Порядок начисления платы за коммунальные услуги в случае отсутствия ипу

Начисления и расчеты в товариществе собственников жилья по индивидуальным приборам учета воды

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии установлен в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Наиболее распространенным видом измерительного прибора в помещениях (квартирах) ТСЖ является индивидуальный прибор учета (далее – ИПУ), которым согласно п. 2 Правил № 354 считается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении.

В данной статье мы будем исходить из того, что ИПУ воды установлены и введены в эксплуатацию согласно требованиям Правил № 354. При этом за рамки рассмотрения нами вынесен порядок измерения потребленной воды жилым помещением в коммунальной квартире, в жилом доме (части жилого дома) или домовладении. Кроме того, не будет затронут вопрос начисления платы за воду, предоставленную потребителю в жилом помещении при отсутствии индивидуального прибора учета холодной и горячей воды, поскольку, согласно п. 42 Правил № 354, размер такой платы определяется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Также не рассматриваются случаи несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам (регулируется п. 62 Правил № 354) и самостоятельного производства исполнителем коммунальных услуг горячего и холодного водоснабжения.

Новые правила начисления платы за коммунальные услуги вступили в силу с начала 2017 года

Согласно подп. «ж» п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания ИПУ, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.), и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях. В случаях и сроки, которые определены решением собственников помещений в многоквартирном доме, снимать показания ИПУ, заносить полученные показания в журнал учета показаний ИПУ и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.

На наш взгляд, по данному вопросу необходимо провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (не путать с общим собранием членов ТСЖ) в порядке, предусмотренном главой 6 ЖК РФ, на котором следует, как минимум, утвердить:
– ежемесячное представление отчетности по ИПУ в заблаговременно указываемые исполнителем (ТСЖ) на доске объявлений сроки;

Вебинар «Как оплачивать коммунальные услуги при временном отсутствии»


– форму отчетности по ИПУ.

Возможность передачи показаний ИПУ по телефону, сети Интернет и др. весьма заманчива, но практика показывает, что собственники помещений (далее – потребители воды) предпочитают составлять отчетность на бумажных носителях в 2-х экземплярах, один из которых получает исполнитель (ТСЖ), а другой, с отметкой исполнителя, остается у собственника. Такой порядок позволяет избежать ненужных споров в будущем, а также позволяет потребителю отслеживать правильность перенесения стоимости потребленной и отведенной воды, израсходованного на подогрев воды теплоносителя из формы отчетности по ИПУ в квитанцию на оплату коммунальных услуг.

Примечание
Даже если осуществляется подогрев воды, в квитанции на оплату коммунальных услуг слово «подогрев» не должно фигурировать, поскольку известен случай наложения штрафа за проставление в квитанции слова «подогрев» вместо словосочетания «горячее водоснабжение».

Прежде чем привести заполненную отчетную форму по ИПУ за октябрь 2015 г., необходимо отметить, что согласно п. 36 Правил № 354 расчет размера платы за такие коммунальные услуги, как горячее водоснабжение (далее – ГВС), холодное водоснабжение (далее – ХВС) и водоотведение (далее – ВО) производится в порядке, установленном в Приложении № 2 к этим правилам.

Расчетный период для оплаты услуг ГВС, ХВС и ВО равен календарному месяцу (п. 37 Правил № 354). Размер платы за эти услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов), с учетом надбавок в случае их установления (абз. 1 п. 38 Правил № 354).

В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по ГВС рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС (абз. 6 п. 38 Правил № 354).

При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей (абз. 8 п. 38 Правил № 354).

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном ИПУ, определяется исходя из показаний такого прибора учета за месяц (пп. 37, 42 Правил № 354).

Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям ИПУ холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии ИПУ – из норматива водоотведения (п. 42 Правил № 354).

Также условимся, что рассматривается закрытая система ГВС однодомного ТСЖ, установлены тарифы: ХВС – 22,11 руб., ГВС (подогрев) – 73,66 руб., водоотведение – 22,61 руб. Конструктивная особенность квартиры такова, что в ней имеются два стояка (горячей и холодной воды) на кухне и два в ванной комнате.

Примечание
При закрытой системе ГВС вода к МКД поступает холодной, а в бойлерной подогревается. Система весьма распространена, поскольку, в отличие от открытой системы ГВС, для подачи в МКД фактически подогревается питьевая вода.

