Полное возмещение экономически обоснованных затрат на оКазание жилищно коммунальных услуг

Исходя из требований статьи 221, 252 НК РФ основными критериями, которым должны соответствовать расходы предприятия, — это экономическая оправданность.

Что считать экономически оправданными расходами, а, что — экономически не оправданными? Есть ли такие критерии, где они зафиксированы?

ОТВЕТ

На сегодняшний момент понятие «экономическая оправданность и обоснованность» является оценочным. Законодательно невозможно предусмотреть подробную детализацию всех расходов налогоплательщика, которые он может учесть в целях расчета налога на прибыль в зависимости от вида осуществляемой им экономической деятельности. Как признал Конституционный Суд РФ, такая мера привела бы к ограничению прав налогоплательщика по самостоятельному определению возможного отнесения тех или иных затрат к расходам в целях налогообложения.

Критерии экономической обоснованности расходов позволяет выделить лишь анализ судебной практики.

ОБОСНОВАНИЕ

1. Расходы являются оправданными и экономически обоснованными, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеет значение лишь цель и направленность такой деятельности а не ее результат.

Лесничане получат перерасчет за жилищно-коммунальные услуги

2. Экономическая оправданность расходов не может оцениваться исходя из их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

3. Целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь налогоплательщик единолично, поскольку он осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск. Так, исходя из принципа свободы предпринимательской деятельности суды не призваны проверять экономическую целесообразность принимаемых налогоплательщиком решений в сфере бизнеса.

4. Все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными. Доказать их необоснованность должны именно налоговые органы.

Необоснованные расходы — это затраты, которые не являются экономически оправданными.

Вот несколько причин, по которым налоговый орган может попытаться признать расходы необоснованными:

  • они не привели к получению доходов;
  • в результате этих расходов компания получила убыток;
  • размер расходов не соответствует финансовому положению организации;
  • расходы не связаны с основными видами деятельности компании;
  • куплено слишком дорогое имущество, например люксовый автомобиль, сделан дизайнерский ремонт в офисе.

Экономическая оправданность понесенных расходов оценивается проверяющими инспекторами исходя из субъективных представлений о содержании и смысле хозяйственной деятельности предприятия.

Учитывая изложенное, экономическая оправданность и обоснованность тех или иных расходов оценивается в каждом конкретном случае налогоплательщиком самостоятельно.

Судебными органами давно выработан подход, согласно которому все произведенные налогоплательщиком расходы изначально предполагаются обоснованными, поскольку, осуществляя деятельность на свой страх и риск, только налогоплательщик вправе оценивать ее целесообразность, рациональность и эффективность

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Экономическая оправданность расходов — частая причина споров с налоговыми органами, которые толкуют это понятие широко.

Необоснованные расходы — это затраты, которые не являются экономически оправданными.

Вот несколько причин, по которым налоговый орган может попытаться признать расходы необоснованными:

  • они не привели к получению доходов;
  • в результате этих расходов компания получила убыток;
  • размер расходов не соответствует финансовому положению организации;
  • расходы не связаны с основными видами деятельности компании;
  • куплено слишком дорогое имущество, например люксовый автомобиль, сделан дизайнерский ремонт в офисе.

Так, например, приобретение организацией с ежемесячными оборотами порядка 90 000 руб. автомобиля стоимостью 3 000 000 руб. наверняка вызовет вопросы у налоговых органов. Также не оставит равнодушными инспекторов ситуация, когда убыточная компания приобретает консультационные услуги, стоимость которых в десятки раз превышает сумму ее выручки.

В приведенных примерах налицо явное несоответствие понесенных расходов финансовому состоянию дел организации. Однако даже этот факт не означает, что ваши расходы автоматически можно признать экономически необоснованными. В первую очередь потому, что критерия «соответствие понесенных расходов финансовому положению налогоплательщика» в Налоговом кодексе РФ нет.

Зачастую экономическая оправданность понесенных расходов оценивается проверяющими инспекторами исходя из субъективных представлений о содержании и смысле хозяйственной деятельности предприятия: не принимаются во внимание стратегия его развития, сложившиеся отношения с контрагентами, рисковый характер предпринимательской деятельности и прочие факторы. Причем многочисленная судебная практика по этому вопросу не раз обращала внимание на то, что при оценке экономической оправданности нужно исходить из конкретных обстоятельств финансово-экономической деятельности организации.

Обоснованность расходов должна оцениваться с учетом намерений налогоплательщика получить экономический эффект, а не с точки зрения целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

Налогоплательщик осуществляет деятельность самостоятельно на свой риск и вправе сам оценивать ее эффективность и целесообразность (Письмо Минфина России от 20.06.2017 N 03-03-06/1/38489).

Налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статьи 8 части первой Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Ссылки на указанное Определение Конституционного Суда РФ содержатся в многочисленных письмах финансового ведомства, посвященных вопросам экономической обоснованности расходов (Письма Минфина России от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81910 , от 06.09.2017 N 03-03-06/1/57120 от 20.06.2017 N 03-03-06/1/38489 , от 05.04.2017 N 03-03-07/19871, от 03.04.2017 N 03-03-06/1/19337 и др.).

