КоАП РФ Статья 7.23.3. Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ) Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции….
Владельцы квартир могут оштрафовать УК и получить деньги
Если выяснится, что суммы в квитанциях незаконно завышены, управляющая компания заплатит 50% от превышения. Эти деньги пойдут не государству, а конкретному собственнику.
За что можно оштрафовать УК?
В статье 156 ЖК появились новые пункты. Теперь с управляющей компании можно требовать штраф, если она незаконно и необоснованно завышает платежи. Например, УК считает плату за освещение подъездов по нормативам, хотя есть общедомовые счетчики. Или начисляет плату за общую горячую воду, хотя у уборщицы из крана течет только холодная. Или включает в квитанции охрану двора, хотя жильцы такую услугу не утверждали.
Если обнаружится завышение, можно потребовать пересчета, а сверху еще 50% себе. Для этого даже не нужно идти в суд.
А если управляющая компания не виновата?
Если не виновата, то и штрафа не будет. Эти 50% в пользу собственников положены только в случае вины УК . Если ошибка по вине владельца квартиры или управляющая компания сама все нашла и исправила, наказать ее нельзя.
Например, собственник неправильно указывал данные со счетчика или не передал информацию о праве на льготу. Плата хоть и завышена, но УК не виновата. Она пересчитает начисления, но штраф платить не будет.
Если какой-то жилец не ставил счетчики и платил по нормативам больше, а потом решил пересчитать, это тоже не завышение и не повод для штрафа.
Как узнать, что УК завышает платежи?
Для этого нужно разобраться в своей квитанции — понять, откуда берутся суммы в каждой строке. Это может быть не так просто, но оно того стоит. Даже если ошибки не будет, поймете, как и за что платите.
Поставщики коммунальных услуг не берут цифры с потолка: тарифы на газ и воду утверждают власти. Кое-что о коммунальных услугах объясняем мы. Почитайте эту подборку. Возможно, именно эти статьи помогут найти ошибку в квитанциях. Или вы поймете, что ошибки на самом деле нет:
Если что-то непонятно, сходите в управляющую компанию или к поставщику услуг. Но даже их ответы не спешите принимать за верные. Если уж решили разобраться, перепроверяйте сами. Нормативные акты и тарифы есть в открытом доступе.
Как добиться штрафа, если УК завышает платежи?
Напишите заявление в управляющую компанию. Ссылайтесь на п. 11 ст. 156 и п. 6 ст. 157 ЖК . Ждите ответа. За месяц УК обязана разобраться с вашей претензией и прислать официальный ответ на бумаге. Либо она признает ошибку и заплатит штраф, либо объяснит, что все правильно, и откажется платить.
На оплату штрафа у управляющей компании или поставщика коммунальных услуг есть два месяца. Этот срок считают с даты подачи заявления.
Необязательно брать компенсацию деньгами. УК может уменьшить на сумму штрафа ваши платежи — то есть провести взаимозачет. Это не тот пересчет, который она обязана произвести из-за ошибки. Это именно дополнительная сумма, 50% от превышения, на которую уменьшат ваш очередной платеж по квитанции.
Если ошибка есть, а УК не платит штраф, не молчите и жалуйтесь. Для начала в жилищную инспекцию, а дальше вам подскажут. Но обычно этого хватает.
Следите, чтобы следующие квитанции приходили с правильными начислениями.
Расскажите соседям, что есть такая возможность. Один раз выставите управляющей компании штрафы за каждую квартиру — больше не захочет обманывать.
Попробовал, Мосэнергосбыт и Мосжилинспекция сказали, что никакого штрафа не будет в мою пользу, потому что я к ним обратился, но не оплатил неверно выставленные мне квитанции на 6 тысяч рублей вместо 200.
Получается, в законе нет штрафа если «устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем».
Прошу дополнить статью!!
A, Здравствуйте, а Вы можете объяснить суть этого и (или)? Если я отправила обращение о выплате штрафа за неправильную квитанцию, но ещё не оплатила её, штраф не положен? Что означает и (или)? Я думала, это три варианта. Обращение и оплата, или отдельно обращение, или отдельно оплата, если я не права, и там два варианта, скажите пожалуйста, какие. Я уже весь инет обыскала, не смогла понять значенте этого союза со скобками.
АОСП, выяснил толкование в интернете. Потому что ситуаций полно, хотел разобраться.
