Обзор Постановления Правительства РФ №354 (с последними изменениями 2021 года) о коммунальных услугах
Постановление 354 первоначально принято Правительством РФ в 2011 году.
Как и в другие законы в него вносятся актуальные поправки и изменения.
Новая редакция ПП 354 вступила в силу в конце 2015 года. Данный законодательный акт регламентирует порядок формирования счетов за ЖКУ, устанавливает нормативы потребления.
Перерасчёт может быть произведён поставщиком услуг. Причём во время процедуры сумма в квитанции может как уменьшиться, так и увеличиться. Поставщик имеет право увеличить стоимость услуг если:
- не вовремя произведена поверка счётчиков. В этом случае оплата производится по тарифам, которые выше оплаты по показателям приборов учёта;
- самостоятельно произведена врезка в трубопровод, если диаметр трубы превышает установленные нормативы;
- на счётчике отсутствуют пломбы, или нарушена его целостность.
Перерасчёт в сторону уменьшения по инициативе потребителя возможен, если отсутствуют индивидуальные или общедомовые счётчики.
ЖКХ мечты сбываются Выпуск #12
Некоторые ЖКУ не подлежат перерасчёту:
- отопление жилых помещений (перерасчёт можно произвести только в случае полного отключения или при температуре не соответствующей нормативам);
- газоснабжение для отопительных целей;
- оплата общедомовых нужд;
- водоотведение отдельно от водоснабжения.
Перерасчёт платежей за отопление производится исключительно через суд. Необходимо будет приложить достаточно большое количество подтверждающих документов.
Законно ли отключение коммунальных услуг за длительную неуплату? Ответ узнайте прямо сейчас.
Что входит в сocтaв OДН
Что такое ОДН и как это рассчитывается, определено от 6 мая 2011 года. Под аббревиатурой, расшифровываемой как «общедомовые нужды», скрывается разница между ресурсом, потребленным по общедомовому счетчику всем МКД, и индивидуальными показателями потребления жильцов отдельных квартир.
На основании п. 1 статьи №36 к общедомовому имуществу относятся помещения, не являющиеся частями отдельных квартир, а предназначенные для общего использования. В их перечень входят:
- земельные участки с жилыми постройками и элементами благоустройства: детскими площадками, клумбами и прочим;
- межквартирные коридоры и лестничные площадки;
- техэтажи и крыши;
- лифтовые шахты и лифты.
Чердаки и подвалы при оплате ОДН тоже учитываются, если в них присутствуют инженерные коммуникации.
K коммунальным расходам на общедомовые нужды причисляют:
Основания
За какой период можно сделать перерасчет за коммунальные услуги и в каких случаях он производится?
Для подачи заявления на перерасчёт необходимы весомые основания, перечисленные в Постановлении 354:
- Длительное отсутствие жильцов (если в квартире никто не жил). Периодом отсутствия считается срок от 5-ти суток и более. Если в квартире проживает несколько человек, перерасчёт производится при подаче заявления от каждого. Новые начисления производятся исходя из количества дней отсутствия.
- Полное отсутствие услуг. Существуют нормативы законного времени отключения услуг. Если сроки отключения не превышают эти сроки, перерасчёт оплаты производиться не должен.
- Некачественные услуги. Самостоятельные замеры качества управленцами не признаются, поэтому производить их должны специалисты. При замерах оценивается напор воды, химический состав, прозрачность, температура горячего водоснабжения. При сомнениях в качестве воды можно обратиться в Роспотребнадзор. При оценке электроснабжения измеряется напряжение и сила тока.
Постановление № 354 — Общедомовые нужды — платить или не платить по Закону
Независимо от того, какое помещение находится в собственности жилое или нет, какой у него статус, офис, магазин и т. д. как подключены коммуникации, отдельно или от общедомовой системы лицо, владеющее такой недвижимостью, принимает участие в расходах на общедомовые нужды на общих основаниях.
Если коллективный счетчик отсутствует, то расчёт производится, исходя из площади общедомовых помещений и нормативов, которые установлены регионом на подобные услуги. Оплата делится между жильцами пропорционально занимаемой площади.
В большинстве домов электрические счетчики, учитывающие расход энергии отдельной квартиры, установлены в специально оборудованных щитках на лестничных площадках. Любой прибор не вечен, поэтому счетчик может со временем выйти из строя и потребуется его замена.
- N одн — норматив потребления, установленный властями субъекта РФ;
- S ои — суммарная площадь всего общедомового имущества;
- Si — площадь квартиры;
- S об — суммарная площадь квартир в доме (жилых и нежилых).
Куда обращаться?
Заявление на перерасчёт подаётся в управляющую компанию или непосредственно в компанию, предоставляющую ЖКУ. Реквизиты для обращения находятся в квитанции на оплату.
В случае некачественного предоставления услуг возможно обращение в Роспотребнадзор, Жилинспекцию.
В зависимости от вида заключённых договоров и способа управления домом можно обратиться в:
- ЖЭК;
- ТСЖ;
- ДЕЗ;
- РКЦ;
- непосредственно к поставщикам услуги.
Что входит в общедомовые нужды
В соответствии с п. 1 статьи №36 Жилищного кодекса РФ к имуществу общедомового пользования относятся помещения, которые не являются частями квартир и служат для общего использования. В число таких помещений входит:
- межквартирные лестничные площадки и коридоры;
- лифты и лифтовые шахты;
- крыши и технические этажи дома;
- чердаки и подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации;
- земельный участок, на котором расположен дом, включая элементы благоустройства, расположенные на территории дома (например, клумбы или детский двор).
