Регулирование тарифов на коммунальные услуги это

Регулирование цены в сфере услуг ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Право»

ЦЕНА КАК УСЛОВИЕ ГРАЖДАНСКОГО ДОГОВОРА / ДОГОВОР / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА / ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ / КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ВОЗМЕЗДНОСТЬ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ / ДОГОВОР ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ли Сергей Александрович

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования отношений по формированию цены как условия договора по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства . В статье проанализирован вопрос тарифного регулирования услуг в сфере ЖКХ, а также роль государства в указанных правоотношениях.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ли Сергей Александрович

Текст научной работы на тему «Регулирование цены в сфере услуг ЖКХ»

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНЫ В СФЕРЕ УСЛУГ ЖКХ

Ли Сергей Александрович — магистрант, Институт прокуратуры Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина, г. Москва

Как рассчитываются тарифы?

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы правового регулирования отношений по формированию цены как условия договора по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В статье проанализирован вопрос тарифного регулирования услуг в сфере ЖКХ, а также роль государства в указанных правоотношениях.

Ключевые слова: цена как условие гражданского договора, договор, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная функция права, государство как субъект гражданского правоотношения, коммунальные услуги, возмездность в гражданском праве, договор энергоснабжения.

Правовое регулирование отношений по определению цены оказываемых услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) затрагивает интересы многих десятков миллионов россиян. Оно имеет непосредственное отношение к реализации одной из важнейших социальных функций государства. В соответствии со ст.

7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашается социальным государством. Россия является социальным государством, российская политика направлена на формирование условий, гарантирующих достойную жизнь и произвольное развитие человека (ч. 1 ст. 7).

В гражданском праве названная функция государства не может быть реализована им буквально, поскольку социальная функция предполагает в первую очередь вспомогательное воздействие государства по отношению к своим гражданам, направленное на создание предпосылок свободного развития человека. В гражданском праве присутствует только идея равенства. Привнесение неравенства в регулирование определенных имущественных отношений не говорит о том, что гражданское право приобретает антисоциальные функции, а говорит лишь о том, что определенные отношения получают гражданско-правовую регламентацию, отражающую интересы отдельно взятой личности и общества в целом, которые могут не совпадать. Такое правовое регулирование осуществляется путем установления правовых ограничений на действия гражданско-правовых норм.

Школа ЖКХ — Тарифное регулирование жилищно-коммунальных услуг (04.09.2018)

При анализе случаев участия государства в договорных правоотношениях также имеют место различного рода ограничения. Однако в этом случае у них иное предназначение и юридическая природа. Участвуя в гражданских правоотношениях, государство, будучи носителем публичной власти, защищает в первую очередь свои интересы. Воздействие на других участников правоотношении в этом случае чаще носит характер принуждения.

Ограничения свободы устанавливаются силой государства также в интересах более слабых субъектов гражданского оборота. Таким образом, решается задача социального регулирования и защиты в имущественной сфере, их гармонизации, позволяющей снизить издержки экономически более слабой стороны в обязательствах.

Сфера ЖКХ является сферой оказания гражданам и юридическим лицам различного рода услуг, преимущественно коммунальных. В силу особой значимости сферы данные услуги преимущественно регулируются при помощи нормативных актов императивного характера. Роль свободы договора в регулировании данных отношений сведена к минимуму. По существу, договор выступает не как соглашение, а служит лишь основанием возникновения правоотношений по оказанию коммунальных услуг. После его заключения на стадии исполнения и собственно существования правоотношения, возникающие между сторонами, подвержены существующему нормативно-правовому регулированию.

оказанию коммунальных услуг в целом, то есть эти нормы устанавливают двустороннюю правовую связь по предоставлению коммунальной услуги и по ее оплате. К этому следует добавить, что порядок пользования жилым помещением регламентируется нормами других разделов ЖК РФ (разд. II — IV).

Таким образом, плата за жилое помещение и пользование жилым помещением разведена по разным разделам ЖК РФ, чего не сделано в отношении коммунальных услуг. Законодатель не выделяет отдельных глав правилам оказания коммунальных услуг и вообще регулированию отношений по предоставлению коммунальных услуг в целом. Иными словами, на уровне закона приоритет отдается, прежде всего, плате за коммунальные услуги, а не регламентации порядка предоставления, их качественных характеристик как элементов содержания правоотношения по оказанию коммунальных услуг.

При этом следует иметь в виду, что в любом случае оказание коммунальных услуг подчиняется гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг», если иное не предусмотрено специальными правовыми актами. Коммунальные услуги признаются объектом гражданских прав, с чем нельзя не согласиться, поскольку коммунальные услуги являются лишь разновидностью услуг как одного из объектов гражданских прав [8, с. 97]. Поскольку экономически каждый объект гражданских прав имеет определенную меновую стоимость, то совершенно очевидно, что и коммунальные услуги будут иметь меновую стоимость, то есть цену, как условие договора.

Д.И. Михайлов указывает, что предметом договоров оказания коммунальных услуг будет передача энергии в различных формах и видах, а также предоставление коммунальных услуг. В таком понимании нужно отметить, что оба объекта (юридический объект — определенное поведение, а также материальный объект — удовлетворение от получения услуги) будут иметь свою определенную стоимость.

Следует различать понятия «энергоснабжение» и «услуга в сфере ЖКХ». Что касается коммунальных услуг, то, как нам представляется, в связи с тем, что доктрина данных понятий в науке гражданского права особо не разработана, можно отождествлять понятия коммунальных услуг и услуг в сфере ЖКХ. К примеру, Е.В. Блинкова также понимает коммунальные услуги достаточно широко [1, с. 38]. Такие же научные позиции встречаются и у других авторов [7, с. 39].

Следует различать правовую природу коммунальных услуг и договора энергоснабжения [5, с. 79]. С одной стороны, оказание коммунальных услуг по своему существу является отношением возмездного оказания услуг, регулируемым гл. 39 ГК РФ. Однако с другой стороны, энергоснабжение регулируется параграфом 6 гл. 30 ГК РФ, то есть относится к купле-продаже.

В связи с этим с точки зрения гражданского права отнесение энергоснабжения к числу услуг является неверным.

Несмотря на, казалось бы, очевидную логику, ЖК РФ, прописывая правила о размере платы за коммунальные услуги, указывает, что размер платы зависит от объема потребляемых услуг, определяемого по приборам учета (п. 1 ст. 157 ЖК РФ), то есть применяет к услугам понятие объема, что свойственно для договоров купли-продажи, в частности для энергоснабжения [3, с. 11]. При рассмотрении порядка регулирования цены в договорах логически верным будет разграничивать понятие услуг и их стоимости от энергоснабжения и стоимости потребляемой энергии.

