Услуги в сфере жилищно коммунального хозяйства это
Ж илищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — сложная система, основанная на имущественных отношениях.
В нее входят:
товарищества собственников жилья,
поставщики электроэнергии, тепла, горячей и холодной воды.
В идеале главная цель всех участников системы ЖКХ — сделать так, чтобы в каждой квартире всегда было тепло, светло, во дворе — чисто и уютно и, главное, чтобы собственникам жилой недвижимости не приходилось платить за это слишком дорого.
Что нужно сделать для того, чтобы эта система работала идеально для собственников жилья?
Этот вопрос мы и постараемся прояснить в материалах данного раздела. Для начала разберемся с определениями, чтобы у вас не возникло путаницы.
Собственник помещения в многоквартирном доме — это хозяин квартиры или, к примеру, салона-парикмахерской на первом этаже многоквартирного дома.
Собственник помещения имеет подтверждающий документ на принадлежащее ему помещение. На сегодняшний день стандартный документ — это свидетельство о праве собственности. Встречаются и другие виды документов, но они постепенно уходят в прошлое.
«Совершенствование и развитие сферы услуг в системе жилищно-коммунального хозяйства Беларуси»
Наниматель помещения — если же вы проживаете в муниципальной или съемной квартире, вы — наниматель этого помещения.
Управляющая организация — организация, которая на основании договора управления:
предоставляет услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме,
услуги по управлению им, а также
предоставляет коммунальные услуги лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме.
ч. 2 ст. 162 «Договор управления многоквартирным домом» Жилищного кодекса РФ
Управляющую организацию мы привыкли по старинке называть управляющей компанией (УК), ЖЭКом, ДУКом, ЖРП и т. д.
Управляющая организация — это компания, которая:
обеспечивает исправность инженерных систем и конструкций дома (крыш, подъездов, лифтов, электропроводки),
осуществляет предоставление качественных коммунальных услуг — словом, занимается всем, что нужно для нормальной жизни дома.
Работает управляющая организация по договору управления. Примерная форма договора управления утверждена приказом Минстроя РФ № 411 от 31 июля 2014 г.
Ресурсоснабжающая организация (РСО) — это поставщик коммунальных ресурсов. Такие организации превращают многоквартирный дом из бетонной коробки в жилое помещение, подключая его к электричеству, газу, воде, отоплению. В разных регионах эти организации могут называться по-разному.
п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354
Содержанием общего имущества ТСЖ может заниматься:
самостоятельно, имея в штате необходимых специалистов (сантехника, электрика, инженера),
а может нанимать для этой цели управляющую или обслуживающую организацию.
Стать членами ТСЖ могут только собственники жилья.
ч. 1 ст. 135 «Товарищество собственников жилья» Жилищного кодекса РФ
Исполнитель коммунальных услуг — компания или индивидуальный предприниматель, которая непосредственно поставляет коммунальные услуги в квартиры или иные помещения дома.
До стен жилого дома — это делают ресурсоснабжающие организации (РСО).
От границ дома до каждого потребителя — коммунальные услуги поставляет или управляющая компания, что встречается чаще, или те же ресурсоснабжающие организации (в случаях, оговоренных жилищным законодательством).
п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354
Немалую роль в работе жилищно-коммунального хозяйства играют и местные власти, и само государство. Подробно их функции и обязанности прописаны в следующих статьях Жилищного кодекса РФ:
статье 12 «Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений»,
статье 13 «Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений» и
статье 14 «Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений».
Источник: kolesovgb.ru
Что такое ЖКХ, как расшифровывается, что входит и какие функции выполняет?
ЖКХ (жилищно коммунальное хозяйство) – государственное или частное образование, исполняющее функции контроля благоустройства и обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов. Согласно закону, определение полномочий организации не ограничивается только многоквартирными домами или городскими зданиями. В ведении ЖКХ находятся все объекты жилищного фонда, придомовые территории, а также общественные территории населенных пунктов.
