Полномочия жилищной инспекции в отношении собственника жилого помещения

«Виды проверок и полномочия должностных лиц органов государственного жилищного надзора» Деятельность органов, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор, в части проведения

Что надо знать при взаимодействии с Государственной жилищной инспекцией

Права и обязанности при взаимодействии с ГЖИ во время проведения проверки.

1. В соответствии с п. 16 ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ) о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляются органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

2. После получения уведомления о проведении проверки необходимо проанализировать основания проверки, обдумать возможность их устранения до начала проведения проверки и назначить ответственное лицо (в необходимых случаях – выдать ему доверенность).

3. В рассматриваемом случае основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора) заявлений граждан о нарушении прав потребителей (пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 ФЗ). Таким образом, необходимо убедиться, что соответствующее обращение имело место.

4. В соответствии с нормами ст. 14 ФЗ должностные лица Государственной жилищной инспекции обязаны предъявить служебное удостоверение и ознакомить уполномоченное лицо с распоряжением или приказом руководителя (его заместителя) о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения. При этом на проверяемую организацию возлагается обязанность предоставить должностным лицам государственной жилищной инспекции возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами оборудованию, подобным объектам.

6. Проверка может проводиться только должностным лицом/-ами, которые указаны в распоряжении/приказе руководителя (заместителя) государственной жилищной инспекции.

7. По результатам проверки в соответствии с требованиями п. 2 ст. 16 ФЗ составляется акт в двух экземплярах, один из которых выдается проверяемому юридическому лицу.

8. В соответствии с п. 8 ст. 16 ФЗ юридические лица обязаны вести журнал проверок, в данном журнале должностными лицами государственной жилищной инспекции осуществляется запись о проведенной проверке (наименование проверяющего органа, дата начала и окончания проведения проверки, сведения о выявленных нарушениях и выданных предписаниях, указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица, проводящего проверку, его подпись).

9. Согласно ст. 21 ФЗ руководитель, должностное лицо и уполномоченный представитель проверяемого юридического лица имеет следующие права:

• непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
• получать от органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено ФЗ.

10. В случае нарушения должностным лицом, проводящим проверку, требований законодательства или не согласия с его выводами необходимо указать все эти замечания и возражения при подписании акта.

11. В соответствии со ст. 23.55 КоАП РФ дела, предусмотренные ст. 7.22. КоАП РФ, рассматриваются руководителем государственной жилищной инспекции. Таким образом, МУП «Центр ЖКХ» при рассмотрении данного дела может заявить о своем несогласии с протоколом об административном правонарушении, а также заявить ходатайство об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения, при этом необходимо представить доказательства устранения выявленных нарушений.

При этом нужно иметь в виду, что постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, должно быть вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Общий срок давности – 2 месяца со дня совершения административного правонарушения, но с учетом того, что административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.22 КоАП РФ, подпадает под действие Закона РФ «О защите прав потребителей», то срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение в силу ст. 4.5 КоАП РФ составляет 1 год.

12. В соответствии со ст. 30 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в соответствии с § 2 гл. 25 АПК РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Согласно ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.

13. При рассмотрении жалобы разрешаются заявленные отводы и ходатайства, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

14. В соответствии со ст. 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в Арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, а затем в вышестоящий суд.

Читайте также:  Отчеты по капремонту в жилищную инспекцию

Согласно ст. 208 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

В соответствии со ст. 210 АПК РФ дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Указание на то, что жилищные отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и начисления платы за коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством и относятся к компетенции органов регионального государственного жилищного надзора, не подлежит оспариванию. … Интересным в этом отношении представляется Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 10 июля 2013 года № 33–7487 2013 . … В своем ответе на данную жалобу инспекция Государственного жилищного надзора…

«Виды проверок и полномочия должностных лиц органов государственного жилищного надзора»

Деятельность органов, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор, в части проведения проверок регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. Возложена эта деятельность на государственные жилищные инспекции субъектов Российской Федерации.

Предмет проверок, проводимых органами регионального государственного жилищного надзора, указан в пункте 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре».

