Правовой статус государственной жилищной инспекции

статья посвящена анализу осуществления контрольных функций государственной жилищной инспекцией, действующей на двух уровнях власти — федеральном и региональном, за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Содержание

Государственная жилищная инспекция Российской Федерации: проблемы толкования компетенции органа исполнительной власти

Одним из важнейших государственных органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере жилищных отношений является Государственная жилищная инспекция Российской Федерации. Эта структура была образована в 1994 году, однако в последние годы возникает большое количество вопросов и споров, связанных с определением компетенции данной структуры и круга решаемых ею проблем. Их рассмотрению посвящена настоящая статья.

О дним из сегментов административно-правового регулирования жилищной сферы является контроль над жилищным фондом РФ. Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1086 (далее – Постановление) для осуществления контрольных функций за использованием и сохранностью жилищного фонда была создана государственная жилищная инспекция, действующая на двух уровнях власти – федеральном и субъекта России (далее – ГЖИ) . Данным нормативным актов было утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации (далее — Положение).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ И ПРОБЛЕМА ВЫСЕЛЕНИЯ ГРАЖДАН ИЗ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

В Положении, регламентирующем правовой статус ГЖИ, отсутствуют нормативные предписания, наделяющие ГЖИ правомочием на выселение граждан из жилых помещений.

Однако правоприменитель в лице высшей судебной инстанции России – Верховного Суда РФ дал расширенное толкование понятия части 1 статьи 91 ЖК РФ, содержащей перечень субъектов, уполномоченных обращаться в судебные инстанции с иском о выселении граждан из жилых помещений. Так, в обзоре судебной практики за 4 квартал 2005 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2006 г. изложено толкование понятия «другие заинтересованные лица», содержащееся в части 1 статьи 91 ЖК РФ, которые имеют право обращаться в суд с иском выселении нанимателей и членов их семей .

Положения указанной статьи предусматривают выселение в судебном порядке по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи без предоставления другого жилого помещения в трех случаях. Во-первых, если они используют жилое помещение не по назначению. Во-вторых, систематически нарушают права и законные интересы соседей. В-третьих, бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение.

По мнению суда, к заинтересованным лицам относятся лица, чьи права нарушаются неправомерными действиями нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи. Так, в первом случае при систематическом нарушении прав и законных интересов соседей обратиться с иском в суд о выселении граждан, которые своим поведением делают невозможным для других проживание с ними в одном доме, может любой житель дома, чьи права нарушаются неправомерными действиями другого жильца этого же дома. Верховный Суд РФ, ссылаясь на компетенцию органов жилищной инспекции об осуществлении контроля за использованием жилищного фонда; за соблюдением правил пользования жилыми помещениями делает вывод о том, что органы государственной жилищной инспекции также вправе обратиться в суд с иском о выселении нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи при нарушении ими правил пользования жилым помещением, ведущем к разрушению такого жилого помещения.

Позиция Верховного Суда РФ о том, что ГЖИ может обратиться в суд и иском о выселении нанимателя и (или) членов его семьи без предоставления другого жилого помещения в случаях, если они используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение, была подтверждена в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» .

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ И МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ КОМИССИЙ

Вступление в силу в 2005 г. нового Жилищного кодекса РФ стало импульсом для интенсивного развития жилищных правоотношений. Наряду с ГЖИ стали возникать новые органы исполнительной власти (например, межведомтсвенные комиссии), компетенция которых распространялась и на сферу осуществления контроля за сохранностью и использованием жилищного фонда. Это обстоятельство обусловило возникновение проблемы взаимодействия ГЖИ со вновь создаваемыми органами исполнительной власти и обращение в судебные инстанции.

Так, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30 августа 2011 г. № КАС11-455 было отказано в удовлетворении кассационной жалобы и оставлено без изменения решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 июля 2011 г .

Из обстоятельств дела, рассмотренного судебными инстанциями, следовало, что истец обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (далее — Положение) в части определения субъектного состава межведомственной комиссии, которая уполномочена признавать жилые помещения пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 7 рассматриваемого положения Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта и орган местного самоуправления имеют право создавать в установленном ими порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители указанных властных органов, а их председателями назначаются должностные лица соответствующих органов власти.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях — квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

По мнению истца, пункт 7 Положения следует признать недействительным в части не предусматривающей включение в состав межведомственной комиссии представителя государственной жилищной инспекции, осуществляющей государственный контроль за соблюдением порядка и правил признания жилого дома и жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В обоснование заявленного требования указал, что в связи с отсутствием в оспариваемом им пункте 7 Положения такой нормы, государственная жилищная инспекция , в противоречие с требованиями пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», статей 1, 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, не осуществляет государственный контроль за порядком признания межведомственной комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и не принимает мер по недопущению нарушения прав граждан со стороны органов государственной власти, при которых создаются комиссии, вследствие чего нарушаются его права собственника жилого помещения в многоквартирном доме.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ, исследовав материалы дела, не нашла оснований для отмены решений суда, который, по её мнению пришел к правильному выводу о том, что отсутствие в оспариваемом пункте 7 Положения нормы, предписывающей включать представителя государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации в состав межведомственной комиссии для решения вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, о чем просит заявитель, не может служить основанием для удовлетворения его заявления, поскольку нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которым была бы установлена такая обязанность, не имеется.

