Государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — это социально- экономический комплекс специфических структур и объектов для содержания (сохранения и развития) всех элементов жилищного фонда и коммунального обслуживания как их пользователей, так и различных учреждений и предприятий.
Он включает в себя как собственно жилищное хозяйство (оказание жилищных услуг), так и отрасли коммунального обслуживания — такие, как: услуги электроснабжения; теплоснабжения и горячего водоснабжения; холодного водоснабжения и водоотведения; газоснабжения; сбор, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов; благоустройство и санитарная очистка территорий. Кроме того, ЖКХ включает в себя гостиничное и банно-прачечное хозяйство; оказание ритуальных услуг; общественный транспорт; дорожное и мостовое хозяйство и т.п.
ЖКХ — это экономика предоставления жилищных и коммунальных услуг, это хозяйствование в целях их предоставления на адекватном потребностям времени качественном уровне.
Как Швеция превращает свои отходы в золото
Понятие «услуга» может толковаться как экономическая деятельность по удовлетворению потребности человека, организаций, работа, выполняемая по заказу и не направленная на получение в качестве результата материального продукта.
Производство услуг не связано с товаром в его материальном виде.
Услуга — это разновидность потребительской стоимости продукта, ее полезность выражается не в вещественной форме — она полезна не как вещь, а как деятельность. Это разновидность товара, отличительной чертой которого является его нематериальность.
В жилищно-коммунальном хозяйстве новые материальные блага все-таки создаются (например, тепло, согретая вода), но и в этом случае их потребление реализуется, как правило, через механизм такой услуги, как доставка таких материальных благ (транспортирование) непосредственно до потребителя. Тем не менее, можно считать, что в отдельных случаях ЖКХ выступает как организация производства не только услуг, но и материальных благ.
Услуги жилищно-коммунального хозяйства — это услуги по предоставлению жилья, водо-, тепло-, газо- и электроснабжению, транспортному обслуживанию и др.
Коммунальные услуги, как правило, выступают в виде доведения до потребителей (пользователей жилья) материалов и продуктов с определенными качественными показателями (тепло- и электроэнергия, вода и т.д.), а жилищные — в виде определенных работ (по жилому фонду), например, обслуживание жилых домов, санитарная очистка и т.д.
К коммунальным услугам относят обеспечение населения (и других потребителей) теплом, холодной и горячей водой, электроэнергией, газом. Коммунальные услуги включают в себя услуги по электроснабжению, водоснабжению и канализации, газоснабжению, теплоснабжению, дорожно-мостовому хозяйству и инженерной защите, по зеленому хозяйству и цветоводству, очистке территорий городов и других поселений.
Специфика жилищно-коммунального комплекса состоит в целом ряде черт и признаков.
Структура и особенности жилищно-коммунальных услуг. Качество услуги
Первой и важнейшей особенностью ЖКХ является социальная предназначенность данного комплекса. Высокая социальная значимость жилищно-коммунального хозяйства, основное его назначение состоит в практической поддержке и осуществлении конституционного права человека на современное жилище и необходимое его обслуживание. В статье 40 Конституции Российской Федерации подчеркивается: «Каждый имеет право на жилище», «Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище», здесь также определяется: «Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами». Таким образом, свобода гражданина обладать жильем, роль государства и муниципальных властей в развитии и преумножении жилищного фонда зафиксирована в Основном Законе страны. Это обстоятельство должно учитываться прежде других при оценке всей деятельности государственных и муниципальных структур.
Другой важной, специфической чертой жилищно-коммунального комплекса является то его свойство, что по сравнению с другими видами хозяйственной деятельности, отраслями социальной сферы он находится в тесной взаимосвязи с домашними хозяйствами и, следовательно, семейной жизнедеятельностью человека. Конструктивное решение одной из главных демографических задач страны — повышение рождаемости во многом связано именно с конструктивным решением жилищной проблемы — доступностью и качеством жилья, а, следовательно, и качеством его обслуживания.
Следующей существенной специфической чертой предприятий ЖКХ выступает то обстоятельство, что, как правило, они являются производителями товаров, потребляемых в тех же муниципальных образованиях, в которых эти товары (услуги) производятся. Поэтому этот сектор экономики может полностью находиться под контролем местных властей, в центре внимания муниципальных органов управления. Коммунальное хозяйство — это, как правило, замкнутый (на конкретной территории) тип производства. Такой тип производства (неадекватный принципам свободного предпринимательства) обусловливает специфику формирования общественно-административной, да и экономической ответственности за коммунальное хозяйство.
Немаловажная особенность ЖКХ заключается также в том, что оно представляет собой одного из крупнейших в экономике потребителей материальных ресурсов. Поэтому результативное стимулирование в этой сфере ресурсосбережения, экономия энергетических и водных ресурсов имеют серьезные, возможно, принципиальные следствия для состояния экономики всей страны.
