Цель работы состоит в рассмотрении проблем государственного регулирования тарифов в сфере ЖКХ.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Изучить нормативно-правовую основу деятельности в сфере регулирования тарифов ЖКХ;
Рассмотреть федеральный орган исполнительной власти и его роль в сфере регулирования тарифов ЖКХ;
Рассмотреть орган исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования тарифов ЖКХ;
Изучить проблемы регулирования тарифов на федеральном и региональном уровне в последние годы.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Нормативно-правовая основа деятельности в сфере регулирования тарифов ЖКХ 6
Глава 2. Федеральный орган исполнительной власти в сфере регулирования тарифов ЖКХ 9
Глава 3. Орган исполнительной власти Челябинской области в сфере государственного регулирования тарифов ЖКХ 17
Глава 4. Проблемы регулирования тарифов ЖКХ 27
4.1 Анализ роста тарифов в 2011 году в субъектах Р Ф 30
Повышение тарифов на коммунальные услуги с 1.07. 2022 года
4.2. Анализ роста тарифов на водоснабжение и водоотведение в г. Челябинске 34
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 41
Работа содержит 1 файл
Глава 1. Нормативно-правовая основа деятельности в сфере регулирования тарифов ЖКХ 6
Глава 2. Федеральный орган исполнительной власти в сфере регулирования тарифов ЖКХ 9
Глава 3. Орган исполнительной власти Челябинской области в сфере государственного регулирования тарифов ЖКХ 17
Глава 4. Проблемы регулирования тарифов ЖКХ 27
4.1 Анализ роста тарифов в 2011 году в субъектах Р Ф 30
4.2. Анализ роста тарифов на водоснабжение и водоотведение в г. Челябинске 34
Список использованных источников и литературы 41
Введение
Жилищно-коммунальное хозяйство — сектор экономики, который работает по регулируемым ценам и тарифам. То есть тарифы на услуги коммунальных предприятий рассчитываются по специальным методикам и утверждаются соответствующими органами власти.
Тарифную политику в сфере ЖКХ формирует Правительство РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти — Федеральной службой по тарифам РФ, Минрегионразвития, Минпромэнерго, Минэкономразвития и др., а также региональными и муниципальными органами исполнительной власти в области тарифного регулирования — Региональными энергетическими комиссиями, региональными и муниципальными комитетами, департаментами, службами по регулированию цен и тарифов.
Основы тарифного регулирования в ЖКХ определены в Федеральном законе от 30 декабря 2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и ряде подзаконных актов.
Направленность тарифной политики государства в настоящее время определяется:
- необходимостью модернизации всей совокупности инженерно-технических сетей (электрических, тепловых, сетей водоснабжения и водоотведения) и покрытия соответствующих затрат предприятий;
- необходимостью привлечения инвестиций в отрасль;
- необходимостью сдерживания значительных темпов роста тарифов на энергоресурсы и услуги ЖКХ.
В ходе реформирования отрасли (с конца 1990-х годов) тарифная политика в сфере ЖКХ была ориентирована на поэтапное доведение тарифов для потребителей услуг до величины экономически обоснованных тарифов. Соответственно, бюджетные дотации предприятиям ЖКХ на покрытие существовавшей разницы поэтапно снижались. Еще одной составляющей в тарифной политике был постепенный отказ от перекрестного субсидирования, когда тарифы для населения искусственно снижались за счет завышения тарифов на услуги для промышленных предприятий.
Повышение тарифов ЖКХ
Вместе с тем, предусматривались меры социальной поддержки малообеспеченных слоев населения. А с 2006 года для сдерживания темпов роста тарифов на жизненно важные услуги стали устанавливаться предельные индексы изменения тарифов и индексы изменения платы населения за услуги ЖКХ. Индексы утверждаются по каждому субъекту РФ отдельно.
В последние годы в экспертном сообществе активно обсуждается задача изменения методики тарифного регулирования. Отмечается, что действующий метод расчета тарифов на основе фактических затрат не стимулирует предприятия к более эффективной деятельности. Кроме того, зачастую принимаемые тарифные решения не отражают фактического положения дел в коммунальном хозяйстве, уровень потерь в сетях, реальные потребности в ремонте, реконструкции, модернизации. Политика искусственного сдерживания тарифов на услуги ЖКХ при неуклонном росте цен на топливо ежегодно приводит к существенным убытками предприятий коммунального сектора. К недостаткам существующей системы относят также краткосрочный период тарифного регулирования.
