Проверка управляющей компании жилищной инспекцией

С 1 июля 2021 года проверки управляющих организаций надзорными органами проходят по-новому: стало больше их разновидностей, а кроме того, добавился элемент внезапности. Разбираем отдельные аспекты нового законодательства.

Инспектор МосЖилИнспеции – что смотрят и как выполнить все по закону с первого раза (2022)

МосЖилИнспекция Москвы осуществляет государственный жилищный надзор на территории столицы. Полномочия этого ведомства реализуются должностными лицами – государственными жилищными инспекторами. Эти специалисты могут обследовать здания и помещения в пределах своей компетенции, выявлять нарушения, составлять акты и протоколы.

Читайте в этом материале, когда инспекторы МосЖилИнспекции вправе проводить проверки, выдавать предписания и согласования, как устранить претензии и избежать административного наказания.

Полномочия МосЖилИнспекции и ее инспекторов

Деятельность Жилищной инспекции заключается в проверке соблюдения законодательства РФ и Москвы при эксплуатации и пользовании жилфондом. В полномочия МосЖилИнспекции и ее специалистов входит согласование изменений в характеристиках помещений МКД, проверка соответствия проектам, выявление нарушений строительным нормам или правилам пользования объектами. В структуру должностных лиц ведомства входит начальник МосЖилИнспекции, его заместители, государственные жилищные инспекторы.

Примерный перечень работ, которые можно и нельзя делать при перепланировке, указан на инфографике.

Примерный перечень работ, которые можно и нельзя делать при перепланировке, указан на инфографике.

Нормативные акты

Деятельность и полномочия инспекторов МосЖилИнспекции регламентируются двумя основными актами:

Уважаемые КЛИЕНТЫ!

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефону:

Москва: 8 (499) 322-05-14 (наш адрес)

Санкт-Петербург: 8 (812) 422-35-90 (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

  • Постановление Правительства Москвы № 664 Административный регламент государственного жилнадзора (скачать);
  • Постановление Правительства Москвы № 336-ПП Положение о МосЖилИнспекции (скачать).

В список нормативных актов, которые будут применять инспекторы при проверках, входит законодательство федерального и регионального уровня. Основным документом является Жилищный кодекс РФ (скачать), который содержит нормы о правилах эксплуатации, пользования и ремонта жилфонда. Также применяются Постановления Правительства Москвы № 508-ПП (скачать) и 432-ПП (скачать) с перечнями разрешенных и запрещенных работ на помещениях МКД. В части ответственности по выявленным нарушениям инспекторы могут использовать КоАП РФ и Закон Москвы об административных правонарушениях.

№ п/п Основные этапы согласования перепланировки в Москве Описание
1 Проект перепланировки Проектная документация содержит описание всех решений и работ, требования к их безопасности, сметы и расчеты, схемы и чертежи. Проект для перепланировки квартир и нежилых помещений в МКД нужно согласовать в Мосжилинспекции.
2 Заказ технического заключения Техническое заключение оформляет ГБУ “Экспертный центр”, если перепланировка проводится в помещениях МКД. Заключение подтверждает, что работы не повлекут ухудшение характеристик несущих конструкций, снижение несущей способности.
3 Кадастровые работы Включают изучения документов и сведений ЕГРН, обследование и замеры на объекте. Кадастровый инженер выполнит координирование, опишет координаты и характеристики помещений в техническом плане.
4 Кадастровый учет Заключается в переносе сведений из технического плана в ЕГРН. По итогам учета заявитель получит в Росреестре выписку ЕГРН.

Простым языком

Бесконтрольное проведение строительных работ, несоблюдение норм и правил может привести к разрушению или порче жилищного фонда, угрозе прочности и надежности многоквартирных домов. Работы по возведению и реконструкции МКД контролируют специалисты Госстройнадзора. В полномочия МосЖилИнспекции и ее специалистов входит:

  • проверка и согласование проектов перепланировки и переустройства в жилых или нежилых помещениях МКД;
  • проверка и согласование самовольно выполненных перепланировок и переустройств в помещениях МКД;
  • контроль за деятельностью управляющих компаний, выдача и отзыв лицензий, привлечение к ответственности за нарушение норм ЖК РФ;
  • вынесение решений и актов о переводе жилых помещений в нежилые, и наоборот;
  • подготовка документов для признания МКД аварийными, непригодными для проживания;
  • выдача предписаний и привлечение к ответственности за нарушения федерального и московского законодательства;
  • иные полномочия, указанные в Постановлении № 336-ПП.

Инспекторы МосЖилИнспекции могут проводить плановые проверки на объектах жилфонда, либо внеочередные мероприятия. Основанием для внеочередных проверок могут являться обращения граждан, прокуратуру, управляющих компаний, иных заинтересованных лиц.