Содержание таких территорий, а также все работы по их обслуживанию, и входит в расчет ОДН.
Пример: по территории многоквартирного дома посажены клумбы, на полив которых ежемесячно расходуется 5 м³ воды. Также проводится ежедневная влажная уборка подъездов дома, потребляющая еще 5 м³. Эти услуги входят в обслуживание общих территорий дома.
В конце каждого месяца управляющая компания снимает показания общедомового счетчика, который зафиксировал, сколько всего воды было поставлено в дом. Полученные данные сверяются с показаниями индивидуальных приборов учета жильцов.
Разница между показанием общедомового счетчика и суммой показаний квартирных счетчиков становится цифрой ОДН по воде, в которые и входят те самые 10 м³ воды, употребившиеся на общедомовые нужды — полив клумб и ежедневную влажную уборку подъездов.
Правила оформления заявления
Как написать заявление на перерасчет коммунальных услуг?
Заявление на перерасчёт не имеет строго установленной формы и пишется в свободной форме по общим правилам оформления данного делового документа.
В заявлении необходимы следующие пункты:
- Наименование организации, в которую обращается жилец.
- Личные данные.
- Адрес жилого помещения.
- Просьба произвести перерасчёт с указанием вида услуги.
- Период, за который нужно пересчитать платёж.
- Основания для перерасчёта с указанием приложений к заявлению.
Документ можно направить заказным письмом с уведомлением и описью приложений или отнести непосредственно в организацию. При личной подаче бумаг заявление составляется в двух экземплярах. Один передаётся сотруднику, а на другом нужно получить подпись, печать и регистрационный номер документа.
Образец заявления на перерасчет коммунальных платежей вы можете .
Пакет документов
Какие нужны документы для перерасчета коммунальных услуг? Список приложения к заявлению зависит от оснований для перерасчёта и должен подтвердить факты.
Для перерасчёта в связи с временным отсутствием:
- справка от работодателя о командировке;
- справка о нахождении в стационарном лечебном учреждении;
- чеки из гостиницы;
- справка о временной регистрации в другом городе;
- справка из учебного заведения;
- справка из ТСЖ о проживании на дачном участке.
Для перерасчёта в связи с ненадлежащим качеством услуг:
- акт с указанием даты проверки и адресом помещения;
- экспертное заключение.
Каждый документ должен быть оформлен юридически грамотно. Справки из различных организаций должны содержать их реквизиты, печать, подпись сотрудника, чтобы была возможность провести проверку указанных в них сведений.
Сроки
Возможность подать заявление существует только в течение 30 дней после наступления оснований для этого действия. Если необходимость перерасчета связана с отсутствием, можно подать заявление до отъезда, предоставив необходимое подтверждение. Перерасчёт отразится в квитанции за следующий платёжный период.
При подаче заявления до отъезда максимальный срок перерасчёта составляет 6 месяцев. Если не проживаешь более длительный срок, через полгода необходима подача нового заявления.
Пропущенный срок подачи заявления может служить основанием для отказа в перерасчёте. Если срок пропущен по уважительной причине, добиваться перерасчёта придётся в суде.
По закону вовремя поданное и подтверждённое необходимыми документами заявление подлежит удовлетворению в течение 5-ти рабочих дней.
Если УК отказывает в произведении перерасчёта, она должна сделать это в письменной форме с обоснованием причин отказа. Уверенному в своей правоте потребителю можно обратиться в прокуратуру или суд, только соблюдайте сроки исковой давности.
Примеры
Как сделать перерасчет коммунальных платежей? Перерасчёт конкретного вида услуги зависит от способа начисления сумм за их оплату:
- При необходимости произвести коррекцию платежей за время отсутствия жильцов все услуги пересчитываются одновременно. Суммы, которые начисляются за оплату помесячно делятся на количество календарных дней. После вычисления стоимости услуг за один день, сумма умножается на количество дней отсутствия, и полученный результат вычитается из общей суммы платежей.
- Перерасчёт платы за газ производится в случае отсутствия в квартире счётчика. За какое время возможен? Из общего начисления за газ вычитается сумма, пропорциональная дням отсутствия.
- Перерасчёт платы за электроэнергию возможен только в том случае, если оплата была начислена по нормативам, а не по показаниям счётчика. Иногда лишние киловатты начисляются по ошибке контролёров.
В этом случае необходимо обратиться к поставщикам для произведения повторных замеров, и на их основании произвести перерасчёт.
Особенности для отопления
Произвести уменьшение сумм платёжек за отопление можно при ненадлежащем предоставлении данной услуги.
Основанием будет служить не соблюдение температурного режима в помещении.
Практически невозможно доказать факт низкой температуры, если в помещении присутствуют следующие факторы:
- теплопотеря по причине ненадлежащего качества дверных или оконных блоков. Однако при маленькой теплоотдаче отопительных приборов этот факт можно оспорить;
- воздушные пробки, расположенные в стояках. Если сотрудники ЖЭКа не были допущены в квартиру для устранения пробок, при подаче заявления жильцы получат отказ;
- недостаточная температура радиаторов отопления по причине должного ухода собственников за ними. Старые радиаторы подлежат замене. Если температура в стояках соответствует нормативам, а батареи не греются из-за засоров в них, собственник должен урегулировать данный вопрос самостоятельно.