Регулирование энергоснабжения не ограничивается § 6 гл. 30 ГК РФ. В настоящее время действуют ФЗ «Об электроэнергетике», «О теплоснабжении», «О газоснабжении в Российской Федерации», «О водоснабжении и водоотведении».

Тепловая, электрическая энергии, природный газ являются разновидностями энергетических ресурсов, которые поставляются потребителям через присоединенную сеть на основании договоров энергоснабжения. Холодная и горячая вода также поставляются в рамках договоров водоснабжения, которые по своей юридической природе соответствуют договорам энергоснабжения (ст. 13 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»). Сущность регулирования цены в отношениях энергоснабжения сводится к тому, что цена определяется установленным тарифом, то есть действует императивно-нормативный порядок определения цены [6, с. 76].

В литературе тарифное регулирование сравнивают с антимонопольным регулированием, причем утверждается, что в целом у антимонопольного и тарифного регулирования схожие методы [4, с. 13]. Как нам представляется, сходство методов заключается лишь в том, что они являются административно-правовыми. Однако по своей сути приемы все же несколько различаются, поскольку они по-разному воздействуют на гражданско-правовые отношения. Антимонопольное регулирование осуществляется преимущественно посредством установления

запретов на совершение определенных действий, соответственно, контроль направлен на предупреждение и пресечение нарушений данных запретов.

При тарифном регулировании происходит воздействие на регулируемые отношения при помощи предписаний — устанавливается цена, которую нужно соблюдать. Соответственно, контроль направлен на соблюдение уже установленного тарифа. Применительно к этой ситуации регулирование сводится к ограничению свободы усмотрения и фиксации цены в гражданском праве.

При антимонопольном регулировании устанавливается, к примеру, ограничение на монопольно низкую или монопольно высокую цену. В рамках установленных пределов усмотрения субъекты свободны устанавливать любую цену. При тарифном регулировании происходит нормативное установление цены, которую нельзя произвольно ни увеличить, ни уменьшить, то есть при тарифном регулировании степень свободы усмотрения в ценообразовании сведена к минимуму.

Тариф представляет собой акт индивидуального применения, согласно которому поставщик соответствующего энергоресурса должен устанавливать договорную цену с потребителями соответствующего ресурса. Сами тарифы разрабатываются органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с методиками расчета цен.

Методики в целом направлены на то, чтобы цены на потребляемые услуги были относительно невысокими. Таково общее направление правовой политики. В общем и целом можно указать, что при тарифном регулировании используется преимущественно затратный метод определения стоимости ресурса. К примеру, в ч. 1 ст.

9 ФЗ «О теплоснабжении» метод экономически обоснованных затрат выведен на первое место. На этом основаны и принципы ценообразования в указанной сфере. Например, согласно п. 2 ст. 23 ФЗ «Об электроэнергетике» установление экономической обоснованности планируемых себестоимости и прибыли в отношении расчета и утверждения цен выделено в качестве основного принципа и поставлено на первое место среди остальных принципов.

В связи с таким обилием различных нормативных актов, по своему существу содержащих схожие подходы к правовому регулированию цен, тарифов (во всяком случае, методов их установления), весьма целесообразно было бы принятие отдельного федерального закона о тарифном регулировании, который бы установил единые принципы тарифного регулирования, порядок разработки тарифов, а также сферы, в которых они могут или должны применяться.

Регулирование цены при коммунальных услугах по своему существу представляет собой гражданско-правовое отношение оказания услуг, отличное от энергоснабжения. Фактически перечень коммунальных услуг содержится в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, согласно которой «плата за коммунальные услуги содержит в себе плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо в случае присутствия печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, а также плату за указанные коммунальные услуги, используемые при содержании общей собственности в многоквартирном доме в случае прямого управления многоквартирным домом владельцами помещений в данном доме».

В результате проведенного исследования, исходя из логики названной нормы права, а также предмета правового регулирования к коммунальным услугам, не относящимся к рассмотренным ранее договорам энергоснабжения, можно отнести: коммунальные услуги по поставке бытового газа в баллонах, твердого топлива при наличии печного отопления, услуги по отведению сточных вод, по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.

1. Блинкова Е.В. Коммунальные услуги: новый порядок и условия оплаты // Юрист, 2012. № 11. С. 38.

2. Всероссийский центр изучения общественного мнения. [Электронный ресурс]. Режим доступа:: http://wciom.ru/ (дата обращения: 22.10.2017).

3. Гордеев Д.П., Прокофьев В.Ю. Новое регулирование отношений по предоставлению коммунальных услуг // Жилищное право, 2011. № 8. С. 11.

4. Горланова А.Ю. К вопросу о соотношении тарифного и антимонопольного регулирования // Конкурентное право, 2013. № 3. С. 13.

5. Камышанский В.П., Ксиропулос С.Г. Гражданско-правовые формы государственной поддержки энергоснабжения с использованием возобновляемых источников энергии // Современное право, 2013. № 10. С. 79.

6. Камышанский В.П., Ксиропулос С.Г. Правовой режим возобновляемых источников энергии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2013. № 10-2(36). С. 76.

7. Матиящук С.В. Правовое регулирование платы за жилое помещение // Юрист, 2012. № 9. С. 39.

8. Михайлов Д.И. Коммунальные услуги как объект гражданских прав // Новый юридический журнал, 2014. № 4. С. 97.

РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ ПО ИНИЦИАТИВЕ УПРАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ Казакова К.С.1, Юферева Ю.А.2

‘Казакова Ксения Сергеевна — магистрант;

2Юферева Юлия Алексеевна — магистрант, кафедра гражданского права и процесса, Вятский государственный университет, г. Киров

Аннотация: в статье анализируются основания расторжения договора управления многоквартирным домом по инициативе управляющей компании, определяются положения по каждому из рассматриваемых оснований. Делается вывод о необходимости включения в договор управления многоквартирным домом условия о порядке расторжения указанного договора в одностороннем порядке.

Ключевые слова: договор управления многоквартирным домом, расторжение договора управления, управляющая организация.

Законодательство устанавливает приоритет специального режима правового регулирования для договора управления многоквартирным домом. Такое правило установлено ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»[3]. С другой стороны, именно ЖК РФ устанавливает, что порядок изменения и расторжения договора регулируется положениями ГК РФ.