В судебном решении, по мнению кассационной инстанции, обоснованно указано, что пункты 5 и 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1086 (в редакции от 6 февраля 2006 г.), которыми государственная жилищная инспекция Российской Федерации наделена функциями государственного контроля, в том числе за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые, и правом выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания, не предусматривают участие органов государственной жилищной инспекции в работе межведомственной комиссии и не наделяют их правом принимать решения в целях, указанных в статьях 15, 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1994 № 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» (ред. от 06.02. 2006 № 75) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 23, ст. 2566; 1995, № 10, ст. 894; 1997, № 42, ст. 4788; РГ от 22.02. 2006.

Обзор судебной практики за 4 квартал 2005 года. Утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01 марта 2006 г.// Бюллетень верховного Суда РФ. 2006. № 5.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» //«Российская газета», 08. 07. 2009, № 123.

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 августа 2011 г. № КАС11-455 // Текст документа опубликован не был. Правовая система «Консультант ».

Государственная жилищная инспекция и проблема выселения граждан из жилых помещений. В Положении, регламентирующем правовой статус ГЖИ , отсутствуют нормативные предписания, наделяющие ГЖИ правомочием на выселение граждан из жилых помещений. Однако правоприменитель в лице высшей судебной инстанции России – Верховного Суда РФ дал расширенное толкование понятия части 1 статьи 91 ЖК РФ, содержащей перечень субъектов, уполномоченных обращаться в судебные инстанции с иском о выселении граждан из жилых помещений.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

статья посвящена анализу осуществления контрольных функций государственной жилищной инспекцией, действующей на двух уровнях власти — федеральном и региональном, за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тарасова Н.В.

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ

Меры административного пресечения, применяемые органами государственного контроля и надзора в жилищно-коммунальной сфере, и их должностными лицами

Давность привлечения к административной ответственности за оказание жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества: судебная практика

the article tells how the state housing inspection, which operates at two levels of authorities — federal and regional, implements its control functions after utilization and maintenance of available housing facilities

Читайте также:  Как подать жалобу в жилищную инспекцию московской области через госуслуги

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

этих конституционно-административных зависимостей и возникает все то разнообразие нормативно-структурных форм, о которых р ечь шла выше. Не будет преувеличением сказать также, что решения данного Суда служат и своеобразным нормативно-правовым выразителем этих зависимостей.

Решения Конституционного Суда РФ не являются источником норм административного права, поскольку не устанавливают нормативных предписаний административно-правового характера. Однако выявленные выше административно-правовая значимость и качественные формы ее выражения в нормативных предписаниях органа конституционной юстиции не оставляют эти решения в «застенках» административно-правовой реальности. Они, не являясь источником норм административного права, все-таки понимаются как источник административного права, так как инструментально проникают в «ткань» норм этой отрасли права и могут, что нельзя не учитывать, напрямую сказываться на регулируемых и ми общественных отношениях, не нуждаясь в иных нормативно-правовых средствах.

Административно-правовой статус государственной жилищной инспекции s в Российской Федерации

^ Аннотация: статья посвящена анализу осуществления государственной жилищной инспекцией,

g действующей на двух уровнях власти — федеральном и региональном, контрольных функций за

п использованием и сохранностью жилищного фонда.

Ключевые слова: государственный контроль, функции, полномочия, административная от-

ш ветственность. О m

Key words: state control; functions; powers; administrative responsibility.

министративная р еформа, проводимая в России на протяже-о нии последних лет, направлена на повышение эффективности деятельности ^ системы государственных органов в интересах укрепления государства, со°° вершенствование организации и осуществления государственного контроля (надзора), защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц при его осуществлении1. В современных условиях контроль высту-

1 См. подробнее: Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации) : послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30 марта 1999 г. // Российская газета. 1999. 31 марта; Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. // Российская газета. 2009. 13 нояб.

Смоленск, 1995. С. 57—61; Старилов Ю.Н. Административное право : в 2 ч. Ч. 1: История.

пает одной из основополагающих функций Российского государства, являясь его непременным атрибутом на любом этапе исторического развития1.

В результате теоретического осмысления феномена контроля были сформулированы и обоснованы его определения как функции управления (контроль как деятельность), как завершающей стадии процесса управления (контроль как форма обратной связи), как неотъемлемой составляющей процесса принятия управленческих решений (контроль как стадия управленческого цикла)2.

Указанные категории составили содержательную основу исследования контроля с правовых позиций. В юриспруденции утвердились воззрения на контроль как: а) на самостоятельную функцию государственного управления; б) неотъемлемую стадию иных функций государственного управления; в) форму обратной связи между субъектами и объектами государственного 3 управления; г) средство (способ) обеспечения законности в государственном в управлении; д) разновидность юридического процесса3.