Добиться уменьшения сумм в платёжках за отопление при наличии данных обстоятельств практически невозможно.
Если при качественной работе отопительного оборудования температура в квартире не достигает положенного уровня, потребитель может потребовать уменьшения суммы оплаты, произведя самостоятельные расчёты.
Общей формулы расчётов нет, так как в каждом отдельном случае берётся во внимание как низкая температура приборов, так и их полное отключение.
Расчёты производятся следующим образом:
- Вычисляется разница между нормированной температурой и фактической.
- Фиксируется время, в течение которого температура была ниже нормы.
- За каждый час отклонения плата уменьшается на 0,15 % от ежемесячной платы за каждый градус. Ежемесячная плата умножается на 0,15%, затем на количество часов отклонения и её величину.
Расчёты для дневного и ночного времени производятся отдельно, поскольку нормативы за эти периоды разные.
Доказать факт нарушения нормативов можно только предоставив официальные акты замеров температуры, произведённые инициативной группой жильцов или специальной комиссией.
О том, какие льготы по оплате коммунальных услуг положены инвалиду второй группы, вы можете узнать здесь.
Расчет ОДН
По электроэнергии : 1) Верный способ снизить начисления по электроэнергии ОДН — подавать показания квартирных счетчиков вовремя. Хотя Постановление Правительства № 344 от 16.04.2013 отменило обязанность граждан снимать и передавать показания строго с 23 по 26 число текущего месяца, мы рекомендуем продолжать подавать показания в установленном ранее порядке при наличии таковой возможности, так как это влияет на расчет ОДН, если в доме установлен общедомовой прибор учета. Если собственник не передает показания вовремя, то ОАО «Новосибирскэнергосбыт» отнимает от расхода по общедомовому счетчику не реальное потребление такой квартиры, а среднесуточное потребление прошлого года. Эти цифры могут быть как меньше, так и больше текущего потребления квартиры, а значит, и начисления по электроэнергии ОДН будут отличаться от реального энергопотребления дома. Про способы передачи показаний электросчетчиков читайте в этом материале: Передача показаний индивидуальных электросчетчиков.
На основании общего собрания собственники могут принять решение оплачивать образовавшуюся разницу самостоятельно. В основном этот пункт касается жителей, чьи квартиры входят в ТСЖ или ЖКС, поскольку в противном случае образовавшуюся разницу члены ТСЖ должны будут оплатить из собственного кармана.
Источник: s70perm.ru
Правила предоставления коммунальных услуг 354 п 42 1
О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТА И ПЕРЕРАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В СЛУЧАЕ НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ИНФОРМАЦИИ О ПОКАЗАНИЯХ ИПУ
В п.59 Новых Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.05.11 № 354 имеется прямая норма о порядке начисления платы за коммунальные услуги потребителям, не предоставившим своевременно показания ИПУ.
В п.59 Новых Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.05.11 № 354 имеется прямая норма о порядке начисления платы за коммунальные услуги потребителям, не предоставившим своевременно показания ИПУ.
Правила № 307 не содержат положений о порядке расчетов за коммунальные услуги потребителям, не предоставившим за прошедший расчетный период своевременно показания ИПУ. На практике, как правило, применяется вариант начисления таким потребителям к оплате за коммунальные услуги в месяцы непредставления данных ИПУ исходя из объемов коммунальные услуг, определяемых по нормативам потребления коммунальных услуг или среднемесячных объемов потребления коммунальных услуг по показаниям ИПУ за прошедший год. Такие решения чаще всего принимаются управляющими организациями (или расчетно-кассовыми центрами) самостоятельно с обоснованием таких действий ввиду якобы завышения оплаты за соответствующие расчетные периоды другим потребителям (в период действия Правил № 307 в редакции, действующей до 9.06.2011 г. – потребителям с ИПУ). Приведем наше мнение по указанным отношениям, которые будут применяться до вступления в силу новых Правил предоставления коммунальных услуг.
О порядке расчета размера платы потребителям, не предоставившим показания ИПУ
Основанием для начисления платы за коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения является факт потребления данных услуг. Так, ч.11 ст. 155 ЖК РФ и п.54-59 Правил № 307 (далее – Правила), предусмотрена возможность освобождения граждан, не установивших индивидуальные приборы учета (далее – также ИПУ), от платы за все виды коммунальных услуг кроме услуг отопления в связи с временным отсутствием потребителей по месту жительства. Факт потребления коммунальных услуг в помещениях, оборудованных ИПУ, фиксируют эти приборы учета.
Согласно п.37 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании представляемых исполнителем платежных документов, в которых объем потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов (измеренный ИПУ), указывается потребителем самостоятельно (пп. «г» п.38 Правил). При этом исполнитель имеет право проконтролировать правильность снятия потребителем ежемесячных показаний ИПУ не чаще чем 1 раз в полгода (пп. «г» п. 50 и пп. «е» п.52 Правил).
В пп. «з» п.52 Правил установлена обязанность потребителей своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, причем это требование касается всех потребителей. То есть Правила не допускают возможность несвоевременной и (или) неполной оплаты коммунальных услуг, фактически потребленных в помещениях, оборудованных ИПУ.
