Предоставление коммунальных услуг это функция государства

Защита прав потребителей жилищно — коммунальных услуг является одной из важнейших социально значимых функций государства

Учитывая, что Роспотребнадзор согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей, государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей услуг жилищно — коммунального хозяйства (ЖКХ), должен стать одним из приоритетных направлений в деятельности, как самой Федеральной Службы, так и ее территориальных органов.

Эффективность реализации указанной задачи в рамках полномочий Федеральной службы в первую очередь зависит от правильного определения объекта и субъектов соответствующих правоотношений и выбора правовых норм, подлежащих применению в каждом конкретном случае.

Шаг 1. Функции государства. Формат отношений «человек – бизнес – государство»

В настоящее время отношения с участием потребителей в сфере ЖКХ регулируются целым рядом основных нормативных правовых документов:

1. Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон «О защите прав потребителей»);

2. Жилищным и Гражданским кодексами РФ;

3. Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв.Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»);

5. Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»;

6. Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 г. №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (далее Стандарт раскрытия информации).

Следует отметить ,что все граждане, проживающие как в приватизированных, так и неприватизированных квартирах в многоквартирных жилых домах, являются потребителями жилищно-коммунальных услуг. Их исполнителем, т.е. стороной в правоотношениях, является предприятие или учреждение (организация), в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится соответствующий жилищный фонд (а также кондоминиумы, жилищно — строительные кооперативы и т. д. — для потребителей, проживающих в жилищном фонде, находящемся в коллективной собственности).

При этом законодательством о защите прав потребителей не регулируются гражданско — правовые отношения граждан с указанными организациями (например, с жилищно-строительными или дачно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья и т.д.), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных УСЛУГ. Так, например, если уставом ЖСК предусмотрена обязанность кооператива обеспечивать оказание платных коммунальных услуг гражданам, то на отношения, возникающие по поводу предоставления указанных услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.

Коммунальные услуги для многоквартирных домов. Часть 2.

Учитывая, что большое число обращений граждан так или иначе связано с вопросами оплаты жилья и коммунальных услуг, их практическое разрешение должно базироваться на следующих законодательно закрепленных основополагающих правовых нормах.

Особо следует отметить тот факт, что с введением в действие Федерального закона от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» является противоправным взимание с граждан платы за капитальный ремонт жилищного фонда, ранее введенной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года № 887, поскольку данный законодательный акт фактически исключил указанный платеж из общего состава (структуры) платежей за услуги жилищно-коммунального назначения, установив, что «порядок возмещения расходов на капитальный ремонт жилья устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом».

В целом, в настоящее время, согласно п. 3 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг оплата жилья нанимателями жилых помещений по договору социального найма жилого помещения и договору найма жилого помещения, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам, а также собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, в которых не созданы объединения собственников, включает в себя внесение платы:

б) за ремонт жилья, включающий в себя текущий ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории, по перечню работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов и оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья (согласно приложению к Правилам)

Читайте также:  П 67 354 правила предоставления коммунальных услуг гражданам

в) за наем жилого помещения — для нанимателей жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам.

При отсутствии приборов учета объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления, устанавливаемым органами местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При этом согласно п. 6 тех же Правил «оплата коммунальных услуг (электроснабжения, газоснабжения, в том числе снабжения сетевым природным или сжиженным газом, газа в баллонах, водоснабжения, водоотведения (канализации), горячего водоснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления) осуществляется гражданами, проживающими в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду независимо от форм собственности, по единым правилам, условиям и тарифам, действующим на территории соответствующего муниципального образования, в зависимости от степени благоустроенности жилых помещений и жилых домов».

Организация контроля и надзора в сфере защиты прав потребителей жилищно — коммунальных услуг со стороны территориальных органов Роспотребнадзора должна предусматривать систему мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений потребительского законодательства.

Основанием для применения таких мер будут служить:

— жалобы, обращения, заявления граждан — потребителей жилищно-коммунальных услуг;

-соответствующие обращения органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций потребителей, средств массовой информации;

— мероприятия по контролю, проводимые в установленном порядке должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора.

