Расчет платы за коммунальную услугу по водоотведению

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 марта 2015 года N 5093-ОГ/04

[О расчете размера платы за коммунальную услугу по водоотведению]

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение от 30.12.2014 N 28409-ог по вопросу применения норм жилищного законодательства и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно пункту 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее — Правила N 354), в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, размер платы за коммунальную услугу по водоотведению рассчитывается исходя из показаний индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды или при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Расчет платы за коммунальную услугу за расчетный период в помещении, оборудованном прибором учета.

Исходя из анализа перечисленных норм законодательства, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета одного из коммунальных ресурсов (холодной или горячей воды), размер платы за коммунальную услугу по водоотведению рассчитывается исходя из суммы объема коммунального ресурса, учет которого осуществляется по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета, и объема коммунального ресурса, не учитываемого прибором учета, исходя из норматива потребления коммунальных услуг.

Директор Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
О.Н.Демченко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:

Источник: docs.cntd.ru

Начисление платы за водоотведение.

Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению рассчитывается как произведение тарифа на объем потребленного коммунального ресурса, то есть аналогично расчету размера платы за вышеуказанные коммунальные услуги. Однако, нормативными актами установлены некоторые особенности расчета объема потребления данной коммунальной услуги. Согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 объем потребления водоотведения рассчитывается следующим образом:

— по показаниям индивидуального (квартирного) прибора учета сточных вод, если потребитель вовремя передал их исполнителю коммунальной услуги.

КР СОИ водоотведение

— по нормативу, утвержденному нормативно-правовым актом уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, исходя из количества проживающих граждан. Данный способ применяется, если потребитель не установил поквартирные приборы учета горячей и холодной воды, а также водоотведения или не передавал их показания более шести месяцев.

— как сумма показаний приборов учета холодного и горячего водоснабжения, в случае если потребитель не установил прибор учета на водоотведение, но имеет установленные приборы учета на холодное и горячее водоснабжение.

Начисление платы за отопление.

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается согласно порядку, утвержденному:

— либо в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354.

— либо в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 размер платы за отопление определяется как произведение тарифа на объем потребленного коммунального ресурса. При этом объем потребления тепловой энергии на отопление рассчитывается следующим образом:

1. При отсутствии приборов учета в многоквартирном доме, исходя из утвержденного норматива потребления тепловой энергии на 1 кв.м. площади жилого помещения (формула 2 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354).

Пример расчета размера платы.

Для примера возьмем следующие показатели:

— тариф составляет 1422 рубля 20 копеек за 1 Гигакаллорию тепла.

— площадь жилого помещения потребителя составляет 42 квадратных метра.

— норматив, принятый для данного многоквартирного дома уполномоченным органом составляет 0,016 Гигакаллорий на 1 квадратный метр площади.

Размер платы за отопление составит: 0,016 × 42 × 1422,20 = 955 рублей 72 копейки

2. При наличии общедомового прибора учета и отсутствии квартирных приборов учета, а также при частичном оснащении квартирными приборами учета помещений в МКД, для помещения, не оборудованного прибором учета, исходя из показаний общедомового прибора учета, распределенных пропорционально площади помещений в многоквартирном доме (формула 3 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354).

Пример расчета размера платы:

Для примера возьмем следующие показатели:

— тариф составляет 1422 рубля 20 копеек за 1 Гигакаллорию тепла.

— площадь жилого помещения потребителя составляет 42 квадратных метра.

— площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 3600 квадратных метров.

— по общедомовому прибору учета за месяц дом потребил 60,20 Гигакаллорий тепла.

Размер платы за отопление составит: 60,20 / 3600 × 42 × 1422,20 = 998 рублей 86 копеек.

3. При наличии общедомового прибора учета и поквартирных приборов учета во всех жилых и нежилых помещениях МКД, исходя из объема, определенного по показаниям квартирного прибора учета и объема общедомовых нужд, приходящихся на данное жилое помещение. При этом, объем общедомовых нужд определяется как разница потребленного домом коммунального ресурса по общедомовому прибору учета и суммарным потреблением ресурса жилыми/нежилыми помещениями, а для домов с индивидуальными тепловыми пунктами по производству горячей воды также потреблением тепла на производство горячей воды (формула 3(1) приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354).