Правила, как и любой другой нормативный правовой акт, устанавливая какие-либо требования, априори исходят из того, что данные (равно как и любые иные) требования подлежат обязательному исполнению со стороны лиц, на которые эти требования распространяются. Видимо, именно поэтому Правила не содержат какого-то особого порядка расчетов за коммунальные услуги в случае неисполнения потребителями установленных для них требований по своевременной и полной оплате коммунальных услуг (в случае если в расчетном периоде потребление коммунальных услуг действительно имело место быть).
Однако вместе с этим Правила не предусматривают и никакой ответственности потребителей, установивших ИПУ, за несвоевременную или неполную оплату коммунальных услуг (за непредоставление или несвоевременное предоставление показаний ИПУ исполнителю). Вся ответственность (в данном случае материальная) за потребителей, допускающих подобные нарушения, перекладывается на других, добросовестных, потребителей, поскольку в расчете размера платы за коммунальные услуги для всех потребителей с ИПУ, проживающих в многоквартирном доме, оборудованном ОПУ, задействована одна формула (формула №9 Приложения 2 к Правилам). И если не предоставляются (предоставляются несвоевременно и (или) искажаются) показания ИПУ со стороны одних потребителей, то автоматически происходит искажение (в рассматриваемом случае — завышение) платежей за коммунальные услуги для других, в том числе добросовестных, потребителей, вовремя и в полном объеме снимающих показания ИПУ и предоставляющих их исполнителю.
Таким образом, можно говорить, что данная проблема Правилами не урегулирована. В этом случае следует руководствоваться ч.1 ст.7 ЖК РФ, согласно которой: «В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)».
Сходные отношения, когда оплата коммунальных услуг в помещениях с приборами учета осуществляется без использования показаний этих приборов учета, регулируются п.33 Правил. Данным пунктом предусмотрена возможность (предоставлено право) исполнителю коммунальных услуг чаще чем 1 раз в 6 месяцев осуществлять снятие показаний ИПУ у потребителей, имеющих задолженность по оплате коммунальных услуг более 2-х среднемесячных платежей (из расчета в среднем за 12 последних месяцев), в целях установления фактического объема потребления коммунальных услуг данными потребителями (в данных помещениях).
Сходные отношения, когда потребитель неоднократно отказывает исполнителю в допуске в занимаемое жилое помещение для снятия показаний ИПУ, регулируются п.24 Правил.
Таким образом, используя по аналогии совокупность норм, установленных п.33 и п.24 Правил, изложенная в вопросе проблема расчетов за коммунальные услуги может быть решена следующим образом.
По истечении 3 месяцев, за которые потребитель не предоставил показания ИПУ (именно тогда его задолженность по оплате коммунальных услуг составит более 2-х среднемесячных платежей), исполнитель вправе требовать допуска в жилое помещение, занимаемое данным потребителем для контрольного снятия показаний ИПУ в целях установления фактического объема потребляемых услуг (либо факта непотребления услуг) в данном помещении. В случае неоднократного отказа потребителем в допуске исполнителя в занимаемое жилое помещение для снятия показаний ИПУ и невыполнении потребителем обязанностей, предусмотренных в пп. «б» п.24 Правил, исполнитель коммунальных услуг вправе произвести расчет размера платы исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с п. 22 Правил начиная с месяца, в котором была проведена последняя проверка правильности снятия потребителем показаний ИПУ. При этом исполнитель обязан зачесть ранее начисленные такому потребителю суммы (за месяцы, в которые он предоставлял показания ИПУ).
Однако учитывая, что в данном случае в Правилах речь идет о праве, а не об обязанности исполнителя, то определяя период начисления платежей по нормативам потребления исполнитель может действовать по обстоятельствам. Например, если нормативы потребления занижены по сравнению с фактическим потреблением коммунальных услуг или если исполнитель коммунальных услуг самостоятельно осуществляет снятие показаний ИПУ ежемесячно, то он может производить расчет размера платы исходя из нормативов потребления коммунальных услуг начиная с месяца, следующего за месяцем, за который потребитель в последний раз вносил плату исходя из показаний ИПУ. В этом случае никаких перерасчетов платы не требуется.
Принимая во внимание установленные п. 24 Правил процедуры и сроки перехода на нормативно-расчетный способ учета потребления коммунальных услуг при неоднократном отказе потребителем в допуске исполнителя для снятия показаний ИПУ, право применять данный способ может возникнуть у исполнителя по истечении 3-х или 4-х месяцев с момента окончания срока, в течение которого потребитель был обязан представить показания ИПУ и не представил их.
Рассмотрим изложенное на цифровых примерах.
Пример №1
Установленные сроки предоставления потребителями показаний ИПУ — с 20 по 25 число каждого месяца.
Потребитель с января по май текущего года своевременно подавал исполнителю показания ИПУ.
Последняя проверка правильности снятия показаний ИПУ была произведена исполнителем 25 декабря прошлого года.
За июнь, июль и август текущего года информация о показаниях ИПУ от данного потребителя не поступала. Соответственно плата за июнь, июль и август не начисляется.
26 августа т. г. исполнитель направляет потребителю извещение о дате и времени снятия в течение месяца показаний ИПУ.
Потребитель сообщил исполнителю дату снятия показаний ИПУ – 20 сентября и в назначенное время вновь не обеспечил ему допуска в занимаемое жилое помещение.
