Рынок услуг жилищно коммунального хозяйства это

Анализ рынка услуг ЖКХ в России

BusinesStat начиная с 2013 года проводит исследования рынка жилищно-коммунальных услуг.

Согласно законодательству, управляющие организации должны получать в региональных органах жилищного надзора лицензию на осуществление деятельности. Решение о выдаче лицензии принимается специальной лицензионной комиссией субъекта Российской Федерации.

В последние годы в стране проводится реформирование законодательства в сфере ЖКХ. Повысились требования к качеству работы управляющих организаций. Организация может быть лишена права управления домом, если были получены как минимум два административных взыскания по одному дому. В случае управления несколькими домами управляющая организация может быть лишена лицензии, если получает административные взыскания по 15% управляемых многоквартирных домов.

Источник: businesstat.ru

Подробно о рынке ЖКХ. Оптовый рынок. Компетенции | Сергей Бородин | Проект КОММУНАЛКА. Часть 2.

Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства.

Рынок услуг по управлению многоквартирными домами оценивается как рынок с недостаточно развитой конкуренцией.

В силу технологических ограничений сложившейся системы сетей энергоснабжения, водообеспечения и канализации данные секторы рынка имеют низкую возможность развития конкуренции. Большинством организаций жилищно-коммунального комплекса, являющихся по сути локальными монополиями, используется достаточно сложная инфраструктура, что ставит под сомнение перспективы развития конкуренции в отрасли. При этом монополия является наиболее приемлемой и экономически обоснованной формой осуществления деятельности.

К сферам деятельности, в которых возможно развитие конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг, относятся: управление и обслуживание жилищного фонда; выполнение отдельных работ по обслуживанию объектов коммунального хозяйства.

Наиболее благоприятная тенденция развития конкурентных отношений между организациями различных организационно-правовых форм в сфере предоставления услуг по управлению многоквартирными домами, капитального и текущего ремонта жилищного фонда складывается в крупных муниципальных образованиях. В сельских территориях конкуренция развивается в меньшей степени.

Особенность расположения этих территорий, плотность населения, небольшие объемы работ не являются привлекательными для бизнеса и, обычно, в сельских территориях функционирует одно многопрофильное предприятие, для которого предоставление услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда является сопутствующей деятельностью.

К основным проблемам, препятствующих развитию конкуренции является: высокая изношенность достаточно большой части жилищного фонда, требующая капитального ремонта, несвоевременная оплата коммунальных услуг собственниками помещений в многоквартирных домах и серьезные объемы задолженности (не менее 30 % от общего объема поставленного или потребленного ресурса). Проведение капитальных ремонтов многоквартирных домов позволит снизить высокий уровень износа жилищного фонда, тем самым привлекая на рынок частные управляющие организации.

Подробно о рынке ЖКХ Оптовый рынок Компетенции Сергей Бородин Проект КОММУНАЛКА

Среди существующих барьеров, называется ограничение роста тарифов для предприятий ЖКХ, что негативно отражается на их платежеспособности и приводит к образованию задолженности перед поставщиками первичных энергоресурсов, нестабильность российского законодательства.

регулирующего предпринимательскую деятельность, высокие налоги, сложность доступа к закупкам.

Розничная торговля.

Рынок услуг торговли оценивается как высококонкурентный и является одним из наиболее динамично развивающихся и бюджетообразующих отраслей экономики регионов ДФО. В торговле, как ни в одной из других отраслей экономики, наблюдается высокая конкуренция, предпринимательская и инвестиционная активность.

Создание условий для роста конкуренции на рынке розничной торговли реализуется через равноценное развитие всех сегментов потребительского рынка и торговых форматов, включая нестационарную, мобильную, ярмарочную торговлю, организацию современных сельскохозяйственных рынков и развитие собственной сети местных товаропроизводителей, повышение качества и доступности предоставляемых услуг.

Развивается дистанционная торговля через интернет-магазины, продажи по каталогам. Темп роста реализации через систему электронной торговли за последние годы вырос в несколько раз. Создаются собственные розничные торговые сети местных товаропроизводителей.

Вместе с тем конкурентная среда в сфере оказания услуг в формате рыночной торговли оценивается как несовершенная. С вступлением в силу статьи 24 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», требующей капитальности рыночных строений, произошло сокращение рынков в количественном выражении. Дефицит собственных средств и сложность привлечения внебюджетных инвестиций не позволили всем управляющим компаниям выполнить требования законодательства в части строительства капитальных сооружений. Для окупаемости вложений, связанных со строительством капитальных зданий розничных рынков в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства, требуется высокая оборачиваемость и покупательская способность. Эти критерии предопределяют оптимальные возможности развития розничных рынков преимущественно в крупных муниципальных образованиях.