Ниже приведена отчетная форма по ИПУ, представляемая такой квартирой.

По заполнению вышеприведенной формы необходимо дать несколько пояснений:
– данные, заполняемые потребителем воды, выделены курсивом;
– для получения количества потребленных кубических метров воды из конечных показаний вычитаются начальные;
– поскольку система ГВС закрытая, то за всю поступившую и отведенную воду (в том числе подогретую) ТСЖ расплачивается с водоснабжающей организацией по тарифам на холодную воду и водоотведение (22,11 и 22,61 руб.), а за подогрев – с теплоснабжающей организацией (73,66 руб.). Вот почему показатель холодной воды равен 16 куб. м (11 + 5), а горячей (подогретой) воды – 5 куб. м.

Примечание
В несколько упрощенном виде отличие открытой системы ГВС от закрытой наилучшим образом можно продемонстрировать с использованием вышеприведенного примера. Оно заключается в тарифе ГВС. Если бы в примере рассматривалась открытая система ГВС, то тариф был бы не 73,66 руб., а 95,77 руб. (22,11 + 73,66), и подсчет производился быследующим образом:

Читайте также:  Что такое предельные индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги

11 куб. м × 22,11 руб. + 5 куб. м × 95,77 руб. + 16 куб. м × 22,61 руб. = 243,21 + 478,85 + 361,76 = 1083,82 руб.

Как можно увидеть, в МКД подано и отведено 16 куб. м воды вообще, при этом водоснабжающей организации будет уплачено за 11 куб. м поставленной воды и за 16 куб. м отведенной, а теплоснабжающей – за 5 куб. м уже не подогретой, а горячей воды.

Теперь допустим, что потребитель воды по каким-либо причинам производит замену ИПУ. В этом случае, согласно п. 81 (13) Правил № 354 исполнитель (ТСЖ) извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении. Что касается отчетности потребителя воды, то в ближайший для представления отчетности срок он представляет два отчета, по «старому» (снятому) ИПУ и по «новому» (установленному) ИПУ.

Нами уже упоминалось, что исполнитель обязан проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях. В этой связи отметим, что в силу подп. «г» п. 32 Правил № 354 исполнитель (ТСЖ) вправе осуществлять не чаще 1 раза в 6 месяцев проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях ИПУ, установленных в жилых (нежилых) помещениях, путем посещения помещений, в которых установлены эти ИПУ, а также проверку состояния указанных ИПУ.

А вот согласно подп. «б» п. 82 этих же правил исполнитель (ТСЖ) уже обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях ИПУ. Порядок осуществления данной проверки изложен в п. 84 Правил № 354. Думается, что этот порядок с полным соблюдением процедуры следует применять к тем собственникам, которые не допускают обследовать их ИПУ добровольно или после допуска не соглашаются с выявленной разницей в показаниях ИПУ. Поэтому для фиксации показаний при посещении квартир можно использовать ведомость, образец которой приведен ниже. Разумеется, данная ведомость подойдет не всем многоквартирным домам, поэтому ее можно изменить с учетом конструктивных особенностей организации водоснабжения в конкретном многоквартирном доме.

Примечание
В случае отсутствия жильцов в квартире или при отказе допустить к обследованию, кроме проставления даты события, необходимо, например, отметить: «Нет дома», «Не допускает» и др. Данная ведомость позволит выявить тех собственников, которые уклоняются от проверки достоверности снятия показаний, и с ними уже необходимо будет работать в строгом соответствии с процедурой, установленной в п. 84 Правил № 354.

Теперь рассмотрим случаи, когда исполнителем не получены или не могут быть получены показания ИПУ.

Приведем пример расчета платы за воду из исчисленного среднемесячного объема потребления воды потребителем и сообщения об этом собственнику, не предоставившему расчет стоимости потребленной и отведенной воды, израсходованного на подогрев воды теплоносителя (далее – Расчет).

Допустим, что в квартире № 82 не четыре, как в примере, приведенном выше, а два водосчетчика (по числу стояков). Собственник этой квартиры, Петров Петр Петрович, расчет за октябрь 2015 г. в установленный срок не представил.