Вот итог:
– до осуществления оплаты потребителем (то есть до внесения платы в необоснованно увеличенном размере). При этом момент обращения не принимается во внимание. То есть потребитель, придя к исполнителю с сомнениями в достоверности сведений в еще не оплаченной квитанции, не может претендовать на получение штрафа. Кстати, если исполнитель примет обращение потребителя о проведении проверки правильности исчисления размера платы, а потребитель поторопится оплатить первоначально выставленный счет до итогов проверки (перерасчета), в действиях последнего можно усмотреть злоупотребление правом, поэтому во взыскании штрафа с исполнителя ему может быть отказано;
обязанность уплатить штраф может возникнуть только в ситуации, когда потребитель обратился к исполнителю с соответствующим требованием уже после оплаты квитанции, а исполнитель на момент обращения не осуществил перерасчет самостоятельно.
потребитель может претендовать на получение штрафа, только если он обратился к исполнителю с соответствующим письменным заявлением и к этому моменту уплатил необоснованно завышенную сумму
Другая считает, что управляющая компания обязана осуществлять уход и бремя содержания общего имущества качественно и своевременно, в объеме, оговоренном в договоре с собственниками. По мнению третьей, непонятно, чем руководствовался суд первой кассационной инстанции, когда выносил судебный акт по данному делу, поскольку возможность наложения штрафа прямо предусмотрена законом. … В связи с этим трое собственников квартир в этом доме обратились в суд с иском к управляющей компании .
Штрафы жилищной инспекции управляющим компаниям
КоАП РФ Статья 7.23.3. Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 7.23.3 КоАП РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
2. Невыполнение указанными в части 1 настоящей статьи лицами обязанностей, предусмотренных правилами осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в период прекращения действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или ее аннулирования, если указанные лица обязаны надлежащим образом осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей — от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Теперь с управляющей компании можно требовать штраф , если она незаконно и необоснованно завышает платежи. Например, УК считает плату за освещение подъездов по нормативам, хотя есть общедомовые счетчики. Или начисляет плату за общую горячую воду, хотя у уборщицы из крана течет только холодная. Или включает в квитанции охрану двора, хотя жильцы такую услугу не утверждали. … Если ошибка есть, а УК не платит штраф , не молчите и жалуйтесь. Для начала в жилищную инспекцию , а дальше вам подскажут. Но обычно этого хватает. Следите, чтобы следующие квитанции приходили с правильными начислениями. Расскажите соседям, что есть такая возможность.
Об административной ответственности управляющей организации. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019)
ВОПРОС. Как следует разграничивать составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.23.3 и частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при привлечении к административной ответственности управляющей организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, в случае невыполнения обязанности по рассмотрению или нарушения порядка рассмотрения заявлений, обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме?
ОТВЕТ. В соответствии с частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицензионные требования к лицензиату предусмотрены статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Помимо требований, перечисленных пунктами 1 — 6.1 части 1 названной выше статьи Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные лицензионные требования (пункт 7).
Так, перечень лицензионных требований предусмотрен пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110).
Жилищный кодекс Российский Федерации и Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 в соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривают для собственников жилых помещений возможность направлять различные обращения и заявления к управляющей организации.
Такие обращения и заявления могут быть связаны как с выполнением управляющей организацией лицензионных требований, так и с соблюдением последней иных требований по управлению многоквартирными домами. Кроме того, для таких обращений установлены различные порядок и сроки рассмотрения.
Например, согласно части 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация в течение пяти дней с момента получения обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязана предоставить собственнику реестр собственников помещений в многоквартирном доме.
Учитывая, что требование, содержащееся в названной норме, отнесено к лицензионным требованиям (подпункт «б» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами), его нарушение управляющей организацией может образовывать объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования, изложенные в разделе VII Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и в пункте 34 раздела VIII названных Правил, предусматривающие предоставление управляющей организацией ответов на обращения в рамках осуществления взаимодействия такой организации с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, а также порядок и сроки предоставления управляющей организацией собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме различной информации об осуществлении названной организацией деятельности, не являются лицензионными.
В случае нарушения указанных требований управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, квалификация действий (бездействия) управляющей организации, выразившихся в невыполнении обязанности или нарушении порядка рассмотрения заявлений, обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, по части 1 статьи 7.23.3 или части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях зависит от существа такого заявления (обращения), а именно от того, связано оно с выполнением управляющей организацией лицензионных требований или с соблюдением иных требований по управлению многоквартирными домами.
При этом при рассмотрении дела об административном правонарушении с учетом требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует исходить из конкретных обстоятельств каждого дела.
Уменьшение суммы штрафа управляющей организации в прользу потребителей до уровня ниже минимального. Суды редко отменяют решения жилищной инспекции , но идут навстречу в определении размера штрафа ниже минимального. Такая возможность предусмотрена законодательством. Но подобное снижение не может быть больше чем в два раза.
- https://journal.tinkoff.ru/news/shtraf-uk-2018/
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/a94bc54c3006f07a42cb4f390bbe3a8608a85b69/
- https://legalacts.ru/sud/ob-administrativnoi-otvetstvennosti-upravliaiushchei-organizatsii/