В компетенции жилищной инспекции

Полномочия жилищной инспекции и ее должностных лиц при осуществлении жилищного надзора определены в статье 20 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ). В данной

Содержание

Госжилинспекция займется жилищным контролем в регионах

Бездействие жилищной инспекции Вы вправе обратиться в вышестоящую инстанцию, чтобы проверить действия инмпекторов Все обращения в жилищную инспекцию регистрируются — ответ предоставляют через 30 дней Действенный вариант — обращение граждан в жилищную инспекцию

Что такое жилищная инспекция

Государственная жилищная инспекция в РФ – орган, контролирующий работу управленческих объединений ЖКХ. Она является субъектом исполнительной власти, который держит под наблюдением весь фонд жилья. Жилинспекции созданы в масштабах области или региона и представляют часть единой системы ГЖИ РФ.

Необходимость создания таких структур возникла в связи с разнообразием форм управления многоквартирных жилых домов. Все УК, ТСЖ и другие объединения должны согласовывать действия по управлению МКД с жилищной инспекцией, расположенной на территории их региона. ГЖИ наделены рядом полномочий, которые позволяют следить за выполнением требований законов, касающихся коммунально-бытовой сферы.

Госжилинспекция займется жилищным контролем в регионах

Жилинспекции контролируют работу управленческих объединений ЖКХ.

Как законодательно регулируются полномочия государственной жилищной инспекции

Действия инспектирующих организаций регулируются законодательными документами:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Положением о государственном жилищном надзоре №493 от 11.06.2013г.;
  • Жилищным кодексом Российской Федерации;
  • Кодексом об административных правонарушениях.

В них установлена процедура надзора и контроля управляющих компаний, определены права, обязанности органа и схема взаимодействия с территориальными органами самоуправления.

Права и полномочия

Государственная жилищная инспекция наделена большими полномочиями. Она вправе:

  • инспектировать работу управленческих компаний;
  • выявлять и пресекать отступления от нормативных актов предприятиями, которые оказывают коммунальные и жилищные услуги (юридические лица, органы территориального управления, предприниматели, физические лица);
  • контролировать формирование нормативных величин поставляемых бытовых услуг;
  • следить за работой фондов капитального ремонта МКД;
  • проводить проверки жилого сектора.

Также к полномочиям жилищной инспекции отнесен лицензионный надзор управляющих организаций ЖКХ.

Представители инспектирующего органа имеют все основания обратиться с письмами в управленческие конторы, а также к частным предпринимателям и физическим лицам, которые обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

Жилищные инспектора вправе проводить осмотр домов и прилежащей территории. С разрешения правообладателей могут войти в их квартиры для проведения процедуры контроля (исследования, экспертизы, расследования).

Также они обязаны проверять, как выполнены работы по содержанию и ремонтированию общих помещений.

Госжилинспекция займется жилищным контролем в регионах

Жилищные инспектора имеют законные полномочия проводить осмотр МКД и прилежащей территории.

Права и обязанности ГЖИ определены в статье 20 ЖК РФ, а также в Положении о государственном жилищном надзоре.

Какие функции выполняет ГЖИ

Первоочередными функциями жилищной инспекции являются:

  • контроль технического состояния жилья, вынесение постановлений о пригодности его к эксплуатации;
  • принятие решений о сроках проведения капитального ремонта жилых зданий и приемка работ после его окончания;
  • рассмотрение фактов нарушений норм законодательства по содержанию и эксплуатации жилья;
  • наложение штрафа или привлечение к ответственности по статье КоАП РФ должностных лиц организации или граждан в случаях нарушения правил эксплуатации помещений МКД;
  • отслеживание обоснованности нормативов предоставляемых коммунальных услуг;
  • проверка подготовки коммуникаций жилфонда к сезону.

Еще жилищные инспекции занимаются проверкой незаконных перепланировок и переустройств помещений и квартир, ущемляющих права других собственников. Здесь следует пояснить, что инспекторы несут уголовную, материальную и дисциплинарную ответственность за необоснованные действия, нарушающие права граждан.

Какие проблемы позволяет решить ГЖИ

Надзор деятельности управляющей компании (за исключением финансов) находится в компетенции жилинспекции.

Если не убирается прилежащая территория, несвоевременно вывозятся бытовые отходы, не работают лифты, отсутствует освещение в местах общего пользования, а также не убираются подъезды или перекрыты запасные пожарные выходы, то эти вопросы тоже могут рассматриваться жилищной комиссией. Туда же можно пожаловаться на невыполнение председателями или управляющими своих обязанностей. Инспекция также контролирует создание управленческих предприятий и их работу.

Госжилинспекция займется жилищным контролем в регионах

ГЖИ выявляет и пресекает нарушения в сфере коммунального хозяйства.

Жилищные инспекции могут направлять в суд исковые заявления об отмене решений общих собраний правообладателей жилья, о прекращении деятельности УК, об аннулировании договоров найма и по многим другим вопросам, которые могут возникать при несоблюдении норм законодательства в сфере жилья. Это мера применяется при неисполнении должностными и физическими лицами выданных прежде предписаний о ликвидации выявленных нарушений.

Вопросы, которые рассматривает жилинспекция, могут касаться:

  • нарушения правил и норм предоставления коммунальных услуг;
  • необоснованно завышенных тарифов;
  • несоблюдения законодательства при создании управляющего органа;
  • невыполнение пунктов договора по оказанию различного вида жилищных услуг;
  • некачественно проведенного текущего или капитального ремонта жилья:
  • плохого содержания общего имущества в многоквартирном доме;
  • неэффективного ухода за прилежащим участком территории.

Жилищная инспекция следит за соблюдением правил оказания коммунальных услуг населению и защищает их интересы. В случаях бездействия управляющей организации в решении каких-либо вопросов, обращение собственников в инспекцию позволяет быстро устранить проблему.

Однако инспектирующие органы не имеют права вмешиваться в финансовые дела предприятий. Этими вопросами занимаются органы прокуратуры.

Как бороться с управляющей компанией через жилищную инспекцию

Содержание и управление многоквартирным домом (МКД) – дело непростое. Собственники часто недовольны работой управляющих компаний. Если руководство предприятиями заинтересовано в повышении эффективности хозяйствования, то вопросы граждан без внимания не остаются. Но как быть, если проблемы не решаются, и должностные лица УК равнодушны к ним?

Одним из действенных вариантов сдвинуть дело с мертвой точки является обращение граждан в жилищную инспекцию. Лучше всего направлять жалобу, изложенную в письменном виде, с указанием даты и подписью, так как анонимные письма инспектирующий орган рассматривать не будет.

После получения жалобы представитель проведет внеплановую инспекцию и установит, имело ли место нарушение.

