Выдача предостережения контрольно-надзорными органами Теперь контролирующие, надзорные органы в определенных случаях обязаны объявлять юрлицам предостережения о недопустимости нарушения
Государственная жилищная инспекция Санкт‑Петербурга
Предостережение Государственной жилищной инспекции Санкт‑Петербурга о недопустимости нарушения обязательных требований было признано судом законным
Государственная жилищная инспекция Санкт‑Петербурга (далее — Инспекция) по итогам совещания, проведенного по вопросу переоборудования фасада и обустройству отдельного входа в нежилое помещение, расположенного в многоквартирном доме по адресу: Санкт‑Петербург, 1-я линия В.О., дом 12, выдала индивидуальному предпринимателю предостережение от 05.07.2017 о недопустимости нарушения обязательных требований (далее — предостережение). Предостережением предпринимателю было предложено приостановить производство работ по устройству симметричных входов с дверными заполнениями в указанном помещении до принятия решения о согласовании данных работ общим собранием собственников помещений многоквартирного дома.
Не согласившись с предостережением, собственник нежилого помещения обратился в суд, указав, что предостережение Инспекции является необоснованным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности. Решением арбитражного суда города Санкт‑Петербурга и Ленинградской области от 25.09.2017, оставленным без изменения Тринадцатым арбитражным апелляционным судом, в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Рассмотрев все обстоятельства дела, суды пришли к выводу о том, что Инспекция вправе выдать предостережение при наличии признаков нарушений обязательных требований, которое носит профилактический характер. При этом само по себе предостережение о необходимости соблюдения обязательных требований не может нарушать права предпринимателя, поскольку не содержит обязательных для исполнения требований, а за его неисполнение не предусмотрена какая-либо ответственность или наступление правовых последствий. Учитывая изложенное, предостережение Инспекции было признано законным.
Предписание, представление или предостережение – это результат проверки управляющей организации контролирующими органами. С 1 января 2018 года заполнение ГИС ЖКХ – лицензионное требование для управляющих организаций в субъектах РФ за исключением городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя. … За нарушения при работе с системой ГЖИ может выдать УО предостережение или предписание, а прокуратура – представление. Обязанность управляющих организаций при размещении информации в системе регулирует ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ – обеспечить открытый и свободный доступ к сведениям о: показателях финансово-хозяйственной деятельности
Выдача предостережения контрольно-надзорными органами
Теперь контролирующие, надзорные органы в определенных случаях обязаны объявлять юрлицам предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. За что направляют предостережения и как на них реагировать? Разберемся.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее – предостережение) – новый вид результата проверки, более мягкий по сравнению с предписанием об устранении нарушений или устранении несоответствия. Направление контролирующими органами предостережения предусмотрено ч. 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ [1] .
Выдача таких предостережений является профилактической мерой согласно п. 4 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ. Обратите внимание, что законодательство устанавливает критерии [2] , в силу которых объекту проверки можно выдавать предостережение при обнаружении нарушений обязательных требований (например, требований пожарной безопасности):
- Орган власти, организация или гражданин впервые привлекаются к ответственности за нарушение.
- Выявленные нарушения не причиняют вред жизни, здоровью людей, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу, не влекут возникновение пожара, ЧС либо не создают непосредственную угрозу названных последствий.
- Федеральным законом не установлены иные обязательные санкции за выявленное нарушение.
Возможность работы с предостережениями была предоставлена начиная с 22.03.2017, когда вступили в силу Правила [3] , регламентирующие составление и направление предостережения, подачу объектом проверки возражений и их рассмотрение, уведомление об исполнении предостережения.
Каждую из перечисленных процедур разберем более детально.
Направление предостережения.
Решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля или иное уполномоченное приказом этого контрольно-надзорного органа должностное лицо. Обратите внимание, что руководители или уполномоченные лица не инициируют направление предостережения. Инициатором выступает должностное лицо контрольно-надзорного органа. Предложение о направлении предостережения может быть выдвинуто в следующих случаях (п. 2 Правил):
1. В ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получена информации о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований.
2. Сведения о нарушении обязательных требований содержатся в обращениях и заявлениях, поступивших в контрольно-надзорный орган (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено).
3. О нарушении обязательных требований сообщили органы власти, местного самоуправления, СМИ.
Предостережение может быть отправлено доступным для адресата способом. Такие способы перечислены в п. 6 Правил. Это может быть заказное письмо, но обязательно с уведомлением о вручении. Предусмотрена и пересылка предостережения по электронной почте или посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Но тогда документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) лица, принявшего решение о направлении предостережения.
Обращаем внимание, что список способов направления предостережения открытый. Главное, чтобы выбранный способ был доступен для адресата.
Предостережение составляется и направляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом вышеуказанных сведений (если иной срок не установлен административными регламентами осуществления соответствующих видов контроля, надзора).
Пункт 4 Правил содержит полный список сведений, которые должны быть включены в предостережение. Кроме обязательных для каждого подобного документа наименования контрольно-надзорного органа, даты, номера документа, указания адресата, предложения уведомить о выполнении предостережения и срока уведомления (не менее 60 дней со дня направления предостережения), контактных данных, а также указания на установленные требования, предостережение должно содержать:
- информацию о том, какие действия получателя предостережения приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
- предложение получателю принять меры по обеспечению соблюдения названных требований.
Обратите внимание, что согласно п. 5 Правил, требовать предоставления сведений и документов предостережении недопустимо.