За предыдущие 6 месяцев объем потребления холодной воды по ежемесячным расчетам за период апрель–сентябрь 2015 составил 4, 6, 5, 12, 5, 5 куб. м, горячей воды – 4, 6, 4, 5, 6, 5 куб. м соответственно. Начальные показания ИПУ: холодной воды – 00272, горячей воды – 00276.

Ниже приводится примерный текст письма на имя собственника кв. 82, с которым его необходимо ознакомить под роспись либо выслать это письмо заказным порядком с уведомлением о вручении.

В несколько измененном виде письмо может составляться и применительно к другим случаям.

По истечении соответственно 2, 3 и 6 расчетных периодов плата за коммунальную услугу, предоставленную в помещение, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством РФ Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (п. 60 Правил № 354). Проще говоря, плата рассчитывается в том же порядке, что и для квартир, не оснащенных ИПУ (водосчетчиками).

Теперь дополнительная информация, касающаяся полугодовой проверки.

При недопуске двух и более раз потребителем в занимаемое им помещение исполнителя для проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию ИПУ, проверки достоверности представленных сведений о показаниях ИПУ и при условии составления исполнителем акта об отказе в допуске к ИПУ плата за коммунальные услуги также рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов (п. 60 (2) Правил № 354).

Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях ИПУ, в том числе проверки их состояния, будет установлено, что ИПУ находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого ИПУ и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные коммунальные услуги либо уведомление о размере платы, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых в ходе проверки показаний проверяемого ИПУ. При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка (п. 61 Правил
№ 354).

Источник

Кто платит за отсутствие ИПУ в квартирах муниципального жилфонда

Кто платит за отсутствие ИПУ в квартирах муниципального жилфонда

Наниматели социального жилья обязаны платить за потребляемые коммунальные ресурсы, а собственник – оснастить помещения ИПУ. В данной статье рассказываем о позиции ВС РФ по вопросу, кто должен платить за КУ, если из-за отсутствия счётчика при расчёте платы за услуги исполнитель услуг применяет повышающий коэффициент.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 80 ПП РФ № 354, плата за коммунальные услуги рассчитывается на основании показаний установленных индивидуальных приборов учёта, а при отсутствии счётчиков – исходя из нормативов потребления, которые утверждает субъект РФ. Установить ИПУ должен собственник помещения (п. 81 ПП РФ № 354).

В случае, если в квартире есть техническая возможность это сделать, но владелец квартиры такую обязанность не исполнил, то исполнитель коммунальной услуги при расчётах применяет к нормативу повышающий коэффициент 1,5 (абз. 3 п. 42 ПП РФ № 354).

Если жилое помещение в многоквартирном доме, принадлежащее муниципальному жилфонду, сдано по договору социального найма, то муниципалитет обязан выполнять возложенные на него ЖК РФ как на собственника обязанности, в том числе оснащать квартиры ИПУ (ч. 3 ст. 65 ЖК РФ).

Читайте также:  Если у человека регистрация как платить коммунальные услуги

Наниматель соцжилья со своей стороны обязан вовремя и в полном объёме оплачивать коммунальные и жилищные услуги (п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ). Получается, что, если собственник муниципального жилья не исполняет обязанность по установке ИПУ, то наниматель такой квартиры получает квитанции с завышенными суммами платы за коммунальный ресурс и обязан её оплатить.

УО, рассудив, что муниципалитет несёт ответственность за неустановку приборов учёта, выставила в адрес казённого жилищного агентства, которое отвечает за муниципальный жилфонд, счёт на 615 тысяч рублей. Эта сумма являлась разницей между стоимостью объёма электроэнергии, рассчитанного исходя из норматива с применением повышающего коэффициента, и стоимостью ресурса, которая была рассчитана только исходя из норматива, и выставлен к оплате нанимателям социальных квартир.

Жилищное агентство, равно как и муниципалитет, оплатить счета отказалось, сославшись на то, что с момента подписания договора соцнайма плату за коммунальные услуги обязаны вносить наниматели жилых помещений.

Управляющая организация подала в суд иск с требованием взыскать с казённого учреждения, которое представляет интересы администрации города как собственника многоквартирных домов, сумму задолженности (дело № А56-18735/2018).

Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации. Поскольку муниципалитет является собственником помещений в многоквартирном доме, то именно он должен был обеспечить установку в жилых помещениях ИПУ. Ответчики не смогли предоставить документы, подтверждающие, что это технически невозможно.

Управляющая организация имела право вести расчёты с применением повышающего коэффициента, и именно муниципалитет должен оплатить разницу в начислениях с применением повышающего коэффициента и без него. Суд решил, что казённое учреждение, отвечающее за социальный жилфонд и представляющее администрацию Санкт-Петербурга, обязано оплатить задолженность.

Жилищное агентство не согласилось с решением суда и подало апелляцию. В жалобе учреждение указывало на то, что не является собственником помещений или потребителем коммунальных услуг. Выставление в его адрес счетов за КУ неправомерно.

Также агентство утверждало, что нельзя выставить такие счета в адрес публичного собственника – города Санкт-Петербурга, так как у него нет обязанности оплачивать коммунальные услуги в помещениях, сданных по договорам социального найма. При этом администрация ежегодно выделяет средства на установку в муниципальных квартирах ИПУ.

Поскольку спорные многоквартирные дома полностью заселены, то за коммунальные услуги в жилых помещениях обязаны платить наниматели квартир (ч. 1 ст. 154 ЖК РФ). Также суд отметил, что при применении в расчётах платы повышающего коэффициента УО была обязана указывать это в платёжных документах и направлять такие счета в адрес жилищного агентства (пп. «г(1)» п. 69 ПП РФ № 354). Управляющая организация не смогла доказать суду, что выполняла эту обязанность.

К тому же, как отметил суд, РСО не предъявляла управляющей организации требования к оплате поставленного ресурса с применением повышающего коэффициента из-за отсутствия в жилых помещениях ИПУ. Ответчик же предоставил суду доказательства того, что агентство запрашивало бюджетные средства на установку в МКД приборов учёта, то есть предпринимало меры по выполнению требований закона.

Апелляционный суд посчитал, что жилищное агентство нарушило требования законодательства об установке ИПУ, поэтому решение первой инстанции было отменено.

Спор перешёл в суд кассационной инстанции, но и тут управляющая организация не смогла доказать, что именно муниципалитет или его представитель, а не наниматели помещений, обязан оплатить предъявленную сумму задолженности. Суд поддержал выводы, сделанные апелляционной инстанцией, а также подчеркнул, что законодательство не предусматривает начисление повышающего коэффициента отдельно от начисления платы за коммунальную услугу (п.п. 42, 69 ПП РФ № 354). Вся сумма к оплате начисляется в адрес потребителя коммунальной услуги.

После заселения социального жилья платить за КУ обязан наниматель помещения, а не орган государственной власти или муниципалитет, которые являются собственниками помещений (ч. 3 ст. 153, ч. 4 ст. 155 ЖК РФ).

Взыскание повышающего коэффициента с публичного собственника в такой ситуации невозможно, ведь он не пользуется жилым помещением и коммунальными услугами.

Точку в споре управляющей организации и муниципалитета об оплате повышающего коэффициента поставил Верховный суд РФ, куда УО подала жалобу. ВС РФ проанализировал решения всех предыдущих судов и пришёл к следующим выводам:

  1. Собственники помещений должны были установить в них ИПУ до 1 января 2011 года (ч. 4 ст. 13 № 261-ФЗ, п. 81 ПП РФ № 354). Такая обязанность возложена на всех владельцев помещений в МКД независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилфонду и использует ли собственник это помещение для проживания или сдает это помещения внаём.
  2. Повышающий коэффициент применяется при расчётах платы за коммунальный ресурс для помещений, в которых не установлены ИПУ. Исключение – наличие акта обследования об отсутствии технической возможности поставить счётчик (п. 42 ПП РФ № 354).

Жилищное агентство, против которого подала иск УО, является представителем собственника спорных помещений. Учреждение не представило суду доказательств, что в жилых помещениях нет объективной возможности установить ИПУ. ВС РФ согласился с выводами суда первой инстанции о том, что нельзя возложить последствия за неустановку счётчиков на нанимателей жилых помещений: они не обязаны оснащать квартиры приборами учёта и не уполномочены самостоятельно принимать об этом решения.