В зависимости от проблемы, он вправе выдать нормативный акт об устранении нарушения, указав срок, в течение которого оно должно быть произведено, или оформить протокол об административном правонарушении ответственных лиц с последующим назначением наказания.

Граждане могут написать жалобу в ГЖИ при нарушении их прав.

Все обращения в жилищную инспекцию регистрируются, и в течение 30 календарных дней заявителю дается письменный ответ.

Граждане могут воспользоваться телефоном горячей линии, который указан на официальном сайте инспекции, если возникла проблема, требующая срочного вмешательства представителя инспекции.

Как бороться с бездействием жилищной инспекции

Деятельность областных жилищных комиссий контролируется региональными органами. Высшим звеном является Главная жилищная инспекция РФ.

Если обращение граждан в областную инспектирующую организацию не помогло в решении вопроса, то они вправе обратиться в вышестоящую инстанцию, которая имеет право без согласования с органами прокуратуры и предварительного уведомления провести внеочередную проверку действий местных инспекторов. Чтобы разбирательство не затянулось на неопределенное время, гражданину может понадобиться консультация юриста для грамотного изложения сути вопроса и подготовки документов, касающихся проблемы.

Создание инспектирующих жилищных органов в России позволяет гражданам чувствовать себя более защищенными в вопросах ЖКХ. Они позволяют людям бороться с обманом и некачественным предоставлением услуг в коммунальной сфере.

Чем занимается жилищная инспекция

Госжилинспекция займется жилищным контролем в регионах

Задача жилищно-коммунального хозяйства – обеспечить комфортные и безопасные условия проживания граждан. Для государственного контроля над выполнением данной задачи, в 1994 году организована специальная структура с функцией инспектирования объектов жилой сферы. Практика показывает, что далеко не все жители многоквартирных домов (МКД) знают о существовании жилищной инспекции. В статье можно узнать: чем занимается данная организация, что входит в компетенцию инспекторов и как получить помощь, если нарушаются жилищные права.

Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) – определение и правовой статус

ГЖИ является государственным органом, занимающимся надзором в сфере ЖКХ и следящая за управлением жилыми домами.

Выполняя задачи контроля, она имеет разрешительные функции в области эксплуатации объектов недвижимости.

По сути, жилинспекция является посреднической организацией между собственниками жилых квартир, управляющими компаниями (УК) и муниципальными/государственными структурами власти.

Необходимость формирования ГЖИ была вызвана появлением у жильцов не только собственных квартир, но и общедомовых территорий, нуждающихся в постоянном ремонте и уходе. Организация наделена государством полномочиями по обеспечению безопасности граждан при эксплуатации МКД.

Структура Госжилинспекции в России

В системе присутствует федеральное управление, но осуществление контроля производится в рамках определенного территориального субъекта. Это означает, что в каждом регионе Российской Федерации существует своя ГЖИ. Управлением на местах занимаются городские и муниципальные отделения организации.

Отдельные подразделения ГЖИ контролируют правильность начисления платы за коммунальные услуги, курируют лицензионную деятельность жилищно-коммунальных хозяйств и управляющих организаций, отслеживают технические неполадки. Специалистами инспекции выносятся заключения о безопасности проживания в МКД, присваивается статус аварийного или ветхого жилья.

Нормативная база, на основании которой действует ГЖИ

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 493 о ГЖИ, инспекция в своей деятельности руководствуется законодательно установленными правилами, нормативами и актами:

  • Конституцией России, гарантирующей гражданам право безопасности их собственности;
  • Гражданским кодексом РФ;
  • Жилищным кодексом РФ, устанавливающим правила использования квартиры в жилых домах, а также правила управления многоквартирными жилыми строениями;
  • Кодексом об административных правонарушениях.

Проверка заявлений и обращений граждан проводится на основании ФЗ № 294, регулирующим права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при проведении государственного и муниципального надзора.

Помимо этого, административный регламент работы жилищной инспекции регулируется ведомственными постановлениями и актами регионального уровня.

Цели и задачи ГЖИ

Для реализации основной цели по учету и контролю над сохранностью и безопасностью жилого фонда, органы ГЖИ уполномочены:

  • принимать от населения жалобы и обращения в части нарушений закона, рассматривать их и назначать меры по устранению противоправных действий;
  • рассматривать спорные вопросы в области коммунальных услуг, опираясь на закон о защите прав потребителей услуг;
  • контролировать УК, с целью выявления халатного отношения к своим обязательствам;

ГЖИ поставлена задача следить за уровнем качества проживания в МКД, и не допускать ухудшающих изменений в условиях эксплуатации жилых зданий.

Основные функции

Помимо УК, инспекция контролирует деятельность юридических лиц, участвующих в процессах организации проживания граждан: жилищно-эксплуатационных управлений, товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительных кооперативов. В ее основные обязанности входит проверка:

  • порядка эксплуатации жилых строений и прилегающих территорий;
  • состояния жилых зданий, включение их в программы капитального ремонта;
  • своевременного проведения работ по ремонту и надлежащего обслуживания систем жизнеобеспечения дома;
  • количества потребления коммунальных услуг, а также законность установленных норм;
  • проведения сезонных работ, касающихся коммунального оборудования;
  • состояния жилых квартир, проведения в них ремонта коммунальных систем.

Жилинспекция оказывает консультативную помощь и взаимодействует с управляющей организацией, получающей лицензию.

Госжилинспекция займется жилищным контролем в регионах

Какие вопросы входят в компетенцию ГЖИ

В компетенцию ГЖИ входит следующее:

  • признание жилого здания, многоквартирного дома, непригодным для проживания;
  • прием и регистрация заявлений жильцов;
  • получение платежей за коммунальные услуги, распоряжение ими;
  • вопросы переустройства жилых помещений;
  • обращение в судебные инстанции при выявлении нарушений строительства либо использования жилых помещений.

Инспекции поручено официально заверять протоколы общего собрания жильцов ТСЖ, с решениями о разрешении пристроек и переустройства помещений в жилом доме.

Специальные подразделения ГЖИ проводит экзаменационные тестирования руководителей и ответственных лиц предприятий ЖКХ, на предмет знаний о порядке ведения жилищно-коммунального хозяйства. По результатам экзаменов выдается аттестат, позволяющий занимать соответствующие должности в данной области.

Какие жалобы в Госжилинспекции не рассматривают

В полномочиях жилищной инспекции есть ограничения. К примеру, финансовая сторона ТСЖ, этой структурой не инспектируется. Вопросами нецелевого распределения средств занимаются органы правопорядка (прокуратура). То же относится к финансам УК. ГЖИ имеет право контролировать производственную деятельность, разрешить или отказать в выдаче лицензии.