Судебными органами давно выработан подход, согласно которому все произведенные налогоплательщиком расходы изначально предполагаются обоснованными, поскольку, осуществляя деятельность на свой страх и риск, только налогоплательщик вправе оценивать ее целесообразность, рациональность и эффективность ( Определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 N 1072-О-О , от 04.06.2007 N 320-О-П , от 04.06.2007 N366-О-П).

Поэтому обоснованность включения тех или иных расходов в уменьшение налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль зачастую решается в суде, что приводит к усложнению налогового администрирования.

Законодательно невозможно предусмотреть подробную детализацию всех расходов налогоплательщика, которые он может учесть в целях расчета налога на прибыль в зависимости от вида осуществляемой им экономической деятельности. Как признал Конституционный Суд РФ, такая мера привела бы к ограничению прав налогоплательщика по самостоятельному определению возможного отнесения тех или иных затрат к расходам в целях налогообложения.

Сходную точку зрения поддерживает и Минфин России, указывая на то, что «любые расходы вне зависимости от того, поименованы они или нет в соответствующих статьях главы 25 НК РФ, могут учитываться в целях налогообложения прибыли, если они соответствуют критериям, указанным в статье 252 НК РФ» (Письмо Минфина России от 17.09.2010 N 03-03-06/4/88).

Таким образом, можно выделить основные моменты, связанные с определением экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов (Определения от 16.12.2008 N 1072-О-О, от 04.06.2007 N 320-О-П и от 04.06.2007 N 366-О-П):

1. Расходы являются оправданными и экономически обоснованными, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеет значение лишь цель и направленность такой деятельности а не ее результат.

2. Экономическая оправданность расходов не может оцениваться исходя из их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

3. Целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь налогоплательщик единолично, поскольку он осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск. Так, исходя из принципа свободы предпринимательской деятельности суды не призваны проверять экономическую целесообразность принимаемых налогоплательщиком решений в сфере бизнеса.

4. Все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными. Доказать их необоснованность должны именно налоговые органы.

Таким образом, на сегодняшний момент понятие «экономическая оправданность» является оценочным. Анализ судебной практики позволяет выделить следующие критерии экономической обоснованности расходов:

– наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью (например, Постановление ФАС Московского округа от 30.05.2013 по делу N А40-79395/12-90-422 и Постановление ФАС Московского округа от 04.09.2012 N А40-9474/12-140-44);

– направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности организации, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде (Определение ВАС РФ от 19.01.2009 N 17071/08, Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, постановления ФАС Московского округа от 11 сентября 2013 г. № А40-115264/12-90-585, Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2013 г. № А78-5170/201, Центрального округа от 24 сентября 2012 г. № А14-10351/2011);

Источник: www.ascon-spb.ru

Тема 13. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство

13.1. Реформа жилищно-коммунального хозяйства и проблемы финансирования отрасли

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) в условиях развитой инфраструктуры среды обитания человека является важнейшей отраслью государства. В России в городах и поселках городского типа проживает около 75% населения.

Условия современного города требуют обеспечения населения благоустроенным жильем с соответствующим набором коммунальных услуг, включающем обеспечение тепловой энергией для отопления и горячего водоснабжения, электроэнергией и системами водоснабжения и водоотведения.

Необходима организация уборки и утилизации бытовых отходов. В домах высотной застройки должно быть соответствующее лифтовое хозяйство.

В условиях России, когда на большинстве территорий отопительный период длится 6 — 8 месяцев, совершенно очевидно, что это хозяйство требует значительных финансовых ресурсов.

До 1991 года большая часть отрасли находилась в ведении предприятий, на балансе которых находилось более 60% жилого фонда и более 50% объектов его обслуживающих. За счет предприятий финансировалось около 75% затрат на ЖКХ и только 25 процентов расходов приходилось на бюджеты всех уровней.

Переход к формированию рыночных отношений в экономике и либерализация цен привели к целому ряду проблем, для решения которых были приняты ряд законодательных и нормативных актов федерального уровня.

Передача объектов ЖКХ в ведение местного самоуправления предусматривала ряд финансовых механизмов, компенсирующих возрастающие расходы местных бюджетов, за счет федерального бюджета. Вначале в виде компенсационных выплат за принимаемые объекты ЖКХ, затем в виде дотаций, определяемых ежегодно в федеральном бюджете по каждому субъекту.

Однако эти компенсации по срокам значительно запаздывали, передача объектов предприятиями зачастую передавались без проведения необходимого ремонта, предприятия-банкроты просто переставали финансировать жилье. Все это вело к росту долгов муниципальных бюджетов и предприятий, производящих коммунальные услуги.

Однако ценовые механизмы оплаты услуг населением в этой сфере оставались неизменными.

В результате в условиях высокого уровня инфляции уже к началу 1993 года стало очевидным, что доля населения в оплате коммунальных услуг стала чисто символической, и практически все расходы осуществлялись за счет бюджетов.