Система тарифного регулирования в ЖКХ еще нуждается в доработке, чтобы в полной мере обеспечивать баланс интересов потребителей услуг и ресурсоснабжающих организаций, а также соответствовать инвестиционным потребностям отрасли.
Цель работы состоит в рассмотрении проблем государственного регулирования тарифов в сфере ЖКХ.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- Изучить нормативно-правовую основу деятельности в сфере регулирования тарифов ЖКХ;
- Рассмотреть федеральный орган исполнительной власти и его роль в сфере регулирования тарифов ЖКХ;
- Рассмотреть орган исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования тарифов ЖКХ;
- Изучить проблемы регулирования тарифов на федеральном и региональном уровне в последние годы.
Объект исследования – государственные органы исполнительной власти в области регулирования тарифов ЖКХ.
Предметом исследования является изучение проблем государственное регулирование тарифов в сфере ЖКХ.
Нормативно-правовая основа деятельности в сфере регулирования тарифов ЖКХ
Основы ценовой политики согласно пункту «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. 1
Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (абзац 11 статьи 15) относит разработку и осуществление мер по проведению единой политики цен к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В 2004 году Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральны х органов исполнительной власти» Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации преобразована в Федеральную службу по тарифам.
Согласно Указам Президента Российской Федерации от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» непосредственное руководство Федеральной службой по тарифам осуществляет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2004 № 204 определены вопросы ФСТ России, а постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332 утверждено Положение о Федеральной службе по тарифам, которым определены полномочия ФСТ России как федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за их применением, в том числе цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Федеральная служба по тарифам по решению Правительства Российской Федерации, а также в определяемые им сроки устанавливает предельные индексы изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Один из последних документов федерального уровня, касающихся тарифного регулирования в ЖКХ — постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». В нем, в частности, предусматриваются три метода регулирования тарифов:
- метод установления фиксированных тарифов;
- метод установления предельных тарифов;
- метод индексации установленных тарифов. 2
Предельные индексы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти, в случае их установления.
В целях недопущения резкого роста платы граждан за коммунальные услуги в 2011 году Правительством Российской Федерации принято решение об установлении Федеральной службой по тарифам до 1 ноября 2010 года предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год (распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2010 № 1802-э).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2010 № 1802-р «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год» Федеральная служба по тарифам наделена правом по установлению на 2011 год предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам в среднем по субъектам Российской Федерации. 3
Приказом ФСТ России от 28.10.2010 № 267-э/2 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год» установлены соответствующие предельные индексы в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год.
Основными нормативно-правовыми актами в области регулирования ЖКХ являются: Конституция РФ, а также Федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, в том числе; Положение Президента РФ о Федеральной службе по тарифам, Постановление Губернатора Челябинской обл.»Об утверждении Положения Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области». Основы тарифного регулирования в ЖКХ определены в №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и ряде подзаконных актов
Федеральный орган исполнительной власти в сфере регулирования тарифов ЖКХ
В соответствии с указанными постановлениями Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Схема тарифного регулирования представлена на рисунке 1.
Федеральная служба по тарифам осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельн ости:
Источник: www.stud24.ru
Смелый прогноз: что ждет россиян при росте тарифов на ЖКУ
Институт экономики города оценил доступность платы за жилищно-коммунальные услуги для населения. Расчеты показали, что при возможном экономически обоснованном росте тарифов на 20% и установлении единого стандарта максимально допустимой доли расходов на ЖКУ в совокупном доходе семьи на уровне 15% расходы бюджета на субсидии и льготы увеличатся на 45%, а коммунальный сектор получит 977 млрд дополнительных доходов. Эти средства необходимы для модернизации устаревшей системы ЖКХ. В случае такого роста тарифов число получателей адресных субсидий может вырасти до 11 млн семей. Подробности — в материале «Известий».