Читайте также:  Что будет если во время не оплатить за коммунальные услуги

Таким образом, с учетом специфики договора управления по совокупности норм жилищного и гражданского законодательства возможно лишь несколько вариантов одностороннего отказа управляющей организации от исполнения договора.

Варианты расторжения договора управления по инициативе управляющей организации:

1. По соглашению сторон.

Возможность расторжения договора по соглашению сторон предусмотрена п. 1 ст. 450 ГК РФ [1].

В соответствии с п. 1 ст. 452 ГК РФ [1] соглашение заключается в той же форме, что и договор, и должно быть подписано с теми же лицами.

Таким образом, для подписания соглашения управляющая компания может воспользоваться правом на созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Если общее собрание примет нужное решение, необходимо подписать соглашение с собственниками помещений в многоквартирном доме, обладающими более чем 50% голосов от общего числа голосов. Процедуру подписания соглашения можно упростить, если у председателя совета дома есть доверенность на заключение договора, изменений и соглашений к нему.

2. В судебном порядке.

Управляющая организация может обратиться в суд с требованием о расторжении договора:

Источник: cyberleninka.ru

Регулирование тарифов на коммунальные услуги это

Граждане зачастую путают два очень важных, но различных понятия: плату за коммунальные услуги и тариф на коммунальный ресурс. На самом деле плата за услуги рассчитывается как произведение объема услуги (ресурса) и тарифа.

Коммунальные услуги – это отопление, горячее водоснабжение,
холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, то есть снабжение коммунальными ресурсами.

Для предоставления коммунальных услуг (далее – КУ) требуется поставка коммунальных ресурсов – тепловой энергии, воды, электрической энергии, газа в натуральном выражении. Для целей тарифного регулирования водоотведение и обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – обращение с ТКО) также приравнивается к коммунальному ресурсу.

Тариф – это стоимость единицы коммунального ресурса – кубометра воды (сточных вод), газа, киловатта электрической энергии, гигакалории тепловой энергии – в денежном выражении.

Кто устанавливает тариф?

(Слайд 2) Так как оплата осуществляется по квитанциям, изготовленным исполнителем КУ (управляющие компании, ТСЖ, или РСО), среди потребителей довольно широко распространено мнение, что именно они и устанавливают тарифы. Другая популярная версия — тарифы и нормативы устанавливают органы местного самоуправления. Здесь логика тоже проста — администрация активно занимается вопросами благоустройства, значит, именно администрация и определяет стоимость услуг ЖКХ. Данные выводы не имеют под собой никаких оснований.

В Правилах предоставления КУ собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила 354) прописано:

«38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающЕЙ организацИИ в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)».

Это значит, что приведенная норма ссылается на тарифы, установленные ДЛЯ РСО и, что у нее нет права самостоятельно устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы.

При расчете стоимости КУ применяется тот тариф, который установлен на коммунальный ресурс, поставляемый РСО.

При этом часть 2 статьи 157 ЖК РФ прямо устанавливает, что тарифы утверждают органы государственной власти субъектов РФ:

«Размер платы за коммунальные услуги … рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом».

В Ставропольском крае государственное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы осуществляет региональная тарифная комиссия Ставропольского края (далее – РТК СК, комиссия).

Как устанавливаются тарифы?

(Слайд 3) Тарифы устанавливаются на период не менее 1 финансового года с календарной разбивкой по полугодиям. Начиная с 2012 года, рост тарифов на все коммунальные ресурсы ежегодно происходит с 1 июля. То есть в течение отопительного сезона тарифы на коммунальные ресурсы остаются неизменными.

РТК СК устанавливает тарифы на коммунальные ресурсы таким образом, чтобы не превысить индексы, утверждённые в среднем по Ставропольскому краю на федеральном уровне.

На основании этого индекса Губернатором Ставропольского края ежегодно утверждаются предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за КУ по муниципальным образованиям края.

В Ставропольском крае предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за КУ с 1 июля 2018 года составляет 3,5 процента, а по муниципальным образованиям края – от 3,4 до 5,7 процента.

Важно. Данные ограничения установлены для совокупного платежа граждан за весь набор КУ при сопоставимых условиях, то есть при одинаковом наборе и объёме предоставляемых услуг. Это означает, что рост платы за каждую конкретную КУ может быть как выше, так и ниже установленных ограничений – при соблюдении допустимого прироста совокупного платежа за весь набор предоставляемых КУ. При этом изменение объёма подлежащих оплате коммунальных ресурсов, определённых по показаниям приборов учёта, в расчётах прироста совокупного платежа не учитывается.

Процесс регулирования тарифов

(Слайд 4) В соответствии с законодательством регулируемые организации ежегодно до 1 мая представляют в РТК СК заявление об установлении тарифов на очередной год с приложением обосновывающих документов.

Приказом комиссии открывается тарифное дело и назначаются эксперты для рассмотрения представленных материалов, а также определяется метод регулирования тарифов.

В ходе проведения экспертизы материалов из состава тарифа исключаются необоснованные расходы, проводится анализ итогов хозяйственной деятельности организации за предыдущий период. Кроме того, при формировании тарифов принимаются во внимание прогнозируемое увеличение цен на энергоносители, а также общие инфляционные процессы.

Решение об установлении тарифов принимается коллегиально на заседании правления комиссии путём голосования.

Подходы к формированию тарифов на коммунальные ресурсы отличаются в зависимости от сферы деятельности. Так, некоторые ценовые ставки устанавливаются единые для всех жителей Ставропольского края (на электрическую энергию и газ), другие – индивидуально, исходя из особенностей производственного цикла, изношенности оборудования, а также финансовых затрат конкретных ресурсоснабжающих организаций.

Тарифы в сферах теплоснабжения, холодного водоснабжения
и водоотведения

(Слайд 5) Тарифы в сферах теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения устанавливаются индивидуально по каждой организации на основании необходимой валовой выручки (всех экономически обоснованных расходов организации) и расчетного объема реализации коммунального ресурса, то есть количества коммунального ресурса, которое планируется поставить потребителям в расчетный период.

Поскольку каждая из регулируемых организаций имеет свои особенности, размеры тарифов на тепловую энергию, холодную воду и водоотведение, установленных для одной организации, могут отличаться от тарифов иной организации.

(Слайд 6) В сфере теплоснабжения комиссия осуществляет государственное регулирование в отношении 57 теплоснабжающих организаций края.

Диапазон тарифов на тепловую энергию для населения с 1 июля 2018 года – от 936,93 до 3 065,96 руб. за 1 Гкал с учётом НДС (ГУП СК «Крайтеплоэнерго» – 3 064,78 руб./Гкал).