Контрольная функция государства по своей конституционно-правовой $ природе производна от его организующего и регулирующего воздействия на § общественные отношения, в том числе в жилищной сфере, и присуща всем органам государственной власти в пределах закрепленной за ними компетен- 1 ции, что предполагает их самостоятельность при реализации этой функции | и специфические для каждого из них формы осуществления4. §

Правовое р егулирование государственного контроля как государственно- 1 властного института осуществлено федеральным законодателем в порядке § £ реализации положений Конституции РФ, относящих к ведению России уста- | 1 новление системы федеральных органов законодательной, исполнительной 5 8 и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование ^ 8 федеральных органов государственной власти (ст. 71, п. «г»), а к совместному § 1

1 Государственный контроль в России как отдельное, независимое функциональное установле- § .

ние государственного управления, берет начало со времени издания Высочайшего Манифеста °

от 28 января 1811 г. «О устройстве Главного Управления ревизии Государственных счетов» 5< о

(см.: ПСЗ РИ. Собрание первое. Т. 31. С. 529—531). Но фактически учреждения с функциями $ о

государственного контроля в стране появились значительно раньше — в XVII в. Счетный ® §

приказ (1654 г.), Ближняя канцелярия (1699 г.), а в 1718 г. контрольные функции выполнялись «ш В

2 См., например: Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1968. С. 234—241; Атаман-чук Г.В. Государственное управление. М., 2000. С. 56; Государственное управление: основы теории и организации : учебник : в 2 т. / под ред. В.А. Козбаненко. М., 2002. Т. 2. С. 99; 137 Кочерин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля. М., 2000. С. 11. —

3 См., например: Бачило И.Л. Функции органов управления: Правовые проблемы оформления

и реализации. М., 1976. С. 23—44; Бельский К.С. Феноменология административного права. I

4 См.: По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»» : постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. 18-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. 50, ст. 5711.

ведению России и субъектов Федерации — установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 72, п. «н» ч. 1).

Так, в соответствии с положениями п. 17 ст. 12 и пп. 8, 8.1 ст. 13 во взаимосвязи со ст. 20 Жилищного кодекса РФ осуществление контроля как сегмента административно-правового регулирования жилищной сферы за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам является компетенцией органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Независимо от формы собственности на жилые помещения данный контроль осуществляется уполномоченными государственными органами власти.

В 1994 г. в период перехода от государственно-планового правового регулирования к правовому регулированию, направленному на преобразование отношений собственности, создание основ единого рынка, в связи с переходом на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядком предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при такой оплате, а также в целях осуществления контрольных функций за использованием и сохранностью жилищного фонда была создана государственная жилищная инспекция (далее — инспекция), I действующая на двух уровнях власти — федеральном и региональном1. ^ Учитывая, что современное жилье как элемент материальной культуры ^ прошло длинный исторический путь: от первых пристанищ наших предков —

по-разному решались вопросы контроля за использованием и сохранностью ^ жилищного фонда.

рассматриваемого контроля. Россия бы ла аграрно-индустриальной страной, о что и определяло состав ее населения: 82 % жителей проживало в сельской местности и, как правило, в собственных избах без элементарных удобств2. т Накануне Первой мировой войны жилищный фонд городов России состав-аз лял 180 млн кв. м, из которых 80 % составляли одноэтажные деревянные и малоразмерные дома, находившиеся в собственности граждан3. Вместе с тем в период между Февральской и Октябрьской революциями в Москве в 1917 г. впервые были сделаны попытки, которые можно рассматривать как кратковременный и положительный опыт организации жилищной инспекции (в Пятницком и Арбатско-Пречистенском районах), прекратившей свое ° существование с ликвидацией районных дум4.

° Начало работы жилищной инспекции в Советской России было положено

^ Постановлением НКВД РСФСР от 30 октября 1917 г., которое предоставило городскому самоуправлению право учреждать жилищную инспекцию, определяя

1 О Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. (в ред. от 6 февраля 2006 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. 23, ст. 2566.

2 См.: Народное хозяйство СССР в 1969 году : стат. ежегодник. М., 1970. С. 7.

3 См.: Дмитриев Н. Жилищный вопрос: два мира — два подхода. М., 1973. С. 71.

4 См.: Первый опыт организации жилищной инспекции в Москве // Город. 1918. 1—2.

ее организацию и круг ведения1. Заметим, что в первые месяцы Октябрьской революции задачи по объединению деятельности не ликвидированных еще органов городского и земского самоуправления и руководству ею осуществлял созданный 19 декабря 1917 г. Комиссариат по местному самоуправлению2. После ликвидации учреждений местного самоуправления Комиссариат в марте 1918 г. был упразднен, а функции его переданы созданному в аппарате Наркомата внутренних дел РСФСР отделу местного хозяйства, переименованному в апреле 1920 г. в коммунальный отдел3. В 1921 г. он был реорганизован в Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ) НКВД, руководившее деятельностью местных органов по вопросам жилищного хозяйства, его эксплуатации вплоть до 1930 г.4 Первые послереволюционные акты, устанавливающие компетенцию жилищной инспекции, все же сохранили многозначность в вопросе об определенности контрольных полномочий. Неясность вносилась не только их характером § и природой, но и нормативно-функциональным дублированием5. Например, в Декретом СНК от 18 июня 1919 г. «О санитарной охране жилищ»6 определялся «8 объем и характер созданной жилищно-санитарной инспекции, контрольные $ функции которой были тождественны функциям жилищной инспекции. о

