Может ли УО взимать с жителей дополнительную плату за замену ОДПУ
Согласно № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах должен быть установлен общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Читайте о том, из каких средств оплачиваются работы по установке ОДПУ и может ли УО взимать с собственников дополнительные взносы на замену общедомового счётчика.
ОДПУ устанавливается за счёт средств капремонта или дополнительных взносов собственников
В соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах при наличии технической возможности должен быть установлен и введён в эксплуатацию общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Информацию об этом до собственников должна довести управляющая домом организация.
Согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, установить общедомовый прибор учёта, в том числе тепловой энергии, можно в рамках капитального ремонта общего имущества собственников. Если собственники не зависят от сроков региональной программы, накапливая средства на спецсчёте, то они могут провести ОСС и утвердить на нём установку ОДПУ в рамках капремонта.
Установка счетчиков на тепло в любой квартире! ППРФ №1708
У собственников, чьи взносы поступают в адрес регоператора по капремонту, такая возможность появится только тогда, когда придёт их очередь проведения капитальных работ. В ином случае на ОСС они должны решить, из каких средств будет финансироваться покупка и установка ОДПУ тепла.
Если собственники на ОСС не примут решения об установке счётчика и финансировании работ, то РСО имеет право поставить ОДПУ самостоятельно до 1 января 2021 года, а затем взыскать с собственников помещений в доме стоимость прибора и монтажа.
Замена вышедшего из строя ОДПУ является работой по содержанию и текущему ремонту общего имущества
После установки ОДПУ включается в состав общего имущества многоквартирного дома и за его рабочее состояние отвечает управляющая домом организация или ТСЖ (ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 ПП РФ № 491, п. 18 ПП РФ № 290).
Если общедомовый счётчик тепла выйдет из строя, то восстановить его работоспособность и технические характеристики необходимо не позднее, чем через два месяца после фиксации факта поломки (ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ).
Работы УО по содержанию ОДПУ в надлежащем состоянии включают в себя не только ремонт счётчика, если он вышел из строя, но и его замену, если восстановить работоспособность прибора с помощью частичного ремонта невозможно. В таком случае составляется акт о выходе ОДПУ из строя.
Самовольное введение УО дополнительного взноса на замену ОДПУ считается нарушением
В случае выхода из строя ОДПУ перед управляющей организацией встаёт вопрос об источнике финансирования его замены, ведь стоимость таких работ может достигать сотен тысяч рублей. Некоторые управляющие организации просто меняют счётчик и добавляют в квитанции на оплату дополнительный взнос.
Индивидуальные приборы учета коммунальных услуг.
Рассмотрим пример из судебной практики, где ВС РФ высказал свою точку зрения на вопрос замены управляющей организации вышедшего из строя ОДПУ. Истцом по делу № А75-4110/2018 выступала одна и та же управляющая организация из Ханты-Мансийска.
УО, составив акт о выходе из строя общедомового прибора учёта теплоэнергии, заменила его на новый и дополнительно к стоимости обслуживания общего имущества включила в счета стоимость этих работ.
Собственники не согласились с такой ситуацией и пожаловались в орган ГЖН, который провёл внеплановую проверку. В результате УО получила предписание устранить нарушения. Орган ГЖН обязал организацию исключить дополнительные платежи из квитанций, вернуть уже полученные от жильцов деньги за замену ОДПУ и сделать перерасчёт платы за отопление, не принимая к расчётам показания нового счётчика.
Управляющая организация не согласилась с такой позицией надзорного органа и подала иск в суд с требованием признать предписание незаконным. Истец указал, что расходы, связанные с заменой общедомовых приборов учёта, должны нести собственники.
УО должна учитывать возможные траты на замену ОДПУ при утверждении перечня работ и услуг
Во всех принятых по делу документах указано, что у УО не было оснований для дополнительного взимания с собственников помещений платы за замену ОДПУ. Предписание органа ГЖН было признано законным, а иск УО – отклонён.