Следовательно, управляющая организация не может в силу закона возложить на них обязанность по оплате повышающего коэффициента. ВС РФ отменил решения, принятые судами апелляционной и кассационной инстанций, и определил, чтобы жилищное агентство выплатило в адрес управляющей организации сумму задолженности согласно решению суда первой инстанции.

Управляющая организация как исполнитель коммунальной услуги имеет право применять при расчётах повышающий коэффициент в соответствии с п. 42 ПП РФ № 354, если:

— помещение не оснащено индивидуальным прибором учёта коммунальных ресурсов;

— отсутствует акт, подтверждающий, что установить ИПУ технически невозможно.

Если помещение входит в государственный или муниципальный жилищный фонд, то обязанность оснастить помещения счётчиками лежит на собственнике – органе государственной или муниципальной власти. Следовательно, как отметил ВС РФ, именно публичный собственник должен оплатить разницу между стоимостью ресурса, рассчитанной с применением повышающего коэффициента, и суммой, начисленной нанимателям помещений исходя из норматива потребления.

Жители муниципальной квартиры не должны нести материальной ответственности за невыполнение собственником жилфонда его обязанностей.

Источник

О начислении платы при отсутствии в квартире, не оборудованной ИПУ, зарегистрированных граждан (Шоломова Е.В.)

Если в квартире нет зарегистрированных лиц и отсутствуют ИПУ горячей, холодной воды, газа, электроэнергии, равен ли размер платы за коммунальные услуги нулю? Есть ли в рассматриваемом случае у исполнителя коммунальных услуг право начислять плату по нормативу исходя из количества собственников квартиры или в минимальном размере (условно — на одного проживающего)?

Об особенностях исчисления платы при отсутствии в помещении ИПУ

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. Согласно ч. 11 ст.

155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием для невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
В соответствии с п. 42 новых Правил предоставления коммунальных услуг (далее — Новые правила) плата за все коммунальные услуги, кроме отопления, в жилом помещении, не оборудованном ИПУ, определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении (пп. «а» п. 4, пп. «а» п. 5 Приложения 2). В доме, который оснащен ОПУ, объем коммунального ресурса на ОДН определяется за вычетом, в частности, тех объемов ресурса, потребление которых приходится на помещения, не оборудованные ИПУ (формулы 11 и 12 из Приложения 2).

Читайте также:  Как правильно пишется коммунальные услуги

В свою очередь, эти объемы ресурсов определяются по формулам, также учитывающим количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении (п. п. 12, 14 Приложения 2). Таким образом, объем коммунального ресурса на ОДН в доме, где установлен ОПУ, напрямую зависит от того, учтены ли в расчете все постоянно и временно проживающие в нем лица. Поэтому фактическое потребление коммунального ресурса не зарегистрированными в жилом помещении лицами приводит к увеличению объема потребления ресурса на ОДН и затрагивает экономические интересы жителей дома, а также интересы исполнителя коммунальных услуг (УК и ТСЖ), если он в соответствии с абз. 3 п. 44 новых Правил оплачивает за счет собственных средств разницу между объемом коммунальной услуги на ОДН исходя из показаний ОПУ и объемом, исчисленным по нормативам потребления.
В том случае, если дом не оборудован ОПУ, потребление коммунальных услуг не зарегистрированными в нем лицами ущемляет интересы РСО, поскольку на нее ложатся убытки в виде стоимости услуг, фактически потребленных, но не оплаченных потребителями, не зарегистрированными в квартирах.

Наличие подключения к сетям

Некоторые исполнители практикуют начисление платы за коммунальные услуги по квартирам, в которых нет зарегистрированных граждан, по нормативу потребления на одно лицо или по количеству собственников. Причем на запросы собственников квартир отвечают: если квартира подключена к сетям (например, к сетям водоснабжения), имеется возможность пользования ресурсом (водой) и отсутствуют приборы учета, плату нужно исчислять по нормативам потребления.

Основание — п. 5 ч. 2 ст. 153, ч. 11 ст. 155 ЖК РФ. Чтобы плату не начисляли, коммунальщики рекомендуют собственникам помещений устанавливать приборы учета или отключать коммунальную услугу в квартире (обрезав присоединение к общедомовой разводке). Ранее подобный подход иногда находил поддержку в суде.
Пример тому — Решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 20.01.2010 . Суд указал: с абонентом-гражданином, использующим энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети (ст. 540 ГК РФ).