Полномочия и права инспектора ГЖИ

В сферу обязанностей инспектора ГЖИ входит следующее:

  • лично принимать граждан;
  • собирать информацию от жильцов и организаций о пользовании жилым домом, качестве коммунальных услуг и обслуживании территории здания;
  • фиксировать нарушения законодательства;
  • составлять административные протоколы для привлечения виновных к ответственности;
  • рассматривать обращения граждан;
  • собирать жильцов дома для проведения разъяснительных лекций;
  • проводить мероприятия по борьбе с хищениями;
  • инициировать рассмотрение спорных вопросов в судебных инстанциях;
  • содействовать заключению договоров с поставщиками услуг, необходимых для поддержания здания в надлежащем порядке.

Для исполнения обязанностей законом закреплено право инспектора на беспрепятственный доступ в помещения МКД, в том числе в квартиры.

Действия жилищной инспекции при получении жалобы от жильцов

Основанием для жалоб может быть элементарное несоответствие качества услуг:

  • придомовая территория убирается плохо;
  • лифты нерегулярно работают;
  • в подъезде не производится влажная уборка.

Жильцы могут пожаловаться в жилищную инспекцию на ресурсоснабжающую организацию.

Обращения подаются в письменном виде. На их рассмотрение отводится 30 суток с момента регистрации заявления. Если проблема не входит в компетенцию ГЖИ, то обращение должно быть перенаправлено в соответствующие структуры в течение 7 рабочих дней со дня регистрации. При этом обратившийся гражданин должен быть уведомлен об этом.

В том случае, если возникает необходимость в дополнительных запросах, сроки рассмотрения заявления могут превысить 30 суток. Это возможно, только если нет угрозы безопасности.

Жалоба в жилищную инспекцию подается по образцу, установленному законодательно. Контакты Госжилинспекции можно найти в интернете. К заявлению прилагаются документы, удостоверяющее право проживания по данному адресу, копии обращений в управляющую компанию и ответы на них.

После получения жалобы ГЖИ проводит проверку работы УК, и если факты нарушений подтвердятся, то руководителю управляющей компании будет выписан штраф и постановление об устранении недочетов. На это ему будет отведен определенный срок, и если в заданное время проблема не будет устранена, то последуют очередные штрафы, постановления и даже судебные разбирательства.

При проверке инспектор будет проверять работу УК полностью, а не только факты, указанные в обращении. В связи с этим возможно, что будут обнаружены и другие проблемы.

Куда обращаться, если проверка ГЖИ не принесла результата

При отсутствии результатов вследствие жалобы, следует урегулировать вопрос в досудебном порядке. Необходимо составить жалобу на действие или бездействие ГЖИ и подать ее в высшую исполнительную структуру – областное управление или Главному государственному инспектору.

Читайте также:  Кому подчиняется жилищная инспекция нижегородской области

При отсутствии реакции на жалобу, гражданин может подать исковое заявление в суд или обратиться в прокуратуру. Последняя проверит действия отделения ГЖИ, и выдаст предписание. Нередко, в случаях бездействия инспекционного органа, к его руководителю применяются дисциплинарные и административные взыскания.

Заявление необходимо подать не позднее трех месяцев с момента выявления нарушения гражданских прав. Надо учитывать, что в этот период входит и досудебное решение вопроса.

Как показывает практика, жаловаться на ГЖИ лучше коллективно, имея хорошую юридическую поддержку.

Итак, полномочия Госжилинспекции в сфере оказания коммунальных услуг довольно впечатляющие. И если УК недобросовестно относится к своим обязанностям, то есть куда обратиться и получить реальную помощь и защиту своих прав.

Жилищный инспектор спешит с проверкой и наказывает виновных

Жизнь совре­мен­но­го город­ско­го чело­ве­ка неиз­беж­но свя­за­на с ком­му­ни­ка­ци­я­ми во всех сфе­рах: от необ­хо­ди­мо­сти быть частью город­ско­го соци­у­ма до исправ­но рабо­та­ю­щих город­ских ком­му­ни­ка­ци­он­ных сетей.

Боль­шин­ство из нас про­жи­ва­ет в город­ских мура­вей­ни­ках, под назва­ни­ем “мно­го­квар­тир­ный дом”, в кото­ром с одной сто­ро­ны жиль­цам предо­став­ле­ны теп­лич­ные усло­вия, а с дру­гой — пол­ная зави­си­мость от исправ­ной рабо­ты мно­гих город­ских служб.

Про­стое отклю­че­ние воды, све­та на пло­щад­ке, нера­бо­та­ю­щая кана­ли­за­ция или лифт может стать не про­сто неудоб­ством, а насто­я­щей тра­ге­ди­ей для неко­то­рых жиль­цов: инва­ли­дов, тяже­ло­боль­ных, пожи­лых людей.

Как быть в этом слу­чае, и куда обра­щать­ся жите­лям мно­го­этаж­ных домов? Есть мно­го инстан­ций, куда мож­но пожаловаться:

  • управ­ля­ю­щие ком­па­нии жилищ­но-ком­му­наль­но­го хозяй­ства (УЖКХ); това­ри­ще­ства или жилищ­ные коопе­ра­ти­вы совла­дель­цев жилья (ТСЖ и ЖК);
  • орга­ны Роспо­треб­над­зо­ра, санэпи­дем­стан­ция, пожар­ная инспек­ция, участ­ко­вый и пр.

Но что­бы дол­го не гадать, куда напра­вить свою жало­бу, мож­но обра­тить­ся сра­зу в госу­дар­ствен­ную жилищ­ную инспек­цию (ГЖИ), кото­рая рас­смот­рит и пере­на­пра­вит её (при необ­хо­ди­мо­сти) в соот­вет­ству­ю­щую служ­бу или орга­ны управления.

Что такое государственная жилищная инспекция (ГЖИ)

ГЖИ — это над­зор­ный госу­дар­ствен­ный орган, пред­на­зна­чен­ный для кон­тро­ля за ниже­сто­я­щи­ми орга­ни­за­ци­я­ми и служ­ба­ми в обла­сти ком­му­наль­но­го хозяй­ства и домо­управ­ле­ния и коор­ди­на­ции их деятельности.

  • Это — иерар­хи­че­ская струк­ту­ра, на низу кото­рой рас­по­ло­же­ны мест­ные реги­о­наль­ные испол­ня­ю­щие зве­нья, а навер­ху — руко­во­дя­щие орга­ны госу­дар­ствен­но­го цен­траль­но­го над­зо­ра. Име­ет­ся в каж­дом реги­оне страны.
  • Под над­зо­ром ГЖИ нахо­дит­ся вся ком­му­наль­ная соб­ствен­ность мно­го­квар­тир­ных домов. Жиль­цы име­ют пра­во пода­вать жало­бы как в мест­ную комис­сию, так и цен­траль­ный испол­ни­тель­ный орган, в том слу­чае если при­ня­тое мест­ной госжи­л­ин­спек­ци­ей реше­ние по жало­бе их разочаровало.

