Добрый день! Прошу оказать содействие и дать разъяснения по поводу оказания услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). Переговоры с региональным оператором результата не дали.
Региональный оператор в своей деятельности ссылается только на использование жилищного законодательства РФ при оказании услуг по обращению с ТКО без учёта ГК РФ, однако форма договора установлена Гражданским кодексом РФ, что означает, что региональный оператор в своей деятельности опирается на данный законопроект. При рассмотрении дел в судебной практике используется всё законодательство РФ.
Я пенсионерка, и в зимнее время (6 месяцев) проживаю в городской квартире, в летнее время (6 месяцев) проживаю в сельской местности (в собственности небольшой частный дом без отопления, оформлен как жилой). Региональный оператор по обращению с ТКО взимает плату за вывоз ТКО ежемесячно по двум адресам одновременно — то есть двойная плата взимается за услуги, которые не оказываются.
Согласно Гражданскому кодексу РФ, оплате подлежат только те услуги, которые оказываются. Следовательно, поставщик услуг имеет необоснованный доход. Кроме этого, в селе места для сбора отходов обустроили только в 2021 году, а счёт в размере более 12 тыс. руб. выставили в августе 2022 года за период с 01.01.2019, то есть с того времени, когда ТКО не вывозились. Счёт выставили сразу за период 3 года 9 месяцев — без учёта искового срока давности.
Перерасчёт за коммунальные услуги
Комарова Г. М., 19.12.2022
Самарская область
На вопрос отвечает:
Лоскутов Вячеслав Алексеевич Адвокат, представитель в ЕСПЧ
«Ситуация, подобная Вашей, рассматривалась в Верховном суде РФ по делу об оспаривании положений п. 148.36 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 (о том, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения) — решение Верховного суда РФ от 26 февраля 2020 г. № АКПИ19-967 (https://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1867242).
В своём решении Верховный суд РФ отметил, что пункт 148.36 Правил определяет порядок расчёта объёма коммунальных услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами. Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учётом перерасчёта платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются правительством Российской Федерации.
Первый канал. Перерасчет за коммунальные услуги.
При этом, с одной стороны, Верховный суд РФ подтвердил (как на это указывают региональные операторы), что твёрдые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления.
Однако, что важно, с другой стороны, Верховный суд РФ особо отметил, что правительство Российской Федерации, определяя порядок расчёта и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в пункте 148.36 Правил установило, что при временном, то есть более пяти полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчёт размера платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.
Источник: chelovekizakon.ru