Если фактическое подключение квартиры к сетям водоснабжения и водоотведения имеется (не производилось отключение от сетей с составлением акта обслуживающей сети организацией), то с момента возникновения права собственности на квартиру собственник обязан вносить плату за водоснабжение и водоотведение. С учетом отсутствия зарегистрированных граждан плата начисляется в минимальном размере как на одного проживающего в квартире гражданина.

Органы прокуратуры также в ряде случаев отклоняли жалобы собственников квартир о начислении им платы за коммунальные услуги в отсутствие зарегистрированных лиц, ссылаясь на то, что граждане свободны в передвижении и выборе места пребывания и жительства (ст. 27 Конституции РФ), а собственник жилого помещения владеет, пользуется и распоряжается этим помещением в соответствии с его назначением (ч.

1 ст. 30 ЖК РФ). Наличие регистрации по месту жительства не препятствует реализации гражданином права на перемещение. Собственник вправе установить ИПУ либо подать в РСО заявление о пломбировании систем водоснабжения с составлением соответствующих актов, которые будут являться основанием для прекращения начислений.
———————————
Решение по заявлению К.С. об оспаривании действий ГОУП по начислению и определению размера платы за водоотведение и водоснабжение.

Нет регистрации — нет оснований начислять плату

Одновременно есть и противоположные примеры. Так, в деле N 2-693/2009, рассмотренном в Решении Слободского районного суда Кировской области от 17.06.2009, прокуратура признала незаконным приказ руководителя РСО о начислении платы за ГВС по нормативу потребления на одного человека собственникам тех помещений, в которых никто не зарегистрирован и не установлены ИПУ, как противоречащий ст. ст.

153, 155 ЖК РФ и прежним Правилам предоставления коммунальных услуг (далее — Прежние правила). РСО оспорила представление прокуратуры с требованием об отмене упомянутого приказа и перерасчете платы за ГВС, но суд поддержал прокуратуру, обосновав это так. В силу п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает.

Согласно Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан зарегистрироваться по месту жительства. Таким образом, пока не доказано иное, место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.

В силу п. 3 Прежних правил под потребителем коммунальных услуг понимался гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд. А в формуле расчета платы за коммунальные услуги при отсутствии ИПУ использовался такой показатель, как количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (пп. 3, 5 п. 1 Приложения 2). Суд сделал вывод: плата за пользование коммунальными услугами должна взиматься с граждан в жилых помещениях по месту их регистрации, пока не доказано, что граждане пользуются коммунальными услугами в иных жилых помещениях. Поскольку доказательств фактического пользования ГВС в помещениях, в которых никто не зарегистрирован, РСО не представила, плата взималась незаконно.
В Апелляционном определении Московского областного суда от 22.07.2013 по делу N 33-15556/2013 рассмотрен иск гражданина к УК и расчетному центру в связи с начислением платы за воду и водоотведение по квартире, в которой никто не зарегистрирован, по нормативам потребления на двух человек (собственников). Суд исходил из того, что новые Правила связывают факт потребления коммунальных услуг по ХВС, ГВС, водоотведению с фактом проживания в жилом помещении.

Начисление платы признано незаконным. В Решении от 03.06.2013 по делу N А13-1232/2013 Арбитражный суд Вологодской области признал правомерным привлечение УК к ответственности, предусмотренной ст. 14.4 КоАП РФ (оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов). УК настаивала, что у нее имеются законные основания для начисления платы за коммунальные услуги по соответствующим нормативам ввиду нахождения жилого помещения в собственности вне зависимости от факта регистрации и проживания в нем граждан, поскольку отсутствие регистрации граждан не препятствует их проживанию в помещениях и потреблению ими коммунальных услуг. Данные доводы были отклонены судом как основанные на неправильном толковании вышеприведенных норм права.

Если в жилом помещении не зарегистрирован ни один гражданин, в отсутствие ИПУ плата за коммунальные услуги (кроме отопления) не начисляется. Исполнитель не вправе начислять плату по нормативам потребления, исходя из произвольного количества потребителей, к примеру, по числу собственников помещений. Закон не дает таких оснований.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Источник
Рейтинг
Загрузка ...