(Слайд 7) В сфере водоснабжения на территории края регулируется 81 организация водопроводно-канализационного хозяйства.

Диапазон тарифов для населения с 01 июля 2018 г. (за 1 м3 с учётом НДС):

— на питьевую воду от 13,78 до 61,43 руб. (ГУП СК «Ставрополькрай-водоканал» – 54,45 руб./м3);

— на техническую воду от 1,59 до 53,04 руб. (ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» – 39,47 руб./м3);

— на водоотведение от 17,71 до 65,11 руб. (ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» – 27,22 руб./м3).

Средний рост установленных с 01 июля 2018 г. тарифов на воду и водоотведение в целом по Ставропольскому краю составит около 3,1 процента.

В структуру тарифов на тепловую энергию, холодную воду и водоотведение подлежат включению расходы на:

– энергетические ресурсы (газ, электроэнергию, исходную воду);

– проведение обслуживания и ремонтных работ;

– заработную плату работников;

– отчисления в фонды обязательного страхования (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд обязательного социального страхования);

– уплату налогов (налог на имущество, земельные платежи, водный налог, иные обязательные платежи, налог на прибыль);

Тарифы в сфере электроэнергетики

(Слайд 8) Тарифы на электрическую энергию для населения устанавливаются в рамках предельных уровней, которые ежегодно утверждает Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) для населения каждого региона. Тарифы установлены на едином уровне для жителей Ставропольского края и составляют (с учетом НДС):

— для городского населения в домах с газовыми плитами с 01.07.2018 по 31.12.2018 – 4,48 руб./кВт ч (с ростом относительно первого полугодия 3,46 процента);

— для городского населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке электроплитами и (или) электроотопительными установками, и сельского населения с 01.07.2018 по 31.12.2018 – 3,14 руб./кВт ч (с ростом относительно первого полугодия 3,63 процента).

При этом рост тарифов на электроэнергию с 1 июля 2018 года для населения края составит 3,46 и 3,63 процента, что ниже заданного ФАС России предельного темпа роста 4,85 процента.

В силу определяемых законодательством ограничений, тарифы на электроэнергию для населения Ставропольского края (как и по все стране) ежегодно устанавливаются ниже экономически обоснованного уровня, то есть население оплачивает только часть стоимости поставляемой ему электрической энергии, а оставшаяся часть вынуждено перекладывается на всех прочих потребителей (так называемое перекрёстное субсидирование населения). Так, в настоящее время население края оплачивает лишь 90,65 процента экономически обоснованной стоимости электроэнергии.

Это приводит к дополнительному увеличению стоимости иных товаров (работ, услуг), производимых и поставляемых в том числе населению. Поэтому перекрёстное субсидирование населения является серьёзной проблемой регулируемого ценообразования в электроэнергетике. Правительством страны предусмотрено ежегодное снижение размера перекрёстного субсидирования населения в целях поэтапной ликвидации такого субсидирования.

Розничные цены на газ, реализуемый населению

(Слайд 9) Установление составляющих стоимости газа для всех потребителей, включая население, – это оптовая цена на газ и тарифы на услуги по его транспортировке и сбыту – отнесено законодательством к полномочиям ФАС России. При этом оптовые цены на газ для населения каждого субъекта РФ устанавливаются на федеральном уровне на 20,6 процента ниже, чем для прочих потребителей газа в этом регионе (ранее – на 25 процентов, то есть в газоснабжении также имеется перекрёстное субсидирование населения, которое поэтапно снижается).

Розничные цены на газ для населения фактически представляют собой сумму этих трёх составляющих с учётом налога на добавленную стоимость.

В целях соблюдения предельных индексов изменения платы граждан за КУ розничные цены на газ для населения будут установлены с ростом 3,4 процента.

Ориентировочно цены на газ с 1 июля 2018 года составят (за 1 куб. м учётом НДС):

5,80 руб. – для населения, использующего газ только для приготовления пищи и нагрева воды, то есть проживающего в домах с централизованным отоплением (цена с 1 июля 2017 г. – 5,61 рубля);

5,76 руб. – для населения, проживающего в домах с газовым отоплением и использующего газ в том числе для целей отопления (независимо от направлений использования газа) (цена с 1 июля 2017 г. – 5,57 рубля).

Тарифы на горячую воду

(Слайд 10) Начиная с 2013 года, конечная стоимость 1 куб. метра горячей воды, поставляемой потребителям, регулированию не подлежит. Конечная стоимость 1 куб. метра горячей воды является расчетной величиной, размер которой зависит как от тарифов на используемые при её приготовлении коммунальные ресурсы (тепловую энергию и исходную холодную воду), устанавливаемых органом регулирования, так и от объема тепловой энергии, потребленной для нужд горячего водоснабжения.

При этом установление двухкомпонентных тарифов на горячую воду (компонент на исходную холодную воду в руб./м3 и компонент на тепловую энергию в руб./Гкал) предусмотрено только для централизованного горячего водоснабжения, когда горячая вода как коммунальный ресурс приготавливается теплоснабжающей организацией и подаётся потребителям по отдельным трубопроводам.

Если же приготовление горячей воды осуществляется на оборудовании, установленном у потребителей (в многоквартирных домах входит в состав общего имущества дома), то такое горячее водоснабжение законодательство определяет как нецентрализованное. Двухкомпонентные тарифы на горячую воду в таких случаях установлению не подлежат, расчёты осуществляются в соответствии с Правилами № 354.

Например, в г. Ставрополе вся горячая вода приготавливается на оборудовании, установленном в домах. АО «Теплосеть» г. Ставрополя поставляет в дома только тепловую энергию, необходимую для подогрева воды. Исходная холодная вода поставляется в дома водоканалом. Соответственно, оплачиваются эти два ресурса отдельно и разным организациям.

РТК СК как орган регулирования тарифов не наделена полномочиями по проверке правильности начисления платы за КУ, в том числе за горячее водоснабжение. Проверка соблюдения обязательных требований к определению размера и внесению платы за КУ отнесена к полномочиям органов государственного жилищного надзора.

Поэтому по вопросу о правильности начисления платы за горячее
водоснабжение, равно как и иных КУ, рекомендуем обращаться в управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору по адресу:

355000, г. Ставрополь,

Обращение с твёрдыми коммунальными отходами

(Слайд 11–13) В настоящее время в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) во всех регионах страны осуществляется поэтапный переход на новое законодательство с установлением в том числе единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

Таким образом РТК СК установлены:

– предельные тарифы в области обращения с ТКО раздельно по регулируемым видам деятельности (обработка ТКО, захоронение ТКО, обезвреживание ТКО);

– единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

Диапазон установленных на 2018 год предельных тарифов составил (без учёта НДС):

– обработка ТКО от 746,24 до 1347,57 руб. за 1 тонну;

– обезвреживание ТКО 336,42 руб./м3 (2102,65 руб. за 1 тонну);

– захоронение ТКО от 397,05 до 1178,18 руб. за 1 тонну.