В середине 1993 г. был принят закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», который установил поэтапный, до 1998 года переход на полную оплату населением содержания и ремонта жилья и оплату коммунальных услуг.

Читайте также:  Как оплачивать коммунальные платежи через Госуслуги

Порядок перехода и меры социальной защиты устанавливало Правительство РФ, которое определило уровень платежей граждан в 1993 году в размере 50% от затрат, а к 1998 году – 100%. При этом доля затрат населения на услуги ЖКХ в совокупном доходе семьи не должно было превышать 15 – 22% в зависимости от года.

В качестве мер социальной защиты для малоимущих граждан были предусмотрены субсидии из муниципальных бюджетов. Субсидии предоставлялись в безналичной форме и направлялись в виде оплаты услуг их производителям.

К 1997 году стало ясно, что рост доходов населения значительно отстает от роста тарифов на коммунальные услуги, поэтому сроки перехода на полную оплату населением расходов по содержанию жилья и коммунальным услугам продлили сначала до 1998 года, затем до 2003 г.

Правительство РФ установило следующую структуру платежей граждан за жилье:

  1. Содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования в домах, к которым отнесены крыши, стены, внутридомовые сети, подъезды, лестничные клетки.
  2. Оплата коммунальных услуг.
  3. Плата за наем. Граждане, приватизировавшие свои квартиры, уплачивают налог на имущество.

Федеральные стандарты определяли, что в 2002 году население должно было оплачивать 90% расходов, а в 2003 – 100% всех расходов, включая капитальный ремонт жилого фонда.В 2003 году произошли очередные изменения в законодательстве о ЖКХ.

Федеральным законом от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ были внесены изменения в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и ряд других законодательных актов в части совершенствования оплаты жилья и коммунальных услуг.

Согласно этим изменениям из закона исключены нормы о полной оплате населением жилья и коммунальных услуг. Уровень оплаты населением будет устанавливаться органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными и региональными стандартами. Данные стандарты не являются обязательными, а используются в основном для расчета объемов финансовой помощи, передаваемой из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Согласно поправкам, Правительство Российской Федерации должно принять целый пакет нормативных актов по ценообразованию в отрасли, стандартам качества коммунальных услуг, а также методики перерасчета оплаты услуг при их ненадлежащем качестве.

Кроме того, Правительство РФ должно разработать механизм финансирования капитального ремонта жилищного фонда, поскольку согласно поправкам, эти расходы должны финансироваться из бюджетов.

Таким образом, поправки в законодательстве предусматривают усиление адресного принципа дотирования населения. Предполагается, что бюджетные дотации будут поступать на персональные счета населения, а не предприятиям, как это предусмотрено в настоящее время.

В определенной мере поправки должны повлиять и на структуру расходов бюджетов. Что касается объемов расходов, то это станет ясно после обнародования федеральных стандартов на 2004 и последующие годы.

Важной нормой закона является требование установления тарифов один раз в год, до принятия бюджетов. Эта норма позволит в определенной мере стабилизировать бюджетный процесс, поскольку расходы на ЖКХ можно будет более точно спланировать и не ломать голову в ходе исполнения бюджета, чем компенсировать неожиданно выросшие из-за повышения тарифов расходы, например, на электроэнергию.

13.2. Финансирование жилищного хозяйства

Расходы на финансирование жилищно-коммунального хозяйства осуществляются из региональных и местных бюджетов. В федеральном бюджете на 2003 год расходы по данному разделу не предусмотрены.

Низкий уровень доходов населения и социальный климат не позволяют выходить на более высокие показатели, что в свою очередь ведет к росту кредиторской задолженности бюджетов за коммунальные услуги, полученные населением.

Содержание включает расходы на обслуживание тепловых, водопроводных, газовых сетей общего пользования, подготовку их к эксплуатации в зимний период, уборка придомовых территорий, освещение мест общего пользования – дворов, подъездов, лестничных клеток.

Затраты определяются на основании калькуляции в соответствии с нормативной документацией по отрасли.

Текущий и капитальный ремонт связан с проведением планово-предупредительных работ по замене трубопроводов, сетей других инженерных коммуникаций, ремонту крыш, ремонт швов в домах блочно-панельного типа, дверей и окон в подъездах.

Работы по ремонту могут производиться как организациями, эксплуатирующими жилищный фонд, так и через конкурсное размещение заказов. Необходимо иметь ввиду, что в соответствии с Бюджетным кодексом проведение конкурсов обязательно, если сумма контракта превышает 2000 минимальных размеров оплаты труда. В 2003 году – более 200 тысяч рублей.

Важное место в расходах бюджетов составляют затраты на проведение аварийно-ремонтных работ. В условиях высокой степени износа инженерных коммуникаций в домах, эти затраты составляют определенную долю в расходах.

Расходы на выплату компенсаций малоимущим гражданам и семьям производятся в тех случаях, когда расходы на оплату жилья и коммунальных услуг превышают установленный уровень по отношению к совокупному доходу семьи. В 2003 году этот предел установлен в размере 22%. Иными словами, если затраты семьи на ЖКХ составляют более 22% всех доходов семьи, то такая семья имеет право на субсидию в размере, превышающем 22%.

