Размер платы за коммунальные услуги определяется

Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги

1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Определение порядка и размера расходов по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

3. Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.

4. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Источник: pronovostroyku.ru

Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги

1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Споры, связанные с внесением платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1.1. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.

1.2. Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

3. Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.

4. При предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Изменение размера платы за коммунальные услуги, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, ресурсоснабжающей организацией или региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами

6. Лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами. При поступлении обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда с заявлением в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:

1) о выявлении нарушения и выплате штрафа;

2) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

7. В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обеспечивает выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда путем снижения размера платы за коммунальные услуги, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности — путем снижения размера задолженности по внесению платы за коммунальные услуги до уплаты штрафа в полном объеме.

8. Плата за коммунальную услугу по электроснабжению снижается вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты в случаях, порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.

Комментарий к Ст. 157 ЖК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает порядок определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками помещений в многоквартирном доме и собственниками индивидуальных жилых домов. Плата за коммунальные услуги в многоквартирных и индивидуальных жилых домах включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро-, газоснабжение, включая продажу бытового газа в баллонах, а также плату за отопление или плату за теплоснабжение, заключающееся в продаже твердого топлива при наличии печного отопления (см. комментарий к ч. 4 ст. 154 ЖК).

Читайте также:  Списывается ли долг за коммунальные услуги при банкротстве физического лица

2. Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного или индивидуального жилого дома. Под степенью благоустройства дома с точки зрения предоставления коммунальных услуг понимаются технические возможности по оказанию коммунальных услуг потребителям в конкретном доме: наличие в многоквартирном или индивидуальном жилом доме соответствующего инженерного оборудования, позволяющего потребителям пользоваться различными видами коммунальных услуг. Понятие благоустройства раскрывается в п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, и п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354.

3. По общему правилу рассматриваемой статьи размер платы за коммунальные услуги устанавливается прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Данное положение является компромиссным решением до установки приборов учета потребления горячей и холодной воды, тепловой и электрической энергии и газа. В соответствии с требованиями ч. ч. 5 и 5.1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 г. в многоквартирных домах должны быть установлены коллективные (общедомовые) и индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, а до 1 января 2015 г. — индивидуальные приборы учета природного газа. Показания индивидуальных (квартирных) приборов учета воды, электрической энергии и газа используются для ежемесячного расчета платы за электро-, газоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, а также за водоотведение.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг оплата отопления осуществляется независимо от наличия общедомовых и индивидуальных приборов учета равномерно в течение всего года исходя из нормативов отопления или среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год. Поэтому показания общедомовых приборов учета тепловой энергии используются при ежегодных корректировках (пересчете). Внесенные Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 изменения в Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, отменили корректировку платы за отопление только для случаев, когда в многоквартирном доме отсутствуют коллективные (общедомовые) приборы учета. Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые на момент написания комментария еще не вступили в силу, отменяют все корректировки платы за коммунальные услуги.

4. В соответствии с комментируемой статьей перед управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным, потребительским кооперативами или собственниками помещений в многоквартирном доме, реализующими способ непосредственного управления многоквартирным домом (см. комментарий к статье 161 ЖК), а также перед собственниками индивидуальных жилых домов встает задача ежемесячного учета объемов потребления коммунальных ресурсов.

5. В комментируемой статье не уточняется, показания каких приборов учета — общедомовых или индивидуальных — должны использоваться при определении размера платы за коммунальные услуги. Очевидно, что в случае отсутствия индивидуальных приборов учета в помещениях многоквартирного жилого дома для осуществления расчета размера платы за коммунальные услуги в таком доме будут использоваться показания общедомового прибора, учитывающего общий объем (количество) подачи соответствующего ресурса: воды, тепловой и электрической энергии, газа, необходимого для предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме. При этом размер общей платы за коммунальные услуги в многоквартирном доме, рассчитанной исходя из показаний общедомового прибора учета, должен быть разделен между всеми потребителями этих услуг в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

6. Если все помещения в многоквартирном доме оборудованы индивидуальными приборами учета, то суммарные показания этих приборов всегда будут меньше показаний общедомового прибора учета из-за потерь во внутридомовых инженерных сетях и расходов ресурсов на общие домовые нужды. Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги с учетом показаний как индивидуальных, так и общедомового приборов учета и распределения общей платы за коммунальные услуги в многоквартирном доме между всеми собственниками помещений и нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов также устанавливается Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Изменение формул расчета размера платы за коммунальные услуги, установленных указанными Правилами, не допускается.

7. При отсутствии у потребителей как индивидуальных, так и коллективных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

8. Нормативы потребления коммунальных услуг используются для определения оплачиваемого объема потребленного газа, тепловой и электрической энергии, воды и пр. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг определяет Правительство РФ. На момент написания настоящего комментария действуют Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306.

