Модернизация системы ЖКХ, внедрение новой тарифной политики и закон о долевом строительстве — еще в перспективных планах, а пока — задолженность предприятиям отрасли составляет 300 млрд. рублей. На этапе определения перспективы нашим чиновникам не мешало бы прислушаться к мнению зарубежных коллег — их опытом вполне могли бы воспользоваться отечественные структуры ЖКХ.
Опыт зарубежных коллег. Сейчас перед российским коммунальным комплексом стоят те же самые задачи, которые коммунальщикам западной Европы удалось успешно решить в последние десятилетия. В соответствии с этим позитивным опытом, сферу ЖКХ было бы уместно отдать в частные руки, обеспечив «прозрачные схемы» контроля деятельности этих предприятий. В этом случае на рынок вышли бы многочисленные профессиональные и конкурентоспособные структуры, рыночный механизм ценообразования и предоставления услуг стал бы достоянием и российского рынка ЖКХ.
Тем же путем можно было бы пустить и реформу социальной защиты населения. Так немецкие специалисты уверены, что нельзя бросать население на произвол судьбы в процессе реформирования ЖКХ, тем более нельзя делать этого в условиях «дикой» российской реформы коммунального хозяйства. Прежде необходимо рассмотреть ряд пилотных проектно-конструкторских решений, зарегистрировать кондоминиумы, претендующие на самостоятельную работу в этом секторе, решить проблему социальной защиты населения в условиях рынка. То есть работа по продвижению реформы в ЖКХ должна быть абсолютно продуманной, последовательной и финансово-обеспеченной на всех этапах.
Как правильно составить Акт о нарушении качества оказания коммунальных услуг?
Для развития нормальных рыночных отношений здесь можно пойти двумя путями. Во-первых, необходимо попытаться ликвидировать имеющийся перекос в сфере эксплуатации и ремонта жилья, используя привлеченные средства. Представляется возможным ограничить рост коммунальных тарифов и стимулировать снижение издержек в процессе предоставления коммунальных услуг и за счет повсеместного применения энерго- и ресурсосберегающих технологий. Во-вторых, необходим переход к прямым договорам «потребитель-монополист», при четко обозначенных стандартах качества и нормативах количества предоставляемых услуг. Важно также, чтобы органы власти и управляющие компании сами устанавливали стандарты качества и нормативы количества этих услуг.
Совмещение функций собственника имущества и хозяйствующей структуры создает серьезный внутренний конфликт — конфликт интересов, результатом которого является отсутствие стимулов для повышения эффективности управления. Некачественные услуги в первую очередь ложатся грузом проблем на их непосредственных потребителей — население страны.
Рычаги, приводящие реформу в действие, давно известны. Разделение функций собственника имущества и хозяйственника, внедрение договорных отношений между тем же собственником и управляющей организацией позволит: во-первых, перейти на полную оплату стоимости услуг ЖКХ без увеличения в составе такого платежа (в пределах социальных норм и нормативов потребления услуг) доли расходов граждан; во-вторых, потребители смогут непосредственно влиять на объем и качество услуг путем воздействия на предоставляющие их предприятия и организации; участвовать в конкурсном отборе управляющих компаний и подрядных организаций. Все это, без сомнения, будет стимулировать энерго- и ресурсосбережение, как со стороны предприятий (снижение производственных издержек), так и со стороны потребителей (уменьшение стоимости потребляемых услуг).
Ответственность за качество коммунальных услуг при «прямых договорах»
Конкурентные отношения позволят добиться качественного улучшения финансового и технического состояния городской инфраструктуры и сделают городское хозяйство интересным для потенциальных инвесторов.
При одновременном росте доли средств инвесторов и собственных средств коммунальных предприятий, доля расходов на капиталовложения в коммунальную инфраструктуру из государственного бюджета будет неизменно уменьшаться. Но и эта проблема решаема — капиталовложения в ЖКХ могут осуществляться благодаря передаче российским и иностранным инвесторам объектов инженерной инфраструктуры на основании договоров концессии (или договоров управления).