Предельные тарифы в области обращения с ТКО, установленные с 1 января 2018 г. без календарной разбивки по полугодиям, будут сохранены без изменения до 30 июня 2019 года.

Читайте также:  Можно ли вернуть деньги за оплату коммунальных услуг

Ставка платы за размещение 1 тонны ТКО четвёртого класса опасности составляет 663,2 рубля.

Впервые на 2018 год установлен для ООО «Эко-Сити» единый предельный тариф регионального оператора по обращению с ТКО в размерах (за 1 м3):

— 694,49 руб. для населения (с учётом НДС);

— 588,55 руб. для прочих потребителей (НДС начисляется дополнительно).

Формирование и расчёт конечной платы за услугу по обращению с ТКО на 1 человека в месяц – в ведении регионального оператора ООО «Эко-Сити».

Расчёт конечной платы осуществляется в рамках установленного РТК СК предельного тарифа за 1 м3 ТКО и в соответствии с нормативами накопления ТКО на 1 чел. в год.

О раскрытии информации

(Слайд 14) Формирование тарифов на коммунальные ресурсы является достаточно прозрачным для потребителей. Так, на официальном сайте РТК СК www.tarif26.ru размещена информация о структуре затрат, включенных в состав необходимой валовой выручки регулируемых организаций, а также о перечне организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в разрезе муниципальных образований Ставропольского края.

По письменным обращениям граждан и юридических лиц комиссия также предоставляет полную структуру расходов регулируемых организаций.

Помимо этого, на официальном сайте комиссии размещена сводная информация о тарифах на коммунальные ресурсы, установленных для населения Ставропольского края по каждому муниципальному образованию, постановления РТК Ставропольского края об установлении тарифов на коммунальные ресурсы, протоколы соответствующих заседаний правления комиссии, постановления Губернатора Ставропольского края об утверждении значений предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за КУ в муниципальных образованиях края.

О системе ГИС ЖКХ

(Слайд 15) В настоящее время в стране внедрена государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ, система), созданная в соответствии с требованиями Федерального закона от
21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

ГИС ЖКХ представляет собой единый информационный ресурс в сфере ЖКХ. Система позволяет гражданам получать полную и актуальную информацию об управляющих и ресурсоснабжающих организациях, о выполняемых работах по дому и оказываемых услугах, о начислениях за ЖК,У, совершать оплату по ним, направлять обращения в контролирующие органы, голосовать в электронной форме по вопросам управления домом, а органам власти принимать взвешенные управленческие решения на основе аналитической информации, содержащейся в системе, в режиме реального времени.

Многие граждане уже активно пользуются системой, включая оплату коммунальных услуг.

За неисполнение обязанности размещения информации в ГИС ЖКХ также предусмотрена административная ответственность.

Спасибо за внимание!

Тема следующего занятия: «Порядок предоставления коммунальных услуг: понятие «исполнитель коммунальных услуг», границы ответственности, штрафы»

Источник: mingkhsk.ru

Государственное регулирование тарифов на бытовые и коммунальные услуги

Особый социальный характер коммунальных услуг объективно требует проведения в стране единой политики цен в этой сфере. До проведения экономических реформ тарифы на коммунальные услу­ги устанавливались на низком уровне и далеко не возмещали общест­венно необходимых затрат труда.

С началом экономических ре­форм была поставлена цель перевести жилищно-коммунальное хо­зяйство на безубыточную работу. На конец 1997 г. платежи населе­ния возмещали до 38% затрат жилищно-коммунального хозяйства. В последующие годы было запланировано постепенно довести уро­вень оплаты жилищно-коммунальных услуг до 100% по мере того, как будут расти доходы населения.

Установление величины квар­тирной платы и коммунальных платежей предоставлено региональ­ным органам власти. Различия в величине оплаты услуг жилищ­но-коммунального хозяйства связаны с неодинаковым уровнем се­бестоимости производимых работ.

По регионам страны различают­ся затраты на эксплуатацию жилья, подачу питьевой воды, тепло- и энергоснабжение, очистку, канализацию и др. При определении величины ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг важное значение имеет определение объективного уровня затрат и создание условий для выявления и использования резервов снижения издер­жек.

Для снижения затрат в жилищно-коммунальном хозяйстве прово­дится анализ различий в нормативной и фактической себестоимо­сти жилищно-коммунальных услуг, применяются методы, препят­ствующие необоснованному завышению затрат со стороны жилищ­но-коммунальных предприятий. Тарифы на жилищно-коммуналь­ные услуги формируются на основе общественно необходимых затрат, они должны экономически обоснованно возмещать издерж­ки производства и обеспечивать рентабельную работу подрядных организаций. Объектами калькулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве являются 1 м 2 полезной или жилой площади, 1 м 3 сточных вод и др. На эти же единицы измерения устанавливаются тарифы за коммунальные услуги. Однако в связи с тем что поквартирные счетчики расхода ряда услуг отсутствуют, тарифы пересчитываются в расчете на одного человека или размер занимаемой площади (расходы по отоплению).

Тарифы на услуги коммунальных предприятий определяются на основе нормативных затрат. Однако методология их расчета недос­таточно совершенна, что позволяет предприятиям коммунального хозяйства предоставлять экономически завышенные, необоснован­ные затраты для утверждения тарифов. Коммунальные предприятия включают в тариф завышенные затраты на оплату труда, строитель­ство жилья, завышают оценку основных фондов, а следовательно, и амортизации, что увеличивает инвестиционную составляющую тарифа. Уровень тарифов на коммунальные услуги даже в пределах одного региона может значительно варьировать. Тарифы на комму­нальные услуги (тепло, электроэнергия, вода, газ) устанавливаются по категориям потребителей, что связано с различиями в затратах по оказанию услуг.

Резкое снижение доходов населения в ходе проводимых эконо­мических реформ обусловило необходимость перекладывания час­ти расходов населения за потребляемые услуги на промышленные предприятия, что экономически не оправданно. В настоящее вре­мя тарифы на газ и электроэнергию для населения не возмещают всех затрат по их производству и доставке до потребителей.