В заключение краткого исторического обзора заметим, что на регулирование административно-правового статуса (целевого блока элементов, административ- 1 ной правосубъектности, внешнеорганизационного и внутриорганизационного | блоков элементов) государственных жилищных инспекций, безусловно, от- §< разилось введение в действие ряда ключевых нормативных актов, отражающих 1 специфику законодательства и жилищной политики России того времени7. § £

Итак, возлагая на инспекцию контрольную функцию и наделяя полномо- | 1 чиями действовать властно-обязывающим образом8, федеральному законодате- 5 8 лю, обладающем у достаточной свободой усмотрения в определении конкретных ^ 8 видов государственного контроля инспекции оснований, форм, способов, § 1 методов, процедур, сроков его проведения, состава мер административного § 9 принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, удалось 0,5»

2 См.: Собр. узаконений РСФСР. 1917. 10, ст. 153. В 8

3 См.: Там же. 1920. 66, ст. 295. |

4 См.: Собр. законодательства РСФСР. 1930. 60, ст. 640. 1 §

5 Отсутствие функциональной замкнутости особенно характерно для отраслевых подразделений данного исторического периода.

6 См.: Собр. узаконений РСФСР. 1919. 27, ст. 299.

7 Подробнее см., например: Декрет ВЦИК от 20 августа 1918 г. «Об отмене частной собствен-

ности на недвижимость в городах» // Собр. узаконений РСФСР. Отд. 1. 1918. 62, ст. 674; ^ Декрет СНК РСФСР от 25 мая 1920 г. «О мерах правильного распределения жилья среди щ трудящегося населения» // Там же. 1920. 52, ст. 924; Декрет СНК РСФСР от 8 августа 1921 г. «Об управлении домами (Положение)» // Там же. 1921. 60, ст. 411; Постановление СНК от 23 января 1922 г. «Об ответственности граждан и администрации учреждений за сохранность ^ занимаемых помещений» // Там же. 1922. 11, ст. 101; Постановление ЦИК и СНК СССР от § 4 января 1928 г. «О жилищной политике» // Собр. законодательства СССР. 1928. 6, ст. 49).

8 См.: По делу о проверке конституционности положений абзаца четырнадцатого статьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в связи с жалобой гражданина В.В. Михайлова» : Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2008 г.

10-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. 31, ст. 3763.

относительно соблюсти вытекающие из конституционных принципов правового государства, важнейшими из которых являются равенство и справедливость, требования определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности с системой действующего правового регулирования1.

Читайте также:  Действия жилищной инспекции на управляющую компанию

Исходя из нормативных положений под государственным контролем за использованием и сохранностью жилищного фонда понимается наблюдение в целях проверки и проверка инспекцией использования, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. В этих целях Главная государственная жилищная инспекция осуществляет следующие основные функции (по предмету деятельности), которые являются «определяющими по отношению и к организационной структуре органа и системы управления»2:

2) управления трудовыми ресурсами (осуществляет подбор, профессиональную подготовку и переподготовку кадров);

3) управления научно-техническим развитием отрасли и технической ^ подготовкой (участвует в разработке нормативных правовых актов, опреде-^ ляющих порядок использования, ремонта и содержания жилищного фонда;

осуществляет контроль за разработкой, совершенствованием и изданием т ведомственных нормативных актов, связанных с использованием, содержали нием и ремонтом жилищного фонда);

4) прогнозирования и планирования (анализирует отчетные, статистиче-^ ские данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе

^ Для решения поставленных задач органы государственной жилищной ° инспекции наделены государственно-властными полномочиями (по правого вым формам деятельности в зависимости от юридических последствий): § 1) оперативно-исполнительными (проведение инспекционных обследова-

^ ний и проверок подконтрольных объектов; дача предписаний собственникам, с владельцам и пользователям жилищного фонда и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений; дача представлений об аннулировании 140 или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности

— 1 С м. подробнее: По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 87 Кодекса

торгового мореплавания РФ и Постановления Правительства РФ от 17 июля 2001 г. 538 «О ° деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов» в связи с жа-О лобой международной общественной организации «Ассоциация морских лоцманов России» и ^ автономной некоммерческой организации «Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга» : С^ постановления Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2004 г. 7-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. 15, ст. 1519); По делу о проверке конституционности Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в связи с запросами Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай, Волгоградской областной Думы, группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина С.Н. Шевцова : постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. 6-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. 23, ст. 2311. 2 Банило И.Л. Функции органов управления. М., 1976. С. 55.

0 пригодности домов и помещений для проживания);

2) юрисдикционными (применять финансовые санкции за несоблюдение нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда и придомовых территорий и невыполнение предписаний об устранении выявленных недостатков; вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях).