На примере это выглядит следующим образом. Расходы семьи на жилье составляют 600 рублей в месяц, сумма всех доходов – 2500 рублей в месяц. Предельный уровень платежа для такой семьи Пр = 2500 · 22% = 550 рублей, значит данная семья имеет право на субсидию из бюджета в размере 50 рублей ежемесячно.

Субсидии предоставляются в безналичной форме и перечисляются организациям, поставщикам услуг. Однако в дальнейшем, как уже отмечалось выше, предполагается перейти к персонифицированным счетам для граждан. В этом случае граждане будут платить по полной стоимости, но на часть расходов будут получать средства из бюджета.

Еще одна группа расходов бюджетов связана с внедрением энерго-ресурсо-сберегающих технологий при производстве коммунальных услуг, прогрессивных технологий ремонтов, установкой приборов учета, проведения финансового и технологического аудита в сфере ЖКХ. Без использования бюджетных средств задачи такого рода решить не удастся. Хотя необходимо как можно шире привлекать частный капитал в эту сферу.

Капитальные расходы в сфере жилищного хозяйства связаны со строительством за счет средств бюджета жилья для отдельных категорий граждан, инженерных сетей, связанных с обеспечением жилищного фонда централизованными коммунальными услугами, внедрением локальных источников тепловой энергии (котельных на отдельные дома или группу домов).

13.3. Финансирование коммунального хозяйства

В соответствии с Программой развития бюджетного федерализма в последующем расходы и организация коммунального хозяйства будут осуществляться на местном уровне.

Расходы на коммунальное хозяйство включают:

Планирование расходов по данным видам работ осуществляется на основании смет расходов, включающих затраты на оплату труда, единый социальный налог, материалы, затраты на использование машин и оборудования в машино-часах по соответствующим отраслевым нормативам.

Расходы на уборку определяются на основании обслуживаемых площадей, установленной периодичности уборки, затрат на заработную плату, налоги, использование техники по отраслевым нормативам, затрат на материалы по противогололедным мероприятиям.

Расходы на освещение планируются в пределах утвержденных лимитов потребления электроэнергии и установленных региональными энергетическими комиссиями тарифов.

При планировании расходов на озеленение определяются объемы зеленых посадок, затраты на оплату труда, использования техники, стоимости семян и саженцев.

Капитальные расходы планируются на основании проектов, в соответствии с документами по ценообразованию в строительстве, издаваемых Госстроем России и региональными комиссиями по ценообразованию в строительстве субъекта РФ.

В целях удешевления стоимости работ через внедрение рыночных механизмов практикуется конкурсное размещение заказов на производство работ и оказание услуг.

Расходы на финансирование ЖКХ из бюджетов различных уровней представлены в следующих соотношениях.

В федеральном бюджете на 2003 год расходы по данному разделу не предусмотрены, но предусмотрены средства на реализацию федеральной целевой программы «Жилище» в сумме 11 млрд. рублей, в том числе по подпрограмме «Реформа ЖКХ» – 545 млн.рублей и на выведение населения из ветхого фонда – 1,3 млрд. рублей.

В нашем условном бюджете субъекта РФ на жилищно-коммунальное хозяйство запланировано 140,6 млн. руб., в том числе на государственную поддержку коммунального хозяйства – 138 млн. рублей, оказание помощи местным бюджетам – 2,4 млн. рублей.

В местном бюджете по разделу запланировано 118,1 млн. рублей, в том числе по жилищному хозяйству – 90,1 млн. рублей, по коммунальному хозяйству – 24.6 млн.руб., капитальное строительство – 3,4 млн. рублей.

В.В. Дюбин, Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов, Петрозаводск, 2003.

Источник: www.economicportal.ru

Субсидии и компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг

Законодательством совершенно определенно указана обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства, проводимая в нашей стране, предусматривает поэтапное повышение жилищных платежей до уровня, обеспечивающего полное возмещение расходов на эксплуатацию жилого фонда. Уже на сегодняшний день размер оплаты жилищно-коммунальных услуг достиг существенных для многих семей размеров. Такое положение требует оказания социальной поддержки наименее обеспеченным категориям граждан.

Следует отметить, что одним из важнейших условий жилищно-коммунальной реформы как раз и является одновременное с повышением платы за жилье применение мер социальной защиты граждан. С этой целью гражданам предоставляются субсидии и компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная предварительная оплата предоставляемых гражданам жилого помещения и коммунальных услуг из бюджетов различных уровней.

Компенсация — возмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг.

Вопросы социальной поддержки населения на сегодняшний день являются одними из самых актуальных, поскольку законодательство в данной сфере постоянно меняется, а, кроме того, в число субъектов данных отношений входит широкий круг лиц, то есть по сути, это касается всех граждан. Именно этими обстоятельствами и был обусловлен выбор темы.

Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение вопросов правового регулирования предоставления субсидий и компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Проследить развитие законодательства в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг.

2. Описать структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

3. Охарактеризовать круг лиц, которые имеют право на получение субсидии и компенсации.

4. Указать основания и порядок предоставления субсидий и компенсаций.

5.Проанализировать особенности предоставления компенсаций отдельным категориям граждан.

Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие по поводу предоставления субсидий и компенсаций отдельным категориям граждан.

Предметом данного исследования выступают нормы права, регулирующие общественные отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и отдельными категориями граждан, имеющими в соответствии с законом право на получение субсидий и компенсаций.

При написании работы были использованы такие методы, как описательный, сравнительный, сравнительно-исторический, метод анализа.

Нормативной базой работы являются, прежде всего, Жилищный кодекс РФ, который регулирует рассматриваемые в исследовании отношения, а также другие Федеральные законы, в которых прописываются условия предоставления субсидий и компенсаций. Также данные отношения регулируются на уровне субъектов РФ, в связи с чем есть необходимость анализа законодательства этих актов (на примере нормативных актов Забайкальского края). Основной пласт правового регулирования – это подзаконные акты федерального уровня – постановления Правительства РФ.

Читайте также:  Предоставление льгот по жилищно коммунальным услугам

Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили работы таких известных исследователей в области жилищного права, как М.Ю.Тихомиров, А.В. Кудашкин, Л.Ю. Грудцына, Е.С. Филиппова и т.д.

Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых поделена на параграфы, и заключения. Во введении обозначена актуальность выбранной для рассмотрения темы, ее цель и задачи. В главах последовательно изучаются вопросы, необходимые для раскрытия темы работы. В заключении приводятся выводы, сделанные по результатам исследования.

Глава 1. Общие положения об оплате жилых помещений и коммунальных услуг

1.1 Российское законодательство об оплате жилых помещений и коммунальных услуг

Одна из основных обязанностей нанимателя по договору социального найма жилого помещения — плата за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ). Норма части 1 ст. 65 ЖК РФ предоставляет наймодателю право требовать от нанимателя своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Этому праву соответствует обязанность наймодателя обеспечивать необходимые коммунальные услуги надлежащего качества.

Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер социальной поддержки граждан с низким уровнем доходов, которые в силу определенных причин не могут оплачивать жилищно-коммунальные услуги без серьезного ущерба для качества их жизни и здоровья. Особенно это актуально в период реформирования жилищно-коммунального комплекса и значительного повышения размеров платы за жилые помещения и коммунальные услуги.

Законодательное регулирование жилищных отношений в России в начале 90-х годов ХХ в. явилось поворотным этапом в деле решения жилищной проблемы, обострившейся в условиях перехода к рыночной экономике. Была определена необходимость проведения жилищной реформы как неотъемлемой части стабилизации экономики государства и осуществления в ней структурных изменений.

Оплате жилья и коммунальных услуг и установлению основных понятий в данной сфере были посвящены ст. 55-59 Жилищного кодекса РСФСР (далее — ЖК 1983 г.), ст. 1, 4, 15 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики».

ФЗ от 06.05.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» дополнил Основы статьями, регулирующими размер оплаты жилья и коммунальных услуг (ст. 15.1), порядок оплаты жилья и коммунальных услуг гражданами (ст.

15.2), финансовую помощь на возмещение расходов организаций жилищно-коммунального хозяйства (ст. 15.3), субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (ст. 15.4), ответственность граждан в данной сфере (ст. 15.5); меры социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг (ст. 15.6 — в редакции ФЗ от 22.08.2004 г.).

В Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ от 28.04.1997 г. № 425, были сформулированы основные меры, направленные на упорядочение оплаты жилья и коммунальных услуг. Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Концепции, в частности, были названы снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг; смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования. В качестве основных способов достижения данных целей были указаны прежде всего:

— совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

— совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

Таким образом, детальное регулирование отношений по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в принципе не является новым для российского жилищного законодательства.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан, в силу ч. 7 ст. 159 ЖК РФ, устанавливаются Правительством РФ.

В настоящее время условия и порядок предоставления субсидий, определение состава семьи заявителя на получение субсидии, порядок определения размера субсидии, порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии, особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан, финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, условия приостановления и прекращения предоставления субсидий регулируются Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Прежнее жилищное законодательство рассматривало соответствующие отношения через призму финансирования расходов на эксплуатацию и ремонт соответствующих видов жилищного фонда. Жилищный кодекс в целом сохранил указанный подход, однако ввел более детальное правовое регулирование, адекватное рыночному характеру отношений по поводу оплаты жилья и коммунальных услуг.