Чем занимается жилищная инспекция

В круг обя­зан­но­стей ГЖИ вхо­дит надзор:

  • за осу­ществ­ле­ни­ем каче­ствен­ной постав­ки всех ком­му­наль­ных услуг жилищ­но­го фонда;
  • обес­пе­че­ни­ем нор­маль­ной дея­тель­но­сти всех ком­му­ни­ка­ций и сетей в МКД (то есть мно­го­квар­тир­но­го дома) и их состояния;
  • сани­тар­но-тех­ни­че­ским состо­я­ни­ем домов и при­ле­га­ю­щи­ми к ним тер­ри­то­ри­я­ми (дво­ра­ми, тро­туа­ра­ми, дет­ски­ми пло­щад­ка­ми, пар­ков­ка­ми и т.д);
  • свое­вре­мен­ным про­ве­де­ни­ем теку­щих и капи­таль­ных ремонт­ных работ;
  • заме­ной уста­рев­ше­го оборудования;
  • уста­нов­кой счет­чи­ков на газ, свет, теп­ло и воду;
  • поста­нов­кой в оче­редь и отсе­ле­ни­ем жиль­цов из домов, при­знан­ных аварийными;
  • уста­нов­ле­ни­ем ком­му­наль­ных тари­фов и др. видов деятельности.

Госжилинспекция займется жилищным контролем в регионах

Обя­зан­но­стью жилищ­ных комис­сий явля­ет­ся также:

  • рас­смот­ре­ние жалоб жиль­цов, недо­воль­ных рабо­той ком­му­наль­ных и город­ских тех­ни­че­ских служб, зани­ма­ю­щих­ся жиз­не­обес­пе­че­ни­ем МКД;
  • пре­тво­ре­ние в жизнь поста­нов­ле­ний и нор­ма­тив­ных актов цен­траль­ных госу­дар­ствен­ных над­зор­ных органов;
  • направ­ле­ние ста­ти­сти­ки и отчет­ных дан­ных наверх — в Ассо­ци­а­цию кон­троль­ных орга­нов жилищ­но-ком­му­наль­но­го надзора;
  • реги­стра­ция новых управ­ля­ю­щих компаний;
  • кон­троль за свое­вре­мен­ным пере­чис­ле­ни­ем средств в госу­дар­ствен­ный бюджет.

Основы правовой деятельности службы жилищного надзора

Дея­тель­ность ГЖИ регулируется:

  • Кон­сти­ту­ци­ей РФ;
  • Граж­дан­ским и Жилищ­ным кодексами;
  • Кодек­сом об адми­ни­стра­тив­ных нару­ше­ни­ях КОАП Рос­сий­ской Федерации;

Государственная жилищная инспекция (ГЖИ): что это такое и чем занимается?

Какие функции ГЖИ?

Основные задачи, которые решает инспекция государственного жилищного контроля:

  1. Предупреждает, выявляет и пресекает нарушения требований использования, сохранения жилищного фонда, содержания общего имущества в многоквартирных домах (МКД) и т.п.;
  2. Осуществляет контроль над формированием фондов, средства которого предназначены для капитального ремонта жилья в МКД;
  3. Следить за деятельностью субъектов хозяйствования, которые оказывают услуги по содержанию и ремонту общего имущества в МКД;
  4. Контролирует предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, их соответствующей стоимости;
  5. Отслеживает обоснованность установления норм потребления электричества, воды, газа и отопления;
  6. Контролирует выполнение лицензионных требований субъектами хозяйствования в сфере управления МКД, деятельность которых подлежит лицензированию.

Для справки! Полномочия ГЖИ позволяют выдавать лицензии управляющим компаниям, контролировать их деятельность, при выявлении нарушений приостанавливать их работу или лишать выданного разрешения.

Перечисленные выше функции ГЖИ не исчерпывающие. В целом, по всем вопросам, которые связаны с нарушением в сфере эффективного использования жилищного фонда, нужно обращаться, в том числе, и в ГЖИ.

Полномочия инспекции ГЖИ

Лицензирование отдельных видов деятельности – это не исчерпывающие полномочия ГЖИ. Кроме этого, инспекция государственного жилищного надзора:

  1. Проводит обследование МКД и других домов, составляющих жилищный фонд, для проверки их энергетической эффективности;
  2. Устанавливают или присваивают класс этой эффективности МКД;
  3. Проводит систематический мониторинг выполнения требований органами власти и субъектами предпринимательской деятельности, а также частными лицами;
  4. Осуществляют проверку состояния МКД в регионе ответственности;
  5. Организуют прием и учет уставных документов ТСН, ТСЖ, ЖСК;
  6. Ведет реестры специальных счетов, недобросовестных УК, выданных лицензий;
  7. Занимается информированием местных органов власти, а также соответствующих региональных операторов о тех МКД и частных домовладениях, которые не определились со способом формирования фонда, средства которого направляются на капитальный ремонт;
  8. Готовит статистику в утвержденных формах;
  9. Размещает заказы на товары и услуги на нужды ГЖИ в соответствии с установленным действующим законодательством регламентом;
  10. Проводит аттестацию экспертов, которых привлекают для контролирующих мероприятий, проводимых в рамках законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности (№ 294-ФЗ);
  11. Принимает участие при разработке законодательных инициатив в области эксплуатации жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг;
  12. Самостоятельно готовит проекты таких законодательных актов, предоставляет их региональному правительству, губернатору области.

Перечень полномочий не исчерпывающий. Все они отражаются в документе, который называется положение о ГЖИ (Вот, например, положение о ГЖИ Санкт-Петербурга). Оно отрабатывается для каждого субъекта федерации, утверждается его правительством.

Содержание положения о ГЖИ

Этот документ содержит следующее:

  1. Общие положения – кому подчиняется, чем руководствуется, в соответствии с чем создана, структура и численность, финансирование и т.п.;
  2. Основные задачи, которые возлагаются на ГЖИ;
  3. Функции инспекции, которые осуществляются в рамках выполняемых задач;
  4. Права ГЖИ, которыми она наделена для реализации функций и выполнения задач;
  5. Руководство и состав ГЖИ, их полномочия и финансирование;
  6. Порядок взаимодействия ГЖИ с другими государственными органами;
  7. Порядок реорганизации и ликвидации инспекции.

Документ регламентирует деятельность ГЖИ по самым основным вопросам, обеспечивает его правовыми инструментами. Именно его положениями руководствуются сотрудники и руководство инспекции в своей профессиональной деятельности.

При необходимости, положение может дополняться другими пунктами. Все изменения утверждаются правительством соответствующего субъекта федерации.

Как происходит взаимодействий населения с ГЖИ на практике?