В организационно-методологическом, да и теоретико-экономическом отношении главная, пожалуй, особенность жилищно-коммунальной сферы состоит в том, что жилищно-коммунальные услуги во многом относятся к категории общественных благ. Это обусловлено тем, что их потребление характеризуется неделимостью (будучи доступно кому-нибудь одному, это благо, эта услуга доступны и всем другим) и несоперничеством (потребление блага одним потребителем не уменьшает возможностей его потребления другим). Из экономической теории известно, однако, что рациональное производство подобных благ осуществляется не частными производителями, а государственными, муниципальными (общинными), коллективными структурами (или по их заказу). Именно потому, что услуги ЖКХ по характеру их потребления практически представляют собой общественные блага и имеют высокую социальную значимость, их производство (предоставление) должно опираться на государственно-муниципаль-ную поддержку.
Между тем, когда удается вводить учет потребления коммунального блага (например, установить счетчики потребляемых ресурсов), становится возможной и индивидуализация исчисления его оплаты. Такая посемейная индивидуализация может лишать потребление ЖКУ свойства неделимости и поэтому такие услуги перестают быть общественным благом. Однако индивидуализация потребления не отменяет того положения, что средства доставки (производства) этих услуг, как правило, и в этом случае остаются коллективными, общими для всех их потребителей — жителей дома, поселка, района, территории (рис. 1).
Таким образом, потребление средств доставки (производства) коммунальных продуктов остается коллективным, т. е, услуги по их доставке (производству) остаются общественными благами. В зависимости от характера потребления услуг можно выделить услуги индивидуального (посемейного) и общественного (коллективного) пользования.
К услугам индивидуального (посемейного) потребления можно отнести услуги, оказываемые каждому потребителю непосредственно в жилом помещении (квартире, индивидуальном доме): водоснабжение, водоотведение, тепло-, электро-, газоснабжение.
Когда речь идет об услугах общественного (коллективного) пользования, подразумевают обслуживание мест общего пользования в многоквартирных домах, лифтового хозяйства, внеквартирного инженерного оборудования; придомовых территорий (уборка, сбор, вывоз мусора); территорий населенных пунктов, муниципальных образований (строительство, ремонт и уборка улиц, дорог, мостов и тротуаров, озеленение, уличное освещение, утилизация и захоронение твердых бытовых отходов).
По характеру производства и предоставления многие жилищные и коммунальные услуги, в силу сложившихся технологических особенностей, имеют общественный (коллективный) характер. Такие услуги производятся и рассчитываются не для отдельных потребителей, а для всей их совокупности, например, в многоквартирном доме или жилом поселке. Жилищно-коммунальный производитель (продавец, поставщик) этих услуг, как уже отмечалось выше, выступает монополистом, но потребители (покупатели), объединившись, могут также выступать монопсонистом. Однако отношения между монополией и монопсонией, как правило, нуждаются в общественном, т.е. государственном регулировании.
Рис. 1. Классификация ЖКУ в зависимости от степени их индивидуализации
Собственно говоря, ЖКХ — это экономика предоставления жилищных и коммунальных услуг, это хозяйствование в целях их предоставления.
Государственное регулирование ЖКХ включает в себя регулирование услуг естественных монополий (связанных с поставкой ресурсов по присоединенным сетям) и услуг немонопольных предприятий.
ИсточникСоздание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания
В соответствии со статьей 14 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Под «созданием условий» понимается комплекс мер, направленных на осуществление, выполнение, организацию и управление деятельностью, обеспечивающей реализацию тех или иных прав, норм, обязательств и полномочий.
К полномочиям в области обеспечения населения услугами связи относятся:
— содействие организациям почтовой связи в размещении объектов почтовой связи, рассмотрение предложений данных организаций о выделении нежилых помещений или строительстве зданий для размещения отделений почтовой связи и других объектов почтовой связи;
— создание и поддержание устойчивой работы местных почтовых маршрутов;
— содействие организациям почтовой связи в размещении почтовых ящиков на территории муниципального образования, контролируют обеспечение организациями, эксплуатирующими жилые дома, собственниками жилых домов сохранности и поддержания в исправном состоянии абонентских почтовых шкафов и почтовых абонентских ящиков;
— подготовка и согласование проектов муниципальных правовых актов по вопросам связи и информатизации;
— осуществление функций заказчика на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров для муниципальных нужд в сфере связи и информатизации;
— рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам оказания услуг связи.