Что ждет россиян при росте тарифов на ЖКУ
Число получателей адресных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг при переходе на экономически обоснованные тарифы может вырасти до 11 млн семей. Об этом «Известиям» рассказали в «Институте экономики города» (ИЭГ).
В последние годы число семей, получавших субсидию для оплаты ЖКУ, постоянно сокращалось. В 2019 году оно составляло 5,3% от всех домохозяйств (3,7 млн), в 2020 году — 5,7%. По расчетам ИЭГ, это лишь 35,7% от общего числа семей, имеющих право на получение компенсации.
— Увеличение числа получателей субсидий в два–три раза вполне возможно при значительном повышении тарифов на все коммунальные услуги, — говорит директор направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер. — 12–15% семей-получателей субсидий — это нормальный показатель для эффективно работающей программы субсидий при уровне тарифов, доступных для домохозяйств со средними доходами.
По словам экспертов, тарифы на ЖКУ в России могут начать устанавливать с учетом выполнения планов по ремонту и модернизации коммунальной инфраструктуры. На сколько в таком случае они могут вырасти?
Ирина Генцлер предполагает, что тарифы могут по-разному повышаться в разных регионах и неравномерно для разных видов коммунальных услуг. Такие решения могут быть приняты на региональном уровне по результатам анализа инвестиционных потребностей и их первоочередности.
ИЭГ в своих модельных расчетах (есть в распоряжении «Известий») принял, что тарифы на все коммунальные услуги единовременно повышаются на 20%, но это сделано только с целью оценки возможных последствий для коммунального сектора и бюджета. Хотя на практике, полагают в ИЭГ, возможное повышение тарифов будет обосновываться инвестиционными программами, планами модернизации коммунальной инфраструктуры, рассчитанными на определенный период, возможностями привлечения заемных денег и другими факторами.
Как тарифы связаны с привлечением инвестиций
Руководитель Комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое России Ирина Булгакова считает представленные расчеты корректными. Она уверена, что они показывают, как будет складываться ситуация, если привлечение инвестиций пойдет через тарифы. И в таком случае они неизбежно должны вырасти.
— Сегодня льготы получают порядка 25% населения, а тарифы касаются 100% граждан, — говорит Булгакова. — Когда возрастают тарифы, мы начинаем малоимущим адресно помогать. Но те инвестиции, которые приходят в отрасль, значительно больше, чем тратится денег из бюджета на эти субсидии. Однако это только расчеты: решение, что Федерация пойдет по этому пути, никто не принимал, это инструмент. Когда рассматриваются конкретные инвестиционные проекты по модернизации объектов ЖКХ, там, где очень заниженные тарифы, Федеральная служба по тарифам и Минстрой России смогут опираться на расчеты, которые сделал Институт экономики города, и принимать решения, поднимать или не поднимать тарифы, а если поднимать, то насколько. Это конкретное решение в каждом случае привлечения инвестиций.
Кому будут положены субсидии
В Минэк рассказали, что предложения и аналитика фонда «Институт экономики города» в данное ведомство пока не поступали. Представители Минстроя не смогли прокомментировать угрозу роста тарифов на ЖКУ из-за изношенности системы ЖКХ. Антимонопольная служба отмечает, что дополнительные меры адресной помощи конечным получателям услуг ЖКХ, которые в полном объеме будут учитывать возможности потребителей, являются важным элементом социальной поддержки граждан. В ФАС напомнили, что тарифы на коммунальные услуги индексируются один раз в год (с 1 июля) в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Минэкономразвития. В этом году индексация тарифов на коммунальные услуги в среднем по России составит не более 4%.
Поддержка гражданам может предоставляться в различных формах. В Российской Федерации она осуществляется в форме выделения денежных субсидий семьям, в которых доля расходов на коммунальные платежи превышает 22% от дохода домохозяйства — это федеральный стандарт. Вместе с тем в ряде регионов по решению местных властей эта доля установлена на уровне ниже 22%.