Жилищные инспекторы обязаны проверять соблюдение обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на территории которого проверяемое лицо осуществляет свою деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Чтопрежде всего проверяет инспектор:

-управление многоквартирными домами;

-соответствие требованиям законодательства представляемых услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

-раскрытие информации в соответствии с утвержденным стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;

-создание и деятельность товарищества собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, соблюдение прав и обязанностей их членов;

-предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

-создание и деятельность советов многоквартирных домов;

-порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;

-порядок признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным;

-порядок переустройства и перепланировки жилых помещений;

-формирование фондов капитального ремонта.

б) другие обязательные требования к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Основания проведения проверок указаны в части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ и в части 4.2 статьи 20 ЖК РФ.

Так, органы, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор получили право проверять УО и ТСЖ по вопросам :

а— порядка создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива;

б— соблюдения обязательных требований к уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядка внесения изменений в такой устав;

в— порядка принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации;

г— решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок утверждения условий этих договоров и их заключения;

д— порядка содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме;

е— нарушения управляющей организаций условий договора управления;

и— порядка применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Новым здесь является:

а- возможность проверки обязательных требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме без согласования с прокуратурой и без предварительного уведомления управляющей организации или ТСЖ (ЖСК);

б- возможность контроля за формированием фонда капитального ремонта.

В целях объективного и результативного проведения проверок органы, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, должны проводить проверки, строго соблюдая требования главы 2 Федерального закона № 294-ФЗ.

Руководствуются следующими нормативными документами:

1) Жилищным кодексом РФ;

2) Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

3) Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»;

4) Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491;

5) Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»;

6) Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354;

7) актами субъектов РФ, принятых во исполнение требования пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

8) Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2010
№ 731.

9) Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Росси от 27.09.2003 № 170;

При этом при заключении договора управления, после 03 апреля 2014 года проверяющий ориентируется на требования Постановления Правительства РФ № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», который предполагает исключение обязательности определения периодичности работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома из уровня обязательных требований законодательства с отнесением порядка определения такой периодичности на уровень договорных отношений между собственниками и управляющими организациями.

Кроме того, при заключении договоров управления необходимо ориентироваться на примерную форму договора управления, утвержденную Приказом Минстроя России от 31.07.2014 № 411/пр.

«Виды проверок»

В соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут проводиться плановые и внеплановые проверки.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Внеплановые проверки проводятся по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ и частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ.

Плановые и внеплановые проверки могут быть как документарными, так и выездными.

Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, и микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Читайте также:  Жалоба в жилищную инспекцию г не

Основаниями для проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ являются:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

г) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки
в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным
в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона
№ 294-ФЗ органами государственного контроля (надзора), после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований, в момент совершения таких нарушений в связи
с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

Проверки проводятся на основании приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания, проведения которой указаны
в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗюридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Внеплановые проверки по основаниям, предусмотренным частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ (говорили выше) проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.

Проверки деятельности региональных операторов согласно части 4.3 статьи 20 ЖК РФ проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок проведения проверок не ограничивается. Внеплановые проверки региональных операторов проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления региональных операторов о проведении таких проверок.

Полномочия органов государственного жилищного надзора

Должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей
и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения
и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора о назначении проверки:

— посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования
в многоквартирных домах;

— с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования;

— проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы
и другие мероприятия по контролю;

— проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению
и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение лицами, предусмотренными в соответствии с частью 2 статьи 91.18 ЖК РФ, требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования;

— проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации;

по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять:

— правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья;

— правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива;

— правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества;

— правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива;

— правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации
в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом
в соответствии со статьей 162ЖК РФ;

— правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;

— правомерность заключения договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

— правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164ЖК РФ лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

— правомерность утверждения условий данных договоров;

3) выдавать предписания:

— о прекращении нарушений обязательных требований;

— об устранении выявленных нарушений;

— о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела
об указанных административных правонарушениях и принимать меры
по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные
с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов
о возбуждении уголовных дел по признакам, имеющим составы преступлений.