Подача возражений на предостережение.
Возможность подачи возражений прописана в п. 7 Закона № 294-ФЗ, а также в п. 8 Правил. Алгоритм этих действий прописан в Правилах.
Направляя возражения, юридическое лицо должно не только указать стандартную информацию о себе (наименование, ИНН), о полученном предостережении (дата составления, номер), но и обосновать свою позицию в отношении названных в предостережении действий.
Возражения направляются в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Способы направления могут быть перечислены в самом предостережении. Возражение также допустимо формировать в виде электронного документа. В этом случае оно подписывается УКЭП уполномоченного лица. Адрес, в том числе электронной почты, на который может быть отправлено возражение, прописывается в предостережении.
В течение 20 рабочих дней со дня получения возражений контрольно-надзорный орган направляет ответ.
Уведомление об исполнении предостережения.
Если юридическое лицо согласно с фактами, указанными в предостережении, оно должно в установленный срок проинформировать контролирующие органы о выполнении необходимых действий, направив соответствующее уведомление, – то есть предоставить сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
[1] Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
[2] Часть 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ.
[3] Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166.
Т. Ю. Антропова, редактор журнала «Руководитель бюджетного учреждения» № 5, май, 2017 год.
Государственная жилищная инспекция . Краснодарского края. Виртуальная приемная. … В связи с чем, госжилинспекцией края ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» было объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований жилищного законодательства РФ, предъявляемых к своевременному, полному и достоверному размещению информации в ГИС ЖКХ. ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» в установленные законом сроки в адрес госжилинспекции края были направлены материалы, подтверждающие факт исполнения предостережения . В настоящее время предостережение госжилинспекции края исполнено в полном объеме и снято с контроля.
Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области – Кузбассу разъясняет о правовом статусе предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
В соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248), вступившего в силу с 01.07.2021, предусмотрено, что государственный контроль (надзор) включает в себя не только принятие мер по выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, но также и принятие мер по предупреждению (профилактике) нарушений.
Согласно статье 45 Закона № 248, одной из таких мер является объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Как следует из практики, ввиду обширности санитарно-эпидемиологических норм, а также норм в сфере защиты прав потребителей, хозяйствующие субъекты допускают нарушения, ввиду неосведомленности о действующих требованиях законодательства.
В таком случае, добросовестного участника хозяйственной деятельности достаточно проинформировать о действующих обязательных требованиях.
Предостережение — это процессуальный документ, имеющий предупредительный, профилактический характер. Оно не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, и является актом, преследующим цель предупредить о необходимости соблюдения закона, носит информационный характер.
В соответствии со статьей 45 Закона № 248 предостережение объявляется, в случае, если у контрольного (надзорного) органа имеются сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований или о признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Указанные сведения могут содержаться:
— в обращениях граждан и юридических лиц;
— в информации СМИ;
— в обращениях органов государственной власти (в т.ч. правоохранительных органов);
— при непосредственном обнаружении должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области – Кузбассу (далее — Управление).
При поступлении обращения (информации) должностное лицо Управления в силу части 3 статьи 58, статьи 75 Закона № 248, вправе:
— запросить дополнительные сведения и материалы у гражданина или организации, направивших обращение (заявление), органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации;
— запросить пояснения у лица, на деятельность которого поступило обращение (информация), однако представление таких пояснений и документов не является обязательным;
— провести выездное обследование без взаимодействия с лицом, на деятельность которого поступило обращение (информация) (далее — контролируемое лицо).
По результатам анализа полученных документов и сведений, контролируемому лицу объявляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
В предостережении контролируемому лицу предлагается принять меры по недопущению нарушений обязательных требований и уведомить должностное лицо, объявившее предостережение, о принятых мерах в указанный срок.
По факту получения предостережения, контролируемому лицу необходимо с ним ознакомиться, проанализировать свою деятельность на предмет соответствия указанным в предостережении обязательным требованиям и принять меры по недопущению нарушений.
В адрес должностного лица, объявившего предостережение, следует направить уведомление об исполнении предостережения или об осуществлении деятельности в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере защиты прав потребителей (если доводы предостережения не подтвердились).
Также, контролируемое лицо вправе подать на предостережение возражение.
Возражение на предостережение подается в течение 20 рабочих дней с момента получения предостережения:
— должностному лицу, объявившему предостережения (в случае получения предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства);
— вышестоящему должностному лицу (в случае получения предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований в сфере защиты прав потребителей).
В возражении указываются:
— наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
— ИНН юридического лица, индивидуального предпринимателя;
— дата и номер предостережения;
— обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.
Возражения направляются контролируемым лицом в электронной форме по электронной почте, либо в бумажном виде почтовым отправлением.
Срок рассмотрения возражений на предостережение — 20 рабочих дней.
По результатам рассмотрения возражений контролируемому лицу направляется ответ об обоснованности или необоснованности предостережения и возражений.
Предостережение — это процессуальный документ, имеющий предупредительный, профилактический характер. Оно не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, и является актом, преследующим цель предупредить о необходимости соблюдения закона, носит информационный характер. В соответствии со статьей 45 Закона № 248 предостережение объявляется, в случае, если у контрольного (надзорного) органа имеются сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований или о признаках нарушений…
- https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/inspekcija/news/131027/
- https://www.audar-urist.ru/articles/200/predosterezheniya-ot-kontrolno-nadzornyh-organov
- https://42.rospotrebnadzor.ru/content/777/111525/