Приведенные нормативные положения, регламентирующие полномочия инспекции в достаточно ясной и определенной форме, в том числе правоустановительного и правоохранительного характера корреспондируют § конституционным положениям. Так, из конституционных основ правового В демократи ческого государства (ст. 1 Конституции РФ) вытекает связанность «8 исполнительной власти правом и законом, ответственность и предсказуемость $ ее деятельности, возможной лишь при условии, что полномочия органов о управления основаны на законе. Поэтому в отличие от принципа диспо-зитивности, лежащего в основе частноправовых отношений, определение 1 полномочий государственных органов в сфере п убличного права не допускает | их собственного усмотрения и регулируется на основе принципа «дозволено 5 < только то, что разрешено законом», являющегося необходимой гарантией 1 против произвола и злоупотребления властью. Указанное требование очень § £ важно и в контексте международных решений1. | 1

фонда; 3) осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда —

к сезонной эксплуатации; 4) рациональным использованием в жилищном фонде топливно-энергетических р есурсов и воды; 5) соблюдением норматив- Щ ного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами; 6) ^ соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми Ц территориями; 7) соблюдением порядка и правил признания жилых домов § и жилых помещений непригодными для постоянного проживания, а также а перевода их в нежилые.

1 О проблемах и задачах государственных жилищных инспекций стран СНГ см: О деятельности Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности : решение Экономического совета СНГ от 30 марта 2007 г. // СПС «КонсультантПлюс».

Вместе с тем контрольную функцию органов инспекции, в том числе региональных, целесообразно оптимизировать, упорядочив и четко разграничив полномочия между федеральными органами исполнительной власти и органами субъектов Федерации, местного самоуправления. Варианты возможных правовых коллизий в сфере контрольной деятельности жилищных инспекций достаточно многочисленны, о чем свидетельствует судебная практика1.

Правоприменительная деятельность органов государственной жилищной инспекции РФ представляет собой выявление, пресечение и возложение ответственности за совершение административных правонарушений в жилищной сфере. Так, в соответствии со ст. 23.55 КоА П РФ органы жилищной инспекции уполномочены рассматривать и составлять протоколы по делам

об административных нарушениях правил пользования жилыми помещениями (ст. 7.21 КоАП РФ), правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений (ст. 7.22 КоА П РФ), нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.23 КоАП РФ).

Учитывая довольно ощутимые штрафные административные санкции, предусмотренные административно-деликтным законом (согласно ч. 1 ст. 7.21 — в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб., ч. 2 ст. 7.21 — от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб. на граждан; согласно ст. 7.22 на должностных лиц — в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.; согласно ст. 7.23 на должностных лиц — в размере от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц — от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.), суды столкнулись с потоком заявлений ш о признании незаконными и отмене постановлений Государственной жилищной инспекции о привлечении субъектов проступка (граждан, должностных ^ и юридических лиц, в том числе жилищно-эксплуатационных организаций,

См., например: Определения Верховного Суда РФ от 5 февраля 2002 г. КАС02-27 «По делу о признании противоречащими закону п. 4 Постановления Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации»

и недействующими отдельных положений распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2007 г. 686-р (СПС «КонсультантПлюс»). См. также: По делу о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Саратовской области по вынесению предписания о выполнении работ по устранению выявленных нарушений 142 при использовании, содержании и ремонте жилищного фонда, придомовых территорий :

— определение ВАС РФ от 29 июня 2009 г. ВАС-7126/09 // СПС «КонсультантПлюс».

2 С м., например: По жалобе на Постановление заместителя главного государственного жилищного ° инспектора Ростовской области, вынесенное по делу об административном правонарушении, О предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ : постановление Верховного Суда РФ от 2 июня 2009 г. ^ 41-АД09-2 // СПС «КонсультантПлюс». См. также: Определения ВАС РФ по делам о признаем нии незаконным постановления уполномоченного органа о привлечении к ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ от 30 марта 2010 г. ВАС-2146/10; от 16 марта 2010 г. ВАС-2655/10; от 4 марта 2010 г. ВАС-2180/10; от 9 февраля 2010 г. ВАС-919/10; от 5 февраля 2010 г. ВАС-78/10; от 25 декабря 2009 г. ВАС-15799/09; от 10 декабря 2009 г. ВАС-14942/09; Определения ВАС РФ по делам о признании незаконным постановления уполномоченного органа о привлечении к ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ от 30 марта 2010 г. ВАС-3046/10; от 26 февраля 2010 г. ВАС-2010/10; от 9 февраля 2010 г. ВАС-857/10; от 17 декабря 2009 г. ВАС-16700/09; от 10 декабря 2009 г. ВАС-13094/09 (СПС «КонсультантПлюс»).

Заметим, что нарушение установленных законом пределов осуществления права собственности на жилое помещение влечет применение к собственнику различного рода предусмотренных законодательством мер ответственности, не только административной, в виде предупреждения или штрафа (ст. 7.21, 7.22 КоАП РФ), но и гражданско-правовой (ст. 293 ГК РФ), в виде лишения права собственности на жилое помещение1.

В регионах органы исполнительной власти, к сожалению, не уделяют должного внимания организации работы жилищных инспекций. Более того, в региональной практике встречаются и «спорные» нормотворческие решения. Например, в Астраханской области государственная жилищная инспекция реорганизована в форме преобразования — в службу строительного и жилищного надзора, которой переданы все ее контрольные функции2. Новая надзорная Служба — исполнительный орган государственной власти, § являющийся правопреемником государственной жилищной инспекции В Астраханской области по всем правам и обязанностям, уполномоченным §

на осуществление государственного контроля3. Структурные подразделения $ данной службы: а) инспекция государственного строительного надзора; б) инспекция государственного контроля и надзора в области долевого строительства; в) государственная жилищная инспекция.