9. На практике нормативы потребления зачастую устанавливаются одинаковыми для различных видов многоквартирных и индивидуальных жилых домов в муниципальном образовании без учета, например, разницы в необходимых объемах тепловой энергии для отопления жилых помещений в домах различного типа. Порядок утверждения нормативов потребления, установленный Правительством РФ, предусматривает обязательность дифференциации нормативов потребления коммунальных услуг. Для многоквартирных и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства, нормативы устанавливаются едиными. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления должны дифференцироваться.

10. В установленных Правительством РФ в соответствии с требованиями ч. 1 комментируемой статьи Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов детально регулируются отношения между исполнителями коммунальных услуг и их потребителями, определены права, обязанности и ответственность потребителей и исполнителей коммунальных услуг, а также порядок осуществления контроля качества предоставляемых потребителям коммунальных услуг.

11. Размер платы за коммунальные услуги в соответствии с положениями ч. 2 комментируемой статьи рассчитывается с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Федерации в соответствии с Федеральными законами от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении».

12. При расчете размера платы за коммунальные услуги необходимо учитывать, что каждый из названных в предыдущем пункте комментария Федеральных законов имеет свою специфику установления тех или иных тарифов. Например, Закон об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса предоставляет органам местного самоуправления право устанавливать надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса. Такие надбавки к ценам (тарифам) для потребителей должны учитываться при определении размера платы за коммунальные услуги, вносимой потребителями коммунальных услуг.

Читайте также:  При оплате коммунальных услуг деньги выполняют функцию какую

13. В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. N 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» рост размера платы за коммунальные услуги по сравнению с аналогичной платой в предыдущем году не должен выходить за рамки предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Такие предельные индексы связаны с предельными индексами максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, но не тождественны им. Указанные индексы ограничивают рост суммарной платы граждан за коммунальные услуги. Такое ограничение касается всех потребителей независимо от основания пользования жилыми помещениями, уровня доходов и реальной нуждаемости.

14. Для расчета размера платы граждан за коммунальные услуги должны использоваться только тарифы, установленные для организаций коммунального комплекса (ресурсоснабжающих организаций). В этой связи необходимо отметить, что установление специальных тарифов на коммунальные ресурсы для управляющих организаций и товариществ собственников жилья (жилищных кооперативов) законодательством РФ не предусмотрено.

15. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги для потребителей этих услуг, использующих жилые помещения в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья либо жилищными, жилищно-строительными, иными специализированными потребительскими кооперативами, и для потребителей этих услуг, избравших иной способ управления своим домом, а также для собственников жилых домов и нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или найма помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, должен рассчитываться по одинаковым правилам вне зависимости от реализуемого способа управления данными домами.

Изменение формы собственности на жилое помещение или оснований его использования, например заключение договора коммерческого найма вместо договора социального найма, образование или ликвидация товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, также не является основанием для досрочного изменения ранее установленного размера платы за коммунальные услуги. Согласно данной норме при изменении способа управления многоквартирным домом отсутствуют основания для применения каких-либо иных тарифов по сравнению с тарифами, применявшимися при ранее действовавшем способе управления.

16. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает изменение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Порядок снижения размера платы в указанных случаях определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Источник: zhkrf.ru

Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги

1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

1.1. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.

1.2. Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

3. Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.

4. При предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Изменение размера платы за коммунальные услуги, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, ресурсоснабжающей организацией или региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами

6. Лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами. При поступлении обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда с заявлением в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:

1) о выявлении нарушения и выплате штрафа;

2) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

7. В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обеспечивает выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда путем снижения размера платы за коммунальные услуги, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности — путем снижения размера задолженности по внесению платы за коммунальные услуги до уплаты штрафа в полном объеме.

8. Плата за коммунальную услугу по электроснабжению снижается вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты в случаях, порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.

Читайте также:  Сохраняются ли льготы по оплате коммунальных услуг

Комментарий к Ст. 157 Жилищного кодекса РФ

1. Основными факторами, влияющими на постоянный рост платежей за жилое помещение, коммунальные услуги, являются:

а) установленный законодательством принцип полного возмещения издержек по содержанию жилого фонда. В ряде регионов Российской Федерации уже перешли на 100%-ную оплату жилищно-коммунальных услуг, а серьезного улучшения качества и уровня обслуживания со стороны ЖКХ не произошло (Воронежская, Костромская, Ивановская, Смоленская, Тамбовская области );
———————————
Российская газета. 2005. 27 января.

б) повышение цен и тарифов на энергоносители. Одной из причин, повлекшей за собой рост тарифов на электро- и теплоэнергию, стало, например, повышение с начала 2005 г. на 21,3% цены на газ;

в) общие инфляционные процессы, охватывающие все отрасли производства, реализации товаров и услуг;

г) разный уровень социально-экономического развития республик, краев и областей Российской Федерации (субъектов Российской Федерации), отсутствие равных финансово-экономических возможностей по стабилизации цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Особенно в условиях, когда органы власти субъектов Российской Федерации не уделяли должного внимания организации и функционированию здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства.