Граждане, которые недовольны качеством предоставляемых УК услуг, могут направить письменную жалобу в ГЖИ. Анализ правоприменительной практики показывает следующее:

  1. Часть жалоб носит необъективный характер из-за слабого знания заявителями норм действующего законодательства. Поэтому ответы на них оставляют граждан неудовлетворенными;
  2. При выявлении нарушений со стороны УК последние штрафуются. Оплатить штраф (размеры которого достигают 200 т.р.) компания может за счет привлекаемых от жителей средств. Соответственно, на обслуживание дома остается незначительная сумма, качество услуг продолжает ухудшаться, вызывая недовольство населения;
  3. На часть жалоб идут отписки, заявителям рекомендуется обращаться в суд.

В связи с этим рекомендуется обращаться в ГЖИ с реальными и существенными проблемами. Это позволит предупредить неоправданную парализацию работы УК. Заявления подкреплять аналогичными обращениями в Роспотребнадзор (при нарушениях прав потребителей), прокуратуру. Такие обращения, адресованные сразу нескольким контролирующим органам, проверяются более тщательнее. Их эффективность выше.

Государственная жилищная инспекция.

Деятельность ГЖИ

Органы государственного жилищного надзора (далее – Госжилнадзор, ГЖН), которыми в подавляющем числе регионов России являются государственные жилищные инспекции (далее – ГЖИ), осуществляют не только жилищный надзор, но и лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль. Кроме того, именно орган Госжилнадзора вносит изменения в реестр лицензий соответствующего субъекта РФ.

Государственный жилищный надзор

Понятие «государственный жилищный надзор» определяется частью 1 статьи 20 ЖК РФ. Указанной нормой установлено, что функции органов Госжилнадзора именно надзорные.

Причем, надзор может осуществляться в отношении не только управляющих организаций (далее – УО), ТСЖ и ЖСК, но и в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц.

А перечень требований, за исполнением которых надзирают органы ГЖН, довольно обширный.

К сожалению, на практике ГЖИ субъектов РФ чаще всего контролируют соблюдение только узкого перечня требований и осуществляют надзор только в отношении УО и ТСЖ/ЖСК. И, как многие другие надзорные органы, «страдают» избирательностью своей деятельности: в отношении одних субъектов рьяно «роют землю» в поисках нарушений, в отношении других – ни при каких условиях «не усматривают нарушений».

Например, ГЖИ имеет право обратиться в суд с иском «о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме» (часть 6 статьи 20 ЖК РФ).

Однако, несмотря на то, что довольно часто в ГЖИ поступают заявления о фальсификации протоколов общих собраний, а некоторые протоколы являются очевидно недостоверными, в подавляющем числе случаев ГЖИ не спешит их оспаривать в суде, сообщая заявителям о наличии права оспаривания у самих заявителей.

При этом оспариваемый протокол ГЖИ берет в работу и на его основании вносит изменения в реестр лицензий.

Одновременно с нежеланием действовать в одних случаях, ГЖИ зачастую активно ищут нарушения в других.

Например, если речь идет о нарушениях управляющей организацией, за которые на эту организацию можно наложить штраф, органы Госжилнадзора нередко проявляют завидное рвение в поисках нарушений.

Разрешение вопроса, продиктовано ли это рвение желанием пополнить бюджет или желанием нанести финансовый ущерб проверяемому лицу, оставим на усмотрение читателей.

Насколько реально привлечь ГЖИ к ответственности за неправомерные действия или бездействие, порассуждаем в последующих публикациях, в настоящей статье сконцентрируемся на некоторых обстоятельствах, позволяющих ГЖИ злоупотреблять своими полномочиями.

Итак, государственный орган, осуществляющий надзор, может серьезно «попортить крови» поднадзорным субъектам.

Дополнительно стоит отметить, что спецификой работы ГЖИ является то, что эти органы помимо жилищного надзора занимаются еще одним видом деятельности – в соответствии со статьей 192 ЖК РФ именно эти органы являются лицензирующими, осуществляют лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – МКД) и лицензионный контроль.

В том числе, одним из полномочий органов Госжилнадзора является внесение изменений в реестр лицензий субъекта РФ.

И такие полномочия, с учетом последствий внесения/невнесения изменений в реестры лицензий, позволяют органам ГЖИ не только осуществлять жилищный надзор и лицензионный контроль, но и прямо вмешиваться в жилищные отношения между управляющими организациями (осуществляющими управление МКД на основании лицензии) и потребителями жилищно-коммунальных услуг, принимая решения, определяющие, кто и в какой период имеет право управлять тем или иным МКД.

Реестр лицензий

Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ с 1 сентября 2014 года в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) введен Раздел X «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами».

  • В числе прочего в ЖК РФ введено понятие «Реестр лицензий субъекта РФ» и установлено, что указанный реестр «должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат» (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
  • Необходимо отметить, что изначально предполагалось, что реестры лицензий служат цели информирования неопределенного круга лиц о том, какая организация управляет тем или иным домом.
  • При этом частью 4 статьи 198 ЖК РФ было установлено, что при «внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса».

В свою очередь, частью 7 статьи 162 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено: «Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания».

То есть, жилищным законодательством было определено, что обязанность по управлению МКД возникала у управляющей организации с того момента, который установлен договором управления, а в случае, если договором такой момент не установлен, то не позднее 30 дней с момента подписания такого договора (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).

Однако, право УО управлять МКД могло возникнуть с этой же даты только при условии внесения в реестр лицензий сведений об этом МКД как о доме, управляемом соответствующей УО (часть 4 статьи 198 ЖК РФ)

Разумеется, таким образом возникло некоторое ограничение. Теперь управляющие организации прежде, чем начать управление многоквартирным домом, должны были направить сведения о заключении договора управления с собственниками помещений такого дома.

Немаловажно отметить, что в соответствии с частями 2-3 статьи 198 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено:
«2.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
3. В течение трех дней со дня получения указанных в части 2 настоящей статьи сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».

То есть, если в договоре управления не указывался срок начала действия договора, то в течение 30-дневного срока, предусмотренного для начала управления МКД, управляющая организация вполне успевала направить уведомление в орган ГЖН, который также успевал внести изменения в реестр. Если же в договоре указывалась дата начала управления МКД, необходимо было определить указанную дату с учетом срока направления уведомления и срока внесения изменений в реестр. В принципе, установленные ограничения не были так уж существенны.

Что такое жилищная инспекция . Инспекция государственного жилищного надзора — это федеральный орган исполнительной власти, который контролирует жилищный фонд страны. Где находится жилищная инспекция ? В каждом субъекте РФ есть местная организация, которая осуществляет свою работу в соответствии с законом. Инспекция следит за тем, чтобы все федеральные и региональные нормативные акты были соблюдены.

Какие полномочия у жилищной инспекции

Полномочия жилищной инспекции и ее должностных лиц при осуществлении жилищного надзора определены в статье 20 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ). В данной статье указаны и меры реагирования, которые жилищная инспекция вправе применять при осуществлении своих полномочий.