На рынке розничной торговли сохраняется ряд факторов, сдерживающих развитие конкуренции в сфере розничной торговли, к числу которых относятся:

— высокая доля транспортных затрат в себестоимости продукции;

— сосредоточенность торговых объектов в крупных населенных пунктах региона;

— низкий уровень развития транспортной инфраструктуры, которая имеет наиболее критичные значения по техническим характеристикам в Дальневосточном федеральном округе;

— высокий уровень социальной стратификации среди населения муниципальных образований;

— отсутствие развитого оптового звена с соответствующей инфраструктурой;

— недостаточность оборотных средств организаций торговли и ограниченная доступность финансовых ресурсов;

— проникновение на рынок контрафактной и низкокачественной продукции;

— территориальная отдаленность региона от центральных районов с развитой производственной инфраструктурой.

В силу природно-климатических условий часть муниципальных районов региона являются труднодоступными и отдаленными по причине отсутствия постоянного транспортного сообщения, доставка товаров в которые осуществляется в период навигации с июня по октябрь или авиатранспортом.

Основными проблемами обеспечения населения жизненно­необходимыми товарами являются высокие авиа тарифы на местных авиалиниях, длительный срок оборачиваемости материальных и финансовых ресурсов (от 160 до 200 дней) и необходимость концентрации в первой половине года значительного объема финансовых средств для закупки товаров в период навигации. Хозяйствующие субъекты, занимающиеся розничной торговлей в отдаленных районах Дальнего Востока, не имеют в достаточном объеме собственных оборотных средств и ограничены доступностью финансовых ресурсов. На сегодняшний день очевидна дифференциация между торговыми объектами, требующая выравнивания условий осуществления деятельности среди хозяйствующих субъектов на рынке розничной торговли. Одной из причин подобной дифференциации является тот факт, что на федеральном уровне порядок северного завоза четко не формализован.

Необходимо рассмотреть вопрос о создании Федерального фонда государственной финансовой поддержки «северного завоза» продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).

Читайте также:  Соглашение о разделе лицевых счетов по оплате за коммунальные услуги образец

Финансовая поддержка торговых предприятий со стороны данного Федерального фонда будет способствовать обеспечению бесперебойного снабжения населения отдаленных населенных пунктов потребительскими товарами и развитию конкуренции в сфере торговли.

Источник: zdamsam.ru

Рынок услуг жилищно коммунального хозяйства это

Жилищно-коммунальные услуги разделяются по:

1) функциональному назначению;

2) порядку утверждения цен/тарифов.

В зависимости от функционального назначения жилищно-коммунальные услуги разделяются на:

1) коммунальные услуги (централизованное снабжение холодной и горячей водой, водоотведение, газо- и электроснабжение, централизованное отопление, а также вывоз бытовых отходов и тому подобное);

4) услуги по ремонту помещений, домов, сооружений (замена и усиление элементов конструкций и сетей, их реконструкция, возобновление несущей способности несущих элементов конструкций и тому подобное).

Примерные перечни жилищно-коммунальных услуг и их состав в зависимости от функционального назначения определяются федеральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.

В зависимости от порядка утверждения цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги они разделяются на три группы:

1) первая группа — жилищно-коммунальные услуги, цены/тарифы на которые утверждают специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти;

2) вторая группа — жилищно-коммунальные услуги, цены/тарифы на которые утверждают органы местного самоуправления для предоставления на соответствующей территории;

3) третья группа — жилищно-коммунальные услуги, цены/тарифы на которые определяются исключительно по договору (договоренностью сторон).

Цены/тарифы на коммунальные услуги и услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий формируются и утверждаются органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, определенными законом.

Цель рыночных преобразований российской экономики — это, в первую очередь, повышение уровня и качества жизни населения страны. Реализация этой цели позволит сделать национальную экономику конкурентоспособной на мировых рынках и, в тоже время, обеспечение ее конкурентоспособности является фактором роста благосостояния населения. Инструменты достижения этой цели — разгосударствление и приватизация, то есть наделение граждан РФ собственностью, которая, с одной стороны, должна была стать одним из важнейших источников их доходов, а с другой, — повысила бы эффективность управления и функционирования народного хозяйства в целом, поскольку развитие частной собственности является основой конкуренции, а значит саморегулирования хозяйственных процессов.