В пер­спективе планируется довести уровень тарифов на газ и электро­энергию до уровня их фактической стоимости. Прекращение пе­рекрестного субсидирования оплаты электроэнергии и повышение тарифов для всего населения возможно только в условиях норма­лизации экономических процессов и повышения уровня доходов населения. Предлагаемые в настоящее время методы решения этой проблемы могут лишь частично сократить объемы перекрест­ного субсидирования. Сверхнормативное потребление электроэнергии должно оплачиваться по ее реальной стоимости, при этом должен учиты­ваться среднедушевой доход в семье. Однако такой подход вряд ли можно признать правомерным, поскольку он является дискрими­национным в отношении отдельных групп населения и направлен на снижение потребления электроэнергии населением, что проти­воречит мировой практике.

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги регулируются орга­нами федеральной и региональной власти. Однако отсутствие необ­ходимых методических документов по регулированию цен в сфере естественных монополий делает этот процесс недостаточно эффек­тивным. На федеральном уровне устанавливается предельный раз­мер стоимости жилищно-коммунальных услуг, оплачиваемых насе­лением.

Каждый регион определяет объекты и порядок регулирова­ния тарифов на коммунальные услуги. Ценовое регулирование име­ет очень важное значение в жилищно-коммунальной сфере, которая представляет локальную естественную монополию и от ра­боты которой во многом зависит благополучие и состояние здоро­вья населения. Регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги должно учитывать политические, финансовые, информаци­онные и другие проблемы региона.

Федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 м 2 общей площади жилья в месяц на последующий год рассчитывается как сумма стоимостей предоставления отдельных услуг.

Методика расчета платежеспособной возможности населения обеспечивает единый методический подход к расчетам величин субсидий и совершенствование системы прогнозирования числен­ности населения, подпадающего под программу предоставления субсидий и определения необходимых финансовых средств.

Расчет платежеспособной возможности населения на жилищ­но-коммунальные услуги по этой Методике проводится для жите­лей, проживающих в государственном и муниципальном жилищ­ном фонде определенного административного образования.

Расчет платежеспособной возможности населения ведется по группам граждан, объединенных в зависимости от их ежемесячного среднедушевого дохода — начиная от 100 руб. в месяц и заканчивая 2000 руб. и более в месяц.

Структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, от­носящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственно­сти, включает плату:

• за капитальный ремонт жилищного фонда;

• за наем жилья (для нанимателей жилья).

Граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности оплачивают также коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, тепло­снабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснаб­жение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяй­ства и др.).

Было предусмотрено, что органами мест­ного самоуправления утверждаются:

• нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;

• ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) с учетом реализации мероприя­тий по их снижению в результате выявляемых при проведении экс­пертизы тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в их оплате, необоснованных затрат.

При этом принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшество­вать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономиче­ской обоснованности тарифов на товары, работы и услуги, учиты­ваемых при оплате соответствующих услуг.

Органы местного самоуправления имеют право в течение пере­ходного периода устанавливать размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммуналь­ных услуг в совокупном доходе семьи и размер платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги.

При этом установление предельных размеров платы населения за жилье и коммунальные услуги ниже федерального стандарта не может служить основанием для перераспределения средств.

Правительство также утвердило Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Государственному регулированию подлежат тарифы на услуги связи, предоставляемые операторами связи, включенными в уста­новленном порядке в реестр субъектов естественных монополий в области связи.

Государственное регулирование тарифов на услуги связи осуще­ствляется Министерством Российской Федерации по антимоно­польной политике и поддержке предпринимательства.

Государственное регулирование тарифов на услуги связи осущест­вляется в целях:

а) защиты экономических интересов потребителей от необосно­ванного повышения тарифов на услуги связи;

б) достижения баланса интересов субъектов естественной моно­полии в области связи и потребителей их услуг;

в) развития конкурентной среды на рынке услуг связи;

г) создания экономических стимулов, обеспечивающих снижение себестоимости услуг связи, повышение эффективности деятельности операторов связи, дальнейшее развитие и модернизацию средств и се­тей связи, расширение рынка услуг связи и улучшение их качества;

д) создания условии для привлечения инвестиций. Государственное регулирование тарифов на услуги связи осуще­ствляется исходя из следующих принципов:

а) создание операторам связи условий для развития и модерни­зации средств и сетей связи, компенсация экономически обосно­ванных затрат, связанных с оказанием регулируемых услуг связи;

б) установление для операторов связи обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый при оказании услуг связи;

в) удовлетворение платежеспособного спроса на услуги связи, защита интересов пользователей услуг связи от необоснованного повышения тарифов;

г) учет в структуре регулируемых тарифов на услуги связи нало­гов и иных обязательных платежей, предусмотренных законодатель­ством Российской Федерации.

При принятии решения об экономической обоснованности за­трат и нормативной прибыли регулирующий орган принимает во внимание:

а) цены (тарифы) на продукцию (услуги), потребляемую опера­торами связи, тарифы на услуги которых регулируются государством, а также налоги и иные обязательные платежи, подлежащие уплате операторами связи в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации;

б) размер прибыли, необходимой для обеспечения указанных операторов связи средствами на развитие производства, выплату дивидендов и другие обоснованные расходы;

в) планы капитальных вложений указанных операторов связи и источники их финансирования в целях учета в структуре тарифов на услуги связи затрат на привлечение средств этих источников;

г) динамику затрат и прибыли, а также показатели инфляции за истекший период и прогноз инфляции на предстоящий период.

Элементы перекрестного субсидирования сохраняются только в отношении регулируемых услуг почтовой связи, сельской теле­фонной связи для населения и телеграфной связи. Тарифы на дру­гие виды связи должны полностью возмещать экономически обос­нованные затраты и включать нормативную прибыль.

Тарифы на услуги местной телефонной связи дифференцируют­ся по двум категориям потребителей — население и организации.

Тарифы на услуги местной (при повременной системе оплаты) и междугородной телефонной связи могут по решению регулирую­щего органа дифференцироваться по часам суток, дням недели и способам обслуживания.

Операторы связи определяют и представляют в регулирующий ор­ган расчеты уровня тарифов по каждой регулируемой услуге, обес­печивающих полное возмещение экономически обоснованных за­трат на оказание услуг связи и включающих нормативную прибыль, исходя из принципа раздельного учета доходов и расходов по видам услуг связи. Они также имеют право обратиться в регулирующий орган с предложением о пересмотре тарифов на услуги связи при наличии одного из следующих условий:

а) введения в действие нормативных правовых актов Россий­ской Федерации или субъектов Российской Федерации, которые влекут изменение размера затрат, относимых на себестоимость ус­луг связи, обязательных отчислений и платежей в соответствующие бюджеты;

б) изменения ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации,

в) развития услуг связи и повышения их качества;

г) возникновения не зависящих от оператора связи факторов, вызвавших рост себестоимости услуг более чем на 5%.