Иметь в виду
Управляющие организации должны помнить, что все многоквартирные дома, где есть техническая возможность, нужно оснастить общедомовым прибором учёта тепла. Вопрос его установки и источник финансирования необходимо вынести на ОСС.
Если ОДПУ устанавливается впервые, то такие работы можно включить в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Если собственники на ОСС отказались установить ОДПУ тепла, то ресурсоснабжающая организация сделает это принудительно и взыщет расходы с собственников.
Замена вышедшего из строя общедомового счётчика относится к текущему ремонту и работам по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества МКД. Управляющая организация имеет право собирать с жителей дома дополнительные взносы на замену ОДПУ только в том случае, если собственники на ОСС примут соответствующее решение.
Источник: roskvartal.ru
Порядок установки приборов учета
В целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, согласно статье 13 Федеральноого закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года (далее — Федеральный закон «Об энергосбережении»), все потребляемые энергоресурсы (вода, тепло, эл.энергия, газ) подлежат обязательному учёту с применением приборов учета, установленных за счет собственников объектов.
Виды приборов учета многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов.
В многоквартирном доме установке подлежат следующие приборы учета: индивидуальные и общедомовые (коллективные):
Общедомовые (коллективные) приборы — это приборы, которые учитывают потребление коммунальных ресурсов всего многоквартирного дома, то есть потребление коммунальных ресурсов всеми собственниками и пользователями помещений (жилых или нежилых), плюс потребление на общедомовые нужды (ОДН): «средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом» (п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
Индивидуальные приборы учета — это приборы, которые учитывают личное потребление коммунальных ресурсов собственником помещения (жилого или нежилого): «средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении» (п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
В индивидуальном жилом доме установке подлежат индивидуальные приборы учета.
Плательщик и порядок оплаты работ по установке приборов учета (индивидуальных и общедомовых).
Согласно требованиям Федерального закона «Об энергосбережении» (статья 13, часть 5) обязанность по обеспечению оснащения своих домов, помещений (жилых или нежилых) в МКД приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников объектов.
Таким образом, все расходы по установке как индивидуальных, так и общедомовых приборов учета несет собственник помещения (жилого или нежилого). При этом за установку индивидуальных приборов учета собственник оплачивает полную сумму от стоимости прибора учета плюс стоимости работ на его установку согласно счету, выставленному выбранной таким собственником монтажной организацией, а при установке общедомового прибора учета — только часть суммы от общей стоимости приборов плюс стоимости работ на его установку, пропорционально доле такого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Доля собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество в этом многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении» ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора на установку приборов учета. Цена договора с ресурсоснабжающий организацией определяется соглашением сторон, а оплата собственником помещения — гражданином — осуществляется равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если такой потребитель выразил намерение оплатить цену единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При предоставлении рассрочки цена договора увеличивается на сумму процентов за рассрочку, но не более чем в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении»: граждане-собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане-собственники помещений в многоквартирных домах, не установившие в установленный срок приборы учёта, если это потребовало от ресурсоснабжающих организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов («принудительная установка»), оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы еди-новременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предостав¬ления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Ввод в эксплуатацию и опломбирование установленных приборов учета выполняются бесплатно.
Льготы на установку приборов учета для отдельных категорий граждан.
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении»: «Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы. В случае установки этих приборов учета за счет бюджетных средств лица, для расчетов с которыми предназначены эти приборы учета, освобождаются от исполнения данной обязанности в соответствующей части».
Для получения льгот необходимо обратиться в органы соцзащиты.
Порядок установки приборов учета.
Общий порядок установки индивидуальных приборов учета в жилых помещениях:
5. Сдача установленного прибора учета для коммерческого учета в ресурсоснабжающую организа¬цию и/или управляющую компанию.
Общий порядок установки общедомовых приборов учета в МКД:
2. Получение технических условий на проектирование узла учета (в ресурсоснабжающей организации и/или управляющей компании).
3. Разработка проектно-сметной документации на узел учета (специализированной проектной организацией).
Организации, осуществляющие установку приборов учета.
Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении»: «Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий»:
• Коммерческие монтажные организации, имеющие разрешительный документ на производство данного вида работ (в противном случае оборудование может быть снято с гарантии завода-изготовителя и / или может быть не допущено в эксплуатацию из-за нарушений в монтаже).
Стоимость приборов учета.
Сегодня на рынке города Липецка и Липецкой области работают десятки организаций, осуществляющих установку общедомовых и индивидуальных приборов учета. Ассортимент и стоимость приборов учета и оборудования разнообразны.
Стоимость общедомовых приборов учета зависит от принимаемой проектной организацией принципиальной схемы узла учета и может значительно изменяться в зависимости от количества входящих в узел учета средств измерений.
Ориентировочно стоимость выполняемых АО «ЛГЭК» работ по установке индивидуальных приборов учета воды (холодной/горячей), включая стоимость самих приборов учета, составляет:
Разбег цен зависит от комплектности монтируемого узла учета: с установкой/без установки фильтра, крана шарового.
Основные требования, предъявляемые к принимаемым к коммерческому учету приборам учета.
1. Приборы учета должны иметь сертификат утвержденного типа Госстандарта России и должны быть зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений.
2. Приборы учета должны быть опломбированы органами метрологической службы и иметь действующую отметку (печать) о государственной поверке.
3. Приборы учета, у которых истек срок действия поверки, не допускаются к эксплуатации в качестве расчетных. Приборы учета, у которых истек срок действия сертификации, а также исключенные из реестра средств измерений, но выпущенные в период действия сертификата, могут применяться при наличии действующего клейма государственной поверки.
4. Проектирование, монтаж и эксплуатация приборов учета производится в соответствии с требованиями нормативно-технических документов Госстандарта России, Госстроя России, инструкциями изготовителей средств измерений с учетом специфики устанавливаемых приборов учета.
Ответственность за несоблюдение требований по установке приборов учета в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах.
Согласно части 5 и 6 статьи 13 Федерального закона об «Энергосбережении» обязанность установки приборов учета закреплена за собственником помещения.
Существует судебная практика (в т.ч. и по городу Липецку), обязывающая собственников выполнить такую установку за свой счет и компенсировать судебные издержки, с которой можно ознакомиться здесь — Судебные и нормативные акты РФ. Дело № 2-2517/2014 от 23.07.2014 Октябрьского районного суда г. Липецка.
Кроме того частью 12 статьи 13 Федерального закона об «Энергосбережении» предусмотрена возможность «принудительной» установки приборов учета с отнесением всех связанных с этим затрат на собственника.
При этом, «В случае отказа от оплаты расходов на установку приборов учета в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания».
При наличии технической возможности установки индивидуальных приборов учета размер платы увеличивается на величину повышающего коэффициента, равного 1,5.
Заказать услугу и уточнить стоимость работ Вы можете
(бесплатный) —>
8 (4742) 23-60-51
8 (4742) 23-67-67 Аварийно-диспетчерская служба (круглосуточно)
8 (4742) 23-67-28 Для работы с населением (с 8-00 до 17-00)
Юридический адрес: Россия, 398001, г. Липецк, пл. Петра Великого, 4-а
Телефон: (4742) 23-62-04
Пн-чт: с 8-00 до 17-00
Пт: с 8-00 до 16-00
Источник: lgek.ru
Установка приборов учета это коммунальная услуга
Оставьте свою заявку по вопросам, связанными с защитой прав потребителей и наши специалисты вам помогут!
Общие разъяснения:
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, при наличии в жилом помещении приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям соответствующих приборов учета.
Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (для коммунальных квартир).
Обязанность оснащения жилого помещения ИПУ, в том числе при выходе ИПУ из строя, а также контроль их сохранности и работоспособности возложены на собственника жилья. Исключения составляют случаи, когда отсутствует техническая возможность установки ИПУ.
Требования к ИПУ:
Собственник помещения вправе самостоятельно приобрести прибор учета, который должен соответствовать требованиям законодательства.