Комментарий специалиста. Практически любое изменение в характеристиках квартир и нежилых помещений МКД относится к перепланировке или переустройству. Поэтому обращаться в МосЖилИнспекцию приходится большинству собственников или арендаторов, планирующих серьезный ремонт в квартире, нежилом помещении. Проведение работ без согласований может являться основанием для выдачи предписания, взыскания штрафа, возложения обязанность привести помещение в исходное состояние.

Инспектор МЖИ

Одним из полномочий инспекторов МЖИ является проверка соответствия строительных работ в МКД

Что могут обследовать инспекторы МосЖилИнспекции

Основанием для проведения проверок инспекторами является Распоряжение МосЖилИнспекции. При взаимодействии с собственниками, арендаторами или иными лицами инспектор обязан предъявлять служебное удостоверение, копию распоряжения о проверке. Перечень полномочий инспекторов при проведении проверок указан в п. 8 Постановления № 664.

Деятельность Жилищной инспекции заключается в проверке соблюдения законодательства РФ и Москвы при эксплуатации и пользовании жилфондом. В полномочия МосЖилИнспекции и ее специалистов входит согласование изменений в характеристиках помещений МКД, проверка соответствия проектам, выявление нарушений строительным нормам или правилам пользования объектами. … Если нарушения выявлены в деятельности управляющей компании , штраф по ст. 19.5 КоАП РФ может составить до 200 тыс. руб. За незаконную перепланировку МЖИ может составить протокол по ст. 7.21 КоАП РФ. Штраф за такое нарушение составит от 2 до 2.5 тыс. руб.

Новые правила проведения проверок управляющих организаций и ТСЖ с 1 июля 2021 года

С 1 июля 2021 года проверки управляющих организаций надзорными органами проходят по-новому: стало больше их разновидностей, а кроме того, добавился элемент внезапности. Разбираем отдельные аспекты нового законодательства.

Читайте также:  Уведомление о начале предпринимательской деятельности жилищная инспекция

Что изменилось в новом законе о проверках

Прежде всего, изменилось название закона. Прежний имел следующее звучание: Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
В настоящее за исключением ряда положений на переходный период ему на смену пришел Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248).

Таким образом, о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в дословном смысле – речи больше не идет. Хотя формально новый закон «устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц» (п. 1 ст. 2 Закона № 248).

Все контрольные мероприятия отображаются в Едином реестре видов контроля https://proverki.gov.ru/, где приводится хронология всех мероприятий и их результаты. Оператором системы является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует, не допускается (п. 3 и 4 ст. 19 Закона № 248).

Управляющая организация считается уведомленной о контрольных мероприятиях, если информация была направлена ей через портал Госуслуг. Сведения о проверке также могут быть направлены по адресу электронной почты, указанному на сайте ГИС ЖКХ. Либо может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица (пп. 1 п. 5 ст. 21 Закона № 248).
При проведении проверки инспектор не вправе оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольного (надзорного) органа. Сюда же относятся недопустимость требования документации, не составляющей предмет проверки. Также есть запрет на истребование документации и информации, если ранее она была представлена, либо имеется в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных органов (ст. 37 Закона № 248).
Кроме того, изменились сроки для проведения документарной и выездной проверок (ранее было 20 дней, теперь – 10 дней).

Профилактические и контрольные (надзорные) мероприятия

Для контрольных органов вводится понятие «профилактические мероприятия». К ним относится:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) меры стимулирования добросовестности;
4) объявление предостережения;
5) консультирование;
6) самообследование;
7) профилактический визит (п. 1 ст. 43 Закона № 248).

Закон № 248 устанавливает порядок и регламент проведения профилактических мероприятий.
В части непосредственно проверок Закон № 248 выделяет два варианта: первый – с взаимодействием с контролируемым лицом, второй – без взаимодействия с контролируемым лицом.

Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольная закупка;
2) мониторинговая закупка;
3) выборочный контроль;
4) инспекционный визит;
5) рейдовый осмотр;
6) документарная проверка;
7) выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее – контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование (п. 2 и 3 ст. 56 Закона № 248).

Таким образом, видов контроля стало существенно больше, а значит, визиты проверяющих станут чаще. Чаще всего, основанием для проведения проверки являются жалобы заинтересованных лиц. Теперь обращения (заявления) граждан и организаций принимаются к рассмотрению только в случае, если они поданы:
— через МФЦ;
— через портал Госуслуг (или ГИС ЖКХ).