1.2 Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Наем помещения, относящегося к государственному и муниципальному жилищным фондам, оплачивает наниматель. Это плата за:

— пользование жилым помещением (плата за наем);

Для собственника помещения в многоквартирном доме это плата за:

Статья 154 ЖК РФ не распространяется на договоры коммерческого найма, в которых плата за наем и другие виды платежей определяются в соответствии с принципом свободы договора и регулируются Гражданским кодексом (ст. 421 ГК РФ). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

— техническое обслуживание общих коммуникаций, технических устройств, в том числе лифтов и приборов учета, а также технических помещений жилого дома;

— вывоз бытовых отходов;

— технический надзор за состоянием общего имущества жилого дома (конструктивных элементов, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений), для чего проводятся общие и частичные плановые осмотры, техническое обследование, приборная диагностика и испытания;

— подготовка к сезонной эксплуатации общего имущества жилого дома (ограждающих конструкций, подъездов, общих коммуникаций, технических устройств и помещений) с учетом требований нормативно-технических документов, замечаний и предложений органов государственной жилищной инспекции, Госэнергонадзора, государственной противопожарной службы, государственной санитарно-эпидемиологической службы;

— незамедлительное устранение аварий и неисправностей в общем имуществе жилого дома, восстановление условий жизнеобеспечения и безопасности потребителей;

— санитарная уборка и очистка общего имущества жилого дома (подъездов, чердаков, подвалов) и придомовых территорий, в том числе уход за зелеными насаждениями.

— техническое обслуживание общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома: центрального отопления, водопровода и канализации, горячего водоснабжения, электроснабжения, специальных технических устройств;

— аварийное обслуживание водопровода и канализации, горячего водоснабжения, центрального отопления, электроснабжения;

— сопутствующие работы при ликвидации аварий.

Вносится плата за ремонт жилья, включающий в себя текущий ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории, т.е. ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности жилого дома, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией.

Плату за коммунальные услуги вносит управляющая организация; это плата за:

— холодное и горячее водоснабжение;

— электро- и газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах);

— отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Граждане, проживающие в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду независимо от форм собственности, оплачивают коммунальные услуги по единым правилам, условиям и тарифам, действующим в том или ином муниципальном образовании, в зависимости от степени благоустроенности жилых помещений и домов. Порядок регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определен Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в соответствии с которым регулируются:

— тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

— тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;

— тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;

— надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

— надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Цены на коммунальные услуги устанавливаются в соответствии с Методическими рекомендациями по финансовому обоснованию цены на тепловую энергию и теплоноситель, утвержденными приказом Госстроя России от 28 декабря 2000 г. № 304, Методическими рекомендациями по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков, утвержденными приказом Госстроя России от 28 декабря 2000 г. № 302 и другими нормативными правовыми актами.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества, благоустройства жилого помещения и расположения дома. Установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Федеральными законами, законами субъектов Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда иным категориям граждан в соответствии с частью 3 ст. 49 ЖК РФ, могут быть определены другие условия определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых помещениях фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате общежития проживают несколько граждан, устанавливается собственниками этих жилых помещений.

Размер платы за коммунальные услуги определяется по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — по нормативам потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти этих субъектов) в порядке, установленном Правительством России (ст. 157 ЖК РФ).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного в порядке, установленном федеральным законом.

Глава 2. Порядок предоставления субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

Источник: kazedu.com

Что такое субсидируемые тарифы жкх

Субсидия – что это такое и кому положено субсидирование?.

Читайте также:  Оплата коммунальных услуг за квартиру онлайн

Субсидия — это денежные средства, предоставляемые регионом, муниципалитетом или внебюджетной организацией. Одни граждане с таким видом помощи знакомы давно, другие — сталкиваются впервые. Рассмотрим, что такое субсидирование и каков порядок участия в нем.

Что такое субсидия?

Субсидия — это материальная помощь, выраженная в денежной или натуральной величине, со стороны государства, местных органов самоуправления или социального фонда. Получателями помощи могут быть как физические лица, так и организации.

  • Целевая направленность. Денежные средства выделяются на определенную цель. Например, деньги, выделенные на оплату коммунальных услуг, не могут быть реализованы в образовательной сфере.
  • Безвозмездность. Это означает, что взамен получатель помощи не должен ничего предоставлять.

Классификация государственных субсидий:

  1. По виду предоставления:
    • В денежной форме. Выплата предоставляется физическим и юридическим лицам из бюджетных и внебюджетных фондов. Например, субсидия на оплату жилья.
    • В качестве внебюджетного трансферта. Оказание помощи нижестоящему бюджету. Например, финансирование местного бюджета региональным.
    • По типу реализации:
      • Прямое субсидирование представляет собой оказание материальной помощи в разных сферах. Финансирование осуществляется открыто. Например, предоставление субсидии военным на приобретение жилья или финансирование научной лаборатории.
      • Косвенная субсидия представлена виде налоговых и кредитных льгот. Например, ипотечная программа «Молодая семья», налоговый вычет определенным категориям граждан, сниженная налоговая ставка для некоторых юридических лиц.
      • Перекрестная субсидия — это покрытие убытков одной сферы экономики за счет прибыли в другой с помощью методов государственного регулирования. Например, покрытие убытков транспортировки одного вида товаров за счет других.

      Государственное субсидирование идет по нескольким направлениям. Финансирование осуществляется из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов.