1. Прибор учета должен быть зарегистрирован в государственном реестре средств измерений, иметь знак утверждения типа и индивидуальный номер, соответствующий номеру, указанному в его паспорте.
Ведение Государственного реестра средств измерений возложено на ФГУП «Всероссийский научно — исследовательский институт метрологической службы». Такой Реестр расположен на сайте: http://www.vniims.ru. На территории Российской Федерации допускаются к использованию индивидуальные приборы учёта только утвержденного типа. Утверждение типа ИПУ удостоверяется свидетельством, выдаваемым Росстандартом.
2. В сопроводительных документах на ИПУ (например, в паспорте ИПУ) должны быть указаны:
- информация о соответствии прибора учета утвержденному типу,
- сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале,
- требования к условиям эксплуатации прибора учета.
Государственный метрологический контроль и надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений осуществляет Росстандарт. Информацию о приборах учета можно найти на сайте: http://www.gost.ru.
Порядок установки ИПУ:
Установка приборов учета по заявлению потребителя осуществляется ресурсоснабжающей организацией, управляющей компанией, сторонней организацией, привлеченной потребителем либо самим потребителем. При этом установку приборов учета газа и электрической энергии должны производить только специализированные организации.
Установка прибора учета должна осуществляться в соответствии со схемой монтажа и другими требованиями, указанными в технической документации изготовителя этого прибора учета.
При выявлении отсутствия ИПУ, собственники в течение 2-х месяцев с момента такого выявления должны будут устранить нарушения или, в случае невыполнения требования, установка ИПУ будет осуществлена в принудительном порядке с отнесением понесенных расходов на собственника. Потребителям, не установившим ИПУ, расчет платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению, электроснабжению производится по нормативу с применением повышающего коэффициента 1,5.
Алгоритм действий потребителя по установке приборов учета:
В случае если для установки (замены) ИПУ собственник обратился в организацию, то с ним должны заключить письменный договор, содержащий следующие существенные условия: предмет; цену; порядок расчетов; срок установки (замены) прибора учета; место установки (замены) прибора учета, соответствующего требованиям, предъявляемым изготовителем прибора учета к условиям, необходимым для его работы; порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; гарантийные обязательства исполнителя.
Важно помнить, что ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Этапы заключения договора:
1. Направление исполнителю письменной заявки, которая должна содержать:
1) сведения о предмете договора;
2) Ф.И.О. заказчика и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место жительства, почтовый адрес, а также при наличии телефон, факс, адрес электронной почты;
3) адрес объекта, подлежащего оснащению ИПУ, с указанием предполагаемого места установки;
4) требования заказчика к ИПУ, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.
К заявке прилагаются:
- копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению ИПУ;
- документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку, если заявка подписана не собственником.
При отсутствии в заявке необходимых сведений, а также при отсутствии документов, которые должны быть приложены к заявке, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки и прилагаемых к ней документов уведомляет об этом заказчика.
2. Осмотр объекта для установления технической возможности установки ИПУ.
Цель осмотра: проверка наличия технической возможности установки, замены ИПУ для определения возможности ИПУ соответствующего вида, при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению.
Осмотр объекта проводится исполнителем в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки.
О планируемой дате осмотра исполнитель информирует заказчика.
Заказчик обязан предоставить исполнителю доступ к объекту (прибору учета) для их осмотра.
В случае невозможности предоставления исполнителю в определенный им срок доступа к объекту (прибору учета) заказчик должен предложить исполнителю иной срок для осмотра.
Результат осмотра. По результатам осмотра технической возможности установки ИПУ составляется акт.
3. Подписание договора и установка прибора учета. При наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (услуги), исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также — технические условия установки (замены) прибора учета. Заказчик, получивший от исполнителя проект договора, подписывает его и в срок не более 15 рабочих дней со дня получения проекта договора направляет один подписанный им экземпляр договора исполнителю. Прибор учета устанавливается в сроки, установленные договором.
При отсутствии технической возможности выполнить работы (оказать услуги), указанные в заявке, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику мотивированный отказ в заключении договора.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки указаны в Приказе Минрегиона России от 29.12.2011 N 627.