Опуская вопрос о том, почему основная масса россиян оказалась лишена собственности на средства производства (выявление этих проблем не входит в задачи нашего исследования), отметим, что всё же абсолютное большинство граждан России получили собственность — они реализовали своё право собственности на жилье. Передача жилья в собственность граждан позволила сформировать рынок жилья, превратить его в товар — в объект купли-продажи, причем, рынок жилья имеет весьма сложную структуру, не менее сложную инфраструктуру и по типу конкурентной среды приближается к рынку монополистической конкуренции, занимая промежуточное положение между ней и свободной конкуренцией.

Следует отметить, что жилье относится к социально-значимым жизненно-необходимым товарам, и качество его как товара, ограничивается только платежеспособным спросом потребителей при том, что потребительские предпочтения на этом рынке безграничны.

Специфика товара — жильё, как раз и заключается в том, что его качество, (а, следовательно, и цена) зависят в огромной степени от удовлетворения потребительских предпочтений реальных или потенциальных (если товар-жильё уже включен в рыночный оборот) владельцев, которые удовлетворяются не только продавцами (строителями — первичный рынок; собственниками -вторичный рынок), но и теми, кто оказывает ему услуги по содержанию данного жилья. Следовательно, качество услуг по содержанию жилья определяет его стоимость как товара.

Другими словами, величина стоимости нашей собственности (ее рыночная цена) в значительной степени определяется не нами — владельцами, а теми, кто оказывает нам услуги по ее содержанию.

Таким образом, рынок жилья сформирован и подчиняется рыночным законам функционирования (спрос и предложение, равновесная цена, сегментация), а рынок услуг ЖКХ еще не сформирован. Его отсутствие тормозит развитие рынка жилья, деформирует процесс формирования рыночной цены на нем, а некачественные, навязанные жилищно-коммунальные услуги отрицательно влияют на стоимость товара — жильё в сторону ее уменьшения, что физически приводит к порче нашей собственности, а морально — нарушает конституциональное право граждан на владение жильем.

Таким образом, два этих рынка — рынок жилья и рынок услуг жилищно-коммунальной сферы -относятся к взаимосвязанному типу рынков и полноценно развиваться друг без друга не могут, что нарушает как экономические (владение собственностью), так и юридические (использование, распоряжение) права граждан. Чтобы решить эту проблему необходимо провести рыночную реструктуризацию российского ЖКХ и, прежде всего, выяснить, что же такое реструктуризация и почему в данном случае она лучше, чем просто одномоментная передача всех предприятий жилищно-коммунальной сферы в частные руки.

В основе реструктуризации отрасли ЖКХ должно лежать приспособление, или лучше сказать, приведение внутренних условий ее функционирования к быстро меняющимся условиям внешней среды. Условия хозяйствования изменились: на смену планированию пришла частная собственность и, основанная на ней, предпринимательская деятельность, способная быстро реагировать на запросы рынка и удовлетворять их более качественно и с наименьшими затратами, чем это делают предприятия, находящиеся в общественной (государственной, региональной, муниципальной) собственности.

Низкая эффективность содержащихся (либо датируемых из государственного бюджета) предприятий жилищно-коммунальной сферы, объясняется, с одной стороны, отсутствием рыночно-обоснованной цены на коммунальные услуги, которые, якобы, занижены, поскольку ориентированны на низкий уровень доходов собственников жилья, а с другой, — недостатком бюджетных средств, выделяемых на финансирование отрасли. На наш взгляд, и то, и другое не более чем миф: если сравнить качество предоставляемых услуг с ценой, то она явно окажется завышенной, поскольку имеет место попытка переложить затраты на ремонт и обновление инфраструктуры ЖКХ на плечи потребителей. Что же касается недостатка бюджетных средств, то он зачастую возникает за счет нерационального их использования, либо за счет элементарного расхищения, поскольку там, где цена услуг определяется и оплачивается не рынком, ни производитель, ни потребитель не заинтересованы в снижении издержек (достаточно вспомнить состояние жилого фонда и тех его помещений, которые находятся в коллективном пользовании («наше — не моё»).

Опыт первой половины рыночных реформ в РФ свидетельствует, что рынок услуг ЖКХ формировался, в основном, только за счет передачи предприятий отрасли в частные руки. Наиболее удачная форма функционирования приватизированных предприятий связана с организацией открытых акционерных обществ. Между тем, ОАО само по себе еще не является гарантом эффективного развития рынка услуг ЖКХ на отдельно взятой территории или на отдельном предприятии.