Таким образом, исполнитель в платежном документе за сентябрь (т. е. через 4 месяца с момента окончания срока, в течение которого потребитель был обязан представить показания ИПУ за июнь) вправе начислить плату данному потребителю исходя из нормативов потребления за январь-сентябрь, то есть за 9 месяцев единовременно с зачетом уплаченных им сумм по показаниям ИПУ с января по июнь.
Начисление по нормативам потребления будет производиться до тех пор, пока потребитель в установленный срок (с 20 по 25 число каждого месяца) не подаст показания ИПУ исполнителю.
Например, если потребитель в период с 20 по 25 октября подаёт исполнителю показания ИПУ, то исполнитель обязан произвести начисление платы за октябрь исходя из показаний ИПУ с одновременным перерасчетом размера платы, начисленной этому потребителю по нормативам потребления за период с января по сентябрь.
Пример №2
Потребитель с января по май текущего года своевременно подавал исполнителю показания ИПУ.
Последняя проверка правильности снятия показаний ИПУ была произведена исполнителем 25 декабря прошлого года.
За июнь, июль и август текущего года информация о показаниях ИПУ от данного потребителя не поступала. Соответственно плата за июнь, июль и август данному потребителю не начисляется.
26 августа т. г. исполнитель направляет потребителю извещение о дате и времени контрольного снятия в течение месяца показаний ИПУ.
Потребитель в течение недели со дня получения извещения не сообщил исполнителю дату и время снятия показаний ИПУ, тем самым не обеспечив ему допуска в занимаемое жилое помещение для контрольного снятия показаний ИПУ.
В этом случае исполнитель в платежном документе за август (т. е. через 3 месяца с момента окончания срока, в течение которого потребитель был обязан представить показания ИПУ за июнь) вправе выставить к оплате нормативные объемы потребления услуг за июнь, июль и август единовременно, с зачетом уплаченных данным потребителем сумм до июня месяца по показаниям ИПУ.
В случае если потребитель в период с 20 по 25 сентября подаст исполнителю показания ИПУ, то исполнитель обязан будет произвести начисление платы за сентябрь исходя из показаний ИПУ с одновременным перерасчетом размера платы, начисленной этому потребителю по нормативам потребления за период с июня по август.
О порядке перерасчетов размера платы потребителям, рассчитывающимся по приборам учета, которым были предъявлены к оплате «излишние» суммы
Как было отмечено выше, при начислении платы «недобросовестному» потребителю исходя из нормативов потребления единовременно (в один месяц) учитывается нормативное потребление коммунальных услуг за все периоды их безучетного потребления. При этом формула 9 Приложения 2 к Правилам, используемая в расчете размера платы для всех остальных потребителей с ИПУ, позволит в этом же месяце компенсировать таким потребителям начисленные им ранее «чужие» (безучетные) объемы потребления коммунальных услуг, но не в полном объеме. Полностью компенсировать излишне уплаченные указанными потребителями суммы возможно только путем перерасчета платы за каждый месяц, в котором им были начислены дополнительные объемы коммунальных услуг. В случае если данные потребители потребуют такого перерасчета, то у исполнителя коммунальных услуг могут возникнуть убытки[1], компенсации которых он вправе потребовать с собственника жилого помещения, допустившего безучетное потребление коммунальных услуг (на основании п.33 Правил).
Рассмотренный порядок расчетов и перерасчетов за коммунальные услуги в случаях непредоставления отдельными потребителями показаний ИПУ рекомендуем довести до собственников помещений в многоквартирном доме с гражданами.
Обращаем внимание, что данный порядок не распространяется на потребителей, уведомивших исполнителя о своем временном отсутствии.
Общие выводы:
«Автоматическое» начисление платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления при наличии в помещении ИПУ невозможно за месяц (месяцы) непредоставления показаний ИПУ. Для применения такого порядка начислений необходимо наличие одновременно двух условий:
— в случае существенного снижения указываемых потребителем объемов коммунальных услуг по сравнению с прошлыми периодами (отклонение, в сумме составляющее не менее двукратного среднемесячного потребления за 12 месяцев);
— при отказе такого потребителя в допуске исполнителю в жилое помещение для контрольного снятия показаний ИПУ (в целях установления фактического объема потребляемых в данном помещении услуг).
Потребителям, не предоставляющим исполнителю коммунальных услуг информацию о показаниях ИПУ, в течение первых трех или четырех месяцев (в зависимости от исполнения потребителем обязанностей, предусмотренных пп. «б» п.24 Правил, и «оперативности» действий исполнителя) плата не начисляется.
Начиная с третьего (либо соответственно — четвертого) месяца исполнитель вправе проверить фактический объем потребления коммунальных услуг по данным ИПУ и начислить плату за предыдущие три (либо четыре) месяца исходя из фактического объема потребления (по показаниям ИПУ). В случае недопуска исполнителя в жилое помещение для установления фактического объема потребления коммунальных услуг за три (либо четыре) месяца непредоставления информации о показаниях ИПУ размер платы за эти три или четыре месяца (либо в зависимости от решения, принятого исполнителем – за период начиная с месяца последней проверки правильности снятия показаний ИПУ), а также за последующие периоды непредоставления такой информации, определяется по нормативам потребления. Если размер платы «недобросовестному» потребителю начисляется по нормативам потребления за период, начиная с последней проверки показаний ИПУ (то есть за период, превышающий период непредоставления показаний ИПУ исполнителю), то данному потребителю одновременно производится перерасчет фактически оплаченных им объемов потребления (по данным ИПУ). В противном случае такой перерасчет данному потребителю не производится.