Считаю, что конкуренция в жилищном хозяйстве должна развиваться в нескольких направлениях: управление заказами, управление жилищным фондом, конкуренция в сфере подрядных отношений на предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Участие населения в управлении жилищным фондом должно стать импульсом для развития конкуренции. Многообразие объединений собственников жилья — еще один неиспользованный, но весьма эффективный резерв на пути продвижения реформы ЖКХ. А создание товариществ-собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является на сегодняшний день еще и самым эффективным способом защиты прав собственников.
И еще одна проблема, о которой редко вспоминают — это фактическое устранение нанимателей жилых помещений от процесса управления. По нашему глубокому убеждению, в ближайшей перспективе улучшению состояния жилищного фонда будут способствовать именно объединения собственников жилья (они же — основные заказчики жилищно-коммунальных услуг), а также профессиональное пообъектное управление. Но в России предусмотренные законодательством формы организации населения в кондоминиумах часто оказываются неэффективными: в действующем законодательстве не существует адекватного учета многообразия домов и кондоминиумов, а низкая активность населения по созданию домовых комитетов и регистрации товариществ собственников жилья также в не позволяет реформе развиваться быстрее.
Преодолеть объективные препятствия на пути продвижения отечественной реформы ЖКХ можно в три этапа.
На первом этапе должна быть реализована программа-минимум, главной целью которой станет развитие форм участия населения в управлении ЖКХ, включающая изменения в законодательстве о ОСЖ. Эти изменения должны касаться повышения роли нанимателей в управлении ОСЖ. В отношении домовых комитетов — это законодательное закрепление их роли в управлении многоквартирными домами. Таким образом, ТСЖ и ДК следует несколько сблизить по сути и предусмотреть механизм трансформации ДК в ТСЖ при поддержке государства.
Второй этап программы подразумевает разработку новой формы объединения жильцов — товариществ собственников и нанимателей жилья, или, сокращенно, товариществ жильцов (ТЖ или жилтовариществ). Основной целью новой формы объединения жильцов должно стать стимулирование участия населения в управлении коммунальным хозяйством в тех многоквартирных домах (кондоминиумах), где собственники жилья не играют доминирующей роли.
И, наконец, в ходе третьего этапа программы необходимо развить другие формы объединения жильцов. К их числу, к примеру, могут относиться кооперативы (это способ решения жилищной проблемы для той части населения, которое не может купить жилье на свободном рынке, но, тем не менее, располагает средствами для покупки жилья на особых условиях при поддержке государства). Еще одной формой объединения населения в новых условиях реформирования могут стать союзы квартиросъемщиков (необходимые в будущем при формировании домов, где все жилье будет сдаваться внаем без права приватизации).
В настоящее время необходимо следующее:
- — создать условия для развития всех форм участия населения в управлении жилищным фондом, как с образованием товариществ собственников жилья, так и без их образования (в форме домовых комитетов);
- — подготовить методические рекомендации по всем стадиям процесса создания товариществ собственников жилья и выбору управляющих компаний, а также типовых договоров, заключение которых необходимо для обеспечения обслуживания жилого дома;
- — установить четкий порядок передачи товариществам собственников жилья от государственных структур управления жилищным фондом: информации и документации, необходимой для организации управления жилым домом; здания, в котором создается товарищество собственников жилья; долговых обязательств жильцов по оплате жилищно-коммунальных услуг;
- — установить механизмы реального контроля со стороны товариществ собственников жилья за деятельностью управляющих компаний, включая определение порядка третейского (внесудебного) арбитража спорных ситуаций, возникающих в сфере управления жилищным фондом;
- — оказать государственную поддержку при установке общедомовых узлов учета потребления воды и тепла в жилищном фонде Санкт-Петербурга.
Что делать администрация района, чтобы привлечь население для участия в управлении жилищным фондом, оказывать ли материальную поддержку младшему обслуживающему персоналу жилищных предприятий?
Считаем целесообразным предоставлять льготы по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги младшему обслуживающему персоналу жилищных предприятий и старшим по домам муниципального района.Старшие же по домам ежеквартально должны предоставлять отчеты о проделанной работе. Грамотная работа со старшими по домам может дать положительные результаты, например:
- — своевременно выявляться недостатки в проведении текущего ремонта жилищного фонда;
- — составляться акты недопоставки коммунальных услуг (работа уборщиц, дворников, отключение подачи холодного, горячего водоснабжения);
- — проводиться разъяснительная работа с должниками по оплате за жилищно-коммунальные услуги;
- — старшие по домам должны принимать участие в работе с жителями по заключению договоров на управление многоквартирным
- — совместно с «УК ЖКХ» должны вести разъяснительную работу среди собственников и нанимателей жилых помещений в части разъяснений статей Жилищного Кодекса РФ касающихся управления домами.