Прибор учета собственник вправе приобрести самостоятельно или поручить это организации, с которой заключен договор. При этом не стоит забывать, что к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа. В сопроводительных документах к прибору учета должна быть указана следующая информация:
- о соответствии прибора учета утвержденному типу;
- о дате первичной поверки прибора учета;
- об установленном для прибора учета межповерочном интервале;
- требования к условиям эксплуатации прибора учета.
Ввод ИПУ в эксплуатацию:
Ввод в эксплуатацию прибора учета — документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.
Плата за ввод прибора учета в эксплуатацию не взимается!
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. Ввод установленного прибора учета осуществляется исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК или иным потребительским кооперативом).
1) Подача заявки на ввод прибора учета в эксплуатацию в 2-х экземплярах.
В заявке нужно указать:
- сведения о потребителе (фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность (например, паспорта, контактный телефон);
- предполагаемые дату и время (удобные для потребителя) ввода ИПУ в эксплуатацию;
- тип и заводской номер установленного ИПУ, место его установки;
- сведения об организации, которая производила монтаж прибора учета;
- показания прибора учета на момент его установки;
- дата следующей поверки.
2) Согласование сроков ввода в эксплуатацию приборов учета.
Ввод ИПУ в эксплуатацию должен быть осуществлен в сроки, указанные потребителем.
Если исполнитель не сможет выполнить заявку в этот срок, то в течение 3-х рабочих дней он должен предложить потребителю иную дату и время, но не позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя.
Если в указанные сроки работы по вводу прибора учета в эксплуатацию не будут выполнены, или исполнитель предложит установить прибор в срок, превышающий 15 рабочих дней, то прибор учета будет считаться введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, и с этой даты его показания должны учитываться при определении объема потребления коммунальных услуг.
3) Оформление результатов ввода ИПУ в эксплуатацию.
Исполнитель обязан проверить:
- соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
- соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
- наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
- работоспособность прибора учета.
В акте ввода прибора учета в эксплуатацию указывается:
- дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
- фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, которые принимали в этом участие;
- тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
- решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
- если решение о вводе в эксплуатацию принято, то в акт вписывают показания прибора на момент завершения процедуры его проверки и указывают места на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
- дата следующей поверки.
4) Изменение порядка расчета платы за коммунальные услуги.
Исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Ответственность исполнителя за нарушение прав потребителя:
1. Претензионный порядок. Потребитель вправе обратиться с претензией к исполнителю услуг в случае:
- отказа в установке ИПУ или введении ИПУ в эксплуатацию,
- взимания оплаты за ввод ИПУ в эксплуатацию,
- нарушения порядка расчета оплаты коммунальных услуг после ввода ИПУ в эксплуатацию.
3. Административная ответственность.
Нарушение исполнителем коммунальных услуг порядка расчета размера платы за водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение (по нормативу, без учета показателей ИПУ), при условии соблюдения потребителем требований законодательства к порядку установки (замены) и ввода в эксплуатацию ИПУ, влечет административную ответственность по ч. 1, 2 ст.
14.6 или ст. 14.7 КоАП РФ (в отношении ресурсоснабжающих организаций), ст. 7.23 КоАП РФ, ст. 14.1.3 КоАП РФ (в отношении управляющей компании, ТСЖ).
Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения также влечет за собой административную ответственность по ч.12 ст. 9.16 КоАП РФ.
В целях привлечения исполнителя услуг к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных указанными статьями, потребителю рекомендуется обратиться с жалобой в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области по адресу: 620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101.
Источник: xn--66-1lc2c.xn--p1ai
Замена счетчиков воды: когда и как менять
Использование в квартире приборов учета холодной и горячей воды выгодно собственнику и помогает экономить на коммунальных услугах. Если водосчетчики не установлены, за воду приходится платить по нормативам, которые обычно значительно превышают реальный расход.