Порядок рассмотрения обращений граждан в орган государственного жилищного надзора

Письменные обращения рассматриваются в срок, не превышающий 30 дней с момента получения обращения. В исключительных случаях, а также в случае необходимости запроса дополнительной информации срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней, о чем уведомляется обратившееся лицо.

Читайте также:  Чем должна заниматься жилищная инспекция

При информировании по письменным обращениям ответ в простой, четкой и понятной форме с указанием должности, фамилии, имени, отчества, номера телефона исполнителя направляется в виде почтового отправления в адрес заинтересованного лица.

При консультировании по телефону работники предоставляют следующую информацию:

о входящих номерах, под которыми зарегистрированы в системе делопроизводства заявления, материалы и прилагающиеся к ним документы и сведения;

сведения о нормативных правовых актах, на основании которых осуществляется исполнение государственной функции;

по вопросам полномочий органов жилищного надзора;

о месте размещения на справочных материалов по вопросам исполнения государственных функций.

Обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в общем порядке.

Все процедуры проведения мероприятий по государственному жилищному надзору упорядочены и исполняются в соответствии с административными регламентами исполнения государственных функций.

Полномочия . Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальнымипредпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда: 1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям , их…

Проект Минстроя о жилнадзоре

Законодательство в сфере ЖКХ

С 1 июля 2021 года вступил в силу новый закон о контрольно-надзорной деятельности в сфере ЖКХ. Ведомства, занимающиеся таким видом деятельности, должны прописать собственное положение. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ разработала проект в сфере регионального госжилнадзора.

Для чего разработано новое положение?

Разработка положения о правилах проведения регионального госжилнадзора является требованием новых нормативно-правовых актов, а именно Федерального закона РФ от 11 июня 2021 года №170-ФЗ и Федерального закона РФ от 31 июля 2021 года № 248-ФЗ.

После вступления в силу нового положения «Об общих требований к организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора», постановление Правительства РФ от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре» прекратит свое действие.

Новое положение кардинально отличается от действующего постановления. В документе подробно описаны полномочия ГЖИ, основания для проведения внеплановых проверок, порядок организации и метод проведения проверяющих мероприятий. В проекте выделен отдельный блок по ведению сайта ведомства.

Кто и кого проверяет?

Руководитель ГЖИ, его заместитель и уполномоченный сотрудник (инспектор) имеют право проводить мероприятия по региональному государственному жилищному надзору. Проверяют они всех, кто обязан соблюдать обязательные требования в их сфере деятельности. В рамках жилищного надзора проверяют работу региональной и муниципальной власти и требований, установленных жилищным законодательством.

Что и какими методами проверяют органы ГЖИ?

Целью мероприятий по проверки являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Предметом контрольно-надзорных мероприятий является:

  • использование и сохранность жилого помещения и общего имущества собственников многоквартирного дома;
  • перевод жилого помещения в нежилое, перепланировка и переустройство помещений;
  • формирование фонда капитального ремонта;
  • создание и деятельность управляющих организаций;
  • предоставление коммунальных услуг потребителям;
  • порядок изменения размера платы в случае предоставления некачественной услуги по управлению, содержанию и ремонту общедомового имущества;
  • порядок индексации размера платы за жилое помещение;
  • процедура ограничения предоставления коммунальных услуг;
  • энергоэффективность и оснащенность помещений приборами учета;
  • размещение обязательной информации в ГИС ЖКХ;
  • обеспечение доступность помещений многоквартирного дома для инвалидов.

При обнаружении нарушения, органы ГЖИ должны проводить профилактические мероприятия, пресекать нарушения, выписать требование об устранении последствий нарушения, собрать информацию об исполнении правил, установленных нормативно-правовыми актами, а также проводить повторные проверки.

Что относится к профилактическим мероприятиям?

в 3 разделе положения Минстроя РФ прописаны принципы работы по профилактике нарушений. К профилактическим мероприятиям относятся:

  1. Информирование и обобщение правомерной практики органов ГЖИ.
  2. Объявление предостережения согласно ст. 49 № 248-ФЗ.