Тарифы на регулируемые услуги почтовой связи, сельской теле­фонной связи для населения и телеграфной связи индексируются регулирующим органом с учетом инфляции.

Оператор связи вправе самостоятельно устанавливать тарифы на отдельные услуги связи.

Государственное регулирование тарифов на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет МАП России на следующие услуги:

• внутренняя письменная корреспонденция (почтовые карточ­ки, письма, бандероли);

• предоставление междугородного телефонного соединения (разговора) фиксированным абонентам;

• предоставление доступа к телефонной сети независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния);

• предоставление местного телефонного соединения (разгово­ра) фиксированным абонентам, плата за которое включает:

а) при абонентской системе оплаты услуг телефонной свя­зи – абонентскую плату за предоставление абонентской линии не­зависимо от ее типа в постоянное пользование абоненту и предос­тавление местного телефонного соединения (разговора) вне зависи­мости от его продолжительности;

б) при повременной системе оплаты услуг телефонной свя­зи — абонентскую плату за предоставление абонентской линии незави­симо от ее типа в постоянное пользование абоненту и повременную плату за предоставление местного телефонного соединения (разговора) в зависимости от его продолжительности в единицах тарификации.

Читайте также:  Претензионный порядок при взыскании коммунальных услуг

Во многих странах мира тарифы построены с учетом общих принципов тарификации услуг электросвязи, разработанных Меж­дународным союзом электросвязи, и общих принципов тарификации услуг почтовой связи, подготовленных Конвенцией Всемирно­го почтового союза. Эти принципы заключаются в следующем.

Доходы от всех услуг связи должны возмещать все расходы ор­ганизаций. Тарифы должны компенсировать:

• проценты на использованный капитал;

• расходы на исследования и испытания;

• капитальные вложения, необходимые для расширения и ре­конструкции сети.

При установлении (исходя из национальных и социальных со­ображений) льготных тарифов потери в доходах должны быть ком­пенсированы за счет увеличения тарифов на другие услуги связи в той же организации.

Тарифы на услуги связи должны учитывать взаимосвязь с дру­гими организациями и не создавать конкуренцию, подавляющую развитие остальных видов услуг, предоставляемых соответствующи­ми организациями.

Общая величина дохода, получаемого от реализации услуг связи, не должна превышать сумму, необходимую для эффективной работы организации связи, при этом тариф должен стимулировать увеличение объема услуг и развития сетей связи.

Система тарифов должна быть построена таким образом, чтобы гарантировать равные права всем категориям абонентов.

Система тарифов должна быть гибкой, с тем чтобы при появле­нии новых потребностей ее можно было бы усовершенствовать достаточно простыми способами.

За годы проведения экономических реформ в нашем государст­ве существенно сократился объем бытовых услуг. Бытовые услуги, оказываемые населению, включают ремонт и пошив обуви, ремонт и пошив швейных изделий, ремонт бытовой техники и металлоиз­делий, ремонт и изготовление мебели, ремонт и вязание трикотаж­ных изделий, химчистку и крашение, услуги прачечных, бань, па­рикмахерские работы, ремонт и строительство жилищ, прокат, ус­луги фотоателье, прочие услуги. Цена бытовой услуги является од­новременно ее оптовой и розничной ценой.

При установлении цен на бытовые услуги учитывается качество оказываемых услуг и уровень культуры обслуживания, степень срочности исполнения заказа, изменения спроса с учетом сезонно­сти по отдельным видам бытовых услуг, а также предоставление за­казчикам дополнительных удобств по их просьбе.

Источник: studopedia.ru

Регулирование тарифов на коммунальные услуги это

Вопросы тарифного регулирования в сфере ЖКХ определены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в последующих редакциях). После внесения ряда законодательных изменений из области регулирования данного закона были исключены электроснабжение и теплоснабжение.

С 1 января 2011 года указанный закон регулирует:

1) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса- производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

  • 2) тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;
  • 3) тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;
  • 4) надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
  • 5) надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Методы регулирования тарифов на услуги организаций ЖКХ представлены на рис. 2.1.

Методы регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса

Рис. 2.1. Методы регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса

К регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся:

  • 1) тарифы на холодную воду;
  • 2) тарифы на горячую воду;
  • 3) тарифы на водоотведение;
  • 4) тарифы на очистку сточных вод;
  • 5) тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

В сфере тарифного регулирования ЖКХ принято значительное

количество федеральных законов, подзаконных и ведомственных нормативных актов, нормативных актов органов региональной власти и местного самоуправления, которые имеют непосредственное отношение к тарифообразованию и установлению цен (составляющих цены) на коммунальные услуги.

В отношении каждой из указанных услуг организаций коммунального комплекса существуют собственные нормативные требования. Так, Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулирует правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения за некоторыми исключениями. Например, забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в него регулируются водным законодательством, требования к качеству и безопасности воды систем водоснабжения устанавливаются законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и технического регулирования.

Предоставление коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения и их оплата регламентируются указанным нормативным актом в части, неурегулированной другими федеральными законами.

Вопросы тарифного регулирования в данной сфере нашли отражение также в Постановлении Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406 (в последующих редакциях) «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Вопросы государственной тарифной политики в сфере утилизации (захоронении) твердых коммунальных отходов (далее- ТКО) нашли отражение в:

  • — Федеральном законе от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
  • — постановлении Правительства РФ от 14 июля 2008 года №520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

В рамках совершенствования реализации положений Федерального закона «Об отходах производства и потребления» [1] разработаны правовые подходы, предусматривающие использование совершенно новых инструментов регулирования сферы обращения с ТКО:

  • — Основы ценообразования в сфере обращения с ТКО;
  • — Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО;
  • — Стандарты раскрытия информации в области обращения с

Приказом ФАС России 21.11.2016 N 1638/16 утверждены Методические указания по расчету тарифов в сфере обращения с ТКО. Указания предназначены для расчета регулируемых тарифов в указанной области органами исполнительной власти регионов, осуществляющими государственное регулирование тарифов, органами местного самоуправления, в случае наделения их соответствующими полномочиями, а также организациями, занимающимися регулируемыми видами деятельности в области обращения с ТКО.