      Основными программами являются:

      • Материальная поддержка нуждающихся физических лиц. Например, предоставление налогового вычета инвалидам.
      • Помощь юридическим лицам. Например, налоговые льготы малому бизнесу.
      • Финансовая помощь бюджетам нижестоящих уровней. Например, софинансирование в определенной отрасли или сфере.

      Кому положена субсидия?

      Положена субсидия следующим категориям:

      • Малоимущим гражданам. Субсидии выделяются из государственного, регионального, местного бюджета или фонда социального страхования. Например, на оплату части расходов при сборе первоклассника в школу.
      • Лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Например, соцпомощь людям, получившим группу инвалидности, утратившим способность к самообслуживанию и т.д.
      • Лицам, вышедшим на пенсию.
      • Малому бизнесу.
      • Лицам, вставшим на учет в службе занятости и желающим открыть свое дело.
      • Лицам, имеющим определенный статус, заслуги перед Родиной или награды.
      • Нижестоящим государственным органам от вышестоящих в порядке дофинансирования определенной отрасли или сферы.

      Субсидирование — что это такое?

      Субсидирование – это предоставление денежных средств на целевые программы бюджету нижестоящего уровня, физическому или юридическому лицу в качестве софинансирования (помощь оказывается на безвозмездной основе). Это означает, что лицо освобождается только от части платежей. Например, дают субсидию на оплату коммунальных услуг в определенном размере с оплатой части из личного бюджета. Простыми словами, субсидирование – это порядок предоставления бюджетных средств на целевые программы с частичным покрытием расходов.

      Что нужно для оформления субсидии?

      В зависимости от целевого назначения субсидии предоставляются на основании определенного перечня документов.

      Общий порядок финансирования состоит из следующих этапов:

      1. Определение нуждаемости в субсидировании.
      2. Предоставление необходимых документов.
      3. Анализ ситуации и оценка представленных бумаг.
      4. Принятие решения и уведомление об этом заявителя.

      В каждом конкретном случае нужен определенный перечень документов. Например:

      1. При оформлении жилищной субсидии требуется подтверждение нуждаемости в материальной помощи или определенного статуса (например, военнослужащего).
      2. При открытии бизнеса с привлечением субсидии требуется предоставление ИНН, страхового свидетельства и документа об образовании.
      3. Дают субсидию при оплате коммунальных услуг при наличии справки о доходах.

      Важно: во всех случаях необходимо предоставление документа, удостоверяющего личность.

      Как узнать, оформлена ли субсидия?

      Узнать, о предоставлении помощи можно:

      • В органе, ответственном за предоставление материальной поддержки.
      • Обратившись в организацию, которая осуществляет прием документов на субсидию.
      • Отправив электронное письмо в адрес учреждения, отвечающего за субсидирование.

      Таким образом, субсидирование осуществляется по разным направлениям. Перечень документов устанавливается ответственным органом. Материальная помощь оказывается, если лицо отвечает определенным условия, установленным законодательством.

      В каких случаях плата за жилищно-коммунальные услуги начисляется по экономически обоснованным тарифам?.

      При начислении платы за жилищно-коммунальные услуги применяются два вида тарифов – субсидируемые и тарифы, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг (тарифы, которые оплачиваются по своей себестоимости, то есть предусматривают полное возмещение затрат на предоставление конкретной услуги).

      Законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, когда применяются экономически обоснованные тарифы.

      В частности, плата за газо-, электро- и теплоснабжение, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок, горячее водоснабжение, а также техническое обслуживание жилищного фонда, рассчитывается по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат, если:

      у гражданина в собственности имеется одно или несколько жилых помещений (либо долей в праве общей собственности на жилые помещения), в которых не зарегистрирован собственник либо члены его семьи;

      квартира используется для местонахождения частного унитарного предприятия;

      у гражданина в жилом доме в собственности имеется нежилое помещение, (переведенное из жилого в нежилое), которое он использует в личных целях (кроме предпринимательской деятельности);

      если квартира сдается по договору найма для краткосрочного проживания (на сутки);

      потребление коммунальных услуг (газо-, электро- и теплоснабжение, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок) на строительных площадках при осуществлении индивидуального жилищного строительства на предоставленных гражданам земельных участках.

      Кроме этого, экономически обоснованный тариф на техобслуживание жилого дома начисляется, если площадь квартиры окажется больше, предусмотренных норм площади для собственника и его семьи. А именно 20 метров квадратных на каждого зарегистрированного в квартире человека и плюс 10 квадратных метров на семью. То есть, если в квартире площадью 80 квадратных метров проживает семья из трех человек, то 70 м2 оплачивается по субсидируемому тарифу, а оставшиеся 10, не вписавшиеся в норматив площади, по экономически обоснованному.

      За водоснабжение экономически обоснованный тариф начисляется, если квартира или дом не оборудованы индивидуальными приборами учета воды, а также в ситуациях, когда превышены нормы потребления воды.

      По информации портала коммунальной грамотности населения
      (фото – портал коммунальной грамотности населения)

      Заложить НДС. Насколько вырастут тарифы ЖКХ в 2019 году?.