Всем остальным потребителям, производящим оплату коммунальных услуг с использованием показаний ИПУ, необходимо сделать перерасчет платежей, начисленных им за периоды непредоставления исполнителю информации о показаниях ИПУ недобросовестными потребителями. При этом перерасчет платы, начисленной по коллективным приборам учета, за отчетный месяц в текущем месяце не позволит в полной мере компенсировать добросовестным потребителям излишне уплаченные ими суммы. Считаем наиболее обоснованным производить перерасчет таким гражданам за каждый месяц, в котором им были начислены дополнительные объемы коммунальных услуг.
[1] Убытки могут возникнуть из-за несоответствия суммарного объема коммунальных услуг, начисленного к оплате недобросовестному потребителю за периоды их безучетного потребления, величине компенсации, полагающейся остальным потребителям за те же периоды.
Источник: uk18.ru
пересмотр пункта 42.1 Правил 354, как противорещащих законодательству РФ
Просим Вас пересмотреть пункт 42.1 Правил 354 так как в данной редакции он противоречит Законодательству Российской Федерации.
Государство вменило в обязанность собственникам оборудовать свои помещения счетчиками для учета потребления коммунальных ресурсов. (ст.13 261 ФЗ, ст. 157 ЖК, пункт 80 Правил 354).
Согласно ст.13 261 ФЗ, пункта 81, 31ж, 31а, 33а Правил 354, Правил 1034, договору управления домом по принятым в работу счетчикам должны проводить начисления потребленных коммунальных ресурсов с 1 числа следующего отчетного периода. А также собственники имеют право получать, а управляющая компания предоставлять коммунальные ресурсы надлежащего качества в необходимых объемах. Учет объемов потребления коммунальных ресурсов определяется приборами учета. Права граждан РФ защищает государство ст.2 и 15 Конституции РФ и Закон по защите прав потребителей.
Пункт 42.1 Правил 354 определяет порядок начисления тепла от фактического наличия индивидуальных теплосчетчиков в многоквартирном жилом доме, чего практически достичь невозможно по многим причинам. Законопослушные граждане РФ не должны страдать от нарушителей порядка и законов. Порядок начисления тепла должен определять конструктив здания: «если хоть одно помещение в многоквартирном доме не может быть оборудовано теплосчетчиком, то и во всех помещениях нельзя устанавливать ИПУ тепла».
Для того чтобы собственники устанавливали счетчики введено в действие Постановление Правительства РФ N1380 и принята формула 3.3 начисления отопления Правил 354.
В пункте 81 Правил 354 конкретно указать документ, определяющий наличие/отсутствие возможности установки приборов учета тепла.
Стоимость установки теплосчетчика обходится в среднем в 20-25 тысяч рублей.
Вопрос кто будет тратить деньги и время на установку теплосчетчика, если по нему не считают? И причина отказа смешная, потому что сосед пьяница его не установил, вовремя не поверил или сосед в длительной командировке и не может своевременно заменить счетчик, квартира находится под арестом.
Источник: xn--80aafwdnd3cj8a.xn--p1ai
Правила предоставления коммунальных услуг 354 п 42 1
Новые Правила предоставления коммунальных услуг
Тема: Жилищные и коммунальные услуги
Правительство РФ утвердило новый документ, так давно ожидаемый участниками отрасли ЖКХ, — Постановление от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Постановление № 354). Безусловно, каждое заинтересованное лицо обязательно ознакомится с первоисточником, поэтому мы обратим внимание лишь на порядок вступления в силу новелл, а также на отдельные моменты, в особенности на положения, которые начнут действовать в ближайшее время.
Прежде всего отметим, что Постановлением № 354 утверждены не только Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — новые Правила) (вместо Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее — прежние Правила)). Так, вначале приведены поручения исполнительным органам власти, связанные со вступлением в силу новых Правил, обозначены сроки вступления в силу новых Правил и утраты силы прежних Правил, а также четко оговорена сфера действия новых Правил. В Приложении 1 к новым Правилам сформулированы Требования к качеству коммунальных услуг, а в Приложении 2 — алгоритм расчета платы за коммунальные услуги. Кроме того, Постановлением утверждены Изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг (далее — Изменения).
Помимо изменений в части порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, нас ждут усовершенствованные Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. Кроме того, будут утверждены:
— примерная форма платежного документа для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги с методическими рекомендациями по ее заполнению;
— примерные условия договора управления многоквартирным домом;
— примерные условия энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
— критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления такой возможности и порядок ее заполнения.
В отличие от новых Правил Изменения, также утвержденные рассматриваемым Постановлением, вступают в силу в общем порядке, а именно по истечении семи дней после дня первого официального опубликования Постановления № 354. Данный документ был опубликован 01.06.2011 в «Российской газете» (№ 5492 (116)), следовательно, Изменения начали действовать с 08.06.2011.
Изменения, вступившие в силу после официального опубликования
Итак, уже в июне 2011 г. всем участникам рынка ЖКХ следует обратить внимание на следующие моменты.