В остальных случаях до проверки принимаются меры по установлению личности гражданина и полномочий представителя организации и их подтверждения (п. 1 ст. 59 Закона № 248). Таким образом, жалобы на основании писем от «анонимов» рассматриваться не должны.
В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Если нарушения выявлены, то контролируемому лицу выдается предписание. В случае обнаружения признаков преступления или административного правонарушения меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности (ст. 90 Закона № 248).

Читайте также:  Форма жалобы на управляющую компанию в жилищную инспекцию

Обжалование итогов контрольных мероприятий

Важным новшеством стал порядок обжалования итогов контрольных мероприятий. Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 39 Закона № 248).

Жалоба подается в электронном виде контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 40 Закона № 248).

Досудебному обжалованию подлежит:
— решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (срок – 30 дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав);
— акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений (срок – 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания);
— действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий (п. 4 ст. 40 Закона № 248).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается (п. 7 и 8 ст. 40 Закона № 248).

Досудебное обжалование предполагает своеобразные обеспечительные меры: если заявитель подает ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа, то уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
— о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа;
— об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.

Информация о таком решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения (п. 10 и 11 ст. 40 Закона № 248).

Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на контрольный (надзорный) орган, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
3) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий (п. 4.1-6 ст. 43 Закона № 248).

Формально Закон № 248 содержит много важных слов о законности и обоснованности, соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц. Однако фактически мы имеем 7 новых профилактических мероприятий и 11 видов контрольных мероприятий, результатом которых может быть предписание и штраф. Это позволяет предположить, что число проверок возрастет, а в случае избирательного применения Закона № 248 вопрос о соразмерности вмешательства проверяющих органов будет трактоваться произвольно.

создание и деятельность управляющих организаций ; предоставление коммунальных услуг потребителям … Основанием для проведения проверки по жалобам лиц и ведомств являются индикаторы риска нарушений обязательных требований, которые разработал Минстрой РФ. При поступлении в ГЖИ жалобы на нарушение в жилищном фонде, то ведомство перенаправляет ее в соответствующий орган в течение 7 дней с момента получения. … Положение о порядке проведения жилищного контроля и надзора касается ГЖИ, но и проверяемых им лиц – управляющих многоквартирными домами, поставщиков коммунальных ресурсов, фондов капитального ремонта.

Проект Минстроя о жилнадзоре

Законодательство в сфере ЖКХ

С 1 июля 2021 года вступил в силу новый закон о контрольно-надзорной деятельности в сфере ЖКХ. Ведомства, занимающиеся таким видом деятельности, должны прописать собственное положение. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ разработала проект в сфере регионального госжилнадзора.

Для чего разработано новое положение?

Разработка положения о правилах проведения регионального госжилнадзора является требованием новых нормативно-правовых актов, а именно Федерального закона РФ от 11 июня 2021 года №170-ФЗ и Федерального закона РФ от 31 июля 2021 года № 248-ФЗ.

После вступления в силу нового положения «Об общих требований к организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора», постановление Правительства РФ от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре» прекратит свое действие.

Новое положение кардинально отличается от действующего постановления. В документе подробно описаны полномочия ГЖИ, основания для проведения внеплановых проверок, порядок организации и метод проведения проверяющих мероприятий. В проекте выделен отдельный блок по ведению сайта ведомства.

Кто и кого проверяет?

Руководитель ГЖИ, его заместитель и уполномоченный сотрудник (инспектор) имеют право проводить мероприятия по региональному государственному жилищному надзору. Проверяют они всех, кто обязан соблюдать обязательные требования в их сфере деятельности. В рамках жилищного надзора проверяют работу региональной и муниципальной власти и требований, установленных жилищным законодательством.

Читайте также:  Деятельность жилищной инспекции постановление

Что и какими методами проверяют органы ГЖИ?

Целью мероприятий по проверки являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Предметом контрольно-надзорных мероприятий является:

  • использование и сохранность жилого помещения и общего имущества собственников многоквартирного дома;
  • перевод жилого помещения в нежилое, перепланировка и переустройство помещений;
  • формирование фонда капитального ремонта;
  • создание и деятельность управляющих организаций;
  • предоставление коммунальных услуг потребителям;
  • порядок изменения размера платы в случае предоставления некачественной услуги по управлению, содержанию и ремонту общедомового имущества;
  • порядок индексации размера платы за жилое помещение;
  • процедура ограничения предоставления коммунальных услуг;
  • энергоэффективность и оснащенность помещений приборами учета;
  • размещение обязательной информации в ГИС ЖКХ;
  • обеспечение доступность помещений многоквартирного дома для инвалидов.

При обнаружении нарушения, органы ГЖИ должны проводить профилактические мероприятия, пресекать нарушения, выписать требование об устранении последствий нарушения, собрать информацию об исполнении правил, установленных нормативно-правовыми актами, а также проводить повторные проверки.