Пример расчета размера платы.

Для примера возьмем следующие показатели:

— тариф составляет 1422 рубля 20 копеек за 1 Гигакаллорию тепла.

— площадь жилого помещения потребителя составляет 42 квадратных метра.

— площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 3600 квадратных метров.

— по общедомовому прибору учета дом потребил 60,20 Гигакаллорий тепла.

— в жилом помещении, согласно показаниям квартирного прибора учета тепловой энергии за месяц потреблено 0,580 гигакаллории тепла.

— суммарное потребление тепловой энергии на нужды отопления жилыми и нежилыми помещениями в доме составило 50 Гигакаллорий.

— Потребление тепловой энергии индивидуальным тепловым пунктом на получение горячей воды составило 5,20 Гигакаллорий.

Объем общедомовых нужд для данного многоквартирного дома составит: 60,20 – 50 – 5,20 = 5 Гигакаллорий.

Размер платы за отопление составит: (0,580 + 5 × 42/3600) × 1422,20 = 907 рублей 36 копеек.

Расчет размера платы в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 также осуществляется как произведение тарифа на объем потребленной тепловой энергии. Последний определяется следующими способами:

1. По нормативу, аналогично порядку, закрепленному в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (формула 1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307)

2. При наличии общедомового прибора учета тепловой энергии по среднемесячному потреблению за прошлый год или за предыдущие шесть месяцев, если прибор учета эксплуатируется не более шести месяцев. Данный способ предусматривает обязанность исполнителя коммунальной услуги ежегодно производить корректировку размера платы за отопление по показаниям общедомового прибора учета (п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, формулы 7, 8 приложения № 2 к указанным Правилам).

Читайте также:  Определение доли в коммунальных услугах

Пример расчета размера платы.

Для примера возьмем следующие показатели:

— тариф составляет 1422 рубля 20 копеек за 1 Гигакаллорию тепла.

— потребление по прибору учета за прошлый год составило 600 гигакаллорий тепла.

— площадь жилого помещения потребителя составляет 42 квадратных метра.

— площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 3600 квадратных метров.

Среднемесячное потребление тепловой энергии на 1 кв. м. площади помещений за прошлый год составит: 600/3600/12 = 0,014 Гкал.

Размер платы за отопление, начисляемый потребителю, исходя из среднемесячного потребления за прошлый год, составит: 0,014 × 42 × 1422,20 = 836 рублей 25 копеек.

При этом, по окончании года исполнитель обязан провести корректировку размера платы за отопление по показаниям общедомового прибора учета.

Для примера возьмем следующие показатели:

тариф составляет 1422 рубля 20 копеек за 1 Гигакаллорию тепла.

— потребление по прибору учета за текущий год составило 580 гигакаллорий тепла на сумму 809390 рублей.

— в текущем году потребителю начислена плата за отопление, исходя из среднемесячного потребления за прошлый год в размере 11870 рублей.

— площадь жилого помещения потребителя составляет 42 квадратных метра.

— площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 3600 квадратных метров.

Корректировка размера платы за отопление составит: 809390 × 42/3600 – 11870 = — 2427 рублей 12 копеек. В данном случае, в результате корректировки исполнитель будет обязан вернуть потребителю 2427 рублей 12 копеек или зачесть их в счет будущих платежей за коммунальную услугу по отоплению, поскольку по общедомовому счетчику за текущий год МКД потребил тепла на сумму меньшую, чем ему было начислено по среднемесячному потреблению за прошлый год. Однако корректировка может повлечь обязанность потребителя доплатить исполнителю коммунальной услуги определенную сумму, в случае, когда по общедомовому счетчику потреблено тепла на сумму превышающую, начисленную потребителю плату, рассчитанную по среднемесячному потреблению за прошлый год.

Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы

lektsia.com 2007 — 2022 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.) Главная | Обратная связь

Источник: lektsia.com

Определение размера платы за услуги водоотведения

Размер платы за услугу водоотведения определяется в единой величине, без разбивки на составляющие, поскольку законодательством такие коммунальные услуги как «отведение стоков от ХВС» и «отведение стоков от ГВС» не предусмотрены.