Решение местных проблем, в том числе жилищных, невозможно без реального участия самого населения. При имеющихся ограниченных ресурсах местная власть не в состоянии решать все проблемы территории города, каждого уголка жилого квартала, каждого подъезда дома.
Порождаемое бесплатными благами иждивенческое настроение у населения не стимулирует заботливого отношения даже к тем улучшениям, на которые изыскиваются средства. С другой стороны, громоздкая система управления и принятия решений даже по самым мелким вопросам значительно затрудняет участие жителей в управлении и сохранении жилищного фонда. В то же время именно малый бизнес способен оперативно решать многие вопросы в сфере обслуживания и предоставления услуг. Участие малого бизнеса и жителей в управлении и сохранении жилищного фонда может позволить сделать управление жилищным фондом более гибким, а также обеспечить активное вовлечение жителей в управление и сохранение жилищного фонда.
Устранение некоторых проблем ЖКХ станет возможным только путем реализации пяти задач, решение которых в среднесрочной перспективе позволит сформировать нормальные условия для развития отрасли и продолжения идущего процесса преобразований. Одной из этих задач, на наш взгляд является развитие инициативы собственников жилья
Улучшение качества обслуживания и ремонта жилищного фонда зависит не только от предоставляемых населению услуг, но и от позиции самих собственников жилья, которые данные услуги заказываю.
Прогноз об активизации участия населения в управлении жилищным фондом по мере роста платежей за жилищно-коммунальные услуги, к сожалению пока, не оправдывается. Представляется, что основными причинами этого являются два фактора.
Во-первых, люди не хотят брать на себя ответственность, которую должны нести собственники, за управление и преумножение своей собственности. С одной стороны, они имеют возможность избежать подобной ответственности, поскольку муниципальные структуры по умолчанию продолжают управлять частным жилищным фондом как муниципальным. С другой стороны, по отношению к частному жилищному фонду сохраняются риски, связанные с неопределенностью источников финансирования капитального ремонта, неразвитостью механизмов страхования жилья и т.п.
Во-вторых, процесс принятия решений собственниками жилья, объективно достаточно сложный, еще более усложняется благодаря наследию административно-командной системы, сложившейся в отрасли.
Принятая ранее Концепция преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве основывалась на предпосылке, что местные власти, ориентируясь на объективные потребности развития сектора и интересы жителей, будут активно предпринимать меры, фактически выводящие из-под их контроля тот самый сектор экономики, который во многом является базой их роли и влияния в муниципальном образовании.
При этом в результате собственных действий местная власть должна была значительно ограничить сферу своего административного контроля, лишиться существенных и никак не учитываемых в бюджете финансовых средств, собранных с населения за услуги ЖКХ и далеко не всегда полностью используемых по назначению, лишиться важного рычага влияния на население в период выборов, в подготовке к которым жилищно-коммунальные структуры, фактически имеющие доступ к каждому потенциальному избирателю, часто играют немаловажную роль.
Таким образом, основная проблема заключается в том, что, будучи теоретически вполне правильной, Концепция реформирования не соответствовала ничьим интересам. Ни муниципальные власти, ни собственники жилья, ни население в целом, ни частный бизнес до последнего времени не имели ни желания, ни возможности способствовать рыночным преобразованиям в ЖКХ.
Таким образом, проблемы улучшения содержания и обслуживания жилищного фонда — это в первую очередь проблема устранения административных барьеров существующих в данном секторе, а во — вторых создание максимально благоприятных условий для субъектов, заинтересованных в переходе к рыночным правилам игры, и создание благоприятных условий для практической реализации интересов этих субъектов.