Общие сведения
Услуги ЖКХ направлены на обеспечение комфортной жизнедеятельности граждан в сфере получения коммунальных услуг, развития транспортной структуры, безопасного использования жилых и нежилых объектов, а также в рамках обеспечения других потребностей человека. ЖКХ – это социальное учреждение, которое призвано облегчать повседневную жизнь граждан, но также предприятие исполняет экономические функции, направленные на предоставление платных сервисов и контроль за их работой.
В 2018 году в полномочия хозяйства входят обязанности обеспечения людей:
- светом;
- водой;
- газом;
- центральным отоплением;
- канализацией и вентиляцией.
Успешность исполнения поставленных задач (даже платных) не всегда зависит от хозяйственного отдела. Несмотря на работу инженеров, своевременное обслуживание коммуникаций и капремонт, наблюдается нарушение эксплуатационных характеристик сантехники, проводки и отопительных приспособлений. Это требует дополнительных денежных вливаний, которых у местных властей не всегда достаточно.
На практике нужно отличать жилищно-коммунальное хозяйство от управляющей компании. УК – обслуживающий многоквартирные дома орган, который исполняет свои функции на основании коммерческого договора.
Жилищно-коммунальное хозяйство города Москвы
ЖКХ РФ делятся по территориальному принципу и в каждом регионе есть свои актуальные сложности, требующие экстренного решения. Местная администрация столицы также вынуждена решать проблемы, связанные с домоуправлением. Так, учитывая населенность города Москвы и количество построек, требующих постоянного внимания, особо остро стоит вопрос финансового обеспечения.
Правительство города отмечает следующие особенности деятельности столичных органов ЖКХ:
- активная эксплуатация коммуникаций;
- нерегулярное техобслуживание инженерных комплексов, что связано с отсутствием достаточного количества специалистов;
- невозможность проведения своевременного капитального ремонта, что связано с отсутствием финансового обеспечения;
- помощь гражданам оказывается преимущественно при возникновении экстренных ситуаций;
- производимой оплаты по тарифам недостаточно для обеспечения эффективной работы хозяйственной службы.
В каждом городском районе действует свое локальное управление, диспетчер которого уполномочен принимать письменные и устные заявления граждан с последующим направлением профильных специалистов для устранения выявленных проблем.
Финансовые проблемы ЖКХ
Сфера ЖКХ финансируется бюджетными средствами, а потому в 2018г проблема недостатка денежных средств ощущается особенно остро. Возникновение трудностей связано со следующими причинами:
- неуплата стоимости использованных сервисов (как показывает практика, в каждой сфере обслуживания ЖКХ есть задолженности);
- смена стандартов оплаты услуг (снижение стоимости за счет субсидии, нормативные показатели потребления);
- утрата большой доли дотаций, которые ранее выделялись Министерству строительства;
- отсутствие счетчиков, поэтому фактическое потребление в разы превышает нормативы использования и, соответственно, оплату.
Обслуживание сантехники, электрики и других коммуникаций осуществляется мастерами ЖКУ, которых недостаточно для своевременной проверки состояния систем. Может быть использована практика привлечения специалистов извне, но у бюджетов муниципалитетов не хватает денег для финансирования внешних мастеров.
Преобразование сектора
Развитие этой отрасли происходит с учетом текущих проблем и попытками их устранить. Основания задача, которая ложится на плечи областных образований, организация новой системы работы с максимальной денежной экономией и сохранением качества обслуживания.
С этой целью структура ЖКХ будет реорганизована по следующим направлениям и принципам:
- расширение системы ЖКХ путем формирования многоуровневой вертикальной структуры контроля;
- предоставление права на исполнение функций на коммерческой основе (это стало основанием возникновения конкуренции, а также улучшением деятельности отдельных локальных подразделений);
- выдача Указа о становлении различных тарифов на оплату услуг по территории РФ (зафиксированы нормативы потребления, а также характеристики жилых объектов, которые исключают право на субсидии и социальные дотации);
- постепенный перевод на принципы самоуправления, когда финансовая ответственность будет относиться только к конкретному ЖКХ (организация должна сама себя окупать без получения дополнительных ассигнаций из бюджета);
- индивидуальное субсидирование исходя из финансовых возможностей потребителей.
Такая информация про реорганизацию ЖКХ дает надежду, что это повлечет улучшение финансирования (самообеспечения) и положительно скажется на обслуживании коммунальных систем.