Читайте также:  Сведения о нормативах потребления коммунальных услуг

При формировании рынка услуг ЖКХ принципиально важны два обстоятельства:

1. Использование маркетинговых методов отбора наиболее эффективных производителей услуг, которые «выдавят» с рынка неконкурентоспособные предприятия;

2. Привлечение к отбору самих получателей услуг, поскольку последние перестали быть общественным благом и всё более покупаются населением (85% российских семей оплачивают 85% стоимости всех услуг ЖКХ).

Какую бы форму управления жильем, определенную ФЗ №189 «О введении в действие жилищного кодекса РФ», не выбрали собственники жилья (непосредственное управление; договор с управляющей компанией; товарищество собственников жилья), им придется проанализировать состояние внешней среды на ближайшем (территориально) рынке услуг ЖКХ, то есть самостоятельно заняться исследованием этого рынка и определиться с уровнем цен, качеством и сроками предоставления услуг, оценить финансовое состояние предполагаемых партнеров, их рыночные позиции.

Понятно, что сами владельцы жилья в большинстве своем к этому не готовы. На этот случай закон, ст. 18, предусматривает, что если этого не сделают собственники жилья, администрации районов вправе провести открытый конкурс по выбору управляющей компании для владельцев жилья в многоквартирных домах. В этом случае исследование рынка и оценку рыночных позиций управляющих компаний должны проводить местные органы управления, в штате которых должны быть специалисты — маркетологи, либо специалисты — технологи, хорошо владеющие методами маркетингового исследования рынка ЖКУ.

Источник: studbooks.net

Рынок жилищно-коммунальных услуг: особенности формирования и развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

В статье систематизированы основные этапы реформирования сферы жилищно-коммунальных услуг России, выявлены особенности развития рыночных отношений в жилищной и коммунальной сферах.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чайкина А.Н.

Стратегии государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства (с учетом зарубежного опыта)

Текст научной работы на тему «Рынок жилищно-коммунальных услуг: особенности формирования и развития»

ний реформирования сельскохозяйственной системы Китая следует увеличить финансовую поддержку на научные разработки и подготовку кадров. Действенная финансовая мотивация позволит мобилизовать научно-технический персонал для расширения сельскохозяйственного производства.

Процесс преобразования процессов управления в сельском хозяйстве Китая будет длительным и сложным. Ключевая цель проводимых реформ -сохранение устойчивости социальной составляющей китайской модели развития АПК и достижения высоких экономических результатов.

1. Третьякова Л.А. Стратегия формирования устойчивого жизнеобеспечения населения сельских территорий как инструмент управления качеством жизни: автореф. дис. . д-ра экон. наук: 08.00.05 / Л.А. Третьякова; Орлов. гос. аграр. ун-т. — Орел, 2009. — 52 с.

2. Глухов С.Г. Система факторов, влияющих на создание сети представительств сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов / С.Г. Глухов // Вестник саратовского государственного социально-экономического университета. — 2011. — № 5 (39). — С. 82-87.

РЫНОК ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А.К. Кортунова Донского государственного аграрного университета, г. Новочеркасск

В статье систематизированы основные этапы реформирования сферы жилищно-коммунальных услуг России, выявлены особенности развития рыночных отношений в жилищной и коммунальной сферах.

* Магистрант кафедры Экономики.

Ключевые слова: рынок, жилищные услуги, коммунальные услуги, жилищный фонд, жилищная политика.

Одной из важных сфер деятельности в экономике любого региона, муниципалитета является сфера жилищно-коммунальных услуг, удовлетворяющая потребности разного спектра, необходимые обществу для нормальной жизнедеятельности.

Рынок жилищно-коммунальных услуг имеет существенные особенности. Во-первых, потребителями его услуг являются все граждане независимо от их доходов и, во-вторых, отказаться от потребления услуг не может ни один человек, так как они обеспечивают удовлетворение самых главных (для жизни и здоровья) физиологических потребностей (в пище, для приготовления которой необходимо газоснабжение; в воде; в тепле; в жилище и т.п.).

Создание качественных жилищных условий является приоритетной задачей социально-экономической политики государства. Поэтому особую роль в формировании современного рынка жилищно-коммунальных услуг сыграло государство, принимая соответствующие законы, реализуя концепции реформирования и федеральные целевые программы.