— Данные за позапрошлый год показывают, что в регионах с наиболее обеспеченным населением (Москва, Санкт-Петербург) гражданам оказывается большая поддержка в их расходах на ЖКУ, чем в регионах, где у населения в среднем доходы ниже, — говорит Ирина Генцлер. — Многие эксперты считают, что это несправедливо, ведь жилищно-коммунальные услуги — это не то, от чего граждане могут отказаться. Государство должно в равной мере поддерживать нуждающихся граждан в этих жизненно необходимых расходах, вне зависимости от того, в каком регионе проживает семья. Отсюда и предложение — установить для всех регионов единый стандарт максимально допустимой доли расходов на ЖКУ в совокупном доходе семьи. Чаще всего звучит цифра 15%. Именно она была использована в расчетах ИЭГ для оценки того, на сколько увеличатся бюджетные расходы при таком стандарте в случае роста тарифов.
Генеральный директор ООО «ЕРЦ ЖКХ» Ниджад Гусейнов отмечает, что «при формировании экономически обоснованных тарифов следует обратить внимание на состояние инфраструктуры в конкретном регионе, городе, муниципальном образовании и даже микрорайоне, соответствие домов энергостандартам».
— Только тогда повышение тарифов сможет положительно отразиться и на предприятиях сферы ЖКХ, и на конечных потребителях, а с течением времени привести к их экономически обоснованному понижению, за счет разрешения застарелых проблем, — уверен он.
Насколько обоснованно повышение тарифов
За превышение нормы в 100 кВт·ч на человека в месяц нужно установить более высокую плату, считают в Союзе потребителей
Заместителю председателя комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлане Разворотневой расчеты ИЭГ кажутся «странными и необоснованными».
— Чтобы понять обоснованность тарифов, мало проанализировать каждую тарифную заявку каждого ресурсоснабжающего предприятия, — говорит она. — Нужно еще провести аудит и понять, насколько данный тариф соответствует действительности. В тарифы закладываются не только нормативные потери и инвестпрограммы, которые реализует предприятие, причем зачастую странные. Но и неэффективность этих предприятий. Пример — Курган, где тарифы выше, чем в соседних регионах, просто потому, что там построили дополнительную ТЭЦ, никому не нужную. И затраты также легли в тариф.
Рассуждая о тарифах, эксперт отмечает, что недофинансированной в РФ скорее является отрасль водоснабжения. При этом в сфере теплоснабжения тарифы зачастую завышены, отмечает Разворотнева. В целом же, по ее мнению, тариф является экономически обоснованным.
— Поэтому в большинстве сфер и муниципальных образований тарифы у нас давно приблизились к экономически обоснованному уровню, — уверена она. — Если на воду и будет повышение, то на наших платежках оно катастрофически не скажется, точно не на 20% увеличится. Поэтому вся методика расчета ИЭГ и цифры вызывают много вопросов.
Если же решения будут приниматься, то это будет делаться точечно по отдельным предприятиям. И если туда будут идти деньги ФНБ и прочие финансы, то такое повышение тарифов при модернизации не понадобится. Все эти решения будут приниматься не тотально и очень непросто. Иначе это ляжет тяжелым грузом на региональные бюджеты и кошельки граждан.
Депутат Московской городской Думы, координатор федерального проекта «Школа грамотного потребителя» Александр Козлов сомневается, что в ближайшее время вообще возможно говорить о значительном повышении тарифов, которое будет выше региональной планки, согласованной с ФАС, выше уровня инфляции. На его взгляд, это «бессмысленно, и экономическая ситуация не позволит это сделать».
— История с экономически обоснованными тарифами поднимается с 1990-х годов, — рассказывает эксперт. — И мы видели, как в то время тарифы на коммунальные ресурсы сильно росли. Причем порой повышение шло хаотично, бесконтрольно. Правительство как раз и ввело предельные индексы, чтобы ресурсоснабжающие организации не вели такую тарифную политику. И вот эти планки продолжают действовать на протяжении нескольких лет. Да, повышение ежегодное есть, с 1 июля, но в среднем в пределах уровня инфляции.
Исполнительный директор комитета по коммунальной инфраструктуре и ЖКХ «Деловой России» Гайк Багдасарян полагает, что любые рассуждения о тарифах после окончания «тарифной кампании на 2022 год» являются гипотетическими. По закону тарифы в течение года не пересматриваются, а их изменение (рост или снижение) для населения происходит один раз в году с 1 июля, напоминает специалист.