При этом в соответствии с возложенными на них функциями и в рамках полномочий, установленных законодательством, территориальные органы Роспотребнадзора (уполномоченные должностные лица) вправе выдавать соответствующим исполнителям (продавцам) жилищно-коммунальных (коммунальных) услуг обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей и (или) необходимости соблюдения обязательных требований к жилищно-коммунальным (коммунальным) услугам. Выдача указанных предписаний, являющихся по своей правовой природе индивидуальными ненормативными правовыми актами государственного органа, производится на основании ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Основанием для выдачи предписаний, в частности, являются установленные Факты:

— нарушения права потребителей на получение полной и достоверной информации об исполнителе и оказываемых им жилищно — коммунальных услугах (ст.ст. 8-11 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 1.7 Правил предоставления коммунальных услуг);

— нарушения требований (в том числе обязательных) к качеству и безопасности предоставляемых жилищно — коммунальных услуг (ст. ст. 4, 7 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 1. 5 Правил предоставления коммунальных услуг,

— включения в договор условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными действующим законодательством, в том числе, навязывание платных дополнительных услуг, обусловливание оплаты (приобретения) одних услуг обязательной оплатой (приобретением) иных и т. д. (ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»);

— несоблюдения исполнителем соответствующих не имущественных требований потребителей, связанных с предъявлением ими индивидуальных претензий в отношении предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (их потребительских свойств, сроков оказания и др.) (ст. ст. 12, 18, 28, 29, 37 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

При этом следует иметь в виду, что в силу положений ст. 11 ГК РФ все претензии и требования имущественного характера, предъявляемые потребителями, при их неразрешении в добровольном порядке подлежат рассмотрению исключительно судебными инстанциями.

При невыполнения в установленный срок законного предписания (представления) территориального органа Роспотребнадзора о прекращении нарушений прав потребителей возбуждается дело об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч.1.ст. 19.5 КоАП РФ, а при наличии соответствующих оснований — по ст. 19.6 КоАП РФ;

(c) Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, 2006-2022 г.

Источник

Предоставление коммунальных услуг это функция государства

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — государственная услуга), — деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;

2) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее — муниципальная услуга), — деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее — орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав;

Читайте также:  Куда обращаться если много насчитывают за коммунальные услуги

(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 146-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) заявитель — физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, либо к уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертам, указанным в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в том числе в порядке, установленном статьей 15.1 настоящего Федерального закона, выраженным в устной, письменной или электронной форме;

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 479-ФЗ, от 30.12.2020 N 509-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) административный регламент — нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;

5) многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) — организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна»;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 239-ФЗ, от 21.12.2013 N 359-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ, от 19.02.2018 N 26-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме — предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) портал государственных и муниципальных услуг — государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг;

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) подведомственная государственному органу или органу местного самоуправления организация — государственное или муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданные соответственно государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления;

(п. 8 введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

9) межведомственное информационное взаимодействие — осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, многофункциональными центрами;

(п. 9 введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) межведомственный запрос — документ на бумажном носителе или в форме электронного документа о представлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, направленный органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо многофункциональным центром или направленный с использованием портала государственных и муниципальных услуг при заполнении заявителем запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги в электронной форме в государственный орган, орган местного самоуправления, подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, участвующую в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных или муниципальных услуг, на основании запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги или запроса, указанного в статье 15.1 настоящего Федерального закона, и соответствующий требованиям, установленным статьей 7.2 настоящего Федерального закона;

Читайте также:  Что такое солидарное взыскание долга за коммунальных услуг

(п. 10 введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.12.2017 N 479-ФЗ, от 30.12.2020 N 509-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) жалоба на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги (далее — жалоба) — требование заявителя или его законного представителя о восстановлении или защите нарушенных прав или законных интересов заявителя органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, многофункциональным центром, должностным лицом органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, работником многофункционального центра, государственным или муниципальным служащим либо организациями, предусмотренными частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, или их работниками при получении данным заявителем государственной или муниципальной услуги;

(п. 11 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) единый стандарт предоставления государственной и (или) муниципальной услуги (далее — единый стандарт) — установленные Правительством Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, единые требования к предоставлению государственной и (или) муниципальной услуги.