      Помимо традиционной индексации тарифов ЖКХ на уровень инфляции, в стоимость коммунальных услуг может быть заложено увеличение НДС на 2%.

      Министерство экономического развития предлагает учесть увеличение НДС (налог на добавленную стоимость — ред.) в 2% в тарифах на жилищно-коммунальные услуги. Как пишут «Известия», такой маневр нужен для предотвращения «возникновения выпадающих доходов» у ресурсоснабжающих предприятий, иначе в следующем году убытки коммунальщиков могут составить 100 миллиардов рублей.

      Отмечается, что сами коммунальные услуги, вопреки увеличению суммы платежки за ЖКУ, не подорожают, а поставщики не получат дополнительных денег — увеличится только величина налога, включенного в платеж.

      НДС увеличит коммуналку

      С 1 января 2019 года в России вырастет размер НДС — с нынешних 18% до 20%. Соответствующий законопроект в пятницу подписал президент Владимир Путин. За счет этой меры, по подсчетам правительства, бюджет каждый год будет получать дополнительные 600 с лишним миллиардов рублей.

      Из-за увеличения НДС 80% производителей готовы повысить стоимость своей продукции, говорится в исследовании международного Института Адизеса. При этом есть группы товаров, на которые ставка налога на добавленную стоимость не вырастет. Это, в частности, детские товары, мясо, хлеб, молоко, некоторые медикаменты. Коммунальные услуги под льготную категорию не попадают.

      Они индексируются каждый год — на уровень инфляции. При этом в каждом субъекте РФ размер тарифов на отопление, водоснабжение, электричество определяются местными властями. В зависимости от региона, на расходы на коммуналку приходится четверть бюджетов российских домохозяйств.

      Эксперты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) проанализировали рост тарифов на коммуналку в 15 городах-миллионниках России. По их данным, подорожание ЖКУ приблизилось к отметке в 15%. Наименьшая нагрузка на кошельки в результате оплаты коммунальных платежей испытывают москвичи (7,2), а наибольшую — жители Волгограда (15,9%). «При превышении ЖКУ в структуре доходов домохозяйств над уровнем 15% ужесточение мер по повышению собираемости платежей не дает результатов», — отмечается в исследовании ИПЕМ.

      Вполне возможно, что попытка проиндексировать тарифы ЖКХ помимо инфляции, в том числе и на 2% за счет увеличения НДС, приведет лишь к росту просрочки населения по коммунальным платежам.

      По мнению руководителя практики жилищного права и социальных отношений Национальной Юридической Службы «Амулекс» Дмитрия Томко, данная инициатива выглядит странной. «Управляющие организации и ТСЖ получают коммунальные ресурсы по установленным государством тарифам плюс НДС, который предъявляется сверх тарифа. О законности подобных операций в свое время еще разъяснено в Постановлении Пленума Высший Арбитражный Суд РФ (от 17.11.2011 № 72.)

      Но при дальнейшей перепродаже Управляющие компании и товарищества собственников жилья (ТСЖ), в силу положений Налогового кодекса, от НДС уже освобождены (149 статья). Если жители выбрали непосредственное управление многоквартирным домом, то НДС к тарифу они тоже платят. Таким образом, мы все платим тариф коммунального ресурса, установленный производителю региональным органом тарифного регулирования, и НДС сверху. Откуда в этой схеме появляются убытки ресурсоснабжающих организаций — не понятно. Следовательно, если включить НДС в тариф, то это включение ровным счетом ничего не поменяет, так как на издержки налог отнести не получиться, поскольку это противоречит современному налоговому законодательству», — поясняет юрист.

      В свою очередь аналитик ООО «Консультационного центра «Эшфорд» Роберт Алоян добавляет, что ресурсоснабжающие компании всего по максимум перекладывают свои издержки на плечи потребителей. «Сфера жилищно-коммунального хозяйства до сих пор остается самой коррумпированной отраслью экономики, где инфраструктура крайне изношена и отследить расходы крайне сложно. Изменение ценообразования, с учетом счетчиков, снятия посредников, расчета цен на ЖКХ уже с ростом налогов и ослабления рубля приводит к «обелению» сферы и финансовых потоков в этой сфере. Уже в следующем году ожидаются масштабные изменения в строительной отрасли и ЖКХ, что отобразится в контроле цен на тарифы и снижения их влияния на конечных потребителей», — говорит эксперт.

      Он надеется, что со временем, благодаря прозрачному ценообразованию тарифов потребители смогут понимать механизм роста отчислений. «В идеале, такой подход должен снизить рост цен на услуги ЖКХ до уровня роста по официальной инфляции и без субсидирования отдельных направлений со стороны государства. Конечно, комплекс мер по улучшению контроля за отраслью не сможет завтра научить работать хорошо большинство компаний из этого сектора, а на местах останутся злоупотребления, но ситуация постепенно улучшается и изменения в платежках больше касаются компаний, а не потребителей», — рассуждает Алоян.

      Источник: gkh-rf.ru

      Рейтинг
      Загрузка ...