2. За последние годы рост тарифов на услуги жилищно-коммунальных предприятий и организаций почти вдвое превышал официальный уровень инфляции.

В Красноярском крае стоимость услуг ЖКХ в 2005 г. выросла в среднем на 14%, в Челябинской — на 23, в Иванове — на 38, в Чувашии — на 34, в Нижнем Новгороде — до 40, в Казани до 50%. Резко выросли коммунальные тарифы в Москве (коммунальные услуги здесь составляют: электроэнергия 1 руб. 53 коп. за 1 кВт/ч, газ на одного человека 11 руб. 90 коп., отопление — за 1 кв. м — 6 руб. 70 коп., горячая вода — 123 р. 80 коп. на одного человека, холодная вода также на одного — 42 руб. 50 коп. (за месяц). (По состоянию на 23 апреля 2005 г.)
———————————
См.: Невинная И. Квартплата из двух кошельков (существующая система субсидий защищает неимущих россиян от роста тарифов) // Российская газета. 2003. 27 января.

Городская прокуратура Петропавловска-Камчатского опротестовала решение местной думы о тарифах и ценах на жилищно-коммунальные услуги, признав его необоснованным и незаконным.

Новые тарифы «прыгнули» так, что даже работающему населению Камчатки стали обременительны. Только стоимость квадратного метра жилья составила 95 руб. 29 коп. И это при прежней в 60 руб.

Прокуратура Камчатской области обратилась в арбитражный суд с ходатайством: признать завышенными тарифы на тепловую и электрическую энергию, установленные областной администрацией на 2005 г. В ходе прокурорской проверки установлено, что максимально допустимые тарифы на электрическую энергию на 24,1%, на тепловую энергию на 11% превышают разрешенные федеральной энергетической комиссией для Дальневосточного федерального округа .
———————————
См.: Степура И., Пронякин К. Апрельская квартплата (На Камчатке прокуратура признала ее чересчур высокой и потребовала отменить) // Российская газета. 2005. 22 апреля.

В этих условиях своевременными были меры, разработанные Правительством Российской Федерации, по совершенствованию оплаты жилья и коммунальных услуг, а также определению финансовой помощи, оказываемой бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 г. «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 г.» установлено: федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц в среднем по Российской Федерации в размере 31,9 руб.; федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. м общей площади жилья в месяц в среднем по Российской Федерации в размере 2,8 руб.
———————————
Российская газета. 2004. 1 сентября.

Федеральный стандарт платежей граждан за жилье и предоставляемые коммунальные услуги определен в размере 100% предельной стоимости этих услуг.

Федеральные стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц по субъектам Российской Федерации, установленных вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 г. «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 г.», выборочно по крупным краям, областям и городам установлены: Москва — 28,7 руб.; Санкт-Петербург — 29,3; Краснодарский край — 26,6; Самарская область — 26,8; Свердловская область — 30,5; Новосибирская область — 36,2; Красноярский край — 50,7; Приморский край — 63,1; Хабаровский край — 71,8 руб.

Ориентировочно выбранный перечень из общего списка федеральных стандартов по субъектам Российской Федерации на 1 кв. м жилой площади показывает, насколько значительным является влияние природно-климатических условий проживания людей на формирование затрат по обслуживанию. При этом, как отмечалось, сказывается и уровень социально-экономического развития того или иного региона.

3. Органы государственной власти городов Москвы, Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства устанавливают:
———————————
Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 8. Ст. 671.

б) размер платы за наем жилых помещений для нанимателей жилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

в) тарифы на те виды коммунальных услуг, оказываемых в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду независимо от форм собственности, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок утверждения тарифов.

<**>Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг».

Размер платы за коммунальные услуги определяется как произведение тарифов на соответствующие коммунальные услуги на объемы потребленных ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии и т.д.) по показаниям приборов учета, иным показателям (на одного человека, кв. м жилья).

Гражданам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации льготы на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются в виде скидки в оплате, размеры платы уменьшаются на величину скидки.

Гражданам, которым указанные льготы предоставляются в виде денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, уменьшение размера платы не производится.

В случаях, когда на оплату жилья и коммунальных услуг субсидии предоставляются путем перечисления денежных средств на персонифицированные социальные счета в банках, размеры платы уменьшению не подлежат.

5. Следует особо выделить две нормы комментируемых статей:

а) ч. 9 ст. 156: «Граждане, признанные в установленном. Кодексом порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем)». Однако они не освобождаются от обязанностей по внесению платы за коммунальные услуги.

При этом, естественно, к ним применимы положения Кодекса о субсидиях (ст. 159) и компенсации расходов на оплату коммунальных услуг (ст. 160);

б) ч. 2 ст. 157: Размер платы за коммунальные услуги (за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, в том числе поставки бытового газа в баллонах, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)) «рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом» (см. также ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

Источник: www.jilkod.ru

Рейтинг
Загрузка ...