До 90-х годов основой экономических отношений в жилищно-коммунальном секторе являлась система бюджетного финансирования организаций, предоставляющих населению жилищно-коммунальные услуги. На один рубль оплаченных населением жилищно-коммунальных услуг в 1989 году приходилось шесть рублей государственных дотаций [1, с. 110].

С 90-х г. появляются предпосылки для изменения ситуации, сложившейся в данном секторе экономики. В 1991 г. был принят Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которым развернулся процесс приватизации государственного и муниципального жилищного фонда. Сам процесс приватизации охватил длительный период времени, измеряемый двумя десятилетиями. Но лишь к 2012 году доля приватизированного жилья составила 77 % от общего числа жилых помещений, подлежащих приватизации. Важным моментом этого времени, является законодательное признание института частной собственности на жилье, закрепленное в соответствующей системе норм права.

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ», принятый в 1995 году, возложил полную ответственность за функционирование жилищно-коммунального комплекса на органы местного самоуправления муниципальных образований [2]. Они были наделены соответствующими полномочиями: финансирование муниципальных жилищно-коммунальных предприятий и учреждений; формирование и размещение муниципального заказа на жилищно-коммунальные услуги; установление тарифов на ЖКУ, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.

В то же время рыночное функционирование сферы ЖКУ предполагало борьбу с монополизмом, развитие конкуренции и улучшение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, а также вовлечение в процесс управления жилищным фондом и увеличение ответственности за свое имущество самих жильцов.

Указ Президента РФ «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов» от 1996 года фактически закрепил сложившуюся в некоторых регионах практику разделения функций заказчика и подрядчика при эксплуатации и ремонте жилищного фонда, тем самым создавая условия для конкуренции на рынке жилищных услуг [3].

В 1997 г. начала реализовываться «Концепция реформирования ЖКХ», которая предполагала достижение следующих целей: снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов; обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества; смягчение для населения последствий реформирования системы оплаты жилищно-коммунальных услуг [4].

Концепция послужила основой для разработки Программы демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы, которая обеспечивала формирование конкурентной среды в жилищно-коммунальном комплексе путем привлечения в данную сферу предприятий различной формы собственности, развития договорных отношений между производителем и потребителем услуг [5].

Но финансовый кризис 1998 года приостановил ход реформ, сделав предприятия отрасли фактически банкротами. Сложившая ситуация в отрасли привела к необходимости поиска выхода из неё, что отразилось в принятой правительством в конце 2001 года подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ», ставшей частью федеральной целевой программы «Жилище» [6].

Читайте также:  Рассчитать компенсацию за коммунальные услуги инвалидам

Период с 2004 г. и по настоящее время обусловлен принятием Жилищного кодекса РФ, в рамках которого была упорядочена законодательная база в области жилищной собственности и определены дальнейшие приоритеты жилищной политики.

Таким образом, исходя из принимаемой нормативно-правовой базы, касающейся развития жилищно-коммунальной сферы, можно условно выделить четыре этапа формирования рынка жилищно-коммунальных услуг России (табл. 1).

Анализ основных этапов проведенной реформы в сфере ЖКХ за 19922015 годы показал достаточно медленный процесс исполнения поставленных задач в этой сфере и необходимость дальнейшей работы по повышению эффективности управления в жилищно-коммунальном комплексе.

В сфере коммунальных услуг внедрение рыночных преобразований представляется как более сложный и противоречивый процесс в силу наличия естественно-монопольных сегментов [8, с. 368].

Этапы формирования рынка жилищно-коммунальных услуг России [7]

Наименование этапов Период Характеристика

1 этап Преобразование форм собственности и системы финансирования 1990-1995 В данный период были приняты нормативно-правовые акты, заложившие основу для становления рынка жилищно-коммунальных услуг, существовавшая система управления и финансирования ЖКХ претерпела кардинальные изменения. Существенно изменились формы собственности на все объекты жилищно-коммунальной сферы Российской Федерации. Приватизация муниципального и государственного жилья значительно увеличила долю частного жилья.

2 этап Зарождение конкурентных отношений 1996-2000 В данный период закладываются основы для формирования конкурентных отношений на рынке жилищно-коммунальных услуг, совершенствуется механизм оплаты жилищно-коммунальных услуг, введены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.