В соответствии с частью 4 статьи 20 ЖК РФ предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

1) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале указанной деятельности;

Читайте также:  Жилищная инспекция по сар

1.1) постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) установления или изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) (часть 4.1 статьи 20 ЖК РФ).

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются поступившие обращения и заявления граждан или юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований:

– к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива,

– к уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива,

– к порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения,

– к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг),

– нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений.

Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки (ч. 4.2 статьи 20 ЖК РФ).

В части 5 статьи 20 ЖК РФ указано, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров;

3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:

1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;

2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;

3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;

4) в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным ЖК РФ (часть 6 статьи 20 ЖК РФ).

Полномочия жилищной инспекции и ее должностных лиц при осуществлении жилищного надзора определены в статье 20 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ). В данной статье указаны и меры реагирования, которые жилищная инспекция вправе применять при осуществлении своих полномочий . В соответствии с частью 4 статьи 20 ЖК РФ предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

Что такое ГЖИ — Государственная жилищная инспекция: чем занимается, функции и полномочия

ГЖИ (аббревиатура, используемая для государственной жилищной инспекции) – государственная организация, совершающая контроль управления многоквартирными домами, а также наделенная разрешительными функциями, связанными с эксплуатацией недвижимости.

Как показывает практика, граждане не до конца понимают, чем должна заниматься эта служба, поэтому целесообразно указать, что жилинспекция – независимый посредник между государственными/муниципальными органами власти с одной стороны и жильцами/владельцами квартир – с другой.

Общее понятие Госжилинспекции

Как уже отмечалось выше, Жилищно-коммунальная инспекция предназначена для установления взаимодействия между владельцами жилья в многоквартирных домах и муниципалитетами. Необходимость формирование отдельного контролирующего органа обусловлена тем, что в многоэтажных зданиях помимо частных квартир есть общие территории, требующие постоянного ухода и ремонта. И государство со своей стороны гарантирует каждому гражданину безопасность при эксплуатации жилых и нежилых сооружений.

Специалисты жилищной инспекции готовят заключение о возможности безопасной эксплуатации дома, что влияет на присвоение зданию статуса аварийного или ветхого.

Осуществление жилищного надзора органами ГЖИ происходит только в рамках конкретного субъекта Федерации (полномочия ограничиваются областными территориями). Для управления на местах формируются городские отделы.

В работе инспекция должна подчиняться нормам законодательства. А именно Конституции РФ (каждому жителю России гарантировано право на защиту личной собственности), ЖК РФ (касательно правил целевого использования жилья и управления домами), ведомственными законами, устанавливающими правила осуществления надзора и проведения целевых проверок.

Кто и кого проверяет в рамках госжилнадзора

Проводить мероприятия по региональному госжилнадзору могут руководитель органа ГЖН или его заместитель, а также уполномоченный на это сотрудник – инспектор (п. 3 проекта). Проверять они вправе юрилиц, ИП и граждан, которые обязаны соблюдать обязательные требования к их деятельности.

Требования установлены жилищным законодательством, а также НПА в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности в отношении всего жилфонда, кроме муниципального (абз. 2 п. 4 проекта). Также в рамках жилнадзора проверяют работу региональной и муниципальной власти (абз. 3 п. 4 проекта).

Основные задачи

Жилищно-коммунальные инспекторские службы уполномочены исполнять следующие действия:

  • принятие жалоб и заявлений от населения касательно нарушения требований законодательства и устранение противоправных действий (самостоятельное выявление);
  • рассмотрение споров в сфере предоставления коммунальных услуг (защита потребительских прав);
  • неисполнение своих обязанностей управляющими компаниями;
  • изменение условий эксплуатации домов;
  • возникновение обстоятельств, ставящих под сомнение безопасность проживания в недвижимости.

Для полноценного исполнения задач на вверенной территории Жилинспекция может проводить следующие мероприятия:

  • государственный жилищный надзор за техническим состоянием зданий и порядком их эксплуатации;
  • ознакомление с документами провайдеров коммунальных услуг, а также контроль качества подаваемых ресурсов;
  • организация проверок домов;
  • контроль деятельности ЖКХ (особенно в переходной период между сезонами, когда особое внимание уделяется коммуникациям);
  • рассмотрение заявлений и принятие решений касательно возможности переоборудования жилья.

Учитывая такой широкий спектр полномочий, жители района могут обращаться к инспекторам с жалобами по любому вопросу, связанному с эксплуатацией многоквартирного дома.

Что и какими методами проверяют органы ГЖН

Задача контрольных мероприятий – предупреждать, выявлять и пресекать нарушения обязательных требований (п. 9 проекта). В п. п. 5, 6 проекта Минстрой России прописал, что является предметом контрольно-надзорной деятельности органов ГЖН. Так, юрилиц, ИП и граждан инспекторы проверяют на соблюдение требований:

  • к использованию и сохранности жилых помещений, общего имущества собственников в МКД;
  • к переводу жилого помещения в нежилое помещение и обратно, к их перепланировке, переустройству;
  • к формированию фондов капремонта;
  • к созданию и деятельности управляющими домами организаций;
  • к предоставлению коммунальных услуг потребителям;
  • к порядку изменения размера платы в случае некачественного оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества;
  • к порядку индексации размера платы за жилое помещение;
  • к процедуре ограничения коммунальных услуг;
  • к энергоэффективности и оснащённости помещений домов приборами учёта;
  • к порядку размещения РСО, УО, ТСЖ, кооперативами обязательной информации в ГИС ЖКХ;
  • к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах.

Предметом проверок органов власти является соблюдение ими требований к содержанию МКД, определению размера платы за жилое помещение в домах без УО и утверждённого тарифа. Также орган ГЖН контролирует, как ведомства выполняют требования НПА о размещении информации в ГИС ЖКХ.

В п. 10 проекта положения прописано, каким образом орган ГЖН борется с нарушением обязательных требований. Ведомство занимается их профилактикой, проводит проверки. Оно просекает нарушения и требует от нарушителей устранить их последствия, собирает для анализа сведения об исполнении проверяемыми лицами норм НПА.