В то же время в регионах после выхода Постановления Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. инспекция создавалась в качестве отдела (структурного подразделения) в жилищно-коммунальных ведомствах. Однако после вступления в силу КоАП РФ в 2002 г. потребовалось изменить ее статус. § £ Дело в том, что установленные административно-деликтным законом санкции может налагать только специальный государственный орган4, то есть

Государственная жилищная инспекция области. ^ 8

Установлено, что качество нормативно-правовой основы, ее полнота и §1

степень соответствия особенностям регулируемого объекта обусловливают § 9

эффективность управления жилищно-коммунального хозяйства. Но прак- 0,55

отсутствуют последовательные и скоординированные меры по модельной $ 5

реализации экономических взаимоотношений, структурных изменений в В» жилищной сфере на региональном уровне в свете административной реформы. Обращает на себя внимание отсутствие ряда необходимых норм в

новом законодательстве, в том числе регулирующих порядок организации 143

1 См. подробнее: О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении —

Жилищного кодекса Российской Федерации : постановление Пленума Верховного Суда РФ

от 2 июля 2009 г. 14 // Российская газета. 2009. 8 июля. I

2 С м.: О р еорганизации органов исполнительной власти Астраханской области : постановление ® Губернатора Астраханской области от 4 февраля 2005 г. 34 (в ред. от 26 августа 2005 г.) // ^ Астраханские известия. 2005. 3 марта. ^

3 См.: О службе строительного и жилищного надзора Астраханской области : Постановление § Правительства Астраханской области от 6 апреля 2005 г. 52-П (в ред. от 10 сентября 2008 г.) // ® Астраханские известия. 2005. 26 мая.

4 Известно, что государственный орган — это организация, наделенная компетенцией для реализации публичных задач и функций государства, а структурное подразделение — обособленная часть государственного органа, компетенция и функции которого производны от государственного органа в целом и не обладающая внешней самостоятельностью.

государственного жилищного контроля, обеспечивающих нормативно-правовое сопровождение реформы, механизм ее реализации.

Поэтому полагаем, что нужна не просто разработка модельных законов для регионов (модельные законы тоже могут содержать н еудачные нормы). Скорее нужна разработка процедурного инструментария, заменяющего декларации и нормы по делегированию власти на нормы прямого действия и внедрение этих норм в обязательном порядке. Лишь после разработки этих инструментальных приемов оформление их в модельные законы стало бы полезным.

кандидат юридических наук, доцент,

зав. кафедрой Астраханского государственного

докторант Саратовской государственной

Генезис государственной службы в России

Аннотация: статья посвящена причинности службы в контексте становления древнерусской государственности. Анализируется зарождение, становление и развитие службы как О организационно-публичного феномена.

^ Key words: to the state type of service, a princely retinue, the prince, a home guard, compulsion.

к Система государственной службы в России, закрепленная

§ годня в федеральном законодательстве, сложи лась не сразу, пройдя длитель-^ ный путь эволюционного развития. Несмотря на то, что в правовом плане с институт государственной службы в 2003 г. пережил в своем развитии очередную и пока последнюю систематизацию1, поиск дальнейших путей раз-144 вития н е исключает выявления разнообразных причин, детерминировавших

Читайте также:  Перепланировка переустройство жилищная инспекция

— в прошлом те или иные явления как негативные либо прогрессивные. Как

правильно подчеркивается в специальной литературе, накопленный государ-т- ственной службой и выделенный ею в качестве закономерностей и несущих сч характеристик опыт достоин изучения и распространения2. Поэтому так не-сч обходимо постоянное обращение к урокам истории, творческое осмысление

1 С м.: О системе государственной службы Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г. 58-ФЗ (в ред. от 1 декабря 2007 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. 22, ст. 2063.

2 См.: Атаманнук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2003. С. 12, 29; Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997. С. 58; Старилов Ю.Н. Административное право : в 2 ч. Ч. 2. Кн. 1: Субъекты. Органы управления. Государственная служба. Воронеж, 2001. С. 253.

Обязанности и полномочия Государственной жилищной инспекции города Москвы. Жилищные споры возникают нередко. Для их решения гражданам нужно знать, куда обращаться. … Жилищным кодексом. Введен в действие 29 декабря 2004 года. Представляет собой правовой документ, регулирующий отношения, связанные с нежилыми и жилыми объектами, их использованием; Федеральным законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в России» от 6 октября 2003 года; ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года

Чем занимается жилищная инспекция?

Чем занимается жилищная инспекция? Понятие «домашний осмотр» ходит на устах многих. Но тонкости этой организации, ее функции, обязанности известны далеко не всем.

Определение понятия

Государственная жилищная инспекция или, как ее еще называют, ГЖИ — один из органов исполнительной власти в России.

Эта организация осуществляет надзор за государственным жилищным фондом и контролирует качество государственных услуг, предоставляемых гражданам.