— Экономически обоснованные тарифы в первую очередь должны обеспечивать безубыточную операционную деятельность, — говорит эксперт. — Говоря об операционной безубыточности, хотелось бы обратить внимание на следующий вопрос: всё регулирование тарифов в России построено на прогнозном уровне ИПЦ на очередной год — с этим пока проблема.
По данным ЦБ РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, инфляция по итогам 2021 года составит 8,1–8,5%, при этом в прогнозе социально-экономического развития России на 2022 год — 4,3 %. То есть, по существу, тарифы отрегулированы в минус. Есть иллюзия о том, что отрасль ЖКХ содержит бесконечное количество эффективности, но это не так, отмечает эксперт.
Почему тарифы на ЖКУ постоянно растут
Глава Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1» Елена Шерешовец считает, что сфера ЖКХ действительно нуждается в совершенствовании тарифного регулирования.
— Качественных услуг не будет, пока цены не станут экономически обоснованными, — подчеркивает она. — Многие любят сравнить нынешние платежи с платежами в СССР, но забывают, что тогда сфера ЖКХ полностью финансировалась за счет государства. Лучше сравнить их со странами Европы — от Польши до Швейцарии, где цена реальная, не заниженная, и в среднем треть семейного дохода уходит на оплату жилья. В любом случае не должны социально незащищенные группы населения платить в несколько раз больше. С другой стороны, мы видим, что проблемы ЖКХ решать надо, а без денег это невозможно. Остается добавить, что инфляция приводит к тому, что сейчас резко выросли цены на материалы, и люди хотят получать за работу больше, а изношенные сети — это огромные потери, их просто невозможно обслуживать, не повышая цены.
Нормативная база для формирования тарифов для ресурсоснабжающих организаций не изменяется, повышение тарифов может произойти в результате прекращения сдерживания их роста, что имеет место в настоящий период, отмечает эксперт ООО «Институт управления ЖКХ» Ирина Маликова.
В результате такого прекращения, по ее словам, предприятия сферы ЖКХ получат экономически обоснованные тарифы, позволяющие им не только покрывать текущие расходы, но и осуществлять развитие соответствующих производств, потребители получат социальную поддержку в зависимости от решений субъектов, и, наконец, по решению субъектов бюджетное субсидирование может осуществляться и путем снижения экономически обоснованных тарифов для населения и направления субсидии непосредственно предприятиям.
Старший партнер, исполнительный директор Группы «Деловой профиль» Ксения Архипова отмечает, что вопрос повышения тарифов всегда болезненный, поэтому в среднесрочной перспективе правительство сохранит социальную направленность тарифной политики и будет ограничивать рост тарифов, устанавливая максимальный уровень их индексации. Поэтому резкого повышения тарифов пока ожидать не следует. Для модернизации коммунальной инфраструктуры в следующие три года планируется выделить 150 млрд руб. из ФНБ и в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов — еще 150 млрд рублей.
— Трудно говорить об экономически обоснованных тарифах в условиях хронической убыточности предприятий ЖКХ, особенно водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, — поясняет Ксения Архипова. — Экономически обоснованным должен был быть уровень, обеспечивающий возможность ежегодной модернизации не менее 3–5% инфраструктуры и хотя бы нулевую рентабельность. Однако сложившиеся в отрасли проблемы только за счет роста тарифов решить нельзя. Необходимо продолжать прорабатывать программы государственной поддержки модернизации инфраструктуры ЖКХ, в том числе через ГЧП.
Источник: iz.ru
ФАС признав, что тарифы ЖКХ завышены в 2 раза, разрешила не платить?
Что нам ждать от власти после заявлений о переплатах «коммунальным монстрам»
Сразу после мартовских праздников глава российской Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев сделал взбудоражившее общественность громкое заявление.
«Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше ста процентов себестоимости, и все эти разговоры, что мы какие-то там убогие и недоплачиваем этим коммунальным монстрам, — это все чушь собачья», — сказал он в ходе интервью с представителями СМИ.