Срок между поверками счетчиков для холодного водоснабжения (ХВС) составляет шесть лет, а для горячего водоснабжения (ГВС) — четыре года. По истечении этого срока необходимо проводить поверку, а после завершения среднего срока эксплуатации — замену.
Типы счетчиков воды
- тахометрические;
- вихревые;
- электромагнитные;
- ультразвуковые.
Срок замены счетчиков воды
Срок службы счетчиков устанавливается их производителями. Обычно он указывается в техническом паспорте и в среднем составляет 12 лет. Это означает, что по окончании указанного периода прибор должен быть заменен. Потребитель коммунальных услуг обязан в течение 30 дней обеспечить его замену, сообщить управляющей компании или в ресурсоснабжающую организацию текущие показания счетчика и принять меры по ремонту или замене, объясняет юрист юридической компании «Генезис» Кристина Первухина. На основании полученного уведомления поставщик ресурсов или управляющая компания выдаст предписание на демонтаж, добавляет эксперт.
Необходимо учитывать требования по установке приборов учета. Они указаны не только в документации на водосчетчик, но и в нормативных актах, говорит исполнительный директор Pоссийской ассоциации водоснабжения и водоответвления (PABВ), член Общественного совета при Минстрое России Елена Довлатова.
Когда нужна замена счетчиков
Заменить счетчики необходимо в трех случаях:
- непрохождение очередной поверки;
- неисправности прибора, которые нельзя устранить;
- истечение срока службы.
Причиной выхода из строя водосчетчиков могут быть как неправильная установка или заводской брак, так и нарушения правил эксплуатации.
Партнер адвокатского бюро «Сфера защиты» Андрей Лямзин добавляет, что существуют два видимых показателя неисправности счетчиков воды, которые может установить даже неспециалист. Это — невращающаяся стрелка во время пользования водопроводом и некорректные показатели. Например, человек использует водопровод очень часто, льет много воды, а в конце месяца выясняется, что израсходовал он менее одного кубометра. Это повод задуматься и проверить приборы. Если не получается сделать самостоятельно, надо пригласить специалиста, добавляет эксперт.
Произвести установку приборов учета может любая специализированная организация, в том числе ТСН, ТСЖ, а также частный мастер или сам собственник жилья (Фото: shutterstock.com)
Как заменить счетчики воды
Алгоритм действий при замене счетчиков через аккредитованную компанию выглядит следующим образом.
1. Купить счетчик
В 2022 году стоимость счетчика воды составляет в среднем от 2 тыс. до 3 тыс. руб.
2. Известить управляющую компанию о выходе прибора учета из строя
Уведомить УК о неисправности счетчика воды можно по-разному, в том числе по телефону, на адрес электронной почты и так далее. Далее старый счетчик демонтируют после визита представителя ресурсоснабжающей организации или управляющей компании на основании выданного предписания, в котором отражается информация о последних показаниях, номере прибора и состоянии пломбы, говорит Кристина Первухина.
3. Подписать акт ввода прибора учета в эксплуатацию после контрольного опломбирования
Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется исполнителем коммунальных услуг в двух экземплярах, один из которых остается у потребителя.
В документе указываются:
- дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
- Ф. И. О., должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
- тип и заводской номер счетчика, а также место его установки;
- решение о вводе или об отказе от ввода в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
- в случае ввода прибора учета в эксплуатацию — показания на момент завершения процедуры и указание мест установки контрольных одноразовых номерных пломб;
- дата следующей поверки.
Акт является основанием для возобновления расчетов за коммунальные услуги, исходя из показаний водосчетчика начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода устройства в эксплуатацию, говорит Андрей Лямзин. К заявке необходимо приложить копию паспорта на устройство. Прибор должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца со дня, следующего за днем его установки, добавляет Кристина Первухина.
5. Отнести документы в компанию, занимающуюся обслуживание дома, либо передать бумаги в МФЦ
После того как документы зарегистрируют, можно передавать показания водосчетчиков. На регистрацию бумаг обычно уходит не более трех рабочих дней.