При этом регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, определенным по соглашению сторон, но не превышающим утвержденных предельных тарифов, установленных органами регулирования тарифов. В соответствии с указаниями будут рассчитываться: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО.

ФАС России определены особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО. Планируется ввести дифференциацию тарифов по обращению с ТКО по их видам, по муниципальным образованиям и по технологическим особенностям в соответствии с территориальной схемой.

Тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

Размер тарифов, дифференцированных органом регулирования тарифов, должен обеспечивать регулируемым организациям получение в очередном периоде регулирования необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня тарифов для одних категорий абонентов за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня тарифов для других категорий абонентов.

В целях привлечения инвестиций в сферу жилищно- коммунального хозяйства на создание новых, реконструкцию и модернизацию существующих объектов инфраструктуры, стимулирование повышения надежности и качества услуг принято постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1419 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», предусматривающее возможность превышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации в случае, если это обусловлено реализацией утвержденных до 1 ноября 2015 г. инвестиционных программ регулируемых организаций, оказывающих коммунальные услуги, а также заключенными концессионными соглашениями, с соответствующим пересмотром ранее установленных тарифов. Таким образом, заложено начало реализации принципа — инвестиции в обмен на тариф.

В рамках реализации положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ) разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации нормативные правовые акты, предусматривающие использование совершенно новых инструментов регулирования сферы обращения с твердыми коммунальными отходами:

  • • Основы ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • • Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • • Стандарты раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

ФАС России осуществляет мониторинг платы граждан за коммунальные услуги и предлагает проработать возможность введения ограничения индекса роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги в совокупности (ограничить рост всего платежа). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. №2182-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2016 год на уровне 4 %, что в 3 раза ниже уровня инфляции фактической инфляции предшествующего года.

30 декабря 2012 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 291 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования тарифного регулирования в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения», разработанный в целях привлечения в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций. Закон, за исключением отдельных положений, вступил в силу с 1 апреля 2013 года.

Изменения, которые предусмотрены законом, предполагают дальнейшее развитие институтов долгосрочного регулирования — установление тарифов на товары и услуги в сферах теплоснабжения, электроэнергетики, водоснабжения и водоотведения на основе долгосрочных параметров регулирования (на 3-5 лет). Согласно нормативным требованиям данного закона с 1 января 2016 года осуществляется переход на долгосрочное тарифное регулирование всех ресурсоснабжающих организаций в области коммунального хозяйства в сферах тепло-, водоснабжения и водоотведения. При этом в 1-ый год устанавливается экономически обоснованный тариф, а в последующие годы происходит его индексация, т.е. используется метод индексации).

Задачи долгосрочного тарифного регулирования заключаются в том, чтобы:

  • — создать механизм, позволяющий видеть процесс изменения тарифов на долгосрочный период;
  • — обеспечить инвестирование в коммунальную сферу и гарантированный возврат инвестиций;
  • — привести к капитализации регулируемых организаций;
  • — повысить качество стратегического планирования;
  • — повысить качество предоставляемых услуг;
  • — экономически мотивировать предприятия коммунального хозяйства к снижению издержек.

В соответствии с оценками, изложенными в Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 — 2020 годы» объекты коммунальной инфраструктуры, несмотря на проводимую реформу, находились в изношенном состоянии. В результате этого износа расход энергетических ресурсов в российских коммунальных предприятиях на 25-30%, а иногда и до 50% выше, чем в европейских. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляли 20%, по электроэнергии — 15%, по теплу — до 40%. Соответственно, модернизация систем отражается в тарифе на соответствующий ресурс.

Основными факторами, влияющими на рост тарифов на тепловую энергию и услуги организаций коммунального комплекса, являются: необходимость реализации инвестиционных и производственных программ организаций, ориентированных на реновацию отрасли, создание новой инженерной инфраструктуры и улучшение качества оказываемых услуг.

Сегодня государственное регулирование в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг и тарифообразование представляют собой сложный процесс, направленный на достижение баланса интересов всех субъектов экономических отношений, и сопряженный с множеством социальных, экономических, экологических, а порой и политических рисков, потенциально влекущих за собой достаточно тяжелые последствия. Затраты на коммунальные услуги для предприятий и организаций переносятся на себестоимость, производимых ими товаров и оказываемых услуг. Следовательно, с ростом тарифов на коммунальные услуги, возрастают также и затраты населения, связанные с приобретением продуктов питания, оплатой городского транспорта и др., т.е. происходит рост инфляции в стране.

В жилищно-коммунальной системе России накопилось значительное число противоречий. Одной из главных проблем, влияющих на эти противоречия, является низкий уровень взаимодействия между организациями, предоставляющими услуги на рынке жилищно- коммунальных услуг. По мнению экспертов, такому взаимодействию мешают следующие факторы:

1. Разбалансированность тарифов, когда, например, предприятие водоснабжения становится банкротом из-за роста цен на электроэнергию, а повысить свои цены на воду не имеет права.

  • 2. Неплатежи со стороны государства. В первую очередь это касается компенсации государством различных льгот и субсидий и просто щадящих цен на услуги ЖКХ, предоставляемых населению.
  • 3. Неплатежи самого населения, несмотря на то, что за последние годы платежная дисциплина граждан повысилась.
  • 4. Долгосрочные соглашения в российских условиях пока крайне затруднительны. Спланировать договорные отношения на срок даже в 20 лет почти невозможно, поскольку это связано с большими рисками из-за трудно прогнозируемого развития отрасли. Важно отметить, что в Европе и США именно долгосрочные договорные отношения между государством и бизнесом приводят к наиболее заметным успехам в городском хозяйстве.

Необходимо отметить, что после начала реформы ЖКХ в 2007 году роль государства в регулировании жилищно-коммунальной сферы (в том числе и в тарифообразовании) значительно возросла. Эффективность принятых мер, как показывает практика, ощутима, однако все еще имеется ряд нерешенных проблем, прежде всего, с взаимодействием всех участников данных отношений, что влияет и на уровень тарифов для получателей услуг.

В сфере ЖКХ сегодня применяются Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги [2] . При этом используется метод регулирования в виде установления индекса изменения платы граждан на коммунальные услуги, который пришел на смену установлению предельных тарифов. Теперь на федеральном уровне регулируется индекс и отклонения от него по субъектам РФ, а конкретные тарифы устанавливает субъект РФ. При этом субъект РФ может соблюсти установленные ограничения либо превысить их в случае инициативы губернатора по согласованию с представительными органами муниципалитета по строго определенным целям — концессия или долгосрочная инвестиционная программа.

Источник: bstudy.net

Рейтинг
Загрузка ...