Расчет платы за коммунальные услуги
Из п. 19 (пп. «а» и «б») прежних Правил удалены упоминания о проведении исполнителем коммунальных услуг корректировки платы за коммунальные услуги при отсутствии коллективных, общих и индивидуальных приборов учета. На основании этого признаны утратившими силу пп. 2 и 4 п. 1 Приложения 2 к прежним Правилам. Таким образом, алгоритм расчета платы в отсутствие приборов учета (когда применяются нормативы потребления) приведен в соответствие с практикой, сложившейся уже давно: потребителям следует предъявлять к оплате объем коммунальных услуг, исчисленный исходя из нормативов, при этом исполнитель коммунальных услуг рассчитывается с РСО также только с учетом нормативов, РСО не вправе производить никакие корректировки по итогам года, квартала, отопительного сезона. Однако при наличии в доме общедомового прибора учета корректировка платы проводится по-прежнему, причем исключительно в отношении услуги отопления.
Несколько изменен порядок расчета платы за коммунальные услуги в доме, оборудованном коллективным прибором учета, в отдельных помещениях которого установлены индивидуальные счетчики. Так, разница между показаниями общедомового прибора учета и суммарным объемом, потребленным согласно данным индивидуальных счетчиков (в помещениях, где они есть) и нормативам потребления (в помещениях, где их нет), теперь должна распределяться между всеми потребителями пропорционально объему потребления в жилом помещении (на основании показаний квартирного счетчика или норматива потребления). Соответствующие изменения внесены в пп. 1 и 3 п. 3 Приложения 2 к прежним Правилам (см. формулы 9 и 10). Представляется, что применять новые формулы следует уже при расчете платы за июнь 2011 г.
Также отметим, что теперь четко прописан одинаковый алгоритм расчета платы для жилых и нежилых помещений (в ситуации, когда в доме есть общедомовой прибор учета).
Еще одно немаловажное изменение касается определения размера задолженности за коммунальные услуги, позволяющего применять к потребителю приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг. Если в первой редакции пп. «а» п. 80 прежних Правил эта предельная величина долга была определена как шесть ежемесячных размеров платы, то в новой редакции, которая вступила в силу 08.06.2011, лимит уменьшен вдвое и равен трем ежемесячным размерам платы за услугу. Аналогичное положение есть и в новых Правилах (см. п. 118). Получается, что уже начиная с указанной даты управляющие организации вправе ввести ограничение для должников, которые не платили за ЖКУ в течение трех месяцев.
Содержание общего имущества: требования и перечень действий
После вступления в силу изменений перечень работ и услуг, которые включены в понятие содержания общего имущества многоквартирного дома, приведенный в п. 11 Правил содержания общего имущества, будет выглядеть по-новому.
— проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством РФ порядке перечень мероприятий;
— обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотров, технического обслуживания, проверки приборов учета и т.д.).
— на обоснованное истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (полагаем, что вопрос обоснованности истребования долга и, соответственно, оправданности расходов на такие действия может стать предметом спора в каждой ситуации);
— на снятие показаний приборов учета;
Оплата принудительно установленного прибора учета
Первый из них (п. 38(1)) касается оплаты принудительно установленного общедомового прибора учета. Напомним, что в соответствии с п. 5 ст.
13 Закона об энергосбережении (Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ») собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на 27.11.2009 (дата вступления в силу указанного Закона), обязаны до 01.01.2012 обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. Все дома, вводимые в эксплуатацию после 27.11.2009, должны отвечать аналогичным требованиям.
Если собственники помещений нарушат данное условие, организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой и электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых непосредственно присоединяются к внутридомовым сетям (далее — РСО), обязаны до 01.01.2013 оснастить многоквартирные дома приборами учета соответствующих ресурсов. Об этом сказано в п. 12 ст.
13 Закона об энергосбережении. Собственники помещений должны не только обеспечить допуск РСО к местам установки счетчиков, но и оплатить понесенные ими расходы. Этой же нормой предусмотрено, что в случае отказа в добровольном порядке возместить расходы РСО на установку приборов учета собственники помещений обязаны также оплатить их затраты, связанные с необходимостью принудительного взыскания. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают расходы РСО равными долями в течение пяти лет с даты установки счетчиков при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. Причем расходы РСО подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ или местного бюджета.
Заключение энергосервисного договора
Напомним, что энергосервисный договор направлен на осуществление исполнителем действий с целью энергосбережения и повышения энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком (п. 1 ст. 19 Закона об энергосбережении). Применительно к многоквартирному дому энергосервисный договор направлен на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества. Вложенные исполнителем в проект инвестиции должны окупиться за счет платежей собственников.
Новые пункты Правил содержания общего имущества устанавливают важные положения, которые необходимы для заключения энергосервисных договоров на практике. Во-первых, собственникам помещений предлагается выбрать один из предложенных вариантов (путем принятия решения на общем собрании):
— заключить энергосервисный договор с управляющей организацией или ТСЖ;
— наделить управляющую организацию или ТСЖ полномочиями по заключению в интересах собственников помещений от своего имени или от имени собственников такого договора с организацией, оказывающей энергосервисные услуги.
В случае выбора непосредственного управления собственники помещений вправе принять решение о заключении энергосервисного договора с РСО или иной специализированной организацией, оказывающей энергосервисные услуги.
Здесь следует отметить, что никто не может быть принужден к заключению договора, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Свобода договора — основной постулат гражданского права (п. 1 ст. 421 ГК РФ).