В первоочередном порядке необходимо определение и реализация мер по государственной поддержке проведения собственниками жилищного фонда его капитального ремонта (модернизации) и создание специализированной государственной структуры для унификации требований и предоставления гарантий по заимствованиям на капитальный ремонт (модернизацию) многоквартирного жилищного фонда. Органы местного самоуправления должны способствовать проведению собственниками помещений в многоквартирных домах общих собраний по выбору способа управления домом, особенно в домах — где есть муниципальная доля.
В то же время, необходима и разработка административных механизмов воздействия на собственников, содержащих многоквартирный дом в ненадлежащем состоянии. С целью развития конкуренции в сфере управления и обслуживания жилья, создания условий для привлечения малого бизнеса в жилищную сферу в ближайшее время необходимо подготовить и внести поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации ограничивающие возможность выбора способа непосредственного управления многоквартирным домом количеством помещений в котом превышает шестнадцать и более единиц. С 01 января 2007 года органы местного самоуправления обязаны проводить конкурсы по выбору управляющих организаций в домах, жители которых не определили способ управления, но готовиться к этому надо уже сейчас.
Следующие задачи — Развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания многоквартирного жилищного фонда; Развитие бизнеса на основе государственно-частного партнерства; Совершенствование тарифного регулирования организаций коммунального комплекса; Повышение эффективности государственной бюджетной политики.
Коренные изменения в проводимой жилищно-коммунальной политике востребованы сегодня как обществом, так и властью. Главная цель преобразований жилищно-коммунального сектора российской экономики декларируется просто и предельно понятно: создание условий для приведения жилищного фонда в состояние, обеспечивающее комфортные условия проживания граждан и обеспечение качественного, надежного и доступного предоставления им жилищно-коммунальных услуг. Для реализации данной цели необходимо совсем немного — согласованная и совместная работа в данном направлении федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Улучшение качества обслуживания и ремонта жилищного фонда зависит не только от предоставляемых населению услуг, но и от позиции самих собственников жилья, которые данные услуги заказывают.
Прогноз об активизации участия населения в управлении жилищным фондом по мере роста платежей за жилищно-коммунальные услуги, к сожалению пока, не оправдывается. Во-первых, люди не хотят брать на себя ответственность, которую должны нести собственники, за управление и преумножение своей собственности. С другой стороны, по отношению к частному жилищному фонду сохраняются риски, связанные с неопределенностью источников финансирования капитального ремонта, неразвитостью механизмов страхования жилья и т.п.
Принятая ранее Концепция преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве основывалась на предпосылке, что местные власти, ориентируясь на объективные потребности развития сектора и интересы жителей, будут активно предпринимать меры, фактически выводящие из-под их контроля тот самый сектор экономики, который во многом является базой их роли и влияния в муниципальном образовании.
Таким образом, основная проблема заключается в том, что, будучи теоретически вполне правильной, Концепция реформирования не соответствовала ничьим интересам. Ни муниципальные власти, ни собственники жилья, ни население в целом, ни частный бизнес до последнего времени не имели ни желания, ни возможности способствовать рыночным преобразованиям в ЖКХ.
В то же время, необходима и разработка административных механизмов воздействия на собственников, содержащих многоквартирный дом в ненадлежащем состоянии.
Одно из необходимых условий перехода на более эффективную схему управления жилищным фондом — развитие института собственников жилья. Формально с этой задачей государство справляется. Так, по данным за 2002 г. доля жилищного фонда, находящегося в собственности граждан выросла и составила примерно 64%.
Однако, создание института собственников — это только необходимое, но еще недостаточное условие для того, чтобы улучшить ситуацию в сфере содержания и эксплуатации жилищного фонда. Вторым шагом должно стать объединение граждан в организации, которые смогли бы включиться в процесс управления ЖФ. Один из наиболее вероятных вариантов такого объединения — создание товариществ собственников жилья.
Какие выгоды в таком случае реально могут получить жильцы? Во-первых, у них появляется возможность самостоятельно принимать решения, в частности, на что тратить деньги и у кого заказывать услуги, используя в большей степени доступную информацию. Во-вторых, они действительно смогут контролировать процесс управления, что, кстати, создает стимулы повышать качества обслуживания, экономить ресурсы и снижать затраты.