Соцзащита населения
Постановлениями Правительства ежегодно принимаются новые документы в сфере организации деятельности жилищно-коммунальных хозяйств. Главное внимание уделяется социальной защите населения, что проявляется в предоставлении льгот и дотаций при оплате коммунальных сервисов. Так, основные действия направлены на проведение следующих мероприятий:
- гарантия субсидирования, рассчитанная на принципах индивидуальности (на практике это расшифровывается путем отображения основных требований к объектам недвижимости, а также финансовому состоянию жильцов);
- предотвращение некачественного исполнения вверенных обязанностей по обслуживанию коммунальных систем;
- несанкционированное отключение услуг;
- увеличение тарифов.
Если со стороны конкретного органа были допущены существенные нарушения при исполнении обязанностей, то у жильцов есть право направить жалобу на действия должностного лица. К процедуре можно привлечь юриста, который поможет защитить свои интересы.
Тарификация
Получение собственниками квартир коммунальных услуг требует обязательной взаимной оплаты. Но на сегодняшний день проблема взыскания выплат с граждан связана с необоснованными размерами тарифов. Так, учет потребленных ресурсов происходит на основании принятых нормативов, которые могут значительно отличаться от фактически использованных сервисов. Кроме того, граждане, которые платят фиксированные суммы без учета использованных сервисов, считают своей обязанностью потратить больше, нежели было оплачено.
Это ведет к тому, что коммерческие организации, являющиеся провайдерами услуг, несут дополнительные траты, не обоснованные потребностями граждан. Так, согласно последним изменениям законодательства, с целью снижения тарификации принято решение принудительного монтирования счетчиков на воду, газ и свет. Это единый вариант сохранения низкой стоимости коммунальных услуг при сохранении качества работы.
Задачи тарифного регулирования
Поверка цен на коммунальные сервисы происходит с учетом ведомственной инструкции. Так, за основу принимается средний расчет материальных затрат коммерческих предприятий, предоставляющих сервисы. Также считаются средние нормы потребления услуг. Эти цифры условные, а потому на практике провайдеры получают совсем малую толику дохода. А если ломается техническое оборудование (например, трубопровод), провайдеру придется самостоятельно устранять неполадки, что влечет дополнительные траты.
Приказом Министерства строительства разработаны следующие рекомендации по стабилизации платежей и их приведению к адекватному уровню, а именно:
- снижение затрат на организацию работы с сохранением качества исполняемой деятельности;
- использование внешних инвестиций;
- развитие конкуренции;
- подготовка финансовой основы для работы;
- повышение самостоятельности организаций.
Дополнительно поощряется формирование ТСЖ, а также привлечение к управлению домами УК, которые гарантируют отсутствие просрочек по платежам и формирование задолженности.
Планирование
Расшифровка действующих тарифов связана с несколькими аспектами. Первый – это средние нормы потребления сервисов, а второй – ориентировочные затраты, которые понесет провайдер коммунальных сервисов. Третий – платежеспособность граждан, но это условный показатель, поскольку учитывает среднюю зарплату населения, а она может сильно отличаться в зависимости от региона и занимаемой должности.
Процесс планирования включает анализ текущих показателей, пересмотр цифр за бывшие периоды, а также прогнозирование будущих затрат. Полученный результат является нормой за использование одной единицы конкретного вида услуг.
Дополнительные задачи
Кроме предоставления коммунальных сервисов, ЖКХ исполняют функции по благоустройству территорий возле домов, проведению текущего ремонта, а также организации капремонта. Для улучшения взаимодействия между жильцами и муниципальными организациями, формируются специальные представительские органы. Это могут быть товарищества жильцов или коммерческие управляющие компании.
Как показывает практика, ежегодно затраты граждан на покрытие стоимости воды, газа, света и других ресурсов продолжают расти. На текущий день люди компенсируют больше 60% стоимости ресурсов, тогда как в начале столетия эта цифра варьировалась в пределах 4%. Правительство надеется, что до 2040 года ЖКХ будет полностью финансироваться населением.