Что относится к профилактическим мероприятиям?

в 3 разделе положения Минстроя РФ прописаны принципы работы по профилактике нарушений. К профилактическим мероприятиям относятся:

  1. Информирование и обобщение правомерной практики органов ГЖИ.
  2. Объявление предостережения согласно ст. 49 № 248-ФЗ.

В случае несогласия с полученным предостережением, проверяемый имеет право подать возражение в ведомство, в течение 15 рабочих дней. В возражении необходимо указать название ИП или ЮЛ, данные гражданина, ИНН, дату и номер полученного документа. Также необходимо выразить своё мнение по поводу полученного предостережения. Возражение можно отправить в печатном или электронном виде. В течение 20 рабочих дней, после получения возражения, органы ГЖИ обязаны вам дать ответ.

  1. Консультирование согласно ст. 50 № 248-ФЗ.

Представители ГЖИ проводят консультации юридических и физических лиц по телефону, видеосвязи, личной встрече, при проведении профилактической или контрольной проверки.

  1. Профилактический визит в соответствии со ст. 52 № 248-ФЗ.

Профилактический визит − это беседа проверяющего с проверяемым на месте проверки или по видеосвязи. Профилактические визиты обязательно проводятся к проверяемых из категории «чрезвычайно высокий, высокого и значительного риска». Срок такого визита не должен превышать один рабочий день.

Какие существуют виды и методы проверок?

4 раздел постановления содержит принципы организации и проведения проверок. Органы ГЖИ проводят плановые и внеплановые проверки, но сейчас им будет запрещено проводить плановые проверки жилых помещений.

Проводить проверки можно двумя способами:

  • контактируя с проверяемым;

К данному метода относятся встречи, телефонные звонки, проведение переговоров, запрос документации, визит инспектора на место деятельности. Это могут быть инспекционный визит, документарная или выездная проверка.

  • без взаимодействия.

В рамках данного метода представители ГЖИ проводит наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование, осмотр, опрос, получение письменных объяснений, инструментальное обследование жилищного фонда.

Основанием для проведения проверки по жалобам лиц и ведомств являются индикаторы риска нарушений обязательных требований, которые разработал Минстрой РФ.

При поступлении в ГЖИ жалобы на нарушение в жилищном фонде, то ведомство перенаправляет ее в соответствующий орган в течение 7 дней с момента получения.

Что орган ГЖИ обязан размещать на сайте ведомства?

Новое положение Минстроя РФ содержит пункты, устанавливающие требования к органам ГЖИ и их работникам:

  1. Инспекторы при проведении проверок ответственны за надлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
  2. На официальном сайте должны быть в актуальном состоянии:
    • список нормативно-правовых актов с указанием статей и пунктов, содержащие обязательные для выполнения требования;
    • перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований;
    • порядок отнесения объектов проверки к категориям риска;
    • план проведения плановых проверок;
    • доклады правомерной практики;
    • программа профилактики рисков при невыполнении требований;
    • рекомендации для проверяемых.

На заметку

Положение о порядке проведения жилищного контроля и надзора касается ГЖИ, но и проверяемых им лиц – управляющих многоквартирными домами, поставщиков коммунальных ресурсов, фондов капитального ремонта. Они должны быть в курсе методов, которыми ведомство будет проводить проверки, кто может их проверить, выполнение каких именно требований нормативно-правовых документов вправе контролировать.

Например, в рамках регионального надзора ведомство не может проверить выполнение управляющей организацией лицензионных требований: это не входит в предмет проверок.

Пока это только проект: он находится на обсуждении и антикоррупционной экспертизе. Возможно, по их итогам документ будет дополнен или скорректирован.

Следите за обновление положения о жилищном надзоре с компанией «Технология и Сервис».

Как бороться с управляющей компанией через жилищную инспекцию . Как бороться с бездействием жилищной инспекции . Определение. Функции жилищной инспекции . Права жилищной инспекции . Как пожаловаться в жилищную инспекцию ? Способы воздействия на управляющую компанию . … После получения жалобы компетентные органы жилищной инспекции должны инициировать проведение проверки работы управляющей компании . Если в процессе проверки будет установлено, что обслуживающая организация действительно не справляется с возложенными на нее функциями, тогда жилищная инспекция выписывает ей предписание об устранении проблемы.

Источники
  • https://smway.ru/inspektor-moszhilinspecii-chto-smotrjat-i-kak-vypolnit-vse-po-zakonu-s-pervogo-raza/
  • https://www.gkh365.ru/blog/blog3/new-rules-for-conducting-inspections-of-UO/
  • https://blog.gisgkx.ru/project-minstroy-about-housing-supervision/

Рейтинг
Загрузка ...