ТСЖ по замыслу реформы в силу наличия частного, а не размытого интереса, в сравнении с муниципальными органами будут более эффективно контролировать службы, которым переданы функции заказа. Чтобы данный механизм заработал, нужно создать конкурентный рынок в сфере профессионального управления жилищным фондом. В противном случае никакой другой альтернативы, кроме как муниципальных служб заказчика, не будет, и появление товариществ собственников жилья можно будет считать очередной проформой (фальсификацией идей реформы). Если эти условия соблюдены, то у ТСЖ появляется возможность выбирать более эффективную управляющую компанию.
Помимо решения этих проблем необходимо дополнительно для граждан создавать стимулы к самоорганизации в товарищества. Так, в настоящее время практикуется вносить отдельной строкой в квитанции об оплате отчисления на капитальный ремонт, что, в общем-то, целесообразно, если не принимать во внимание повсеместность нецелевого характера использования средств. В случае управляющей компании было бы легче отслеживать направления расходования этих средств. Сейчас же подобный контроль просто невозможен.
Вроде бы при таких плюсах (да и закон “О товариществах собственников жилья” был принят еще в 1996 г.) объединение собственников в ТСЖ должно идти полным ходом, однако этого не происходит. Почему? Отчасти, как уже говорилось, потому что нет конкуренции в сфере предложения жилищных услуг. Кроме того, существуют и другие причины, о которых речь пойдет ниже.
Согласно статистике Госстроя в 2001 г. на долю ТСЖ (4,5 тысяч) и ЖСК (16 тысяч) приходилось чуть более 6% жилищного фонда. Шесть процентов достаточное подтверждение того, что ожидаемого доминирования ТСЖ и ЖСК не произошло.
Основная масса товариществ была образована на базе недавно построенных или готовящихся под снос домов. Однако реальная цифра еще меньше. Многие из зарегистрированных товариществ создавались искусственно, насаждались местными администрациями, которые таким образом пытались переложить финансовые обязательства по содержанию жилищного фонда на жителей без их согласия.
Часть их либо была затем ликвидирована, либо сохранилась номинально (у них нет своего счета, устава и Правления). В любом случае местными властями, насаждавшими ТСЖ, был нарушен принцип самоорганизации, то есть добровольности вступления. Искусственность же, как показывает практика, либо приводит к конфликтам, либо к номинальному существованию товариществ. Кстати, предлагаемая партией “Яблоко” схема популяризации ТСЖ посредством раздачи льгот по оплате ЖКУ на определенный период, потенциально несет в себе тот же недостаток. Поскольку сегодня закон разрешает процесс деприватизации жилья, то, значит, не исключен вариант, при котором с исчезновением выгод распадутся и товарищества.
Сопоставим две цифры: 64% жилищного фонда находится в собственности граждан, и только 6% его управляется собственниками. О чем это говорит? Оказывается, что, формально приобретя статус собственника, большинство граждан, по сути, остались нанимателями, оставив право управления жилищным фондом за службами заказчика. Естественно, что финансирование частного жилищного фонда при таких условиях по большому счету по-прежнему осуществляется за счет скудных средств бюджета.
Источник: studwood.net
Об оплате коммунальных услуг и проблемах качества предоставляемых коммунальных услуг
В настоящее время на наш сайт поступает множество вопросов, посвящённых проблемам оплаты коммунальных услуг и вопросам качества предоставляемых коммунальных услуг. В связи с тем, что количество вопросов превышает наши возможности на ответ каждому в отдельности, мы посчитали возможным объединить все проблемы, которые волнуют граждан и подготовить общий развернутый ответ, учитывающий все пожелания посетителей нашего сайта.
Вопрос: Чем установлена обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги?
Ответ: Жилищное законодательство Российской Федерации предусматривает обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В частности, это правило прямо установлено ч.1 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Вопрос: С какого момента возникает обязанность по внесению такой платы?
Ответ: В соответствии с ч.2 ст.153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Вопрос: Что включает в себя плата за жилое помещение и коммунальные услуги?
Ответ: Статья 154 ЖК РФ разъясняет, из чего состоит такая плата.
Так, состав таких расходов зависит от того, кто является нанимателем жилого помещения.
Так, для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, плата за жилое помещение и коммунальные услуги, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
3) плату за коммунальные услуги.
Для собственника помещения в многоквартирном доме плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя:
2) плату за коммунальные услуги.