Источник: domipravo.ru
Экономическая характеристика жилищно – коммунального хозяйства как отрасли экономики РФ. Современные проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ
На протяжении нескольких последних десятилетий, с учетом специфики формирования экономических отношений, в нашей стране ключевой проблемой, волнующей не только общество, но и Правительство, является проблема жилищно коммунального хозяйства.
1. Что такое ЖКХ и каков состав жилищно — коммунального комплекса РФ?
Под жилищно-коммунальным комплексом понимается сектор экономики, связанный с профессиональным управлением и обслуживанием объектов жилой недвижимости (как правило, многоквартирных домов) и обеспечением комфортных условий нахождения в этих объектах путем предоставления коммунальных услуг.
Жилищно-коммунальный комплекс содержательно включает в себя два сектора экономики – жилищный и коммунальный. При этом в жилищном секторе в рамках принятой терминологии рассматриваются не все вопросы жизненного цикла жилых зданий (планирование – строительство – эксплуатация – ликвидация), а только связанные с эксплуатацией, а значит, – и с предоставлением коммунальных услуг. Вопросы же коммунального сектора рассматриваются традиционно шире, чем только в увязке с жилищным сектором, поскольку лишь около половины производимых коммунальным сектором ресурсов поставляются в жилищный сектор. Кроме жилищного сектора выделяют также бюджетных и коммерческих потребителей.
Предприятия жилищно – коммунального хозяйства – это «учреждения и организации вне зависимости от организационно — правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно — коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей».
Состав жилищно – коммунального хозяйства в нашей стране можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).
Рисунок 1 — Состав жилищно – коммунального хозяйства
Приватизация жилого фонда и передача его в собственность физических лиц, происходящая уже двадцать семь лет, стала основным фактором формирования и создания управляющих компаний, различных форм собственности и видов. Как представляется логичным, основной целью приватизации и возможности перехода государственной собственности в частные руки, являлась необходимость перенаправления финансового бремени содержания и управления жилыми помещениями на плечи населения. Особенностью проводившейся в начале 90-х годов прошлого века приватизации, стал сначала переход жилых помещений из государственной собственности в муниципальную собственность, а затем в собственность физических и юридических лиц. Выделение именно этого способа перехода жилого фонда в частную собственность, имеет свои особенности, т.к. по сути, на протяжении последних двадцати лет, многоквартирное жилье из приватизированного фонда, представляло собой конгломераты, т.е. когда приватизированное жилье принадлежит частным лицам, а нежилые помещения муниципалитетам.
2. Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ
Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:
— целью деятельности муниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Цель деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получение прибыли;
— продукция предприятий ЖКХ, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги тепло-снабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления;
— переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами
Правовую основу, регламентирующую вопросы управления многоквартирным домом управляющей компанией, устанавливает п.2.ст.161 ЖК РФ. Помимо рассматриваемого в рамках институционального аспекта данной формы управления, жилищное законодательство выделяет так же возможность управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья (далее – ТСЖ) и непосредственно собственниками помещения (где количество квартир в доме не более 30).
Кроме того, на федеральном и региональном уровне, имеются и постоянно реформируются различные нормы законодательства в сфере оказания услуг ЖКХ, основополагающие из которых так же служат правовой основой функционирования управляющих компаний.
Принятые поправки в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепили необходимость с 1 июля 2015 года, получения лицензии на осуществление деятельности всеми управляющими компаний, в том числе и товариществами собственников жилья, созданными жильцами нескольких домов.
3. Проблемы ЖКХ в России
В ЖКК накопился целый ряд технологических, организационных и финансовых проблем, не позволяющих в сжатые сроки реализовать план по созданию эффективного и качественного снабжения населения и других потребителей коммунальными услугами (ресурсами).
В технологической сфере основной проблемой является высокий и продолжающий нарастать уровень физического и морального износа коммунальной инфраструктуры. Нормативный срок отслужили около 60% основных фондов. По данным технической инвентаризации, в Российской Федерации физический износ основных фондов котельных составил 55%, тепловых сетей – 63%. Требуют срочной замены около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации. В целом ряде муниципальных образований износ коммунальной инфраструктуры достиг критического уровня.