По мнению главы ведомства, подобная ситуация на российском рынке сложилась из-за колоссальных проблем с законодательством. Кроме того, по его мнению, в основе этой проблемы лежат коррупциогенные факторы в регионах. Речь идет об органах местного самоуправления, которые злоупотребляют своими полномочиями, из-за чего в соседних регионах стоимость тарифов ЖКХ может различаться в 54 раза. «Когда мы начинаем выяснять, там работает сынуля какого-нибудь губернатора или какого-нибудь высокопоставленного чиновника, который это все пробил через соответствующую региональную энергетическую комиссию и так далее».
Самое интересное, что буквально несколько месяцев назад, в июле 2018 года, эта же самая ФАС не увидела абсолютно никаких нарушений в очередной индексации тарифов ЖКХ и посчитало тогдашнее повышение цен вполне плановым. Среднее изменение платы за коммунальные услуги по России с 1 июля 2018 не превысит 4%, что соответствует прогнозу социально-экономического развития РФ на 2018 год, говорилось в соответствующем сообщении пресс-службы ведомства, главное, чтобы значения индексов по муниципальным образованиям в совокупности не выходили за значения, установленные правительством РФ для субъекта России.
Тогда же, летом прошлого года, ФАС напомнила, что рост платы за коммунальные услуги в среднем по стране не означает, что именно такая платежка придет гражданам. Власти регионов самостоятельно устанавливают предельные индексы и поэтому в различных муниципальных образованиях могут быть зафиксированы разные проценты роста. В том числе и выше среднего по России.
Почему же вдруг в течение непродолжительного времени ФАС так круто сменила свою риторику?
— Учитывая, что ФАС каждый год просто фиксирует индексацию тарифов на определенный уровень, фиксирует их рост, и вдруг заявляет о двукратной переплате, вызывает очень много вопросов, — констатировал заместитель генерального директора ассоциации «Городская среда», руководитель направления «Управление жилой недвижимости» Дмитрий Гордеев. — По сути, это все равно что расписаться в собственной беспомощности, ведь Игорь Артемьев возглавляет ведомство, которое в настоящее время отвечает за установление тарифов. Если это вдруг вскрылось сейчас, хорошо, что об этом говорят открыто, но фактически это означает, что несколько предыдущих лет работа ведомства была неэффективной.
«СП»: — Говоря о «хулиганстве» региональных властей в сфере установки тарифов Игорь Артемьев посетовал, что этим занимаются дети губернаторов и высокопоставленных чиновников. Звучит многозначно, особенно если учесть, что с 1 января 2019 года в регионах стартовала так называемая «мусорная реформа», и многие региональные операторы по утилизации ТКО связываются как раз с детьми чиновников высшего эшелона. Не означает ли это, что сфера ЖКХ находится на пороге какой-нибудь «войны кланов» в этой сфере?
— Не могу это утверждать, но все может быть. Совершенно четко ясно одно — раньше все упреки адресовались управляющим компаниям. Был такой устойчивый тренд — самыми злостными врагами всех потребителей являются именно УК. Теперь же упреки о работающих родственниках звучат в адрес именно ресурсоснабжающих организаций.
«СП»: — А вот эти «колоссальные проблемы с законодательством», о которых также говорил Артемьев, они откуда берутся? Федеральный центр что-то делает неправильно?
— Смотрите, есть федеральные методики установления тарифов, и есть определенная возможность их люфта. Но она обосновывается не столько региональными особенностями, сколько производственными программами конкретных ресурсоснабжающих организаций (РСО). Потому что тарифы устанавливаются даже не для региона, а для отдельных РСО.
У каждой из них своя ситуация: где-то сети в одном состоянии, потому что расположены в относительно новом поселении, а где-то в другом, так как находятся в городе с долгой историей. На замену и развитие этой инфраструктуры требуются разные средства. Они и закладываются в тарифы, так как федеральный бюджет дает что-то только через определенные программы, через Фонд развития ЖКХ. Региональные же бюджеты скудны, и ничего практически дать не могут.
Если глава ФАС считает нужным скорректировать эти федеральные методики, то пожалуйста, у него есть для этого все рычаги. Это все делается через правительственные и «фасовские» подзаконные акты.