Вопрос: Что такое коммунальные услуги?
Ответ: Ч.4 ст.154 ЖК РФ определяет, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Вопрос: Как определяется размер платы за коммунальные услуги?
Ответ: В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Такие нормативы утверждаются органами государственной власти каждого субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вопрос: Что такое плата за наем?
Ответ: ЖК РФ не раскрывает полностью этого понятия, лишь указывается, что это понятие тождественно понятию: плата за пользование жилым помещением.
Однако, правовая природа этого понятия тождественна арендной плате. Поскольку если жилые помещения не приватизированы, то они принадлежат государству или муниципальному образованию, то они, как собственники, имеют право на получение платы за использование этих помещений от лиц, которые их используют.
В соответствии с ч.4 ст.156 ЖК РФ, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.
Вопрос: Кому и как вносится указанная плата?
Ответ на этот вопрос дает ст.155 ЖК РФ. В соответствии с этой статьей плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Также указанная статья подробно перечисляет, кому вносится плата в зависимости от статуса пользователя помещения.
Вопрос: Должен ли я платить, если фактически не проживаю в помещении?
Ответ: Да, ч.11 ст.155 ЖК РФ устанавливает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Вопрос: Как изменяется плата за жилое помещение и коммунальные услуги?
Ответ: Ч.13 ст.155 ЖК РФ гласит, что наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно:
нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
и собственников жилых помещений в многоквартирном доме;
об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
Вопрос: Что будет если не платить?
Ответ: В качестве ответственности за просрочку уплаты платежей ч.14 ст.155 ЖК РФ предусматривает, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Вопрос: Можно ли платить через банк?
Ответ: Ч.15 ст.155 ЖК РФ предусматривает, что указанная плата может быть внесена посредством платежных агентов.
Т.е. можно внести такую плату через банк или иное уполномоченное на прием таких платежей лицо.
Вопрос: Можно ли вернуть денежные средства, уплаченные в качестве такой платы, если Вас не устраивает качество содержания и ремонта Вашего дома.
Ответ: Нет, ЖК РФ не предусматривает такой возможности.
При этом, под таким качеством и сроками понимаются стандарты качества и сроков, установленные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г . №491.
Такой порядок изменения размера платы также установлен Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г . №491.
Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее — наниматель), — к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.
Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Источник: foks.su
Принципы повышения эффективности ЖКХ
Большинство жилищных проблем в России возникают из-за низкого качестве управленческих решений в сфере ЖКХ. Менеджмент коммунальных услуг предполагает согласование, достижение оптимальных показателей между производителем с одной стороны, и потребителями с другой. Набор социально-экономических и технико-экономических затрат должен соотноситься с их эффективностью.
В настоящее время в жилищно-коммунальном хозяйстве России существует много проблем, которые вызваны плохим управлением и тяжелым финансовым положением, высокими затратами, и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями воды, энергии и других ресурсов. Это означает, что управление эффективностью жилищно-коммунальных услуг является важным приоритетом для государства.
Критерии эффективности
Существуют различные методологические подходы к проблеме определения эффективности услуг и жилищно-коммунального хозяйства в частности.
Некоторые специалисты считают, что принцип повышения эффективности сферы услуг заключается в том, что при рациональном использовании имеющихся ресурсов необходимо обеспечить наиболее полное удовлетворение населения с высоким качеством услуг и культуры обслуживания. Данное утверждение оправдано общепринятым мнением о том, что эффективность ЖКУ характеризуется соотношением между результатами и расходами на различные ресурсы.
Эффективность жилищно-коммунальных услуг определяется достижением в общественных интересах максимального результата с минимальными вложениями средств и рабочей силы. Но к оценке системы ЖКХ нельзя относить только рост предоставляемых услуг и снижение затрат. При определении эффективности важную роль играют социальные последствия.
Во-первых, даже оптимизация использования ресурсов еще не означает увеличение эффективности производства, если оно сопровождается ухудшением условий труда. Во-вторых, увеличение числа оказываемых муниципальных услуг в результате более эффективного использования ресурсов должно быть согласовано с существующими потребностями.
Таким образом, социально значимые результаты жилищно-коммунальных услуг включают в себя удовлетворение всех потребностей общества — физических, духовных, экологических.