Инспекция действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Основные функции

Основная цель, для которой создана жилищная инспекция:

В дополнение к этим основным функциям жилищная инспекция выполняет несколько других функций:

  • несет ответственность за выполнение работ, связанных с использованием муниципального ресурса;
  • контролирует правильность установленных норм потребления коммунальных услуг;
  • следит за экономным использованием ресурсов;
  • Предоставляет информационные услуги для жителей;
  • Обеспечивает соблюдение правил при оценке жилья: пригодно ли оно для дальнейшего проживания или следует признать непригодным для проживания.

Таким образом, HMO несет ответственность за соблюдение всех жилищных законов. Кроме того, он отвечает за соблюдение правил энергосбережения и модернизации.

Именно Жилищная инспекция наблюдает за созданием фондов ремонта, а также за созданием на законных основаниях управляющих компаний (УК), ассоциаций домовладельцев (ТСЖ) и жилищных кооперативов. Однако это не может мешать финансово-хозяйственной деятельности любой из вышеупомянутых ассоциаций.

Чем занимается жилищная инспекция

Жилищно-коммунальное хозяйство призвано обеспечить гражданам комфортные и безопасные условия проживания. Для обеспечения государственного контроля над этой задачей в 1994 году был создан специальный орган по проверке жилых домов. Практика показывает, что не все жители многоквартирных домов (МАБ) осведомлены о существовании жилищной инспекции. Из статьи вы узнаете: чем занимается эта организация, каковы компетенции инспекторов и как получить помощь в случае нарушения жилищных прав.

Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) – определение и правовой статус

Государственная жилищная инспекция — государственный орган, осуществляющий надзор в сфере жилищно-коммунального хозяйства и надзор за управлением жилыми домами. Выполняет контрольные задачи и выполняет лицензионные функции в сфере управления недвижимостью. Фактически Жилищная инспекция является посреднической организацией между собственниками квартир, управляющими компаниями (УК) и муниципальными / государственными органами.

Необходимость создания Жилищной инспекции возникла в результате появления у жильцов не только собственных квартир, но и общих частей, требующих постоянного ремонта и обслуживания. Эта организация уполномочена государством обеспечивать безопасность граждан при эксплуатации жилых домов.

Структура Госжилинспекции в России

В системе есть федеральное управление, но контроль осуществляется в рамках конкретной территориальной единицы. Это означает, что в каждом регионе РФ есть собственное ТСЖ. Местное управление осуществляется городскими и коммунальными отделениями организации.

Отдельные подразделения ГВИ контролируют правильность начисления платы за коммунальные услуги, осуществляют надзор за лицензионной деятельностью жилищно-коммунальных предприятий и управляющих организаций, а также отслеживают технические сбои. Специалисты инспекции выдают заключения о безопасности проживания в жилых домах и присваивают квартирам статус аварийных или разрушенных.

Нормативная база, на основании которой действует ГЖИ

Согласно Указу РФ № 493 Гжи, инспекция руководствуется юридически устанавливаемыми принципами, нормами и актами:

  • Конституция России, которая гарантирует гражданам право на безопасность своей собственности;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Жилищный код Российской Федерации, который устанавливает принципы живого жилья в жилых зданиях, а также принципы управления мультиподздовыми зданиями;
  • Кодекс административных правонарушений.

Проверка заявлений и отменов граждан состоится на основе федерального акта № 294, регулирующих права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в проведении государственного и коммунального надзора.

Кроме того, административные положения о инспекциях жилья регулируются резолюциями факультетов и правовых актов регионального уровня.

Цели и задачи ГЖИ

Чтобы реализовать свою главную цель, которая является рекордным и контролем безопасности жилищных ресурсов, HMOS имеет право:

  • Примите жалобы и обращение со стороны населения в отношении нарушений закона, рассмотрим их и рекомендуем меры по устранению несоблюдающих действий;
  • Рассмотрение спорных вопросов в области муниципальных услуг, основанных на Законе о защите прав потребителей
  • Контролирующие управленческие компании для того, чтобы раскрыть свой небрежный подход к своим обязанностям;

Задача IHMS состоит в том, чтобы контролировать уровень качества квартир в МФБ и предотвращение ухудшения условий жизни в жилых домах.

Основные функции

Помимо управления компаниями, инспектор будет контролировать деятельность юридических лиц, участвующих в организации сектора жилья и технического обслуживания: компании, управляющие жилыми и технического обслуживания, ассоциации владельцев домов (HMO) и жилищные и строительные кооперативы. Осмотр следует проводить для его основных обязанностей:

  • Порядок функционирования жилых зданий и соседних районов;
  • Состояние жилых зданий, их подход в портативных программах по ремонту;
  • Своевременное исполнение работ, связанных с ремонтом и надлежащим поддержанием систем обслуживания жизни в зданиях
  • Количественное потребление муниципальных услуг, а также законность фиксированных стандартов;
  • Проведение сезонных работ, связанных с муниципальными устройствами
  • Состояние квартир, осуществляющих ремонт муниципальных установок.

Жилищный инспектор предоставляет рекомендации и взаимодействует с лицензированной управляющей компанией.

Какие вопросы входят в компетенцию ГЖИ

Задачи инспекции жилищно-коммунальной экономики включают в себя:

  • Признание жилого дома или жилой дом для нежелательного;
  • Принятие и регистрация заявок от жителей;
  • Принимая и акционерные платежи для муниципальных услуг;
  • Вопросы, связанные с реконструкцией жилых помещений;
  • Ссылка на суд в случае выявления нарушений в рамках строительства или использования жилых помещений.