Требования НПА о досудебном обжаловании решений надзорных органов

Какие вопросы решает и какие права имеет

Такие жилищные инспекторские органы исполняют много задач по разным направлениям. И чтобы гарантировать успешную и эффективную деятельность организации, законодательные акты предусматривают дополнительные права должностных лиц в этой сфере. К ним относятся:

  • беспрепятственный доступ ко всем коммуникациям с целью проведения их проверки;
  • возможность обследования домов в любое желаемое время (в том числе, без предварительного предупреждения УК, ЖКХ или самоуправления);
  • сбор информации от юридических и физических лиц, а также организаций, которая отображает порядок пользования домом, условия предоставления коммунальных услуг и оказания необходимой поддержки жильцам;
  • фиксация нарушений закона;
  • составление административных протоколов и предписаний с целью привлечения виновных лиц к ответственности;
  • инициация рассмотрения споров в судах;
  • заключение контрактов с провайдерами услуг и товаров, необходимых для надлежащего использования дома;
  • собрание жильцов и проведение разъяснительных бесед;
  • рассмотрение жалоб и заявлений населения;
  • личный прием граждан;
  • проведение мероприятий по борьбе с коррупцией.

Зачем нужно новое положение о региональном госжилнадзоре

В дни, когда в Санкт-Петербурге при поддержке Минстроя России проходила конференция о контрольно-надзорной деятельности в сфере ЖКХ, ведомство разместило на портале проектов НПА текст положения о правилах проведения регионального госжилнадзора (ID 02/07/08-21/00119585).

Разработка такого документа – требование новых НПА: Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ и Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ. Именно № 170-ФЗ внёс такую норму в ч. 3 ст. 20 ЖК РФ. Когда новое положение «Об общих требованиях к организации и осуществлению регионального государственного жилищного надзора» будет утверждено, утратит силу постановление Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре».

Новое положение существенно отличается от действующей редакции из ПП РФ № 493 устанавливает. В проекте более подробно прописаны полномочия органов ГЖН, основания и порядок организации и проведения ими плановых и внеплановых проверок, метода их проведения. Также в документ внесены новые требования к органам ГЖН, в том числе к размещению информации на сайте ведомства. Делаем обзор документа, который напрямую касается работы управляющих домами.

Что с 1 июля 2021 года изменится в сфере надзора за работой УО и ТСЖ

Что нужно знать о ГЖИ

Во многом эффективность работы региональных госжилинспекций зависит от активности взаимодействия с населением. Так, работа ведется посредством проведения личных встреч с жильцами, а также путем рассмотрения различных жалоб и заявлений населения. Подать ходатайство в ГЖИ можно лично в локальном отделении, в электронном виде на официальном сайте организации, а также по телефону.

Дополнительно нужно учитывать следующие принципы деятельности организации:

  1. Жилинспекции подчиняются все государственные и частные фирмы, чья деятельность связана с эксплуатацией домов. Это касается ЖЭКов, а также частных провайдеров коммунальных услуг. Подчинение проявляется в праве осуществления надзора за деятельностью таких компаний, а также их привлечением к ответственности виновных лиц.
  2. Коммерческие УК отчитываются в результатах своей работы закрепленным инспекторам. Это делается для того, чтобы избежать злоупотребления своими полномочиями управляющими фирмами, а также предотвращения некачественного исполнения вверенных обязанностей.
  3. Участие в качестве посредника между встречными сторонами в спорах, касающихся эксплуатации домов, предоставления коммунальных ресурсов или благоустройстве придомовых территорий.
Читайте также:  Булатова 68 омск жилищная инспекция как доехать

В какой срок орган ГЖН должен ответить на досудебную жалобу на свои действия

Согласно п. 38 проекта, в отношении государственного жилищного надзора применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб, который установлен гл. 9 № 248-ФЗ. В соответствии с п. 41 проекта положения, орган ГЖН должен рассмотреть поступившую на его действия жалобу в течение 20 рабочих дней с даты её регистрации.

От редакции: в проекте положения не прописаны требования и порядок обжалования действий или решений органов Госжилнадзора. Они подробно изложены в гл. 9 № 248-ФЗ:

  • Юрлицо или ИП обязан подать досудебную жалобу в надзорный орган в электронном виде через Госуслуги или аналогичные региональные порталы (ч. 1 ст. 40 № 248-ФЗ).
  • Срок направления жалобы на действия или бездействие надзорного ведомства – тридцать календарных дней со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (ч. 5 ст. 40 № 248-ФЗ).
  • Если лицо оспаривает полученное предписание, то срок подачи жалобы составит десять рабочих дней с момента его получения (ч. 6 ст. 40 № 248-ФЗ).

У надзорного органа есть восемь оснований для отказа рассматривать досудебную жалобу.

Полномочия и права Государственной жилищной инспекции

Комитет государственного жилищного надзора и лицензионного контроля уполномочен исполнять следующие функции:

  • проверка ухода за общедомовой собственностью;
  • надзор за качеством предоставления коммунальных сервисов;
  • решение конфликтных ситуаций, связанных с установлением стоимости услуг ЖКХ;
  • контроль соблюдения договоров, которые стали заключаться между жильцами и управляющими фирмами, а также провайдерами услуг;
  • проверки исправности числительных приборов.

Как показывает практика, большинство жалоб и обращений в инспекцию поступают по вопросам, связанным с некачественным исполнением обязанностей управляющими компаниями. А именно:

  • отказ в проведении поточного или капитального ремонта;
  • неисправность освещения;
  • поломки лифта и отсутствие мастера по ремонту;
  • ненадлежащий уход за придомовыми территориями;
  • неисправность коммуникаций;
  • экономические споры, связанные с необоснованным завышением стоимости коммунальных услуг.

Правительство Амурской области

УТВЕРЖДЕНО постановлением губернатора
Амурской областиот 3 августа 2007 г. № 455
Положение
о государственной жилищной инспекции Амурской области(с изменениями и дополнениями от: 8 августа 2008 г., 9 февраля 2010 г., 13 февраля, 18 декабря 2013 г., 9 сентября, 8 декабря 2014 г., 10 марта, 20 ноября 2015 г.,25 февраля 2021 г.)
I. Общие положения

1. Государственная жилищная инспекция Амурской области (далее — инспекция) является исполнительным органом государственной власти Амурской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора. 2. Утратил силу. 3. Инспекция является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы, бланки со своим наименованием, самостоятельный баланс и смету, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом (основным Законом) Амурской области, законами Амурской области, постановлениями и распоряжениями губернатора области и Правительства области, а также настоящим Положением. 5. Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления области, юридическими и физическими лицами по вопросам, находящимся в ведении инспекции, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. 6. Финансовое обеспечение деятельности инспекции осуществляется за счет средств областного бюджета. 7. Сокращенное наименование инспекции — Амуржилинспекция. 8. Местонахождение инспекции: 675000, г. Благовещенск, ул. Шевченко, 24.

II. Задачи инспекции

Основными задачами инспекции являются обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечение контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществление регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля; лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.

III. Полномочия инспекции

осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляет проектировки поступлений на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу в министерство финансов Амурской области в рамках бюджетного процесса области; исполняет иные бюджетные полномочия администратора доходов бюджета, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации. 1.17. Обеспечивает в установленном порядке охрану труда в инспекции. 1.18. Организует мероприятия мобилизационной подготовки и мобилизации инспекции. 1.19. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну. 1.20. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, законами области и иными нормативными правовыми актами области.