Заменить счетчики необходимо в трех случаях: непрохождение очередной поверки, неисправности прибора, которые нельзя устранить, и истечение срока службы (Фото: shutterstock.com)
Как заменить счетчик через управляющую компанию:
- купить новый счетчик;
- сообщить в управляющую компанию о необходимости замены счетчика. Представитель УК зафиксирует показания предыдущего счетчика, после чего установит новый;
- опломбировать счетчик;
- подписать акт, в соответствии с которым счетчик вводится в эксплуатацию;
- обратиться в Единый расчетный центр для регистрации счетчиков воды со следующим пакетом документов: паспорта на приборы, акты ввода в эксплуатацию, акт приема-сдачи работ, договор на установку.
Документы при замене счетчика воды:
- паспорт прибора;
- договор с лицензированной компанией на приобретение и монтаж водомера (нужен лишь в том случае, если счетчик на воду приобретается самостоятельно);
- акт ввода прибора в эксплуатацию;
- акт приема работ по установке прибора учета воды и его настройке;
- договор, в котором прописываются условия технического обслуживания счетчика на воду.
Кто меняет счетчики на воду
Произвести установку приборов учета может любая специализированная организация, в том числе ТСН, ТСЖ, а также частный мастер или сам собственник жилья. Но опломбировку прибора и поверку должна осуществлять только компания, аккредитованная в системе государственного стандарта для хранения данных о средствах измерений, говорит Кристина Первухина.
Сколько стоит замена счетчика воды
Средняя цена одного счетчика воды в среднем составляет 2–3 тыс. руб. Работы по его установке обойдутся в 0,8–1,2 тыс. руб.
Елена Довлатова, исполнительный директор Pоссийской ассоциации водоснабжения и водоответвления, член Общественного совета при Минстрое России:
— На рынке сейчас масса предложений по установке или замене приборов учета воды. Стоимость зависит от региона, качества прибора и добросовестности организации, предлагающей услуги. Навязывание данной услуги по какой-то конкретной цене для конкретного дома недопустимо, запрещено законодательством. Надо внимательно относиться к выбору организации, помнить о том, что очень дешево не бывает качественно, но и не переплачивать, руководствоваться здравым смыслом. Более того, регионы могут принять программы по субсидированию установки приборов учета (например, для социально незащищенных категорий граждан).
Период службы счетчиков устанавливается их производителями. Обычно срок эксплуатации указывается в техническом паспорте и в среднем составляет 12 лет (Фото: Алексей Белкин/ТАСС)
Поверка или замена счетчиков воды
Поверка счетчиков воды — это измерения, проводимые на предмет соответствия работы счетчиков установленным метрологическим нормативам. Во время поверки определяется, правильно ли работают приборы по параметрам учета, нет ли повреждений корпуса и вскрытия пломбы.
Проверку счетчиков может делать только аккредитованная на выполнение таких действий организация. К ним относятся исполнители коммунальных услуг — УО, РСО, ТСЖ, говорит Андрей Лямзин. По словам эксперта, межповерочный интервал и общий срок службы прибора учета указаны в техническом паспорте изделия. Прямого указания о том, заменять счетчик или проводить поверку, в законе нет, жильцы сами выбирают, какой способ им подходит больше.
Федеральный закон устанавливает обязанность производить проверку счетчиков, а все расходы и ответственность за контроль этих сроков лежат на плечах владельцев помещения. Замена счетчика осуществляется только в двух случаях — истек срок годности прибора или он сломался. А пока прибор работает, то и менять его ни к чему.
Можно ли заменить счетчик воды самостоятельно
Для замены счетчика воды своими силами надо сделать следующее:
- уведомить управляющую компанию о предстоящей замене счетчика и обговорить время прибытия к вам специалиста для снятия пломб, составления акта о замене счетчика и временного перекрытия воды;
- самостоятельно провести работы по замене счетчика — это можете сделать как сам собственник, так и нанятый специалист;
- вновь вызвать представителя управляющей компании для опломбирования счетчика и составления всех необходимых документов для постановки счетчика на учет.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»
Источник: realty.rbc.ru