3 этап Формирование инфраструктуры 2001-2010 В результате смены политического режима формируется рыночная инфраструктура, создаются условия для привлечения частного бизнеса на рынок, происходит становление института собственников жилья

4 этап Комплексная модернизация с привлечением долгосрочных инве -стиций 2010-2020 Реализация комплексного подхода к модернизации коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, создание инструментов стратегического управления развитием коммунальной инфраструктуры, формирование практики долгосрочного банковского проектного финансирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства и привлечение долгосрочных инвестиционных ресурсов частного сектора

Учитывая, что традиционное государственное регулирование в сфере естественных монополий решает достаточно ограниченную задачу (недопущение получения производителями услуги сверхприбыли за счет потребителя) путем прямого регулирования цен, целесообразно развитие специально стимулируемой конкуренции между частными компаниями (конкуренции «за» рынки).

К числу потенциальных выгод функционирования частного бизнеса в коммунальной сфере можно отнести следующие:

— наличие емкого, устойчивого, предсказуемого рынка сбыта услуг;

— недооценка активов предприятий коммунальной сферы по сравнению с аналогичными активами западных компаний;

— большой потенциал экономии текущих затрат за счет эффективного менеджмента, внедрения ресурсосберегающих технологий.

Развитие частного предпринимательства в жилищной сфере и решение ее инвестиционных проблем в нормативно-правовых актах по реформе ЖКХ и ряде научных исследований по этой проблематике связывается с возникновением частной управляющей компании. Действительно, реализация идеи функционирования частных компаний в жилищной сфере связана с рядом преимуществ для бизнеса:

— наличием долгосрочного характера договорных отношений с собственником, определяющим мотивацию частного управляющего;

— отсутствием жесткого контроля со стороны собственника жилищного фонда;

— постоянством и немногочисленностью критериев эффективности деятельности управляющей компании;

— наличием возможности сохранения экономии на затратах у управляющей компании (гарантии сохранения уровня тарифов в этом случае).

В то же время существование ряда специфических проблем в жилищной сфере может нейтрализовать предпринимаемые попытки развития конкурентных начал в сфере текущей эксплуатации жилищного фонда, так как его критический износ и необходимость капитального ремонта, сводит на нет попытки эффективной текущей эксплуатации [9, с. 79].

Наиболее значимыми препятствиями при реализации способа управления многоквартирных домов (МКД) являются:

— неудовлетворительное техническое состояние МКД в связи с длительным невыполнением необходимых ремонтов;

— изношенность дорогостоящего оборудования, установленного в МКД;

— отсутствие у специалистов, работающих в сфере управления жилищным фондом, необходимой подготовки по вопросам управления МКД, а также недостаточная информационно-методическая работа с населением;

— недостаточный уровень самоорганизации собственников жилых помещений для совместного решения важных вопросов по управлению МКД, техническому содержанию и текущему ремонту общего имущества дома;

— отсутствие прозрачных и взаимно понятных отношений между собственниками жилых помещений и УК (договор управления МКД в большинстве случаев заключается формально).

Проводимая в России реформа жилищно-коммунального хозяйства была направлена, в том числе, на реструктуризацию системы управления этой отрасли. Можно сделать вывод, что определенные результаты за прошедший период были достигнуты, но стратегические задачи, к сожалению, не решены. Сегодня в жилищно-коммунальном хозяйстве имеется комплекс проблем, который вызывает много дискуссий, как у населения, так и у органов государственной и муниципальной власти. Отечественный рынок жилищно-коммунальных услуг находится на стадии формирования, в рамках которой происходит его становление и создаются предпосылки для его дальнейшего более эффективного развития.

1. Кара-Мурза С.Г., Глазьев С.Ю., Батчиков С.А. Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001 гг. — М.: Эксмо, Алгоритм, 2003. — 368 с.

2. Федеральный закон от 28 августа 1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Указ Президента РФ от 29 марта 1996 года № 432 «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов».

4. Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 года № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации».

5. Постановление Правительства РФ от 20 декабря 1997 года № 1613 «О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы».

6. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 года № 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

7. Проваленова Н.В. Становление российского рынка жилищно-коммунальных услуг и этапы его формирования // Вестник НГИЭИ. — 2015. -№ 11 (54). — С. 85-91.

8. Болдырева И.А. Изменение соотношения государственных и рыночных регуляторов в финансовом механизме сферы жилищно-коммунальных услуг // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 3. — С. 396-399.

9. Болдырева И.А. Финансовый механизм сферы жилищно-коммунальных услуг: теория, методология, практика. — Ростов н/Д: РАС ЮРГУЭС, 2008. — 168 с.

Источник: cyberleninka.ru

Рейтинг
Загрузка ...