«СП»: — То есть, получается, что федеральный-то центр ведет тарифную политику разумно и логично?
— Федеральный центр делает то, что он хочет. И если проблема действительно там, то тогда возникает вопрос к ФАС — а где же вы были и не предлагали что-то другое. А что касается разумности, то у нас, например, есть саморегулируемые организации РСО. И если спросить у них, они со своей точки зрения разумность тарифов обоснуют одним образом.
Еще есть зависимые и независимые эксперты, а также чиновники, скажем, Минэкономразвития и той же ФАС. У всех у них разные интересы и, соответственно, разные представления о разумности. Так что там действительно есть над чем поработать и что усовершенствовать.
«СП»: — Чем, по вашему мнению, стоило бы заняться прежде всего?
— Может быть, это прозвучит непопулярно, но надо было бы убрать предельный индекс установления тарифов. Потому что он фактически обрезает объективные потребности тех организаций, для которых устанавливается заниженный тариф. Большое количество организаций просто не может обеспечить должное качество коммунальной услуги.
Если посмотреть стратегию развития ЖКХ до 2020 года, утвержденную правительством, там указано, что порядка 40% всех «Водоканалов» страны не обеспечивает питьевое качество воды. Люди пьют техническую воду. А причина проста — нет средств. Вот для таких «Водоканадов» надо либо увеличивать тарифы, либо давать бюджетные средства, других источников финансирования нет.
Но о каких конкретно ресурсах говорил Игорь Артемьев, не совсем понятно, потому что у нас есть еще так называемые привилегированные коммунальные сектора.
«СП»: — Какие именно?
— Это прежде всего электроэнергетика и газоснабжение. Вот для них устанавливают те тарифы, какие скажут. Затем, есть еще и теплоэнергетики. То, что касается утилизации ТКО, вывоза мусора — это вообще новая услуга. И тут пока трудно объективно сказать, правильно ли там составлены тарифные методики или нет.
И все же тут нужна на самом деле нужна не такая вот «вбросовая» информация, как это сделал Игорь Артемьев, а серьезное обсуждение с участием всех заинтересованных сторон — чиновников, СРО и независимых экспертов.
«СП»: — Некоторые эксперты советуют В Минстрое рекомендуют в случае завышенных тарифов обращаться в Госжилинспекцию (ГЖИ). У этого ведомства хватит полномочий разрешать подобные вопросы?
— Я полагаю, это неправильная рекомендация, популистская и даже где-то дилетантская. Во-первых, у них нет специалистов-тарифщиков, а, во-вторых, это прямая обязанность ФАСа — контролировать правильность установления тарифов. Потому что ГЖИ решает вопросы жилищного законодательства, а тут другая сфера, тут отраслевое законодательство.
«СП»: — Хорошо, вот рядовому гражданину, который считает, что он платит много, куда обращаться?
— Если вы говорите о коммунальных тарифах на 1 кубометр воды, газа и так далее, то не надо обращаться ни в УК, ни в ГЖИ. Сначала надо зайти на сайты РСО, посмотреть там обоснование тарифа на вызывающий сомнение ресурс. Предположим, 1 гигакалория в одном регионе обходится в одну сумму, а в соседнем регионе она дешевле. Тут надо внимательно посмотреть на составляющие.
Например, а что там с котельными. Потому что где-то могут топить нефтью, где-то газом, а где-то углем, и поэтому тарифы будут разные. Еще надо открыть и посмотреть постановления по тарифным методикам. И уже после этого надо обращаться к регуляторам тарифов, к органам госвласти. И уже им задавать вопросы.
И если возникают сомнения в правильности ответов этих органов, то тогда надо уже обращаться как раз к ФАС, к Артемьеву.
Кстати, коль скоро Игорь Артемьев заявил о двукратной переплате по тарифам, то теперь он по сути, обязан в течение ближайших двух лет добиться того, чтобы все тарифы были снижены в два раза во всех субъектах Федерации. Вся власть у него для этого есть, поскольку именно он методологически руководит всеми тарифными регуляторами в России. Вот если он этого не седлает, значит, он делать этого либо не хочет, либо не может, либо он сделал опрометчивое заявление.
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Источник: svpressa.ru