В Жилищном кодексе (в том числе с учетом ожидаемых поправок) отсутствуют специальные указания на этот счет. Получается, что управляющая организация вправе не подчиняться решению общего собрания об участии в энергосервисном договоре. В этом случае собственники помещений и управляющая компания являются равноправными сторонами и им остается только договариваться либо прекращать правоотношения в порядке, установленном законодательством РФ.
Как следует из п. 38(3) Правил содержания общего имущества, решение собственников помещений должно содержать, в частности, следующие условия:
— величину экономии коммунальных ресурсов в натуральном выражении, которая должна быть обеспечена в результате исполнения энергосервисного договора, и срок, необходимый для достижения такой экономии;
— цену энергосервисного договора и порядок ее оплаты (цена определяется соглашением сторон);
— срок действия энергосервисного договора.
Добавим, что в Правилах содержания общего имущества не продублирована норма п. 4 ст. 19 Закона об энергосбережении, предусматривающего необходимость письменного согласия каждого собственника помещений в многоквартирном доме, в частности, на оплату цены энергосервисного договора в случае его заключения между представителем собственников (управляющей организацией, ТСЖ) и специализированной компанией.
Выше мы говорили о необходимости утверждения цены энергосервисного договора и порядка ее оплаты на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. В отсутствие специальных указаний в ЖК РФ данное решение по общему правилу принимается простым большинством голосов собственников, присутствующих на общем собрании. Однако, учитывая п. 4 ст. 19 Закона об энергосбережении, каждый собственник должен в письменной форме подтвердить свое согласие на оплату цены энергосервисного договора. Без этого управляющая компания (ТСЖ) не вправе нанимать энергосервисную организацию.
Согласно новой редакции п. 88 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, владельцы нежилых помещений в многоквартирных домах вправе заключать договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (данная поправка действует с 08.06.2011). При этом в силу п. 18 новых Правил собственник нежилого помещения в доме может заключать договоры непосредственно с РСО (при этом исполнителю коммунальных услуг следует представлять сведения об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период по указанным договорам).
Изменениями, внесенными в п. 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, предусмотрено, что в течение трех месяцев со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на проверку или в ремонт и до дня его установки объем потребленного газа определяется исходя из объема среднемесячного фактического потребления за период не менее одного года (если счетчик эксплуатировался меньше — за фактический период его работы). И только после истечения трех месяцев следует применять нормативы потребления. Аналогичным образом среднемесячный объем фактического потребления применяется и в ситуации (также в течение трех месяцев), когда абонент вовремя не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета. В дальнейшем (до представления данных сведений) также применяются нормативы потребления. Эти поправки, вступившие в силу 08.06.2011, согласуются с новыми Правилами, которыми предусмотрены аналогичные положения для расчета платы за коммунальные услуги (см. п. 59).
Некоторые нюансы новых Правил
Выше мы рассмотрели основные поправки, вступившие в силу 08.06.2011. Теперь обратим внимание на отдельные положения новых Правил, начало действия которых, повторим, отсрочено.
В первую очередь необходимо отметить, что новые Правила (в отличие от прежних Правил) распространяются на всех собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах (а не только на потребителей — граждан). Таким образом, новые Правила не являются актом, принятым во исполнение законодательства о защите прав потребителей.
По-новому сформулировано понятие коммунальных услуг (вызывающее так много споров и разногласий). Теперь под коммунальными услугами понимается подача потребителям коммунального ресурса с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования помещений. Несмотря на изменение формулировки, суть осталась прежней: предоставление коммунальных услуг обеспечивается путем заключения с РСО договора о приобретении коммунальных ресурсов (п. 13 новых Правил).
В новых Правилах четко прописано, что договор о предоставлении коммунальных услуг может заключаться как в письменной форме, так и путем совершения конклюдентных действий (в том числе в виде фактического потребления коммунальных услуг). Важно, что в силу пп. «а» п. 9 новых Правил управляющая организация не вправе отказаться от включения в договор управления условий о предоставлении коммунальных услуг (обусловленных степенью благоустройства дома), а также отказать в предоставлении данных услуг. Аналогичным образом договор о предоставлении коммунальных услуг заключается между собственниками помещений и ТСЖ.
В новых Правилах решен вопрос о расчете платы исходя из количества проживающих граждан. Так, теперь не используется понятие «зарегистрированные граждане», а приведены две категории потребителей: постоянно и временно проживающие.
В обязанность потребителя (собственника или постоянно проживающего потребителя) вменено не позднее пяти рабочих дней информировать исполнителя об изменении количества проживающих (в том числе временно) (п. 58, пп. «з» п. 34). Гражданин считается временно проживающим, если он проживает в помещении более пяти дней подряд (п. 56).
Пунктом 64 новых Правил установлены особенности прямых расчетов потребителей с РСО, возможность которых предусмотрена новой редакцией ст. 155 ЖК РФ. В частности, конкретизировано, что не позднее пяти рабочих дней с даты принятия собранием решения о внесении платы напрямую в РСО исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить РСО информацию о таком решении.
Исполнитель коммунальных услуг не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно в РСО. За кадром остался порядок расчетов и обмена данными о состоянии расчетов между исполнителем и РСО. Полагаем, что этот момент — предмет соглашения сторон, который должен быть раскрыт в договоре ресурсоснабжения.
Новые Правила применяются к отношениям, связанным с ранее заключенными договорами, содержащими условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу данного документа (пп. «а» п. 2 Постановления № 354).
Источник: adonay.blizko.ru