В случае несогласия с полученным предостережением, проверяемый имеет право подать возражение в ведомство, в течение 15 рабочих дней. В возражении необходимо указать название ИП или ЮЛ, данные гражданина, ИНН, дату и номер полученного документа. Также необходимо выразить своё мнение по поводу полученного предостережения. Возражение можно отправить в печатном или электронном виде. В течение 20 рабочих дней, после получения возражения, органы ГЖИ обязаны вам дать ответ.

  1. Консультирование согласно ст. 50 № 248-ФЗ.

Представители ГЖИ проводят консультации юридических и физических лиц по телефону, видеосвязи, личной встрече, при проведении профилактической или контрольной проверки.

  1. Профилактический визит в соответствии со ст. 52 № 248-ФЗ.

Профилактический визит − это беседа проверяющего с проверяемым на месте проверки или по видеосвязи. Профилактические визиты обязательно проводятся к проверяемых из категории «чрезвычайно высокий, высокого и значительного риска». Срок такого визита не должен превышать один рабочий день.

Какие существуют виды и методы проверок?

4 раздел постановления содержит принципы организации и проведения проверок. Органы ГЖИ проводят плановые и внеплановые проверки, но сейчас им будет запрещено проводить плановые проверки жилых помещений.

Проводить проверки можно двумя способами:

  • контактируя с проверяемым;

К данному метода относятся встречи, телефонные звонки, проведение переговоров, запрос документации, визит инспектора на место деятельности. Это могут быть инспекционный визит, документарная или выездная проверка.

  • без взаимодействия.

В рамках данного метода представители ГЖИ проводит наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование, осмотр, опрос, получение письменных объяснений, инструментальное обследование жилищного фонда.

Основанием для проведения проверки по жалобам лиц и ведомств являются индикаторы риска нарушений обязательных требований, которые разработал Минстрой РФ.

При поступлении в ГЖИ жалобы на нарушение в жилищном фонде, то ведомство перенаправляет ее в соответствующий орган в течение 7 дней с момента получения.

Что орган ГЖИ обязан размещать на сайте ведомства?

Новое положение Минстроя РФ содержит пункты, устанавливающие требования к органам ГЖИ и их работникам:

  1. Инспекторы при проведении проверок ответственны за надлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
  2. На официальном сайте должны быть в актуальном состоянии:
    • список нормативно-правовых актов с указанием статей и пунктов, содержащие обязательные для выполнения требования;
    • перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований;
    • порядок отнесения объектов проверки к категориям риска;
    • план проведения плановых проверок;
    • доклады правомерной практики;
    • программа профилактики рисков при невыполнении требований;
    • рекомендации для проверяемых.

На заметку

Положение о порядке проведения жилищного контроля и надзора касается ГЖИ, но и проверяемых им лиц – управляющих многоквартирными домами, поставщиков коммунальных ресурсов, фондов капитального ремонта. Они должны быть в курсе методов, которыми ведомство будет проводить проверки, кто может их проверить, выполнение каких именно требований нормативно-правовых документов вправе контролировать.

Например, в рамках регионального надзора ведомство не может проверить выполнение управляющей организацией лицензионных требований: это не входит в предмет проверок.

Пока это только проект: он находится на обсуждении и антикоррупционной экспертизе. Возможно, по их итогам документ будет дополнен или скорректирован.

Следите за обновление положения о жилищном надзоре с компанией «Технология и Сервис».

товариществ собственников жилья ; жилищных и жилищно -строительных кооперативов; ресурсоснабжающих организаций … д) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность … 15. В отношении объектов государственного жилищного надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся. III. Организация проведения профилактических мероприятий.

Источники
  • https://www.audar-urist.ru/consultations/id/102
  • http://xn--80aiaaf3bocfo6k.xn--p1ai/vidy-proverok-i-polnomochiya-dolzhnostnyx-lic-organov-gosudarstvennogo-zhilishhnogo-nadzora/
  • https://blog.gisgkx.ru/project-minstroy-about-housing-supervision/

Рейтинг
Загрузка ...