Большинство экономистов акцентирует внимание на таких аспектах анализа эффективности, как:
- Динамика изменения затрат на предоставление муниципальных услуг
- Финансирование жилищно-коммунального хозяйства
- Изменения дебиторской и кредиторской задолженности, а также потери жилищно-коммунального хозяйства на текущий год (абсолютные и относительные значения)
- Анализ тарифов и цен на коммунальные услуги
- Доля населения в оплате жилищно-коммунальных услуг
- Количество семей — получателей субсидий и объем бюджетных средств, выделяемых на их предоставление
- Количество людей-бенефициаров и объем бюджетных средств, выделяемых на энергосбережение
- Отношение числа несчастных случаев в текущем году к случившимся в предыдущем
- Уровень износа инженерных систем
- Объемы ремонта и реконструкци жилья по отношению к предыдущему году
Перечисленные параметры можно считать достаточно обоснованными для функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Именно эти показатели для оценки состояния ЖКХ позволяют сделать вывод об изменениях. Тем не менее данные критерии должны быть дополнены следующими:
- Степень удовлетворенности ЖКХ (число жалоб и обращений населения на жилье, бесплатная возможность реализации жилищных прав и свобод и т.д.)
- Показатели предпринимательской деятельности в этой области
- Уровень инвестиционной активности в жилищной сфере
- Обеспечение соблюдения стандартов социальных стандартов государственной
- Снижение затрат при оказании жилищно-коммунальных услуг в сопоставимых условиях
- Снижение потребления топливно-энергетических ресурсов в промышленности
Социальная и экономическая эффективность
Специалисты выделяют экономическую и социальную эффективность услуг. Экономическая эффективность, как уже было указано, характеризуется соотношением между результатами и расходами на различные ресурсы. Показатели социальной эффективности относятся к полноте удовлетворения спроса на услуги.
Таким образом, коммунальные услуги должны быть не просто экономически эффективными — они должны быть оптимальными для населения.
Основными субъектами рынка жилищно-коммунальных услуг с одной стороны являются потребители (население и хозяйствующие субъекты), а с другой — производители (организации по управлению жилищным фондом, водоканал, сетки).
Каждый из субъектов обладает своими требованиями к качеству ЖКХ. С одной стороны, уровнь удовлетворенности потребителя является ключевым показателем эффективности оказания жилищных услуг, поскольку он может оценить уровень жилищно-коммунальных услуг, то есть социально-экономические показатели. С другой стороны, производители ссылаются на критерий эффективности технико-экономических показателей.
Принцип экономической эффективности не должен быть основным принципом и целью деятельности компаний сферы ЖКХ. Учитывая низкий уровень жизни населения в целом, плохое техническое оснащение и износ жилищного фонда, хронические неплатежи пользователей услуг и их низкое качество, на первый план выходит эффективность социальная, а не экономическая. То есть минимизация затрат вряд ли может быть мерой эффективности современных коммунальных предприятий. Очевидно, что при таких обстоятельствах и в ближайшем будущем социальные показатели должны характеризовать качество услуг, предоставляемых на основе разумных цен для потребителей.
Вы можете пройти обучение на практических бизнес-семинарах Moscow Business School, если хотите сменить сферу деятельности или укрепить свои позиции на текущем месте.
Источник: mbschool.ru
Ошибка: страница не существует
Извините, запрашиваемая Вами страница еще не существует или была переименована.
Вы можете перейти на главную страницу и искать нужную Вам информацию там.
Либо связаться с нами удобным для Вас способом и указать, что Вас интересует.
Популярные ответы на вопросы по ЖКХ
Размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
Плата взимается за следующие коммунальные услуги (часть 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ).
Книги по жилищно-коммунальному хозяйству
В учебнике приведены сведения по эксплуатации, обслуживанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования последнего поколения. Предназначен для студентов средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по специальности 08.02.11 «Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома». Для студентов средних профессиональных.
Учебное пособие дает наглядное представление об особенностях правового положения граждан — собственников жилых помещений в многоквартирных домах, раскрывает их основные права и обязанности в жилищной сфере. Содержит учебный и научно-практический материал.
Источник: zhkh.su