Источник

Роль рынка и государства в предоставлении жилищно- коммунальных услуг населению

Действие рыночных механизмов в жилищно-коммунальной сфере Российской Федерации ограничено рядом факторов, которые препятствуют более полному переходу на рыночную основу предоставления жилищно-коммунальных услуг:

— жилищно-коммунальные услуги относятся к услугам жизнеобеспечения, которые реализуют важнейшие права людей в гражданском обществе;

  • — жилищно-коммунальное хозяйство выполняет функцию формирования социальной общности людей на региональном и местном уровне;
  • — развитие жилищно-коммунальных услуг требует больших капитальных вложений в инфраструктурные объекты, которые характеризуются низкой коммерческой эффективностью;
  • — рост тарифов в сфере жилищно-коммунальных услуг ограничивает их потребление размерами платежеспособного спроса населения, что приводит к ценовой дискриминации малообеспеченных слоев населения при получении данного типа благ. Гарантируя предоставление жилищных и коммунальных услуг всем группам населения, в том числе малообеспеченным гражданам, государство обеспечивает потребление ими насущных благ, т. е. таких благ, которые люди должны получать независимо от уровня их доходов.

Таким образом, комплексная модель оказания жилищно- коммунальных услуг в условиях развивающегося рынка отличается сохранением сегментов общественных и смешанных услуг (см. табл. 10), а государственное регулирование жилищно-коммунальных услуг включает методы прямого и косвенного регулирования.

В сфере жилищно-коммунальных услуг России выделяется по крайней мере три сегмента, различающихся характером предоставляемых услуг, особенностями производства и оказания услуг, а также методами экономического регулирования сферы ЖКХ, направленными на сохранение доступности услуг отрасли для населения.

Функционирование комплексной модели жилищно- коммунальных услуг усложняет нахождение устойчивого баланса рыночных и нерыночных механизмов. В результате дерегулирования системы централизованного планирования и государственных дотаций, а также перехода к полному возмещению потребителями стоимости услуг усложняется проблема доступности жилищно-коммунальных услуг.

Производство и потребление услуг ЖКХ связаны со значительными положительными внешними эффектами, обеспечивающими повышение качества рабочей силы, комТаблица 10

Комплексная модель оказания жилищно-коммунальных услуг в условиях развивающегося рынка

Жилищно-коммунальные услуги, являющиеся

чистыми общественными благами

смешанными общественными благами

чистыми частными благами

Озеленение, благоустройство территории, санитарная очистка и т. п.

Ресурсоснабжение (тепло-, газо-, электро-, водоснабжение и водоотведение), услуги дорожномостового хозяйства

Услуги по эксплуатации и текущему ремонту жилищного фонда

Свойства, доступность услуг

Неделимость, неиз- бирательность, неис- ключаемость, всеобщая доступность

Неисключаемое, но перегружаемое потребление, трансмиссионность технологии (сетевой тип производства). Всеобщая доступность услуг особой социальной важности сочетается со свободой выбора и платностью услуг меньшей социальной значимости

Делимость, избирательность, исключаемость, конкурентность. Ограниченная доступность услуг (экономические факторы)

Общество в целом (на уровне городского населения)

  • 1) Домовладение в целом;
  • 2) индивидуальный потребитель (собственник или арендатор обособленного жилого или производственного помещения) — в условиях установки индивидуальных приборов учета (счетчиков)
  • 1) домовладение(или общественное или производственное здание) в целом (кондоминиум);
  • 2) индивидуальный потребитель

Относятся к государственному сектору (муниципальные предприятия). Финансируются с помощью финансово-налоговой системы

Предоставляются естественными локальными монопольными предприятиями. Бесплатность предоставления общественно значимых услуг социально уязвимым слоям населения сочетается с платностью этих видов услуг для работоспособной части населения

Могут быть потенциально конкурентными и вовлеченными в рынок. Финансируются населением и предприятиями на основе равновесных цен

фортность для жизни и бизнеса территорий, имеющих развитую жилищную и коммунальную инфраструктуру, инвестиционную привлекательность регионов и в конечном итоге — экономическую, социальную и политическую стабильность. А социально-экономическая значимость услуг жилищно- коммунальной сферы определяет необходимость обеспечения их доступности для населения всех регионов страны.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...