11. Инспекция при реализации полномочий обеспечивает приоритет целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках, относящихся к установленным сферам деятельности инспекции.

2. Для осуществления возложенных полномочий инспекция имеет право обращаться в суд с заявлениями: 1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации; 2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер; 3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований Жилищного кодекса Российской Федерации о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров; 4) в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований; 5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации. 6) об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами. 3. Должностные лица инспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: 3.1. Запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований, лицензионных требований. 3.2. Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) начальника (заместителя начальника) инспекции о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение лицами, предусмотренными в соответствии с частью 2 статьи 91.18 Жилищного кодекса Российской Федерации, требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным, домом в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров. 3.3. Выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям. 3.4. Составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений. 3.5. Направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

IV. Организация работы инспекции

RTF rtf, 167.05 Кб
RTF Положение о государственной жилищной инспекции Амурской области rtf, 164.8 Кб

Как действует Госжилинспекция в случае жалобы со стороны жильцов?

Официальная исполнительная деятельность Госжилнадзора осуществляется на основании ведомственного Положения. В статьях нормативно-правового акта зафиксирован порядок реагирования должностных лиц на все жалобы и обращения жильцов. Алгоритм действий следующий:

  1. Потребитель передает в локальный отдел письменное заявление, в котором обозначает текущие претензии. Единой формы обращения не существует, но для ясности обстоятельств, предстоит отобразить дату обращения, фамилию должностного лица, допустившего нарушения, а также материальный вред, если такой был причинен. Заявление готовится в двух экземплярах, один из которых остается у самого гражданина.
  2. Обращение регистрируется в Журнале, после чего начинается разбирательство. Максимальный срок проведения проверки не установлен, но уже через 10 суток заявитель должен получить ответ с указанным списком предпринятых действий.
  3. Назначается ответственный инспектор, который проверяет обоснованность поданной жалобы. С этой целью ответственное лицо лично отправляется в дом для проверки нарушений, а также истребует документацию от компетентных организаций.
  4. При подтверждении нарушения составляется Акт, в котором отображается суть проступка. Акт подписывается инспектором, нарушителем, заявителем и двумя независимыми свидетелями. Дополнительно готовится Предписание с требованиями устранить нарушение и прекратить незаконные действия.

Предписание передается виновным органам и для его исполнения есть 30 суток. За этот срок все недостатки должны быть устранены.

Основные функции

Главное, для чего создавалась жилищная инспекция- это:

Кроме этих, основных функций, жилищная инспекция выполняет еще ряд назначений:

  • отвечает за осуществление работ, связанных с использованием коммунального инвентаря;
  • контролирует обоснованность установленных норм потребления коммунальных услуг;
  • обеспечивает надзор за более экономным расходом ресурсов;
  • оказывает информационные услуги жителям;
  • следит за соблюдением правил в процессе оценки жилья: пригодно оно для дальнейшего в нем проживания или его следует признать нежилым.

Таким образом, ГЖИ призвано обеспечить соблюдение всех законодательных актов, которые регламентируют жилищные отношения. Кроме того, она следит за тем, чтобы исполнялись законы о сбережении энергии и модернизации.

Именно жилищная инспекция контролирует создание фондов капитального ремонта, а также законное формирование управляющих компаний (УК), товариществ собственников жилья (ТСЖ) и жилищных кооперативов. Однако осуществлять вмешательство в финансовую и хозяйственную деятельность всех выше указанных объединений она права не имеет.

Материал по теме Правила остекления офисных помещений

Какие вопросы не входят в полномочия ГЖИ

Председатель исполнительного комитета ГЖИ может назначать проверки по всем видам нарушений, кроме экономических. Так, в ведении инспекции не находятся вопросы, связанные с использованием денежных средств жильцов управляющими компаниями или ТСЖ. Все, что касается финансовой деятельности УК, относится к полномочиям правоохранительных органов и ФНС.

Как уже отмечалось выше, за свои действия ГЖИ также несут ответственность. В чем заключаются незаконные действия отделений ГЖИ, обозначено в ведомственном Положении о службе. Чаще всего это касается фактов отказа в рассмотрении жалоб жильцов. Чтобы привлечь инспекторов к ответу, нужно готовить обращение в вышестоящий орган.

Государственная жилищная инспекция города Москвы

Официальный сайт — https://www.mos.ru/mgi/

Какие есть виды проверок и какими методами они проводятся

В разделе IV прописаны принципы организации и проведения проверок. Как и сейчас, они могут быть плановым и внеплановыми, при этом в отношении жилых помещений орган ГЖН не вправе проводить плановые проверки (п. 28 проекта).

Проверять контролируемых лиц ведомство может без взаимодействия с ними или контактируя с проверяемым. Согласно п. 29 проекта, к методам «при взаимодействии» относятся встречи, телефонные и иные переговоры между инспектором и лицом, запрос документов, визит инспектора по месту деятельности контролируемого. Это могут быть инспекционный визит, документарная или выездная проверка.

Без взаимодействия орган ГЖН проводит наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Также надзорные мероприятия могут заключаться в осмотре, опросе, получении письменных объяснений, инструментальном обследовании жилфонда (п. 30 проекта).

Для проведения проверок по жалобам лиц и ведомств органы ГЖН обязаны утвердить индикаторы риска нарушений обязательных требований. Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливает Минстрой РФ (п. 33 проекта).

Если в орган Госжилнадзора поступает жалоба на нарушения в муниципальном жилфонде, то ведомство должно перенаправить её в соответствующий орган власти в течение семи дней с момента поступления письма (п. 34 проекта).

Что такое индикаторы риска нарушений, и используют ли их органы ГЖН

Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) — орган исполнительной власти районной, городской и региональной администрации, призванный контролировать исполнение юридическими лицами и гражданами норм жилищного законодательства. Структура создается на уровне субъекта РФ и его населенных пунктов (районов). В своей деятельности ГЖИ руководствуется Конституцией РФ, кодексами, федеральными (в частности, Постановлением Правительства РФ № 493 от 11.06.2013 г.) и местными нормативными актами. … Полномочия и функции ГЖИ. Жилищная инспекция в лице местных и региональных отделений: осуществляет государственный региональный и муниципальный жилищный надзор

Источники
  • https://xn--80apaebca2acgcmgk.xn--p1ai/eksperty/goszhilinspektsiya-zajmetsya-zhilishhnym-kontrolem-v-regionah.html
  • https://ya-advokat.ru/kakie-polnomochiya-u-zhilishhnoj-inspekcii/
  • https://urcentr-msk.ru/zhkh/polnomochiya-zhilishchnoj-inspekcii.html

Рейтинг
Загрузка ...