Вопрос

Как производить расчет водоотведения (канализации)? До 1 сентября объем водоотведения от холодной воды считался равным 96% от объема потребления, после вступления в силу изменений в Постановление № 306 должен считаться равным 100%. Нормативы в нашем регионе остались прежними, т.е. рассчитанные от 96%. Значит ли это, что при начислениях по индивидуальным приборам учета канализацию следует считать равной 96% от потребления?

Ответ

Согласно п.42 Правил № 354 при отсутствии индивидуальных приборов учета сточных вод размер платы за услуги водоотведения, предоставленные потребителю в жилом помещении, определяется исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, только при наличии одновременно индивидуальных приборов учета горячей воды и индивидуальных приборов учета холодной воды. При отсутствии ИПУ сточных вод и при отсутствии ИПУ горячей и (или) ИПУ холодной воды размер платы за коммунальные услуги водоотведения, предоставленные потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к Правилам № 354 – то есть исходя из установленных нормативов потребления услуг водоотведения.

Вопрос

Если отсутствует один из ИПУ (ГВС или ХВС) плата за водоотведение считается по нормативу, а если в жилом помещении установлено два ИПУ по ХВС и два ИПУ по ГВС, один ИПУ выходит из строя, как в этом случае будет рассчитываться плата за водоотведение, также по нормативу?

Ответ

Поскольку в указанном случае объем коммунальных услуг ХВС и ГВС, потребленных в жилом помещении невозможно определить суммарно по показаниям ИПУ и плата за коммунальные услуги по тому виду услуг, по которому один из ИПУ выходит из строя, будет определяться по нормативу потребления, то плата за услуги водоотведения подлежит определению исходя из нормативов потребления услуг водоотведения.

Вопрос

Правильно ли мы поняли: если в жилом помещении начисление производится ХВС по прибору учета, а ГВС по нормативу, то водоотведение должно начисляться по нормативу, а не как сумма объемов: ХВС (по в/счетчику) + ГВС (по нормативу)?

Ответ

Да, правильно, в указанном случае плата за услуги водоотведения в помещении определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг водоотведения.

Применение в расчете платы за коммунальные услуги ОПУ

Вопрос

Порядок расчетов в случае возникновения отрицательной разницы между показаниями ОПУ и объемами потребления непосредственно в помещениях МКД?

Ответ

Согласно п. 46 Правил № 354 плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды не начисляется, если показания ОПУ за этот расчетный период будут меньше, чем сумма объемов потребления во всех жилых и нежилых помещениях МКД.

Согласно п.47 Правил № 354 объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан:

а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) либо пропорционально количеству человек, проживающих в каждом жилом помещении (квартире);

б) объем к/у, потребленных непосредственно в каждом жилом помещении, уменьшить на долю от объема образовавшейся разницы (полученной в результате распределения по п.а)) вплоть до нуля и исходя из него исчислять размер платы за коммунальные услуги, предоставленные непосредственно в жилое помещение (квартиру). В случае если объем снятия превышает объем потребления в расчетном периоде, то излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.

Таким образом, в случае возникновения в расчетном периоде отрицательной разницы между объемом к/у, определенным исходя из показаний ОПУ, и суммарным объемом потребления к/у непосредственно в жилых и нежилых помещениях МКД размер платы за к/у для потребителей жилых помещений подлежит снижению вплоть до нуля только в этом месяце; оставшаяся часть на следующий месяц не переносится (размер платы, подлежащей внесению в следующем месяце, не снижается).

Вопрос

Согласно п. 44, 47 Правил № 354 “плюсовой” объем на общедомовые нужды распределяется между потребителями пропорционально площади их помещений, “минусовой” — пропорционально площади (в отношении отопления) либо пропорционально количеству человек (в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения).

Исходя из какой логики разработчики данной нормы предусмотрели именно такой порядок, почему экономия по ХВС, ГВС, электроэнергии распределяется по количеству проживающих, а не по площади или по объему потребления, например?

Ответ

Вопрос

Расчет ОДН: в случае если расход по ИПУ совпадает с расходом по ОПУ и в результате получается, что ОДН = 0. Нужно ли начислять ОДН?

Ответ

Если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за такой расчетный период потребителям не начисляется.

