалобы лицом, уполномоченным на рассмотрение жалобы, принимается одно из следующих решений:
оставляет жалобу без удовлетворения;
отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
признает действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Решение, содержащее обоснование его принятия, срок и порядок исполнения решения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, рассматривается в порядке, установленном Положением, при этом ее рассмотрение осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Возражение в отношении объявленного предостережения
о недопустимости нарушения обязательных требований
В случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее — предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения не позднее 30 календарных дней со дня получения им предостережения, в котором указываются:
наименование юридического лица;
идентификационный номер налогоплательщика — юридического лица;
дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их копии.
Возражение и документы, подтверждающие обоснованность возражений (их копии), подаются контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган непосредственно либо направляются в бумажном виде почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона № 248-ФЗ.
Должностное лицо контрольного (надзорного) органа рассматривает возражение, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения мотивированный ответ.
Объявленные предостережения, результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения подлежат учету в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона № 248-ФЗ.
Компания « Жилищный Стандарт» предлагает программное обеспечение для автоматизации всех бизнес-процессов управляющих компаний и ТСЖ. Как в досудебном порядке оспорить предписания и действия контролирующих органов: новые требования с 1 июля 2021 года. … Как в досудебном порядке оспорить предписания и действия контролирующих органов: новые требования с 1 июля 2021 года. С 1 июля 2021 года действует новый Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248), которым был введен институт досудебного претензионного урегулирования.
- https://roskvartal.ru/zaschita-v-sudah/12557-vprave-li-uo-v-sudebnom-poryadke-osporit-predosterezhenie-organa-gzhn
- https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_71/activity/legal-education/explain?item=24841218
- https://minstroy19.ru/napravleniya-deyatelnosti/dolevoe-stroitelstvo/poryadok-dosudebnogo-obzhalovaniya-reshenij-kno-vozrazhenie-v-otnoshenii-predosterezheniya.html