Инспекция уполномочена официальным сертифицирующим протоколам от Главных жителей жилищного имущества с решениями о разрешении благополучии и реконструкции помещений в жилом здании.

Специальные подразделения инспекции жилой и коммунальной экономики осуществляют экзамены для менеджеров и управления предприятиями жилья и коммунальной экономики, чтобы оценить знание процедур управления для управления и муниципальными секторами. На основании результатов экзаменов выпускается сертификат, право на участие в наличии соответствующих позиций в данном поле.

Какие жалобы в Госжилинспекции не рассматривают

Существуют ограничения на держав жилищных инспекций. Например, финансовый сайт HOAS не контролируется этой структурой. Вопросы ненадлежащего распределения финансовых ресурсов рассматриваются правоохранительными органами (прокуратура). То же самое относится и к финансам управления компаниями. HOA имеет право контролировать производственные мероприятия, позволить или отказываться выдавать лицензию.

Полномочия и права инспектора ГЖИ

В обязанности инспектора больничной кассы входит:

  • Принимать граждан лично;
  • сбор информации от арендаторов и организаций об использовании многоквартирного дома, качестве коммунальных услуг и содержании строительной площадки;
  • документировать нарушения закона;
  • Подготовка административных отчетов для привлечения виновных к ответственности;
  • рассмотрение жалоб жителей;
  • собрать жителей дома для чтения пояснительных лекций;
  • проводить противоугонные мероприятия;
  • инициирование рассмотрения спорных вопросов в суде
  • Помощь в заключении договоров с поставщиками услуг, необходимых для обслуживания здания.

Для выполнения своих обязательств закон разрешает инспектору иметь неограниченный доступ в помещения МФБ, в том числе в квартиры.

Действия жилищной инспекции при получении жалобы от жильцов

Поводом для рекламации может быть элементарное несоответствие в качестве услуг:

  • прилегающая территория плохо убрана;
  • Лифты работают нерегулярно;
  • Входы не протираются влажными тряпками.

Жители могут подать жалобу на поставщика ресурсов в жилищную инспекцию.

Апелляция подается в письменной форме. Они рассматриваются в течение 30 дней с момента регистрации заявки. Если проблема не входит в компетенцию Жилищной инспекции, апелляцию необходимо направить в соответствующие структуры в течение 7 рабочих дней с момента регистрации. В таком случае об этом должен быть уведомлен гражданин, в отношении которого подается жалоба.

Если требуются дополнительные запросы, срок рассмотрения заявки может превышать 30 дней. Это возможно только при отсутствии угрозы безопасности.

Жалобу в Жилищную инспекцию необходимо подавать в установленном законом порядке. Контакты Жилищной инспекции можно найти в Интернете. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие право проживания по указанному адресу, копии обращений в управляющую компанию и ответы на них.

После получения жалобы HMO проводит проверку управляющей компании, и в случае подтверждения нарушений руководитель управляющей компании будет оштрафован и приговорен к исправлению. Инспекторам дается определенное количество времени, и если проблема не будет устранена в течение этого времени, последуют дальнейшие штрафы, взыскания и даже судебное разбирательство.

В ходе проверки инспектор проверит всю работу управляющей компании, а не только факты, указанные в обращении. Поэтому не исключено, что будут обнаружены другие проблемы.

Куда обращаться, если проверка ГЖИ не принесла результата

В случае отсутствия результатов по жалобе этот вопрос подлежит разрешению в досудебном производстве. Вам необходимо подать жалобу на действие или бездействие ОМС и подать ее в высший исполнительный орган, региональное отделение или Главному государственному инспектору.

При отсутствии ответа на жалобу гражданин может подать иск или обратиться в прокуратуру. Прокуратура проверит деятельность отдела GWI и вынесет решение. Зачастую за бездействие проверяющего органа его руководитель подвергается дисциплинарным и административным взысканиям.

Жалоба должна быть подана в течение трех месяцев со дня установления нарушения гражданских прав. Следует учитывать, что в этот срок входит и досудебное урегулирование дела.

Как показывает практика, в Госжилинспекцию лучше подавать жалобу группой с хорошим юридическим сопровождением.

Таким образом, полномочия Государственной жилищной инспекции в сфере ЖКХ впечатляют. А если управляющая компания не выполняет взятые на себя обязательства, обратиться за реальной помощью и защитой своих прав некуда.

Справочная информация: Положение о Государственной Жилищной инспекции в РФ. … Где находится жилищная инспекция ? В каждом субъекте РФ есть местная организация, которая осуществляет свою работу в соответствии с законом. Внимание! Информация на сайте носит больше ознакомительный характер, и дает базовые знания по вашей проблеме. Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете круглосуточно и бесплатно уточнить любую информацию у наших дежурных юристов-консультантов. Связаться с ними вы можете следующими способами

Источники
  • https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?357
  • https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-pravovoy-status-gosudarstvennoy-zhilischnoy-inspektsii-v-rossiyskoy-federatsii
  • https://pravo-realty.ru/chem-zanimaetsya-zhilishhnaya-inspekcziya/

Рейтинг
Загрузка ...