К полномочиям в сфере общественного питания, торговли и бытового обслуживания относятся:
— создание условий для бесперебойной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, оказание услуг, обеспечивающих спрос и потребности жителей муниципального образования в товарах и услугах торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
— создание условий для удовлетворения спроса жителей на социально значимые бытовые услуги (парикмахерские, ритуальные, услуги бани, ремонта одежды и обуви);
— формирование конкурентной среды, поддержка и развитие предпринимательской деятельности на потребительском рынке товаров и услуг;
— осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением законодательства в области розничной продажи отдельных видов товаров, санитарных норм и правил реализации товаров населению;
— разработка проектов правовых актов и внесение предложений о совершенствовании нормативного правового обеспечения деятельности по созданию условий для обеспечения жителей услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
— организация работы предприятий торговли и общественного питания в период проведения праздников и культурно-массовых мероприятий;
— формирование и ведение реестра объектов розничной торговой сети, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, рынков;
— рассмотрение заявлений, предложений граждан по вопросам совершенствования организации и улучшения качества услуг торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
— прием и проведение устных консультаций граждан и организаций по вопросам организации торговли, бытового обслуживания, реализации товаров, нарушения прав потребителей;
— проведение мониторинга, анализ состояния и развития потребительского рынка в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
— проведение мероприятий по упорядочению работы объектов мелкорозничной торговой сети, рынков;
— взаимодействие с уполномоченными органами государственной власти по предупреждению, выявлению правонарушений в сфере потребительского рынка, в том числе путем проведения рейдов;
— оказание содействия продвижению на потребительский рынок товаров местных производителей;
— взаимодействие с общественными объединениями субъектов бизнеса в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
ИсточникРоль рынка и государства в предоставлении жилищно- коммунальных услуг населению
Действие рыночных механизмов в жилищно-коммунальной сфере Российской Федерации ограничено рядом факторов, которые препятствуют более полному переходу на рыночную основу предоставления жилищно-коммунальных услуг:
— жилищно-коммунальные услуги относятся к услугам жизнеобеспечения, которые реализуют важнейшие права людей в гражданском обществе;
- — жилищно-коммунальное хозяйство выполняет функцию формирования социальной общности людей на региональном и местном уровне;
- — развитие жилищно-коммунальных услуг требует больших капитальных вложений в инфраструктурные объекты, которые характеризуются низкой коммерческой эффективностью;
- — рост тарифов в сфере жилищно-коммунальных услуг ограничивает их потребление размерами платежеспособного спроса населения, что приводит к ценовой дискриминации малообеспеченных слоев населения при получении данного типа благ. Гарантируя предоставление жилищных и коммунальных услуг всем группам населения, в том числе малообеспеченным гражданам, государство обеспечивает потребление ими насущных благ, т. е. таких благ, которые люди должны получать независимо от уровня их доходов.
Таким образом, комплексная модель оказания жилищно- коммунальных услуг в условиях развивающегося рынка отличается сохранением сегментов общественных и смешанных услуг (см. табл. 10), а государственное регулирование жилищно-коммунальных услуг включает методы прямого и косвенного регулирования.
В сфере жилищно-коммунальных услуг России выделяется по крайней мере три сегмента, различающихся характером предоставляемых услуг, особенностями производства и оказания услуг, а также методами экономического регулирования сферы ЖКХ, направленными на сохранение доступности услуг отрасли для населения.
Функционирование комплексной модели жилищно- коммунальных услуг усложняет нахождение устойчивого баланса рыночных и нерыночных механизмов. В результате дерегулирования системы централизованного планирования и государственных дотаций, а также перехода к полному возмещению потребителями стоимости услуг усложняется проблема доступности жилищно-коммунальных услуг.
Производство и потребление услуг ЖКХ связаны со значительными положительными внешними эффектами, обеспечивающими повышение качества рабочей силы, комТаблица 10
Комплексная модель оказания жилищно-коммунальных услуг в условиях развивающегося рынка
Жилищно-коммунальные услуги, являющиеся
чистыми общественными благами
смешанными общественными благами
чистыми частными благами
Озеленение, благоустройство территории, санитарная очистка и т. п.
Ресурсоснабжение (тепло-, газо-, электро-, водоснабжение и водоотведение), услуги дорожномостового хозяйства
Услуги по эксплуатации и текущему ремонту жилищного фонда
Свойства, доступность услуг
Неделимость, неиз- бирательность, неис- ключаемость, всеобщая доступность
Неисключаемое, но перегружаемое потребление, трансмиссионность технологии (сетевой тип производства). Всеобщая доступность услуг особой социальной важности сочетается со свободой выбора и платностью услуг меньшей социальной значимости
Делимость, избирательность, исключаемость, конкурентность. Ограниченная доступность услуг (экономические факторы)
Общество в целом (на уровне городского населения)
- 1) Домовладение в целом;
- 2) индивидуальный потребитель (собственник или арендатор обособленного жилого или производственного помещения) — в условиях установки индивидуальных приборов учета (счетчиков)
- 1) домовладение(или общественное или производственное здание) в целом (кондоминиум);
- 2) индивидуальный потребитель
Относятся к государственному сектору (муниципальные предприятия). Финансируются с помощью финансово-налоговой системы
Предоставляются естественными локальными монопольными предприятиями. Бесплатность предоставления общественно значимых услуг социально уязвимым слоям населения сочетается с платностью этих видов услуг для работоспособной части населения
Могут быть потенциально конкурентными и вовлеченными в рынок. Финансируются населением и предприятиями на основе равновесных цен
фортность для жизни и бизнеса территорий, имеющих развитую жилищную и коммунальную инфраструктуру, инвестиционную привлекательность регионов и в конечном итоге — экономическую, социальную и политическую стабильность. А социально-экономическая значимость услуг жилищно- коммунальной сферы определяет необходимость обеспечения их доступности для населения всех регионов страны.
Источник