Вопрос

В случае если в текущем месяце расход по ОПУ = 0, а по ИПУ передают расход за прошлый месяц, то ОДН составляет отрицательную величину. Нужно ли снижать индивидуальное потребление?

Ответ

Нет. Согласно Правилам № 354 потребители обязаны представлять показания ИПУ исполнителю не позднее 26 числа текущего месяца. Если они этого не сделали, то расчет размера платы за услуги, предоставленные в текущем периоде потребителю в жилом (нежилом) помещении, осуществляется исходя из среднемесячного объема потребления услуг, определяемого в порядке, установленном п.59 Правил № 354.

То есть показания ИПУ, представленные потребителем в текущем периоде (например, в сентябре) за прошлый период (август) при начислении платы за текущий период (в котором показания ОПУ=0) в расчет не принимаются. Поскольку поставка коммунальных ресурсов в МКД в текущем периоде (сентябре) не осуществлялась, то размер платы за к/у для всех потребителей (включая потребителя, несвоевременно представившего показания ИПУ за прошлый период (август)) в текущем периоде (сентябре), составит 0. Соответственно, отрицательная разница между показаниями ОПУ и суммарным объемом индивидуального потребления к/у в текущем периоде (сентябре) не возникает. При этом несвоевременно представленные потребителем показания ИПУ подлежат учету при начислении размера платы за последующий период (октябрь), если последние показания ИПУ будут представлены исполнителю в установленный срок (до 26 октября). При несвоевременном представлении показаний ИПУ в последующем периоде (позднее 26 октября) эти показания в расчет не принимаются и размер платы за октябрь определяется опять же исходя из среднемесячного объема потребления и так до тех пор, пока потребитель вовремя не передаст показания ИПУ исполнителю либо до момента проведения исполнителем очередной или внеочередной проверки показаний ИПУ (наша новая редакция).

Читайте также:  Муниципальной программы обеспечение качественными коммунальными услугами населения

Вопрос

Например, размер ОДН по дому сложился отрицательный, в расчете на 1 человека получилось -0,5 куб. м. Семья из 3-х человек. Размер ОДН для них составил -1,5 куб. м, а их общее потребление исходя из показаний ИПУ составило 1 куб. м. Правильно ли то, что в результате мы делаем снятие в размере 1 куб. м (то есть платеж составил 0), а остаток в размере 0,5 куб. м на следующий месяц не переносится?

Ответ

Да, правильно. Согласно п.47 Правил № 354 в случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения ОДН между потребителями, превышает объем коммунального ресурса, потребленного в жилом помещении, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.

Источник: infopedia.su

Расчет платы за коммунальную услугу по водоотведению

Многоотраслевое муниципальное унитарное предприятие «Коммунальное хозяйство «Клетское»

  • Главная
  • Контакты
  • Тарифы
  • МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО РЕГУЛИРУЕМЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Потребителям
  • Контрактным управляющим
  • Нормативно-правовые акты
  • Работа с должниками
  • Системы ХВС
  • Отправить показания счетчика воды
  • КНИГА ОТЗЫВОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Главная – Коммунальные услуги и платежи – РАСЧЕТ ПЛАТЫ ЗА ВОДООТВЕДЕНИЕ И ВЫВОЗ ЖБО

РАСЧЕТ ПЛАТЫ ЗА ВОДООТВЕДЕНИЕ И ВЫВОЗ ЖБО

Очень часто возникает вопрос, а также много споров о том, каким образом рассчитывается плата за вывоз ЖБО (жидкие бытовые отходы) и оплата водоотведения. Вроде, обе услуги представляют собой практически один и тот же процесс, но вот по факту плата за вывоз ЖБО, как и сама его суть, все-таки отличается от водоотведения.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Кодекса плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. В указанный перечень не входят сбор, вывоз, утилизация жидких бытовых отходов.

Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, которые действовали до 01.09.2012, под водоотведением понимался отвод стоков из жилого помещения по присоединенной сети.

В пункте 4 Правил, которые вступили в силу с 01.09.2012, указано, что водоотведение — это отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги предусмотрен вышеуказанными правилами. Плата за водоотведение рассчитывается исходя из объема сточных вод, (определяемого как сумма нормативов или показаний приборов учета холодного и горячего водоснабжения) и тарифа.