Причиной такого высокого уровня износа фондов является хроническое недофинансирование отрасли. Если в первые годы после перехода от плановой экономики к рыночной недофинансирование было вызвано низкой долей оплаты жилищно-коммунальных услуг населением и нехваткой бюджетных средств, то в последние годы недостаточный уровень капитальных вложений является следствием ограничения роста тарифов, опережающего роста расходов организаций коммунального комплекса на энергоресурсы и низкой привлекательности отрасли для частных инвесторов.
При этом, по данным Росстата, парадоксальным образом аварийность в сфере теплоснабжения с 2000 по 2017 год сократилась в 18 раз, аварийность в сфере водоснабжения за последние пять лет сократилась в 2 раза.
На протяжении последних лет наблюдается общее снижение уровня государственных субсидий на оплату услуг ЖКХ. Незащищенным слоям населения государство предоставляет определенные субсидии на оплату услуг ЖКХ. Но с каждым годом доля таких субсидий снижается (рис. 2).
Рисунок 2 — Доля домохозяйств, получающих жилищные субсидии [30]
При этом, фактически уровень платежеспособности населения не растет. Таким образом, получается, что государство лишает субсидий именно не защищенные слои населения.
4. Проблемы предприятий ЖКХ
Более тщательно необходимо рассмотреть проблемы, прямо или косвенно касающиеся именно предприятий ЖКХ.
5. Реформы ЖКХ в России
В настоящее время, как уже и на протяжении двух последних десятилетий, наше государство проводит политику реформ системы ЖКХ, структурированно данные реформы представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 — Основные направления реформ ЖКХ (составлено автором)
Осуществление реформ в системе ЖКХ требует от государства существенных затрат, поэтому, в текущих условиях экономического кризиса, государство все больше и больше пытается переложить финансирование рассматриваемой отрасли на население (собственников) помещений, что логически и предполагает рыночная система отношений.
Правительство РФ утверждает средние индексы изменения размера платы за коммунальные услуги отдельно по каждому субъекту РФ, а также для каждого субъекта РФ устанавливается предельно допустимое отклонение от среднего индекса, которое может быть применено в отдельных муниципальных образованиях этого субъекта РФ.
Современное жилищно-коммунальное хозяйство России представлено достаточно сложной системой общественных отношений между производителями и потребителями услуг, посредством которых должны обеспечиваться комфортные и безопасные условия жизни и работы населения страны. Имеющие место низкое качество, недостаточный объем и высокая стоимость этих услуг приводят к конфликтам, перерастающим в судебные споры.
Отсутствие эффективного контроля предприятий ЖКХ создает благоприятную среду для злоупотреблений, наиболее распространенной формой которых являются предусмотренные законом преступления, связанные с мошенничеством, воровством, а также использованием должностного положения в корыстных целях. К основным видам преступлений, распространенных в указанной сфере деятельности, относятся:
— противоправные деяния, направленные на завышение тарифов на коммунальные услуги, совершаемые лицами, занимающими руководящие должности в организациях, осуществляющих управление и снабжение необходимыми ресурсами многоквартирных домов;
— присваивание денег, которые были направлены государством на повышение эффективности функционирования объектов ЖКХ;
— расхищение денег, принадлежащих управляющим компаниям, осуществляемое путем перевода средств на счета подставных фирм;
Политика в сфере ЖКХ сегодня в первую очередь нацелена на формирование благоприятной среды для обеспечения надлежащего содержания жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры: посредством борьбы с недобросовестными управляющими организациями и ужесточения контроля за исполнителями услуг, как со стороны собственников, так и со стороны контролирующих органов.
Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство остаётся одной из наиболее острых проблем и требует всестороннего диалога между обществом, государством и бизнесом. Проводимые в настоящее время преобразования в ЖКХ создают необходимые условия для повышения качества услуг. В отрасли по-прежнему сохраняется ряд проблем: высокий уровень износа инфраструктуры, серьёзные потери ресурсов, низкое качество услуг. Отрасли ЖКХ требуются инновации, основой которых является достижение главной цели — обеспечение благоприятных условий проживания жителей.
Источник: abium24.ru