В случае, если канализационные устройства не присоединены к центральной линии канализации, отвод бытовых стоков в многоквартирных домах производится путем вывоза стоков ассенизационными машинами из выгребных ям на поля фильтрации и представляет собой услугу вывоз жидких бытовых отходов (вывоз ЖБО).

Расчет оплаты услуги по сбору и вывозу ЖБО вышеуказанные правила не применяются, так как данная услуга не является коммунальной.

В соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155, жидкие бытовые отходы – фекальные отходы нецентрализованной канализации.

По общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163 (в редакции от 23.12.2010), вывоз твердых и жидких бытовых отходов относится к жилищным услугам. Расчет платы за вывоз ЖБО должен производиться исходя из общей площади жилого помещения (статья 158 Кодекса).

Источник: xn--e1ajbac1bg1a.xn--p1ai

ВС указал, что нужно учитывать при разрешении споров о перерасчете платы за водоснабжение

Он подчеркнул, что организация водопроводно-канализационного хозяйства не имеет права удерживать полученную от абонента оплату при наличии исправного прибора учета, зафиксировавшего фактическое потребление воды в меньшем объеме, чем было определено одним из расчетных способов

28 сентября 2022

Фотобанк Лори

Одна из экспертов отметила, что определение ВС фактически создало прецедент, поскольку ранее судебная практика в подобных спорах основывалась на формальном подходе. Другая подчеркнула, что суды неверно определили нормы права, имеющие приоритетное применение, а также сферу действия каждого из подлежащих применению нормативных правовых актов. По мнению третьей, отсутствие конкретно определенной нормы в Правилах коммерческого учета воды не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о перерасчете.

20 сентября Верховный Суд вынес Определение № 307-ЭС22-12189 по делу № А21-8257/2021, в котором рассмотрел дело об оспаривании отказа в проведении перерасчета размера платы за холодную воду по требованию собственника нежилого помещения в МКД.

Индивидуальному предпринимателю Светлане Кузнецовой на праве собственности принадлежит нежилое помещение, расположенное на первом этаже МКД. Это помещение оборудовано индивидуальным прибором учета воды (ИПУ). Поставка холодной воды и отведение сточных вод от этого помещения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения и водоотведения от 21 апреля 2015 г., заключенного Светланой Кузнецовой с государственным предприятием Калининградской области «Водоканал». В соответствии с договором женщина обязалась снимать показания приборов учета на последнее число расчетного периода, вносить эти показания в журнал учета, передавать эти сведения предприятию любыми доступными способами не позднее 23 числа каждого месяца и оплачивать полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 10 числа месяца, следующего за расчетным.

В связи с тем что в период с октября 2019 г. по июнь 2020 г. Светлана Кузнецова не передавала предприятию показания ИПУ, «Водоканал» произвел расчет объема коммунального ресурса на основании п. 14 и 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 776. Предприятие применило метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.

Светлана Кузнецова, ссылаясь на исправность ИПУ и сохранность пломб, в октябре и декабре 2020 г. обращалась к предприятию с просьбой произвести перерасчет задолженности исходя из показаний ИПУ на основании п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг. Получив отказ, Светлана Кузнецова обратилась в арбитражный суд с иском к ГП Калининградской области «Водоканал» о возложении обязанности произвести перерасчет по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 21 апреля 2015 г.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска. Они пришли к выводу о том, что нормативные правовые акты, которыми регулируется поставка холодной воды в нежилое помещение в МКД, не предусматривают обязанность ресурсоснабжающей организации произвести перерасчет платы за поставленный в это помещение ресурс исходя из показаний ИПУ.

Впоследствии Светлана Кузнецова обратилась в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просила отменить вынесенные судебные акты. Изучив дело, ВС отметил, что нежилое помещение предпринимателя расположено в МКД, поэтому суды правильно применили к отношениям сторон абз. 3 п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг. В соответствии с данной нормой поставка холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в МКД, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных потребителем как собственником помещения в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

В определении подчеркивается, что нижестоящие суды руководствовались абз. 3 п. 7 Правил, предусматривающим, что договор ресурсоснабжения, заключаемый собственником нежилого помещения в МКД с ресурсоснабжающей организацией, должен соответствовать положениям законодательства РФ о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении.

Между тем ВС обратил внимание, что судами не учтено, что российское законодательство о водоснабжении, водоотведении включает не только Правила коммерческого учета воды, но и другие подзаконные акты, принимаемые в соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении, в том числе Правила холодного водоснабжения. В частности, именно Правила холодного водоснабжения, регулирующие в числе прочих отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и абонентами в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, предусматривают, что определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с Правилами коммерческого учета воды (п. 82), пояснил Суд.

Читайте также:  Сколько платят в Красноярске за коммунальные услуги

ВС признал обжалование акта о неучтенном потреблении надлежащим способом защиты прав абонента

Такая правовая позиция включена в тематический обзор Верховного Суда о рассмотрении споров об оплате неучтенных ресурсов в сфере ЖКХ

27 декабря 2021 Новости

В то же время Экономколлегия указала, что в силу прямого указания в п. 1 Правил холодного водоснабжения к отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, собственниками и (или) пользователями помещений в МКД, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством. В п. 1 Правил коммерческого учета воды также закреплено условие о распространении этих Правил на отношения, связанные с подачей собственникам и пользователям помещений в МКД соответствующего коммунального ресурса, только в части, не урегулированной жилищным законодательством РФ, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг. «Следовательно, если условия перерасчета размера платы за холодную воду исходя из фактического потребления, зафиксированного исправным прибором учета с неповрежденными пломбами, урегулированы жилищным законодательством (п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг), отсутствие аналогичных положений в Правилах коммерческого учета воды не может служить основанием для отказа в проведении такого перерасчета по требованию собственника нежилого помещения в МКД при соответствии установленного в этом помещении ИПУ вышеперечисленным требованиям», – отмечается в определении.

ВС заметил, что, делая вывод о невозможности возложения на ответчика обязанности произвести требуемый истцом перерасчет, суды не учли предусмотренную п. 28 Правил холодного водоснабжения общую норму, обязывающую организацию водопроводно-канализационного хозяйства зачесть излишне уплаченную абонентом сумму в счет платежа за следующий месяц. Эта обязанность возникает в случае, если объем фактического потребления холодной воды и (или) оказанной услуги водоотведения за истекший месяц меньше объема воды (сточных вод), за который абонентом была произведена оплата. Судебная коллегия посчитала, что приведенная норма исключает правомерность удержания организацией полученной от абонента оплаты при наличии исправного прибора учета, зафиксировавшего фактическое потребление воды (отведение сточных вод) в меньшем объеме, чем было определено одним из расчетных способов.

Таким образом, Верховный Суд пришел к выводу, что у нижестоящих инстанций отсутствовали основания для освобождения ответчика от перерасчета платы за холодную воду (отведенные сточные воды), поставленную в оборудованное исправным ИПУ нежилое помещение в МКД. В связи с этим он отменил обжалуемые судебные акты, направив дело на новое рассмотрение в первую инстанцию для проверки наличия предусмотренных действующим законодательством условий для перерасчета и установления суммы задолженности.

Адвокат КА «Династия», к.ю.н. Елена Дьякова полагает, что определение фактически создало прецедент, так как ранее судебная практика в подобных спорах основывалась на формальном подходе. Если субъект потребления – коммерческая организация или ИП, то автоматически суды применяли положения закона, которые регулируют коммерческий учет воды, пояснила она.

Елена Дьякова подчеркнула, что в рассматриваемом случае ВС РФ вынес определение на основании закона при учете фактических обстоятельств дела, разделив правовое регулирование коммерческого учета воды для собственников нежилых помещений в МКД и правовое регулирование коммерческого учета воды для всех остальных собственников нежилых помещений.

По мнению эксперта, главная проблема состоит изначально не в какой-либо судебной ошибке или неправильном применении нормы материального права, а в бесчисленном количестве принятых в сфере ЖКХ более 10 лет назад различных правил потребления, предоставления, регулирования учета воды. «Вероятно, для законодателя назрела необходимость принять какой-либо обобщенный нормативно-правовой акт с учетом сложившейся практики, где четко были бы разделены субъекты данных правоотношений и правовое регулирование для них. У каждого собственника нежилого помещения различные цели потребления воды, поэтому некорректно применять одно и то же правовое регулирование для салона красоты на первом этаже жилого многоквартирного дома и для аквапарка, расположенного в мегаполисе. Поэтому и возникает путаница в судах при применении норм материального права», – прокомментировала Елена Дьякова.

Адвокат КА «Свердловская областная гильдия адвокатов» Мария Стальнова полагает, что поставленная проблема является актуальной, несмотря на кажущуюся однозначность, поскольку возникают сложности в понимании, распространяются ли нормы жилищного законодательства на правоотношения, возникающие в отношении нежилых помещений, и в какой части.

Эксперт заметила, что суды трех инстанций не разграничили понятия «коммерческий учет» поставляемого ресурса (в данном случае воды, сточных вод), «расчет платы», «перерасчет». Если исходить из существа вынесенных судебных актов, то можно сделать вывод, что отказ в удовлетворении исковых требований суды мотивировали лишь ссылкой на соблюдение ресурсоснабжающей организацией порядка коммерческого учета воды, сточных вод. Она отметила, что положения Правил о коммерческом учете воды и сточных вод не касаются порядка начисления платы за определенный объем поставляемого ресурса. То есть, основываясь на данных положениях, суд вправе был сделать вывод лишь о правомерности определения объема ресурса, но не о правомерности отказа в осуществлении перерасчета, считает Мария Стальнова. Она пояснила, что суды не применили нормы права, подлежащие применению к вопросу о порядке расчета платы и перерасчета за коммунальные услуги.

Также Мария Стальнова обратила внимание, что выводы судов противоречат примененному ими самими положению п. 1 ст. 541 ГК РФ, из которого следует, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В п. 1 ст.

544 ГК РФ закреплено, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, напомнила эксперт. Как отметила Мария Стальнова, данная норма как раз-таки касается порядка расчетов за потребленный ресурс, который поставлен в зависимость от его фактического потребления, а не формального. Как видно из судебных актов, ссылка на данные нормы в совокупности права имеется, но фактически данное положение не было применено судами, поскольку они ограничились указанием на коммерческий учет объема воды и сточных вод, уточнила эксперт.

«Суды неверно определили нормы права, имеющие приоритетное применение, и сферу действия каждого из подлежащих применению нормативных правовых актов. Логика судов свелась к принципу: «запрещено все, что прямо не разрешено»», – заключилаМария Стальнова.

Частнопрактикующий юрист, основатель юридического кабинета Костяковой С.О. в г. Барнауле Светлана Костякова также считает, что затронутый вопрос является актуальным, поскольку речь идет о пробеле в действующем законодательстве – об отсутствии в Правилах коммерческого учета воды условий перерасчета размера платы за холодную воду исходя из фактического потребления, зафиксированного исправным прибором учета с неповрежденными пломбами. «Не имея внятного ответа на законодательном уровне, суды, хотя и не упоминая напрямую об этом в решении, самостоятельно начинают руководствоваться судебной практикой других судов. Если проанализировать судебную практику хотя бы по данному вопросу, то это становится очевидным. Однако такой путь, на мой взгляд, нельзя назвать правильным, поскольку судебная практика по спорным вопросам неоднозначна и противоречива, что заставляет усомниться в правильности и, самое главное, в законности при вынесении судом решения», – отметила эксперт.

По мнению Светланы Костяковой, обращение детального внимания ВС при рассмотрении жалоб к вопросам данного рода очень важно, поскольку это прежде всего приведение судебной практики к единообразию. Эксперт поддерживает позицию ВС, выраженную в данном определении, поскольку отсутствие конкретно определенной нормы в Правилах коммерческого учета воды, применимых к данной ситуации, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований. Иначе это не что иное, как ущемление права истца судом на защиту своих интересов, а это прежде всего прямое противоречие принципу справедливости, закрепленному на законодательном уровне.

Она отметила, что правила коммерческого учета воды не должны противоречить нормам закона, закрепленным в Законе о водоснабжении и водоотведении. При отсутствии в правилах коммерческого учета нормы, регулирующей тот или иной вопрос, его следует решать, в первую очередь опираясь на другие подзаконные акты, а также на акты, обладающие более высокой юридической силой, т.е. с опорой на нормы Закона о водоснабжении и водоотведении, добавила эксперт.

Источник: www.advgazeta.ru

Рейтинг
Загрузка ...